Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  598  599  600   ..

 

 

Рекомендации методические студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ (на базе основного общего образования)

Рекомендации методические студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ (на базе основного общего образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студентам заочной формы обучения

отделения среднего профессионального образования

по подготовке к зачетам, экзаменам и

написанию письменных работ

(на базе основного общего образования)

1 курс 1 семестр

специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»

Петропавловск-Камчатский

2010


Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ – П.-Камчатский: Камчатский филиал ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010

Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № 1 от «15» сентября 2010 г.

Председатель ПЦК

по общепрофессиональным и специальным

дисциплинам специальности

«Право и организация социального обеспечения»

преподаватель отделения СПО Л.В.Бабкина

Председатель ПЦК

по экономическим, математическим и

естественнонаучным дисциплинам

доцент каф. «Экономика и информатика» Е.А.Бирич

Председатель ПЦК

по общепрофессиональным и специальным

дисциплинам специальности

«Менеджмент (по отраслям)» и «Туризм»

старший преподаватель Т.Ю.Ращупкина

Председатель ПЦК

по общеобразовательным, гуманитарным,

социальным дисциплинам

преподаватель отделения СПО И.А. Охрименко

Методические рекомендации одобрены

на заседании Научно-методической секции

Камчатского филиала ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № _____ от «____»__________20___ г.

Председатель А.М. Себекин


Содержание

1. Состав учебных дисциплин ……………………………………………………………

4

2. Методические рекомендации ………………………………………………………..

5

2.1. Общие положения по отработке учебного плана 1-го семестра обучения ……

5

2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы ……………………………………………………………………………………

5

2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов …………………………………………………………………………...

8

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных, курсовых) работ по учебным дисциплинам ……………………………

9

3.1. Русский язык ………………………………………………………………………….

9

3.2. Литература ……………………………………………………………………………

32

3.3. Иностранный язык ……………………………………………………………………

35

3.4. Информатика ………………………………………………………………………….

52

3.5. Математика …………………………………………………………………………...

54

3.6. География ……………………………………………………………………………..

57

3.7. Физическая культура …………………………………………………………………

60

4. Условия проведения зачета ……………………………………………………………

61

5. Условия проведения экзамена …………………………………………………………

62

Приложение 1. Краткий справочник по иностранному языку: словообразование, грамматика ………………………………………………………………………………...

63

1. Состав учебных дисциплин 1-го семестра обучения

Наименование дисциплины

Формы текущего контроля знаний студента

1 семестр

зач.

экз.

к/р

курс.

1.

Русский язык

+

+

2.

Литература

+

3.

Иностранный язык

+

+

4.

Информатика

+

5.

Математика

+

+

6.

География

+

+

7.

Физическая культура

+

2. Методические рекомендации

2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 1-го семестра обучения.

В межсессионный период Вам предстоит самостоятельно освоить вышеперечисленные учебные дисциплины. В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить домашнее задание – написать контрольную работу по одной из указанных по дисциплине тем. Более подробную информацию по написанию контрольных или курсовых работ Вы найдете в Разделе 2.2. настоящего пособия.

В ходе сессии планируется чтение проблемных лекций, развитие творческого мышления и профессиональных навыков. В этот же период осуществляется текущий контроль личностных изменений студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль (экзамен, зачет) выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуализацию образования, так как согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% – изучается студентами самостоятельно.

За более подробной информацией обращайтесь в деканат отделения среднего профессионального образования или к преподавателю учебной дисциплины.

2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить рекомендованный материал и соответствующую литературу.

Срок сдачи работы – за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее 2-х недель. Студент, не представивший контрольную работу в установленный срок, на сессию не вызывается.

1. Варианты контрольных работ выбираются в соответствии с примечанием к тематике контрольных работ. Если, во время зачета (экзамена), будет выяснено, что номер варианта контрольной работы не совпадает с указанным в п.2.3. данного методического пособия, то данный факт будет расценен, как невыполнение работы, и студент не будет допущен к зачету (экзамену).

