СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 12

 

 

Приложение 1 "Перечень АЭС Российской Федерации"
Нововоронежская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-03-101-3189
блок № 1
Ростовская, блок № 1
ВВЭР
1000
ГН-03-101-2232
Ростовская, блок № 2
ВВЭР
1000
ГН-03-101-2362
Ростовская, блок № 3
ВВЭР
1000
ГН-03-101-2949
Смоленская, блок № 1
РБМК
1000
ГН-03-101-2693
Смоленская, блок № 2
РБМК
1000
ГН-03-101-3031
Смоленская, блок № 3
РБМК
1000
ГН-03-101-2327
177
Приложение 1 "Перечень АЭС Российской Федерации"
Энергоблоки АЭС, окончательно остановленные для вывода
из эксплуатации
Номинальная
Ввод в
Название АЭС,
Тип
Начало
Вывод из
мощность,
коммерческую
номер блока
реактора
строительства
эксплуатации
МВт(э)
эксплуатацию
Белоярская,
АМБ
108
01.06.1958
26.04.1964
01.01.1983
блок № 1
Белоярская,
АМБ
160
01.01.1962
01.12.1969
01.01.1990
блок № 2
Энергоблоки АЭС, выводимые из эксплуатации
Номинальная
Ввод в
Название АЭС,
Тип
Начало
Вывод из
мощность,
коммерческую
номер блока
реактора
строительства
эксплуатации
МВт(э)
эксплуатацию
Нововоронежская,
ВВЭР
210
01.07.1957
31.12.1964
16.02.1988
блок № 1
Нововоронежская,
ВВЭР
365
01.07.1964
14.04.1970
29.08.1990
блок № 2
Энергоблоки АЭС, для которых выданы лицензии
на размещение и сооружение
Номинальная
Вид
Название АЭС,
Тип
мощность,
№ лицензии
выданной
номер блока
реактора
МВт(э)
лицензии
Балаковская,
ВВЭР
1000
ГН-02-101-2363
сооружение
блок № 5*
Балтийская,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-2548
сооружение
блок № 1*
Балтийская,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2850
размещение
блок № 2*
Курская,
РБМК
1000
ГН-02-101-2317
сооружение
блок № 5*
Ленинградская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-2277
сооружение
блок № 1
178
Приложение 1 "Перечень АЭС Российской Федерации"
Номинальная
Вид
Название АЭС,
Тип
мощность,
№ лицензии
выданной
номер блока
реактора
МВт(э)
лицензии
Ленинградская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-2276
сооружение
блок № 2
Ленинградская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2712
размещение
блок № 3
Ленинградская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2713
размещение
блок № 4
Нижегородская,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2479
размещение
блок № 1
Нижегородская,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2480
размещение
блок № 2
Нововоронежская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-2306
сооружение
блок № 1
Нововоронежская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-2305
сооружение
блок № 2
Ростовская,
ВВЭР
1000
ГН-02-101-2365
сооружение
блок № 4
Тверская,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2498
размещение
блок № 1
Тверская,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-2499
размещение
блок № 2
Курская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-02-101-3213
сооружение
блок № 1
Курская АЭС-2,
ВВЭР
1200
ГН-01-101-3009
размещение
блок № 2
* Энергоблок реально не сооружается.
179
Приложение 2 "Реализация рекомендаций 6-го Совещания Договаривающихся сторон"
Приложение 2
Реализация рекомендаций 6-го Совещания Договаривающихся
сторон
Вызов
1: Эффективный надзор за безопасностью на
государственном уровне в условиях развития атомной энергетики в
России:
Разработка и введение в действие механизма финансирования,
нацеленного на привлечение дополнительного числа опытных
сотрудников в Ростехнадзор.
Механизм финансирования, нацеленный на привлечение
дополнительного числа опытных сотрудников в Ростехнадзор,
проходит стадию становления. В Приложении 9 представлены данные
об объеме финансирования межрегиональных территориальных
управлений Ростехнадзора в
2014-2016 гг., а также об объеме
финансирования прикладных научных исследований в Ростехнадзоре
за этот же период.
