(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 14

 

 

 

105 

один,  по  заказу,  варьируя  самым  разнообразным  образом).  Добившись  абсолютно  точного  попадания  в 
разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48). 

Использование  шамберьера  в  редких  случаях  допустимо  для  вызова  сильного  болевого 

раздражителя  в  целях  наказания  лошади,  при  воздействии  на  нее  только  (подчеркиваем — только)  в 
момент  ее  злобного,  систематического  неповиновения,  неисполнения  усвоенных  трюков  и  движения, 
нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по 
корпусу,  но  не  по  голове,  должны  являться  достаточным  воздействием  на  лошадь.  Приучая  ее  к 
повиновению,  дрессировщик  должен  разумно  регулировать  силу  щелчка  шамбарьером,  не  забывая  того, 
что  наконечником  ударника  можно  при  сильном  ударе  рассечь  кожу,  как  ножом.  Таким  образом,  для 
дрессировщика  является  обязательным  овладение  и  точностью  и  различной  силы  ударом  наконечника, 
чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных редких случаях — разумному 
своевременному наказанию, но не причинению травмы лошади. 

 

ФАРПАЙЧ

 

 

МАЛЫЙ

 

ШАМБАРЬЕР 

 

Для  дрессировки  и  регулирования  движения  и  исполнения  трюков  дополнительно  к  шамбарьеру 

используется  также  другой  вид  хлыста,  состоящего  из  гибкого  древка  длиною 1,8 м,  но  с  наконечником 
длиною всего 30—40 см. 

Профессионалы  называют  этот  хлыст  фарпайчем.  Конкретное  его назначение  и  применение  будут 

подробно рассматриваться дальше. 
 
 

Г

ЛАВА 

2.

   

ПРИУЧЕНИЕ

 

ЛОШАДИ

 

К

 

УСЛОВИЯМ

 

РАБОТЫ 

 

Процесс дрессировки лошади можно разделить на два последовательных цикла: 

1. Общий (общедисциплинарный). 
2. Специальный — дрессировка «на свободе».  

Очень важно соблюдать последовательность в работе по обучению лошади как по циклам, так и по 

объему каждого цикла, переходя постепенно от простых по усвоению элементов к более сложным, чтобы 
лошадь  с  наименьшим  напряжением  и  принуждением  привыкала  к  выполнению  всех  требований 
дрессировщика.  Работающим  в  конном  жанре  необходимо  неуклонно  следовать  этим  правилам,  очень 
внимательно изучая одновременно характер и способности каждой лошади. 
 

ПРИУЧЕНИЕ

 

К

 

СБРУЕ 

 

Нужно  очень  спокойно  и  последовательно  приучать  лошадь  к  уздечке,  гурте  с  нахвостником  и 

арнирами. На первой стадии обучения лошадь арнируется слабо, затем постепенно голова подтягивается и 
лошадь  приучается  к  сбору.  Следует  тщательно  подгонять  сбрую  и  следить  внимательно  за  тем,  чтобы 
сбруя  не  раздражала  лошадь,  нигде  не  защемляла  кожу.  За  кольцо  трензеля  уздечки  с  левой  стороны 
прицепляется длинная лонжа для удержания лошади и прогонки по кругу манежа, для предотвращения ее 
попыток  выскочить  за  барьер,  для  сдерживания  и  управления  лошадью  на  первых  этапах  обучения  и 
дрессировки,  приучения  к  повиновению,  к  шамберьеру.  Дрессировщик  в  левой  руке  держит  лонжу,  в 
правой шамбарьер, которым он направляет движение лошади на манеже. 

 

КОМАНДЫ 

 

Большое  практическое  значение  в  процессе  обучения  и  работы  с  лошадьми  в  цирке  приобретает 

доведение  и  применение  дрессировщиками  единых,  унифицированных  четких  команд  управления 
лошадьми. 

Если  раньше  (в  далеком  прошлом)  дрессировщики  были  преимущественно  иностранцы  и, 

соответственно, в дрессуре применялись команды на иностранных языках, то теперь для советских дресси-
ровщиков  нецелесообразно  их  применение,  кроме  небольшого  количества  общепринятых  иностранных 

 

106 

слов команды и названий фигур. Обучаться и вести дрессировку следует, придерживаясь одинаковых слов 
команды на русском языке, которые должны произноситься четко в повелительном тоне.  

