Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта - часть 3

 

 

Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров
- вагоны и контейнеры, направляемые для погрузки мяса и мясопро-
дуктов на железнодорожные станции иностранных железных дорог.
Промывку осуществляют холодной, тёплой или горячей водой в
зависимости от вида и степени их загрязнённости. Вагоны и контейнеры,
освобождённые из-под мяса, сыра, здоровых животных, импортной шерсти,
кожевенного сырья, промывают только горячей водой с температурой не
ниже 80 °С.
Промывке не подлежат вагоны и контейнеры, если на станции назначения
после выгрузки всех видов консервов, слабоалкогольных и безалкогольных
напитков, соков, пива, вина, шампанского, минеральной воды эти же вагоны и
контейнеры могут быть использованы в порядке сдвоенных операций под
погрузку выше перечисленных грузов после определения новым
грузоотправителем пригодности вагонов для перевозки.
34
Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров
Обработку по второй категории (промывку, дезинфекцию) проходят:
- вагоны, в которых перевозили:
1) животных больных, подозреваемых в заболевании (или заражении) заразными
болезнями (кроме болезней, перечисленных в третьей категории);
2) мясо, яйцо, сырьё животного происхождения, полученные от животных из
пунктов, неблагополучных по заразным болезням;
3) импортных животных и импортное кожевенное сырьё боенского происхождения;
4) живую товарную рыбу;
5) импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки;
6) отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке;
7) импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке в стране-экспортёре;
8) импортное мясо и кишечное сырьё, направляемые на промышленную
переработку;
- вагоны, подаваемые для погрузки:
1) племенных, цирковых и зоопарковых животных;
2) животных, направляемых на соревнования и выставки;
3) животных, мяса, мясопродуктов и сырья животного происхождения на экспорт;
4) живой рыбы, оплодотворённой икры, раков, предназначенных для целей
разведения и акклиматизации.
Транспортные средства и контейнеры сначала промывают горячей водой,
затем дезинфицируют (хлорная известь, формальдегид, хлорамин и др.).
35
Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров
Третью категорию обработки (дезинфекцию, промывку, снова дезин-
фекцию и промывку) предусматривают для вагонов, перевозивших:
- животных, у которых в пути следования или при выгрузке были
обнаружены заразные заболевания или возникли подозрения на
заразные заболевания сибирской язвой, чумой, сапом, столбняком,
ящуром и др.;
- трупов животных;
- импортное сырьё животного происхождения, поступившее из стран
Азии, Африки и Южной Америки;
- импортную шерсть, щетину и т. п., не прошедшие дезинфекционной
обработки и горячей мойки;
- грузы животного происхождения, прибывшие без ветеринарных
сопроводительных документов;
- сырьё и полуфабрикаты животного происхождения, поступившие
из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не
встречающихся на территории России.
При промывке и дезинфекции скотских вагонов их внутреннее
оборудование должно быть снято.
Грязную воду подвергают дезинфекции и стерилизации при температуре
120°С, а затем сливают в отстойники и контролируют органами Госсанвет-
надзора.
36
Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров
Схема пункта комплексной ветеринарно-санитарной подготовки вагонов и
контейнеров показана на рисунке.
1- повышенныйнаклонныйпутьдлявагонов; 2-маневроваялебёдка; 3-дезпромстанция;
4- эстакада; 5-грузовойвагонилиплатформасконтейнерами; 6-машинанаружнойобмывки
вагона; 7 - резервуар для холодной воды; 8 - то же, для горячей воды; 9 - бункер для отходов
и мусора; 10 - машина внутренней промывки вагона, контейнера; 11 - сушильная машина;
12 - склад материалов и дезинфицирующих средств
37
Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров
Не подлежат ветеринарно-санитарной обработке вагоны после
выгрузки скоропортящихся продуктов, полученных от здоровых животных и
перевозившихся в твёрдой упаковке, топлёных жиров животного
происхождения, яиц и яичного меланжа. мёда, воска, вощины и сот, пищевых
сывороток и плазмы крови в замороженном виде.
Обеззараживание транспортных средств и скоропортящихся грузов,
имеющих карантинные ограничения, осуществляют грузополучатели или
соответствующие органы государственного надзора на фумигационных
пунктах. Быстрое обеззараживание груза производят в специальных
фумигационных камерах, где продукт обрабатывают бромистым метилом от
нескольких часов до одних суток. Импортные фрукты чаще всего
обеззараживают путём их рефрижерации при температуре 0…2 °С в течение
двух месяцев в пунктах назначения (на плодоовощных базах). Способ и
сроки обеззараживания скоропортящихся грузов устанавливает Карантинная
инспекция.
При наличии удостоверения, выданного ДПС (ДПП, ПП) о проведённой
ветеринарно-санитарной обработке, вагоны и контейнеры могут
использоваться под погрузку на общих основаниях.
38
9.5 Контроль режимных параметров условий перевозок
и хранения скоропортящихся грузов
9.5.1 Контроль температуры воздуха и груза
Виды контроля температурных условий перевозок и хранения
скоропортящихся грузов
В процессе транспортировки скоропортящихся грузов необходимо
контролировать:
- температуру наружного воздуха и воздуха в грузовых помещениях в
начале и в конце загрузки изотермических вагонов и контейнеров, а также
через каждые четыре часа в процессе транспортировки груза в
рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах с отражением
данных в рабочем журнале температур;
- фактическую температуру груза при погрузке в рефрижераторные вагоны
и рефрижераторные контейнеры, вагоны-термосы и контейнеры-термосы.
При хранении скоропортящихся грузов на холодильных складах
контролируют температуру груза и воздуха в камерах хранения.
Контроль соблюдения температурных условий перевозок скоропортящихся
грузов в рефрижераторных секциях и АРВ-Э возложен на сопровождающие
бригады механиков, а при хранении на складах - на товароведов-технологов.
