(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 5

 

 

 

33 

ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема, 
при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед. 

Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах. 
Моменты  наступания  на  разных  аллюрах  ощутимы  по-разному.  Па-пример,  на  рыси  сгибания 

путовых  суставов  меньше,  само  наступание  жестче,  поэтому  и  всадник  ощущает  более  резкие  толчки. 
Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосредоточить на них свое внимание. А так 
как  времени  между  моментом  подвисания  и  моментом  наступания  очень  мало,  то  всаднику  не  следует 
задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности. 
Так, например, за репризу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот, 
только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на 
упражнениях: плие, вольты, восьмерка. 

Умение  в  меру  гнуть  лошадь  в  боку  и  уклонять  свой  корпус  во  внутрь  поворота  вырабатывается 

переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых 
движениях. 

ОЩУЩЕНИЕ

 

РЕАКЦИИ

 

ЛОШАДИ

 

НА

 

ПОСЫЛ 

 

Вырабатывается в процессе всей выездки. У всадника создается ощущение, что от нажима шенкелей 

лошадь как бы выходит из-под него и масса передней части корпуса лошади увеличивается. 

Чувство посыла должно быть не только в движении, но и на мосте. Импульсивность лошади должна 

всегда  поощряться  всадником.  Не  менее  важным  следует  считать  умение  всадника  вызывать  у  лошади 
рефлекс  внимания,  без  чего  невозможно  полное  повиновение  лошади. «Когда  я  на  лошади,  ее  внимание 
поглощено  только  мною», — писал  Джеймс  Филлис.  Есть  лошади,  которые  ежеминутно  отвлекаются, 
смотрят  по  сторонам  и  в  эти  моменты  не  реагируют  на  указания  всадника.  Отвлекаясь,  лошадь  может 
повернуть в сторону голову, изогнуться в боку, ускорить или замедлить аллюр, и в этот момент происходит 
торможение вызываемых всадником рефлексов. Поэтому урок выездки лошади должен целиком поглощать 
ее внимание, и с первых же занятий она должна различать два положения: «смирно» и «вольно». Рефлекс 
внимания  лошади  в  начале  выездки  прививается  лаской  и  приданием  ее  фигуре  нужных  положений. 
Рефлекс внимания становится как бы второй натурой лошади, и мы наблюдаем, как даже ретивые жеребцы 
становятся послушными благодаря своему вниманию к указаниям всадника. 

 

СРЕДСТВА

 

И

 

ПРИЕМЫ

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ЛОШАДЬЮ 

 

Всадник управляет лошадью поводом, шенкелями и уклонами корпуса. Для успешного управления 

лошадью  нужно  полное  взаимодействие  всех  этих  средств.  Шенкелями  всадник  заставляет  лошадь  идти 
вперед  и  управляет  ее  задними  ногами.  Действие  шенкелей  при  необходимости  может  быть  усилено 
шпорами, служащими также средством для наказания лошади за проявленное сопротивление. Управление 
шенкелями  состоит  в  одновременном  и  одинаковом  нажатии  ими  на  бока  лошади  или  в  более  сильном 
действии  одного  из  них.  Нажимать  шенкелями  следует  у  заднего  края,  подпруги.  Равномерное  и 
одновременное  нажатие  обоих  шенкелей,  вызывающее  подведение  задних  ног  лошади,  способствует  ее 
равновесию.  Этот  прием  применяется  для  посыла  лошади  вперед,  при  остановке  и  при  переходе  из 
большего аллюра в меньший и наоборот. Чтобы согнуть лошадь в боку, применяется раздельное действие 
шенкелей.  При  этом  левый  шенкель  является  осью  сгибания,  а  правый,  действующий  по  отношению  к 
левому  несколько  назад,  направляет  движение  задних  конечностей  по  следу  переда,  а  при  поворотах  на 
месте их удерживает. Нажатием одного какого-либо шенкеля задняя часть корпуса лошади откидывается в 
противоположную сторону, противоположный шенкель регулирует и останавливает это движение. 

Уклоны  корпуса  перемещают  центр  тяжести  всадника,  содействуя  равновесию  лошади.  Уклоном 

корпуса всадник предупреждает все движения и восстанавливает утраченное равновесие при спотыкании 
лошади,  на  прыжке,  при  неожиданном  резком  движении  лошади  и  т.  д.,  регулирует  и  направляет 
полученное от шенкеля движение вперед. 

Поводья являются средством управления передней частью корпуса лошади: они дают направление 

движения, замедляют или останавливают это движение и устанавливают правильное положение головы и 
шеи. 

 

34 

Поводья  давлением  удил  действуют  на  язык,  на  беззубый  край  нижней  челюсти  и  на  углы  рта 

лошади; непосредственное же давление поводьев осуществляется на шею лошади. Поводья должны быть 
натянуты настолько, чтобы всадник постоянно чувствовал легкий упор рта лошади. 

При движении лошади прямо поводья должны действовать ровно. На поворотах, когда лошадь надо 

направить в другую сторону, левый повод указывает направление движения, а правый повод выдержкой и 
нажимом на шею регулирует движение передней части корпуса лошади. 
 

