ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 1

 

 

ДОКЛАД

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  

ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ  

И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕТА  

МНЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ  

СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ  

ПЕРЕРАБОТКИ УКАЗАННЫХ ОТХОДОВ 

МОСКВА

2018

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оглавление

Введение

 ........................................................................................................................................................................................................4

«Мусорный кризис» глазами населения

 ........................................................................................................................................5

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

 ................................................................................... 11

Текущая ситуация

 ................................................................................................................................................................................. 12

Анализ регуляторных мер обеспечения переработки твердых коммунальных отходов

 ............................. 20

 Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми  

коммунальными и региональные прораммы в области обращения с отходами ....................................................................... 20
Институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами .............................................. 20
Лицензирование в области обращения с отходами ..............................................................................................................................21
Показатели и индикаторы стратегического развития Российской Федерации .......................................................................... 22
Полномочия и регулирование в области обращения с отходами.................................................................................................... 22
Укрупненные выводы анализа регуляторных мер по обеспечению переработки  

твердых коммунальных отходов ....................................................................................................................................................................22
Предложения  ..........................................................................................................................................................................................................24
В части учета и отчетности твердых коммунальных отходов ............................................................................................................ 24
В части снижение количества отходов и организации  раздельного сбора ................................................................................ 25
В части регулирования и реализации государственной политики .................................................................................................. 27

Анализ финансовых мер обеспечения переработки твердых коммунальных отходов

 ................................ 28

Тарифное регулирование ..................................................................................................................................................................................29
Расширенная ответственность производителей и импортеров ........................................................................................................ 30
Развитие зеленых финансовых инструментов ......................................................................................................................................... 32
Финансовые меры государственной поддержки и стимулирования обеспечения переработки  

твердых коммунальных отходов ....................................................................................................................................................................32
Укрупненные выводы анализа финансовых мер обеспечения переработки твердых коммунальных отходов .......... 34
Предложения  ..........................................................................................................................................................................................................35
В части стимулирования переработки отходов и вовлечения вторичных ресурсов в экономику страны ..................... 35
В части инновационного развития системы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными ............ 37
В части системы управления для обеспечения эффективности мер по переработке твердых  

коммунальных отходов ...................................................................................................................................................................................... 37

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве и эксплуатации

объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

 ................................................................................ 41

Меры по обеспечению обратной связи ............................................................................................................................................... 42
Общественный экологический контроль ............................................................................................................................................. 48
Экологическое просвещение................................................................................................................................................................... 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского  

общества и правам человека по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану  

здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления от 07.12.2017 .......................... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы ОНФ ......................................................................................................................................................... 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Понедельный поток обращений на горячую линию Общественной палаты РФ  

по учету мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обращению с отходами  

(19.03 – 30.05.2018) ................................................................................................................................................................................... 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Карта «Ответы региональных общественных палат на запрос  

Общественной палаты РФ» ...................................................................................................................................................................... 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Материалы региональных общественных палат ............................................................................................. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Данные о состоянии и перспективах отходоперерабатывающей отрасли  

в регионах – из ответов региональных общественных палат .................................................................................................... 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Доклад «Территориальная схема обращения с отходами в Московской области.  

Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс – катастрофа, которую нельзя допустить» ...................... 180

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Оглавление

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Введение

Доклад  подготовлен  во  исполнение  пункта  2  Пе-

речня  поручений  Президента  Российской  Федера-

ции  от  2  декабря  2017  года  N  Пр-2436,  данного  по 

результатам встречи Главы государства с Советом при 

Президенте  по  развитию  гражданского  общества  и 

правам человека, состоявшейся 30 октября 2017 года, 

которым  Общественной  палате  Российской  Федера-

ции совместно с Советом при Президенте Российской 

Федерации  по  развитию  гражданского  общества  и 

правам человека и Общероссийским общественным 

движением  «НАРОДНЫЙ  ФРОНТ „ЗА  РОССИЮ“»  по-

ручено  проанализировать  эффективность  мер  по 

обеспечению  переработки  твердых  коммунальных 

отходов,  а  также  представить  предложения  по  обе-

спечению  учета  мнения  граждан  Российской  Феде-

рации при строительстве объектов, используемых для 

переработки указанных отходов.

В  рамках  исполнения  поручения,  Общественная 

палата  Российской  Федерации  запустила  горячую 

линию  по  учету  мнения  граждан  при  строительстве 

и эксплуатации объектов по обращению с твердыми 

коммунальными отходами; провела опросы участни-

ков  публичных  мероприятий  Общественной  палаты 

Российской Федерации, направила запросы в Мини-

стерство  строительства  и  жилищно-коммунального 

хозяйства  Российской  Федерации,  в  Федеральную 

службу по надзору в сфере природопользования, Фе-

деральную антимонопольную службу и региональные 

общественные палаты; провела серию мероприятий, 

в том числе форум «Сообщество» в Туле 18-19 июля 

2018 года на тему «Природа и общество: как достичь 

гармонии». 

Горячая  линия  Общественной  палаты  Российской 

Федерации по учету мнения граждан при строитель-

стве  и  эксплуатации  объектов  по  обращению  с  от-

ходами работала с 1 марта по 1 июня 2018 года. За 

время  работы  горячей  линии  поступило  8205  обра-

щений граждан. На основе поступивших обращений 

граждан, были выделены наиболее проблемные тер-

ритории и объекты.

В опросе участников публичных мероприятий Об-

щественной палаты Российской Федерации приняли 

участие эко-активисты, представители инициативных 

групп, эксперты. Было опрошено около 200 человек. 

С  целью  более  тщательного  изучения  проблем 

каждого  региона  по  вопросам  утилизации  отходов, 

6 марта 2018 года Общественная палата Российской 

Федерации  направила  предложения  в  региональ-

ные  общественные  палаты  о  проведении  слушаний, 

круглых столов по обсуждению вопросов об эффек-

тивности мер по обеспечению переработки твердых 

коммунальных отходов в субъектах Российской Феде-

рации, в том числе – территориальных схем обраще-

ния с отходами, в том числе с твердыми коммуналь-

ными отходами (далее – территориальная (-ые) схема 

(-ы)) и региональных программ в области обращения 

с  отходами,  а  также  по  вопросу  обеспечения  учета 

мнения  граждан  при  строительстве  и  эксплуатации 

объектов  по  обработке,  утилизации  и  обезврежива-

нию отходов в регионе. К письму была также прило-

жена специальная опросная форма в виде таблицы, 

по 12 показателям (Приложение 6). 

К 27 июля ответы были получены от 34 региональ-

ных общественных палат.

8 февраля 2018 года в Общественной палате Рос-

сийской  Федерации  была  проведена  конференция 

«Учет  мнения  граждан  Российской  Федерации  при 

строительстве  объектов,  используемых  для  перера-

ботки отходов». Участие приняли инициативные груп-

пы граждан из Москвы, Московской области, Влади-

мирской  области,  Ханты-Мансийского  автономного 

округа и др.

Эффективность мер по обеспечению переработки 

твердых  коммунальных  отходов,  и  предложения  по 

обеспечению учета мнения граждан Российской Фе-

дерации  при  строительстве  объектов,  используемых 

для  переработки  твердых  коммунальных  отходов 

обсуждалась и в ходе еще нескольких мероприятий 

Общественной палаты Российской Федерации:

17  апреля  2018  года

  прошел  круглый  стол  «Воз-

можные  пути  снижения  тарифов  для  населения 

в ходе реализации реформы отрасли обращения с 

отходами»;

5 июня 2018 года

 прошел форум «Охрана окружаю-

щей среды – общественная задача».

