ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 4

 

 

49 

 

Сеть  автомобильных  дорог  имеет  протяженность  934  км  (включая 

ведомственные), из них 376 км (40%) - с твердым покрытием. 

Главные  автодороги:  Усинск-Возей-Харъяга  и  Колва-Парма-Усинск-

Усть-Уса-Новикбож. 

Водная инфраструктура  

Во  время  навигационного  периода  предусмотрены  речные  перевозки. 

Объем  перевозок  около  0,1%  в  объеме  перевозок  грузов  и  грузооборота. 
Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет около 215 
км. 

Городской округ Ухта 

МО  ГО  «Ухта»  расположено  в  центральной  части  Республики  Коми. 

Используются 

следующие 

виды 

сообщений: 

железнодорожный, 

автомобильный и  воздушный  транспорт.  В  южной  и  северо-западной части 
территории МО ГО «Ухта» в зимний период действуют сезонные автодороги 
–  «зимники».  На  территории  округа  присутствуют  труднодоступные 
населённые  пункты  (Село  Кедвавом  и  деревня  Поромес),  с  которыми 
отсутствует  железнодорожное  и  речное  сообщение,  автомобильное 
сообщение становится возможным только в зимний период.  

Железнодорожная инфраструктура 

Населённые  пункты  округа  связаны  между  собой,  а  также  с  другими 

муниципалитетами республики магистральной железной дорогой «Москва – 
Котлас – Воркута» с её ответвлением на Сосногорск – Троицко-Печорск. 

Административный центр городского округа связан железной дорогой с 

г. Москва (1 559 км), г. Сыктывкар (325 км), а также с гг. Печора, Усинск, 
Воркута.  Протяжённость  участка  железнодорожной  магистрали  составляет 
82 км.  

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость автомобильных дорог в МО ГО «Ухта» составила 539,3 

км.  

По 

территории 

округа 

проходят 

автомобильные 

дороги 

республиканского  значения  Сыктывкар  –  Ухта,  Ухта  –  Троицко-Печорск, 
Ухта  –  Вуктыл  и  дороги  местного  значения.  Выход  из  МО  ГО  «Ухта»  на 
федеральную автодорожную сеть страны обеспечивает автомобильная дорога 
общего пользования регионального значения «Сыктывкар – Ухта – Печора – 
Усинск – Нарьян-Мар». В центральные районы страны ведёт автомобильная 
трасса Сыктывкар – Киров.  

50 

 

Муниципальный район Вуктыл 

МО  МР  «Вуктыл»  расположено  в  восточной  части  Республики  Коми. 

Используются  следующие  виды  сообщений:  автомобильный  и  речной 
транспорт.  Район  не  имеет  прямого  железнодорожного  выхода  к  столице 
республики, самая близкая железнодорожная станция – Сосногорск.  

Автомобильная инфраструктура  

Автомобильная инфраструктура слабо развита и концентрируется в юго-

западной  части  района,  тяготеющей  к  административному  центру. 
Протяжённость автомобильных дорог в МО МР «Вуктыл» составляет около 
440 км. 

Транспортной  особенностью  территории  МО  МР  «Вуктыл»  является 

отсутствие мостовой переправы через р. Печора на единственно возможном 
пути автомобильного сообщения – автодороге регионального значения Ухта 
–  Вуктыл  с  паромной  переправой  в  период  навигации.  Данное  положение 
ограничивает  транспортное  сообщение  района  с  другими  территориями 
Республики Коми в период осеннего ледостава и весеннего ледохода.  

На  территории  района  расположены  зимние  автомобильные  дороги: 

Подчерье – Кырта (18 км) и Вуктыл – Усть-Воя (100 км).  

Водная инфраструктура  

Транспортную систему района формирует р. Печора, которая пересекает 

весь  район,  и  в  период  навигации  принимает  на  себя  определённую  часть 
грузовых и пассажирских перевозок.  

Муниципальный район Ижемский 

МО МР «Ижемский» расположено в северо-западной части Республики 

Коми. В системе транспортного обслуживания Ижемского района участвуют 
автомобильный,  речной,  воздушный  транспорт.  Железные  дороги  на 
территории района отсутствуют, ближайшая станция находится в 100 км от 
райцентра - с.Ижма. Транспортную систему района формируют река Ижма, 
приток  р.  Печора,  и  идущая  параллельно  ей  автомобильная  дорога  Усть-
Цильма  –  Ижма  с  продолжением  до  ст.  Ираель  железной  дороги  Москва  – 
Котлас  –  Воркута.  Внутреннюю  связанность  территории  обеспечивают 
небольшие участки автодорог, связывающие районный центр с населенными 
пунктами и, в период распутицы, воздушное сообщение. 

Автомобильная инфраструктура  

Сеть автомобильных дорог имеет протяженность 533 км, из них 157 км 

(29%)  –  с  твердым  покрытием.  Перевозка  грузов  по  территории  района  и 
связь  с  соседними  регионами  осуществляется  в  основном  автомобильным 

51 

 

транспортом.  Стоит  отметить  отсутствие  автодорог  круглогодичного 
действия между населенными пунктами. 