ПЕРВЫЕ

 

УРОКИ

 

ЛОШАДИ

 

ПОД

 

ВСАДНИКОМ 

 

Злая  или  упрямая  лошадь  при  посадке  на  нее  может  подняться  на  дыбы  или  стараться  ударить 

человека передней ногой. Но есть лошади хоть и незлые, но нервные и возбудимые. Они не стоят на месте, 
могут осадить назад, броситься вперед, в стороны. В таких случаях Филлис советует садиться следующим 
образом:  взяв  левый  трензельный  повод  в  левую  руку,  этой  же  рукой  взяться  за  гриву  приблизительно 
около  середины  шеи  лошади.  Правой  рукой  взяться  за  переднюю  луку  седла,  имея  в  ней  и  правый 
трензельный  повод.  Поводья  лишь  слегка  натянуты.  Затем  повернуться  к  левому  плечу  лошади.  Если 
лошадь осаживает, ее тушируют хлыстом слегка по крупу и подают вперед, повторяя это до тех пор, пока 
она не будет стоять спокойно. Если лошадь двигается вперед, ее ставят вновь на место, натянув поводья. 
Если  лошадь  бросится  влево,  левым  поводом  поворачивают  ей  голову  влево,  чтобы  заставить  откинуть 
задние  ноги  вправо.  Если  лошадь  бросится  вправо,  правым  поводом  поворачивают  в  ту  же  сторону  и  ее 
голову,  чтобы  заставить  задние  ноги  откинуть  влево.  Можно  при  посадке  в  целях  страховки  поручить 
помощнику взять лошадь за лонжу и при необходимости тушировать лошадь. Сев на лошадь первый раз, 
довольствуйтесь лишь тем, чтобы она прямо двигалась вперед. В первое время управлять следует только 
трензельными поводьями. Употребления шпор нужно безусловно избегать. Затем делают несколько кругов 
по манежу в обе стороны, давая лошади возможность свободно двигаться. На последующих занятиях, если 
лошадь несет голову слишком низко, можно ее поднять очень легкими движениями трензельных поводьев 
снизу вверх; если же она задирает голову, дают ей почувствовать мундштук, но лишь настолько, чтобы не 
задержать  ее  движения  вперед.  Если  лошадь  остановится  от  действия  мундштука,  следует  отдать  повод 
совсем и нажать шенкелями позади подпруг. В этом случае шенкель заменяет хлыст. В начальной стадии 
работы  прежде  всего  надо  настаивать  на  движении  лошади  вперед — это  главное,  чего  необходимо 
добиваться  на  первых  уроках.  Двигаясь  таким  образом  вперед  по  манежу,  надо  осторожно,  исподволь 
требовать от лошади правильного положения головы, не задерживая ее. Как только лошадь хоть немного 
сдаст  на  повод  и  сразу  же  его  вновь  возьмет,  следует  немедленно  ее  остановить  и  слезть.  Затем,  сделав 
несколько  сгибаний  в  руках,  наградить  лошадь  морковью  или  кусочком  хлеба,  после  чего  поставить  в 
конюшню. Повторяем, что требовать от лошади сразу многого нельзя, это ее сбивает, а ее «непонимание» 
можно при этом принять за сопротивление. 

СПОСОБЫ

 

ДЕРЖАНИЯ

 

ПОВОДЬЕВ 

 

Есть пять способов держания поводьев. В три повода — при этом каждый из трензельных поводьев 

накладывают  на  средние  суставы  указательных  пальцев  соответствующих  рук  и  принимают  большим 
пальцем.  Мундштучные  поводья  берут  в  левую  руку:  левый — под  мизинец,  а  правый — между 
безымянным  пальцем  и  мизинцем.  Концы  мундштучных  поводьев  перекидывают  вверх  по  ладони  через 
средний сустав указательного пальца и прижимают большим. 

По-манежному — трензельные поводья держат в правой руке, разделяя их указательным пальцем, а 

мундштучные — в левой руке, причем правый и левый поводья разделяют мизинцем. При так называемом 
французском  разборе  поводьев  оба  правые  повода  держат  в  правой  руке,  а  оба  левые — в  левой,  что 
хорошо видно на рисунке. 

Эти  три  способа  разбора  дают  возможность  при  выездке  и  на  репетициях  раздельно  действовать 

трензелем или мундштуком на рот лошади. 

Во  время  выступлений  наиболее  удобным  будет  обычный  разбор  поводьев,  при  котором  поводья 

каждой стороны берутся в соответствующие руки (как при французском разборе) — мундштучные между 
безымянным  пальцем  и  мизинцем,  а  трензельные — под  мизинцем,  снаружи  мундштучных.  Не  реже 
пользуются дрессировщики и разбором всех четырех поводьев в одной руке (рис. 22). 
 

