Основная профессиональная образовательная программа СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по профессии Автомеханик 23.01.03 (2016 год)

 

  Главная       Учебники - Разные      Программы обучения на Автомеханика

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

 

 

Основная профессиональная образовательная программа СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по профессии Автомеханик 23.01.03 (2016 год)

 

 

 

2016 г.

Основная профессиональная образовательная программа  среднего профессионального образования государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы специальностей Техника и технологии наземного транспорта

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

На заседании Научно-Методического Совета

Протокол №___ от ____________

__________  

 


Общие положения

 

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненных групп специальностей Техника и технологии наземного транспорта, реализуется государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.

ОПОП представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную техникумом с учетом требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 701 от 02 августа 2013 года.

ОПОП регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных, производственных практик, и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку обучающихся.

ОПОП ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава  и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программ практики, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.

 

1.1                      Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы

 

Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы составляют:

-                   Конституция Российской Федерации;

-                   Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

-                   Областной закон «Об образовании в Архангельской области» № 712-41-ОЗ от 02 июля 2013 года;

-                   Федеральный государственный образовательный стандарт утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Федерации № 701 от 02 августа 2013 года.

-                   Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464)

-                   Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-                   «Рекомендации по организации обучения среднего  общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования   с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

-                   Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015г №06-259 « О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов  и получаемой профессии и специальности среднего профессионального образования»

-                   Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», вносящего поправки в БУП – 2004 в части увеличения времени на изучение ОБЖ на базовом уровне с 35 час. до 70 час;

-                   Приказ Минобрнауки России от 30.09.2010 г. № 889 «Изменения, которые вносятся в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», в части  I «Начальное общее и основное общее образование»: а) «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования»

-                   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03;

-                   Локальные нормативные акты

1.2                      Цель ОПОП

 

Основная профессиональная образовательная программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данной профессии.

Выпускник в результате освоения ОПОП по профессии 23.01.03 Автомеханик, будет профессионально готов к деятельности:

1.                 техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

2.                 транспортировка грузов и перевозка пассажиров;

3.                 заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Основная профессиональная образовательная программа ориентирована на реализацию следующих принципов:

- приоритет практикоориентированных знаний выпускника;

- ориентация на развитие местного и регионального сообщества;

- формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования;

- формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях.

 

1.3           Срок освоения ОПОП

 

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.03 Автомеханик при очной форме получения образования  - 2 года 10 месяцев.

 

1.4. Трудоемкость ОПОП

 

Учебные циклы

Число недель

Обучение по дисциплинам и дисциплинарным курсам

77

Учебная практика

12

Производственная практика (по профилю специальности)

27

Промежуточная аттестация

5

Государственная итоговая аттестация

2

Каникулярное время

24

 

 

 

 

2                         Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ОПОП

 

2.1                Область и объекты профессиональной деятельности

 

Область профессиональной деятельности выпускников: техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

·                   автотранспортные средства;

·                   технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

·                   оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;

·                    техническая и отчетная документация.

 

2.2                Виды профессиональной деятельности

 

Выпускник в результате освоения ОПОП по профессии 23.01.03 Автомеханик будет профессионально готов к следующим видам деятельности:

1.                 техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

2.                 транспортировка грузов и перевозка пассажиров;

3.                 заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

 

3           Требования к результатам освоения ОПОП

 

3.1                Общие компетенции

 

Выпускник освоивший ОПОП по профессии 23.01.03 Автомеханик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Код компетенции

Содержание

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 

3.2                Профессиональные компетенции

 

Выпускник освоивший ОПОП по профессии 23.01.03 Автомеханик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

 

Вид профессиональной деятельности

Код компетенции

Наименование профессиональных компетенций

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

ПК 1.1.

. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2.

 

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3

 

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4.

 

Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

ПК 2.1

Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.2

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

ПК 3.1

Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2

Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

ПК 3.3.

Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.

 

 

 

 

 

 

 


4           Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

 

4.1. Рабочий учебный план

 

Индивидуальные рабочие учебные планы определяет следующие характеристики ОПОП по специальности:

- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик)

- последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям ( и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);

- объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий, по учебным дисциплинам, профессиональным  модулям и их составляющим;

- сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;

- формы государственной итоговой аттестации, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках ГИА;

- объем каникул по годам обучения.