Основные команды следующие: 

В аллюрах — Шаг! Шагом! 
Рысь! Рысью! 
Галоп! Галопом! 
Карьер! Карьером! 
В движениях и положениях 
— Стой!   Лечь! 
Пошли! Вперед! 

Встать! 

Тихо!  

 

Сесть! 

Назад! 
Ко мне! 
Ап! (прыжок) 
На место! 
По парам! 
В исполнении фигур 
— Барьер!  

На тумбу! 

Вольт! 
Пируэт! Кругом! 
Вверх! 
Гох! (подъем на задние ноги) 
Удар! 
Окрики   — 

Стоять! 

 

 

ПРИУЧЕНИЕ

 

ЛОШАДИ

 

К

 

МАНЕЖУ 

 

Цирковой манеж (арена) обычно 13 м в диаметре, окаймленный барьером шириной 0,5 м и высотой 

40—50  см,  имеет  определенные  названия  по  площади  и  окружности,  которые  приобретают  конкретное 
значение и назначение в процессе обучения, работы и построения номера. 

По площади манеж подразделяется и называется: 

1. Первая писта — круг (дорожка) от барьера внутри манежа шириной 0,5 м. 
2. Вторая писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от первой писты. 
3. Третья писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от второй писты. 
4. Центр манежа. 

По окружности манеж делится: 

1. Форганг — выход из-за кулисной части (проход за кулисы). 
2. Главный проход (вход) напротив форганга. 
3. Боковые проходы разделяются на правый и левый, считая от форганга при положении лицом к манежу. 
4. Четырьмя проходами манеж делится на четыре четверти, считая по барьеру направо от форганга. 

Приучение  лошади  к  манежу  начинается  с  выводки  ее,  держа  за  короткую  лонжу,  и  проводки  по 

манежу. Если лошадь спокойная, не боится, не пытается выскочить и привыкла уже к манежу, нужно да-
вать ей возможность иногда свободно походить, побегать на манеже и поваляться. 

Дрессировщик, начиная проводку и прогонку лошади на лонже, приучает ее идти по кругу у самого 

барьера, что на профессиональном языке в цирке называется «держать писту», направляя движение лошади 
шамбарьером,  а  первое  время  и  при  помощи  лонжи,  пристегнутой  за  кольцо  удила  с  левой  стороны. 
«Держать писту» сперва учат шагом, затем рысью, потом галопом с выбросом вперед только левой ноги. 
Движение кругом по манежу начинают с направления против часовой стрелки. При перемене направления 
по  часовой  стрелке  перестегивают  лонжу  за  правое  кольцо  удила.  В  тренировках  и  прогонках 
периодически меняют направление. 
 

 

107 

ПРИУЧЕНИЕ

 

К

 

РАСПОРЯДКУ

 

ДНЯ,

 

КОРМЕЖКЕ,

 

ВОДОПОЕ,

 

ЧИСТКЕ 

 
На работоспособность лошади, ее уравновешенность, здоровье, а следовательно, и на способность к 

дрессировке,  к  лучшему  восприятию  ею  требований  дрессировщика  и  обслуживающего  персонала 
оказывает прямое влияние хороший уход, то есть правильное своевременное и равномерное в течение дня 
кормление и водопой», согласованные с часами работы лошади на манеже; кормление доброкачественным 
фуражом;  поение  непереохлажденной  водой;  своевременная  дача  подкормки  (моркови,  хлеба,  сахара); 
чистка лошади, чистота в стойле; спокойное, ровное и требовательное обращение. Нужно напомнить здесь 
еще раз о большом значении правильной чистки лошади, о важности своевременного частичного мытья и 
купания  лошади,  внимательного  ежедневного  осмотра  кожи,  ног,  копыт,  чтобы  немедленно  принимать 
меры к лечению замеченных травм, царапин, трещин в роге копыт, повреждения или загноения стрелок ко-
пыт и т. д. 

 
 
 

Г

ЛАВА 

3.

    

ОБУЧЕНИЕ 

 

ОБЩАЯ

 

НАЧАЛЬНАЯ

 

ДРЕССИРОВКА 

 

Дрессировка  лошадей  для  свободы  включает  на  первой  стадии  общий  дисциплинарный  цикл, 

рассматриваемый в настоящем и предыдущих разделах, и дрессировку «на свободе» — обучение лошадей 
различным  построениям,  трюкам,  фигурам,  выполнению  постановочных  композиций  создаваемого 
конного номера, которым посвящен следующий раздел. 

