Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 25

 

 

Для того чтобы ускорить выработку диференцировки при выборке вещи по запаху, с

успехом можно использовать команду «фу» как условный тормоз. В момент, когда собака
пытается взять вещь с другим запахом, дрессировщик подает команду «фу» пониженным
голосом,   так   как   команда   «фу»,   подаваемая   полным   голосом,   может   вызвать   у   собаки
последовательное торможение, и собака откажет в выборке вещей.

Понятие   о   методике   дрессировки.    Общие   и   специальные   приемы   дрессировки

должны   прорабатываться   в   такой   последовательности,   которая   в   наибольшей   степени
содействует достижению окончательной цели.

Методика   дрессировки   как   определенная   система   проработки   приемов   обеспечивает

подготовку собак для служебных целей (караульные, розыскные, сторожевые и т. п.).

Основными положениями методики дрессировки собак являются: во-первых, строгая

последовательность   прохождения   приемов   дрессировки   по   принципу   «от   простого   к
сложному»;   во-вторых,   определенная   взаимосвязь   между   приемами   дрессировки.   Эта
взаимосвязь выражается в том, что отработка одних приемов дрессировки служит основой
для отработки последующих.

Дрессировка собак должна производиться по принципу постепенного наращивания и

усложнения навыков у собаки. При этом отрабатываемые навыки зависимы друг от друга и:
находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Отработка более простого навыка
обусловливает отработку последующего, более сложного и т. д.

Так, навык собаки на следовой работе вырабатывается но сразу, а последовательно, и

его   отработка   основывается   на   других,   ранее   закрепленных   у   собаки   навыках.   Вначале
собаку   приучают   к  выборке   вещи   по   запаху   ее   дрессировщика.   После   этого   приучают   к
поиску вещи дрессировщика по его собственному следу, затем только переключают собаку на
поиск вещи дрессировщика, но уже по следу помощника, который уносит вещь, и только
после   этого   пускают   на   поиск   по   следу   самого   помощника,   развивая   при   этом   у   собаки
активно-оборонительную реакцию на последнего.

Для   обеспечения   последовательности   прохождения   общих   и   специальных   приемов

дрессировки   весь   курс   практической   дрессировки   собак   подразделяется   на   общий   и
специальный.

5. Факторы дрессировки, обеспечивающие «безотказность» действия собаки

Основная   задача   дрессировщика   при   дрессировке   состоит   не   только   в   том,   чтобы

выработать у собаки условные рефлексы на выполнение различных действий по командам и
жестам,   но   также   и   в   том,   чтобы   достигнуть   «безотказного»   выполнения   этих   действий.
Только   добившись   наибольшей   «безотказности»   в   выполнении   навыков   при   различных
условиях окружающей, среды, можно уверенно и достаточно надежно использовать собаку
для   служебных   целей.   Эта   «безотказность»   в   работе   собаки   достигается   умелым
использованием «принуждения», «поощрения» и «запрещения».

В   дрессировке   под   «принуждением»   понимается   совокупность   действий

дрессировщика, «заставляющих» собаку выполнить определенные действия в том случае,
если собака задерживает его выполнение. Например, при подаче команды «ко мне» собака
задерживается, отвлекаясь на другую собаку, и к дрессировщику не подходит. В этом случае
следует усилить действие команды, произнося ее в угрожающей интонации и сопровождая
рывком поводка.

Под   «поощрением»   понимается   способ   закрепления   у   собаки   желаемых   действий

(условных рефлексов — навыков).

«Поощрение»   применяют   в   том   случае,   если   собака   выполняет   требуемые   от   нее

действия, а также в виде подкрепления условного рефлекса дачей лакомства, оглаживания
собаки и восклицания «хорошо».

Под   «запрещением»   понимается   прекращение   у   собаки   нежелательных   для

дрессировщика действий.

«Запрещение» применяется как фактор торможения нежелательных действий собаки, в

виде запрещающей команды «фу» и физического воздействия на собаку, например сильным
рывком поводка.

Каждый из дрессировщиков должен уметь правильно и своевременно использовать эти

факторы дрессировки.