 

35 

ПРЯМОЕ

 

СГИБАНИЕ

 

ПОД

 

ВСАДНИКОМ 

 
             Иногда  это  принято  называть  сбором  лошади, 
хотя, вернее, это лишь подбирание. Лошадь, которая при 
наборе  повода  сохраняет  приданное  ей  положение 
головы  и  шеи,  подобрана,  но  она  еще  далеко  не 
уравновешена  и  не  собрана,  так  как  это  положение 
ограничено ее ртом и верхней частью шеи с затылком. В 
сборе  же  лошадь  считается  тогда,  когда  она  будет  в 
равновесии.  После  описанной  выше  подготовительной 
работы в руках добиться прямого сгибания верхом будет 
легко,  тем  более  что  действие  шенкелей,  посылающих 
лошадь  на  повод,  может  быть  более  энергичным  и 
действенным  (так  как  они  действуют  с  обеих  сторон), 
чем  действие  хлыста.  Следует  лишь  заметить,  что 
голове  и  шее  сначала  придается  более  низкое 
положение,  то  есть  то,  которое  лошадь  по  своему 
сложению  может  сохранить  без  излишнего  утомления. 
Вот  почему  дрессировщик  должен  всегда  начинать 
работу постепенным действием шенкелей, а не рук. 
            При  работе  верхом  руки  должны  смягчаться  в 
момент,  когда  лошадь  уступает,  чтобы  немедленно 
затем  вновь  выдержать  повод,  и  т.  д.  Своевременно 
выдерживать  и  своевременно  же  сдавать  повод — это 
правило остается неизменным во все время дрессировки 
и езды. 

Чтобы  добиться  более  полного  смягчения  рта 

лошади и не дать ей осадить, шенкеля должны быть все 
время  у  боков  лошади.  Работу  на  сгибание  под 
всадником  следует  производить  преимущественно  на 
ходу.  Это  объясняется  тем,  что  полного  сгибания 
обычно  можно  добиться  лишь  толчками  шенкелей  и 

иногда  даже  шпор.  При  работе  на  месте  лошадь  привыкает  к  этим  толчкам,  и  в  итоге  для  того,  чтобы 
произвести  в  последующем  сгибание  на  ходу,  потребуются  очень  большие  усилия.  Постоянное 
побуждение  лошади  посылом  шенкелей  вперед  во  время  работы  наиболее  рационально,  так  как  этим 
поддерживается и равновесие лошади. 

РАБОТА

 

ШАГОМ 

 

Свободный  и  широкий  шаг  лошади  является  не  только  ее  природным  движением,  по  также 

результатом  направленной  тренировки.  Широкий  шаг  характеризуется  большим  захватом  пространства 
ногами лошади, следовательно, внимание всадника должно быть обращено на свободный вынос передних 
конечностей. Широкий шаг, на котором лошадь находится в равновесии, является хорошим упражнением, 
укрепляющим передний пояс лошади (его связки и мускулатуру). 

Широкий  шаг  применялся  во  все  периоды  выездки  и  особенно  полезен  для  лошади  между 

репризами на собранных аллюрах, при которых большую нагрузку несут задние ноги лошади. Однако это 
не  означает,  что  задние  ноги  на  широком  шаге  играют  второстепенную  роль.  Здесь,  как  и  на  других 
аллюрах, задние ноги лошади являются двигателем, и приходится наблюдать, что лошади со слабыми нога-
ми не обладают и шириной движения. Обычно чем ниже расположены запястные суставы, тем настильнее 
шаг лошади и тем прямее вынос ноги. 

Для удлинения шага полезно применение диагональной работы шенкелей. 
Развитию  широкого  шага  лошади  способствует  работа  прибавленной  рысью,  развивающей  вынос 

ноги и мускулатуру переднего пояса. 

Действие  повода  на  свободном  шаге  сводится  к  тому,  чтобы  не  позволять  лошади  выходить  из 

прямолинейного  положения.  Одновременно  с  выработкой  широкого  шага  у  лошади  должно  развиваться 

 

Рис.22. 

1—обычный, 2—французский, 3—манежный, 4—три 
повода, 5—поводья в одной руке.
 

 

 

36 

стремление  вперед  без  побуждения  шенкелями.  Это  самостоятельное  постоянное  стремление  лошади 
вперед должно поощряться всадником сглаживанием без задержки движения. Широкий и свободный шаг 
является хорошим упражнением, развивающим мускулатуру и успокаивающим нервную систему лошади. 
Особое  внимание  уделяют  четкости  и  равномерности  шагов  лошади,  определяемых  по  ударам  копыт  о 
землю.  Нарушение  частоты  и  ритма  заметно  на  широком  шаге  даже  при  незначительной  хромоте.  Это 
особенно чувствуется, когда одна диагональ на рыси у лошади развита больше другой. Неравномерность 
наступания  конечностей  на  землю  на  шаге  бывает  у  лошади  со  здоровыми  конечностями,  но  когда-то 
хромавшей и по привычке еще оберегающей эту ногу. 
 