Общая  начальная  цирковая  дрессировка  включает  отработку  аллюров,  скорости  движения, 

остановки, подход к дрессировщику, перемены направления движения. Приемы обучения следующие: 

Дрессировщик  находится  в  центре  манежа  лицом  к  лошади,  двигается  по  небольшому  кругу,  все 

время  следуя  за  лошадью,  держит  в  левой  руке  лонжу  от  лошади  и  в  правой  руке — шамбарьер.  По 
команде  «Шагом!»  принуждает  лошадь  идти  шагом  по  первой  писте.  При  спокойном  движении  лошади 
шамбарьер  направлен  на  гурту  и  держится  напротив  гурты,  лонжа  ослабляется.  По  команде  «Рысью!» 
шамбарьер  направляется  на  круп  лошади  и,  когда  лошадь  пошла  ровной  рысью,  шамбарьер  опять 
переводится напротив гурты, лонжа свободна (не натянута). По команде «Галоп!» шамбарьер направляется 
на круп лошади и, когда лошадь пошла ровным галопом с выносом вперед левой ноги и нужной скоростью, 
шамбарьер переводится против гурты, лонжа свободна. 

Таким  образом,  при  необходимости  ускорить  ход  шамбарьер  направляется  на  круп  лошади.  Если 

лошадь идет быстрее, чем нужно, шамбарьер находится перед лошадью, как бы преграждая ей путь. Когда 
лошадь  идет  требуемым  аллюром  и  скоростью,  шамбарьер  держат  направленным  на  гурту,  лонжу 
свободно.  При  неправильном  ходе  лошади  ее  следует  остановить  с  помощью  лонжи.  Переходя  на  галоп, 
лошадь  должна  всегда  галопировать,  вынося  левую  ногу  вперед.  При  выносе  правой  ноги  на  галопе,  что 
называется  «фальшь»,  дрессировщик  немедленно  должен  придержать  лошадь,  занося  шамбарьер  вперед, 
дать команду «Фальшь!» и слегка одернуть лонжей. Когда лошадь исправила на галопе вынос вперед левой 
ноги  и  пошла  правильным  галопом,  шамбарьер  направляется  против  гурты,  лонжа  ослабляется.  Если 
лошадь  не  исправит  вынос  ноги  на  галопе,  нужно  перевести  ее  на  шаг  и  заставить  с  шага  брать  сразу 
правильный галоп без фальши. 

В  цирке  следует  учить  всех  лошадей  (кроме  лошадей,  дрессируемых  на  высшую  школу) 

галопировать с выносом вперед только левой ноги так, как на галопе с выносом вперед правой ноги. Это 
правило необходимо соблюдать и при дрессировке лошадей для свободы. Постоянно нужно следить за тем, 
чтобы лошадь правильно держала первую писту, то есть шла не отходя от первой писты, около барьера. По 
команде  «Стой!»  дрессировщик  направляет  шамбарьер  перед  головой  лошади,  лонжа  натягивается. 
Останавливать  лошадь  следует,  если  нет  определенного  задания  по  композиции,  преимущественно  в 
первой четверти манежа, пройдя форганг. По команде «Ко мне!» дрессировщик сдерживает ход лошади и 
подтягивает  ее  к  себе  за  лонжу,  повторяя  команду,  зовя  по  кличке,  убрав  шамбарьер  за  спину.  Чтобы 
лошадь  шла  смелее,  помощник  может  первое  время  слегка  подгонять  ее  сзади.  Подозвав  лошадь,  надо 
погладить, похвалить, дать подкормку. Перемене направления обучают в следующем порядке. Дрессиров-

 

108 

щик подзывает лошадь к себе, перестегивает лонжу за кольцо удил с правой стороны переходит на правую 
сторону от лонжи и направляет ее движение по часовой стрелке по первой писте, двигаясь сам в том же 
направлении напротив лошади по маленькому кругу в центре. В таком же порядке переводится движение 
лошади в обратном направлении. 