Водная инфраструктура  

Судоходство  осуществляется  в  основном  на  крупных  реках  Печора  и 

Ижма. 

Муниципальный район Княжпогостский 

МО  МР  «Княжпогостский»  расположено  в  западной  части  Республики 

Коми.  Используются  следующие  виды  сообщений:  железнодорожный  и 
автомобильный  транспорт.  Транспортные  разрывы  затрудняют  связанность 
административного  центра  с  населёнными  пунктами  сельских  поселений 
«Княжпогост»,  «Серёгово»,  «Туръя»  и  «Ветью».  Ледовые  переправы 
расположены  в  районе  с.  Туръя  и  с.  Княжпогост  (р.  Вымь).  Кроме  того,  в 
районе имеются наплавные мосты – д. Весляна (р. Весляна) и д. Евдино (р. 
Вымь).  В  западной  и  северной  части  района  широко  используются 
«зимники».  

Железнодорожная инфраструктура 

По территории района проходит железнодорожная магистраль «Москва 

– Котлас – Воркута» с веткой «Чиньяворык – Тиман» (бокситовый рудник). 

Протяжённость  железных  дорог  в  пределах  района  составляет  173  км. 

Основные железнодорожные станции: Княжпогост, Синдор, Весляна, Иоссер, 
Тракт,  Чиньяворык.  Ближайшие  расстояния  от  них  до  центров  поселений 
находятся в пределах 14 – 68 км (исключением является пст Мещура – 113 
км).  

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Княжпогостский» 

составила 725,3 км.  

По  территории  района  проходит  автомобильная  трасса  Сыктывкар  – 

Ухта  с  ветками  к  северу  на  пст  Седъюдор  и  к  югу  в  направлении  к  с. 
Серёгово с небольшими подъездами к отдельным населённым пунктам.  

Муниципальный район Койгородский 

МО МР «Койгородский» расположено в южной части Республики Коми. 

В системе транспортного обслуживания МО МР «Койгородский» в основном 
участвует автомобильный транспорт, при этом дороги в районе находятся в 
неудовлетворительном  состоянии.  Район  не  имеет  прямого  выхода  к 
железной 

дороге, 

ближайшая 

железнодорожная 

станция 

– 

Сыктывкар. Наличие зимних дорог не значительно. 

Автомобильная инфраструктура   

52 

 

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Койгородский» 

составила 596,2 км.  

Автодорога общего пользования Визинга – Кажим и далее – на Верхний 

и  Нижний  Турунъю  (с  усовершенствованным  покрытием)  соединяет  2 
административных  центра  МО  МР  «Койгородский»  и  «Сысольский»  (с. 
Койгородок  и  с.  Визинга)  и  дает  выход  району  к  столице  республики. 
Внутренняя  сеть  дорог  представлена  отходящими  от  неё  к  периферии 
ветками дорог местного значения, преимущественно низкого качества. 

Муниципальный район Корткеросский 

МО  МР  «Корткеросский»  расположено  в  южной  части  Республики 

Коми.  Район  не  имеет  прямого  выхода  к  железной  дороге,  ближайшая 
железнодорожная  станция  –  Сыктывкар.  Территорию  района  с  внешним 
миром связывает автодорога республиканского значения Сыктывкар – Усть-
Кулом.  Для  транспортной  сети  района  характерно  использование  зимних 
дорог.  

Автомобильная инфраструктура    

Транспортную систему МО МР «Корткеросский» составляет автодорога 

республиканского значения Сыктывкар – Усть-Кулом с ветками на север от 
с.  Сторожевск  до  населённых  пунктов  сельских  поселений  «Богородск»  и 
«Нившера». Южная ветка связывает административный центр с населёнными 
пунктами сельских поселений «Намск», «Мордино», «Позтыкерес» и «Усть-
Лэкчим».  Со  столицей  республики  район  связывает  также  грунтовая 
автодорога  Верхняя  Максаковка  –  Веселовка.  Параллельно  р.  Вычегда  в 
восточной части района пролегает небольшой усовершенствованный участок 
автодороги  Керес  –  Руч  –  Деревянск,  уходящий  на  территорию  МО  МР 
«Усть-Куломский».  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Корткеросский» 

составила 582,3 км.  

Муниципальный район Печора 

МО  МР  «Печора»  расположено  в  северо-восточной  части  Республики 

Коми.  Используются  следующие  виды  сообщений:  железнодорожный, 
автомобильный,  речной  транспорт.  Особенностью  транспортной  системы 
муниципалитета является пересечение в центральной его части (в районе г. 
Печора)  железнодорожной  магистрали  «Москва  –  Котлас  –  Воркута»  и 
водной артерии р. Печора, где производится перевалка грузов.  

