Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (2020 год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (2020 год) - часть 23

 

 

 

 

 

356 

В границах планируемых в соответствии со Схемой развития и размещения особо ох-

раняемых  природных  территорий  в  Московской  области  ООПТ  также  имеют  место  строи-
тельство  и  реконструкция  автомобильных  дорог,  необходимые  для  обеспечения  подъезда  к 
населённым  пунктам.  Основное  количество  таких  случаев  связано  с  имеющими  большую 
площадь планируемыми природными парками: 

-

 

«Верхнерузско-Москворецкий» (98000 га) на территории Можайского и Шахов-

ского муниципальных районов; 

-

 

«Журавлиный  край»  (75000 га)  на  территории  Талдомского  и  Сергиево-

Посадского муниципальных районов; 

-

 

«Ворота в Мещёру» (347000 га) на территории Шатурского, Егорьевского и Лу-

ховицкого муниципальных районов. 

В  остальных  случаях,  при  отсутствии  вариантов  прохождения  трассы  автомобильной 

дороги за пределами границ планируемых ООПТ, старались затрагивать только краевые уча-
стки ООПТ, не фрагментируя их территорию полностью: 

-

 

расширяемый  государственный  природный  заказник  «Москворецкий  поймен-

ный заказник» (Воскресенский муниципальный район); 

-

 

памятник  природы  «Никольская  лесная  дача»  (Щёлковский  муниципальный 

район); 

-

 

ряд других объектов (таблица 4.2.3.2).  

Границы планируемых ООПТ приведены на графических материалах  Схемы развития 

и  размещения  особо  охраняемых  природных  территорий  в  Московской  области  достаточно 
условно и подлежат уточнению при разработке материалов по организации и реорганизации 
отдельных ООПТ и их охранных зон. В дальнейшей работе по уточнению этих границ необ-
ходимо будет учитывать предложения СТП ТО МО.  

 

 

 

 

357 

Таблица 4.2.3.2 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

Региональная  Ступинский 

Ступино - Коломна - 
Егорьевск - Деревнищи 

С 

30 

Вальцовский 

  

Региональная  Рузский 

IV 

МБК - Старое 

Р 

24 

Вейна 

  

Региональная  Можайский 

IV 

М-1 «Беларусь» - Дров-
нино» - Сычики - Бары-
ши» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заболотье - Дровнино - 
Дурыкино» - Приданцево 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заболотье - Дровнино - 
Дурыкино» - Дровнино - 
Бобры 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заболотье - Дровнино - 
Дурыкино» - Аниконово 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заболотье - Дровнино - 
Дурыкино» - Плешаково 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Уваровка - Семеновское 
- Кусково - Люльки» - 
Гриднево - Шапкино 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Тверь - Лотошино - 
Шаховская - Уваровка» - 
Ульяново - Кузяево» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево» 
- Чернево» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево» 
- Чернево» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево - 
Чернево» - Замошье 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево - 
Чернево» - Еремеево 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

Наречино - Пахомово 

С 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская 

III 

Панюково - Пахомово - 
Косово 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

IV 

«Дор - Панюково - Кур-
кино» - Дунилово 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

IV 

«Середа - ВГТС» - Голо-

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

 

 

 

358 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

винские Рамешки 

Региональная  Шаховская

 

IV 

«Шаховская - Волочано-
во» - Ржищи 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

по границе ООПТ 

Региональная  Шаховская

 

IV 

«Муриково - Дашково» 

С 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Мотягино - Желомеено» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево - 
Чернево» - Митино 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

IV 

«Тверь - Лотошино - 
Шаховская - Уваровка» - 
Воютино - Романцево 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

IV 

Обухово - Сутоки - Чер-
ленково 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

IV 

Наречино - Пахомово 

С 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням 

Региональная  Шаховская

 

III 

Софьино - Юрьево - М-9 
«Балтия» 

С 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням  

Региональная  Можайский 

IV 

«Заслонино - Астафьево - 
Чернево» - Еремеево 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

