|
|
содержание .. 19 20 21 22 ..
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Физическая культура» ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК» - 2017 год
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Физическая культура» ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»
г. Красногорск 2017
Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 «Физическая культура» «Занятия адаптивной физической культурой для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии: 190631.01«Автомеханик». Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение МО «Красногорский колледж» Разработчик: Синдецкая Т.Н. начальник отдела контроля соблюдения законодательства в сфере образования и нормативно - правового обеспечения Центра качества и правового обеспечения
Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании учебно – методического объединения преподавателей физической культуры и ОБЖ. Протокол заседания от «__»________20___ Председатель УМО ________________________ ФИО/подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Область применения программы Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного профессионального обучения Московской области «Красногорский колледж» по профессии «Автомеханик» среднего профессионального образования код 190631. Разработана в соответствии с ФГОС СПО 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в базовую часть общеобразовательного цикла ОУД 05 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины. развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. 1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины Объектами профессиональной деятельности в рамках изучаемой дисциплины являются: автотранспортные средства; технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы; техническая и отчетная документация. 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. В результате усвоения дисциплины у обучающихся должны формироваться следующие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Ожидаемы результаты освоения программы. знать: о технике безопасности при выполнении упражнений; · о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности студента; · о способах изменения направления и скорости передвижения; · о режиме дня и личной гигиене; · о правилах составления комплексов утренней зарядки; · о правилах поведения на занятиях физической культурой; · о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий; · о технике выполнения физических упражнений; · о значении упражнения на развитие двигательных качеств; · о правилах судейства спортивных и подвижных игр; · о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки. уметь: выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток; • выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки; • выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп; • выполнять упражнения на профилактику плоскостопия; • выполнять комплексы дыхательных упражнений; • выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения; • выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры; • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; • выполнять строевые упражнения. 1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 288 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 192 часов; самостоятельной работы обучающегося 96 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
3. Специальные условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины В качестве основной задачи в области реализации права на образование обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание специальных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии с учетом их психофизических особенностей. Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования «Физическая культура» должно отвечать не только общим требованиям, определенным в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по направлению подготовки (специальности), но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ограничениями жизнедеятельности Создание специальных условий направлено на развитие сохранных анализаторов, способствующих их функциональной компенсаторной перестройке, обеспечение замещения или восполнение отсутствующих или нарушенных функций организма, а также на актуализацию социального и экономического потенциала образовательных организаций среднего профессионального образования, создаваемых благодаря Постановлению Правительства России (Программа «Доступная среда» на 2011 – 2020 гг.) для обеспечения прав и создания возможностей для занятий физической культурой и спортом обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия − условия обучения, воспитания и развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Согласно ст.79, п.10 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательными организациями среднего профессионального образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Создание специальных условий обучения позволит максимально использовать потенциальные способности обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и реализовать их право на получение образования адекватно возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения. Для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения образовательной программы "Физическая культура" на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В зависимости от группы, к которой будут отнесены обучающиеся согласно рекомендациям ПМПК (для обучающихся в возрасте до 18 лет) или в соответствии с заключением МСЭ и индивидуальной программой реабилитации (ИПР), это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, теоретическое изучение адаптированной образовательной программы «Физическая культура». При создании условий для реализации адаптированной образовательной программы «Физическая культура» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо руководствоваться Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и другими нормативными документами. 