«Принуждение».   «Принуждение» может применяться в виде различных воздействий

на нервную систему собаки.

К   «принуждению»   относятся   безусловные   раздражители   механического   порядка

(сильный   рывок   поводком,   значительное   давление   на   какую-либо   часть   тела   собаки,
воздействие   строгим   ошейником,   удар   хлыстом   и   т. д.).   В   этом   случае   «принуждение»
является   безусловным   раздражителем,   при   помощи   которого   дрессировщик   возбуждает
собаку   на   проявление   различных   рефлексов,   непосредственно   связанных   с   инстинктом
самозащиты. Следовательно, в результате «принуждения» собака проявляет то или другое
действие   как   реакцию   самозащиты   от   действующего   на   нее   неблагоприятного
(«разрушающего», по выражению академика И. П. Павлова) раздражителя.

Как было указано выше, при сильном нажатии рукой на круп собака проявляет кожно-

мышечный рефлекс посадки (рефлекс положения). Этот рефлекс проявляется как защитная
реакция в пассивной форме на сильное физическое воздействие.

Под   «принуждением»   следует   считать   только   такие   меры   воздействия   на   собаку,

которые   вызывают   достаточно   выраженную   реакцию   самозащиты   в   пассивной   форме.   В
процессе   дрессировки   «принуждение»   должно   использоваться   тогда,   когда   дрессировщик
должен   усилить   воздействие   на   собаку   для   того,   чтобы   вызывать   у   собаки   выполнение
желаемого   действия.   Так,   например,   при   отработке   навыка   «движения   у   ноги
дрессировщика» совершенно необходимо использовать «принуждение». В этом случае рывок
поводком   через   посредство   обычного   или   строгого   ошейника   будет   являться
«принуждением».   «Принуждение»   должно   прежде   всего   использоваться   как   одно   из
вспомогательных  воздействий  дрессировщика  на   собаку   в  тех   случаях,   когда  необходимо
увеличить силу воздействия на собаку. Так, удар хлыстом является одним из наиболее сильно
действующих   раздражителей   для   нервной   системы   собаки.   Злоупотребление   этим
раздражителем   может   вызвать   у   многих   собак   запредельное   торможение   и   стойкое
проявление пассивно-оборонительной реакции в отношении своего дрессировщика, поэтому
хлыст   должен   использоваться   только   в   исключительных   случаях   и   только   опытным
дрессировщиком.

Особо важное значение «принуждение» имеет при управлении поведением собаки в

период закрепления навыка. В этот период, как было указано выше, собака приучается к
выполнению   действий   во   все   более   усложняющихся   условиях   окружающей   среды.
Естественно, что при таких условиях собака может легко и часто проявлять отвлечения на
различные   сильно   действующие   «посторонние»   раздражители.   Кроме   того,   безотказность
выполнения того или другого действия дрессировки может также нарушаться в результате
изменения   состояния   самого   организма   собаки   (голод,   половое   возбуждение,   вялое
состояние, потеря заинтересованности и т. д.).

Во всех этих случаях приходится часто использовать «принуждение». В этом случае,

кроме выше описанных» бозусловных раздражителей», в качестве «принуждения» с успехом
может   быть   использована   команда,   подаваемая   в   угрожающей   интонации,   которая   будет
являться   условным   раздражителем   на   «принуждение».   В   процессе   дрессировки   у   собаки
должен   быть   выработан   стойкий   условный   рефлекс   на   угрожающую   интонацию.   Каждая
команда,   подаваемая   в   угрожающей   интонации,   должна   сопровождаться   более   сильно
действующим   на   собаку   безусловным   раздражителем,   вызывающим   у   собаки   рефлекс
самозащиты   в   виде   выполнения   требуемого   от   собаки   действия.   У   собаки   очень   быстро
устанавливается   условный   рефлекс   на   «угрожающую   интонацию».   Необходимо,   однако,
твердо   помнить,   что   частое   повторение   команды   в   угрожающей   интонации   без
соответствующего   подкрепления   безусловным   раздражителем   ослабит   значение   этой

интонации   (угашение   условного   рефлекса).   В   результате   этого   угрожающая   интонация
потеряет свое значение как условный сигнал непосредственного воздействия дрессировщика.
Для   стойкого   закрепления   условного   рефлекса   на   ту   или   другую   команду,   а   также   и
интонации голоса следует соблюдать следующий порядок использования команд.