подъезд к деревням  

Региональная  Можайский 

II 

Тверь - Лотошино - Ша-
ховская - Уваровка 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

  

Региональная  Можайский 

Тетерино - Мышкино - 
Поречье 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

  

Региональная  Можайский 

IV 

Б/н 

С 

Верхнерузско-Москворецкий 

  

Федеральная 

Можайский 

М-1 «Беларусь» 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

  

Региональная  Шаховская 

II 

Тверь - Лотошино - Ша-
ховская - Уваровка 

Р

 

Верхнерузско-Москворецкий 

по границе ООПТ 

Региональная  Луховицкий 

IV 

«Дединово - Любичи - 
Ловцы» - Гольный Бугор 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Егорьевск - Большое 
Гридино - Семеновская» 
- Яковлево» 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Яковлево - Денисиха» - 
Горки» - Шатура» 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Яковлево - Денисиха» - 
Чадлево» 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Яковлево - Денисиха» - 
Федотиха» 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

 

 

 

359 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Егорьевск - Большое 
Гридино - Семеновская» 
- Макарьевское» 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Куровское - Шатура - 
Дмитровский Погост - 
Самойлиха» - Лузгарино 
- Вяхерево 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Куровское - Шатура - 
Дмитровский Погост - 
Самойлиха» - Пожога 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Куровское - Шатура - 
Дмитровский Погост - 
Самойлиха» - Новосель-
цево - Губино 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дмитровский муници-
пальный район Погост - 
Губино - Волосунино» - 
Малеиха 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

МЕТК - Шмели 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

МЕТК - Великодворье 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Сычи - 
Пышлицы» - Пронино 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Пятница - 
Пестовская» - Коренец 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Пятница - 
Пестовская» - Муравлев-
ская 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

МЕТК - Гаврино 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Пожинская - Саматиха - 
Шарапово» - Гора 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Пожинская - Саматиха - 
Шарапово» - Гора 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

III 

Сазоново - Середниково 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Луховицкий 

IV 

«Ловцы - Ловецкие Бор-
ки - Белоомут» - Ловец-
кие Борки 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

 

 

 

360 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

Региональная  Луховицкий 

IV 

«Каданок - Рязановский - 
Старый Спасс - Двойни» 
- Лесное 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Луховицкий 

IV 

«Дединово - Любичи - 
Ловцы» - Д-2 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

«Яковлево - Денисиха» - 
Горки» 

Р 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

IV 

Карцево - Курбатово 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

III 

Кривандино - Черусти 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

III 

Левинская - Ивановская - 
Лешниково 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

III 

Дубасово - Сычи - Пыш-
лицы 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Пятница - 
Пестовская» - Старочер-
касово 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Пятница - 
Пестовская» - Савинская 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Егорьевск 

III 

Сазоново - Середниково 

С 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

IV 

«Дубасово - Сычи - 
Пышлицы» - Высокорево 
- Высоково 

Р

 

Ворота в Мещеру 

подъезд к деревням 

Региональная  Шатурский 

III 

Рошаль - Черусти 

Р

 

Ворота в Мещеру 

  

Региональная  Луховицкий 

IV 

Дединово - Любичи - 
Ловцы» - Д-5 

С 

Ворота в Мещеру 

  

Федеральная 

Шатурский 

Москва - Саранск - Уль-
яновск - Екатеринбург 

С 

Ворота в Мещеру 

  

Региональная  Луховицкий 

IV 

с. Ловцы, ул. Первомай-
ская 

С 

Ворота в Мещеру 

  

Региональная  Шатурский 

Обход срединной части 
Московской области на 
юго-востоке по направ-
лению М-4 «Дон» -                 
М-7 «Волга» (от г. Бого-
родицка Тульской облас-
ти через г. Зарайск,                   

С 

Ворота в Мещеру 

  

 

 

 

361 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

г. Луховицы, г. Шатуру 
до М-7 «Волга») 

Региональная  Шатурский 

III 

«Куровское - Шатура - 
Дмитровский  Погост - 
Самойлиха» 

