Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 16

 

 

Начинать  занятия  также  нужно  с  выполнения  дыхательных

упражнений. Упражнения могут быть следующими (после 4-го):

5. И. п.— лежа на боку. Опускание руки, тесно прижимая ее к боковой

и  передней  поверхностям  грудной  клетки  (выдох),  а  затем  поднимание  ее
вверх (вдох) (рис. 57).

6.  И.  п.—  лежа  на  спине,  руки  вдоль  туловища  Поднимание  рук

ребенка  за  голову  (через  стороны,  скользя  ими  по  поверхности  стола,—
вдох), возвращение в исходное положение, не отрывая рук от поверхности
стола (выдох)

7. И. п.— то же. Поднимание рук ребенка через стороны вверх (вдох),

опустить  и  прижать  согнутые  руки  к  передним  отделам  грудной  клетки
(выдох).

8.  И.  п.—  лежа  на  спине.  Одновременное  ритмичное  сгибание  ног  с

приведением их к животу (выдох), разгибание ног (вдох).

9. И. п.— на спине. Дыхательный массаж.
Повторить каждое упражнение 2—4 раза.

Массаж грудной клетки — все приемы надо проводить до

и

после

лечения положением и дыхательных упражнений.

Целесообразно также сочетать упражнения с массажем, чередовать их.
Продолжительность  занятия  зависит  от  общего  состояния  ребенка.

Чем ,он слабее, тем занятие должно быть короче (2—6 мин), а количество
подходов  к  ребенку  должно  быть  чаще  —  6—10  раз  в  сутки  (в  эту  работу
включаются обученные родители).

По мере улучшения общего состояния ребенка вводятся упражнения в

соответствии  с  возрастом  (см.  приложение  6)  и  ур©внем  психомоторного
развития,  причем  учитываются  состояние  ребенка  на  день  проведения
процедуры, степень отставания его психомоторных показателей от таковых
у сверстников.

Продолжительность занятий может быть увеличена до
10 — 25 мин, а число повторений их в течение дня уменьшено до 2 —

3 раз.

Необходимо подчеркнуть важность постепенного увеличения нагрузки

в  упражнениях,  приемах  массажа.  Изменения  нагрузки  в  процедурах
лечебной  гимнастики  и  обязательного  (постепенного  и  систематического)
закаливания определяют лечащий врач и врач ЛФК.

Надо помнить, что остаточные патологические явления в дыхательных

путях  отмечаются  дольше  так  называемого  клинического  выздоровления.
Приходится  учитывать  и  то,  что  часто  болеющие  дети,  как  правило,
отстают  в  психомоторном  развитии  от  своих  здоровых  сверстников.
Поэтому  необходимо  в  течение  дня  основной  комплекс  дополнять
специальными  упражнениями  или  давать  их  ребенку  отдельно  (помимо
комплекса)

Средствами  закаливания,  а  следовательно,  профилактики  острых

респираторных вирусных инфекций и их осложнений (бронхит, пневмония
и  др.)  являются  лечебное  плавание  и  упражнения  в  воде.  Они  укрепляют
опорно-двигательный  аппарат,  в  том  числе  и  дыхательные  мышцы  —

улучшается  функция  дыхания,  увеличивается  глубина  его,  дыхание
становится  более  ритмичным,  лучше  вентилируются  различные  участки
легочной  ткани,  увеличивается  бронхиальная  проходимость.  Последнее
предупреждает появление гипостазов, ателектазов.

Г  лава  12  ЛЕЧЕБНАЯ  ФИЗКУЛЬТУРА  В  ПРОФИЛАКТИКЕ  И

КОРРЕКЦИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

10

Эффективность миотерапии

11

в коррекции зубочелюстных аномалий у

детей 1-го года жизни, в период формирования временного прикуса, может
быть  обеспечена  только  в  общем  комплексе  физического  воспитания
ребенка. Специальные упражнения и массаж для мышц челюстно-лицевой
области  целесообразно  включать  в  общий  комплекс  упражнений  по
физическому  воспитанию,  так  как  состояние  здоровья  ребенка,  его  рост  и
развитие  тесно  связаны  с  функциями  зубочелюстной  системы,  в  первую
очередь у детей 1-го года жизни.

Формирование  зубочелюстной  системы  обеспечивается  выполнением

жизненно  важных  функций  (сосание,  глотание,  дыхание,  пищеварение,
выполнение  безусловных  и  формирование  условных  рефлексов).  А
выполнение  этих  функций  и  рефлекторной  деятельности  включает  в  себя
все  элементы  ЛФК:  положение  ребенка  в  кроватке  и  при  кормлении,
тренировка мышц языка, щек, губ, рефлексы выпрямления.