Железнодорожная инфраструктура 

53 

 

На  железнодорожной  магистрали  в  пределах  района  расположены 

железнодорожные станции – Печора, Кожва, Зеленоборск, Каджером, Косью, 
Сыня, Чикщино. Общая длина участка железной дороги составляет 294 км.  

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Печора»  составила 

402,6 км. 

Водная инфраструктура  

Ранней весной в половодье в отдалённые населённые пункты бассейна р. 

Печора  завозятся  топливо  и  товары  народного  потребления.  Речной  порт 
расположен  на  правом  берегу  реки  (в  затоне  «Капин»)  в  черте  г.  Печора. 
Порт  ковшевого  типа,  причалы  расположены  в  бывшей  протоке,  которая 
перегорожена искусственной дамбой.  

Транспортные  разрывы  в  виде  водных  переправ  находятся  в  районе  г. 

Печора и на участке г. Печора – пст Озёрный (р. Печора).  

Муниципальный район Прилузский 

МО  МР  «Прилузский»  расположено  в  южной  части  Республики  Коми. 

Район  характеризуется  относительной  компактностью  проживания, 
близостью  населённых  пунктов  к  административному  центру  и  центрам 
поселений.  Средняя  удалённость  населённых  пунктов  до  с.  Объячево 
составляет  68  км,  до  центров  поселений  –  7  км.  Транспортные  разрывы 
«закрывают» 7 переправ (наплавных мостов через р. Луза), что характеризует 
ограниченную  транспортную  доступность  населённых  пунктов  сельских 
поселений  «Чёрныш»,  «Лойма»,  «Читаево»,  «Верхолузье»  и  «Ношуль». 
Действующих  зимников  немного,  они  используются  преимущественно  в 
центральной и частично в северной части района.  

Автомобильная инфраструктура   

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Прилузский» 

составила 714,3 км. 

Основной автомагистралью, которая на большом протяжении пересекает 

территорию  района  с  севера  на  юг,  является  федеральная  дорога  «Вятка». 
Она даёт выход к г. Сыктывкар на севере и г. Киров – на юге. Внутреннюю 
связанность  территории обеспечивают  дороги  местного  значения.  Наиболее 
протяжёнными и благоустроенными из них являются: Занулье – Матвеевская 
–  Гарь  –  Коржа  (с  2-мя  понтонными  мостами  через  р.  Луза),  Ношуль  – 
Лихачевская – Оньмесь – Верхолузье, Летка – Прокопьевка. Юго-западные и 
восточные ветки дорог преимущественно без покрытия. 

54 

 

Муниципальный район Сосногорск 

МО  МР  «Сосногорск»  расположено  в  центральной  части  Республики 

Коми.  Используются  следующие  виды  сообщений:  железнодорожный  и 
автомобильный транспорт. 

Железнодорожная инфраструктура 

Территорию района пересекает железнодорожная магистраль «Москва – 

Котлас  –  Воркута»  с  веткой  «Сосногорск  –  Троицко-Печорск». 
Протяжённость  железных  дорог  составляет  237  км.  В  пределах  района 
располагаются  7  железнодорожных  станций:  Сосногорск,  Нибель, 
Верхнеижемская, Вис, Ираёль, Керки, Малая Пера. 

Автомобильная инфраструктура  

От  железнодорожной  магистрали  с  запада  на  восток  всю  территорию 

района пересекает автодорога Сосногорск – Нижний Одес – Вуктыл, к северу 
от которой отходит участок дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – 
Нарьян-Мар. Протяжённость автомобильных дорог в МО МР «Сосногорск» 
составила 457,8 км. 

Муниципальный район Сыктывдинский 

МО  МР  «Сыктывдинский»  расположено  в  центральной  части 

Республики  Коми.  Используется  в  основном  автомобильный,  а  также 
железнодорожный  транспорт.  Район  характеризуется  относительной 
компактностью  проживания,  близостью  населённых  пунктов  к 
административному  центру  и  центрам  поселений.  Район  имеет  большой 
потенциал  в  плане  развития  транспортного  сообщения  с  сопредельными 
территориями. 

Железнодорожная инфраструктура 

По  территории  МО  МР  «Сыктывдинский»  пролегает  железнодорожная 

ветка  «Сыктывкар  –  Микунь»  (которая  связана  с  магистралью  «Москва  – 
Котлас – Воркута», обеспечивая выход в Европейскую часть страны). Район 
имеет выход на железнодорожные станции Сыктывкар и Язель и тупиковую 
железнодорожную  ветку  в  м.  Койты.  Расстояние  до  железнодорожной 
станции  Сыктывкар  от  с.  Выльгорт  составляет  4  км.  Протяжённость 
железнодорожных путей незначительна и составляет около 23 км. 

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Сыктывдинский» 

составила 444,1 км.  

По территории района проходят автомагистраль федерального значения 

«Вятка»  Сыктывкар  –  Киров  (которая  даёт  выход  к  столице  республики  и 
Кировской  области  через  территорию  МО  МР  «Сысольский»  и 

55 

 

«Прилузский»)  и  автодороги:  Сыктывкар  –  Ухта,  Сыктывкар  –  Микунь  – 
Яренск. 