По освоении лошадью аллюров и перемены движения лонжу снимают и регулируют движение при 

тренировках только перемещением шамбарьера, командой и движением самого дрессировщика. При обу-
чении  перемене  движения  после  снятия  лонжи  дрессировщик,  переводя  шамбарьер  в  положение  перед 
головой лошади, отступает шаг назад и возвращается на место в момент, когда лошадь повернулась уже к 
нему  головой,  заставляя  ее  своим  движением  закончить  поворот  и  продолжать  движение  в  обратном 
направлении, регулируя далее движение лошади действием шамбарьера. По мере отработки элементов не 
только снимается лонжа, но и постепенно исключается помощь ассистентов дрессировщика, а повиновение 
лошади доводится до максимально незаметных для окружающих действий. 

В процессе обучения необходимо чаще повторять соответствующие команды, спокойно обращаться 

с лошадью, говорить с нею, называть по кличке, в нужный момент поощрить за правильно понятые и ис-
полненные  команды,  хороший  аллюр,  послушание;  использовать  влияние  на  лошадь  повелительных, 
требовательных  или  ласковых  интонаций  голоса.  Все  это  способствует  усвоению  лошадью  требований 
дрессировщика,  создает  условия  для  более  быстрого  достижения  желаемых  результатов  в  дрессировке. 
Моменты  поощрения  лошади  в  процессе  обучения  имеют  очень  большое  значение,  особенно  при 
тренировках  сложных  трюков.  Во  время  представлений  подкормка  выдрессированных  лошадей  должна 
совсем исключаться или сводиться к минимуму. Но после представления дрессировщик должен погладить, 
похвалить  и  поощрить,  дав  хорошую  порцию  подкормки.  Дрессировщику  необходимо  изучать  сложные 
процессы  высшей  нервной  деятельности,  физиологические  и  биологические  особенности  лошади,  чтобы 
сохранять  ее  нормальное  здоровье  и  развитие.  Обучая  трюкам,  стараются  не  превышать  физических 
возможностей  лошади  во  избежание  травм.  Чтобы  успешно  и  правильно  использовать  в  дрессировке 
рефлекторные  раздражители,  так  называемые  анализаторы  (подробно  рассматриваемые  в  первой  части), 
необходимо  знать  их  особенности у  лошади.  Например,  зрительный — лошадь  при  небольшом  повороте 
головы  видит  кругом  (впереди,  сбоку,  сзади  себя),  реагирует  на  малейшие  изменения  положений, 
движений  предмета  и  человека;  слуховой—чуткий  слух—реагирует  даже  на  незначительное  изменение 
тона  голоса;  вкусовой — повышенный  по  сравнению  со  многими  другими  животными;  кожный — 
осязательный  с  высокой  чувствительностью  тактильных  ощущений;  обонятельный — очень  острое 
обоняние и т. д. 

Суммируя  понятие  и  определение  профессии  циркового  дрессировщика,  можно  сказать,  что  его 

профессионализм  слагается  из  совокупности  многих  знаний,  качеств  и  навыков,  а  именно:  Артистизм  и 
художественно-постановочные,  режиссерские  способности.  Знание  физиологических  и  биологических 
свойств  лошади.  Овладение  методикой  дрессировки,  правильным  и  четким  применением  шамбарьера, 
голоса,  команд  и  своих  движений,  в  сочетании  с  правильным  обращением  с  лошадью — ласковым, 
поощрительным,  строгим  и  требовательным,  соответственно  необходимости.  Применение  в  крайних 
случаях,  но  как  можно  реже,  болевых  наказаний  в  момент  упорного  неповиновения  или  резкого 
проявления  лошадью  своего  норова.  Внимательное,  доброжелательное  отношение  к  лошади  со  стороны 
дрессировщика  и  обслуживающего  персонала.  Обучение  помощников  также  входит  в  задачу  циркового 
дрессировщика.  В  круг  его  знаний  и  навыков  входят  и  вопросы  эксплуатационной  стороны 
производственного  процесса — ухода  и  содержания  лошадей,  организации  транспортировки,  оказания 
ветеринарной помощи, выполнения мелких шорных работ, подгонки сбруи, проверки доброкачественности 
кормов, регулирования работы обслуживающего персонала (в больших номерах) и ряд других. 
 