При подготовке доклада также использованы ма-

териалы доклада Совета при Президенте Российской 

Федерации  по  развитию  гражданского  общества  и 

правам человека по вопросам, связанным с обеспе-

чением прав населения на охрану здоровья и благо-

приятную  окружающую  среду  при  утилизации  отхо-

дов потребления от 7 декабря 2017 года, материалы 

специального заседания Совета при Президенте Рос-

сийской Федерации по развитию гражданского обще-

ства и правам человека по теме «Обеспечение эколо-

гических прав граждан при обращении с отходами» 

от  17  июля  2018  года,  материалы,  предоставленные 

ОНФ  и  материалы  НП  «ЖКХ  Контроль»,  которое  в 

марте-апреле 2018 года провело общественный мо-

ниторинг внедрения территориальных схем обраще-

ния  с  отходами  в  субъектах  Российской  Федерации, 

а также материалы из обращений граждан в Обще-

ственную палату Российской Федерации. 

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Введение 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мусорный кризис» глазами населения

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

6

В 2017 году тема обращения с твердыми коммунальными отходами крайне обострилась. По мнению 90,7% 

опрошенных  участников  публичных  мероприятий  Общественной  палаты  Российской  Федерации,  на  сегод-

няшний день в сфере экологии проблема обращения с отходами является наиболее конфликтогенной.

Для учета мнений граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обращению с твердыми комму-

нальными отходами Общественная палата Российской Федерации запустила горячую линию. 

ИТОГИ РАБОТЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ

по учету мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов  

по обращению с отходами

Горячая  линия  работала  с  1 

марта по 1 июня 2018. 

За  время  работы  горячей  ли-
нии поступило более 

8205

 об-

ращений

74,2% – Московская область
17,5% – Татарстан 
4,1%– Санкт-Петербург 

Топ-3 проблемных действующих объектов по обращению с ТКО:

полигон ТКО «Воловичи» (2133 обращения)

полигон ТКО «Алексинский карьер» (1308 обращений)

полигон ТКО «Ядрово» (993 обращения)

Суть жалоб на действующие объекты по обращению с отходами:

45% – неприятные запахи от объектов 

29% – повышенная заболеваемость, аллергия

12% – вырубка леса для расширения объекта ТКО

9% – увеличение потока мусоровозных машин

Топ-3  проблемных  планируемых  к  строительству  объектов  по

обращению с ТКО:

МСЗ рядом с п. Осиново Республики Татарстан (1341 обращения)

 МСЗ рядом с д. Сахарово Сергиево-Посадского района Московской 

области (766 обращений)

 МСЗ  рядом  с  д.  Свистягино  Воскресенского  района  Московской 

области (464 обращения)

           

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мусорный кризис» глазами населения

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

7

Из  обращений,  поступивших  на  горячую  линию 

Общественной  палаты  Российской  Федерации,  и  по 

сообщениям СМИ, следует, что в целом ряде регионов 

сложилась атмосфера недоверия к любым проектам, 

направленным  на  решение  проблемы  обращения  с 

твердыми коммунальными отходами. 

Недовольство граждан целого ряда субъектов Рос-

сийской Федерации работой действующих и планами 

по  строительству  новых  объектов  по  обращению  с 

ТКО привело к акциям протеста граждан (рис. 1). 

Так, только в Московской области в период подго-

товки доклада наблюдалось 12 очагов протестных на-

строений. С 1 марта 2017 года в акциях протеста при-

няли участие около 36 тыс. человек.* Самый массовый 

митинг  прошел  в  Волоколамске  1  апреля  2018  года 

– в нем приняли участие около 7 тыс. человек (рис. 2). 

Напряженная  ситуация  вокруг  объектов  по  обра-

щению  с  твердыми  коммунальными  отходами  на-

блюдается в Татарстане, Башкортостане, Приморском 

крае, Воронежской области, Республике Коми, Ленин-

градской  области,  Нижегородской  области,  Новоси-

бирской области, Самарской области, Краснодарском 

крае,  Ставропольском  крае, Тверской  области,  Челя-

бинской области и Ярославской области.**

Рис.1. Регионы с проблемными объектами по обращению с ТКО (регионы, из которых поступали обращения 

на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации по учету мнения граждан при строительстве 

и эксплуатации объектов по обращению с отходами, и регионы, в которых проходили митинги / акции проте-

ста или были конфликты по поводу объектов по обращению с ТКО)

Рис.2.  Московская  область.  Красными  точками 

отмечены населенные пункты, из которых поступали 

обращения на горячую линию Общественной палаты 

Российской  Федерации  по  учету  мнения  граждан 

при  строительстве  и  эксплуатации  объектов  по 

обращению с отходами

  *   По данным из открытых источников: публикаций СМИ, Интернета, соцсетей.

  ** Мусорный атлас // Коммерсантъ: 

https://www.kommersant.ru/doc/3600872?from=Infographics

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мусорный кризис» глазами населения

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

8

Среди жалоб на действующие объекты по обраще-

нию с ТКО, поступившими на горячую линию Обще-

ственной палаты Российской Федерации, «лидируют» 

три района Московской области: Коломенский, Клин-

ский  и Волоколамский:

•  от жителей Коломенского района поступило 2133 

обращения (45% от числа жалоб граждан на рабо-

ту действующих объектов ТКО). Суть обращений 

граждан следующая: полигон ТКО «Воловичи» раз-

растается  с  высокой  интенсивностью,  техноло-

гия захоронения отходов не соблюдаются. Житель 

г.  Коломна  пишет: 

«Воловичи  оставить ТОЛЬКО 

ДЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА!! ОСТАЛЬНОЙ 

МУСОР  -  ЗА  ПРЕДЕЛЫ  ГРАНИЦ  КОЛОМЕНСКОГО 

РАЙОНА»;

•  от жителей Клинского района поступило 1308 со-

общения (28,6% от числа жалоб граждан на рабо-

ту  действующих  объектов  ТКО).  Суть  обращений 

граждан  следующая:  полигон ТКО  «Алексинский 

карьер»  разрастается,  вблизи  полигона  населен-

ные пункты, для расширения полигона вырубает-

ся лес. Житель Клинского района пишет: «Звонил 

в  отдел  экологии  при  администрации:  после  не-

скольких  минут  разговора  хотел  выразить  своё 

отношение к руководству администрации нашего 

города: тут  же  связь  прервалась  а  на  последую-

щий  звонок  никто  в течении  2-х  минут  не  отве-

тил»;

•  от жителей Клинского района поступило 1308 со-

общения (28,6% от числа жалоб граждан на рабо-

ту действующих объектов ТКО). Суть обращений 

граждан следующая: полигон ТКО «Алексинский ка-

рьер» разрастается, вблизи полигона населенные 

пункты, для расширения полигона вырубается лес. 

Житель Клинского района пишет: 

«Звонил в отдел 

экологии  при  администрации:  после  нескольких 

минут  разговора  хотел  выразить  своё  отноше-

ние к руководству администрации нашего города: 

тут же связь прервалась а на последующий звонок 

никто в течении 2-х минут не ответил»;

•  от  жителей  Волоколамского  района  поступило 

993  сообщения  (22%  от числа жалоб  граждан  на 

работу  действующих  объектов ТКО).  Суть  обра-

щений граждан следующая: полигон ТКО «Ядрово» 

увеличивается  в  размерах,  вредит  экологии  всех 

близлежащих  районов,  загрязняет  воздух  и  воду, 

влияет  на  здоровье  граждан.  Житель  г.  Волоко-

ламска пишет: 

«Мучают дикие головные боли, по-

стоянная тошнота и першение в горле, привкус во 

рту, боли в животе».