Р 

Ворота в Мещеру 

  

Региональная  Егорьевск 

Обход срединной части 
Московской области на 
юго-востоке по направ-
лению М-4 «Дон» -                
М-7 «Волга» (от г. Бого-
родицка Тульской облас-
ти через г. Зарайск,                  
г. Луховицы, г. Шатуру 
до М-7 «Волга») 

С 

Ворота в Мещеру 

  

Федеральная 

Ленинский 

А-105 «Подъездная до-
рога от Москвы к аэро-
порту Домодедово» 

Р 

11 

Горковский 

  

Федеральная 

Дмитровский 

А-104 «Москва - Дмит-
ров - Дубна» 

С 

Долина р. Волгуша и Парамонов-
ский овраг 

в восточной части 

Региональная  Дмитровский 

III 

«Хлебниково - Рогачево» 
- Титово 

Р

 

Долина р. Лутосня 

  

Региональная  Солнечногорский 

IV 

Тимоново - Заовражье 

Р

 

Долина р. Лутосня 

незначительно 

Региональная  Одинцовский 

Звенигород - Колюбаки-
но - Нестерово 

Р

 

117 

Долина р. Сторожки от устья до 
д/отдыха»Кораллово» 

  

Региональная  Одинцовский 

IV 

Звенигород - Ершово - 
Борисково 

Р

 

117 

Долина р. Сторожки от устья до 
д/отдыха»Кораллово» 

  

Региональная 

Серебряные Пру-
ды 

Обход срединной части 
Московской области на 
юго-востоке по направ-
лению М-4 «Дон» -               
М-7 «Волга» (от г. Бого-
родицка Тульской облас-
ти через г. Зарайск,               
г. Луховицы, г. Шатуру 
до М-7 «Волга») 

С 

 

Долина реки Полосни 

  

Региональная  Подольск 

IV 

Дубровицы - б/о «Мечта» 

Р

 

23 

Дубровицкий лес и Еринский бор 

по границе ООПТ 

 

 

 

362 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Нерль» - Ни-
китское 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Нерль» - Ма-
нихино 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Ермолино - Разорено - 
Семеновское» - Курило-
во 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Нерль» - Ша-
бушево 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

Храброво - Озерское - 
Домославка (подъезд к 
ферме) 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Береговское - Полутье-
во» - Юрино 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Береговское - Полутье-
во» - Кузнецово 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

Константиново - Само-
товино - Нушполы 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

Григорово - Нушполы 

С 

Журавлиный край 

  

Региональная 

Сергиево-
Посадский 

IV 

Морозово - Полубарское 
- Снятинка 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Мокряги» - 
Измайлово 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Мокряги» - 
Прусово 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Мокряги» - 
Лозынино 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Мокряги» - 
Костолыгино 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

Ермолино - Разорено - 
Семеновское 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

Храброво - Есаулово 

Р

 

Журавлиный край 

по границе ООПТ 

Региональная  Талдомский 

IV 

«Талдом - Мокряги» - 
Леоново 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

Храброво - Озерское - 
Домославка (от д. Озер-

Р

 

Журавлиный край 

  

 

 

 

363 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

ское до д. Климово (км 
9,7 - км 16,3)) 

Региональная  Талдомский 

IV 

Береговское - Полутьево 
(км 4,0 - км 6.2) 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная 

Сергиево-
Посадский 

Сергиев Посад - Калязин 
- Рыбинск - Череповец 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

Ермолино - Разорено - 
Семеновское 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

IV 

«Ермолино - Разорено - 
Семеновское» - Голова-
чево 

Р

 

Журавлиный край 

  

Региональная  Талдомский 

III 

«Григорово - Нушполы» 
- Есаулово 

С 

Журавлиный край 

  

Региональная  Рузский 

IV 

Иваново - Булыгино 

Р

 

25 

Косино 

  

Региональная  Рузский 

IV 

«МБК - Нововолково - 
Хотебцево» - Бунино 

Р

 

25 

Косино 

  