2. Контрольная работа выполняется в ученической тонкой тетради. Страницы нумеруются. Не допускается использование красных чернил.

3. Ответ на вопрос должен быть достаточно полным, в соответствии с поставленным вопросом, необходимо излагать главное по сути вопроса своими словами. Ответ на вопрос можно проиллюстрировать необходимыми материалами.

4. В контрольной работе не допускается использование никаких сокращений, кроме общепринятых; т.д., т.п., и других.

5. Обязательны поля на страницах не менее 20 мм. – для пометок и замечаний преподавателя.

6. Каждый новый вопрос нужно начинать с новой страницы, а в конце контрольной работы необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя.

7. Выполненную в срок контрольную работу следует своевременно сдать в учебное заведение.

8. После получения зачтенной работы необходимо внимательно изучить рецензию и все замечания преподавателя, обратить внимание на ошибки и доработать материал, если в этом будет необходимость. Незачтенная работа выполняется заново или исправляется частично, по указанию преподавателя.

9. Зачтенная предъявляется на экзамене (зачете).

Если возникнут трудности в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Требования к оформлению титульного листа:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)

Кафедра __________________________

специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»

по учебной дисциплине «____________________»

Вариант контрольной работы № _____

Выполнена студентом (кой) Ивановым Иваном Ивановичем

Форма обучения заочная 1 курс группа ЗСПФ-10 № зач. кн. _______

Научный руководитель ______________________________

Дата сдачи на рецензирование «___» _________________________2010г.

Дата защиты «___» ______________2010 г.

Результат защиты ________________

Подпись преподавателя ____________________

Петропавловск-Камчатский

2010 г.

2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов

Ф.И.О. студента

вариант/тема контрольной работы/ов

рус.яз.

иностр. яз

математ.

географ.

физ. культура

1.

Акчурин Р.Х

1.

1.

1.

1.

1.

2.

Баранов В.В.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

Баранова Я.А.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

Бугаев А.В.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

Бугаева Е.В.

5.

5.

5.

5.

5.

6.

Гимранова О.Ю.

6.

1.

1.

6.

6.

7.

Григорьева Е.Г.

7.

2.

2.

7.

7.

8.

Значковская А.В.

8.

3.

3.

8.

8.

9.

Зуева М.И.

9.

4.

4.

9.

9.

10.

Карпович А.Д.

10.

5.

5.

10.

10.

11.

Молчанов В.И.

11.

1.

1.

11.

11.

12.

Николаев Д.Н.

12.

2.

2.

12.

12.

13.

Пак А.А.

13.

3.

3.

13.

13.

14.

Пак Н.С.

14.

4.

4.

14.

14.

15.

Попова И.О.

15.

5.

5.

15.

15.

16.

Рогачев С.О.

16.

1.

1.

16.

16.

17.

Рощенюк Е.С.

17.

2.

2.

17.

17.

18.

Савенкова Я.А.

18.

3.

3.

18.

18.

19.

Савкин А.М.

19.

4.

4.

19.

19.

20.

Саргсян Ш.Р.

20.

5.

5.

20.

20.

21.

Серебрякова В.С.

1.

1.

1.

21.

21.

22.

Син В.Д.

2.

2.

2.

22.

22.

23.

Тричик О.П.

3.

3.

3.

23.

23.

24.

Тумасова Я.Г.

4.

4.

4.

24.

1.

25.

Уральцев В.Ю.

5.

5.

5.

25.

2.

26.

Фёдорова К.С.

6.

1.

1.

1.

3.

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных) работ по учебным дисциплинам

3.1. Русский язык.