 
 

Глава 4. ДРЕССИРОВКА «НА СВОБОДЕ» 

 
Эта  глава  посвящена  описаниям  методов  и  приемов  обучения  лошади  основным  в  классической 

свободе  фигурам,  трюкам,  построениям  и  перестроениям,  приводимым  дальше  в  порядке 
последовательности  обучения — от  простых  к  более  сложным  по  выполнению.  В  работе  с  лошадью 
дрессировщик должен не забывать и следовать правилу постепенного усложнения элементов дрессуры, не 
перенапрягая физические и психические усилия лошади. 

 

 

109 

ВОЛЬТ 

 

Простая  фигура — проход  лошади  по  маленькому  кольцу  вокруг  дрессировщика  или  без  него  в 

середине. Вольт выполняется обычно у одного (или у всех четырех) проходов манежа. 

Дрессировщик 

дает 

команду 

«Вольт!»,  идет  к  лошади,  собирая  лонжу, 
находясь  против  гурты  на  некотором 
расстоянии  от  лошади,  обводит  ее  вокруг 
себя,  затем,  отпуская  лонжу,  отходит  на 
середину манежа, одновременно направляет 
лошадь шамбарьером (как бы поджимает ее) 
к  первой  писте  (рис. 49). Возможен  на 
первоначальной  стадии  прием  обучения 
вольтам  со  всадником  на  лошади,  когда  по 
командам дрессировщика всадник управляет 

движением лошади. Но при этом приеме она дольше усваивает выполнение вольта. 

После исполнения лошадью серии вольтов, надо ее погладить, похвалить, поощрить. 

 

ПИРУЭТ 

Поворот  лошади  на 360° (кругом  на  одном 

месте). 

Эта фигура (трюк) включается в композиции 

многих  номеров,  в  выполнение  танца-вальса, 
исполняется на разных аллюрах и в разном темпе. 

При 

обучении 

лошади 

пируэту 

дрессировщик находится в 4—5 м от первой писты, 
по  которой  помощник  ведет  лошадь  на  короткой 
лонже.  Дрессировщик  по  команде  «Пируэт!» 
направляет  шамбарьер  перед  головой  лошади,  как 
бы  преграждая  ей  путь,  и  продолжает  со-
провождать шамбарьером ее поворот. Обучение пируэту можно проводить на первых уроках с помощью 
всадника, направляющего поворот лошади (рис. 50). В этом случае помощник, сидя на лошади и управляя 
поводьями и шенкелями, поворачивает лошадь на месте, а дрессировщик точно сопровождает выполнение 
фигуры в вышеуказанном порядке. По освоении лошадью через несколько уроков условных раздражителей 
на поворот, то есть команды, движений шамбарьером и самого дрессировщика, лошадь пускают свободной 
и отрабатывают четкое выполнение пируэта. 

 В  процессе  отработки  фигуры  первое  время  за  лошадью  следит  помощник,  находящийся  за 

барьером.  В  необходимых  случаях  он  должен  синхронно  с  командами  дрессировщика  поправлять 
фарпайчем  или  рукой  выполнение  лошадью  пируэта.  Сперва  обучение  пируэтам  ведут  на  шаге,  затем 
последовательна  приучают  к  выполнению  на  рыси  и  галопе.  После  выполнения  серии  пируэтов  лошадь 
надо огладить, похвалить, поощрить. 

РЕВЕРАНС

 

НА

 

ОДНУ

 

НОГУ 

 

Опускание  лошади  на  одно  запястье — 

на  левое  или  правое.  На  лошадь  надевают 
репетиционную  гурту  с  кольцами  (на  груди 
внизу  гурты,  на  расстоянии 4—5 см  по  два 
кольца  с  двух  сторон).  Голова  лошади 
подтягивается  арнирами  или  может  быть  сво-
бодной. 