Некоторые  граждане,  обратившиеся  на  горячую 

линию Общественной палаты Российской федерации, 

отмечали,  что  власти  в  Московской  области  не  идут 

на  диалог  с  обществом,  навязывая  решения,  приня-

тые не в интересах или по согласованию с жителями, 

а  исключительно  ради  выгоды  небольшой  группы 

компаний,  вовлеченных  в  процесс  строительства  и 

эксплуатации планируемых объектов обращения с от-

ходами. По мнению эко-активистов, выбранная стра-

тегия обращения с отходами на долгие годы сделает 

Московскую область заложницей принятых решений 

– власти будут вынуждены искать все новые места для 

полигонов,  увеличивая  дальность  их  расположения, 

стоимость размещения и, соответственно тарифы для 

населения.

После появления информации о планируемом вы-

возе  мусора  в  граничащие  с  Московской  областью 

субъекты РФ, в Общественную палату Российской Фе-

дерации, стали поступать обращения граждан из них: 

из Ярославской области поступило 60 обращений, из 

Владимирской – 11; из Тверской и Смоленской – по 1. 

Среди  жалоб  граждан  на  планируемые  к  строи-

тельству  новые  объекты  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными  отходами    (3469  обращения  граж-

дан)  «лидируют»  три  региона:  Московская  область 

(1815 обращений – 51%), Татарстан (1341 обращение 

– 40%), Санкт-Петербург (313 обращений – 9%). 

В целом, граждане жалуются на планируемое стро-

ительство объектов по обращению с твердыми ком-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мусорный кризис» глазами населения

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

9

мунальными отходами любого типа. Однако большая 

часть  это  жалобы  на  планируемое  строительство 

именно  мусоросжигательных  заводов  (2183  обра-

щения  граждан  –  63%  от  поступивших  обращений 

граждан на планируемое строительство объектов по 

обращению с твердыми коммунальными отходами). 

Многие  обратившиеся  на  горячую  линию  Обще-

ственной  палаты  Российской  Федерации  подчерки-

вали, что выступают за введение раздельного сбора 

отходов, за создание инфраструктуры для сортировки 

отходов, за строительство мусороперерабатывающих 

заводов в безопасной удаленности от жилых объек-

тов,  но  выступают  категорически  против  строитель-

ства мусоросжигательных заводов. 

На основе поступивших на горячую линию Обще-

ственной палаты Российской Федерации обращений 

граждан,  выделяются  следующие  проблемные  пла-

нируемые к строительству объекты по обращению с 

ТКО: 

•  1341 обращения (40,5%) на планируемое строи-

тельство  мусоросжигательного  завода  вблизи  п. 

Осиново Республики Татарстан. Житель г. Казань: 

«Просим  услышать  народ  с  просьбой  отмены 

(строительства)  мусоросжигательного  завода  в 

Республике Татарстан, в том числе в г. Казань. 

Построили  огромный  ЖК  Салават  Купере  в  г. 

Казань,  заселили  туда  людей,  которые  ждали 

очень  долго  это  жилье,  а  сейчас  говорят,  что 

хотят  рядом  построить  мусоросжигательный 

завод.  Разве  это  справедливо?  Мы  против 

строительства  МСЗ  в  г.  Казань,  да  и  в  целом  в 

Республике Татарстан.»;

•  766  обращений  (22,9%)  на  планируемое  стро-

ительство  полигона  и  мусоросжигательного  за-

вода  вблизи  д.  Сахарово  Сергиево-Посадского 

района  Московской  области.  Житель  д.  Сахаро-

во: 

«В  непосредственной  близости  от  участка, 

запланированного  под  размещение  объектов  по 

обезвреживанию  отходов,  находится  большое 

количество населенных пунктов»;

•  464  обращения  (13,8%)  на  планируемое  строи-

тельство  мусоросжигательного  завода  вблизи  д. 

Свистягино  Воскресенского  района  Московской 

области.  Житель  д.  Свистягино: 

«На  территории 

находится  заповедник.  Завод  собираются 

строить в 800 м от д. Свистягино.»;

•  313 обращения (9,4%) на планируемое строитель-

ство мусоросжигательного завода в п. Левашово 

(внутригородское  муниципальное  образование 

в  составе  Выборгского  района  города  Санкт-Пе-

тербурга). Одновременно граждане жалуются и на 

неприятные запахи действующего полигона, кото-

рый расположен близ стройки. Житель г. Санкт-Пе-

тербург: 

«Данное  строительство  повлечёт 

непоправимый  урон  экологии  района  и  города  в 

целом, а так же здоровью наших детей!!!»;

•  167 обращений (5%) на планируемое строитель-

ство  мусоросжигательного  завода  в  д.  Могутово 

Наро-Фоминского  района  Московской  области. 

Житель  Наро-Фоминска: 

«Для  строительства 

было вырублено 16 га леса. В 2017 году проходил 

суд  по  вопросу  вырубки.  Жители  категорически 

против строительства завода. Было направлено 

около  5000  обращений  в  Администрацию 

президента, но реакции не было»;

•  132 обращения (3,5%) на планируемое открытие 

полигона ТКО рядом с д. Зоволенье Орехово-Зу-

евского  района  Московской  области.  Житель 

д.    Зоволенье: 

«Полигон  находится  в  500  м.  от 

жилых домов, школы и реки»;

•  74 обращения (2,2%) на планируемое строитель-

ство полигона ТКО и мусороперерабатывающего 

завода рядом с д. Бородино и д. Святогорово Дми-

тровского района Московской области. Фактиче-

ские  расстояния  от  границы  предполагаемого  к 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мусорный кризис» глазами населения

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

10

выделению участка до ближайших жилых строе-

ний составляет менее 1 км. Житель Дмитровского 

района: 

«Более 30 деревень, расположено в этом 

районе в радиусе 10 км»;

•  59 обращений (1,7%) на планируемое строитель-

ство  мусоросжигательного  завода  вблизи  д.  Ка-

рачарово  Волоколамского  района  Московской 

области.*  Водохранилище,  река  Искона,  впадаю-

щая неподалеку в Москву реку, множество дере-

вень, находящиеся в непосредственной близости 

от  планируемого  строительства  завода.  Житель 

Волоколамского  района: 

«Выражаю  протест 

против  строительства  МСЗ  в  дер.  Карачарово 

Волоколамского  р-на  МО.  Прошу  не  допустить 

очередную экологическую катастрофу»;

•  37 обращений (0,9%) на планируемое строитель-

ство  мусоросжигательного  завода  в  Ногинском 

района  Московской  области.  Житель  Ногинского 

района: 

«Считаю  недопустимым  навязывание 

строительства  мусоросжигательных  заводов  в 

стране - это неэффективно ни экономически, ни 

с точки зрения экологии. Необходимо соблюдение 

89  ФЗ  Об  обращении  с  отходами  и  развитие 

сферы переработки переработки»;

•  22  обращения  (0,6%)  на  несанкционированное 

строительство полигона в городском округе Его-

рьевск  Московской  области.  Житель  Егорьев-

ска: 

«У  планирующих  эксплуатацию  мусорной 

свалки/ мусоросжигающего завода отсутствуют 

разрешающие  проводить  указанные  работы 

документы,  а  при  виде  представителей  СМИ 

работы  срочно  прекращаются,  а  строительная 

техника оперативно  глушится!!!»;

•  14 обращений (0,4%) на планируемое строитель-

ство  нового  полигона  на  расстоянии  1,8  км  от  г. 