Ростехнадзор широко привлекает опытных специалистов
организаций научно-технической поддержки Регулирующего органа
для оказания поддержки государственным служащим Ростехнадзора
при проведении инспекций АЭС, при рассмотрении научно-
технических вопросов, возникающих в процессе лицензирования
АЭС, при международном сотрудничестве и при исполнении иных
функций.
Вызов 2: Сохранение и передача знаний с учетом сооружения
АЭС за пределами России по российским проектам:
Развитие эффективной системы подготовки и переподготовки
персонала Ростехнадзора и Росэнергоатома.
Под руководством АО "Концерн Росэнергоатом" создано
объединение исполнителей работ по подготовке персонала
Инозаказчика и Поставщика строительства АЭС в составе АО
"Концерн Росэнергоатом", НОУ ДПО "ЦИПК Росатома", АО
"Атомтехэнерго", АО "ВНИИАЭС". Объединение исполнителей
позволяет предоставлять полный пакет услуг по подготовке персонала
российских и зарубежных АЭС, в частности:
создание единой учебной базы для подготовки в Российской
Федерации персонала инозаказчика и поставщика атомных
станций;
подготовка предложений для заключения контрактов (договоров)
на предоставление услуг по созданию "под ключ" системы
180
Приложение 2 "Реализация рекомендаций 6-го Совещания Договаривающихся сторон"
подготовки персонала и системы по управлению знаниями
инозаказчика и обеспечение их реализации;
проведение "под ключ" подготовки персонала инозаказчика и
поставщика атомных станций, сооружаемых за рубежом по
российским проектам;
поддержание квалификации персонала инозаказчика и поставщика
атомных станций;
разработка
отраслевых
нормативных
документов
эксплуатирующей организации;
организация создания учебной базы и осуществление
сопровождения деятельности учебных центров АЭС инозаказчика.
В 2015 г. в АО "Концерн Росэнергоатом", НОУ ДПО "ЦИПК
Росатома", АО "Атомтехэнерго", АО "ВНИИАЭС" прошли обучение
около 100 представителей организаций ядерной инфраструктуры из
15 стран и около
200 специалистов из числа эксплуатационного
персонала зарубежных АЭС (Иран, Беларусь, Китай).
Государственные служащие Ростехнадзора, в соответствии со
статьей 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации", не
реже одного раза в три года получают дополнительное образование,
включающее в себя профессиональную переподготовку и повышение
квалификации. Вид, форма и продолжительность получения
дополнительного профессионального образования, поддержания и
повышения квалификации устанавливаются в зависимости от группы
и категории должности гражданской службы, замещаемой
гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом
Российской Федерации. Повышению уровня квалификации
государственных гражданских служащих служат семинары по обмену
опытом при надзоре в области использования атомной энергии,
которые
проводятся
совместно
с
Межрегиональными
территориальными управлениями по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Ростехнадзора, семинары по
актуальным вопросам регулирования ядерной и радиационной
безопасности, включая обзорные семинары по требованиям норм
МАГАТЭ по безопасности, по требованиям вновь разработанных, а
также пересмотренных федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии.
Подробная информация о развитии системы подготовки и
поддержания квалификации персонала АО "Концерн Росэнергоатом"
приведена в подразделе 11.3 настоящего Доклада.
181
Приложение 2 "Реализация рекомендаций 6-го Совещания Договаривающихся сторон"
Вызов 3: Помощь в разработке необходимых систем в странах,
впервые приступающих к развитию атомной энергетики ("новых
ядерных странах"):
Наделение Ростехнадзора полномочиями и финансовыми
ресурсами, необходимыми для оказания помощи национальным
регуляторам в странах-получателях российских ядерных
технологий.
Способствование достаточному развитию национальной
инфраструктуры безопасности, позволяющему обеспечить
надлежащий
нормативный
контроль,
а
также
противоаварийную готовность и реагирование.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от
15 апреля
2014 г.
№ 339, Ростехнадзор является
органом, уполномоченным осуществлять сотрудничество с органами
государственной власти государств, являющихся заказчиками
сооружения по российским проектам объектов использования
атомной энергии, по вопросам развития национальных систем
регулирования ядерной и радиационной безопасности, включая
развитие нормативной правовой базы, систем лицензирования и
надзора, организацию подготовки персонала органов регулирования
этих государств.
