Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  777  778  779   ..

 

 

Рекомендации методические по подготовке Ульяновск

Рекомендации методические по подготовке Ульяновск

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра естествознания

Е.В. Спирина

ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 20 10 .

Методические рекомендации по подготовке

Ульяновск

20 10

ЕГЭ по биологии 2009. Методические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е.В. Спирина – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 91 с.

Авторы-составители:

Спирина Е.В. – доцент кафедры естественнонаучного образования УИПКПРО, кандидат биологических наук.

Методические рекомендации предназначены для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии. ЕГЭ по биологии 2010. Методические рекомендации по подготовке знакомят со структурой и содержанием ЕГЭ 2009 г., с типами заданий и эталонами ответов.

Предназначено для учащихся и учителей.

© Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Особенности структуры и содержания ЕГЭ по биологии 2010

4

1.1. Спецификация экзаменационной работы по биологии

единого государственного экзамена 2010 г.

4

1.2. Кодификатор элементов содержания по биологии ЕГЭ 2010 г.

11

1.3. Изменения в КИМ ЕГЭ 2010 года по сравнению с 2009 годом

23

2. Эталоны ответов части С

25

1. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЕГЭ
ПО БИОЛОГИИ 2010

1.1. СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2010 года по биологии

1. Назначение экзаменационной работы

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются общеобразовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание контрольных измерительных материалов определяется на основе следующих документов:

1) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56).

3. Структура экзаменационной работы

Работа состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня.

Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 – на определение последовательности явлений и процессов.

Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом:
1 – повышенного и 5 – высокого уровня.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от 0 до двух баллов, С2 – С6 высокого уровня – от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям приводится в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по частям

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу (=69)

Тип заданий

1

Часть 1(А)

36

36

52%

с выбором ответа

2

Часть 2(В)

8

16

23%

с кратким ответом

3

Часть 3(С)

6

17

25%

с развернутым ответом

Итого

50

69

100%

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий

Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики (таблица 2).

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным блокам
курса биологии

Содержательные блоки

Общее число заданий

Число заданий в каждой части

Максимальный первичный балл

Часть 1
А

Часть 2
В

Часть 3
С

1. Биология как наука. Методы научного познания

1

1

1

2. Клетка как биологическая система

8

5

1

1

10

3. Организм как биологическая система

9

8

2

1

14

4. Система и многообразие органического мира

7

6

2

1

13

5. Организм человека и его здоровье

10

7

1

1

12

6. Эволюция живой природы

8

5

1

1

10

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7

4

1

1

9

Итого

50

36

8

6

69

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять принадлежность организмов к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи в живой природе.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.

Экзаменационная работа предусматривает проверку различных видов умений и способов действий у участника ЕГЭ (таблица 3).

Таблица 3

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Число заданий / число баллов за выполнение заданий
(процент от максимального балла
за выполнение заданий)

Вся работа

Часть 1 А
(задания с выбором ответа)

Часть 2 В
(задания с кратким ответом)

Часть 3 С
(задания с развернутым ответом)

1. Требования: «Знать/понимать»

19 / 19
(27%)

19 / 19
(27%)

0
(0%)

0
(0%)

2. Требования: «Уметь»

28 / 46
(67%)

15 / 15
(22%)

8 / 16
(23%)

5 / 15
(22%)

3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

3 / 4
(6%)

2 / 2
(3%)

0
(0%)

1 / 2
(3%)

Итого:

50 / 69
(100%)

36 / 36
(52%)

8 / 16
(23%)

6 / 17
(25%)

Задания экзаменационной работы направлены на проверку не только знаний, но и умений объяснять биологические процессы и явления, устанавливать взаимосвязи, решать биологические задачи, распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (см. кодификатор).

5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, которые отличаются по степени трудности (таблица 4). Интервал выполнения заданий базового уровня составляет 60 – 90%, повышенного – 30%-60%, высокого – 5%-30%.

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня требуют: выбора одного или нескольких верных ответов, установления соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определения их последовательности. Кроме того, одно задание части 3 (С) предполагает развернутый свободный ответ практико-ориентированного характера.

Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку умений экзаменуемых самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл (% первичного
балла за задания данного уровня сложности от
максимального первичного балла за всю работу)

Всего

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Базовый

26

26

26 (38%)

Повышенный

19

10

8

1

28 (40%)

Высокий

5

5

15 (22%)

Итого

50

36

8

6

69 (100%)

Задания базового уровня предполагают знание биологической терминологии и символики, основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез, строения и признаков биологических объектов, сущности биологических процессов и явлений, особенностей строения организма человека; оперирование следующими учебными умениями: распознавать биологические объекты по их описанию или изображению, устанавливать родство организмов, решать простейшие биологические задачи.