1. Первоначально   команду   подавать   в   обычно   произносимой   интонации   (за

исключением особых случаев, например команды «фасс» или «фу»).

2. Если   собака   действия   не   выполняет,   команду   следует   повторить   в   угрожающей

интонации,   что   усилит   воздействие   условного   раздражителя   —   команды.   Если   и   в   этом
случае   выполнение   задерживается,   то,   вновь   повторяя   команду,   еще   более   повышают
угрожающую   интонацию   и   обязательно   подкрепляют   ее   безусловным   раздражителем
механического порядка.

Дрессировщик должен весьма разнообразить интонацию своего голоса при управлении

поведением собаки, а умение к этому приобретается лишь в процессе практической работы.

Наилучшие   результаты   использования   принуждения   достигаются   при   правильном

сочетании   «принуждения»   с   «поощрением»   (это   является   основой   так   называемого
контрастного метода дрессировки). «Принуждение» используется как фактор, заставляющий
собаку   выполнить   определенное   действие,   а   «поощрение»   (дача   лакомства,   оглаживание,
восклицание «хорошо») для закрепления правильно выполненного действия.

«Принуждение»   всегда   должно   соответствовать   типу   высшей   нервной   деятельности

собаки и преобладающей реакции. В зависимости от типа нервной деятельности, а также и
преобладающих   реакций   «принуждение»   должно   быть   различное.   К   собакам
уравновешенного,   спокойного   типа   допускается   применять   более   сильные   меры
принуждения,   чем   к   собакам   с   наличием   признаков   ослабленного   типа.   Применяя
принуждение   к   собакам   возбудимого   типа,   необходимо   знать,   что   при   злоупотреблении
таковым у этого типа собак легко может возникнуть срыв тормозного процесса. Такая собака
становится излишне нервной и еще более возбудимой.

При   использовании   «принуждения»   как   фактора   дрессировку   усиливающего

«безотказность»   действий   собаки,   следует   использовать   как   сильно   действующие
безусловные раздражители, так и условный в виде «угрожающей интонации». Применять
«принуждения» следует в тех случаях, когда собака задерживает выполнение команд или
жестов по причинам внешнего или внутреннего порядка.

«Поощрение». 

  «Поощрение»   представляет   собой   совокупность   действий

дрессировщика, применяемых для закрепления выполненных собакой навыков.

В   качестве   «поощрения»   используют   дачу   лакомства   (безусловный   пищевой

раздражитель),   затем   «ласку»   —   оглаживание   собаки   (тактильно-кожное   раздражение),   а
также   и   восклицание   «хорошо»   (условный   раздражитель).   При   первоначальном
установлении условного рефлекса на команду основное значение имеет дача лакомства и
оглаживание   собаки.   Дача   лакомства   и   оглаживание   собаки   должны   всегда   сочетаться   с
применением восклицания «хорошо», произносимого в ласковых интонациях. В результате
такого повторного сочетания восклицание «хорошо» быстро приобретает значение условного
раздражителя на поощрение собаки.

После того как стойкий условный рефлекс на звуковой раздражитель «хорошо» будет

установлен,   восклицание   «хорошо»   можно   применять   как   «условное   поощрение»   и   без
сопровождения   лакомства   и   оглаживания.   Необходимо,   во   избежание   угасания   условного
рефлекса   на   восклицание   «хорошо»   периодически   сопровождать   этот   условный
раздражитель безусловным подкреплением (лакомством, оглаживанием).

«Поощрение»   собаки   не   ограничивается   использованием   указанных   безусловных   и

условных раздражителей. В целом ряде приемов дрессировки «поощрением» будет являться
удовлетворение определенной биологической потребности животного. Так, например, при
отработке «свободного состояния», принимаемого собакой по команде «гулять», поощрением
является   удовлетворение   биологической   потребности   организма   собаки   в   движении   и   в
проявлении «рефлекса свободы».