Рошаль  Московской  области.  Житель  г.  Рошаль: 

«Сейчас  производится  рекультивации  свалки  об-

наруженной  на  месте  строительства,  осушение 

озёра и создание подъездных дорог. Официальных 

Общественных слушаний ещё не проводилось. До-

кументы  по  объекту  без  печатей.  Результатов 

экологических экспертиз нет. При осушении озёра 

бьют ключи, местность заболочена. Объект пла-

нируют расположить на Территории города что 

противоречит Федеральному закону.»

В  октябре  2017  года  была  проведена  совместная 

акция  Общественной  палаты  Российской  Федера-

ции  и  партии  «Альянс  зеленых»  по  определению 

конечной точки размещения твердых коммунальных 

отходов  города  Москвы.  Для  этого  во  всех  районах 

Москвы в контейнеры для твердых коммунальных от-

ходов были заложены специальные отслеживающие 

устройства – ГЛОНАСС-трекеры, сообщающие о своем 

местонахождении. Отследить перемещение трекеров 

мог любой желающий с помощью онлайн-трансляции.

По итогам эксперимента из 30 заложенных в раз-

ных  районах  города  Москвы  трекеров,  лишь  шесть 

оказались на официальных полигонах по сбору мусо-

ра. Большая часть трекеров вышла из строя, или, воз-

можно,  была  выведена  из  строя. Десять  штук  оказа-

лись в точках, относительно которых не был пояснен 

вопрос с наличием лицензий. Два трекера подтверди-

ли факт нелегального размещения отходов. По этим 

фактам  в  Генеральную  прокуратуру  Российской  Фе-

дерации были отправлены официальные заявления.

Таким образом, получается, что в конце 2017 года 

сложно было говорить, что в сфере обращения с отхо-

дами наведен порядок.

Более  половины  опрошенных  участников  публич-

ных  мероприятий  Общественной  палаты  Российской 

Федерации не видят никаких изменений или отмечают 

ухудшение  ситуации  в  области  обращения  с  отхода-

ми и утилизацией отходов в месте своего проживания. 

Несмотря на то, что реформа в области обращения с 

отходами  в  Российской  Федерации  осуществляется  с 
2015 года и ее результаты должны уже быть заметны.

Горячая линия и опросы Обществен-

ной  палаты  Российской  Федерации 

показали, что граждане России остро 

реагируют  на  угрозы  от  объектов 

обращения  с  твердыми  коммуналь-

ными  отходами.  Десятки  протест-

ных  выступлений,  тысячи  участ-

ников,  перекрытие  дорог  –  все  это 

свидетельствует о том, что необхо-

димо  принимать  меры,  которые  бу-

дут заметны и понятны обществу.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО 

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТКО

*  Все 56 обращений поступили в период с 16-18.04.2018

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

12

На сегодняшний день в России по различным оценкам перерабатывется (обраба-

тывается, сортируется и утилизируется) в среднем от 4 до 7 % твердых ком-

мунальных  отходов  от  общего  объема  образованных  твердых  коммунальных 

отходов 56 – 65 млн тонн. Эти цифры и есть оценка сегодняшнего состояния 

системы переработки твердых коммунальных отходов в Российской Федерации. 

В рамках анализа эффективности мер по обеспечению переработки твердых 

коммунальных отходов, используя методы наблюдения, сравнения, моделирова-

ния и формализации, были сгруппированы и проанализированны по разным аспек-

там  регуляторные  и  финансовые  меры  государственной  поддержки  и  стиму-

лирования, направленные на обеспечение переработки твердых коммунальных 

отходов. 

Текущая ситуация 

В  декабре  2014  года  были  приняты  поправки  в 

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ 

«Об  отходах  производства  и  потребления»  (далее – 

ФЗ-89 «Об отходах»).

Реформирование  законодательства  в  области 

обращения с отходами направлено на экономическое 

стимулирование отрасли.

В качестве стимулирующих мер внесены: 

- экологический сбор, уплачиваемый производи-

телями  и импортерами за утилизацию товаров 

потерявших  свои  потребительские  свойства, 

который направляется на строительство, модер-

низацию, реконструкцию объектов обращения с 

отходами  и  выпадающий  доход  региональных 

операторов;

-  передача  полномочий  от  органов  местного  са-

моуправления к субъектам Российской Федера-

ции 

-  гарантия  потоков  отходов  путем  утверждения 

маршрутов  их  движения  в    территориальной 

схеме  и  заключения  соглашений  с  региональ-

ным оператором на 10 лет;

- установление новой системы цены образования 

экономически обоснованных тарифов.

В рамках реализации полномочий субъектов Рос-

сийской  Федерации  органы  исполнительной  власти 

субъектов РФ в целях организации и осуществления 

деятельности по накоплению, сбору (в том числе раз-

дельному),  транспортированию,  обработке,  утилиза-

ции, обезвреживанию, захоронению отходов уполно-

моченным органом исполнительной власти субъекта 

Российской  Федерации  утверждается территориаль-

ная  схема  в  области  обращения  с  отходами,  в  том 

числе  с  твердыми  коммунальными  отходами  (далее 

- территориальная схема обращения с отходами).

Территориальная  схема  обращения  с  отходами 

разрабатывается в соответствии с документами тер-

риториального планирования.

Территориальная  схема  обращения  с  отходами 

должна включать в себя:

- данные о нахождении источников образования 

отходов на территории субъекта Российской Фе-

дерации (с нанесением источников их образова-

ния на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о количестве образующихся отходов на 

территории  субъекта  Российской  Федерации  с 

разбивкой по видам и классам опасности отхо-

дов;

-  данные  о  целевых  показателях  по  обезврежи-

ванию, утилизации и размещению отходов, уста-

новленных в субъекте Российской Федерации (с 

разбивкой по годам);

- данные о нахождении мест накопления отходов 

на территории субъекта Российской Федерации;

- данные о месте нахождения объектов обработ-

ки, утилизации, обезвреживания отходов;

- данные о месте нахождения объектов размеще-

ния отходов, включенных в государственный ре-

естр объектов размещения отходов;

-  баланс  количественных  характеристик  образо-

вания, обработки, утилизации, обезвреживания, 

размещения отходов, в том числе твердых ком-

мунальных отходов, на территории соответству-

ющего субъекта Российской Федерации;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

13

-  схему  потоков  отходов,  в  том  числе  твердых 

коммунальных  отходов,  от  источников  их  об-

разования  до  объектов  обработки,  утилизации, 

обезвреживания отходов, объектов размещения 

отходов, включенных в государственный реестр 

объектов размещения отходов, которая включа-

ет в себя графические обозначения мест, коли-

чество образующихся отходов, количество объ-

ектов, используемых для обработки, утилизации, 

обезвреживания, размещения отходов;

-  данные  о  планируемых  строительстве,  рекон-

струкции, выведении из эксплуатации объектов 

обработки, утилизации, обезвреживания, разме-

щения отходов, в том числе твердых коммуналь-

ных отходов;

-  оценку  объема  соответствующих  капитальных 

вложений  в  строительство,  реконструкцию,  вы-

ведение  из  эксплуатации  объектов  обработки, 

утилизации,  обезвреживания,  размещения  от-

ходов, в том числе твердых коммунальных отхо-

дов;

- прогнозные значения предельных тарифов в об-

ласти  обращения  с  твердыми  коммунальными 

отходами, рассчитанные в соответствии с требо-

ваниями к составу и содержанию территориаль-

ных схем;

-  сведения  о  зонах  деятельности  регионального 

оператора;

-  электронную  модель  территориальной  схемы 

обращения с отходами.