Региональная  Можайский 

Уваровка - Мокрое - Се-
меновское - Кусково 

Р

 

95 

Люльковский комплексный при-
родный заказник 

по охранной зоне ООПТ (в 
соответствии с утверждён-
ным проектом планировки и 
Генеральным планом сель-
ского поселения Замошин-
ское) 

Региональная  Можайский 

Уваровка - Мокрое - Се-
меновское - Кусково 

С 

95 

Люльковский комплексный при-
родный заказник 

по охранной зоне ООПТ (в 
соответствии с утверждён-
ным проектом планировки и 
Генеральным планом сель-
ского поселения Замошин-
ское)

 

Региональная  Воскресенский 

II 

Воскресенск - Виногра-
дово 

Р 

14 

Москворецкий пойменный заказ-
ник 

  

Региональная  Воскресенский 

II 

«ММК - Чечевилово - 
МБК» на участке южного 
обхода п. Виноградово 

С 

14 

Москворецкий пойменный заказ-
ник 

  

Региональная  Щёлковский 

II 

Красноармейск - Петров-
ское - Огуднево 

Р 

34 

Никольская лесная дача 

по северной части 

Региональная  Щёлковский 

II 

Красноармейск - Петров-

С 

34 

Никольская лесная дача 

по северной части 

 

 

 

364 

Тип дороги 

Муниципальный 
район, городской 

округ 

Категория 

дороги 

Название дороги 

Мероприятия 

Номер 
ООПТ 

Название планируемой ООПТ 

Примечание 

ское - Огуднево 

Региональная  Истринский 

IV 

МБК - Пречистое - Чуд-
цево 

Р 

Озеро Чудцевское 

незначительно в северо-
восточной части 

 Федеральная  Истринский 

А-113 ЦКАД 

С 

Озеро Чудцевское 

  

Федеральная 

Клинский 

М-11 «Москва - Санкт-
Петербург» 

С 

Саньковский 

по восточной части 

Федеральная 

Наро-Фоминский 

А-113 ЦКАД 

С 

106 

Смешанный лес с участием ясеня 
и вяза 

по северной части 

 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

365

 

Планируемые трассы ВСМ и  ЛРТ в меньшей степени, чем автомобильные дороги, но 

также пересекают в отдельных случаях существующие и планируемые ООПТ (таблицы 4.2.3.3 
и 4.2.3.4). 

4.2.3.3 

Наименование 

линии ВСМ 

Статус ООПТ 

Название ООПТ 

Номер 
ООПТ 

Примечание 

Существующие ООПТ

25

 

«Москва – 
Санкт-
Петербург» 

Национальный 
парк 

Государственный комплекс 
«Завидово» Федеральной 
службы охраны Российской 
Федерации 

По восточной части ООПТ 

Планируемые ООПТ до 2020 г.

26

 

«Москва – 
Санкт-
Петербург» 

Государственный 
природный заказ-
ник 

Саньковский 

По восточной части ООПТ 

«Москва – 
Смоленск – 
Красное» 

Государственный 
природный заказ-
ник 

Леса Борисовского лесниче-
ства  

16 

По южной части ООПТ 

(незначительная по площа-

ди часть кв. 41 Борисовско-
го участкового лесничества 
Бородинского лесничества) 

Планируемые ООПТ до 2030 г.

27

 

«Москва – 
Санкт-
Петербург» 

Транзитная терри-
тория 

  

195 

 

Транзитная терри-
тория 

  

177 

 

Прочая ключевая 
природная терри-
тория 

Кошкино болото и 
окружающие леса 

32-03 

 

Транзитная терри-
тория 

  

174 

 

Транзитная терри-
тория 

  

128 

 

Транзитная терри-
тория 

  

б/н 

 

Прочая ключевая 
природная терри-
тория 

Истоки р. Исьмы 

17-14 

 

Транзитная терри-
тория 

  

132 

 

Прочая ключевая 
природная терри-
тория 

Протвинский 

17-16 

 

Транзитная терри-
тория 

  