При развитии у собаки злобы и воспитании защитно-оборонительных навыков большое

значение   как   «поощрение»   приобретает   разрядка   злобы   собакой   путем   «хватки»   и
«трепания»   нападающего   помощника.   При   этом   необходимо   применять   и   условное
поощрение   —   восклицание   «хорошо»   («фасс»   и   т. д.).   Однако,   совершенно   неуместно
использовать в этот момент дачу лакомства. Дача лакомства отвлекает собаку от помощника
на дрессировщика и переключает оборонительную реакцию в пищевую. Другое дело, когда
злоба   у   собаки   развивается   на   защиту   пищи   при   дразнений,   что   у   большинства   собак
увеличивает проявление оборонительной реакции.

«Поощрение», применяемое для закрепления выполненных собакой действий, должно

следовать   за   этими   действиями.   «Поощрение»   может   также   применяться   как   один   из
факторов,   побуждающих   собаку   на   выполнение   какого-либо   действия   или   усиливать
проявление ранее установленного условного рефлекса. Например, подзывая к себе собаку из
свободного   состояния,   дрессировщик   может   усилить   действие   команды   «ко   мне»   путем
сочетания этой команды с восклицанием «хорошо» («ко мне» — «хорошо» — «хорошо» —
«ко   мне»).   Такое   применение   восклицания   «хорошо»   особенное   значение   имеет   в   тех
случаях,   если   собака   проявляет   «боязливость»   при   подходе   или   находится   в   состоянии
последовательного торможения, возникающего под действием предыдущей ранее поданной
команды, например запрещающей команды «фу» и т. п.

При проработке специальных приемов дрессировки, восклицание «хорошо» с успехом

используется как дополнительный фактор дрессировки, побуждающий собаку на выполнение
того или иного действия, например при посылке собаки на поиск следа и т. п.

Большое   значение   «поощрение»   имеет   как   контраст   принуждения.   В   этом   случае

«поощрение» не только имеет целью закреплять навыки, но его значение состоит и в том, что
оно выравнивает о состояние нервной системы, растормаживая угнетенное состояние или
прекращая оборонительную реакцию в пассивной форме, которые возникают у многих собак
после применения «принуждения».

Запрещение.    «Запрещение»   как   фактор   дрессировки   служит   для   прекращения

нежелательных действий собаки. В качестве «запрещения» в дрессировке служебных собак
используется   сильный   механический   раздражитель   (сильный   рывок   поводком,   строгий
ошейник   и   т. д.)   в   сочетании   с   звуковым   раздражителем   —   командой   «фу».В   результате
повторных   сочетаний   команда   «фу»   приобретает   значение   «условного   тормоза».   При
установлении условного рефлекса на команду «фу» применение «запрещения» обязательно
должно совпадать с моментом совершения собакой нежелательного действия. В дальнейшем
команду   «фу»   следует   применять   не   только   для   приостановки   нежелательных   действий
собаки, но и для предупреждения таковых, если дрессировщик замечает у собаки попытку
совершить   нежелательное   действие.   Никогда   не   следует   злоупотреблять   применением
команды «фу». Являясь сильным тормозным раздражителем, команда «фу» может вызвать
явление последовательного торможения следующих за командой «фу» действий, например
собака может проявить торможение навыка подхода к дрессировщику или в преодолении
препятствий и т. д. При частом повторении команды «фу» без подкрепления безусловным
раздражителем   действие   ее   на   собаку   постепенно   ослабевает   (развивается   угашение
условного   рефлекса).   Во   всех   случаях,   где   можно   применять   ту   или   другую   основную
команду при помощи использования угрожающей интонации, применять команду «ф у» не
следует. Так, например, дрессировщик, находясь от собаки на расстоянии, подает команду
«лежать», в этот момент перед собакой появляется какой-либо отвлекающий ее раздражитель,
и   собака   проявляет   ориентировочную   реакцию   —   отвлекается.   В   этом   случае   следует
применять не команду «фу», а команду «лежать», но в угрожающей интонации . Если же
собака в результате отвлечения побежит в сторону отвлекающего раздражителя, то здесь,
безусловно, необходимо использовать команду «фу». Команда «фу» должна иметь значение
«общего   тормоза»   всех   нежелательных   действий   собаки.   В   этом   случае   действие   одного
раздражителя затормаживается действием другого, более сильного раздражителя.