ШАГ

 

СОБРАННЫЙ 

 

Самым ценным в собранном шаге следует считать сочетание сбора с общим стремлением лошади 

вперед (импульсивностью). Собранный шаг не есть просто замедленное движение. Идти коротким шагом 
без сбора не трудно, но трудно идти в сборе в большом посыле, не ускоряя темпа. Иногда лошади бывает 
легче перейти на рысь или пассаж, чем держаться шагом в сильном сборе. 

Сбор лошади на шаге во многом зависит от работы шенкелей всадника. Собранный шаг не должен 

быть тягучим и похожим на плохо исполняемый испанский шаг. Движение ног лошади на собранном шаге 
приближается  к  диагонали,  и  наступание  должно  быть  более  четким  и  отрывистым.  Всадник  поводьями 
удерживает  излишнее  стремление  лошади  вперед,  неустанно  следя  за  прямолинейностью  ее  движения, 
чтобы лошадь не «бочила». 

На  собранном  шаге  всадник  не  подает  свой  корпус  вперед,  а  шенкелями  производит  посыл, 

сохраняя отвесную посадку. В процессе урока собранный шаг применяется и как самостоятельный аллюр и 
как исходное положение для перехода к исполнению других аллюров. 
 

РАБОТА

 

ЛОШАДИ

 

РЫСЬЮ 

 

Чтобы заставить лошадь пойти рысью, нужно плавно усилить действие шенкелей, слегка облегчить 

повод.  Сначала  следует  ездить  средней  рысью,  настаивая,  однако,  чтобы  она  была  по  возможности 
правильной, энергичной и равномерной. В начале урока лошадь лучше держать на более свободном поводу 
(почти брошенном), чтобы проверить естественную правильность ее хода. Если лошадь несет голову очень 
низко,  то  этому  следует  противодействовать  трензельными  поводьями,  делая  короткие  выдержки  снизу 
вверх.  Пройдя  круг  или  два  по  манежу,  лошадь  останавливают,  делают  прямые  сгибания  и  затем  вновь 
переходят  на  рысь.  Когда  лошадь  начинает  хорошо  держаться  рысью,  то  есть  с  правильно  поставленной 
головой (конечно, соответственно своему экстерьеру), согнутой в затылке под углом около 45°, и с хорошо 
подведенными  под  корпус  задними  ногами,  можно  постепенно  увеличивать  репризы.  Постепенность  и 
частые остановки тут необходимы потому, что, уставая, лошадь будет опускать голову и, если ее послать 
вперед, она упрется в повод. 

Приучив  лошадь  к  устойчивой  средней  рыси,  можно  начать  добиваться  полного  использования 

движущих  сил  задних  ног  лошади  (локомоторная  функция).  Для  этого  необходимо  включать  в  урок 
репризы  прибавленной  рыси.  Не  следует  сразу  переходить  из  средней  в  широкую  настильную  рысь,  это 
нарушит равновесие лошади. Увеличивать рысь можно в конце одной из реприз того же аллюра, сильнее 
нажимая шенкеля и давая лошади легкую опору на трензель. Лошадь при этом сама должна искать упора в 
повод,  но  не  ложиться  на  него.  Набирания  повода  в  этот  момент  по  возможности  следует  избегать.  Не 
рекомендуется  принуждать  лошадь  к  бесконечному  прибавлению  рыси.  Дрессировщик  должен 
чувствовать, до какого предела он может ее довести. Несоблюдение этого правила обычно ведет к неровно-
му ходу лошади. 
 

РАБОТА

 

НА

 

СОКРАЩЕННОЙ

 

РЫСИ 

 

Хорошим упражнением для уравновешивания лошади является сокращенная рысь (в сочетании со 

средней  и  прибавленной  рысью)  и  работа  на  клавишах  (кавалетти).  Переходить  к  сокращенной  рыси 
следует, когда лошадь идет шагом и со средней рысью с легким упором на повод, охотно двигаясь вперед. 

 

37 

На сокращенной рыси лошадь идет более укороченными шагами, выше поднимая ноги, более оживленным 
темпом, мало подаваясь вперед. Для этого следует, двигаясь сначала шагом, усиливать шенкель. Действие 
рук  (кистей)  в  это  время  ограничивается  смягчением  появляющейся  у  лошади  напряженности,  то  есть 
выдерживанием повода, когда лошадь бросается вперед, и немедленным смягчением кисти, как только ло-
шадь сдаст. 