Этиология  и  патогенез.  Наряду  с  генетически  обусловленными  и

врожденными  в  практике  преобладают  приобретенные  зубочелюстные
аномалии.  Эти  аномалии  составляют  больший  процент,  так  как  их
возникновение  в  основном  зависит  от  различных  вредных  привычек  и
других факторов в периодах формирования временного прикуса.

В  результате  изучения  этиологических  факторов  аномалий  прикуса

получены  объективные  данные,  указывающие  на  то,  что  у  детей  раннего
возраста  имеется  достоверная  связь  между  частотой  аномалий  прикуса  и
активностью

факторов,

способствующих

их

возникновению

и

закреплению. К таким факторам относятся болезни детей 1-го года жизни,
неправильные  приемы  искусственного  вскармливания,  неправильные
глотание,  дыхание,  формирование  функций  речи  и  жевания.  Значительное
влияние оказывают вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка,
губ,  щек,  игрушек,  различных  предметов,  неправильная  зафиксированная
поза). У детей с вредными привычками частота зубочелюстных ано-

малий  значительно  больше,  чем  у  детей,  не  имеющих  их  в  анамнезе

[Снагина Н. Г., Дымшиц В. Я., 1973].

Активно

действующие

причины

определяются

по

типичным

функциональным  симптомокомплексам.  Для  них  характерны  лицевые
признаки,

неправильные

функции

мимических

мышц,

изменения

артикуляции  языка  и  мышц  околоротовой  области  при  сосании,  глотании,
жевании, дыхании и речи.

На  1-м  году  жизни  ребенка  особое  место  занимает  функция  сосания,

способствующая  правильному  формированию  прикуса,  что  определяет
рост  нижней  челюсти  и  перемещение  нижней  челюсти  вперед.  Ведущими
признаками нарушения функции сосания являются:

—  нарушение  ритма  и  процесса  естественного  вскармли*  вания

(укорочение  или  удлинение  продолжительности  кормления,  неполное
удовлетворение сосательного рефлекса);

недостаточное

высасывание

молока,

неравномерное

его

проглатывание;

— употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;
— сохранение сосательной активности после 10 мес жизни;
— уменьшение функциональной нагрузки на мышцы языка, ротовой и

околоротовой области;

— замедленное перемещение нижней челюсти вперед.
Неправильное глотание и привычка давить языком на зубы
являются

важными

этиологическими

факторами

в

развитии

зубочелюстных аномалий.

В  норме  процесс  глотания  претерпевает  определенные  изменения  от

рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым
рефлексом  глотания  и  достаточной  активностью  языка,  особенно  его
кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками
и  преимущественно  бывает  вытянут  вперед,  что  обеспечивает  его
готовность к работе. Благодаря сокращению мышц губ; языка, щек, а также
положительному давлению в молочной железе и отрицательному в полости
рта младенца молоко поступает в его рот. Сократившиеся губные и щечные
мышцы  являются  опорой  для  языка,  который,  распластываясь  между
десневыми  валиками  и  отталкиваясь  от  этой  опоры,  направляет  молоко  в
ротоглотку.

Неправильно  протекающая  функция  глотания  ведет  к  значительным

изменениям  в  челюстно-лицевой  области.  Чаще  других  возникают  такие
отклонения, как сужение зубных рядов, уплощение переднего участка дуги
нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания, имеющее значение в развили аномалий

прикуса,  обусловливается  затруднением  прохождения  струи  воздуха  через
носовые  ходы  и  определяется  как  ротовое  или  Смешанное  дыхание;

обычно  такое  состояние  бывает  связано  с  инфантильным  способом
глотания и несмы-канием губ. Этим взаимосочетанием и определяются его
клинические признаки: рот полуоткрыт, корень языка смещен назад и вниз,
что изменяет профиль лица ребенка — появляется «двойной подбородок».
При дыхании заметны напряжение крыльев носа, изменение конфигурации
ноздрей,  в  состоянии  физиологического  покоя  отмечается  увеличение
нижней  трети  лица.  В  результате  неправильного  дыхания  нарушается
динамическое равновесие околоротовых мышц и языка.

При  ротовом  дыхании  изменяется  форма  верхней  челюсти:  она

суживается  в  боковых  участках  в  результате  неправильного  положения
языка  и  давления  щечных  мышц.  Одновременно  с  сужением  челюсти
изменяется форма носовых ходов, искривляется носовая перегородка, а эти
деформации, в свою очередь, поддерживают ротовое дыхание.

Нарушение дыхания, по какой бы причине оно ни возникало, вызывает

целый  ряд  общих  нарушений  функций  организма  и  непосредственно
влияет на рост и развитие лицевого скелета.