6. Индивидуальный подход при дрессировке

Изложить   все   возможные   способы   индивидуального   подхода   к   собакам   при

дрессировке   совершенно   невозможно,   так   как   здесь   наибольшее   значение   должна   иметь
творческая   инициатива   самого   дрессировщика   применительно   к   особенностям   поведения
дрессируемой   им   собаки.   Но,   проявляя   творческую   инициативу,   дрессировщик   должен
исходить из определенных положений.

Сущность индивидуального подхода состоит в следующем.
При проработке общих и специальных приемов следует придерживаться того метода

дрессировки,   который   в   наибольшей   степени   соответствует   особенностям   поведения
дрессируемой   собаки.   Так,   например,   если   у   собаки   стойко   проявляется   пищевая
возбудимость и собака проявляет большую «заинтересованность» в получении лакомства,
установление первоначально условного рефлекса следует производить вкусопоощрительным
методом, избегая применения механических раздражителей. Факторы «принуждения» к этим
собакам в основном следует вводить лишь при закреплении навыков.

В случае, если пищевая реакция у собаки проявляется слабо и собака проявляет малую

заинтересованность   в   получении   лакомства,   следует   больше   ориентироваться   на
механический   метод   дрессировки,   используя   в   качестве   поощрения   тактильно-кожные
раздражения (оглаживание).

Однако   и   в   первом   и   во   втором   случае   следует   помнить,   что   основным   методом

дрессировки является метод контрастного бездействия на собаку. 

Индивидуальный подход при дрессировке должен быть построен с учетом типа высшей

нервной деятельности собаки. При дрессировке собак возбудимого типа следует помнить, что
процесс   торможения   у   этих   собак   по   сравнению   с   процессом   возбуждения   значительно
ослаблен,  поэтому при  отработке  навыков, в состав  которых  входят  тормозные  условные
рефлексы, надо соблюдать строгую постепенность и последовательность. Так, например, при
отработке   выдержки   в   каком-либо   положении   (посадке,   укладке   и   т. д.)   не   следует   сразу
слишком   перенапрягать   процесс   торможения   у   этих   собак,   т. е.   поспешно   добиваться
длительной выдержки. У собак этого типа выдержку следует отрабатывать постепенно, как
бы тренируя и накапливая процесс торможения, и начинать выдержку с 3–5 секунд, медленно
доводя ее до нескольких минут.

В случае перенапряжения тормозного процесса у собак возбудимого типа легко можно

получить срыв, в результате которого собака становится еще более возбудимой.

Особенно   трудно   у   собак   возбудимого   типа   отрабатывать   навыки,   основанные   на

использовании   диференцировочного   торможения,   например   выборка   вещи   по   запаху,
выборка   человека   со   следа,   усложненно-следовая   работа   и   т. д.   Практический   опыт
показывает,  что  собаки  возбудимого  типа  легко  срывают   «диференцировку»,  в результате
чего могут совершать ошибочное действие. Для отработки «диференцировки» у собак этого
типа   следует   также   строго   придерживаться   последовательности   в   усложнении
отрабатываемого приема. Так, при первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку
человека со следа и т. д. посыл собаки на гыборку не следует производить более одного-двух
раз, увеличивая затем постепенно количество посылов. Также к усложнению следа путем
ввода посторонних следов и углов можно переходить лишь после того, как собака четко будет
выполнять более простой элемент работы.

Следовательно,   при   дрессировке   собак   возбудимого   типа   основная   задача   должна

состоять в укреплении и развитии тормозного процесса и в приведении его в соответствие с
процессом возбуждения. В процессе дрессировки к некоторым собакам возбудимого типа при
прохождении   общих   приемов   дрессировки   приходится   применять   механические
раздражители более значительной силы, чем к другим собакам. Так, при движении собаки у
ноги   дрессировщика   рывок   поводком   средней   силы   для   собаки   возбудимого   типа   как
раздражитель,   побуждающий   к   движению   рядом   с   дрессировщиком,   может   оказаться
недостаточным и силу рывка приходится сильно увеличивать. При отработке движения по

бревну возбудимые собаки, часто проявляя излишнюю «поспешность», теряют равновесие и
соскакивают   с   бревна,   не   пройдя   положенного   расстояния.   В   этом   случае   весьма
эффективным является сильный рывок поводком в момент преждевременного соскакивания
собаки с бревна. Этот рывок ие только затормаживает преждевременный прыжок с бревна, но
и содействует выработке более замедленного темпа движения по бревну и т. д.

