Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год) - часть 1

 

 

ООО «НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «ЭКОСИСТЕМАǽ
Генеральная схема санитарной очистки
территории города Усть-Кут
Том 3. Санитарная очистка и система обращения с отходами
Челябинск
2012
1
Оглавление
Глава 1. Анализ норм и расчет объемов накопления отходов на
территории муниципального образования «город Усть-Кутª
3
1.1 Предложения по нормам накопления ТБО
3
1.2 Прогноз изменения норм накопления отходов
5
1.3 Расчет объемов образования ТБО от жилищного фонда и объектов
инфраструктуры
6
1.4 Расчет объемов образования КГО
10
1.5 Общий объем ТБО, образующихся на территории г. Усть-Кут
10
1.6 Расчет объемов образования ЖБО
11
Глава 2. Система сбора и вывоза ТБО и ЖБО
12
2.1 Система сбора ТБО
14
2.1.1 Основные требования к обустройству контейнерных площадок« 15
2.1.2
Основные требования к обустройству и содержанию
мусороприемных камер
16
2.1.3 Контейнеры для сбора ТБО
17
2.1.4 Удаление отходов
20
2.1.5 Расчет потребного количества контейнеров для осуществления сбора
ТБО
21
2.2 Система вывоза ТБО
22
2.2.1 Расчет потребного количества спецтехники, механизмов для
осуществления сбора и вывоза ТБО и КГО на данный период времени и
на перспективу
35
2.3 Система обезвреживания и утилизации ТБО
39
2.4 Система сбора ЖБО
42
2
2.4.1Расчет потребного количества спецтехники для осуществления
вывоза ЖБО на объекты обезвреживания на данный период времени и на
перспективу
45
2.5 Обезвреживание ЖБО
46
Глава 3. Механизированная уборка территории г. Усть-Кут
48
3.1 Летняя уборка территории
49
3.2 Зимняя уборка территорий
53
3.3 Расчет потребного количества спецтехники, механизмов для
осуществления механизированной уборки улиц и дорог
60
3.4 Определение объемов накопления отходов при уборке улиц и дорог
66
Глава 4. Перспективный план мероприятий по совершенствованию
санитарной очистки территории
67
Глава 5. Анализ существующей системы финансирования
муниципальной деятельности в сфере санитарной очистки и обращения
с отходами. Предложения по её совершенствованию
73
Глава 6. Основные технико-экономические показатели Генеральной
схемы очистки территории г. Усть-Кут
77
Список использованных источников
84
3
Глава 1. Анализ норм и расчет объемов накопления отходов на
территории муниципального образования «город Усть-Кутª
1.1 Предложения по нормам накопления ТБО
Общая численность населения г. Усть-Кут на 01.01.2012 составляет
45,1 тыс. чел. Несмотря на наблюдающуюся последние годы убыль населения
в городе наблюдается положительная динамка показателей демографической
обстановки (рост коэффициентов рождаемости и прибытия, спад смертности
и выбытия). По прогнозам произведенным ИТП «Град» при составлении
проекта
«Генеральный план Усть-Кутского муниципального образования
(городского поселения)» в 2008 году численность населения к 2012 году
должна была составить 47 тыс. чел., к 2017 году - 48,14 тыс. чел., к 2022 -
48,9 тыс. чел. В действительности темпы роста численности населения
несколько ниже прогнозируемых. По данным администрации Усть-Кутского
муниципального образования (городского поселения) ожидаемая численность
населения к 2017 г. - 45,6 тыс. чел., к 2022 г. - 46,1 тыс. чел. Для расчетов в
настоящей схеме принята ожидаемая численность населения,
предоставленная
администрацией
Усть-Кутского
муниципального
образования (городского поселения).
Нормы накопления твердых бытовых отходов на территории Усть-
Кутского муниципального образования (городского поселения) утверждены
Постановлением главы Усть-Кутского муниципального образования
(городского поселения) от 21.12.2006 № 316-п. Согласно постановлению
объем накопления отходов на
1 жителя в год составляет: для
благоустроенного жилого фонда 1,32 м3; для неблагоустроенного - 1,5 м3.