Лошадь выводят на середину манежа. На 

путовый сустав передней левой ноги надевается 
штрабат — кожаный  ремень,  подбитый  войло-

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 49 

Рис. 50 

 

Рис. 51 

 

110 

ком, с идущей от него лонжей (около 2-х м). Лонжа от штрабата пропускается через крайнее левое кольцо 
гурты (или через правое соответственно тому, на какую ногу ставится лошадь). Дрессировщик, находясь с 
левой  стороны,  держит  лошадь  на  короткую  лонжу  от  уздечки,  туширует  хлыстиком  левую  ногу  ниже 
запястья, заставляя лошадь оторвать ногу от земли. Используя этот момент, помощник подтягивает ногу за 
лонжу от штрабата до горизонтального положения путового сустава, а дрессировщик одновременно слегка 
осаживает  лошадь  на  один  шаг  назад,  чтобы  другая  передняя  нога,  на  которой  стоит  лошадь,  приняла 
несколько  наклонное  положение  вытянутое  вперед).  Такое  положение  корпуса  вынуждает  лошадь 
опуститься,  опереться  на  запястье  подтянутой  ноги  (рис. 51). В  этом  положении  дрессировщик  должен 
задержать  лошадь,  огладить,  похвалить,  поощрить  и  только  спустя  несколько  секунд  разрешить  лошади 
подняться,  дав  команду  «Встать!»  или  «Ап!».  По  команде  «Встать!»  лонжа  опускается,  и  лошади  дают 
возможность свободно подняться. 

   Чтобы придержать вытянутой вторую ногу, можно также использовать штрабат. 
   В таком же порядке дрессировщик и помощник обучают реверансу на правую ногу. 
  Спокойную  и  способную  лошадь  к  трюку  обучают  и  без  применения  штрабата — ногу  лошади 

помощник удерживает руками. 

 

ПОКЛОН

 

НА

 

ОБЕ

 

НОГИ 

 

Опускание  лошади  на  оба  запястья.  После 

освоения  лошадью  реверанса  на  одну  ногу  (правую 
или  левую)  приступают  к  обучению  поклону  на  обе 
ноги. 
Штрабаты надеваются на обе ноги; лонжи от штрабат, 
пропущенные через крайние кольца гурты, держит 
помощник, находящийся с правой стороны лошади. 
Дрессировщик стоит с левой стороны. Хлыстом или 
палочкой дрессировщик туширует ноги лошади, 
помощник в это время подтягивает лонжу сперва от 

одной ноги и, поймав затем момент, когда лошадь под действием туширования будет пытаться 
переместить другую ногу на земле (подпрыгнув), подтягивает лонжу от второй ноги, что заставит лошадь 
опуститься на оба запястья (рис. 52). Используя прием туширования сразу двух ног, помощник, поймав 
момент, когда лошадь оторвет от земли обе ноги, должен сразу подтянуть лонжи от обеих ног и удержать 
их. 

Опустившись поневоле на оба запястья, лошадь 

будет  пытаться  встать,  но  ее  нужно  продержать 
некоторое  время  в  этом  положении,  удерживая  ноги 
согнутыми натянутыми лонжами от штрабат (рис. 53). 
Огладить,  похвалить,  поощрить  и  после  этого  по 
команде  «Ап!» (или  «Встать!»),  отпустив  лонжи, 
разрешить  ей  подняться.  Каждый  раз,  успокоив  и 
поощрив  лошадь  после  исполнения,  можно  повторить 

тренировку  трюка,  но  не  более  трех  раз  подряд.  Перед  отработкой  трюка  надо  увеличить  толщину  слоя 
опилок  на  месте  опускания  лошади  на  запястья.  При  резиновых  покрытиях  манежа  проводить  обучение 
следует обязательно, подстилая в два-три слоя сложенный коврик, чтобы лошадь не повредила запястья, не 
ободрала на них кожу. 

РЕВЕРАНС

 

И

 

ПОКЛОН 

При опускании лошади на одно или оба запястья (реверанс на 
одну или обе ноги) может быть несколько положений головы. 
В  арнирах  голова  лошади  может  быть  опущена  вниз  между 
ног  с  касанием  лбом  манежа  (рис. 54). Для  тренировки 
последнего положения головы следует пристегнуть к удилам 
две  лонжи,  пропустив  их  через  средние  кольца  гурты.  Когда 
лошадь  поставлена  на  запястья,  помощник  равномерно 
обеими  лонжами  подтягивает  голову  лошади  до  положения, 

когда она прикоснется лбом к манежу. Здесь лошадь следует похвалить и, когда встанет, поощрить. 

Рис.52 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 53 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 54 

 

111 

Положение  головы  с  укладкой  на  вытянутую  ногу.  До  постановки  на  запястье  лошадь 

предварительно  разарнирывают.  Как  только  она  опуститься  на  одно  запястье,  помощник,  взявшись  за 
удила,  тянет  голову  лошади  вниз  и  вперед  и  укладывает  ее  на  вытянутую  ногу  (рис. 55). Придерживая 
голову в таком положении, нужно огладить лошадь и похвалить. 