Эта  взаимосвязь  обусловлена  сочетанными  морфологическими

особенностями:  сужение  верхней  челюсти  уменьшает  объем  носовых
полостей,

нарушает

пневматизацию

воздухоносных

пазух

черепа

[Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М., 1977].

Изменения  в  соотношении  положения  челюстей,  языка  и  деформации

челюстей  приводят  к  тому,  что  ребенок  начинает  чаще  дышать  открытым
ртом.  И  если  ротовое  или  смешанное  дыхание  продолжалось  длительное
время,  то  происходят  патологические  изменения  костно-мышечного
аппарата носа и око-лоносовых пазух. Как следствие нарушенной функции
дыхания  скорее  происходит  разрастание  аденоидных  вегетаций.  Это  еще
более  усугубляет  измененную  функцию  и  морфологию  верхних
дыхательных  путей.  Последнее,  в  свою  очередь,  ведет  к  большей
ранимости,  уязвимости  JlOP-органов,  частым  заболеваниям  острыми
респираторными  вирусными  инфекциями,  ангинами.  А  изменение
положения  плечевого  пояса  при  нарушениях  осанки  (головки  плечевых
костей  повернуты  кпереди,  что  мешает  росту  ключиц  и  правильному
развитию передних отделов грудной клетки) ухудшает экскурсии легких.

Функциональные  нарушения,  обусловленные  зубочелю-.  стными

аномалиями, значительно усугубляются у детей с не-

правильной  осанкой  и  ротовым  дыханием.  При  этом  определяются

симптомы,  связанные  с  взаимообусловленностью  функциональных  и
морфологических  изменений  зубочелюстной,  опорно-двигательной  и
дыхательной систем, что отрицательно влияет на развитие и формирование

всего организма в целом.

Нарушения  осанки  создают  условия  для  затрудненного  развития

грудной  клетки,  понижения  функции  легких,  изменяют  положения  головы
и челюстей, тем самым обусловливая развитие аномалии прикуса. У детей,
имеющих  сколиоз,  частота  зубочелюстно-лицевых  аномалий  составляет
(67,0 ± 8,8) % [Бирюкова Е. К., 1968].

При  наиболее  распространенных  нарушениях  осанки  шейный  отдел

позвоночника наклоняется вперед вместе с головой. При таком положении
головы  изменяются  положение  лицевого  черепа,  соотношение  верхней  и
нижней  челюстей,  последняя  отходит  назад.  Поэтому,  как  правило,  из
различных  нарушений  прикуса  чаще  всего  встречается  постериальный
прикус. При аномалиях прикуса центр тяжести головы также располагается
кпереди,  что  влечет  за  собой  и  изменение  осанки.  Кроме  того,  при
нарушениях  осанки  шея  и  голова  наклонены  не  только  вперед,  но  часто  к
правому  или  левому  плечу.  Нередко  при  этом  отмечаются  небольшая
асимметрия лица и неправильный прикус.

Нарушение  функции  жеванияу  детей  принято  характеризовать  как

«ленивое  жевание».  Причиной  такого  способа  жевания  может  явиться
несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен
совпадать  с  периодом  формирования  временного  прикуса.  Отрицательно
влияют  на  становление  функции  жевания  нарушение  сроков  и
последовательности  прорезывания  зубов,  наличие  сверхкомплектных
зубов,  врожденное  их  отсутствие  (адентия).  Отсутствие  временных  зубов
влияет  и  на  положение  языка.  Язык  устремляется  в  область  дефекта,
появляются  вредные  привычки  неправильного  положения  языка  и  его
сосания.  Вредные  привычки  являются  активным  предрасполагающим
фактором в развитии зубочелюстных аномалий.

К  вредным  привычкам  относят  длительное  использование

пустышки,  сосание  и  прикусывание  пальцев,  языка,  губ  и  различных
предметов,  неправильно  протекающие  функции  жевания,  дыхания,
глотания,  речи,  неправильное  положение  тела  (неправильная  осанка,
неправильное положение челюсти или языка в покое).

Клинические  признаки.  Симптомы  зубочелюстных  аномалий

определяются по лицевым и внутриротовым признакам.

Лицевые признаки характеризуют индивидуальные осо-
Ценности  строения  лица.  Прежде  всего  следует  определить  тип

лй

ца

(широкое,  среднее,  узкое),  его  симметричность,  пропорциональность
челюстей,  величину  ротовой  щели,  положение  губ,  выраженность

носогубных и подбородочно-губной

складок.
Отмечают следующие варианты взаимосвязи конфигурации лица,

аномалии прикуса и функциональных нарушений:

—  лицевые  признаки  характеризуют  индивидуальные  особенности

строения  скелета  и  мягких  тканей  лица  и  при  этом  в  полости  рта  не
определяется каких-либо морфологических отклонений;

—  незначительные  отклонения  в  строении  лицевого  скелета,

являющиеся  следствием  несоответствия  роста  и  соотношения  челюстей
(уменьшение  или  увеличение  нижней  трети  лица,  сглаженность  или
выраженность  носогубных  или  подбородочно-губной  складок,  увеличение
или уменьшение размеров тела нижней челюсти, углов нижней челюсти и
др.).