143 

 

Транзитная терри-
тория 

  

144 

 

                                                 

25

  В  соответствии  со  Схемой  развития  и  размещения  особо  охраняемых  природных  территорий  в  Московской 

области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5 

26

  В  соответствии  со  Схемой  развития  и  размещения  особо  охраняемых  природных  территорий  в  Московской 

области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5 

27

 В соответствии со Схемой территориального планирования Московской области – основными положениями 

градостроительного развития, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 
№ 517/23 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

366

 

Наименование 

линии ВСМ 

Статус ООПТ 

Название ООПТ 

Номер 
ООПТ 

Примечание 

«Москва – Ад-
лер» 

Природно-
историческая тер-
ритория (ланд-
шафт) 

Окрестности р. Рожайки в 
с. Молоди Чеховского рай-
она 

25 

 

Транзитная терри-
тория 

  

114 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ланд-
шафт) 

Высокий правый берег 
р. Оки 

26 

 

«Москва – Ка-
зань - Екатерин-
бург» 

Транзитная терри-
тория 

  

108 

 

Транзитная терри-
тория 

  

47-а 

 

Транзитная терри-
тория 

  

51 

 

Таблица 4.2.3.4 

Наименование 

ЛРТ 

Статус ООПТ 

Название ООПТ 

Номер 
ООПТ 

Примечание 

Существующие ООПТ 

Щёлково – Ба-
лашиха  

Охранная зона на-
ционального парка 

«Лосиный остров» 

 

Планируемые ООПТ до 2020 г. 

Москва (Ст. 
м.Царицыно) - 
аэропорт 
Домодедово 

Природно-
исторический ком-
плекс 

Горковский 

11 

Линия РТС планируется в 

створе сущ. а/д «Подъезд к 

аэропорту Домодедово» 

Планируемые ООПТ до 2030 г. 

Ильинское – 
Усово – Красно-
горск 

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Елово-широколиственный 
лес Красногорского лесо-
парка на междуречье Бань-
ки и Синички 

12-04 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Архангельское-Ильинское 

19 

 

Одинцово – 
Красногорск – 
Мякинино; 
Люберцы – Лыт-
карино - Моло-
ково;  Подольск-
Домодедово-
Раменское; Ба-
лашиха - Кучино 
- Москва 

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Кучинский природный ком-
плекс 

01-04 

 

Транзитная терри-
тория 

 

108 

 

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Томилинский 

16-01 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Окрестности г. Подольска  

20 

 

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Ельники Баковского лесо-
парка 

21-08 

 

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Леса Серебряно-Борского 
лесничества 

21-10 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Архангельское-Ильинское 

19 

 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

367

 

Наименование 

ЛРТ 

Статус ООПТ 

Название ООПТ 

Номер 
ООПТ 

Примечание 

Москва (Ст. 
м.Царицыно) - 
аэропорт 
Домодедово 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Горки 

21 

 

Ступино – Озе-
ры–  

Прочая ключевая 
природная террито-
рия 

Междуречье р. Козовы и 
р. Луговой 

33-07 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Окрестности г. Озеры 

 

Природно-
историческая тер-
ритория (ландшафт) 

Окрестности г. Каширы 

27 

 

 

Наибольшее  количество  пересечений  границ  ООПТ  с  автомобильными  и  железными 

дорогами связано с ООПТ, планируемыми в соответствии со  Схемой территориального пла-
нирования развития особо охраняемых природных территорий до 2030 г.  

На рис. 4.2.3.1. приведена схема размещения особо охраняемых природных территорий 

Московской области. 

 

Рис. 4.2.3.1 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

368

 

4.2.4.