Рис. 55 

 
 

Третье  положение  головы.  Поставив  лошадь  на  оба  запястья,  разарнированную  голову  таким  же 

образом оттягивают  вниз и вперед, чтобы в вытянутом положении она легла подбородком на манеж; пе-
редняя  часть  лошади  должна  опуститься  так,  чтобы  грудь  касалась  копыт  согнутых  передних  ног. 
Огладить, похвалить, удержать лошадь в этом положении несколько секунд. По команде «Ап!», отпустив 
лонжи от штрабат, разрешить встать, огладить, поощрить. 
 

ПОСТАНОВКА

 

НА

 

ТУМБУ

 

И

 

НА

 

БАРЬЕР

 

ПЕРЕДНИХ

 

НОГ

 

И

 

ДВИЖЕНИЕ

 

ВОКРУГ

 

ТУМБЫ

 

И

 

ПО

 

БАРЬЕРУ. 

ПИРУЭТ

 

НА

 

ТУМБЕ.

 

ПОСТАНОВКА

 

ЗАДНИХ

 

НОГ

 

НА

 

БАРЬЕР 

 

К  обучению  этим  трюкам  следует  приступать,  когда  лошадь  привыкла  к  манежу,  держит  писту, 

понимает  и  слушается  команды,  реагирует  на  движения  дрессировщика,  его  голос  и  положения 
шамбарьера. 

Постановка  на  тумбу  передних  ног.  На 

короткой лонже лошадь подводят к установленной на 
манеже  тумбе.  Помощник  поднимает  переднюю  ногу 
лошади и ставит на тумбу, стараясь удержать ногу на 
тумбе. Как только лошадь начнет придерживать ногу 
на  тумбе,  каждый  раз  следует  лошадь  огладить, 
похвалить.  После  нескольких  упражнений  лошадь 
невольно будет ставить вторую ногу на тумбу, чтобы 
сохранить  равновесие  и  устойчивость.  Ноги  лошади 
можно  подтягивать  на  тумбу  при  помощи  штрабат, 
надетых на путы (рис. 56). 

Затем  приучают  лошадь  ставить  передние  ноги  на  тумбу  под  действием  туширования  по 

предплечью  или  плечу  и  подтягивания  за  лонжу,  пристегнутую  к  удилам.  Когда  лошадь  начнет 
становиться передними ногами на тумбу и стоять в таком положении, переходят к тренировкам движения 
задними  ногами  вокруг  тумбы.  Тушируя  лошадь  по  бедру  и  удерживая  за  лонжу,  заставляют  ее 
передвигать задние ноги вокруг тумбы, довольствуясь вначале передвижением и на полкруга, не забывая 
вовремя огладить, похвалить, поощрить за хорошо выполненные движения. При окончательной отработке 
этой  фигуры  дрессировщик  приучает  лошадь  самостоятельно  по  команде  и  указанию  шамбарьером  или 
хлыстом подойти к тумбе, встать на нее передними ногами и выполнить движение вокруг тумбы. 

Пируэт на тумбе. В таком же порядке приучают лошадь становиться четырьмя ногами на большую 

тумбу и выполнять пируэт на тумбе. 

Постановка  на  барьер  передних  ног.  За  короткий  поводок  лошадь  с  надетыми  на  ноги  штрабами 

подводят к барьеру; помощник, находясь за барьером, подтягивает за лонжи от штрабат и ставит на барьер 
сперва  одну  ногу,  затем  вторую;  когда  лошадь  встанет  на  барьер  обеими  ногами,  ее  следует  в  таком 
положении  удерживать  хотя  бы  несколько  секунд,  огладить  и  поощрить.  Научив  лошадь  подниматься  и 
стоять  устойчиво  передними  ногами  на  барьере,  приступают  к  обучению  движения  по  барьеру.  Лошадь 
пускают  идти  шагом  по  первой  писте,  а  дрессировщик,  делая  шаг  вперед,  указанием  шамбарьера 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 56 

 

112 

останавливает лошадь и дает команду на барьер. Как только лошадь встанет на барьер, находящийся за ним 
помощник  берет  лошадь  за  короткую  лонжу  и  ведет  ее  вперед,  а  дрессировщик,  переведя  шамбарьер  за 
круп  лошади,  заставляет  ее  передвигаться.  Оканчивая  трюк  и  разрешая  лошади  снять  ноги  с  барьера, 
дрессировщик оглаживает и поощряет лошадь. Через несколько уроков помощник перестает вести лошадь 
за лонжу, а только следит, чтобы лошадь не сошла с барьера. 