Также  в  рамках  своих  полномочий  субъекты  раз-

рабатывают,  утверждают  и  реализуют  региональные 

программы в области обращения  с отходами произ-

водства и потребления.

Средства  в  объеме  поступившего  в  федеральный 

бюджет  экологического  сбора  расходуются  посред-

ством реализации государственных программ Россий-

ской  Федерации  в  форме  предоставления  субсидий 

субъектам Российской Федерации на софинансирова-

ние  мероприятий  региональных  программ  в  области 

обращения с отходами. Указанные субсидии федераль-

ного бюджета предоставляются в порядке, утвержден-

ном Правительством Российской Федерации.

Субсидии,  в  приоритетном  порядке  предоставля-

ются  для  выполнения  нормативов  утилизации  отхо-

дов от использования товаров, обязанность по утили-

зации которых исполнена производителями товаров, 

импортерами  товаров  путем  уплаты  экологического 

сбора, а также для выполнения инженерных изыска-

ний, подготовки проектной документации, строитель-

ства,  реконструкции,  технического  перевооружения 

объектов обработки, утилизации отходов.

Условием предоставления субсидии субъекту Рос-

сийской Федерации, является наличие утвержденных 

региональной программы в области обращения с от-

ходами и территориальной схемы обращения с отхо-

дами.

Сбор,  транспортирование,  обработка,  утилизация, 

обезвреживание,  захоронение  твердых  коммуналь-

ных  отходов  на  территории  субъекта  Российской 

Федерации обеспечиваются одним или несколькими 

региональными операторами в соответствии с регио-

нальной программой в области обращения с отхода-

ми и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому  лицу  присваивается  статус  реги-

онального  оператора  и  определяется  зона  его  дея-

тельности на основании конкурсного отбора, который 

проводится уполномоченным органом исполнительной 

власти субъекта Российской Федерации в порядке, уста-

новленном Правительством Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора пред-

ставляет  собой  территорию  или  часть  территории 

субъекта  Российской  Федерации,  на  которой  регио-

нальный оператор осуществляет деятельность на ос-

новании соглашения, заключаемого с органом испол-

нительной власти субъекта Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора опре-

деляется  в территориальной  схеме  обращения  с  от-

ходами.

К регулируемым видам деятельности в области об-

ращения с твердыми коммунальными отходами отно-

сятся:

- обработка твердых коммунальных отходов;
-  обезвреживание  твердых  коммунальных 

отходов;

- захоронение твердых коммунальных отходов;
-  оказание  услуги  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными 

отходами 

региональным 

оператором.

Тарифы  должны  компенсировать  экономически 

обоснованные  расходы  на  реализацию  производ-

ственных  и  инвестиционных  программ  и  обеспечи-

вать  экономически  обоснованный  уровень  доход-

ности  текущей  деятельности  и  используемого  при 

осуществлении  регулируемых  видов  деятельности  в 

области  обращения  с твердыми  коммунальными  от-

ходами инвестированного капитала.

Постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации от 15 октября 2016 года «О об организации 

проектной деятельности в Правительстве Российской 

Федерации»  определен  переход  от  программно-

целевого метода управления к проектному.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

14

Советом по стратегическому планированию и при-

оритетным проектам при Президенте Российской Фе-

дерации одним из основных направлений стратеги-

ческого развития Российской Федерации определено 

направление – Экология.

Постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 утверж-

дено  Положение  о  Министерстве  природных  ре-

сурсов  Российской  Федерации»  где  определено  что 

Министерство  природных  ресурсов  Российской 

Федерации 

является 

федеральным 

органом 

исполнительной  власти,  осуществляющим  функции 

по  выработке  и  реализации  государственной 

политики и нормативно-правовому регулированию в 

сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, 

касающиеся  обращения  с  отходами  производства  и 

потребления.

Министерство  природных  ресурсов  Российской 

Федерации  в  рамках  Государственной  программы 

«Охрана 

окружающей 

среды», 

осуществляет 

реализацию  мероприятий  в  области  обращения  с 

отходами, в том числе субсидирование мероприятий 

в области обращения с отходами, направленных на 

снижение негативного воздействия на окружающую 

среду.  А  также  реализует  национальный  проект 

–  Экология,  включающий  в  себя  10  федеральных 

проектов,  в  том  числе  и  в  области  обращения  с 

отходами производства и потребления.

Постановлением  Правительства  РФ  от  18 

ноября  2013  года  N  1038  утверждено  Положение 

о  Министерстве  строительства  и  жилищно-комму-

нального  хозяйства  Российской  Федерации,  где 

установлено,  что  Министерство  строительства  и 

жилищно-коммунального  хозяйства  Российской 

Федерации 

является 

федеральным 

органом 

исполнительной власти, осуществляющим функции по 

выработке  и  реализации  государственной  политики 

и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере 

обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации от 18 марта 2016 года  N 209 «О внесении 

изменения в Положение о Министерстве промышлен-

ности  и  торговли  Российской  Федерации»  установ-

лены полномочия Министерства промышленности и 

торговли Российской Федерации:

-  в  части  координации  и  стимулирования 

технического  перевооружения,  модернизации 

производственно-технических 

комплексов, 

осуществляющих 

обработку, 

утилизацию, 

обезвреживание  отходов  производства  и 

потребления  (включая  твердые  коммунальные 

отходы), в том числе внедрении промышленного 

оборудования,  произведенного  на  территории 

Российской  Федерации,  развитии  технологий 

обработки,  утилизации,  обезвреживания  отхо-

дов производства и потребления (включая твер-

дые коммунальные отходы), а также вовлечении 

отходов  производства  и  потребления  в  произ-

водственные процессы.

 

Министерство  промышленности  и  торговли 

Российской  Федерации  разработана  и  утверждена 

25  января  2018  года  Правительством  Российской 

Федерации  «Стратегия  развития  промышленности 

обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов 

производства  и  потребления  на  период  до  2030 

года».  Одним  из  инновационных  инструментов 

развития  промышленности  обработки,  утилизации 

и  обезвреживания  отходов  в  соответствии  с 

вышеуказанной  Стратегией  является  развитие  сети 

экотехнопарков.

Модель  экономического  роста,  основанная  на  ис-

пользовании  исчерпываемых  природных  ресурсов, 

ведет  к  риску  возникновения  ресурсного  кризиса  с 

угрозой дефицита и повышения цен.

Развитые страны переходят на цикличную эконо-

мику  и устойчивое развитие. Они эффективно управ-

ляют  ресурсами,  применяя  экономические  инстру-

менты, направленные на защиту окружающей среды. 

Принимают  программы,  обеспечивающие  переход  к 

рациональным моделям производства и потребления.

Инновационное  развитие  экономики  требует  но-

вых подходов к организации взаимодействия между 

промышленностью, финансовыми институтами, науч-

ными  и  образовательными  учреждениями,  а  также 

другими субъектами рынка. Одним из таких подходов 

является  организация  экотехнопарков,  объединен-

ных не только по территориальному признаку, но и по 

специализации обработки, утилизации и обезврежи-

вания отходов производства и потребления, а также в 

дальнейшем производства готовой продукции.