Район  граничит  с  большим  числом  муниципальных  образований,  с 

круглогодичным транспортным сообщением автомобильных дорог: МО МР 
«Корткеросский»,  МО  МР  «Сысольский»,  МО  МР  «Усть-Вымьский»  и  МО 
ГО «Сыктывкар». 

Муниципальный район Сысольский 

МО МР «Сысольский» расположено в южной части Республики Коми. 

Район  характеризуется  относительной  компактностью  проживания, 
близостью  населённых  пунктов  к  административному  центру  и  центрам 
поселений. Средняя удалённость населённых пунктов до административного 
центра  составляет  30  км,  до  центров  поселений  –  4  км.  Не  имея 
железнодорожных  путей,  район  хорошо  обеспечен  автомобильными 
дорогами.  При  этом  в  дорожно-транспортном  комплексе  сохраняется 
высокий уровень износа основных фондов, недостаток финансовых средств. 
Транспортные коммуникации нуждаются в существенной реконструкции. 

Автомобильная инфраструктура   

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Сысольский» 

составила 571,4 км.  

Основу  автомобильных  дорог  составляет  федеральная  автодорога 

«Вятка»  Сыктывкар  –  Киров,  дающая  выход  к  столице  республики  и 
Кировской области через территорию МО МР «Прилузский».  

Внутреннюю  связанность  территории  обеспечивают  дороги  с  твёрдым 

покрытием  местного  значения,  представленные  ветками  разной 
протяжённости. 

Водная инфраструктура  

Основные водные артерии района: р. Сысола и её притоки рр. Большая и 

Малая Визинга. Транспортные разрывы, «сшиваемые» водными переправами 
(наплавными  мостами),  находятся  у  пст  Первомайский  (р.  Вычегда)  и  пст 
Ёльбаза (р. Малая Визинга). 

Муниципальный район Троицко-Печорский 

МО  МР  «Троицко-Печорский»  расположено  в  юго-восточной  части 

Республики  Коми.  Используются  следующие  виды  сообщений: 
железнодорожный  и  автомобильный  транспорт.  Рассредоточенность 
населённых  пунктов  на  обширной  территории  района  обусловила  наличие 
разорванных  водными  преградами  участков  автодорожной  сети  на 
территории  сельских  поселений  «Митрофан-Дикост»,  «Приуральский»  и 
«Усть-Илыч».  Более  33  %  населённых  пунктов  района  не  имеет 

56 

 

круглогодичной  связи  с  административным  центром.  Слабость  наземной 
связанности  периферийных  территорий  компенсируют  в  летний  период 
водный  транспорт,  а  в  зимний  –  «зимники».  В  летний  период  в  районе 
функционируют  4  паромные  переправы.  В  зимний  период  в  районе 
функционируют 10 ледовых переправ. 

Железнодорожная инфраструктура 

Транспортную систему МО МР «Троицко-Печорск» включает тупиковая 

ветка  «Сосногорск  –  Троицко-Печорск»  железнодорожной  магистрали 
«Москва  –  Котлас  –  Воркута».  Протяжённость  железнодорожных  путей 
незначительна и составляет 60 км. 

Автомобильная инфраструктура  

Транспортную  систему  МО  МР  «Троицко-Печорск»  включает 

проходящая  автодорога  республиканского  значения  «Ухта-Троицко-
Печорск», местные автодороги Троицко-Печорск – Большая Сойва, Троицко-
Печорск  –  Комсомольск-на-Печоре  –  Якша,  Троицко-Печорск  –  Нижняя 
Омра – Русаново – Покча и р. Печора. Протяжённость автомобильных дорог 
в МО МР «Троицко-Печорский» составила 421,5 км.  

Муниципальный район Удорский 

МО  МР  «Удорский»  расположено  в  западной  части  Республики  Коми. 

Используются следующие виды сообщений: железнодорожный и в основном 
автомобильный  транспорт.  В  районе  самое  большое  в  республике  число 
ледовых  переправ:  4  на  р.  Вашка  (с.  Большая  Пучкома,  с.  Важгорт,  д. 
Коптюга,  д.  Шиляево)  и  4  на  р.  Мезень  (с.  Кослан,  д.  Мучкас,  с.  Большая 
Пысса,  д.  Сёльыб).  Особенностью  наземных  транспортных  путей  является 
наличие действующих зимних дорог. 

Железнодорожная инфраструктура 

Транспортную систему МО МР «Удорский» включает железная дорога 

«Микунь  –  Кослан»  с  веткой  «Селэгвож  –  Вендинга».  Протяжённость 
железнодорожных путей в пределах района составляет 136 км.  