Постановка задних ног на барьер. Лошадь подводится 

правым  боком  близко  к  барьеру  и  разворачивается  немного 
головой  внутрь  манежа.  На  обе  задние  ноги  надеваются 
штрабаты. 

Лонжи 

от 

штрабат 

держит 

помощник, 

находящийся  за  барьером.  Дрессировщик,  взяв  лошадь  за 
короткий поводок, туширует хлыстом заднюю правую ногу в 
области  плюсны,  а  помощник  подтягивает  ее  за  лонжу  от 
штрабата  на  барьер.  Так  же  учат  ставить  на  барьер  и  левую 
заднюю ногу (рис. 57). При удержании ног на барьере лошадь 
поощряют. 

 

ШПАГАТ 

 

К  обучению  шпагата  приступают  только  после  полного  освоения  и  спокойного  выполнения 

лошадью постановки передних ног на тумбу и на барьер. 

Лошадь  с  надетыми  на  передние  ноги 

штрабатами подводится вплотную к барьеру у главного 
входа.  Дрессировщик  подает  команду  и  ставит  лошадь 
передними ногами на барьер, а находящийся за барьером 
помощник  следит  за  тем,  чтобы  расстояние  между 
ногами  было  примерно 30 см.  Дрессировщик,  стоя  с 
левой стороны у головы лошади, берется обеими руками 
за  трензельные  кольца  и  слегка  осаживает  лошадь 
настолько,  чтобы  передние  ноги  вытянулись  вперед, 

продолжая  линию  корпуса,  а  голову  лошади  дрессировщик  оттягивает  между  ног  к  полу  манежа.  В  этот 
момент,  отпуская  удила,  следует  из-под  ноги  давать  лошади  подкормку.  Помощник  все  время  должен 
крепко удерживать штрабатами ноги на барьере (рис. 58). Когда лошадь с опущенной между ног головой 
начнет брать подкормку, следует ее огладить и, похвалив, отпустить, дав возможность нормально постоять, 
успокоиться и отдохнуть. 

Для лошади очень трудно осваивать этот трюк, поэтому на первых уроках следует довольствоваться 

постепенным  и  правильным  исполнением  последовательно  наращиваемых  элементов  движений,  из  ко-
торых состоит трюк, не перенапрягая лошадь сразу, чаще давая отдыхать и успокаиваться. На тренировках 
заставлять выполнять трюк не более трех раз подряд. Научив лошадь без сопротивления слегка осаживать 
(отступать  назад),  одновременно  опираясь  передними  ногами  на  барьер,  можно  приступать  к  освоению 
движения — опусканию головы между ног, постепенно заставляя лошадь на каждом уроке опускать голову 
все ниже, вслед за рукой с подкормкой, вплоть до самого пола манежа. 

ТРЮК

 

«ЛЕЧЬ!»

 

—УКЛАДКА

 

ЛОШАДИ

 

НА

 

БОК 

 
В  обычном,  естественном  процессе  укладки 

лошадь  становится  сперва  на  запястья  и  затем 
валится на бок. В такой последовательности обучают 
выполнению команды «Лечь!». На лошадь надевают 
специальную  гурту  с  кольцами,  а  на  передние  ноги 
— штрабаты, лонжи от которых пропускаются через 
крайние кольца гурты. 

По  команде  «Лечь!»  дрессировщик  хлыстом 

или  палочкой  туширует  по  передним  ногам,  а 
помощник  подтягивает  ноги  лонжами  от  штрабат, 
заставляя  лошадь  опуститься  на  запястье.  Дрессировщик  в  этот  момент,  находясь  сам с левой  стороны у 
головы лошади и взявшись за правый арнир, подтягивает голову вправо настолько, чтобы лошадь, потеряв 

Рис. 57 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 58 

 

Рис. 59 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..