ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год) - часть 1

 

 

1
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Автономное Учреждение «Управление охраны окружающей среды и
природопользования Минприроды Удмуртской Республикиª
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И
ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ,
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ижевск, 2016
2
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3
ВВЕДЕНИЕ
4
1. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
5
1.1. Общие сведения об Удмуртской Республике
5
1.2. Наименование источников образования отходов
7
2. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ
8
3. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ,
УТИЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
9
4. МЕСТА НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ
11
4.1. Места накопления отходов
11
4.2. Места несанкционированного размещения отходов
14
5. ОБЪЕКТЫ ПО ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ,
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
16
5.1. Сведения об объектах обработки, утилизации,
обезвреживания отходов
16
5.2. Сведения об объектах размещения отходов
64
6. БАЛАНС КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ,
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
82
7. СХЕМА ПОТОКОВ ОТХОДОВ
83
7.1. Описание территориальной схемы обращения с отходами
83
7.2. Движение отходов от источников образования до объектов их
обработки, утилизации. обезвреживания, размещения
85
7.2.1. Движение отходов до объектов обработки, утилизации,
обезвреживания
85
7.2.2. Движение отходов до объектов размещения отходов
92
7.2.3. Информация о зонах деятельности региональных
операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
138
7.2.4. Объекты по обработке, утилизации и обезвреживанию
отходов
140
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы и приведены ссылки на
следующие основные правовые нормативные документы, регулирующие
вопросы обращения с отходами:
1.
Федеральный закон от
24.06.1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребленияª.
2.
Федеральный закон от
10.01.2002 г.
№ 7-ФЗ
«Об охране
окружающей средыª.
3.
Федеральный закон от
30.03.1999 г.
№ 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населенияª.
4.
Закон Удмуртской Республики от 15.10. 2009 г. № 43-РЗ «Об отходах
производства и потребления в Удмуртской Республикеª.
5.
Постановление Правительства РФ от
16.03.2016 г.
№197
«Об
утверждении требования к составу и содержанию территориальных схем
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходамиª.
6.
Постановление Правительства РФ от
10.02.1997 г.
№ 155 «Об
утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких
бытовых отходовª.
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000
г.
№ 818 «О порядке ведения Государственного кадастра отходов и
проведения паспортизации опасных отходовª.
8.
СанПиН
42-128-4690-88
«Санитарные правила содержания
территорий населенных местª (утв. главным государственным санитарным
врачом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88).
9.
СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и
обезвреживанию отходов производства и потребленияª (утв. постановлением
главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80).
10. Постановление Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 152 «Об утверждении
Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем
очистки территорий населенных пунктов Российской Федерацииª.
11. Приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47 «Об утверждении
Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности
организаций коммунального комплексаª.
12. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 08.02.2010
г.
№ 21 «О региональном кадастре отходов производства и потребления
Удмуртской Республикиª.
4
ВВЕДЕНИЕ
Территориальная схема обращения с отходами производства и
потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в
Удмуртской Республике (далее - Схема обращения с отходами, Схема)
определяет принципы и направления деятельности по созданию эффективной
системы комплексного управления отходами в республике.
В Схеме обращения с отходами сформулированы основные цели и
задачи в области обращения с отходами и вторичными материальными
ресурсами на территории республики, в том числе с твердыми
коммунальными отходами (далее - ТКО).
Схема является базовым документом по организации и координации
деятельности исполнительных органов государственной власти, органов
местного самоуправления в Удмуртской Республике, предприятий и
организаций, осуществляющих свою деятельность в области обращения с
отходами.
Организация и совершенствование эффективной системы управления
отходами - длительный и сложный процесс. Реализация данной Схемы
позволит заложить основы для создания современной эффективной системы
обращения с отходами, ориентированной в направлении максимального
использования и минимального захоронения отходов.
5
1. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
1.1. Общие сведения об Удмуртской Республике
Площадь Удмуртской Республики составляет 42,1 тысячи км2, что
составляет 0,25% общей площади Российской Федерации.
Столица город Ижевск - численность населения 642 тыс. человек.
Города: Воткинск - 98,2 тыс. человек, Сарапул - 97,6 тыс. человек,
Глазов - 94,6 тыс. человек, Можга - 49,7 тыс. человек.
Административное деление:
5 городов,
25 сельских районов,
11
поселков городского типа, 2 119 сельских населенных пункта.