Лицевые  признаки  являются  симптомами  нарушения  функций

жевания,  глотания,  речи,  дыхания.  При  осмотре  нижней  челюсти
выявляются  диспропорции  роста  челюстных

4

 костей,  изменение  их

положения.  При  развитии  аномалий  прикуса,  обусловленных  смещением
нижней  челюсти  в  том  или  ином  направлении,  перемещение  ее  в
правильное положение значительно улучшает внешний вид лица.

Существенное  значение  имеет  учет  состояния  губ.  Следует  обратить

внимание  на  характер  их  смыкания  (спокойное,  напряженное,  губы  не
смыкаются правильно), контуры красной каймы губ, так как их изменения
могут  быть  следствием  вредных  привычек,  неправильного  дыхания  или
глотания.

Специальные

задачи

по

правильному

формированию

зубочелюстной  системы.  Основная  работа  педиатра  в  связи  с  заботой  о
физическом развитии ребенка и его воспитании осуществляется в комнате
здорового  ребенка  согласно  методическим  рекомендациям  «Организация
работы  кабинета  здорового  ребенка  в  детской  поликлинике»  [М3  СССР,
1987].

Для правильной организации воспитания ребенка, направленного

на  создание  условий  для  формирования  зубочелюстной  системы,
следует  все  рекомендации  стоматолога  увязывать  с  воспитательными
задачами, которые определяют педиатр и врач ЛФК с учетом развития
нервно-психического и эмоционального статуса.

В  возрасте  до  3  мес  главная  задача  —  приучить  ребенка

ж

ить  по

режиму  (сон,  бодрствование,  питание).  При  правильном  воспитании
ребенок должен засыпать без похлопывания, покачивания, пустышки,

ибо  прежде  всего  нарушение  режимных  условий  воспитания  создает
благоприятный фон для формирования вредных привычек.

В  возрасте  от  3  до  6  мес  следует  воспитывать  положительное

отношение  к  еде.  Активнее  малыш  при  кормлении  грудью;  при
искусственном вскармливании бутылочку держит руками, подносит ко рту
и удерживает. Воспитывают новые пищевые навыки — кормление с ложки
(не  сосать  пищу,  а  снимать  ее  губами  с  ложки),  глотание  густой  пищи.
Залог  воспитания  активного  жевания  —  навык  открывать  рот.  В  этом
возрастном  периоде  воспитывается  движение  рук,  общение  (ребенок
произносит отдельные звуки, слоги).

От  б  до  9  мес  следует  приучать  есть  все  более  разнообразную  пищу,

пить  из  чашки,  есть  печенье,  кусочки  хлеба,  удерживая  их  в  одной  руке.
Воспитывается  развитие  понимания  речи  и  правильной  артикуляции
(ребенок  понимает  звуки  и  повторяет  их),  воспитывается  навык  активно
двигаться, правильно держать голову и смыкать губы.

От  9  до  12  мес  создаются  условия  для  дальнейшего  формирования

физического,  нервно-психического  развития  по  принципу:  движение  —
действие—результат.  Происходит  формирование  игровой  деятельности,
более активно выполняются упражнения по физическому воспитанию.

Лечебная

физкультура.

Лечение

положением

способствует

правильному положению головы, шеи, тела, рук, ног.

Перед  каждым  кормлением  надо  выкладывать  ребенка  на  живот.  При

ослабленных мышцах, когда ребенку трудно удерживать голову и плечевой
пояс, целесообразно положить под грудь валик (рис. 58).

У  детей  с  нарушенным  соотношением  верхней  и  нижней  челюстей

(нижняя  расположена  сзади)  под  головной  конец  матраца  подкладывается
подушка  —  головка  ребенка  в  кровати  располагается  на  более  высоком
изголовье.

Специальные  упражнения,  способствующие  укреплению  мышц  ч

е л ю ст н о - л и це в ой области. Активные упражнения, основанные
на безусловных рефлексах:

1) легкое кратковременное надавливание подушечками
I  и  II  пальцев  на  кожу  верхней  и  нижней  губы  ребенка  вызывает

вытягивание губ вперед (губы складываются в трубочку);

2)  при  прикосновении  или  легком  надавливании  подушечками  I

пальцев обеих рук на ладонные поверхности кистей рук малыша он слегка
потягивается  вперед,  приподнимает  голову  и  часто  открывает  рот,  слегка
вытягивая губы.

Пассивные упражнения:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..