Нормы накопления отходов имеют тенденцию ежегодного роста в среднем на
1-3%
[1] и к
2012 году, по данным администрации Усть-Кутского
муниципального образования (городского поселения), составляют 1,52 и 1,92
м3 соответственно. По данным ООО «Спецавто», обслуживающего полигон
4
ТБО г. Усть-Кут, суммарный объем ТБО поступивших на полигон в 2011 году
составил
90 тыс. м3. Обследование существующего состояния системы
очистки территории г. Усть-Кут выявило, что 80,3% населения частного
сектора не охвачено планово-регулярной системой вывоза отходов. Отходы,
образующиеся на территории неохваченной регулярной системой вывоза
ТБО, так и не попадают на полигон ТБО, а остаются на
несанкционированных свалках либо сжигаются. Общая площадь
несанкционированных свалок на территории города в момент проведения
обследования составила
80,7 тыс. м2. Для расчетов в настоящей схеме
приняты нормы накопления ТБО на 2012 год для населения благоустроенного
жилого фонда 1,52 м3/год на 1 человека, для неблагоустроенного - 1,92
м3/год. Для расчета объема отходов от объектов инфраструктуры
использовались значения утвержденные постановлением главы городского
поселения от 21.12.2006 № 316-п.
По причине того, что значительная часть населения не охвачена
планово-регулярной системой вывоза ТБО, нормы накопления ТБО в
действительности могут отличаться от значения принятого в настоящей
схеме. Норма накопления отходов является косвенным показателем уровня
потребления населения, зависит от образа жизни, особенностей ведения
приусадебного хозяйства, территориального местоположения и т. д. В связи с
этим нормы накопления отходов могут иметь разное значение для различных
населенных пунктов и изменяться с течением времени. Для уточнения норм
накопления отходов необходимо проводить расчеты норм образования
отходов на основе замеров фактических объемов образования отходов на
территории города, выполненных в соответствии с «Рекомендациями по
определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов
РСФСР» [2].
5
1.2 Прогноз изменения норм накопления отходов
Удельное годовое накопление твердых бытовых отходов на одного
жителя населенных мест имеет тенденцию ежегодного роста на 1-3 % [1], что
объясняется повышением уровня благоустройства жилого фонда и ростом
доли упаковочных материалов в ТБО. Больший процент применяется в
крупных городах с населением более 500 тыс. чел. При прогнозе увеличения
норм накопления ТБО на территории г. Усть-Кут принимаем 1% ежегодного
увеличения нормы.
С учетом увеличения объемов образования ТБО нормы накопления на
каждый последующий год рассчитываются по формуле:
Hi+1=Hi*1,01,
где Hi- норма накопления ТБО на i-ый год
Hi+1- норма накопления ТБО на последующий год;
1,01 - коэффициент учитывающий 1% увеличение нормы накопления ТБО.
Расчетные нормы накопления ТБО на первую очередь и на расчетный
срок отражены в таблице 1
Таблица 1
Расчетные нормы накопления ТБО на первую очередь и на расчетный
срок, м3/год на человека
Норма
Норма
Норма накопления
Наименование
накопления
накопления
ТБО на расчетный
п/
населенного
ТБО на 2012 г.
ТБО 2017 г.
срок (2022 г.)
п
пункта
Благоустр
Неблаг
Благоустр
Неблаг
Благоустр
Неблагоу
оустр
оустр
стр
1
г. Усть-Кут
1,52
1,92
1,6
2,01
1,68
2,12
6
1.3 Расчет объемов образования ТБО от жилищного фонда и объектов
инфраструктуры
При расчете объемов образования ТБО от жилищного фонда
использовались данные о численности населения по категориям
благоустройства
предоставленные
администрацией
Усть-Кутского
муниципального образования (городского поселения).
Расчет суточного накопления отходов выполнен с учетом сезонной
неравномерности накопления отходов. Коэффициент неравномерности
принят 1,25 [7]. Расчетные данные отражены в таблице 2 и 3
Таблица 2
Объемы образования ТБО от жилищного фонда на I очередь
(2017 г.)
Объемы накопления
ТБО на I очередь с
Общая
Итоговое
Суточное
Наименование
учетом 1,0%
численность
накоплен
накоплени
п/
населенного
увеличения нормы
населения,
ие ТБО,
е ТБО,
п
пункта
накопления ТБО, м3
чел.
м3/год
м3/сут.
Благоустроенн
Неблагоустро
ый жил. фонд
енный фонд
1
г. Усть-Кут
45600
49600
29346
78946
270,36
Таблица 3
Объемы образования ТБО от жилищного фонда на расчетный год
схемы (2022 г.)
7
Объемы накопления
ТБО на расч. год с
Общая
Итоговое
Суточное
Наименование
учетом 1,0%
численность
накоплен
накоплени
п/
населенного
увеличения нормы
населения,
ие ТБО,
е ТБО,
п
пункта
накопления ТБО, м3
чел.
м3/год
м3/сут.
Благоустроенн
Неблагоустро
ый жил. фонд
енный фонд
1
г. Усть-Кут
46100
55608
27560
83168
284,82
При расчете объемов образования ТБО от объектов инфраструктуры
использовались нормы накопления ТБО, утвержденные постановлением
главы администрации. Расчетные данные отражены в таблице 4.