В настоящее
время
Ростехнадзором
подписаны
межведомственные соглашения о сотрудничестве с органами
регулирования Народной Республики Бангладеш
(Министерство
науки и технологий), Республики Беларусь
(Министерство по
чрезвычайным ситуациям), Социалистической Республики Вьетнам
(Вьетнамское агентство по радиационной и ядерной безопасности),
Турецкой Республики (Турецкое агентство по атомной энергии), а
также меморандум о взаимопонимании с органом регулирования
Арабской Республики Египет
(Египетский орган регулирования
ядерной и радиологической безопасности). Подготовлены для
подписания межведомственные соглашения о сотрудничестве с
органами регулирования Иорданского Хашимитского Королевства
(Комиссия по регулированию энергетики и полезных ископаемых) и
Федеративной Республики Нигерия (Орган регулирования ядерной
безопасности).
Вызов 4: Вывоз отработавшего ядерного топлива реакторов
РБМК с площадок в целях обеспечения безопасности хранения ОЯТ на
площадках.
182
Приложение 2 "Реализация рекомендаций 6-го Совещания Договаривающихся сторон"
Для вывоза ОЯТ РБМК-1000 на Ленинградской в 2012 г. и на
Курской АЭС в
2013 г. введены в эксплуатацию комплексы
контейнерного хранения и отправки ОЯТ, благодаря которым
количество освобождаемых мест в бассейнах выдержки превышает
количество ОЯТ, выгружаемого в бассейны выдержки из реакторов в
процессе эксплуатации.
Ввод в эксплуатацию комплекса контейнерного хранения и
отправки ОЯТ Смоленской АЭС запланирован на 2018 г.
Вызов 5: Расширенный мониторинг и управление ресурсом
графитовой кладки РБМК.
Апробированная в
2012-2013 гг. на энергоблоке
№ 1
Ленинградской АЭС технология восстановления ресурсных
характеристик
(ВРХ) после получения разрешения Ростехнадзора
была успешно применена в 2014 г. на энергоблоках № 2 Курской АЭС
и № 2 Ленинградской АЭС. В 2015 г. выполнен второй цикл ВРХ на
энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС, в 2016 г. выполнен первый
цикл ВРХ на энергоблоке № 1 Курской АЭС по усовершенствованной
технологии.
Результаты работ
2012-2015 гг. по восстановлению и
управлению ресурсными характеристиками энергоблоков с реакторами
РБМК-1000 позволяют Эксплуатирующей организации принимать
обоснованные решения по продолжению их эксплуатации.
Предложение 1: До начала строительства АЭС вблизи своей
государственной границы, Российской Федерации следует провести
оценку площадки в соответствии со стандартами МАГАТЭ и
пригласить соответствующую миссию МАГАТЭ по Оценке площадки
и проекта в части внешних событий (SEED).
За отчетный период строительство атомных станций вблизи
государственных границ Российской Федерации не начиналось.
Предложение
2: Представить в Национальном докладе
прогресс в реализации рекомендаций миссий ИРРС и других
международных партнерских рассмотрений.
Информация о ходе реализации рекомендаций миссий ИРРС,
миссий ОСАРТ и партнерских проверок ВАО АЭС приведена в
подразделах 8.1 и 14.2 настоящего Доклада.
183
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
Приложение 3
Реализация Венского заявления о ядерной безопасности
В Венском заявлении о ядерной безопасности сформулированы
принципы, которыми Договаривающиеся стороны должны
руководствоваться при выполнении требований Конвенции о ядерной
безопасности по предотвращению и смягчению последствий аварии с
радиологическими последствиями.
Принцип 1: Проектирование, выбор площадки и строительство
атомных электростанций должно иметь целью предотвращение
аварий при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а при
возникновении аварии
- уменьшение возможных выбросов
радионуклидов, приводящих к долгосрочному загрязнению за
пределами площадки, и недопущение радиоактивных выбросов на
ранней стадии и столь крупных радиоактивных выбросов, что в связи
с ними могут потребоваться долгосрочные защитные меры и
действия.