 

 Мероприятия по охране растительного и животного мира 

При  определении  зон  прохождения  транспортных  коридоров  по  территории  Москов-

ской области в СТП ТО МО руководствовались следующими основными природоохранными 
требованиями: 

-

 

минимизация  неизбежного  ущерба  слабонарушенным  экосистемам  Подмоско-

вья; 

-

 

максимально возможное сохранение экологической целостности базисных при-

родных территорий, связующих их экологических территорий и миграционных путей; 

-

 

проведение транспортных коридоров по менее ценным природным комплексам, 

изменённым и освоенным ландшафтам; 

-

 

предотвращение масштабной фрагментации угодий и уничтожение местообита-

ний биологических видов, как типичных, так и редких охраняемых; 

-

 

обеспечение  условий  сохранности  ключевых  природных  территорий,  опреде-

лённых  Схемой  территориального  планирования  Московской  области  –  основными  положе-
ниями градостроительного развития. 

В качестве мероприятий по сохранению ценных природных территорий и миграцион-

ных путей животных в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О 
животном мире» 
в СТП ТО МО планируется использование современных высокотехнологич-
ных, инновационных решений в области экологии – сооружение экодуков, мостовых перехо-
дов для животных, «перенесение» отдельных местообитаний на новое место.  

Рост  протяжённости  автомобильных  дорог  и  расширение  дорожного  полотна  при  их 

реконструкции  помимо  изъятия  территории  приводит  к  её  расчленению  на  отдельные  фраг-
менты. Такая фрагментация территории оказывает самое неблагоприятное влияние на числен-
ность популяций проживающих на них диких животных – недостаточные территории для пи-
тания, велик фактор беспокойства. 

Влияние  автомобильных  дорог  на  животное  население  прослеживается  в  нескольких 

направлениях: 

-

 

«барьерные» – препятствующие естественной миграции видов к местам временного 

и постоянного обитания, обмену генофонда, размножению, питанию; 

-

 

факторы беспокойства, пугающие, беспокоящие животных и нарушающие их среду 

обитания (шум, свет фар вибрация); 

-

 

факторы,  обуславливающие  химическое  загрязнение  мест  обитания,  в  том  числе 

включающиеся в пищевые цепи; 

-

 

факторы, обуславливающие столкновения с идущим транспортом и гибель на доро-

гах. 

Отсутствие  специальных  инженерных  сооружений  экологической  направленности  за-

трудняет  миграцию  животных  по  территории  области,  пересечение  автотрасс  становится 
труднопреодолимой для биоты проблемой.  

Зонами  переходов  диких  животных  часто  являются  места  пересечения  узких  лесных 

перешейков  дорогами.  Прерывание,  нарушение  защитных  свойств  или  интенсификация  ан-
тропогенного воздействия на таких отрезках приведёт к полной изоляции или дроблению ме-
стообитаний,  принесёт  прямую  угрозу  существованию  большинства  видов  наземных  живот-

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

369

 

ных.  Зоны  переходов  используются  не  только  млекопитающими,  амфибиями  и  рептилиями, 
но и лесными видами птиц. 

Относительно  высокое  разнообразие  и  численность  диких  животных,  в  том  числе 

крупных  млекопитающих,  в  периферийных  частях  Московской  области  в  значительной  сте-
пени обусловлены сохранением важнейших звериных переходов, связывающих крупные лес-
ные массивы. Роль миграционных переходов настолько велика, что является главнейшим ус-
ловием сохранения природного потенциала и биологического разнообразия окружающей тер-
ритории. 

Миграционные пути диких животных подлежат охране в соответствии со ст. 22 Феде-

рального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»: «Любая деятельность, влекущая 
за собой изменение среды обитания объектов животного мира и  ухудшение условий их раз-
множения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требова-
ний, обеспечивающих охрану животного мира.  

При размещении, проектировании и строительстве населённых пунктов, предприятий, 

сооружений  и  других  объектов,  совершенствовании  существующих  и  внедрении  новых  тех-
нологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, 
прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, 
проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест вы-
паса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и ор-
ганизации  мест  массового  отдыха  населения  и  осуществлении  других  видов  хозяйственной 
деятельности  должны  предусматриваться  и  проводиться  мероприятия  по  сохранению  среды 
обитания  
объектов  животного  мира  и  условий  их  размножения,  нагула,  отдыха  и  путей  ми-
грации». 