Работая таким образом, быстро достигают гибкости и энергичности движений задних ног лошади. В 

дальнейшем, укорачивая шаг и увеличивая активность шенкелей, побуждают лошадь к более оживленному 
темпу  и  переходят  на  сокращенную  рысь.  Сидеть  на  сокращенной  рыси  следует  совершенно  спокойно, 
чередуя  легкое  выдерживание  вверх  поводьев  с  нажатием  шенкелей.  При  этом  всадник  шенкелем  (по 
необходимости  шпорой),  попеременно  левым  и  правым,  нажимает  в  тот  момент,  когда  соответствующая 
задняя нога собирается оттолкнуться от земли. Работа шенкелей меняется в те же промежутки времени, как 
меняется положение задних ног лошади, причем противоположный шенкель должен в те же промежутки 
времени  ослаблять  нажим.  Практический  прием  для  этого  следующий:  всадник  должен  считать  про  себя 
«раз и два» в такт хода лошади. «Раз» — когда поднимается левая передняя нога (плечо уходит вперед) и 
«два»—когда  то  же  самое  происходит  с  правой  ногой.  Затем  всаднику  остается  только  приучить  себя  на 
«раз»  нажимать  правым  шенкелем  и  на  «два» — левым.  С  левой  стороны  шенкель  нажимают  сильнее, 
чтобы  заставить  лошадь  больше  подступать  и  гнуть  левую  заднюю  ногу.  Так  как  при  этом  задние  ноги 
побуждаются  к  большему  подведению  и  сильному  отталкиванию,  то  лошадь  постепенно  переходит  в 
балансированную  (конденсированную)  рысь,  необходимую  цирковой  лошади.  Это  движение  требует  от 
всадника большей согласованности повода с шенкелем и мягкой руки. 

Необходимо  внимательно  следить  за  ходом  лошади  и  прекращать  усиленную  работу  повода  и 

шенкеля,  как  только  лошадь  перейдет  в  балансирующий  ход.  Дав  лошади  пройти  самостоятельно 
несколько  темпов  на  этом  ходе,  ее  оглаживают,  переводят  в  шаг  и  затем  снова  поднимают  в 
балансированную рысь. Постепенно можно заставить лошадь без усилий двигаться этим ходом несколько 
кругов  по  манежу  и  даже  выдерживать  вольты  и  заезды.  Совместные  действия  повода  и  шенкелей 
заставляют  лошадь,  уравновешиваясь,  улучшать  ход,  а  у  всадника  вырабатывается  умение  чувствовать 
лошадь  (движения  ее  ног).  Балансированная  рысь  делает  лошадь  гибкой,  поворотливой,  грациозной  и 
прекрасно  уравновешивающейся.  Незаменима  балансированная  (конденсированная)  рысь  как 
подготовительное  упражнение  к  пиаффе  и  пассажу.  Однако  как  ни  полезно  это  упражнение,  надо 
практиковать его очень осторожно, особенно с нервными, чрезмерно возбужденными лошадьми. 
 

ПРИБАВЛЕННАЯ

 

РЫСЬ 

 

Рысь может быть очень изменчива и разнообразна не только по скорости и частоте темпа, но и по 

наступанию конечностей на землю. Для наглядности можно отметить следующее: 

1.  Низкая  рысь  с  обремененной  передней  частью  корпуса  и  отстающими  движениями  задних  ног 

неприемлема ни при какой работе верховой лошади и вредно действует на ее плечи. 

2.  Противоположной  является  рысь,  при  которой  лошадь  ставит  заднюю  ногу  раньше,  чем 

соответствующую ей диагональную переднюю. Рысь эта, хотя и нарядна, но неестественна: лошадь идет с 
подведенной  задней  частью  своего  корпуса  независимо  от  сбора.  При  движении  такой  рысью  лошадь 
может  идти  с  высоко  поднятой  шеей  и  даже  задранной  вверх  головой.  Эта  рысь  ошибочно  принималась 
некоторыми наездниками за школьный аллюр, но на деле она не приносит никакой пользы. Прохождение 
более или менее большой дистанции на такой рыси безусловно пагубно действует на спину и задние ноги 
лошади.  Работа  повода  и  шенкелей  при  этом  не  достигает  взаимного  действия,  так  как,  поднимая  вверх 
шею,  всадник  естественно  прогибает  спину  лошади,  а  шенкелями  старается  сделать  обратное,  то  есть 
поднять  спину  вверх.  Такая  противоречивость  шенкелей  и  поводьев  создает  напряженность  и  в  спине 
лошади и в суставах задних ног, что безусловно ей вредит. 

3.  Нормальной  прибавленной  рысью  следует  считать  рысь,  при  которой  ни  задняя,  ни  передняя 

часть  корпуса  не  обременены  тяжестью,  или,  вернее,  обременены,  но  в  одинаковой  степени.  Голова  при 
этом  не  должна  быть  поднята  слишком  высоко.  Задние  ноги,  бросая  всю  массу  лошади  вперед,  не 
встречают  сопротивления  повода.  Поэтому  движения  лошади  на  такой  рыси  легки  и  производительны,  и 
лошадь  может  проявить  на  ней  максимум  своей  естественной  резвости.  Повод  при  этом  только  слегка 
поддерживает  лошадь.  На  такой  рыси  лошадь  поглощает  пространство  не  только  благодаря  широкому 
выносу ног, но еще и благодаря удлиненным траекториям подвисания на махах каждой диагонали. Лошадь 
может  иметь  достаточно  хороший  вынос  ноги  вперед,  но  идти  почти  без  подвисания.  Это  означает,  что 

 

38 

задние  ноги  лошади  способны  толкать  массу  ее  только  на  длину  вытянутой  передней  ноги  и  не  более. 
Значит, подвисание и длина его траектории зависят от силы броска, то есть силы задних ног. 