Географическая характеристика: Удмуртская Республика является
республикой в составе Российской Федерации. Она расположена в западной
части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Расстояние между
столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской
Федерации городом Москвой составляет 1129 км, Санкт-Петербургом - 1904
км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км. Удмуртская Республика на
западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским
краем, на юге - с республиками Башкортостан и Татарстан.
Население республики
1 млн.
517 тыс. человек,
65,29 % жителей
республики сосредоточено в городах и поселках городского типа. Плотность
населения - 38,6 человек на квадратный километр.
Среди особенностей республики необходимо отметить:
Положение республики в средних северных широтах и отсутствие
поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный
климат с холодной снежной зимой и теплым летом.
Удмуртская Республика - регион с развитой промышленностью и
многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В республике
высокая концентрация оборонных предприятий. Основные отрасли
промышленности - машиностроение, металлообработка, черная металлургия
и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена
комплексом тепловых электростанций в Ижевске, Сарапуле, Воткинске и
Глазове, крупнейшей из которых является Ижевская ТЭЦ-2.
Металлургическое производство сосредоточено в Ижевске, литейное
производство - в Ижевске и Воткинске. Основу экономики составляет также
добывающая промышленность, базирующаяся на эксплуатации
месторождений нефти. Сельскохозяйственные угодья занимают до
50 %
территории республики.
6
Рисунок 1. Схема территориального планирования Удмуртской Республики
7
1.2 Наименование источников образования отходов
В настоящей Схеме под источниками образования отходов
понимаются:
1) организации, осуществляющие свою деятельность на территории
Удмуртской Республики
(далее
- организации), в результате которой
образуются отходы, идентичные по составу коммунальным. Данный вид
источника образования отходов относится к объектам капитального
строительства или других объектов, а также их совокупностью,
объединенных единым назначением и
(или) неразрывно связанных
физически или технологически и расположенных в пределах одного или
нескольких земельных участков.
Сведения о местонахождении данного источника образования отходов
приведены в приложении 1 в разделе «Приложенияª к данной Схеме.
2) многоквартирные дома; садовые, дачные и огороднические
партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов. Данный вид
источника образования отходов определен как территория
(частью
территории) поселения. В настоящей Схеме вышеуказанные источники
образования отходов объединены по муниципальным образованиям сельских
поселений в Удмуртской Республике
(далее
- поселения), города
- по
муниципальным образованиям городских округов.
Сведения о местонахождении данного источника образования отходов
приведены в приложении 2 в разделе «Приложенияª к настоящей Схеме.
8
2. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ
В 2015 году в Удмуртской Республике образовалось 894 537,23 тонн
отходов производства и потребления.
В таблице 1 представлено количество отходов по классам опасности,
образовавшихся за 2015 год.
Таблица 1
Класс опасности отходов для окружающей
Количество, тонн
природной среды
I класс опасности
78,89
II класс опасности
4 125,2
III класс опасности
36 172,4
IV класс опасности
485 204,0
V класс опасности
125 345,22
ВСЕГО ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ:
650 925,71
Из указанного количества отходов к категории коммунальных отходов
относятся:
-
326 568 тонн, образовавшиеся в жилом секторе, непосредственно
твердые коммунальные отходы;
- 16 328 тонн, крупногабаритные отходы;
-102 308 тонн
- отходы, образовавшиеся на предприятиях,
организациях, от деятельности сотрудников.
Данные по количеству образовавшихся ТКО приняты по фактическим
данным, предоставленным юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, а также органами местного самоуправления в
Удмуртской Республике. После утверждения, в соответствии с
постановлением Правительства РФ от
04.04.2016г
№269, в Удмуртской
Республике нормативов накопления твердых коммунальных отходов данные
по указанным отходам в Схеме будут откорректированы.
Данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по
видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу
отходов приведены в приложении 3 в разделе «Приложенияª к настоящей
Схеме.
Количество ежегодно образующихся отходов по источникам
образования отходов:
«организацииª и
«поселенияª приведены в
приложении 4 и 5 в разделе «Приложенияª к настоящей Схеме.
9
3. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ,
УТИЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
Оценка эффективности региональной системы обращения с отходами
на территории Удмуртской Республики, частью которой является Схема
обращения с отходами, проводится по следующим критериям:
а) достижение установленных в субъекте Российской Федерации
целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов
и о достигнутых значениях указанных целевых показателей
(на дату
утверждения территориальной схемы);
б) доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме
отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процент),
суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
в) доля отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме
отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процент),
с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации
«Охрана окружающей среды на
2012-2020 годыª
(Постановление
Правительства РФ от 15.04.2014 г. №326), прогнозные значения целевых
показателей по доле использованных и обезвреженных отходов производства
и потребления, на дату утверждения Схемы (2016 год), составляет 30%.