Автомобильная инфраструктура  

Транспортную  систему  МО  МР  «Удорский»  включает  сеть  автодорог, 

отходящих «кустами» от центра пересечения наземных транспортных линий 
Кослан  –  Усогорск  в  северном  направлении  на  д.  Макар-Ыб  и  пст 
Верхнемезенск, северо-западном – на д. Ыб и д. Большие Чирки, южном – на 
пгт  Междуреченск.  Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР 
«Удорский» составила 934,6 км. 

Имеющаяся  сеть  автомобильных  дорог  недостаточно  развита  и 

разветвлена,  вследствие  отсутствия  значительных  промышленных 

57 

 

производств  в  районе,  расположения  района  вне  зоны  значительных 
транспортных маршрутов.  

Объекты  дорожного  сервиса  практически  отсутствуют.  Необходимо 

отметить, что вдоль автодорог на территории района строительство больших 
мотелей,  ресторанов  и  кафе,  гостиничных  комплексов  –  нецелесообразно, 
поскольку не имеет значительного спроса. 

Муниципальный район Усть-Вымский 

МО  МР  «Усть-Вымский»  расположена  в  западной  части  Республики 

Коми. Район характеризует хорошо развитая сеть железных и автомобильных 
дорог,  речных  путей  (р.  Вычегда  с  её  крупным  притоком  –  р.  Вымь).  На 
территории  района  в  юго-восточном  направлении  от  станции  Мадмас  в 
зимний период года действует «зимник». 

Железнодорожная инфраструктура 

Небольшую 

по 

площади 

территорию 

района 

пересекает 

железнодорожная  магистраль  «Москва  –  Котлас  –  Воркута»  с  ветками  от 
станции  Микунь  на  станцию  Сыктывкар  и  станцию  Вендинга.  Общая 
протяжённость железнодорожных путей составляет 140 км. 

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Усть-Вымский» 

составила 351 км.   

По  территории  района  проходят  автомобильные  дороги  Сыктывкар  – 

Ухта  и  Вогваздино  –  Яренск,  а  также  дороги  местного  значения  Айкино  – 
Кослан,  Усть-Вымь  –  Серёгово,  Тыдор  –  Кожмудор  –  Позялэм  (МО  МР 
«Сыктывдинский»),  Кырс  –  Заречье  (до  паромной  переправы  через  р. 
Вычегда, левый берег). 

Муниципальный район Усть-Куломский 

МО  МР  «Усть-Куломский»  расположено  в  юго-восточной  части 

Республики  Коми.  Железнодорожный  транспорт  в  районе  отсутствует, 
расстояние  центров  поселений  до  ближайшей  железнодорожной  станции 
«Сыктывкар» изменяется в пределах от 182 до 295 км.  

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  МР  «Усть-Куломский» 

составила 1 152,0 км. 

Характер  автодорожной  сети  района  определяется  удалённостью 

населённых  пунктов  от  республиканского  центра  и  дальней  периферией 
(более 33 % населённых пунктов расположены на окраинах района и слабо 
обеспечены автодорожной сетью). 

58 

 

По  территории  МО  МР  «Усть-Куломский»  проходят  автомобильные 

дороги  общего  пользования  регионального  и  (или)  межмуниципального 
значения: Сыктывкар–Троицко-Печорск (на участках 135–580 км и 342–570 
км), Усть-Кулом – Усть-Нем – Мыёлдино, Усть-Кулом – Керчомъя – Дзёль, 
Усть-Кулом – Аныб связывающие сельские поселения с районным центром. 
Северный куст связывает населённые пункты СП «Вольдино», «Помоздино» 
и «Пожег». По сравнению с Усть-Куломским он слабее обеспечен дорогами с 
усовершенствованным  типом  покрытия.  Восточный  куст  объединяет 
населённые  пункты  сельских  поселений  «Югыдъяг»  и  «Усть-Нем».  Здесь 
преобладают 

дороги 

с 

твёрдым 

покрытием,  доля  дорог  с 

усовершенствованным покрытием не значительна.  

Муниципальный район Усть-Цилемский 

МО  МР  «Усть-Цилемский»  расположено  на  северо-западе  Республики 

Коми.  В  районе  располагается  множество  крупных  и  мелких  рек. 
Используются  следующие  виды  сообщений:  автомобильный  и  внутренний 
водный транспорт, вертолетное обслуживание в период распутицы (ледостав 
и  ледоход).  Труднодоступные  населенные  пункты    обеспечены  движением 
автобусов в зимнее время, вертолетом в распутицу. Две третьих части дорог 
сезонного пользования – категория зимников.   

Железнодорожная инфраструктура  

Ближайшая  железнодорожная станция «Ираель» находится в 225 км от 

с.Усть-Цильма.  Обеспечен  регулярный  поток  пассажиров  автобусами  АТП 
до  ж/д  ст.  Ираель,    всех  населенных  пунктов  расположенных  на  правом 
берегу р.Печора, где имеются дороги. 