3.1 Материально-технические условияМатериально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования «Физическая культура» должно отвечать не только общим требованиям, определенным в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по направлению подготовки (специальности), но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ограничениями жизнедеятельности В структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса по адаптированной образовательной программе «Физическая культура» должно быть обеспечено следующее: Должна быть обеспечена адекватная организация пространства, в котором реализуется процесс обучения по адаптированной образовательной программе «Физическая культура»: специально оборудованные спортивные и тренажерные залы, плавательные бассейны, специальные спортивные площадки на открытом воздухе. Помещения спортивного комплекса должны отвечать принципам создания безбарьерной архитектурной среды и учитывать потребности различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата): иметь пандусы, перила, установленную соответствующими нормативами ширину и высоту дверных проемов, системы сигнализации и оповещения для обучающихся с нарушениями слуха и зрения, санитарно-гигиенические помещения образовательной организации среднего профессионального образования должны быть оборудованы с учетом особых потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. - Помещения для занятий по программе «Физическая культура» должны быть оснащены необходимым инвентарем: гимнастические коврики, гимнастические скамейки, скакалки, гимнастические палки, фитболы, медболы вес 3 кг, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, футбольные мячи, гантели, ракетки и воланы для бадминтона, ракетки, столы и мячи для настольного тенниса, и.т.д. - Спортивные и тренажерные залы должны быть оборудованы тренажерами общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажерами, всё спортивное оборудование должно отвечать требованиям доступности, надежности, прочности и удобства. - «Рабочее место» обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья для изучения теоретической части адаптированной образовательной программы «Физическая культура» должно быть оборудовано компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах. Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование брайлевского дисплея и брайлеровского принтера, электронных луп, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах.Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть передвижные, регулируемые эргономические парты с источником питания для индивидуальных технических средств. Для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы - Должны быть предусмотрены технические средства обеспечения комфортного доступа обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии). - В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в адаптированной образовательной программе «Физическая культура». При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна быть предусмотрена возможность приема-передачи информации в доступных для инвалидов формах. - Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического печатного и (или) электронного издания по каждому учебному модулю в формах, адаптированных к ограничениям его здоровья. - Должны быть предусмотрены специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, мультимедийные комплексы, электронные учебники и учебные пособия для изучения теоретической части адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования «Физическая культура», отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и адаптированные к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля; для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Важно помнить, что требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, но и на всех участников образовательного процесса, что обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования участники образовательного процесса должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей (при необходимости), вовлеченных в процесс образования. 3.2. Информационное обеспечение АОП СПО ФК
Информационное обеспечение. Обучение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе «Физическая культура» требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов, сопровождающих процесс образования обучающихся с особыми потребностями. Поэтому все специалисты должны иметь постоянный доступ к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получению индивидуальных консультаций квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Должно быть организовано и постоянно развиваться сетевое взаимодействие специалистов, обеспечивающих процесс образования обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. 3.3. Кадровые условия реализации АОП СПО ФК
Кадровые условия реализации образовательной программы адресованы характеристикам необходимой квалификации кадров в области общей и коррекционной педагогики, а также кадров, осуществляющих социально-медико-психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования при обучении их по адаптированной образовательной программе «Физическая культура». Кадровые условия реализации программы «Физическая культура» подразумевают укомплектованность образовательных организаций среднего профессионального образования педагогическими, руководящими и иными работниками для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; соответствующий уровень квалификации педагогических и иных работников организаций, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования. Педагогические кадры, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, должны быть ознакомлены с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. В число специалистов, необходимых для эффективного обучения физической культуре обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, входят: - Педагог по адаптивной физкультуре и адаптивному спорту - Сурдопедагог или сурдопереводчик (при необходимости, для обучающихся с нарушениями слуха) - Тифлопедагог (при необходимости, для обучающихся с нарушениями зрения) - Специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (при необходимости, для изучения теоретической части образовательной программы «Физическая культура») - Ассистент (тьютор) - при необходимости, для обучающихся, распределенных во 2 группу для занятий физической культурой. 