Вариант 1

Итак сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина совреме(н, нн)ики почу…ствовали и поняли что Гаршин со…дает разные варианты единого типического образа. Это образ человека (не)способного мириться с «(не)справедливостью и злом одряхлевшего и развраще(н, нн)ого мира». Рисуя1 его духовное прозрение Гаршин заостряет трагизм жизне(н, нн)ых ситуаций. Каждая встреча любое прои…шествие перер…стает свои бытовые рамки и становится в сознании героев Гаршина трагедией всечеловеческого значения. Пор…жая единичный «цветок зла» гаршинские герои как(бы) вступают в борьбу со всем злом мира в каждом конкретном проявлении зла они хотят увидеть всю «(не)вино пролитую кровь все слезы всю желч… человечества». Поэтому образы Гаршина часто пр…обретают характер а(л, лл)егория и символов и рядом с психологической новее(л, лл)ой у Гаршина появляется3 в качестве другого излюбле(н, нн)ого жанра а(л, лл)егорическая сказка а его шедевр «Красный цветок» представляет собой как(бы) скрещение этих двух гаршинских жанров4 .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Докажите, что данный отрывок является текстом, определите его стиль.

4. Найдите в тексте термины. С какой областью знаний они связаны? Что означают?

5. Как вы понимаете выражение духовное прозрение ?

6. Объясните лексическое значение слова шедевр .

7. Найдите в тексте однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются?

8. Найдите в тексте вводное слово. Каково его значение?

9. Постройте схему последнего предложения. Как связаны между собой простые предложения?

10. Найдите слово, в котором согласных букв больше, чем согласных звуков.

11. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 2.

Можно исследовать химический состав технологию производства р…цепты тайны мастерства и все точно узнать почему ф…рфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глин…(н, нн)ая издает глухой звук4 .

Но мы (ни)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строфы бывают звонкими а другие глухими.

Дело (во)все не в глухих согласных шипящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть будучи поставле(н, нн)ым на свое место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф…рфор бронза медь а в другом случае сырая клеклая глина.

Один поет а другой хрипит. Один чеканит другой мямлит. Одна строка как(бы) светится3 , другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоце(н, нн)ый камень1 другая на к…мок замазки.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте текст. Определите тип речи, докажите свое мнение.

4. Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот прием?

5. Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует ее?

6. Объясните значение слова клеклая . В случае затруднений пользуйтесь словарем. Каким? К какой группе лексики относится это слово?

7. Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните.

8. Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?

9. Постройте схему первого предложения. Как связаны между собой простые предложения?

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 3.

Принято пр…митивно делить время на прошедше… настояще… и будуще… . Но бл…годаря пам…ти прошедше… входин в настояще… а будуще… как(бы) предугадывается настоящим соединенным с прошедшим.

Пам…ть1 пр…одоление времени пр…одоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение пам…ти. Бе…пам…тный это прежде всего человек (не)бл…годарный безответстве(н, нн)ый (не)способный на добрые бескорыс…ные поступки.

Безответстве(н, нн)ость рождае(т, ть)ся отсу…ствием сознания того что (ни)что (не)проходит бе…ледно. Человек совершающий (не)добрый поступок думает что поступок этот (не)сохранится в пам…ти его личной и в пам…ти окружающих4 . Он сам очевидно не привык береч… пам…ть о прошлом испытывать чу…ство бл…годарности к предкам их заботам и (по)этому думает что и о нем все буд…т позабыто. Но если соверш…(н, нн)ое (не)сохраняется3 в пам…ти то (не)может быть и оценк… . без пам…ти нес совест… .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите тему и идею текста.

5. Определите стиль, тип речи и докажите.

6. Определите по толковому словарю значение слов память и совесть . Подберите к этим словам антонимы.

7. Сформулируйте в одном предложении ответ на вопрос: какой смысл вкладывает автор в слово память ?

8. Определите, в каких падежах употребляется слово память в данном тексте.

9. Объясните случаи слитного и раздельного написания не в словах данного текста.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 4.