Такое  динамическое  подвисание  безусловно  увеличивает  скорость  движения  без  учащения  темпа. 

Следовательно, быстрота на редком темпе прибавленной рыси у верховой лошади обусловливается двумя 
факторами: 
1. Шириной раскрытия угла при выносе ноги, образуемого передними (или задними) ногами. 
2.  Длиной  траектории  подвисания  на  каждой  диагонали.  Следует  заметить,  что  выработка  правильной 
размашистой рыси начинается с периода работы на манеже (с развязкой). В процессе урока прибавленная 
рысь  почти  всегда  занимает  место  в  первой  его  части  и  служит  началом  движения  перед  ездой  на 
укороченных аллюрах. 

Прибавленную рысь надо начинать с небольших реприз. Переход на прибавленную рысь производят 

всегда  со  средней  рыси.  Прибавлять  рысь  следует  очень  постепенно,  почти  незаметно  для  лошади,  не 
учащая темпа движения и добиваясь при этом не быстроты, а удлинения маха. Такая рысь сама побуждает 
всадника к облегчению, а это в свою очередь вызывает больший мах и удлиняет подвисание, что и придает 
выразительность  этому  аллюру.  Доводить  рысь  до  полного  маха  следует  только  в  конце  репризы  при 
движении  по  длинной  стенке  манежа,  каждый  раз  поощряя  голосом  и  сглаживанием  лошадь  за  хорошие 
махи,  но  не  задерживая  при  этом  движения.  Этим  всадник  прививает  у  лошади  самостоятельное 
стремление  двигаться  прибавленной  рысью,  что  очень  важно,  так  как  управлять  лошадью  легче,  чем  и 
управлять и беспрестанно посылать ее вперед. Так как на прибавленной рыси лошадь должна иметь легкий 
упор на повод, то рука всадника остается спокойной. Шенкеля на рыси действуют, оставаясь в отвесном 
положении. Шпора усиливает действие шенкеля, прикасаясь к лошади также непосредственно у подпруг. 
Прикосновение шпор вдали от подпруг может вызвать сбой. Ровность хода лошади на прибавленной рыси 
удерживается ровным прижатием верхней части шенкелей, но не шпорами. При езде прибавленной рысью 
по  кругу  полезно  облегчаться  под  правую  ногу.  Этот  прием  позволяет  больше  вымахивать  правую  ногу 
лошади, путь которой при движении по кругу длиннее. Итак, на прибавленной рыси управление всадника 
сводится к следующему: 
1. Перед началом движения прибавленной рысью уравнивают ход лошади на обыкновенной рыси. 
2. Посылая на прибавленную рысь, сохраняется отвесное положение шенкеля. 
3. Одновременно с посылом слегка отдается повод, подав кисти рук вперед. 
4. С началом движения слегка подают вперед корпус.  
5.  Как  шенкелями,  так  и  поводьями  не  позволяют  лошади  учащать  свои  движения  и  сохраняют  ровный 
темп. 
 

РАБОТА

 

ГАЛОПОМ 

 

Галоп — сложный аллюр, поэтому не следует переходить тому раньше, чем всадник достаточно не 

овладеет управлением лошадью. Лошадь должна хорошо взять повод и легко уступать действию шенкелей. 
Тогда  всадник  не  только  не  встретит  затруднений,  поднимая  лошадь  в  галоп,  но  и  сможет  ее  заставить 
сделать  правильный  подъем  и  с  нужной  ноги.  Лошадь  может  идти  галопом  с  правой  и  с  левой  ноги. 
Говорят, что лошадь идет с правой ноги, если обе правые ноги лошади будут впереди, в тот момент, когда 
лошадь ставит их на землю. При галопе с левой ноги — наоборот. 

Чтобы поднять лошадь в галоп с правой ноги, следует усилить действие шенкелей и набрать правый 

повод  несколько  сильнее.  Этим  всадник  отягощает  левое  плечо  лошади,  слегка  поворачивая  ей  голову 
направо.  Теперь  у  нас  лошадь  правильно  поставлена,  остается  ее  заставить  начать  двигаться  галопом.  В 
таком  положении  задняя  часть  корпуса  выполняет  роль  пружины,  подающей  вперед  переднюю  часть, 
поэтому сначала нажимают оба шенкеля, что заставляет лошадь подвести свои согнутые задние ноги; затем 
легким  толчком  усилить  действие  левого  шенкеля,  уклонив  его  несколько  назад,  не  ослабляя  при  этом 
внутренний шенкель. Как только лошадь поднимается в галоп с правой ноги, всадник смягчает поводья и 
поддерживает ее движения обоими шенкелями, наблюдая, чтобы она держала легкий упор на повод и не 
уклоняла заднюю часть корпуса в сторону (не «бочила»). Если лошадь перейдет при этом не в галоп, а в 
рысь  или  поднимется  в  галоп  не  с  той  ноги,  необходимо  ее  немедленно  перевести  в  шаг  и  снова  начать 
подъем  в  галоп.  Раз  лошадь  сделала  несколько  темпов  галопа  с  желаемой  ноги,  ее  переводят  в  шаг, 
сглаживают и дают свободно пройти по манежу. Затем повторяют подъем еще три или четыре раза. Раньше 
чем  лошадь  не  будет  свободно  и  охотно  подниматься  в  галоп  с  одной  ноги,  не  следует  переходить  к 
обучению подъема в галоп с другой ноги. Нет лошади, которая бы одинаково охотно поднималась в галоп 

