Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10 11 ..
средством объяснения; скрывающиеся же за этим термином факты нуждаются в углублённом изучении и анализе. Наконец, высказывалось мнение, что необходимость усвоить очень большое количество грамматических форм языка приво- дит глухонемых детей к хаотическому пользованию ими, так как, не зная языка, они не обладают критериями отбора пра- вильных грамматических форм. С утверждением о хаотическом использовании грамматических форм вообще нельзя согласиться, так как оно разбивается систематическими наблюдениями и экспериментами, посвящёнными изучению того, как глухонемые учащиеся пользуются грамматическим строем языка; основанием .для этой точки зрения служил формальный, поверхностный ана- лиз допускаемых глухонемыми детьми ошибок. С приведёнными объяснениями «аграмматизма» глухонемых связаны определённые педагогические воззрения на то, как обу- чать детей грамматическому строю языка. Несколько заостряя их, можно отметить, что некоторые видели способ борьбы с хао- тическим пользование грамматическими формами в тре - нировке, зазубривании, многократных повторениях. Сторонники этой точки зрения отрывали грамматический строй языка от мышления и вместо работы над установлением в сознании детей необходимых грамматических связей на основе сравнений, раз- личения, анализа и синтеза они предлагали зубрёжку, ошибочно думая, что правильное употребление грамматических форм до- стигается только путём многократных повторений. Добавим, что этого рода подход в корне противоречит положениям учения о высшей нервной деятельности (см. далее стр. 83). Нельзя согласиться и с теми, кто решение вопроса о наи- лучших путях обучения глухонемых детей языку в школе под- меняет призывами воссоздать им условия овладения языком, подобные тем, в которых происходит усвоение языка у малень- ких слышащих детей, кто утверждает, что дело не столько в си - стеме их обучения, сколько в обилии общения, в воспитании чув- ства языка. Борьба за то, чтобы глухонемые дети общались посредством языка, обдумывание и создание условий, вызывающих это обще- ние, не снимает, а 1с ещё большей остротой диктует необходи- мость разработки системы .обучения языку как в дошкольных учреждениях, так и в школе. Именно эта мысль пронизывала исследования, которые появились за последние пятнадцать лет; авторы их подошли к проблемам усвоения глухонемыми детьми грамматического строя языка более правильным путём и прила- гали свои усилия к тому, чтобы язык стал действительно и сред- 1 С. А. 3 ы к о в , Б. Д. К о р с у н с к а я, А. Ф. П о н г и л ь с к а я, Ф. Ф. Pay, H. С. Рождественский. Обучение глухонемых детей рус - скому языку, Учпедгиз, 1950. Книга для учителя школы глухонемых. Изд. АПН, 1949, стр. 76—1Г-4, 176 —196. 64 ством общения глухонемых детей и орудием их мышления. В этих исследованиях грамматические ошибки, допускаемые детьми на начальных этапах овладения языком, не рассматривались как сборище случайностей, но в них находили известную регуляр- ность, обусловленную особенностями усвоения глухонемыми звукового языка и перестройкой на этой базе их нагляднообраз- ного мышления. В нашей работе мы пытаемся рассмотреть накопленные на- блюдения и установленные путём экспериментов факты, показы- вающие непосредственную связь усвоения языка с процессами развития мышления. Изучению особенностей этой связи мы при- даём большое значение; в среде сурдопедагогов им,елись оши- бочные суждения, что хотя мышление глухонемых длительно развивается вне языкового общения, оно не отличается от мыш- ления слышащих. Рассмотрение этих ошибочных суждений име- ет не только теоретическое значение, но важно для правильного решения вопросов обучения глухонемых. Изучение так называемого аграмматизма глухонемых, не может ограничиться только характеристикой их речи, конста- тировать их ошибки и затруднения; оно должно дать материалы, помогающие проникнуть в сложные процессы усвоения граммати- ческого строя языка, столь способствующие умственному разви- тию глухонемых детей, совершенствующие их мышлению и от- нюдь не представляющие собой привнесение в язык категорий будто бы «спонтанно» развивающегося мышления. Выясняя, как происходит усвоение глухонемыми детьми из- менений слов, как они овладевают их сочетанием в предложении в период первоначального практического знакомства с языком (т. е. до того, как их обучают систематическому курсу школьной грамматики), мы стремились изучить связь между возможно- стью пользоваться языком для общения и перестройкой мышле- ния глухонемых на базе усваиваемого грамматического материала. Успехи и недостатки обучения детей всегда связаны с конкретной организацией педагогической работы, в условиях которой осуществляется умственное развитие детей. Анализируя особенности овладения грамматическим строем языка у глухо- немых детей, мы отнюдь не считаем их вечными и неизменны- ми; они, несомненно, связаны с определённой системой их обуче- ния. Мы глубоко убеждены в том, что улучшение преподавания в школе глухонемых повысит уровень их знаний и ускорит про- цесс усвоения языка. Учитывая условия, в которых глухонемые дети приобретали и закрепляли знания, т. е. программы и методические пути ра- боты, мы пытаемся особенно подробно осветить некоторые, пред- ставляющиеся нам существенными особенности усвоения грам- матического строя языка, которые вызваны 'отсутствием слуха и тем, что их речь развивается без достаточного речевого общения. " своём исследовании мы опираемся на проводившиеся на про- * Ж . Ш.ф . 65 |