Данный показатель установлен для отходов I-IV класса опасности.
В Удмуртской Республике нет утвержденных целевых показателей по
доле использованных и обезвреженных отходов производства и потребления.
На основе анализа фактических данных, предоставленных
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в
республике
определен
следующий
процент
утилизированных,
обезвреженных, направленных на захоронение отходов, от общего объема
образующихся в республике отходов, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Наименование
Процент, %
Масса, т.
Обезвреживание
4
26 037,02
Утилизация (использование)
13
84 620,34
Размещение, в т.ч. хранение
83
540 268,35
Таким образом, фактический суммарный показатель доли
утилизированных (использованных) и обезвреженных отходов составляет
17%.
10
В таблице 3 приведены прогнозные значения целевых показателей по
обезвреживанию, утилизации и размещению отходов на весь период
действия Схемы.
Таблица 3
Значение показателей, %
Наименование
2016
2017
2018
2019
2020
В соответствии с Госпрограммой
РФ «Охрана окружающей среды на
30
33
36
39
42
2012-2020 годыª
Прогнозные показатели для УР
Обезвреживание
4
6
11
15
17
Утилизация
13
15
19
24
25
Размещение, в т.ч. хранение
83
79
70
61
58
Продолжение таблицы 3
Значение показателей, %
Наименование
2021
2022
2023
2024
2025
2026
Прогнозные показатели для УР
Обезвреживание
18
19
20
21
21
22
Утилизация
26
27
28
29
29
30
Размещение, в т.ч. хранение
56
54
52
50
50
48
В приложении 6 в разделе «Приложенияª к данной Схеме приведен
перечень обезвреженных, утилизированных и направленных на размещение
отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
11
4. МЕСТА НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ
4.1. Места накопления отходов
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об
отходах производства и потребленияª, под
«накоплением отходовª
понимается
- временное складирование отходов
(на срок не более чем
одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии
с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации,
обезвреживания, размещения, транспортирования.
В Схеме под местами накопления отходов принимаются контейнерные
площадки, установка которых, а также период накопления отходов
установлен в соответствии с законодательством в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с тем, что населенные пункты республики в подавляющем
большинстве не оборудованы контейнерными площадками, в Схеме приведена
карта-схема планируемых мест накопления отходов. Расположение и количество
контейнерных площадок определялось исходя из количества образующихся
отходов в отдельном районе города, сельском поселении и т.д.
На рисунке 2 представлена действующая схема движения твердых
коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики.
Рис. 2. Действующая схема движения твердых коммунальных отходов на
территории Удмуртской Республики
12
Схема отображает движение отходов от населенных пунктов
республики, разделенных на три категории:
первый уровень - города в Удмуртской Республике;
второй
уровень
-
населенные
пункты,
являющиеся
административными центрами муниципальных районов (далее - районные
центры);
третий уровень - сельские поселения (деревни, села, починки).
1. Система сбора, накопления, транспортирования и размещения
отходов в городах включает в себя:
1.1. Сбор отходов от населения многоквартирного жилищного фонда,
объектов инфраструктуры и хозяйствующих субъектов в местах сбора
отходов, обустроенных одним их следующих типов оборудования:
1) контейнерами емкостью от 0,7 до 1,3 куб. м с крышкой;
2) площадкой для сбора крупногабаритных отходов, расположенной
непосредственно около контейнерной плоащдки;
3) бункерами закрытого типа емкостью до 15 куб. м;
1.2. Сбор отходов от населения частного жилищного фонда по
утвержденному графику или с использованием позвонковой системы, с
использованием мешков-счетчиков;
1.3. Сбор отходов от населения, проживающего в домах,
оборудованных
мусоропроводами,
в
контейнеры-накопители
мусоропроводами с последующим их перемещением в места сбора отходов;
1.4. Сбор отходов от объектов инфраструктуры и хозяйствующих
субъектов:
1) в местах сбора отходов, расположенных на территории объекта
инфраструктуры/ хозяйствующего субъекта;
2) в местах сбора отходов, расположенных рядом при наличии заключенного
договора на сбор и вывоз отходов с владельцем места сбора отходов;
1.5. Сбор отходов, образующихся в садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан
(СНТ) и гаражно-
строительных кооперативах (ГСК):
1) в местах сбора отходов, расположенных на территории ГСК и СНТ;
2) в местах сбора отходов, расположенных рядом с ГСК и СНТ при
наличии заключенного договора на сбор и вывоз отходов с владельцем места
накопления отходов;
3) с использованием «позвонковойª системы и мешков-счетчиков;
- транспортирование отходов на полигоны ТКО;
- сортировка отходов (частичная);
13
- размещение отходов.