Собаки   возбудимого   типа   в   большинстве   случаев   легко   переносят   воздействие

различных   сильных   раздражителей,   но   «принуждение»   как   фактор   воздействия   и   к   этим
собакам надо применять вполне разумно, без всякого злоупотребления.

Дрессировка   собак   уравновешенного   подвижного   типа   каких-либо   специальных

указаний не требует. Собаки этого типа легко поддаются дрессировке. Однако, в зависимости
от   особенностей   этих   собак   (например,   степени   развития   той   или   другой   реакции   —
ориентировочной,   пищевой,   оборонительной   и   т. д.),   следует   соблюдать   к   этим   собакам
индивидуальный подход.

Дрессировка   собак   уравновешенно-спокойного   типа   нуждается   в   более   подробном

рассмотрении. Характерная особенность высшей нервной деятельности этих собак — это
малая подвижность нервных процессов — возбуждения и торможения. Собаки этого типа
весьма трудно переносят быструю смену процесса возбуждения на торможение, и обратно,
поэтому при первоначальной их дрессировке следует избегать быстрой подачи друг за другом
команд противоположного значения — «фасс» и «фу». Также затруднителен для этих собак
быстрый переход от одного действия к другому, так как собаки этого типа не всегда сразу
выполняют   команды   дрессировщика,   а   нередко   требуют   повторения   команд.   Поэтому,
особенно в первоначальный г период дрессировки, команды для этих собак следует подавать
с таким расчетом, чтобы между различными командами и выполняемыми действиями был
достаточный  промежуток   времени  (интервал).   При   этом  дрессировщик  должен   проявлять
выдержку   и   спокойствие,   если   собака   замедленно   выполняет   команды   дрессировщика.
Недостаточная   подвижность   нервных   процессов   отражается   и   на   проявлении
оборонительной реакции. Так, при развитии недоверия и злобы на помощника собаки этого
типа   возбуждаются   очень   медленно.   В   большинстве   случаев   они   ожидают   активного
нападения помощника и злобу (активно-оборонительную реакцию) проявляют лишь в том
случае,   если   помощник   находится   в   непосредственной   близости   или   наносит   собаке
раздражение,   возбуждающее   ее   на   проявление   оборонительной   реакции.   В   этом   случае
бывает весьма полезным прибегнуть к методу подражательной дрессировки, для чего можно
использовать злобную и хорошо возбудимую собаку, посредством которой следует повышать
активность у собаки спокойного типа.

Поведение помощника также имеет большое значение. Для дрессировки собак этого

типа   следует   брать   наиболее   подвижных   и   активных   помощников.   Собаки   этого   типа
«диференцировку»   отрабатывают   также   замедленно,   и   всякая   поспешность   здесь   будет
ошибкой. При отработке некоторых приемов дрессировки они требуют более значительных
мер принудительного воздействия, чем другие собаки. Так, у многих собак этого тина подача
предмета вырабатывается только на принуждение.

Отработка   посадки,   укладки   достигается   успешно   путем   механического   метода

дрессировки. Применение сильных раздражителей собаки этого типа переносят легко, но и
здесь, конечно, также не следует злоупотреблять принуждением, применяя его лишь в тех
случаях, если другие методы воздействия не дают желаемых результатов.

Собак,   проявляющих   при   дрессировке   признаки   слабого   типа   высшей   нервной

деятельности, следует выбраковывать, так как положительных результатов с ними достигнуть
нельзя.

7. Основная ошибка дрессировщика

Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является

субъективный подход к собаке.

Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное

различие   между   высшей   нервной   деятельностью   у   человека   и   собаки,   переоценивает
значение   психических   явлений   в   поведении   собаки   и   отрывает   эти   явления   от   их
физиологической   основы.   В   результате   этого   поведение   собаки   определяется   не
раздражителями   внешнего   и   внутреннего   порядка,   действующими   на   кору   мозга   и
вызывающими рефлекторные проявления у собаки (безусловные и условные рефлексы), а
«особыми   психическими   процессами»,   якобы   скрыто   протекающими   в   головном   мозгу
собаки   (ощущениями,   представлениями,   впечатлениями   и   т. п.).   Это   ведет   к   отрыву
психических явлений от физиологических, хотя еще великий русский ученый, «отец русской
физиологической науки» И. М. Сеченов, высказал мнение, что «психические акты по своему
происхождению суть рефлексы».

Академик   И.   П.   Павлов   своими   исследованиями   в   области   высшей   нервной

деятельности нанес окончательный удар по субъективному подходу к поведению животных.
Он окончательно доказал, что в основе работы больших полушарий головного мозга лежит
рефлекторная деятельность и каждый акт поведения состоит из рефлексов (безусловных и
условных). Одновременно с этим академик И. П. Павлов установил, что при наличии общих
закономерностей  в  деятельности  больших  полушарий  головного  мозга  собаки  и  человека
высшая   нервная   деятельность   собаки   качественно   отличается   от   высшей   нервной
деятельности человека. Это различие, как указывает академик И. П. Павлов, заключается в
следующем: «собака обладает только первой сигнальной системой, а человек имеет, кроме
первой сигнальной системы, еще и вторую, связанную с речью». Под первой сигнальной
системой академик И. П. Павлов понимал непосредственное восприятие собакой различных
раздражителей посредством анализаторов (органов чувств). Например, собака воспринимает
звук звонка или комплексный звук команды, различные запахи и т. д. Эти раздражители при
определенных условиях могут стать для собаки условными раздражителями, т. е. приобрести
значение «сигналов» на выполнение определенных действий. Так, по команде «след» собака
начинает   проработку   следа.   Вторая   сигнальная   система   связана   с   развитием   речи,   слова,
понятия.   Это   —   система   словесных   сигналов   действительности.   Человек   не   только
воспринимает   звук  звонка,  но   еще   обозначает   этот  звуковой  раздражитель   определенным
словом — понятием «звонок». Если сказать человеку слово «звонок», то человек сознательно
представляет   себе   не   только   какой-либо   один   конкретный   звонок   или   звук   какого-либо
звонка, но звонок вообще как определенное понятие. Эти сигналы слова представляют собой
отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше мышление,
специально человеческое высшее мышление» (Академик И. П. Павлов. «Двадцатилетний
опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. Изд. ГИЗ, 1925, (стр. 722)
  ).
Следовательно, собака сознательным мышлением не обладает, и ее восприятие окружающей
среды ограничивается пределами первой сигнальной системы.

Из   этого   следует   весьма   важный   вывод   для   практической   дрессировки.   Звуковые

команды,   применяемые   при   дрессировке,   могут   для   собаки   приобретать   значение   только
определенных   сигналов   (условных   раздражителей),   но   они   не   образуют   таких   понятий
которые обусловливают отвлеченное мышление, а следовательно, и сознательное понимание
человеческой речи. Каждая команда для собаки имеет лишь конкретное значение и всегда
связана   с   определенным   действием.   Относиться   к   собаке,   как   к   мыслящему   и   вполне
разумному существу, — грубейшая и недопустимая ошибка при дрессировке.

8. Значение внешних условий для дрессировки собак

Дрессировка   собак   проводится   не   изолированно   от   окружающей   среды,   а   при

различных внешних условиях, в той или другой степени влияющих на поведение собак. Так,
например,   ветер   облегчает   или   затрудняет   управление   поведением   собаки   посредством
звуковых команд в зависимости от его направления и силы; характер почвы и растительного
покрова   влияет   на   приучение   собаки   к   работе   по   следу,   а   наличие   «посторонних»   для

дрессировки  раздражителей  в виде  громких  звуков, новых для  собаки  предметов,  других
животных и т. д. может отвлечь собаку от дрессировщика и задержать выполнение тех или
других навыков. Дрессировщик должен представлять себе, как условия окружающей среды
могут влиять на дрессировку и работу собак и как с этим влиянием бороться. Под условиями
окружающей среды следует понимать все то, что находится вне организма собаки, но может
оказывать на этот организм определенное воздействие. Например, повышение температуры
воздуха свыше 25° вызывает у собаки учащенное дыхание (тепловую реакцию).