39
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Принципы и способы контроля температуры воздуха и груза
Для контроля режимных параметров НХЦ используют измерительные
приборы непосредственного и дистанционного контроля, работающие на
различных принципах. При этом измерительные приборы дистанционного
контроля состоят из датчика, помещаемого в измеряемую среду, устройства,
регистрирующего измеряемый параметр, и механизма передачи
управляющего сигнала от датчика к прибору.
Приборы, применяемые на хладотранспорте для измерения температуры
воздуха и груза, классифицируют по принципу действия на три группы.
К первой группе относят
термометры расширения,
имеющие пределы измерений от
минус 200 до +500 °С.
Их действие основано на
свойстве веществ при изменении
температуры изменять линейные
размеры. Такие приборы исполь-
зуют
для
непосредственного
измерения температуры воздуха и
груза.
40
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Вторая группа
- манометрические термометры
(минус
130…
+550 °С), работа которых основана на использовании зависимости давления
жидкости, газа или пара при постоянном объёме от температуры. Их можно
использовать для непосредственного и дистанционного контроля
температуры в разных средах.
Разновидностью манометрических термометров
являются термостаты, используемые для контроля и
автоматизации работы холодильных установок.
Прибор работает следующим
образом. Термобаллон
1
(датчик,
помещаемый в измеряемую среду),
капилляр
2
и мембрана
3
(механизмы передачи управляю-
щего сигнала от датчика к прибору)
представляют собой закрытую
термодинамическую
систему,
наполненную термической жид-
костью, например, Ф-12.
При изменении температуры измеряемой среды, меняется давление в этой замкнутой системе
(закон Бойля-Мариотта). Мембрана воздействует на измерительную часть прибора. Контактная
группа 4 является задатчиком рабочих пределов изменения температуры. Она выполняет функции
регулирования, сигнализации или блокировки работы объекта в зависимости от назначения
термостата. Термостаты широко применяются в холодильной технике.
41
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Терморезистор выполнен в виде металлического патрона 3, в который
вставлен стеклянный цилиндр
4
с вплавленной в него металлической
спиралью I. На стеклянный цилиндр навита спираль из латунной фольги 2,
предохраняющая термометр от повреждения при ударах. В уширенную часть
6 патрона ввинчена переходная шайба 5. Соединительный шнур 8 закреплен
во втулке 7.
1
2
3
4
5
6
7
8
42
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Для термисторов характерна нелинейная зависимость изменения
сопротивления от температуры в пределах от минус 60 до +100 °С. Для
получения линейной характеристики термистора составляют линеаризирую-
щую цепь термистора Rt
(рисунок, слева) из параллельного Rш
(шунтирующего) и последовательного Rд
(дополнительного) переменных
сопротивлений.
При включении параллельного резистора
(рисунок
6, справа)
характеристика термистора
(кривая Rt) несколько выпрямляется
(кривая
(Rt+Rш)), а при включении последовательного резистора практически
становится прямолинейной (прямая (Rt+Rш+Rд)). Недостатком линеаризации
термистора является уменьшение температурного коэффициента, что
сопровождается некоторой потерей чувствительности и точности измерения
температуры.
43
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Для контроля температуры тел могут применяться термоэлектрические
термометры с пределами измерений от минус 200 до 1600 °С (рисунок,
слева). Их действие основано на использовании зависимости термо-
электродвижущей силы термопары от температуры. На хладотранспорте
такие приборы не применяют.
Для определения температуры горячих тел, небесных светил и
космических объектов применяются пирометры излучения (рисунок, справа), с
пределами измерений от 400 до 3000°С и выше. Их действие основано на
использовании теплового излучения нагретых тел.
44
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
9.5.1 Контроль относительной влажности воздуха и груза
Основные характеристики влажного воздуха
При хранении скоропортящихся грузов на холодильных складах, помимо
температурных условий, контролируют относительную влажность воздуха в
камерах и хранения и влажность самого продукта.
Атмосферный воздух представляет собой смесь сухого воздуха и
водяного пара. В расчётах сухой воздух рассматривают как смесь азота и
кислорода. Содержание азота принимают равным 79 % по объёму или 77 %
по массе, кислорода соответственно 21 и 23 %. Водяные пары составляют от
0,2 до 2,6 % по объёму.
Атмосферный воздух в естественных условиях всегда является влажным.
Воздух, в котором водяные пары находятся в состоянии насыщения,
называется насыщенным. Влажный воздух всегда будет насыщенным, если
водяные пары в нём находятся в перегретом состоянии. Избыток влаги в
насыщенном воздухе конденсируется в виде мелких капель
- тумана
(облаков) и находится в воздухе. При отрицательных температурах влага в
воздухе замерзает, образуя ледяной туман.
Масса влажного воздуха (mвл) получается сложением массы пара (mп) и
массы сухого воздуха в смеси (mc).
45
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Влагосодержание воздуха представляет собой отношение массы пара к
массе сухого воздуха в смеси. Если массу пара (mп) выражать в граммах, а
массу сухого воздуха (mc) в килограммах, то влагосодержание в г/кг сухого
воздуха обозначают d. Если же обе массы выражать в килограммах, то
влагосодержание в кг/кг сухого воздуха обозначают, т. е. = d/1000.
Плотность влажного воздуха определяют как отношение его массы к
объёму смеси V:
т
вл
вл V
см
Масса водяного пара, содержащаяся в 1 м3 воздуха, численно равная
плотности пара (п), называется абсолютной влажностью. Отношение
абсолютной влажности ненасыщенного воздуха к абсолютной влажности
насыщенного воздуха при одинаковых значениях температуры и давления
называется относительной влажностью и обычно выражается в
процентах:
100
п