В настоящее время контейнерный сбор отходов налажен только в г.
Ижевске, в остальных городах, сбор отходов посредством контейнеров
присутствует частично. В связи с этим, в настоящей Схеме приводится карта
планируемых мест накопления отходов, размещение которых позволит
обеспечить сбор и временное накопления всех образующихся твердых
коммунальных отходов.
Полигоны ТКО в настоящий момент имеются для каждого населенного
пункта из данной категории. Полигоны эксплуатируются коммерческими
организациями. Полигоны ТКО городов Сарапул, Воткинск, Глазов имеют
действующие до 2019 года лицензии на данный вид деятельности, но не
включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В связи
с чем, для указанных населенных пунктов проводятся работы по
проектированию новых полигонов, и их последующему вводу в
эксплуатацию до 2019 года.
2. Система сбора, накопления, транспортирования и хранения отходов
районных центров аналогична системе обращения с отходами в городских
округах, за исключением обязательного устройства собственного полигона
отходов. Таким образом, система обращения с отходами для таких
населенных пунктов включает централизованный сбор отходов посредством
установки контейнерных площадок (с организацией площадки для сбора
крупногабаритного мусора), их транспортировку на кустовой полигон.
3. В сельских поселениях, имеющих постоянное транспортное
сообщение с районными центрами, частично организован регулярный сбор и
вывоз отходов по схеме, принятой в близлежащих населенных пунктах -
контейнерный или безконтейнерный сбор, с вывозом отходов по
утвержденному графику, с обустройством площадок временного
складирования отходов.
Однако в большинстве сельских населенных пунктов республики сбор
и вывоз отходов не налажен.
В приложении 7 в разделе «Приложенияª к данной Схеме прилагаются
карты-схемы планируемых мест накопления отходов по районам республики.
В приложении 8 в разделе «Приложенияª к данной Схеме прилагается
таблица с перечнем планируемых мест накопления отходов, с привязкой к
источнику образования отходов. В связи с тем, что места накопления отходов
являются планируемыми, в качестве привязки к источнику служат
географические координаты их расположения.
14
4.2. Места несанкционированного размещения отходов
По состоянию на
1 января
2015 года в Удмуртской Республике
зафиксировано 41 место несанкционированного размещения отходов (далее -
несанкционированные свалки).
На рисунке
3
представлена
карта-схема
расположения
несанкционированных свалок.
К несанкционированным свалкам относятся объекты, стихийно
возникшие на территориях используемых, но не предназначенных для
размещения отходов.
В результате инвентаризации на территории Удмуртской Республики
зарегистрировано
41 несанкционированная свалка, занимающие площадь
около 150 га. Работы по инвентаризации указанных объектов проводятся
ежегодно специалистами Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Удмуртской Республики.
В Схеме приведены несанкционированные свалки, существующие
длительный период времени (от 3 лет и выше) и имеющие площадь от 2 га и
выше. В основном данные свалки сформировались вблизи сельских
поселений республики, в которых не развита или отсутствует система сбора
и вывоза отходов. На данных объектах несанкционированного размещения
отходов, в основной массе, накоплены твердые коммунальные отходы, но
встречаются и отходы 1-2 класса опасности, такие как ртутные лампы и
отработанные аккумуляторы.
В связи с обязанностью по ликвидации несанкционированных свалок
региональным оператором в области обращения с твердыми коммунальными
отходами, в приложении 9 в разделе «Приложенияª к настоящей Схеме
приводится перечень несанкционированных свалок республики, с указанием
их месторасположения.
Несанкционированные свалки возникающие в период весенних и/или
осенних субботников, а также мероприятий по благоустройству территорий
населенных пунктов, ликвидированных в период указанных мероприятий, в
Схеме не учитываются.
Все указанные несанкционированные свалки подлежат рекультивации,
на основе разработанного проекта рекультивации и наличия к нему
положительного заключения Государственной экологической экспертизы.
Сроки и очередность рекультивации должны быть указаны в
Государственной программе Удмуртской Республики «Окружающая среда и
природные ресурсыª, подпрограмма «Обращение с отходами производства и
потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходамиª.
15
Рис. 3. Карта-схема расположения несанкционированных свалок в
Удмуртской Республике.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/