Все   условия   окружающей   среды,   влияющие   на   дрессировку   и   работу   собак,

подразделяются   на   косвенные   и   непосредственные,   благоприятствующие   и   не
благоприятствующие дрессировке собак.

К косвенным условиям следует относить такие внешние влияния, которые облегчают

или затрудняют дрессировку путем изменения общего состояния организма или оказывают
воздействие   на   качество   и   состояние   раздражителей,   используемых   для   управления
поведением   собаки.   Например,   высокая   температура   окружающей   среды   влияет   не
непосредственно   на   дрессируемость   собаки,   а   через   изменения   состояния   организма
вследствие его перегревания. В результате этого нервная система собаки быстрее утомляется,
а это вызывает снижение активности и работоспособности собаки.

Различный   почвенный   покров  (глинистый,   песчаный,   торфяной,   луговой   и  т. д.)   по-

разному удерживает запах человека на его следу, а это также влияет на дрессируемость и
качество   работы   розыскной   собаки   по   запаху   следа.   Отвлекающие   раздражители,
непосредственно   влияющие   на   дрессировку,   оказывают   прямое   воздействие   на   нервную
деятельность и поведение собаки через различные анализаторы (органы чувств). К таким
непосредственным   воздействиям   на   собаку   прежде   всего   относятся   отвлекающие
раздражители, которые вызывают явление отвлечения у собаки при дрессировке. Академик
И.  П. Павлов указывал,  что одним  из  основных  условий  выработки  условных рефлексов
должно   быть   свободное   состояние   коры   головного   мозга   от   воздействия   «посторонних
раздражителей», не имеющих никакого отношения к выработке данного условного рефлекса;
так,   например,   громкий   звук,   появление   кошки,   взлет   птицы,   подход   человека   может   не
только задержать у собаки проявление того или другого действия, но затрудняет выработку
необходимого   условного   рефлекса   вследствие   проявления   у   собаки   ориентировочной
реакции. Проявление ориентировочной реакции у собак академик И. П. Павлов обозначал как
рефлекс   «Что   такое?»,   так   как   эта   реакцпя   наиболее   резко   проявляется   на   новые   мало
знакомые для собаки раздражители. В результате этого в нервной системе собаки возникают
явления   внешнего   торможения,   так   как   раздражитель,   исходящий   из   окружающей   среды,
оказывает   более   сильное   воздействие   на   собаку,   чем   сигналы   самого   дрессировщика,   и
собака отказывается выполнять то или другое действие.

Отвлечение   весьма   затрудняет   дрессировку   собак,   и   дрессировщик   должен   с   этим

бороться. Для этого прежде всего необходимо первоначальную дрессировку при обработке
общих и специальных приемов проводить в таких условиях окружающей среды, где было бы
наименьшее   количество   отвлекающих   раздражителей.   Это   обеспечивает   более   быстрое   и
стойкое закрепление всех необходимых для управления поведением собаки навыков. Только
после этого следует усложнять условия окружающей среды (обстановку занятий) проводить
дрессировку   при   наличии   разнообразных   раздражителей,   приучая   собаку   к   этим
раздражителям.

Ориентировочная   реакция   у   собаки,   по   мере   ознакомления   ее   с   новыми   для   нее

раздражителями,   постепенно   угасает,   и   собака   начинает   проявлять   безразличное   к   ним
отношение.   Если   же   внешний   раздражитель   будет   оказывать   на   собаку   большую   силу
действия, чем команда или жест дрессировщика, следует усиливать действия команды путем
использования   угрожающей   интонации   или   общего   тормоза   ко   всем   нежелательным
действиям собаки в виде запрещающей команды «фу».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..