Принцип
2: В течение всего срока службы действующих
установок следует периодически и регулярно проводить комплексные
и систематические оценки безопасности с целью определения
усовершенствований систем безопасности, которые направлены на
достижение вышеуказанной цели. Необходимо своевременно вносить
практически осуществимые или достижимые усовершенствования в
системы безопасности.
Принцип 3: В национальных требованиях и регулирующих
положениях в течение всего срока службы атомных электростанций
должны учитываться соответствующие нормы безопасности МАГАТЭ
и при необходимости - другая надлежащая практика, определенная, в
частности, на совещаниях по рассмотрению в рамках Конвенции о
ядерной безопасности.
Меры по совершенствованию проектирования, размещения и
сооружения новых атомных станций в рамках реализации
принципа 1
Установленные в российских федеральных нормах и правилах в
области использования атомной энергии требования к размещению
(выбору площадки) атомных станций соответствуют принципу
1
Венского заявления о ядерной безопасности. Они включают перечень
факторов, явлений и процессов, при наличии которых не допускается
размещение атомных станций. К запрещающим факторам, в
184
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
частности, относятся, наличие активных разломов на площадке,
высокий уровень сейсмичности площадки АЭС.
Также в указанных правилах установлена номенклатура
факторов природного и техногенного происхождения, при наличии
которых район размещения АЭС считается неблагоприятным и
размещение АЭС допускается только при условии проведения
технических и организационных мероприятий по обеспечению
безопасности АЭС. К таким факторам относятся, например, берега
водоемов, имеющие скорость перемещения линии среза более 1 м в
год, склоны с уклоном более 15º и другие.
В соответствии с требованиями федеральных норм и правил в
проектных основах АЭС природные факторы процессы и явления,
учитываемые в проектных основах АЭС, определяются на интервале
10000 лет, также в составе проектных основ должны учитываться
факторы техногенного происхождения с вероятностью 10-6 в год и
более. Кроме того, в соответствии с требованиями правил, должны
проводиться вероятностные анализы безопасности АЭС при внешних
воздействиях, результаты которых должны учитываться при
обеспечении устойчивости и безопасности АЭС при проектирования и
эксплуатации АЭС.
В федеральных нормах и правилах в области использования
атомной энергии сформулированы также требования, имеющие целью
предотвращение аварий при эксплуатации АЭС, а при возникновении
аварий - уменьшение выброса РВ, недопущение выбросов на ранней
стадии, а также недопущение крупных выбросов. Так, в федеральных
нормах и правилах "Общие положения обеспечения безопасности
атомных станций" (НП-001-15) имеется требование об обязательном
наличии герметичного ограждения реакторной установки в составе
физических барьеров на пути распространения РВ в окружающую
среду. Установлены следующие целевые ориентиры безопасности
АЭС:
непревышение суммарной вероятности тяжелых аварий для
каждого энергоблока АЭС на интервале в один год, равной 10-5;
непревышение суммарной вероятности большого аварийного
выброса для каждого энергоблока АЭС на интервале в один год,
равной 10-7;
непревышение суммарной вероятности тяжелых аварий для
имеющихся на АЭС хранилищ ядерного топлива (не входящих в
состав энергоблоков АЭС) на интервале в один год, равной 10-5.
Если оцененная вероятность большого аварийного выброса
превышает указанное предельное значение, то в проекте АЭС, в
соответствии с требованиями указанных федеральных норм и правил,
должны предусматриваться дополнительные технические решения
185
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
(включая специальные технические средства для управления
запроектными авариями), направленные на предотвращение аварий и
смягчение их последствий.