Таблица 4
Объемы образования ТБО от объектов инфраструктуры
Норма
Объемы накопления ТБО,
Еденица
Количество
Наименование объекта
накопления
м3/год
измерения
2012
2017
2022
ТБО, м3/год
2012
2017
2022
Больницы
койка
340
340
340
1,97
669,8
669,8
669,8
число
Поликлиники,
посещений
146320
146320
146320
0,0018
263,376
263,376
263,376
амбулатории
в год
Детские дошкольные
2420
2640**
2861
0,43
1040,6
1135,2
1230,23
учреждения
место
Общеобразовательные
школы, ПТУ, техникумы,
5342
5809**
6276
0,25
1335,5
1452,25
1569
институты
учащиеся
Клубы, дворцы культуры,
1500
2732**
3963
0,18
270
491,76
713,34
театры и кинотеатры
место
м2 торговой
19198*
19198
19198
1,85
35516,3
35516,3
35516,3
Магазины:
площади
Кол-во
торговых
292
292
292
1,85
3241,2
3241,2
3241,2
Рынки
мест
9
Предприятия
посадочное
3453
3453
1982
1,13
3901,89
3901,89
2239,66
общественного питания
место
Гостиницы
место
220
259**
297
1,13
248,6
292,67
335,61
Предприятия бытового
250
348**
446
0
0
0
обслуживания
сотрудники
Библиотеки
сотрудники
87*
87
87
1,66
144,42
144,42
144,42
Парикмахерские, салоны
60*
60
60
2
120
120
120
красоты
место
Аптеки
м2 площади
325*
325
325
0,77
250,25
250,25
250,25
Павильоны
м2 площади
163*
163
163
6
978
978
978
Итого:
47979,94
48457,12
47271,19
*- данные федеральной службы государственной статистики
**- значение рассчитано методом линейной интерполяции
10
1.4 Расчет объемов образования КГО
В состав ТБО входят крупногабаритные отходы
(КГО). К
крупногабаритным отходам относятся отходы, по габаритам не
помещающиеся в стандартные контейнеры вместимостью 0,75 м3. В городах
Российской Федерации норма, накапливающихся КГО, составляет примерно
5 % от общего объема ТБО [4].
1.5 Общий объем ТБО, образующихся на территории г. Усть-Кут
Общий объем ТБО, образующихся на территории города отражен в
таблице 5. Общий объем ТБО складывается из объемов образования отходов
от жилищного фонда и объектов инфраструктуры. Данные таблицы 5 должны
быть использованы для расчетов количества контейнеров и мощностей
производственных баз по санитарной очистке территории от отходов
потребления
(ТБО). Смет с территории подлежит отдельной уборке
специализированной техникой и не входит в общий объем ТБО. При
определении суточного объема ТБО использовался коэффициент
неравномерности накопления отходов равный 1,25.
Таблица 5
Общий объем отходов, образующихся на территории г. Усть-Кут
Наименование
Годовой объем ТБО, м3
Суточный объем ТБО, м3
п/п
населенного
На 2017 г.
На расчетный
На 2017 г.
На расчетный
пункта
срок (2022 г.)
срок (2022 г.)
1
г. Усть-Кут
127403,1
130439,2
436,3
446,7
11
1.6 Расчет объемов образования ЖБО
При расчете общего количества ЖБО следует учитывать отходы,
образующиеся в неканализованных домовладениях. По данным
администрации Усть-Кутского муниципального образования
(городского
поселения) численность населения проживающего в неканализированных
домовладениях составляет 16,1 тыс. чел. (35,6%). Нормы накопления ЖБО
для города не утверждены. В расчете использована норма накопления ЖБО в
неканализованном жилищном фонде 4,5 м3/год на 1 человека, согласно
Методическим рекомендациям
[7]. Постановлением главы Усть-Кутского
муниципального образования (городского поселения) от 11.08.11 № 555-п
утверждена долгосрочная городская целевая программа «Снижение затрат по
транспортировке жидких бытовых отходов (септики, выгребные ямы) от
жилых домов города Усть-Кута на 2012-2019 годы» которой предусмотрено
проведение мероприятий по реконструкции систем водоотведения,
ликвидации ветхого и аварийного жилья и переселение граждан. В результате
реализации программы планируется снижение количества проживающих в
неканализированных домовладениях на 2,5 тыс. чел. При этом к 2017 году
количество жителей неканализированных домовладений планируется снизить
на
1750 чел. Расчеты объемов образования ЖБО выполнены с учетом
повышения уровня благоустройства жилого фонда в результате реализации
программы.