Задания повышенного уровня сложности проверяют сформированность более сложных умений: устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, сравнивать биологические объекты и процессы, выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации.

Задания высокого уровня сложности требуют умения применять знания в новой ситуации и предусматривают оперирование такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний в практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1.

Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.

В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

7. Минимальное количество баллов ЕГЭ

После проведения экзамена Рособрнадзор устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по биологии.

Минимальная граница ЕГЭ по биологии определяется объемом знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Экзаменуемые, набравшие не ниже минимального балла ЕГЭ по биологии, должны продемонстрировать:

- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей;

- понимание наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, сущности биологических процессов и явлений;

- владение биологической терминологией и символикой;

- знание методов изучения живой природы, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;

- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.

8. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 – 1-2 минуты;

2) для каждого задания части 2 – до 5 минут;

3) для каждого задания части 3 – 10-20 минут.

9. План экзаменационной работы

Экзаменационная работа проводится по вариантам КИМ, разработанным на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по биологии.

Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года представлен в Приложении.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.

11. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по биологии.

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий для всех участников ЕГЭ.

Проверку выполнения заданий с развернутым ответом осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку в соответствии с «Учебно-методическими материалами для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 года», подготовленными ФИПИ.

12. Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники по биологии, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ (www.fipi.ru):

· Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

· Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

1.2. КОДИФИКАТОР элементов содержания по биологии

единого государственного экзамена 20 10 г.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по биологии (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089), а также с учетом Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках единого государственного экзамена, а также требования, которые не отражены в учебниках, рекомендованных (допущенных) для использования Министерством образования и науки РФ (на год создания кодификатора).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования1999 года.

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

В последнем столбце указано соответствие стандарту: СБ – стандарт среднего общего образования, базовый уровень, СП – стандарт среднего (полного) общего образования, профильный уровень, СБП – стандарт среднего (полного) общего образования, и базовый, и профильный уровни, СО – стандарт основного общего образования.

Код
элемента

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

Соответствие стандарту

1

Биология как наука. Методы научного познания

1.1

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

СБ, СО

1.2

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

СБ

2

Клетка как биологическая система

2.1

Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

СБП, СО

2.2

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

СБП

2.3

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

СБП

2.4

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

СБП

2.5

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

СБП

2.6

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

СБП

2.7

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

СБП

3

Организм как биологическая система

3.1

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

СБП

3.2

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

СО, СБП

3.3

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

СБП

3.4

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

СБП

3.5

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

СБП

3.6

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

СБП

3.7

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

СБП

3.8

Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

СО, СБП

3.9

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

СБП

4

Система и многообразие органического мира

4.1

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

СО, СБП

4.2

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

СО

4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

СО

4.4

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

СО

4.5

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

СО

4.6

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

СО

4.7

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

СО

5

Организм человека и его здоровье

5.1

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

СО

5.2

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

СО

5.3

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

СО

5.4

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

СО

5.5

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

СО

5.6

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

СО

6

Эволюция живой природы

6.1

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

СБП

6.2

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

СБП

6.3

Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

СБП

6.4

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

СБП

6.5

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

СБП

7

Экосистемы и присущие им закономерности

7.1

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

СО, СБП

7.2

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

СО, СБП

7.3

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

СБП

7.4

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

СБП

7.5

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

СО, СБП

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на ЕГЭ.

В последнем столбце указано соответствие стандарту: СБ – стандарт среднего (полного) общего образования, базовый уровень, СП – стандарт среднего (полного) общего образования, профильный уровень, СБП – стандарт среднего (полного) общего образования, и базовый, и профильный уровни, СО – стандарт основного общего образования.

Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников, освоение которых проверяется на ЕГЭ

Соответствие стандарту

1.

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

1.1.

основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез:

1.1.1.

основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза);

СБП

1.1.2.

основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

СБП

1.1.3.

сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);

СБП

1.1.4.

сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды);

СБП

1.1.5.

сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека);

СБП

1.2.

строение и признаки биологических объектов:

1.2.1.

клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;

СО, СБП

1.2.2.

генов, хромосом, гамет;

СО, СБП

1.2.3.

вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;

СО, СБП

1.2.4.

вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

СБП

1.3.

сущность биологических процессов и явлений:

1.3.1.

обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;

СО, СБП

1.3.2.

митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;

СП

1.3.3.

оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

СО, СБП

1.3.4.

взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора;

СП

1.3.5.

действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;

СП

1.3.6.

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

СО, СБП

1.4.

современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;

СБП

1.5.

особенности организма человека , его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

СО

2.