Автомобильная инфраструктура  

Протяженность  автомобильных  дорог  общего  пользования  –  283  км,  в 

том  числе  с  твердым  покрытием  –  48  км,  зимников    278  км.,  в  т.ч.  7,2  км 
ледовых  переправ.  Есть  выход  к  железной  дороге  станция  Ираель. 
Отсутствует  автомобильная  дорога,  связывающая  район  с  центром 
республики.  Нет  круглогодичных  дорог    к  8  поселениям  из  11  поселений 
района. Техническое состояние дорог требует улучшения.   

Водная инфраструктура  

В  летнее  время  в  (период  навигации)  востребован  водный  вид 

сообщения по р. Печора. Малые реки используются в период полноводья. На 
территории района действуют частные паромные переправы. В зимнее время 
с  установлением  ледовых  переправ  транспортные  перевозки  стабильны  по 
всему  району,  но  в  короткий  период  (январь  –  март).  Труднодоступные 

59 

 

населенные  пункты  обеспечены  движением  речным  транспортом  в  период 
навигации. 

4.3. 

Анализ  транспортной  инфраструктуры  с  точки  зрения 

обращения с отходами. 

Особенности  Республики  Коми,  оказывающие  существенное 

влияние  на  развитие  транспортной  инфраструктуры  для  системы 

обращения с отходами1 

− 

резко  континентальный  климат  с  холодной  зимой  и  жарким 

летом; 

− 

низкая плотность населения - 2,1 чел. на 1 кв.км; 

− 

в  населенных  пунктах  с  численностью  населения  более  5  тыс. 

проживает 91% населения  республики,  причем 61%  населения  проживает  в 
городских округах - Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта, Инта; 

− 

наличие  населенных  пунктов,  имеющих  автомобильное 

сообщение только в зимний период (зимники); 

− 

наличие  населенных  пунктов  с  локальным  проживанием 

коренных малочисленных народов; 

− 

основу  республиканской  экономики  составляет  добывающая 

промышленность,  базирующаяся  на  эксплуатации  месторождений  нефти  и 
газа и имеющая сырьевую направленность. 

Принимаемые  для  целей  территориальной  схемы  обращения  с 

отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными  отходами 

допущения: 

− 

Авиационные  транспортные  пути  для  транспортирования 

отходов 

не 

рассматриваются. 

За 

возможным 

исключением 

транспортирования  отходов,  содержащих  особо  ценные  драгоценные, 
редкоземельные, щелочно-земельные металлы (при наличии); 

− 

Трубопроводный  транспорт  для  транспортирования  жидких 

отходов  за  пределами  промышленных  предприятий,  образующих  такие 
отходы,  не  используется,  следовательно,  для  системы  транспортирования 
отходов в регионе не рассматривается. 

Анализ стратегических документов с точки зрения обращения отходами 

представлен в Таблице №  4. Анализ стратегических документов. 

 

Таблица №  4. Анализ стратегических документов. 

                                                           

1

  Концепция  по  обращению  с  отходами  производства  и  потребления  в  Республике  Коми,  утв. 

Распоряжением  Правительства  Республики  Коми  от  16  октября  2012  г.  N  408-р  в  ред.  Постановления 

Правительства РК от 23.07.2014 г. №294 

60 

 

 

Источник 

информации 

Текущее/перспективное положение 

транспортной инфраструктуры 

Выводы и предложения 

относительно системы 

обращения с отходами 

Общая 

информация 

На сегодняшний день значительную 

часть территории Республики Коми 

занимают труднодоступные районы 

В период, когда 

транспортирование не 

осуществляется по 

климатическим 

особенностям, отходы 

накапливаются, 

обрабатываются 

утилизируются, 

обезвреживаются или местах 

образования 

Стратегия 

социально-

экономического 

развития 

Республики Коми 

Густота внутренних водных 

судоходных путей составляет 9,8 км 

на 1000 кв.км территории (в России - 

соответственно 102 тыс. км и 5,9 км на 

1000 кв.км территории). 

Допустимо сделать ориентир 

и акцент на водный 

транспорт 

Основные 

направления 

развития 

транспортной 

системы 

Республики Коми 

до 2020 года 

Сохранение эксплуатации 

малоинтенсивных железнодорожных 

линий Сосногорск – Троицко-Печорск, 

Микунь – Кослан – Вендинга.  

Линия «Сосногорск - Троицко-

Печорск» протяженностью 161,8 км 

является малодеятельным тупиковым 

участком, который обеспечивает 

транспортное обслуживание 

прилегающих населенных пунктов и 

предприятий, данная линия является 

убыточной малоинтенсивной 

железнодорожной линией. 

Задача сохранения 

малодеятельных участков 

железных дорог является 

стратегической для региона. 

Сбор и транспортирование 

отходов может добавить 

экономической 

эффективности 

малоинтенсивным 

железнодорожным путям за 

счет дополнительной 

деятельности. 

Транспортирование отходов 

от объектов накопления, 

обработки и перегрузки  

целесообразным 

осуществлять посредством 

железнодорожного 

транспорта. 