Точно из далекого детства кто(то) взгл…нул на меня г…лубыми гл…зами – с такою радос…ной1 силой почу…ствовал я тонкую красоту нашей пр…роды. Л…ловая дымка накрывала луга и поля. Г…л…сами певчих птиц зв…нели з…леные перелески. Широко ра…тилались луга осыпа(н, нн)ые цветами. По закрайкам дорог… (по)прежнему цвела м…дуница а в ее пышных (м…дово)желтых соцветиях (не)движно др…мали осыпа(н, нн)ые цветочною пылью жуки. На вен(?)чиках скл…нившихся цветов л…ниво возились шмели. Прониз…ваяя воздух над головой зв…нели пч…лы напр…женная деловитость чу…ствовалась в их полете. Праз…нуя брачные дни порхали над цветами бабочки и (не)стерпимый стон стоял от кузнечиков дождем ра…ыпавшихся2 из(под) моих ног. Радуя глаз б…гатая ур…дилась на полях рож… . вдыхая м…довые запахи этих трав я проходил пол…выми тропинками по плечи утопая в (нежно)зеленых хлебах4 .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите тему и идею текста, озаглавьте его.

5. Определите жанр, стиль, тип речи.

6. Найдите тропы. Какие виды тропов преобладают?

7. По толковому словарю В.И. Даля найдите значение слова закраек .

8. Расскажите о правописании сложных прилагательных в данном тексте

9. Объясните знаки препинания в последнем предложении и сделайте его синтаксический разбор.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 5.

Если хоч…ш… душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его в(верх) или в(низ)4 .

Водная дрож… от солнца броса…тся тенью на ствол ели на сравы и тени б…гут по стволам и по травам и в дрож… этой рожда…тся звук и чуд…(т, ть)ся будто травы р…стут под музыку и вид…ш… согласие теней.

А вот бол…шой завал и тут вода как(бы) ропщ…т и далеко слыш…н этот ропот и переплеск. Но это (не)слабость и (не)отча…ние1 и (не)жалоба вода этих чу…ств не знает каждый ручей увер…н в том что он добежит до свободной3 воды и если встрет…тся даже гора как Эльбрус то он разреж…т пополам Эльбрус а рано(ли) поздно(ли) добежит.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль и тип речи.

5. Определите способ связи предложений в тексте.

6. Постройте схему первого предложения, выполните синтаксический разбор.

7. Составьте перечень орфограмм, с которыми вы встретились в тексте. Приведите примеры из текста.

8. Найдите в тексте слова, соответствующие схеме: ¬

9. Какой частью речи они являются? Объясните их правописание.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 6.

З…ря бывает (не)только утре(н, нн)…я но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия закат со…нца и вечерню… з…рю.

Вечерня… з…ря нач…нается3 когда со…нце уже зайдет за край земли4 . Тогда она овл…девает меркнущ…м небом разл…вает по нему множество3 красок – от черво(н, нн)ого золота до б…рюзы. З…ря медле(н, нн)о переход…т в поз…ние сум…рки и в ноч….

Кр…чат в кустах коростели б…ют перепела гудит выпь г…рят первые звезды а з…ря еще дотлевает над далями и туманами.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Найдите синоним к слову дотлевает.

5. Определите стиль и тип речи, озаглавьте его.

6. Определите виды связи предложений в тексте.

7. Найдите тропы и определите их роль в тексте.

8. Расскажите о чередующихся безударных гласных в корнях слов, приведите примеры из данного текста.

9. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 7.

Арктур слепой пес слыш…л тон(?)чайшие звуки каких мы (ни)когда (не)услышим. Он просыпался по ночам раскрывал гл…за подн…мал уши и слуш…л. Он слыш…л все ш…рохи за многие версты (во)круг. Он слыш…л пение ком…ров и зудение в осином гн…зде на чердаке. Он слыш…л как шурш…т в саду мыш… и тихо ход…т кот по крыш… с…рая.

И дом для него (не)был молчаливым и (не)жилым как для нас. Дом то(же) жил он скрипел шуршал потреск…вал вздраг…вал чуть заметно от холода. Под вод…сточной трубе ст…кала р…СА и скапл…ваясь (в)низу падала на плоский камень ре…кими каплями4 . (С)низу доносился2 (не)внятный плеск воды в реке. И совсем д…леко в деревн… слабо кр…чали петухи по дворам.

Это была жизнь1 вовсе (не)ведомая и (не)слышная но зн…комая и понятная ему.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль и тип речи.

5. Объясните, с помощью каких языковых средств передается поэтическая тональность текста.

6. Подберите синонимы к слову невнятный .

