33
ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема,
при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед.
Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах.
Моменты наступания на разных аллюрах ощутимы по-разному. Па-пример, на рыси сгибания
путовых суставов меньше, само наступание жестче, поэтому и всадник ощущает более резкие толчки.
Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосредоточить на них свое внимание. А так
как времени между моментом подвисания и моментом наступания очень мало, то всаднику не следует
задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности.
Так, например, за репризу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот,
только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на
упражнениях: плие, вольты, восьмерка.
Умение в меру гнуть лошадь в боку и уклонять свой корпус во внутрь поворота вырабатывается
переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых
движениях.
ОЩУЩЕНИЕ
РЕАКЦИИ
ЛОШАДИ
НА
ПОСЫЛ
Вырабатывается в процессе всей выездки. У всадника создается ощущение, что от нажима шенкелей
лошадь как бы выходит из-под него и масса передней части корпуса лошади увеличивается.
Чувство посыла должно быть не только в движении, но и на мосте. Импульсивность лошади должна
всегда поощряться всадником. Не менее важным следует считать умение всадника вызывать у лошади
рефлекс внимания, без чего невозможно полное повиновение лошади. «Когда я на лошади, ее внимание
поглощено только мною», — писал Джеймс Филлис. Есть лошади, которые ежеминутно отвлекаются,
смотрят по сторонам и в эти моменты не реагируют на указания всадника. Отвлекаясь, лошадь может
повернуть в сторону голову, изогнуться в боку, ускорить или замедлить аллюр, и в этот момент происходит
торможение вызываемых всадником рефлексов. Поэтому урок выездки лошади должен целиком поглощать
ее внимание, и с первых же занятий она должна различать два положения: «смирно» и «вольно». Рефлекс
внимания лошади в начале выездки прививается лаской и приданием ее фигуре нужных положений.
Рефлекс внимания становится как бы второй натурой лошади, и мы наблюдаем, как даже ретивые жеребцы
становятся послушными благодаря своему вниманию к указаниям всадника.
СРЕДСТВА
И
ПРИЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ЛОШАДЬЮ
Всадник управляет лошадью поводом, шенкелями и уклонами корпуса. Для успешного управления
лошадью нужно полное взаимодействие всех этих средств. Шенкелями всадник заставляет лошадь идти
вперед и управляет ее задними ногами. Действие шенкелей при необходимости может быть усилено
шпорами, служащими также средством для наказания лошади за проявленное сопротивление. Управление
шенкелями состоит в одновременном и одинаковом нажатии ими на бока лошади или в более сильном
действии одного из них. Нажимать шенкелями следует у заднего края, подпруги. Равномерное и
одновременное нажатие обоих шенкелей, вызывающее подведение задних ног лошади, способствует ее
равновесию. Этот прием применяется для посыла лошади вперед, при остановке и при переходе из
большего аллюра в меньший и наоборот. Чтобы согнуть лошадь в боку, применяется раздельное действие
шенкелей. При этом левый шенкель является осью сгибания, а правый, действующий по отношению к
левому несколько назад, направляет движение задних конечностей по следу переда, а при поворотах на
месте их удерживает. Нажатием одного какого-либо шенкеля задняя часть корпуса лошади откидывается в
противоположную сторону, противоположный шенкель регулирует и останавливает это движение.
Уклоны корпуса перемещают центр тяжести всадника, содействуя равновесию лошади. Уклоном
корпуса всадник предупреждает все движения и восстанавливает утраченное равновесие при спотыкании
лошади, на прыжке, при неожиданном резком движении лошади и т. д., регулирует и направляет
полученное от шенкеля движение вперед.
Поводья являются средством управления передней частью корпуса лошади: они дают направление
движения, замедляют или останавливают это движение и устанавливают правильное положение головы и
шеи.