Основными целями формирования сети экотехно-

парков, как территорий глубокой переработки отхо-

дов  и  использования  вторичных  ресурсов,  в  рамках 

экологической  промышленной  политики  и  развития 

отрасли  промышленности  по  обработке,  утилизации 

и обезвреживанию отходов являются:

-  снижение  экологического  ущерба  посредством 

переработки отходов с последующим производ-

ством продукции и/или энергии;

- снижение количества полигонного захоронения 

отходов  и  увеличение  использования  вторич-

ных ресурсов в производственных процессах;

- стимулирование развития российской техноло-

гической базы отрасли переработки отходов;

- снижение экологического ущерба от действую-

щих производств.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

15

Экотехнопарк  обеспечивает  удобный  механизм 

для  извлечения  выгоды  от  использования  преиму-

ществ крупных экономических объектов, которая воз-

никает,  когда  удельные  затраты  снижаются  по  мере 

увеличения объема производства. Экотехнопарк мо-

жет дать возможность более крупной компании груп-

пировать вокруг себя небольшие компании.

 

Министерством  промышленности  и  торгов-

ли  Российской  Федерации  определен  понятийный 

аппарат экотехнопарков и определены типовые тре-

бования к ним. Экотехнопарк – объединенный энер-

гетическими  и  взаимозависимыми  материально-сы-

рьевыми  балансами  и  связями  комплекс  объектов, 

включающий  в  себя  здания  и  сооружения,  техноло-

гическое  и  лабораторное  оборудование,  используе-

мые в деятельности по обработке, утилизации и обе-

звреживанию отходов производства и потребления, и 

обеспечивающий непрерывную переработку отходов 

производства  и  потребления  и  производство  на  их 

основе  промышленной  продукции,  а также  возмож-

ность  осуществления  научной,  исследовательской  и/

или образовательной деятельности. Внедрение техно-

логий  глубокой  (комплексной)  переработки  отходов 

позволит  увеличить  отбор  вторичных  материальных 

ресурсов из ТКО с 10 процентов до 70-80 процентов.

 

Министерством промышленности и торговли 

Российской Федерации в июне 2017 года утвержден 

и  реализуется  Ведомственный  приоритетный 

проект  «Переход  на  отечественное  оборудование 

предприятий промышленности переработки отходов 

на территории Российской Федерации» по основным 

стратегическим направлениям – Импортозамещение, 

Конверсия  оборонно-промышленного  комплекса. 

В  рамках  проекта  предприятие  оборонно-

промышленного комплекса АО «ЦНИИ «Буревестник» 

(ГК  УВЗ,  Ростех)  в  рамках  диверсификации 

осуществляет  локализации  технологии  партнеров 

из  США  по  производству  высокотехнологичных 

автоматизированы/роботизированных  комплексов 

для  обработки,  утилизации  и  обезвреживанию 

отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 

2017  года  №1310  создана  Правительственная 

комиссия  по  вопросам  обращения  с  отходами 

производства и потребления.

Комиссия 

создана 

для 

организационного, 

аналитического  и  информационного  обеспечения 

разработки и реализации государственной политики 

в  области  обращения  с  отходами  производства  и 

потребления,  мониторинга  достижения  её  целей, 

координации действий субъектов этой политики.

Основная  задача  Комиссии  –  выработка 

и  корректировка  стратегических  подходов  к 

реализации  государственной  политики  в  области 

обращения с отходами производства и потребления.

В  целях  реализации  возложенных  на  неё  задач 

Комиссия должна:

- совершенствовать нормативную правовую базу 

в области обращения с отходами;

-  развивать  механизмы  государственно-частного 

партнёрства и создавать условия для привлече-

ния частных инвестиций в эту сферу;

-  способствовать  обеспечению  развития  инфра-

структуры  по  обработке,  утилизации,  обезвре-

живанию отходов;

- проводить мониторинг создания в субъектах Фе-

дерации комплексных систем управления отхо-

дами;

- готовить предложения о корректировке террито-

риальных и разработке межрегиональных схем 

обращения с отходами, в том числе с твёрдыми 

коммунальными отходами;

- готовить предложения о корректировке действу-

ющей тарифной политики в области обращения 

с отходами;

- разрабатывать меры по оптимизации и сниже-

нию  продолжительности  установленных  согла-

сительных процедур, предусмотренных для при-

нятия решения о создании объектов обращения 

с отходами.

Председатель 

Комиссии 

– 

Заместитель 

Председателя Правительства Российской Федерации 

А.Г. Хлопонин.

7 мая 2018 года Президент Российской Федерации 

подписал Указ «О национальных целях и стратегиче-

ских задачах развития Российской Федерации на пе-

риод до 2024 года», где поручил:

Правительству  Российской  Федерации  при 

разработке национального проекта в сфере экологии 

исходить  из  того,  что  в  2024  году  необходимо 

обеспечить:

а)  достижение  следующих  целей  и  целевых 

показателей:

- эффективное обращение с отходами производ-

ства  и  потребления,  включая  ликвидацию  всех 

выявленных на 1 января 2018 г. несанкциониро-

ванных свалок в границах городов;

б) решение следующих задач:

-  формирование  комплексной  системы  обра-

щения  с  твёрдыми  коммунальными  отходами, 

включая  ликвидацию  свалок  и  рекультивацию 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

16

территорий, на которых они размещены, созда-

ние  условий  для  вторичной  переработки  всех 

запрещённых  к  захоронению  отходов  произ-

водства и потребления;

- создание и эффективное функционирование во 

всех субъектах Российской Федерации системы 

общественного  контроля,  направленной  на  вы-

явление  и  ликвидацию  несанкционированных 

свалок;

- создание современной инфраструктуры, обеспе-

чивающей безопасное обращение с отходами I 

и II классов опасности, и ликвидация наиболее 

опасных объектов накопленного экологического 

вреда;

Президентом  Российской  Федерации  даны  ряд 

поручений в области обращения с твердыми комму-

нальными отходами:

Пр-685

п.1 б) обеспечить внесение в законодательство Рос-

сийской  Федерации  изменений,  предусматривающих 

установление дифференцированной административной 

ответственности за различные виды правонарушений в 

сфере обращения с отходами производства и потребле-

ния с учётом анализа правоприменительной практики.

Перечень поручений по 

результатам проверки исполнения 

законодательства и решений 

Президента в сфере регулирования 

обращения с отходами

Пр-2319

1. Правительству Российской Федерации:

а)  в  рамках  государственной  программы  Россий-

ской  Федерации  «Охрана  окружающей  среды» 

на  2012–2020  годы  выделить  отдельную  под-

программу  по  созданию  отрасли  обращения  с 

твёрдыми коммунальными отходами замкнутого 

цикла (раздельный сбор, транспортирование, об-

работка,  утилизация  и  размещение),  предусмо-

трев  в  том  числе  источники  финансирования 

соответствующих мероприятий, а также целевые 

показатели  ежегодного  снижения  объёмов  за-

хоронения  и  увеличения  объёмов  утилизации 

твёрдых коммунальных отходов для достижения 

уровня лучших мировых стандартов, обеспечить 

мониторинг достижения таких показателей;

б)  повысить  эффективность  управления  системой 

обращения с твёрдыми коммунальными отхода-

ми на федеральном уровне за счёт формирова-

ния балансов их оборота;

в)  обеспечить  поэтапное  введение  запрета  на  по-

ступление  твёрдых  коммунальных  отходов  на 

объекты  размещения  (полигоны)  без  предвари-

тельной обработки и утилизации;

г)  внести  в  Государственную  Думу  Федерального 

Собрания  Российской  Федерации  проект  феде-

рального  закона,  предусматривающего  регули-

рование  обращения  вторичных  материальных 

ресурсов, проработав вопрос о стимулировании 

спроса на продукцию из них;

д)  определить  понятийный  аппарат  в  отношении 

экотехнопарков в сфере обращения с отходами 

и предусмотреть типовые требования к ним, обе-

спечивающие расширение спектра производства 

продукции  из  вторичных  материальных  ресур-

сов, при принятии решений о предоставлении им 

мер государственной поддержки.