 

Из-за недостаточной развитости 

транспорта сдерживаются 

комплексное освоение новых 

территорий и разработка 

месторождений полезных ископаемых 

Новые создаваемые 

промышленные предприятия 

будут развиваться вместе со 

строительством дорог, тогда 

не возникнет проблем с 

транспортированием 

отходов к местам обращения 

 

Бюджетные субсидии пока полностью 

не покрывают потери в доходах 

транспортных компаний 

Возможно предусмотреть 

государственное 

(региональное) 

субсидирование работ по 

транспортированию отходов 

 

Остро стоит проблема привлечения 

инвестиций, что обусловлено низкими 

Отнести проекты по 

транспортированию и 

61 

 

инвестиционными возможностями 

предприятий, трудностями с 

привлечением долгосрочных заемных 

средств, неразвитостью механизмов 

государственно-частного партнерства. 

логистической обработке 

(сортировке, перегрузке) 

отходов к проектам 

государственно-частного 

партнерства 

 

Одно из направлений развития 

железных дорог- грузовые перевозки 

специальным подвижным составом 

Транспортирование отходов 

в специальных вагонах-

дамперах 

 

Строительство железнодорожной 

магистрали «Соликамск - Гайны - 

Сыктывкар - Карпогоры – 

Архангельск» (проект «Белкомур»). 

На перспективном участке 

создаваемой 

железнодорожной 

магистрали возможно 

ставить объекты 

логистической обработки 

отходов. 
Также возможно 

предусмотреть развитие 

межрегиональных потоков в 

Архангельскую область, 

Пермский край и далее 

транзитом через указанные 

регионы. 

 

Неразвитость сети государственных 

автомобильных дорог общего 

пользования. По данному показателю 

республика отстает от других 

субъектов Российской Федерации 

Исходя из этого, 

целесообразным применять 

технологии накопления и по 

возможности термического 

обезвреживание на 

территориях, приближенных 

к местам накопления 

 

Строительство автомобильных дорог: 

«Айкино - Кослан», «Ухта – Троицко-

Печорск – Комсомольск - Якша», 

«Печора - Вуктыл 

В данный момент 

существует возможность 

транспортирования отходов 

только посредством речного 

транспорта. (Айкино-Кослан 

– ж\д) При вводе дорог для 

автомобилей открывается 

возможность 

круглогодичного 

транспортирования на этих 

участках. Тем не менее, 

требуется экономический 

расчет менее затратного 

способа транспортирования 

с учетом всей 

технологической цепочки. 

Железнодорожный 

транспорт, при условии 

наличия парка вагонов,  

является менее затратным. 

62 

 

 

Инвестиционный проект способен 

оказать существенное влияние на 

темпы экономического роста и 

усиление интеграции экономики 

Республики Коми, Ненецкого и 

Ямало-Ненецкого автономных округов 

в экономику России. 

Реализация принципа 

межрегионального 

взаимодействия в части 

обращения с отходами 

Концепция по 

обращению с 

отходами 

производства и 

потребления в 

Республике Коми. 

В населенных пунктах республики со 

значительной численностью населения 

целесообразно организовать площадки 

по обращению с отходами, 

особенностью которых является 

наличие на них объектов по обработке, 

утилизации, обезвреживанию отходов, 

площадок складирования вторичного 

сырья 

Целесообразно создание 

комплексных объектов 

обращения с отходами в 

форме индустриальных 

парков с распространением 

на них возможной 

государственной поддержки 

в форме предоставления 

земельных участков на 

льготной или безвозмездной 

основе, подведения 

инженерной 

инфраструктуры, налоговых 

каникул и т.п. 

 

Для некоторых населенных пунктов, 

отдаленных от объектов обращения с 

отходами, целесообразно организовать 

двухэтапный вывоз твердых бытовых 

отходов с использованием 

мусороперегрузочных станций, 

который включает в себя следующие 

технологические процессы: 

раздельный сбор отходов в местах 

накопления отходов; 

Транспортирование отходов 

собирающим спецавтотранспортом на 

мусороперегрузочную станцию; 

перегрузка в большегрузные 

транспортные средства; 

вывоз отходов к месту их обработки, 

утилизации, обезвреживания, 

размещения; 

выгрузка отходов на объекте 

обращения с отходами. 

Целесообразно 

использование данных 

рекомендаций при 

составлении логистической 

схемы обращения с 

отходами.  

 

 

 

4.4.  Основные  выводы  по  результатам  анализа  транспортной 

инфраструктуры Республики Коми с точки зрения обращения с 

отходами. 

 

1.  Ключевым  принципом  является  определение  экономической 

целесообразности  и  максимальной  эффективности  обработки,  утилизации, 
обезвреживания 

отходов. 

Необходимо 

определить 

экономически 

63 

 

обоснованную  точку,  при  которой  выгодны  обработка,  утилизация, 
обезвреживание и окупаются затраты на их проведение.    