п.н
46
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Принципы и способы контроля относительной влажности воздуха
Существует четыре принципа определения относительной влажности
воздуха: психрометрический, гигрометрический, массовый и метод точки
росы. При хранении скоропортящихся грузов на складах применяют приборы,
работа которых основана на первых двух принципах.
Психрометрический метод основан на
измерении относительной влажности воздуха с
помощью психрометров.
В установившемся состоянии процесса испаряю-
щаяся вода в ткани примет определённую тем-
пературу, называемую температурой по мокрому
термометру. В этом процессе количество теплоты,
израсходованной на испарение влаги, равно коли-
честву теплоты, переданной от воздуха вследствие
непосредственного теплообмена. Такой процесс
происходит при постоянном теплосодержании и
называется адиабатическим насыщением воздуха.
Стационарный психрометр
Августа
47
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Температура испаряющейся воды будет
зависеть от относительной влажности воздуха.
Чем ниже значение, тем интенсивнее идёт
процесс испарения влаги и тем ниже будет
температура по мокрому термометру. Разность
показаний сухого и мокрого термометров
называют психрометрической разностью. Если
показания по сухому и мокрому термометрам
одинаковы, то=100 %.
Зная психрометрическую разность и темпе-
ратуру воздуха, можно с помощью психро-
метрических таблиц
(см. рисунок) или диа-
грамм определить относительную влажность
воздуха.
Стационарные психрометры
промышленного изготовления
Стационарный психрометр Августа в условиях малоподвижного воздуха, а
также из-за отсутствия защиты прибора от тепловых излучений окружающих
предметов имеет малую точность измерений.
48
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Более точным прибором для определения
влажности воздуха является аспирационный
психрометр Ассмана. В этом приборе (см. рисунок)
оба наконечника термометра заключены в
полированные трубки. Через трубки специальным
вентилятором с заводным механизмом прогоняют
воздух со скоростью 2,5… 3,0 м/с.. Погрешность
показаний мокрого термометра психрометра
Ассмана составляет от 1 до 2 %.
Аспирационный психрометр
Ассмана
49
Контроль режимных параметров условий перевозки и хранения скоропортящихся грузов
Гигрометрический метод основан на измерении относительной влажности
воздуха с помощью гигрометров. Чувствительными элементами этих
приборов являются гигроскопические материалы, обладающие свойством
изменять свои линейные размеры
(обезжиренный человеческий волос,
капроновая ткань и др.) либо электропроводимость (LiCl).
На рисунке показана принципиальная
схема гигрометра мембранно-индуктор-
ного типа, в котором мембрана
1
из
органической нити натянута на кольцо с
жёстко фиксируемым центром. Мембрана
прогибается в зависимости от влажности
воздуха. Колебания её передаются
якорю 3, входящему в индуктор 2.
Изменение индукции регистрируется
измерительным прибором. Прибор
стабильно работает в стационарных
Стационарный мембранно-индукторный
условиях в диапазоне относительной
гигрометр
влажности от 50 до 100 % и в интервале
температур от минус 30 до +35 °С.
50

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..