В соответствии с требованиями российских федеральных норм и
правил в проекте АЭС должны предусматриваться следующие
технические и организационные меры, направленные на
предотвращение аварий и смягчение их последствий:
специальные технические средства по управлению запроектными
авариями
(в том числе специальные технические средства по
управлению авариями с полным обесточиванием АЭС, либо с
потерей систем, отводящих тепло к конечному поглотителю),
предназначенные для обеспечения выполнения фундаментальных
функций безопасности при запроектных авариях, в том числе, при
возникновении аварии на всех энергоблоках многоблочной АЭС
одновременно. Если указанные специальные технические средства
предназначены для управления авариями в течение первых трех
суток с момента возникновения исходного события аварии, то они,
в соответствии с требованиями федеральных норм и правил,
относятся к системам (элементам), важным для безопасности;
меры по защите указанных выше специальных технических
средств от внешних воздействий и поражающих факторов аварий;
технические средства контроля состояния РУ и АЭС в условиях
аварий, в том числе тяжелых, а также средств послеаварийного
мониторинга, в объеме, достаточном для управления авариями;
меры по обеспечению радиационной безопасности населения в
случае контролируемого выброса РВ в случае тяжелой аварии;
зоны планирования защитных мероприятий и зоны планирования
мероприятий по обязательной эвакуации населения и требований к
ним
(ограничение
плотности
населения,
отсутствие
трудноэвакуируемых групп населения, оснащение путями
коммуникации), позволяющих при необходимости осуществить
быструю эвакуацию населения из зон радиационного воздействия.
Совершенствование системы оценок и проверок безопасности
АЭС в рамках реализации принципа 2
В соответствии с требованиями Федерального закона № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии", для энергоблоков атомных
станций, имеющих лицензию на эксплуатацию сроком свыше десяти
лет, каждые
10 лет должна выполняться периодическая оценка
безопасности энергоблока АЭС с учетом изменения характеристик
площадки размещения АЭС, процессов старения элементов АЭС
186
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
(оборудования,
строительных
конструкций),
проведенных
модернизаций, опыта эксплуатации, современного уровня развития
науки, техники и производства (отраженного, в том числе, в нормах
МАГАТЭ по безопасности), а также изменения нормативной базы.
Ростехнадзором и Эксплуатирующей организацией:
в
2014 г. принят перспективный график выполнения
периодической оценки безопасности энергоблоков АЭС в
соответствии с положениями федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии "Общие положения
обеспечения безопасности атомных станций"
(НП-001-15) и
руководства по безопасности при использовании атомной энергии
"Руководство по проведению периодической оценки безопасности
блока атомной станции" (РБ-041-07);
в 2015 г. в целях выполнения углубленного анализа безопасной
эксплуатации атомных станций АО "Концерн Росэнергоатом" и
возможности проведения сравнительного анализа с зарубежными
АЭС, с учетом накопленного международного опыта (МАГАТЭ,
ВАО АЭС), пересмотрена действующая в отрасли система анализа
количественных и качественных показателей работы АЭС,
регламентированная "Положением о годовых отчетах по оценке
состояния безопасной эксплуатации энергоблоков атомных
станций" СТО 1.1.1.04.001.0143-2015;
выполняются углубленная оценка безопасности энергоблоков
АЭС, в том числе вероятностные анализы безопасности первого и
второго уровня (ВАБ-1 и ВАБ-2) для энергоблоков действующих
АЭС;
в
2014 г. разработан и поэтапно выполняется план действий
Регулирующего органа по рекомендациям и предложениям
повторной миссии ИРРС МАГАТЭ;
реализуется согласованный с МАГАТЭ долгосрочный план
проведения миссий ОСАРТ (до 2023 г.) с частотой одна АЭС
каждые два года: проведены миссии ОСАРТ на Кольской и
Нововоронежской АЭС, ведется подготовка к миссиям ОСАРТ на
Ленинградской и Калининской АЭС, ведется подготовка к миссии
ОСАРТ МАГАТЭ по рассмотрению централизованных функций
корпоративного
уровня
Эксплуатирующей организации,
запланированной на 4 квартал 2018 г.;
начиная с 2015 г., результаты комплексных проверок безопасности
АЭС, проводимых Регулирующим органом, вносятся в
федеральную государственную информационную систему.
По результатам оценок безопасности своевременно вносятся
практически осуществимые или достижимые усовершенствования в
187
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
системы безопасности: так, по результатам оценки безопасности,
выполненной при продлении срока эксплуатации энергоблока № 3
Кольской АЭС, были реализованы масштабные работы по снижению
величины утечки из герметичного ограждения реакторной установки
(являющегося локализующей системой безопасности), реализуются
мероприятия по оснащению герметичных ограждений реакторных
установок энергоблоков российских атомных станций с реакторами
типа ВВЭР системами контроля концентрации водорода и системами
удаления водорода, что призвано обеспечить целостность указанных
герметичных ограждений при авариях.