УМЕТЬ

2.1.

объяснять:

2.1.1.

роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;

СО, СБП

2.1.2.

единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;

СО, СБП

2.1.3.

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

СО, СБП

2.1.4.

причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

СБП

2.1.5.

взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;

СО, СБП

2.1.6.

причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас;

СБП

2.1.7.

место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека;

СО, СБП

2.1.8.

зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

СО, СБП

2.2.

устанавливать взаимосвязи:

2.2.1.

строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

СП

2.2.2.

движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

СП

2.3.

решать

задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

СБП

2.4.

составлять схемы

переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

СП

2.5.

распознавать и описывать:

2.5.1.

клетки растений и животных;

СО, СБП

2.5.2.

особей вида по морфологическому критерию;

СБП

2.5.3.

биологические объекты по их изображению;

СО, СБП

2.5.4.

экосистемы и агроэкосистемы;

СП

2.6.

выявлять:

2.6.1.

отличительные признаки отдельных организмов;

СП

2.6.2.

приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;

СО, СБП

2.6.3.

абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;

СО, СП

2.6.4.

источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

СО, СБП

2.7.

сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

2.7.1.

биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы);

СО, СБП

2.7.2.

процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);

СБП

2.7.3.

митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

СП

2.7.4.

формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции;

СБП

2.8.

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

СО

2.9.

анализировать

2.9.1.

различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов;

СБП

2.9.2.

состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере;

СО, СБП

2.9.3.

результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

СП

3.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

3.1.

для обоснования

3.1.1.

правил поведения в окружающей среде;

СО, СБП

3.1.2.

мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

СО, СБП

3.1.3.

оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

СО

3.1.4.

способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СО


1.3. Изменения в КИМ ЕГЭ 2010 года по сравнению с 2009 годом

1) В целом сохранена структура экзаменационной работы 2009 года.

2) В кодификаторе и спецификации приводится перечень требований, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии, предусмотренный Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии 2004 года.

3) Уточнены:

3.1. формулировки и критерии заданий части 3 (С) на выявление ошибок в тексте (С2), например:

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ответ :

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – первым звеном являются продуценты;

2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу;

3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней информации

3

В ответе указаны 2-3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1-3 ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно или указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

3.2. критерии в заданиях с четырьмя элементами ответа части 3 (С), например:

Объясните, почему при многократной обработке растений ядохимикатами повышается устойчивость к ним насекомых-вредителей. Укажите не менее 4-х элементов ответа.

Ответ :

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) популяция насекомых-вредителей вследствие появления мутаций становится неоднородной:

2) естественный отбор сохраняет устойчивость особей к ядохимикатам особей;

3) из поколения в поколение число устойчивых к ядохимикатам особей увеличивается;

4) через несколько лет ядохимикаты в прежних дозах перестают действовать на насекомых-вредителей.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3-4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

4) В большинство формулировок заданий части 3 (С) введены ограничители, указывающие на число элементов ответа, например:

Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее 3-х признаков.

2. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ЧАСТИ С

С1. С какой целью применяют генеалогический метод исследования генетики человека?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) для выявления характера наследования признаков: доминантного или рецессивного;

2) для прогнозирования вероятности проявления наследственных заболеваний у потомков

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2. В условиях повышенной влажности и умеренной температуры на листьях пасленовых и злаковых культур развивается гриб-паразит мучнистая роса. Как с ним бороться?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) для уничтожения мучнистой росы растения опрыскивают специальными химическими препаратами;

2) ученые выводят устойчивые к этой болезни сорта

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С3. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) при взлете или посадке самолета увеличивается давление на перепонку;

2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде

Ответ включает 2 названных выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С4. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей — к консументам первого порядка?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка;

2) мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка

Ответ правильный и полный, включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С5. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) перегной → комнатная муха → паук-крестовик → большая синица → ястреб;

2) консумент третьего порядка — большая синица

Ответ правильный и полный, включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С6. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе - 7,9%, в печени - 18,4%, в сердце - 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохонд рий?

Ответ :

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Элементы ответа:

1) митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;

2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках высокое;

3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С7. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ :

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Элементы ответа:

1) в их клетках ядерное вещество не отделено от цитоплазмы;

2) они имеют одну кольцевую хромосому;

3) не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;

4) не имеют специализированных половых клеток, мейоза и оплодотворения

Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2-3 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С8. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело соз дание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?

Ответ :

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Элементы ответа:

1) обобщены знания о клетке как единице строения всех организмов;

2) обосновано родство живых организмов;

3) обоснована общность происхождения организмов

Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  777  778  779   ..