Перейти дорогу без сооружения специальных устройств в большинстве случаев живот-

ные не смогут: возможны крутые откосы, скользящие для копыт покрытия, шум и свет и пр. 

Роль экологических связок в восстановлении непрерывности природного пространства 

при  планируемом  строительстве  должны  выполнять  экодуки.  Строительство  экодуков  воз-
можно  как  под  полотном  дороги,  так  и  в  виде  мостов  и  эстакад.  Для  этого  необходимо  ис-
пользование рельефа местности и при необходимости дополнение его искусственными земля-
ными валами с посадками на них древесно-кустарниковой растительности, а для обеспечения 
«бесшумного» подхода животных к эстакадам, строительство вдоль дороги комбинированных 
шумозащитных экранов с их озеленением в сочетании с плотными древесно-кустарниковыми 
посадками.  

Для  разных  видов  животных  требуется  строительство  экодуков  различной  конструк-

ции. Так, для земноводных могут использоваться сооружения по типу водопропускных труб, а 
для  крупных  представителей  биоты  наилучшим  вариантом  является  устройство  экодука  по 
типу  мостового  перехода  с  земляным  полотном,  засаженным  многолетними  травами  и  дре-
весно-кустарниковой растительностью с шумо- и светозащитными экранами.  

Возможным вариантом организации проходов животных через автомобильные дороги 

является также устройство эстакад, при которых трасса будет проходить над лесными масси-
вами, сохраняя существующие миграционные пути свободными для животных. 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

370

 

Роль  переходов  для  крупных  животных  также  могут  выполнять  запроектированные 

мосты с  увеличенными пролётами. Водопропускные трубы, запроектированные на всех вре-
менных водотоках, будут служить проходами для земноводных и мелких животных.  

Для  предотвращения  уничтожения  животных  при  движении  автотранспорта  на  путях 

миграции  животных  устраивать  ограждения  по  границе  полосы  отвода  высотой  2 – 2,5 м  и 
протяжённостью не менее чем на 0,5 км в каждую сторону от  установившегося пути движе-
ния животных. В местах вероятного пересечения дикими животными автомагистралей необ-
ходима установка катафотов, отражающих в тёмное время свет приближающейся машины и 
отпугивающие  животных.  Целесообразно  также  применять  приспособления,  отпугивающие 
животных от дорог – рефлекторы, которые при попадании на них в ночное время света авто-
мобильных фар отражают яркие пугающие лучи в поперечном от дороги направлении. 

Конкретные  конструкции  экодуков,  уточнение  места  их  строительства  основываются 

на  результатах  исследований  численности,  видового  состава,  кормовой  базы,  мест  укрытий, 
гнёздопригодных мест, мест зимовок и покоя, а также миграционных путей животных и пре-
смыкающихся.  

Применение подобных сооружений имеет приоритетное направление в экологической 

практике,  позволяет  сохранить  природный  генофонд  и  минимизировать  отрицательные  по-
следствия строительства крупных автодорог и других линейных объектов. 

Другим  планируемым  мероприятием  при  строительстве  автодорог  является  снижение 

дигрессии лесных сообществ примагистральных территорий, достигаемое за счёт реконструк-
ции опушечной части – посадки по опушечной линии плотно сомкнутых защитных насажде-
ний из газоустойчивых и газопоглотительных пород, аккумулирующих и детоксирующих га-
зовые выбросы автотранспортных средств. Такие лесозащитные полосы создаются преимуще-
ственно  из  местных и устойчивых  к  техногенным  воздействиям  видов  деревьев  и  кустарни-
ков, формируются из насаждений изолирующего типа, многоярусными, плотной конструкции 
с  обязательным  участием  кустарников  вне  зоны  прямого  попадания  смёта  и  загрязненного 
хлоридами снега при роторной очистке полотна дороги (около 15 м).  