Еще одним примером учета результатов выполненных оценок
безопасности являются модернизации, произведенные при продлении
срока эксплуатации энергоблока № 5 Нововоронежской АЭС:
внедрены системы подогрева борного раствора в баках и
гидроаккумуляторах САОЗ, модернизированы алгоритмы
автоматики САОЗ;
внедрена система впрыска бора высокого давления,
обеспечивающая подачу борного раствора в первый контур при
номинальном давлении;
внедрена новая система аварийной питательной воды с тремя
физически разделенными независимыми каналами;
внедрен новый
(дополнительный) канал системы аварийного
электроснабжения
с
размещением
электротехнического
оборудования в отдельно стоящем здании, выполнена замена
оборудования остальных каналов указанной системы,
выработавших свой ресурс.
На энергоблоках АЭС заменяется там, где это необходимо, на
современное оборудование управляющих систем безопасности. Так
масштабные проекты по модернизации управляющих систем
безопасности (установка новых систем СУЗ-УСБТ) осуществлены на
энергоблоках № 3 и 4 Кольской АЭС. На этих же энергоблоках по
результатам выполненных оценок безопасности были осуществлены
мероприятия по повышению надежности обеспечивающей системы
безопасности
- системы технической воды ответственных
потребителей
(была изменена конфигурация системы, и места
размещения оборудования, в том числе насосов, что позволило
эффективно защищаться от возможных отказов по общим причинам,
например, вследствие пожара).
Комплекс мероприятий по оснащению энергоблоков российских
АЭС дополнительным мобильным противоаварийным оборудования
(дизель-генераторы, передвижные насосные установки и мотопомпы),
реализованный в свете уроков аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи"
также является примером внесения усовершенствований в
188
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
имеющийся на АЭС парк систем, выполняющих функции
безопасности.
Совершенствование нормативно-правового
регулирования
ядерной и радиационной безопасности в рамках реализации
принципа 3
Регулирующим органом утвержден План реализации
Концепции совершенствования нормативно-правового регулирования
безопасности и стандартизации в области использования атомной
энергии план на
2015-2023 гг., направленный, в том числе, на
гармонизацию с нормами МАГАТЭ по безопасности.
Разработан ряд новых федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии:
в
2016 г. введены в действие взамен ранее действовавших
федеральные нормы и правила в области использования атомной
энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных
станций" (НП-001-15), в которых учтены, в частности, положения
двух новых норм МАГАТЭ по безопасности категории
"Конкретные требования безопасности", относящихся к атомным
станциям:
"Безопасность
атомных
электростанций:
проектирование"
(SSR-2/1)
и "Безопасность
атомных
электростанций: ввод в эксплуатацию и эксплуатация" (SSR-2/2).
Также в НП-001-15 учтены положения публикаций INSAG (в
частности, положения INSAG-4 по культуре безопасности);
в 2015 г. разработаны и введены в действие федеральные нормы и
правила "Основные требования к вероятностному анализу
безопасности", которые учитывают положения норм МАГАТЭ по
безопасности "Разработка и применение вероятностной оценки
безопасности уровня 1 для атомных электростанций" (SSG-3) и
"Разработка и применение вероятностной оценки безопасности
уровня 2 для атомных электростанций" (SSG-4);
в 2016 г. разработаны и введены в действие федеральные нормы и
правила в области использования атомной энергии "Требования к
управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных
станций. Основные положения"
(НП-096-15), реализующие
требования российских федеральных норм и правил "Общие
положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-
15), а также норм МАГАТЭ по безопасности SSR-2/1 о
необходимости управления старением систем и элементов, важных
для безопасности;
189
Приложение 3 "Реализация Венского заявления о ядерной безопасности"
в 2016 г. пересмотрены и введены в действие федеральные нормы
и правила в области использования атомной энергии "Правила
устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности
атомных станций", учитывающие, в том числе положения норм
МАГАТЭ по безопасности SSR-2/1 и NS-G-1.10, а также
положения, выносимые на обсуждение стран-членов МАГАТЭ в
проекте вновь разрабатываемых
(взамен NS-G-1.10) норм
безопасности по защитным оболочкам атомных станций;
продолжается пересмотр федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии в соответствии с планом
пересмотра в свете уроков, извлеченных из аварии на АЭС
"Фукусима-Дайичи", в частности, пересматриваются правила
проектирования сейсмостойких АЭС, требования по обеспечению
безопасности при размещении атомных станций, федеральные
нормы и правила по учету внешних воздействий. При пересмотре
учитываются положения соответствующих норм МАГАТЭ по
безопасности
(как действующих, в частности требований
безопасности NS-R-3, так и разрабатываемых вновь).