 

4.3 Рабочие программы учебных дисциплин

 

Рабочие программы учебных дисциплин разработаны в соответствии с требованиями ФИРО утверждены директором техникума.

 

Индекс дисциплины

Наименование дисциплины

ОП.01

Электротехника

ОП.02

Охрана труда

ОП.03

Материаловедение

ОП.04

Безопасность жизнедеятельности

ФК.00

Физическая культура

 

4.4 Рабочие программы профессиональных модулей

 

Рабочие программы профессиональных модулей разработаны в соответствии с рекомендациями ФИРО и ФГОС по профессии Автомеханик

 

 

Индекс модуля

Наименование профессионального модуля

ПМ.01

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

МДК.01.01

Слесарное дело и технические измерения

МДК.01.02

Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

ПМ.02

Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

МДК.02.01

Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С»

ПМ.03

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами 

МДК.03.01

Оборудование и эксплуатация  заправочных станций

МДК.03.02

Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов

 

4.5 Рабочие программы практик

 

Рабочие программы учебных, производственных практик разработаны в соответствии с Положением об учебной и производственной практике государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум»

 

5           Контроль и оценка результатов освоения ОПОП

 

5.1      Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций

 

В рамках осуществления контроля и оценки освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций используются следующие виды текущего контроля:

- тестирование

- рефераты

- контрольные работы

- устный и письменный индивидуальный и фронтальный опросы

- практические работы

- лабораторные работы

- выполнение индивидуальных заданий.

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций и предоставлении дневника и (или) отчёта.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (промежуточная аттестация)  используются формы проведения контроля знаний: зачёт (дифференцированный и недифференцированный),  экзамен по отдельной дисциплине, экзамен по междисциплинарному курсу, квалификационный экзамен по результатам освоения профессионального модуля. Для проведения промежуточной аттестации  предусмотрены сессии. В течение года ФГОС СПО предусмотрено не более 8 экзаменов и не более 10 зачётов и дифференцированных зачетов. Экзамен квалификационный – форма итоговой аттестации по профессиональному модулю, проверка сформированности компетенций, готовности к выполнению вида профессиональной деятельности, определенного в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» федерального государственного образовательного стандарта.

 

5.2                 Требования к письменным экзаменационным работам

 

Темы письменных экзаменационных работ разрабатываются методической комиссией профессий и специальностей торговли, сервиса и строительства, согласовываются заместителем директора по учебно-методической и научной работее и утверждаются приказом директора техникума. Тематика письменных экзаменационных работ напрямую связана с профессиональным циклом – профессиональными модулями. Письменных экзаменационных работ разрабатываются на основе действующих нормативных документов. Руководство осуществляется преподавателями техникума. Председателем государственной аттестационной комиссии является представитель работодателя.

 

5.3                      Организация государственной итоговой аттестации выпускников

 

Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствие уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. Государственная итоговая аттестация выпускников состоит из подготовки и защиты письменных экзаменационных работ.

 

 

 

 

 

 

6           Ресурсное обеспечение ОПОП

 

6.1                      Кадровое обеспечение

 

Квалификация и уровень подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, привлекаемых к реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.0103 Автомеханик соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Преподаватели и мастера производственного обучения имеет первые и высшие квалификационные категории, регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации и стажировки.

 

6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

 

Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Реализация  ОПОП по профессии 23.01.03 Автомеханик обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечному фонду. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом в сеть Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным изданием по междисциплинарным курсам. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд  помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. В техникуме работает читальный зал, в котором обучающиеся могут получить необходимую литературу, поработать с ней.

 

Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП обеспечивает:

 - выполнение обучающимися  лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

- освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений приводится в пояснениях к рабочему учебному плану.

 

 

7           Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ОПОП

 

7.1 Фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации

 

Для оценки обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23..01.03 Автомеханик конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Программы текущего контроля знания и промежуточной аттестации обучающихся максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Контроль знаний обучающихся проводится по следующей схеме:

- текущий контроль знаний в семестре;

- промежуточная аттестация в форме зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов (в соответствии с учебными планами);

- государственная итоговая аттестация.

 

7.2. Государственная итоговая аттестация выпускников

 

Нормативно-методическое обеспечение государственной итоговой аттестации выпускников по профессии 23.01.03 Автомеханик осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.), Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (постановление Правительства РФ от 18 июля 2008г. № 543); Уставом  государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» и другими локальными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..