3.4. Методологическое обеспечение сопровождения АОП СПО ФКК методологическому обеспечению сопровождения адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования «Физическая культура» относятся: - дидактические методы и методики, адекватные различным нозологиям заболеваний; - адаптация официального сайта образовательной организации с учетом особых потребностей обучающихся с инвалидностью по зрению (стандарт WCAG); - размещение справочной и учебной информации с дублированием шрифтом Брайля (для обучающихся с нарушениями зрения); - дублирование звуковой справочной информации визуальной (для обучающихся с нарушениями слуха); - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов для обучающихся с ограничениями по зрению (крупный шрифт) или аудиофайлы, диагностический инструментарий; - специальные коррекционные методики; - специальные мультимедийные пособия для обучения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; - методики, направленные на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных обучающимся после болезни, травмы; обучение новым способам и видам двигательной деятельности; развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий; предупреждение прогрессирования заболевания или физического состояния обучающегося; - программы мэйнстриминга образовательной организации среднего профессионального образования, направленные на включение обучающихся сограниченными возможностями здоровья в совместную с другими обучающимися физкультурно-рекреационную деятельность, то есть в инклюзивную физическую рекреацию; - программы здоровьесберегающих технологий и пропаганды здорового образа жизни; - учебно-методические материалы по преподаванию теоретического блока адаптированной образовательной программы «Физическая культура», направленные на информирование обучающихся о роли адаптивной физической культуры в формировании профессионально важных физических качеств и психических свойств личности; умении управлять своим физическим здоровьем и применять высокоэффективные оздоровительные и спортивные технологии; коррекционных, компенсаторных и профилактических задачах адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, их интегрирующей роли в процессе формирования здоровьесбережения; - методические материалы по комплексам упражнений компенсаторной, коррекционной и профилактической направленности; - учебно-методические материалы по методам оценки физического, функционального, психологического состояния, физической работоспособности. К методологическому обеспечению относятся также различные технологии моделирования командного взаимодействия специалистов в образовательном пространстве; технологии организации предметно-развивающей среды; технологии адаптации некоторых разделов адаптированной образовательной программы «Физическая культура» для задач обучения обучающихся разных групп ограничений физической активности; алгоритм деятельности специалиста сопровождения (тьютора). Кроме того, к методологическому обеспечению относятся практики просветительской деятельности, реализуемые в образовательных организациях, такие как: - проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, установок на оказание им всесторонней помощи и поддержки; - проведение обучающих семинаров, тренингов, консультаций для специалистов, организующих и сопровождающих процесс обучения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе «Физическая культура»; - создание информационных стендов, буклетов, иных информационных материалов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту; - размещение информации по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту на сайте образовательной организации среднего профессионального образования; - индивидуальные программы физической реабилитации в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; - физкультурные образовательно-реабилитационные технологии, обеспечивающие выполнение индивидуальной программы реабилитации; - организация и развитие волонтерского движения для личностного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их социализации, развитию процессов интеграции в молодежной среде; организация службы академических консультантов (тьюторов), имеющих педагогическое, психологическое и медицинское базовое образование, а также прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам организации занятий по адаптивной физической культуре в системе среднего профессионального образования; - проведение спортивных мероприятий, в т.ч. мероприятий по настольным (настольный теннис и др.) и интеллектуальным видам спорта (шахматы, шашки, спортивный бридж, го, рендзю, сёги, маджонг, спортивные нарды, компьютерный спорт - киберспорт) с участием обучающихся с инвалидностью; - привлечение членов общественных организаций инвалидов к деятельности, связанной с организацией дополнительного образования обучающихся (ведение кружков, секций, руководство спортивными клубами); - участие в спортивных проектах Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и др.; - участие в проектах, связанных с паралимпийским движением; - создание и развитие (участие) в саморегулируемых общественных объединениях «группах взаимопомощи» из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение их в деятельность волонтерского движения.