В соответствии с «Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды 

при  проектировании  автомобильных  дорог  и  мостовых  переходов»  (ОАО »ГипродорНИИ», 
1995 г.) снижение концентраций воздушных загрязнений за специальным образом сформиро-
ванными лесозащитными полосами может составить до 50 %, а снижение шума от 8 – 10 дБА 
при использовании зелёных полос из лиственных пород до 18 дБА – при применении хвойных 
пород деревьев. 

В случаях экономически обоснованного сокращения площади лесов предусматривается 

полноценное компенсационное восстановление древесной растительности. 

4.2.5.

 

 

Мероприятия по охране водных объектов 

Загрязнение  водотоков  (водоёмов)  поверхностными  сточными  водами  с  автомобиль-

ных  дорог  и  мостов  составляет  незначительный  удельный  вес  от  загрязнения  водной  среды 
отходами промышленного производства, однако этот вид воздействия имеет широкое распро-
странение. 

Оседающие на покрытии автомобильных дорог пыль, продукты износа покрытий, шин 

и тормозных колодок, выбросы от работы двигателей автомобилей, материалы, используемые 

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

371

 

для борьбы с гололедом, пылеподавления и т.д. приводят при смыве дождевыми и талыми во-
дами  к  насыщению  вод  поверхностного  стока  различными  загрязняющими  веществами,  в 
числе которых взвешенные вещества, нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, масла, ма-
зут и др.)

 которые затем могут попадать в водотоки. 

Для  защиты  водных  объектов  от  загрязнения  и  истощения  в  результате  воздействия 

дорожного  строительства  в  Схеме  ТО  МО  предусматривается  пересечение  водных  объектов 
по максимально возможному короткому направлению, под прямым углом к водотоку. Прохо-
ждение дорог на значительном расстоянии вдоль русла водных объектов, по пойменным тер-
риториям допускается в исключительных случаях, при отсутствии других вариантов. В этом 
случае предпочтение отдаётся эстакадным вариантам прохождения трассы, позволяющим со-
хранять транзитные территории, включающие ценные приречные биоценозы, пути миграции 
околоводный фауны. 

Увеличение площади дорожных покрытий и интенсивности движения при  строитель-

стве и реконструкции федеральных и региональных автомобильных дорог приведет к увели-
чению загрязнения поверхностного стока, как с полотна дороги так и с прилегающих терри-
торий. 

Для  уменьшения  влияния  загрязненного  поверхностного  стока  на  поверхностные  и 

грунтовые воды на наиболее уязвимых участках дорог в местах пересечений открытых водо-
токов в СТП ТО МО предусматривается строительство системы ливневой канализации с по-
следующей  очисткой  стоков  на  очистных  сооружениях.  Главным  образом,  это  относится  к 
комплексам, находящимся в зоне Москворецкой водной системы, где их нарушение повлечёт 
за собой ухудшение качества воды рек и водохранилищ – питьевых источников г. Москвы. К 
наиболее уязвимым местам относятся также водоохранные зоны рек и особо охраняемые тер-
ритории. При строительстве в этих зонах требуется соблюдение требований Водного кодекса 
Российской  Федерации,  СП 2.1.4.2625-10  «Зоны  санитарной  охраны  источников  питьевого 
водоснабжения г. Москвы».  

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ст. 65), в границах водоох-

ранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в 
эксплуатацию,  эксплуатация хозяйственных  и  иных  объектов  при  условии  оборудования  та-
ких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, за-
сорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в 
области охраны окружающей среды.  

Таким образом, хозяйственные объекты на территории водоохранных зон должны быть 

обеспечены  централизованными  системами  водоснабжения  и  водоотведения,  оборудованы 
локальными системами ливневой канализации.  

На  территории  второго  пояса  зоны  санитарной  охраны  источников  питьевого  водо-

снабжения  г. Москвы  (ЗСО)  не  допускается  размещение  объектов,  обуславливающих  опас-
ность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водо-
снабжения, а также рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шири-
ной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и сани-
тарные рубки леса. 

Сброс  очищенных  промышленных,  городских  и  бытовых  сточных  вод  в  источник 

питьевого водоснабжения в акватории второго пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроуз-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..