 

39 

как  с  правой,  так  и  с  левой  ноги.  Тренировать  лошадь  следует  больше  с  той  ноги,  с  которой  она 
поднимается в галоп труднее (в большинстве случаев это правая нога). Одним словом, при подъеме в галоп 
шенкеля должны действовать энергично, в то время как руки мягко удерживают переднюю часть корпуса. 
Лошадь  таким  образом  подвергается  двум  совершенно  противоположным  воздействиям:  побуждение 
вперед  увеличивается,  а  передняя  часть  корпуса,  удерживаемая  руками,  заставляет  лошадь  подняться  и 
перейти  в  галоп.  Цель  наша  будет  достигнута,  если  лошадь  на  галопе  будет  идти  плавно  без  усилии,  не 
избегая повода, но и не ложась на него. С какой ноги лошадь идет галопом, всадник может определить или 
наглядно,  то  есть  прямо  посмотрев  на  плечи  лошади,  или  ощущая  это  своим  телом.  Если  лошадь  идет, 
положим,  с  правой  ноги  то  правая  нога  всадника  будет  получать  большее  качание  и  ему  труднее 
удерживать  ее  на  месте.  Это  происходит  от  пружинистого  толчка  правой  задней  ногой  лошади,  которая 
максимально  выносится  вперед  Движение  левой  задней  ноги,  которая  находится  больше  сзади  не  так 
чувствительно  для  левой  ноги  всадника.  Для  всадника  важно  умение  чувствовать  движение  ног  лошади, 
это  особенно  необходимо  при  обучении  лошади  элементам  высшей  школы.  Опытный  всадник  должен 
безошибочно определять одним лишь мышечным чувством, правильно ли идет лошадь галопом и с какой 
ноги. 

 

ВОЛЬТЫ

 

И

 

ПОЛУВОЛЬТЫ

 

НА

 

ГАЛОПЕ 

 
Когда  лошадь  идет  галопом  свободно  и  охотно  можно  начать  большие  вольты  (диаметром 10 м). 

Начинать  с  большого  вольта  следует  потому,  что  на  нем  гораздо  легче  вести  лошадь  чем  на  обычном 
вольте  (диаметром 6 м).  Положим,  лошадь  идет  галопом  с  правой  ноги.  Усилив  действия  шенкелей, 
следует взять на себя правые поводья, дать лошади направление (трензельный сильнее) а левые прижать к 
шее,  чтобы  помочь  наружному  шенкелю  удержать  задние  ноги  по  следу  передних  ног  и  таким  образом 
начать  движение  по  кругу.  Если  лошадь  выносит  свою  заднюю  часть  влево,  нужно  усилить  действие 
шенкелей,  чтобы  подать  лошадь  вперед;  наружный  шенкель  действует  несколько  сильнее,  правый  повод 
поддерживав г галоп с правой ноги. Если же лошадь сваливает заднюю часть корпуса в середину, левый 
шенкель  действует  сильнее  и  его  подают  несколько  назад.  Из  этого  видно,  что  задача  всадника  гораздо 
легче если лошадь «бочит» наружу вольта.  

            Тут  усиленно  действует  наружный  шенкель, 
который  в  то  же  время  и  поддерживает  галоп  с  правой 
ноги. В крайнем случае всадник может даже прибегнуть к 
правой шпоре, не опасаясь изменить ход лошади. 
Другое  дело,  когда  приходится  действовать  правым 
шенкелем или даже шпорой (при «бочении» в середину),  
отчего  лошадь  может  легко  начать  идти  неправильным 
галопом («крестить»).  Начиная  упражнение  на  большом 
вольте  и  уменьшая  его  лишь  постепенно,  обычно  можно 
избежать «бочения» внутрь. 
            Затем переходят к полувольтам (заездам) направо и 
налево  назад.  Начинают  поворот  как  обычный  вольт,  но, 
сделав  половину  его  ставят  лошадь  прямо  и  выводят  в 
полуоборот  к  барьеру  ездой  налево  при  первоначальном 
движении  направо  (рис. 23). Подведя  лошадь  к  барьеру, 

нужно перевести ее в шаг и, пройдя несколько шагов поднять в галоп с левой ноги. 
            Если лошадь хорошо исполняет полувольты, то по окончании можно не менять ноги, а заставить ее 
сделать  несколько  махов  контргалопом  по  барьеру.  Когда  лошадь  будет  свободно  держаться  на  контр-
галопе  целый  круг  по  манежу,  следует  чаще  подымать  ее  в  галоп  то  с  одной,  то  с  другой  ноги,  идя  по 
барьеру в одном направлении. Это является подготовительным упражнением к перемене ног в воздухе. 
 