- С целью выявления возможности строительства объектов по обработке, 

утилизации,  обезвреживанию  на  объектах  размещения  отходов,  которые 
могут  быть  вовлечены  в  производственные  процессы,  осуществляется 
проведение  детальных  исследований,  направленных  на  определение 
качественной и количественной оценки отходов. В случае наличия отходов, 
использование которых возможно в качестве вторичного ресурсов, например, 
в  строительной  промышленности,  необходимо  их  вовлечение  в 
хозяйственный  оборот.  В  противном  случае  необходимо  проведение 
рекультивации объектов размещения отходов для минимизации негативного 
воздействия на окружающую среду. 

Следует  отметить,  что  захоронение  отходов  на  объектах  размещения 

зачастую менее затратное, чем вовлечение отходов в хозяйственный оборот. 

В  подобных  случаях  следует  учитывать  не  только  моментальную 

экономическую  выгоду,  но  и  экологический  эффект  от  реализации 

мероприятий,  проявление  которого  возможно  в  среднесрочной  или 

долгосрочной перспективе. 

В  связи  с  тем,  что  автомобильная  инфраструктура  на  территории 

республики  слабо  развита,  целесообразно  использование  водных  и 
железнодорожных  путей.  Перевозка  по  водными  путями  осуществляется 
летом судами, зимой по зимникам автомобилями.  

Для  выстраивания  межрегиональных  потоков  отходов  используются 

водные и железнодорожные пути. 

Целесообразна  следующая  логистическая  цепочка:  накопление  – 

обработка  –  формирование  максимально  укрупненных  партий  для  отгрузки 
крупногабаритным  транспортом  (автомобильный,  железнодорожный 
транспорт, крупнотоннажные суда).  

При этом рассматриваются следующие варианты транспортирования:  

a. 

Насыпью  (с  использованием  специализированного  транспорта, 

контейнеров, 

вагонов-дамперов 

и 

т.п.). 

Необходимо 

создание 

инфраструктурных  объектов  для  предварительной  обработки  и  перегрузки 
отходов,  в  т.ч.  площадки  дезинфекции,  работа  с  оборотной  тарой  (мойка, 
хранение), площадки временного хранения на случай разового поступления 
больших объемов отходов, разворотные, погрузочно-разгрузочные площадки 
для автомобильного транспорта. 

b. 

Использование  специальной  техники  для  обработки,  пресса-

упаковщика  после  обработки.  Хранение  отходов  в  упакованном  виде  до 
времени транспортирования к месту утилизации, размещения. Возможность 

64 

 

использования  универсальных  транспортных  средств,  подвижного  состава, 
судов. Снижение требований к местам накопления отходов. 

2. 

Принцип совмещения перегрузки отходов с обработкой отходов. 

3. 

На  территории  труднодоступных  районов  в  период,  когда 

транспортирование не осуществляется, возможны два пути развития системы 
обращения с отходами: 

-  Исходя  из  экономической  целесообразности,  производится  обработка 

отходов  и  извлечение  полезных  компонентов  для  их  вторичного 
использования.  Обработанные  полезные  компоненты  накапливаются  до 
сезона,  когда  отгрузка  возможна.  Остатки  обезвреживаются  термическим 
(иным способом) способом или размещаются на объекте размещения в месте 
максимально приближенном к месту накопления. 

-  Если  же  извлечение  полезных  компонентов  экономически 

неоправданно,  отходы  накапливаются  до  момента  отгрузки,  далее 
отгружаются на объект размещения. 

 

5.  Системы инженерной инфраструктуры Республики Коми 

Особенности и проблемы сложившейся системы электроснабжения 

Согласно Схеме и программе развития электроэнергетики Республики 

Коми  на  2016-2021  годы,  утвержденной  Постановлением  Правительства 
Республики  Коми

 

от  29  апреля  2016  г.  №  189-р  и  данных 

Геоинформационный портал Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/) 

Cложилась  система  электроснабжения  с  весьма  протяженными 

радиальными 

распределительными 

линиями 

и 

многочисленными 

нерезервированными  ответвлениями.  Протяженность  воздушных  линий 
электропередач в республике составляет: 220 кВ – 1670 км; 110 кВ – 4151 км; 
35 кВ – 1448 км; 20 кВ – 404 км; 10 кВ – 6880 км; 6 кВ – 687 км; 0,4 кВ – 5285 

км. 

В  настоящее  время  практически  все  потребители  получают 

электроэнергию  централизованно.  Источниками  электрической  энергии  для 
сельских  электросетей  являются  районные  понижающие  подстанции  (ПС) 
различных классов напряжений (220/110/10, 110/35/10, 110/10, 110/6, 35/6 кВ 

и др.), образующие большое число энергоузлов.  

Для  электрических  сетей  в  сельских  районах  республики  характерна 

сравнительно  невысокая  плотность  нагрузок  и  неравномерность  их 
размещения. Районные ПС сооружены возле крупных населенных пунктов на 

территориях с наибольшей концентрацией потребителей. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..