2. Правительству Российской Федерации совместно с 

высшими должностными лицами (руководителями выс-

ших  исполнительных  органов  государственной  власти) 

субъектов Российской Федерации обеспечить:

а)  разработку,  перевод  в  электронные  модели  и 

корректировку  в  соответствии  с  требованиями 

законодательства  территориальных  схем  обра-

щения с отходами, предусмотрев регулирование 

их межрегиональных потоков, учёт и задейство-

вание  имеющихся  технологических  мощностей 

замкнутого цикла, а также подтверждение расчё-

тами необходимости создания новых объектов;

б) доработку единой государственной информаци-

онной системы учёта отходов, предусматриваю-

щую:

-  интеграцию  электронных  моделей  территори-

альных  схем  обращения  с  отходами,  а  также 

балансов  их  оборота  в  субъектах  Российской 

Федерации;

-  создание региональных систем учёта на основе 

автоматизированного поступления информации 

весового контроля с объектов утилизации и раз-

мещения твёрдых коммунальных отходов, а так-

же данных об их перемещении.

в) проведение мероприятий, направленных на по-

вышение  экологической  культуры  и  мотивации 

участия населения в раздельном сборе твёрдых 

коммунальных отходов и потреблении биоразла-

гаемых тары и упаковки.

3.  Счётной  палате  Российской  Федерации  с  уча-

стием  контрольно-счётных  органов  субъектов  Рос-

сийской  Федерации  провести  анализ  и  внести 

предложения по повышению эффективности админи-

стрирования поступлений в бюджеты бюджетной си-

стемы Российской Федерации от платы за негативное 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

17

воздействие на окружающую среду при размещении 

отходов и экологического сбора, а также расходова-

ния  бюджетных  средств  на  увеличение  доли  утили-

зации и обезвреживания твёрдых коммунальных от-

ходов.

4. Росприроднадзору, Роспотребнадзору совместно 

с  МВД  России  провести  комплекс  мероприятий,  на-

правленных  на  выявление  и  пресечение  деятельно-

сти по незаконному транспортированию и размеще-

нию отходов.

5.  Генеральной  прокуратуре  Российской  Федера-

ции с учётом ранее данных поручений провести про-

верку исполнения законодательства в сфере обраще-

ния  с  твёрдыми  коммунальными  отходами,  а  также 

осуществления  контрольно-надзорной  деятельности 

в указанной сфере органами исполнительной власти 

всех уровней.

Поручение Президента по системе 

управления

Перечень поручений по итогам заседания 

Госсовета по вопросу «Об экологическом 

развитии Российской Федерации в интересах 

будущих поколений», состоявшегося 
27 декабря 2016 года.

Пр-140ГС,

1. Правительству Российской Федерации:

а) предусмотреть при разработке документов стра-

тегического планирования и комплексного плана 

действий Правительства Российской Федерации 

на 2017–2025 годы в качестве одной из основ-

ных целей переход России к модели экологиче-

ски устойчивого развития, позволяющей обеспе-

чить  в  долгосрочной  перспективе  эффективное 

использование природного капитала страны при 

одновременном устранении влияния экологиче-

ских угроз на здоровье человека, обратив особое 

внимание:
на  использование  системы  индикаторов  устой-

чивого  развития,  определение  механизмов  до-

стижения  целей  и  поэтапное  решение  задач 

экологически  устойчивого  развития  территорий 

регионов на период до 2030 года и на перспек-

тиву до 2050 года;
на установление целевых показателей энергоэф-

фективности экономики в целом и по основным 

её  секторам,  а также  на  реализацию  комплекса 

мер по повышению такой энергоэффективности, 

включая  создание  и  использование  возобнов-

ляемых  источников  энергии,  развитие  микроге-

нерации на основе возобновляемых источников 

энергии;

на  учёт  влияния  введения  механизмов,  обеспе-

чивающих  экологически  устойчивое  развитие, 

на деятельность хозяйствующих субъектов.

Пр-140ГС,

п.1 

б)  внести  в  законодательство  Российской  Феде-

рации  изменения,  направленные  на  снижение 

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат-

мосферный воздух и предусматривающие в том 

числе:
разработку и утверждение порядка выполнения 

сводных  расчётов  загрязнения  атмосферного 

воздуха и их применения при нормировании вы-

бросов вредных (загрязняющих) веществ, вклю-

чая использование системы квотирования таких 

выбросов;
разработку  и  утверждение  критериев  форми-

рования  предприятиями  плана  мероприятий 

по снижению выбросов вредных (загрязняющих) 

веществ в атмосферный воздух в период небла-

гоприятных метеорологических условий;
особенности  проведения  проверок  природо-

пользователей в период неблагоприятных мете-

орологических условий.

Пр-140ГС,

 п.1

в) внести в законодательство Российской Федера-

ции изменения, предусматривающие:

проведение государственной экологической экс-

пертизы материалов обоснования инвестицион-

ных  проектов,  в том  числе  в  части,  касающейся 

определения мест размещения объектов плани-

руемой хозяйственной деятельности;
уточнение порядка выдачи комплексных эколо-

гических  разрешений,  в  частности  исключение 

из перечня объектов государственной экологиче-

ской  экспертизы  материалов  обоснования  ком-

плексного экологического разрешения;
установление  уполномоченным  органом  сро-

ка  проведения  государственной  экологической 

экспертизы в зависимости от категории объекта, 

оказывающего негативное воздействие на окру-

жающую среду;
получение  комплексных  экологических  разре-

шений с учётом программ оснащения предпри-

ятий автоматическими и техническими средства-

ми контроля выбросов, сбросов и концентрации 

загрязняющих веществ, а также предоставление 

предприятиям  времени  на  разработку  соответ-

ствующих проектов и закупку необходимого обо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

18

рудования;
определение понятия «экологическая информа-

ция»,  порядка  доступа  к  ней  и  отнесение такой 

информации  к  общедоступной  информации, 

размещаемой государственными органами и ор-

ганами  местного  самоуправления  в  информа-

ционно-телекоммуникационной  сети  Интернет 

в форме открытых данных.

Пр-140ГС,

 п.1 

г)  внести  в  законодательство  Российской  Федера-

ции  изменения,  направленные  на  стимулирова-

ние  деятельности  по  переработке  отходов  про-

изводства и потребления и предусматривающие:
участие малого бизнеса и населения в деятель-

ности по сортировке, переработке отходов, лик-

видации  объектов  накопленного  вреда  окружа-

ющей среде;
гармонизацию законодательства в области охра-

ны окружающей среды и законодательства в об-

ласти  обеспечения  санитарно-эпидемиологиче-

ского благополучия населения в целях выработки 

единых подходов к классификации отходов;
гармонизацию  законодательства  в  области  об-

ращения с отходами и законодательства, регули-

рующего перевозки грузов, в части, касающейся 

транспортирования отходов.