ОСТАНОВКИ

 

И

 

СТОЙКИ

 

НА

 

МЕСТЕ 

 

Остановка  должна  производиться  постепенно,  а  не  резко,  внезапно.  Но  бывают  случаи,  когда 

появляется  необходимость  остановить  лошадь  сразу,  на  любом  аллюре,  следовательно,  она  должна  быть 

 

Рис. 23 

 

40 

подготовлена и к этому. Чтобы остановить лошадь, дрессировщик, поддерживая трензельными поводьями 
постав головы и шеи, глубоко садится в седло, сильнее нажимает шенкелями, заставляя лошадь подступить 
задними ногами ближе под корпус и затем собиранием поводьев останавливает лошадь. 

Хотя  повод  и  шенкель  действуют  почти  одновременно,  все  же  такая  последовательность  должна 

сохраняться,  потому  что  если  действие  шенкелей  будет  позже  действия  поводьев,  лошадь  сделает 
остановку  на  плечах  с  отставленной  задней  частью,  при  этом  всадник  получает  неприятный  толчок,  а 
лошади  такая  остановка  причиняет  боль  во  рту  и  крестце.  Остановку  производят  мягко,  без  излишнего 
усилия.  Лошадь  должна  не  только  останавливаться  по  желанию  всадника,  но  и  оставаться  неподвижной 
столько времени, сколько от нее этого требуют. 

Стойка на месте не легко достигается с лошадьми нетерпеливыми нервными и беспокойными, для 

этого от дрессировщика требуется много терпения. Лошадь следует успокаивать, оглаживать, постепенно 
заставляя относиться спокойнее к тому, что происходит вокруг нее. 

Начинать приучать лошадь стоять на месте лучше всего тогда, когда в манеже никого нет. Лошадь 

оглаживают и разговаривают с ней. Всякий раз, когда она попытается двинуться вперед, осадить или бро-
ситься в сторону, ее немедленно ставят на место, не позволяя сделать ни одного ненужного движения. Если 
лошадь  спокойно  стоит,  когда  она  одна  в  манеже,  можно  постепенно  приучать  ее  стоять  и  тогда,  когда 
около нее стоят другие лошади, продолжая этого добиваться все теми же средствами, то есть успокаивая 
лаской  и  голосом.  В  дальнейшем  лошадь  приучают  к  оркестру,  свету,  публике.  Повторяем,  что  только 
лаской, спокойствием, голосом и последовательностью в упражнениях можно добиться спокойной стойки. 
 

ОСТАНОВКА 

 

К  остановкам  лошадь  приучается  в  процессе  всей  выездки,  но  ее  правильность  может  быть 

достигнута  только  после  выработки  у  лошади  сбора,  повиновения  шенкелю  и  способности  выдерживать 
полуостановки на всех аллюрах. Обучение остановкам начинается с шага, затем с рыси и наконец с галопа. 
При остановке могут быть допущены следующие ошибки: 
1. Лошадь остановилась, растянувшись. 
2. Отставлена одна из ног. 
3. Лошадь сопротивляется ртом. 
4. Задрана или опущена голова. 
5. Лошадь осаживает при остановке. 
6. Остановка не по линии движения (не сохранена прямолинейность). 
7. Лошадь уперлась в повод. 
8.  Лошадь  стоит  неспокойно  (переступает  ногами).  Если  при  остановке  лошадь  не  приняла  сразу  же 
правильной позы (стойки) и одна из ее ног отставлена, необходимо немедленно заставить ее встать ровно 
на  все  четыре  ноги.  Это  вырабатывает  у  лошади  рефлекс  правильной  стойки.  Правильная  стойка 
дисциплинирует лошадь и придает всей выездке как бы законченный характер, фиксируя нужные моменты. 
 

О

 

ПЕРЕХОДАХ

 

ИЗ

 

ОДНОГО

 

АЛЛЮРА

 

В

 

ДРУГОЙ 

 

Правильность  и  точность  переходов  лошади  из  одного  аллюра  в  другой,  а  также  сохранение 

всадником при этом красивой посадки без видимых усилий с его стороны свидетельствуют о мастерстве 
дрессировщика,  владеющего  тонкостями  выездки.  Создается  впечатление,  что  лошадь  сама  угадывает 
мысли человека, выполняя те или иные упражнения. 

Однако далеко не все переходы надо считать полезными и совершенствующими развитие лошади. 

Например, не следует допускать переход с прибавленного галопа на осаживание и так далее. Это принесет 
только вред организму лошади и сократит срок ее работы. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

МЕСТА

 

В

 

ШАГ 

 

Надо уяснить себе, что только из правильной стойки вытекает правильное поступательное движение 

лошади  от  посыла.  Перед  началом  любого  движения  лошадь  должна  быть  собрана.  В  этом  проявляется 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..