Расчетные данные объемов образования ЖБО на I очередь и расчетный
срок отражены в таблице 6
Таблица 6
Объемы образования ЖБО на I очередь и расчетный срок
Наименование
Объем ЖБО на I
Объем
ЖБО на
п/п
населенного
очередь, тыс. м3
расчетный срок, тыс. м3
пункта
1
г. Усть-Кут
72,45
61,2
12
Глава 2. Система сбора и вывоза ТБО и ЖБО
Основная задача этой главы - предложения по методам сбора и вывоза
отходов, образующихся на всей территории г. Усть-Кут, а также определение
количества необходимого спецавтотранспорта для обеспечения регулярного и
эффективного их вывоза.
Отходы, которые образуются на малых предприятиях (в магазинах,
киосках, кафе, и т.д.), в учреждениях и школах предлагается собирать,
перевозить, перерабатывать и размещать наряду с отходами населения.
Для отходов больниц, которые не представляют риск, предлагается
обращение наряду с бытовыми отходами. Однако опасные отходы (системы
переливания, шприцы, ампулы, бинты и др.), подлежат раздельному сбору,
обезвреживанию и уничтожению на специальных установках (в соответствии
с договорами заключенными со специализированными предприятиями). Для
раздельного сбора опасных отходов из медицинских учреждений следует
устанавливать герметичные контейнеры с плотно закрывающейся крышкой.
Не допускается попадание опасных отходов из медицинских учреждений в
контейнеры общего пользования и на свалку ТБО.
Ртутьсодержащие отходы
(ртутные термометры, люминесцентные
энергосберегающие лампы, ртутьсодержащие приборы и т.д.) являются
чрезвычайно опасными для здоровья человека и относятся к первому классу
опасности. Порядок организации работ по обращению с ртутьсодержащими
отходами устанавливается СанПиН 4607-88, ГОСТ 12.3.031-83, «Правила
обращения с отходами производства и потребления в части осветительных
устройств, электрических ламп
«» утвержденными постановлением
правительства РФ
№681 от
03.09.2010. Работы по обращению с
ртутьсодержащими отходами должны выполняться специализированной
организацией по договорам с юридическими лицами и общественными
организациями. Не допускается попадание ртутьсодержащих отходов в
13
мусоросборные контейнеры общего пользования и их попадание в
окружающую среду без предварительной демеркуризации на специальной
установке.
Ответственность за отходы, образуемые от коммерческих и
промышленных предприятий, лежит на их производителе, который должен
предпринять необходимые меры для безопасного обращения с ними.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения,
регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий
должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 [9] и Правилами
предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов [10].
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест
должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное
обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых
отходов (в том числе пищевых отходов из жилых и отходов общественных
зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового
назначения; жидких отходов неканализованных зданий; уличного мусора и
смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории
населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки
территории. Согласно санитарным и технологическим нормам и правилам,
для организации работ по санитарному благоустройству, сбор и удаление
бытовых отходов предлагается осуществлять по планово-регулярной системе
в сроки, предусмотренные санитарными правилами, по утвержденным
графикам.
Договоры-графики на удаление бытовых отходов с жилищными и
другими организациями, подлежащими обслуживанию по данной системе,
заключаются ежегодно между организацией, производящей удаление отходов
и жилищным органом по согласованию с учреждениями санитарно
эпидемиологической службы, и автоматически пролонгируются на
следующий срок, если ни одна из сторон в установленный договором срок не
14
заявят о прекращении своих обязательств по существующему договору.
Договор должен определять отношения сторон по обращению с ТБО.
При планово-регулярной системе объем работ по удалению бытовых
отходов устанавливается на основании утвержденных норм накопления на
одного проживающего или другую расчетную единицу (для организации).
Планово-регулярная система включает в себя:
организацию сбора и временного хранения бытовых отходов в
местах их образования;
удаление бытовых отходов с территорий домовладений и
организаций;
осуществление обезвреживания и утилизации бытовых отходов.
Все указанные мероприятия взаимообусловлены и должны
рассматриваться, планироваться и осуществляться комплексно.
2.1 Система сбора ТБО
На территории г. Усть-Кут применяется контейнерный метод удаления
отходов. Планово-регулярной системой сбора ТБО охвачен в основном
многоквартирный фонд. На территории частных домовладений проблема
удаления и утилизации отходов решается жителями самостоятельно путем
образования несанкционированных свалок и навалов ТБО и КГО, сжигания
отходов в специально приспособленных металлических бочках.
Обследование территории г. Усть-Кут выявило большое количество навалов
крупногабаритных отходов, как в районах частных домовладений, так и на
территории многоэтажных домов. На полигоне ТБО крупногабаритных
отходов в ходе проведения визуального осмотра обнаружено не было.
С целью наиболее рациональной организации работ по очистке
территории г. Усть-Кут от ТБО предлагается использование на всей
территории города системы контейнерного сбора отходов. Применение

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/