Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 10 11 12 13 ..
ниях (изменениях окончаний) и словообразованиях Необходимо помочь детям практически усвоить законы и правила, присущие языку. Трудность заключается в том, что в таких отвлеченных категориях, как форма слова, должны разобраться маленькие глухие дети. Грамматическая синонимика русского языка создает серьезные препятствия на этом пути. Каждое слово имеет несколько грамматических значений. Например, слово руки — множественное число от слова рука, это же слово руки есть слово рука в родительном падеже. Слово мяч может быть подлежащим, главным членом предложения; в этой же форме оно может быть и прямым дополнением. Специальная работа, направленная на формирование у маленьких глухих детей грамматических обобщений, использование в общении с ними дактилологии, позво- ляющей аналитически воспринимать каждое обращен- ное к ним слово, в значительной степени помогает предотвратить или по крайней мере уменьшить'аграма- тизм/характерный'-"для глухих школьников 1 . Усвоение грамматических обобщений доступно детям уже в три-четыре года. Дети делают эти первые обоб- щения в специально организованных условиях — в'"про- цессе игр-упражнений. Программа предусматривает, что начиная со второго года обучения дети уже должны начать усваивать слова как некие грамматические категории. Упражняя детей в практической классификации слов по вопросам, обу- чая их умению относить новое слово к определенной группе, сурдопедагог осуществляет подготовку к буду- щим занятиям. Необходимо привлекать внимание детей к знакомому корню в слове. Но делать это следует осмотрительно, иначе, как показало исследование, глу- хие, даже школьного возраста, игнорируя контекст, счи- тают, например, что слово уха является множественным числом слова ухо; слово носить — производным от слова нос 2 . Детей учат соотносить имена существительные 1 См.: Ж. И. III и ф. Очерки психологии усвоения русского язы ка глухонемыми школьниками. М., Учпедгиз, 1954. 2 См. нашу статью: «Словообразование в развитии речи глухоне мого ребенка». В сб.: «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». М., Учпедгиз. 1946, стр. 27. 164 с вопросами: чей? чья? чье?, а окончания прилагатель- ных согласовывать с существительными и т. д. Упражнения такого рода воспитывают у детей новое отношение к слову. Дети привыкают относиться к слову не только как носителю определенного предметного со- держания, но и как к выразителю определенных отноше- ний между словами. Приходилось наблюдать, как у ма- леньких детей пробуждался познавательный интерес к явлениям языка. Это имеет огромное значение для дальнейшего формирования речи. При всем этом необхо- димо помнить, что назначение занятий такого рода состоит главным образом в том, чтобы облегчить овладение языком. Они отнюдь не заменяют практику словесного общения. В одних случаях упражнения такого рода умно- жают и закрепляют накопившийся в практике словесного общения речевой опыт, подводят детей к нужному обобще- нию, в других случаях специальные занятия по формиро- ванию обобщений помогают детям быстрее и правильнее использовать соответствующую форму слова в практике непосредственного общения. Работа над грамматическими обобщениями в детском саду в основном должна научить детей понимать и пра- вильно употреблять формы склонения и спряжения (сог- ласование, управление), научить их понимать и строить простое нераспространенное и простое распространенное предложение. Как известно из общей психологии, эле- ментарное понятие о предметах, явлени- Указания к подбору словесного ях, качествах и действиях предметов материала для формируется легче, если они воспринимаются в определенной смысловой системе. То же относится и к процессу запоминания слов. Известно, что даже взрослый слышащий человек в среднем после одного повторения может запомнить не более 7—8 не связанных между собой слов. Но если слова даются в определенной системе, то он может запомнить в этих условиях от сорока — пятидесяти До ста слов. На основании этого психологического принципа и по- добран словесный материал в подразделе программы «Формирование лексических и грамматических обобще- ний». Материал расположен по темам. Такой принцип расположения слов обеспечивает ситуационную близость 165 формирования обобщений |