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1. Формы и методы реализации текущего контроляКонкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению физической культуры устанавливаются самостоятельно каждой образовательной организацией с учетом ограничений здоровья, ИПР или рекомендаций ПМПК. Образовательная организация должна доводить до сведения обучающихся выбранные формы и способы оценки и контроля в сроки, определенные в локальных актах образовательной организации СПО. Текущий контроль результатов освоения программы физической культуры осуществляет преподаватель физической культуры в процессе проведения практических занятий и лекционных занятий по валеологии, адаптивной активности, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного процесса в целях получения информации о выполнении развиваемых действий и навыков в процессе обучения; степени сформированности знаний и навыков в процессе освоения физической культуры. Текущий контроль для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность, в том числе скорректировать индивидуальный план реабилитации (ИПР), рекомендации ПМПК, наметить пути совершенствования некоторых физических функций и тренировки дополнительных физических возможностей. 4.2. Формы и методы реализации рубежного контроля
Рубежный контроль является важным этапом контроля оценки степени освоения модуля, раздела, тем, сформированности навыка с целью оценивания уровня освоения всего программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля определяются преподавателем физической культуры с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, их возможностей, и может проводиться в устной форме, письменно, в том числе с использованием компьютерной техники, в форме тестирования, если речь идет о теоретическом содержании дисциплины, или в форме оценки выполнения различных функциональных проб и тестов (практический блок). Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью должен выполнить контрольные упражнения по определению функциональной и физической подготовленности в соответствии с физическими возможностями обучающегося и с учетом физических ограничений, обусловленных имеющимся заболеванием или нарушением здоровья (по рекомендации врача и медико-социальной экспертизы). Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов или экзаменов. Процедура проведения промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей и рекомендациями медико-социальной экспертизы или ПМПК. При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете. При необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для допуска к зачету по дисциплине «Физическая культура» обучающийся с ОВЗ или инвалидностью должен выполнить программу, а именно: ¾ освоить курс оздоровительной программы с учетом состояния своего здоровья; ¾ изучить теоретический и методический курс и выполнить тестовые задания; ¾ выполнить контрольные упражнения по определению функциональной и физической подготовленности в соответствии с физическими возможностями обучающегося и/или имеющегося (сопутствующего) заболевания по рекомендации врача (для лиц, которым рекомендованы практические занятия адаптивной физической культурой, не имеющих противопоказаний к двигательной активности). Формирование физической культуры обучающихся 3 группы, освобожденных от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья (с ограничением двигательной активности) выстраивается в основном на методико-практической работе. Итогом теоретической подготовки и освоение обучающимися методико-практических материалов является написание реферативной работы, защита которой происходит в конце каждого полугодия. В реферативной работе обучающийся должен показать умение
выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и
спорта цели и задачи, анализировать учебную, научную и методическую литературу,
материалы, отражающие практику физкультурно-спортивной деятельности,
интерпретировать и оформлять результаты изучаемого материала, делать выводы и
давать практические рекомендации по изучаемой теме. Работа должна включать
обоснование выбора темы и её актуальность, постановку задач, и обзор
информационных источников, описание методов и результатов исследования,
обсуждение полученных данных и библиографический указатель, приложения. Реферативная работа
обучающегося может также представлять собой Обучающиеся 1 группы и 2 группы, которые помимо лекционных и методико-практических занятий посещают занятия физической культуры с применением адаптивных видов физической активности, помимо реферативных работ, по итогам семестра, сдают контрольные и зачетные тесты и требования по физической культуре, которые проводятся по всем разделам оздоровительно-коррекционной программы. Успешность овладения теоретическими знаниями и методическим материалом определяется с помощью контрольно-тестовых заданий. Уровень общей физической, профессионально-прикладной подготовленности определяется степенью освоения оздоровительно-коррекционной программы. Все принципы, перечисленные выше, отражают основные закономерности целостного процесса образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, взаимосвязаны между собой и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения АОП СПО ФК. Основным предметом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися АОП СПО ФК выступает наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность преодоления ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, повышение физической активности и навыков здоровьесбережения. К таким интегративным показателям могут быть отнесены: • сформированность умения использовать сохранные функции и компенсаторные способы физической активности при освоении физической культуры и в повседневной жизни; • сформированность навыков самоорганизации физической активности, способствующей восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма; • проявление двигательной активности, мотивированность к выстраиванию активного образа жизни; • проявление большего стремления к самостоятельности и независимости от окружающих в различных видах физической активности; • способность к проявлению социальной активности, в том числе и в выбранной обучающимся профессиональной деятельности; • способность осуществления самоконтроля и саморегуляции в вопросах физического развития и здоровьесбережения; • готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в различных видах деятельности и повседневной жизни и осознание возможностей и способов компенсации этих ограничений. 4.3. Критерии оценки освоения обучающимися с ОВЗ и инвалидностью адаптированной программы по физической культуры
Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ и инвалидностью адаптированной программы по физической культуре может осуществляться и с помощью мониторинговых процедур, которые часто используются при оценке достижений лиц с ОВЗ. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения АОП СПО ФК, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию, например в структуру Индивидуальной реабилитационной программы инвалида (ИПР). В целях оценки результатов освоения обучающимися программы физической культуры целесообразно использовать три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся для освоения дисциплины «Физическая культура», выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния ограничений в здоровье и развитии на физическую активность, учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень физической и функциональной подготовленности с использованием функциональных проб)*. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения по программе в образовательной организации СПО. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) в освоении планируемых результатов овладения программой. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы или внесения в нее определенных индивидуальных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание семестра, учебного года, окончание обучения по дисциплине), выступает оценка достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения АОП СПО ФК. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация СПОс учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей и состояния здоровья. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения АОП СПО ФК обучающимися, имеющими выраженные отклонения в состоянии здоровья, основной акцент в оценивании учебных достижений по физический культуре должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающегося, которые обязательно должны быть отмечены преподавателем и сообщены обучающемуся, выставляется положительная отметка. Итоговый контроль по физической культуре степени освоения АОП СПО ФК обучающимися с ОВЗ и инвалидностью выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность), степенью овладения знаниями и навыками адаптивной физкультуры, а также с учетом динамики физической подготовленности и посещаемости занятий. Оценка уровня физической подготовленности 1. Уметь оценить уровень своего собственного здоровья по тестам. 2. Уметь составить и провести комплекс утренней и производственной гимнастики. 3. Овладеть элементами техники движений, релаксационных, беговых, прыжковых. 4. Уметь составить комплексы упражнений для восстановления работоспособности. 5. Уметь применять на практике приемы самомассажа. 6. Овладеть техникой спортивных игр по одному из выбранных видов. 7. Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта. 8. Овладеть системой дыхательных упражнений при выполнении релаксационных упражнений. 9. Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия. 10. Уметь определить оптимальную индивидуальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями.
Основные источники: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу с 21 июля 2014 года.); - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р; - Государственная
программа Российской Федерации «Доступная - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности; - Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968; - Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2; - Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36; - Методические рекомендации к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн); −Положения Приказа Минтруда России №664н от 29 сентября 2014 г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»; − Письмо Минобрнауки России от 26.03.2014 г. № МОН-П-1159 «О разработке и внедрении специальных программ профессионального образования»; − Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. №06-281; - Устав и локальные акты ОО СПО; - другие нормативно-методические документы (в дополнение к приведенным выше документам могут быть включены отраслевые нормативные документы, нормативные документы субъекта Российской Федерации, локальные акты, регулирующие инклюзивное обучение в образовательной организации СПО).
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. — М., 2013. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. — М., 2010. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2010. Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014. Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. посо-бие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2013. Хомич М.М., Эммануэль Ю. В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. — СПб., 2010. Дополнительные источники: 1. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 551 с. : ил. ISBN 978-5-691-01701-8. 2. Методическое пособие ДРОФА, Москва. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь, 2010 г. 3. Сборник учебно-методических материалов. – Ставрополь : РИО филиала МГГУ им. М.А.Шолохова в г. Ставрополе, 2010. – 64 с. Интернет –ресурс:
** практические занятия проводятся только с обучающимися, не имеющим противопоказаний к физической активности по состоянию здоровья
содержание .. 19 20 21 22 ..
|
|