190
Приложение 4 "Основные технико-экономические показатели работы АЭС в 2013-2015 гг."
Приложение 4
Основные технико-экономические показатели работы АЭС Российской
Федерации в 2013-2015 гг.
АЭС с реакторами типа ВВЭР-440
АЭС
Кольская
Нововоронежская
Все
Показатель
ВВЭР-
блока
1
2
3
4
3
4
440
/ год
1. Коэффициент
2013
89,17
82,57
73,01
80,87
86,25
90,51
-
использования
рабочего времени -
2014
86,02
89,29
88,03
71,23
91,55
90,54
-
Кв, %
2015
84,16
62,22
84,06
78,42
91,66
80,88
-
2. Коэффициент
2013
66,98
67,55
63,03
71,21
85,89
90,61
73,96
использования
установленной
2014
54,28
72,59
73,34
68,58
91,11
91,09
74,88
мощности -
2015
60,09
41,51
73,73
71,18
90,62
80,65
69,35
КИУМ, %
3. Коэффициент
2013
83,98
82,80
73,85
83,47
86,65
92,25
83,73
готовности к
работе - Кгот, %
2014
86,19
90,24
87,84
72,32
92,29
92,25
86,76
2015
84,21
85,34
85,79
88,70
91,55
82,01
86,26
4. Показатель
2013
0,88
0
0
0,97
0
0
0,31
неплановых
автоматических
2014
0
0
0
1,11
0
0
0,19
аварийных
остановов реактора
2015
на 7000 часов
0
0
0
0
0
0
0
работы
191
АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000
Ново-
Все
АЭС
Балаковская
Калининская
воро-
Ростовская
ВВЭР-
нежская
1000
Показатель
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
блока
/ год
1. Коэффициент
2013
99,61
97,14
85,40
89,57
78,94
97,62
76,46
76,05
88,74
98,37
93,05
-
-
использования
рабочего времени -
2014
80,77
76,15
89,34
81,87
68,88
79,71
78,96
87,78
88,02
85,57
91,52
-
-
Кв, %
2015
85,40
78,14
96,06
99,97
90,53
89,10
93,56
95,27
81,91
79,69
86,87
-
-
2. Коэффициент
2013
104,61
98,16
88,32
93,51
83,31
103,27
78,44
77,26
86,98
102,07
93,54
-
91,77
использования
установленной
2014
83,88
78,11
92,48
85,90
71,05
84,29
79,88
88,16
75,18
86,49
92,54
-
83,45
мощности -
КИУМ, %
2015
88,36
81,82
98,78
104,88
96,29
94,51
92,54
98,42
75,13
80,43
90,10
104,42
91,37
3. Коэффициент
2013
104,61
100,22
89,22
93,81
83,33
103,87
78,44
77,47
87,26
103,65
96,03
-
92,54
готовности к
работе -
2014
84,39
78,91
93,01
86,12
71,54
84,54
80,52
89,36
75,27
88,72
94,95
-
84,30
Кгот, %
2015
89,18
82,12
100,21
105,66
96,69
94,85
93,72
98,65
75,30
80,69
90,82
104,42
91,96
4. Показатель
2013
0,80
0
0
0
0,99
0
0
0
0
0
0
-
0,16
неплановых
автоматических
2014
0
0
0
0
1,14
0
0,97
0,90
0
0,91
0
-
0,36
аварийных
2015
остановов
реактора на 7000
0
0
0
0
0
0
0
0,84
0
0
0
-
0,08
часов работы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/