Пр-140ГС,

п.1 

д) разработать план действий, направленных на уси-

ление  позиций  России  при  формировании  меж-

дународной природоохранной повестки, а также 

при  обсуждении  вопросов,  касающихся  форми-

рования системы компенсаций (платежей) за эко-

системные услуги, исходя из понимания роли Рос-

сии как экологического донора.

Пр-140ГС,

 п.1 

е) разработать и утвердить национальную методику 

оценки способности всех типов лесов, водно-бо-

лотных угодий и степей, находящихся на терри-

тории Российской Федерации, к поглощению ди-

оксида углерода, провести расчёты способности 

экосистем регионов к его поглощению;

Пр-140ГС,

п.1 

ж) принять меры по обеспечению безопасного об-

ращения  с  отходами  производства  и  потребле-

ния, в первую очередь с чрезвычайно опасными 

и высокоопасными отходами (I и II класс опасно-

сти), предусматривающие в том числе:
использование  Государственной  автоматизиро-

ванной  информационной  системы  «ЭРА-ГЛО-

НАСС» в целях получения, обработки и передачи 

навигационной информации при транспортиро-

вании отходов и опасных грузов, а также систем 

контроля приёма отходов на объектах, использу-

емых для их обработки, обезвреживания, утили-

зации, размещения;
повышение требований к обращению с отхода-

ми I и II класса опасности, обратив особое вни-

мание на отходы животноводства;
организацию  вывоза  отходов  из  труднодоступ-

ных районов;
содействие  строительству  объектов,  необходи-

мых для обработки, обезвреживания, утилизации 

отходов  и  использующих  наилучшие  доступные 

технологии.

Пр-140ГС,

п.1 

з) разработать при участии ведущих предпринима-

тельских объединений и представить предложе-

ния:
о  применении  «зелёных»  финансовых  инстру-

ментов российскими институтами развития и пу-

бличными компаниями;
о  стимулировании  внедрения  российскими  ин-

ститутами  развития  и  организациями  практики 

экологически устойчивого развития, о примене-

нии публичными компаниями, государственными 

организациями,  корпорациями  и  компаниями 

с  государственным  участием  добровольных  ме-

ханизмов экологической ответственности;
о  раскрытии  публичными  компаниями,  госу-

дарственными  организациями,  корпорация-

ми  и  компаниями  с  государственным  участием 

предусмотренной  международными  стандарта-

ми  нефинансовой  отчётности  в  области  охраны 

окружающей  среды  и  обеспечения  экологиче-

ской безопасности.

Пр-140ГС,

п.1 

и) представить предложения:

о  включении  в  федеральные  государственные 

образовательные  стандарты требований  к  осво-

ению базовых знаний в области охраны окружа-

ющей среды и устойчивого развития, в том числе 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

19

с учётом современных приоритетов мирового со-

общества, прежде всего Повестки дня в области 

устойчивого  развития  на  период  до  2030  года, 

Парижского  соглашения,  принятого  12  декабря 

2015  г.,  и  обязательств  Российской  Федерации 

в  области  противодействия  изменению  климата 

и сохранения благоприятной окружающей среды;
о  целесообразности  исключения  обязательного 

регулирования процессов обращения со вскрыш-

ными и вмещающими горными породами, а также 

с хвостами обогащения, относящимися к отходам 

V  класса  опасности,  предусмотрев  обязанность 

недропользователя  по  их  рекультивации  или 

вовлечению в хозяйственный оборот.

Пр-140ГС,

2. Правительству Российской Федерации подгото-

вить  совместно  с  заинтересованными  органами  ис-

полнительной власти субъектов Российской Федера-

ции и представить предложения:

а) по разработке нормативов качества окружающей 

среды с учётом оценки рисков причинения вреда 

здоровью  человека  на  основе  санитарных  норм 

и  правил,  а  также  с  учётом  качества  отдельных 

компонентов природной среды исходя из природ-

ного фонового состояния территорий и акваторий;

Пр-140ГС,

п.2

б) по разработке порядка определения и установ-

ления нормативов качества почв и земель в зави-

симости от их природных особенностей, целевого 

назначения и величины предельных остаточных 

концентраций  загрязняющих  веществ  в  целях 

восстановления  свойств  почв  исходя  из  геогра-

фических,  геологических,  гидрогеологических 

особенностей  их  формирования  и  природного 

фонового состояния территорий и акваторий;

Пр-140ГС,

п.2 

в)  по  организации  обучения  сотрудников  органов 

исполнительной  власти  субъектов  Российской 

Федерации  и  взаимодействия  по  вопросам  пе-

рехода на использование наилучших доступных 

технологий.

Пр-140ГС,

5. Рекомендовать органам исполнительной власти 

субъектов Российской Федерации:

а)  реализовать  меры  по  стимулированию  исполь-

зования  экологически  чистого транспорта  в  це-

лях  снижения  выбросов  вредных  веществ  при 

эксплуатации  транспортных  средств  в  населён-

ных  пунктах  с  высоким  уровнем  загрязнения 

атмосферного  воздуха,  включая  создание  не-

обходимой  инфраструктуры,  обеспечение  при-

оритетного  движения  и  парковки  экологически 

чистого транспорта, внедрение современных си-

стем управления пассажирским транспортом.

б)  оказывать  поддержку  волонтёрской  деятельно-

сти  и  реализации  других  гражданских  инициа-

тив,  направленных  на  решение  экологических 

проблем регионов.

Для того, чтобы автоматизировать процессы сбора, 

обработки,  хранения  и  анализа  информации  в  сфе-

ре обращения с отходами от использования товаров 

и  обеспечить  доступ  к  указанной  информации  за-

интересованных  лиц,  принято  решение  о  создании 

единой  государственной  информационной  системы 

учета отходов от использования товаров - ЕГИС УОИТ. 

Функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Федераль-

ная служба по надзору в сфере природопользования 

Российской Федерации. 

В связи с задержкой разработки и утверждения фе-

деральными органами исполнительной власти норма-

тивных правовых актов, принимаемых в рамках реали-

зации ФЗ-89 «Об отходах», и последующей задержкой 

с  разработкой    территориальных  схем  субъектами 

Российской  Федерации  в  Правительстве  Российской 

Федерации было принято решение о переносе срока 

ввода коммунальной услуги по обращению с отхода-

ми,  предоставляемой  региональными  операторами  и 

некоторых других норм на 01 января 2019 года.

Также  в  Российской  Федерации  принят  ряд  нор-

мативных  правовых  актов  направленных  непосред-

ственно  на  стимулирование  переработки  отходов. 

Так, например, Стартегией экологической безопасно-

сти РФ на период до 2025 года, Стартегией развития 

промышленности  обработки,  утилизации  и  обезвре-

живания  отходов  на  период  до  2030  года,  Государ-

ственной программой «Охрана окружающей среды»  

установлены показатели и индикаторы по утилизации 

и  минимизации  захоронения  отходов.  Постановле-

ниями Правительства Российской Федерации утвер-

жден Перечень полезных компонентов не подлежа-

щих  захоронению  без  предварительной  утилизации 

(переработки),  установлены  нормативы  утилизации, 

ставки  экологического  сбора  уплачиваемого  произ-

водителями  и  импортерами  за  утилизацию  товаров 

потерявших потребительсткие свойства, в действую-

щий перечень на сегодняшний день входит 67 видов 

отходов, с 1 января 2019 года – 109 видов отходов, а 

с 1 января 2021 года – 182 видов отходов производ-

ства и потребления,  по которым действуют нормати-
вы утилизации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..