7. Расскажите о постановке запятых при однородных членах предложения.

8. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения в данном тексте.

9. Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы, объясните их.

10. Расскажите о написании НЕ с причастиями (проанализируйте примеры из данного текста).

11. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 8.

Почти месяц продолжалась наивная оч…ровательная сказка нашей любви и до сих пор (в)месте с прекрасным обликом Олеси живут с (не)увядающей3 силой в моей душе эти пылающ…е вечерние зори эти р…систые бл…гоухающ…е ландышами и медом утра полные бодрой свежести и звонкого птич…его гама эти жаркие томные ленивые июльские дни…

(Ни)разу (ни)скука (ни)утомление (ни)вечная страсть к бродячей жизн… (не)шевельнулись в это время в моей душе. Я как языческий бог или как молодое сильное животное насл…ждался светом теплом сознательной радостью жизни.

Между тем пр…ближал…сь время моего от…езда. Собственно говоря все мои обязанности в Переброде были уже поконче(н, нн)ы но я умышле(н, нн)о оттягивал срок моего возвращения в город. Я еще н… слова н… говорил об этом Олес… боясь даже представить себе как она примет мое извещение1 о (не)обходимости уехать. Вообще говоря я находился в затруднительном пол…жении. Привычка пустила во мне глубоки корни. Видеть ежедневно Олесю слышать ее милый голос и звонкий смех все это стало для меня больше чем необходимостью.

В редкие дни когда (не)настье мешало нам встеча(т, ть)ся чувствовал себя точно потеря(н, нн)ым точно лише(н, нн)ым чего(то) самого важного в жизни. Всякое занятие казалось мне скучным лишним и все мое существо стремилось в лес к теплу к свету к милому привычному лицу Олеси4 .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль текста.

5. Найдите предложения с обособленными членами, подчеркните обособленные члены, укажите главное слово.

6. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

7. Объясните правописание не и ни с указанными словами.

8. Найдите слово, соответствующее схеме: ¬ ^ ^

9. Выполните указанные виды разборов.

10. Какие тропы использует автор в данном тексте?

11. Найдите в тексте предложения с вводными конструкциями и расскажите о знаках препинания в предложениях с вводными словами и предложениями.

Вариант 9.

Боги боги мои! Как грус…на вечерняя земля Как таинстве…ы туманы над болотами Кто блуждал в этих туманах кто много страдала перед смертью кто летел над этой землей тот это знает. Это знает уставший. И он без сож…ления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с ле…ким сер…цем в руки смерти зная что только одна она успоко…т его3 .

Волшебные ч…рные кони и те утомились и несли своих всадников медле(н,нн)о и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своей спиной притих даже (не)угомонный Бегемот и вц…пившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный ра…пушив свой хвост. Ночь начала закрывать ч…рным платком леса и луга ночь заж…гала печальные огонечки где(то) далеко (в)низу теперь уже (не)интересные и (не)нужные ни Маргарите ни Мастеру. Ночь обгоняла к…валькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем2 небе белые пятнышки звезд.

Ночь густела летела рядом хватала скачущих за плащи содрав их с плеч разоблачала обманы4 . И когда Маргарита обдуваемая прохладным ветром открывала глаза она видела как меняется3 облик всех летящих к своей цел… . Когда же (на)встречу им из(за) края леса начала выходить багровая и полная луна все обманы и…чезли св…лились в болото утонула в туманах колдовская (не)стойкая одежда.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Найдите предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.

5. Расскажите о знаках препинания при обособленных определениях.

6. Приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.

7. Назовите, какой частью речи выражены подлежащие в предложениях первого абзаца.

8. Объясните правописание наречий в тексте.

9. Определите спряжение глаголов в первом абзаце.

10. Каково лексическое значение слова кавалькада ?

11. Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы.

12. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 10.

На з…кате солнца высоко над городом над каменной те(р, рр)а(с, сс)ой одного из самых красивых зданий в Москве постро…(н,нн)ого около (полу)тораст… лет назад находились двое Воланд и Азазелло. Они (не)были видны с улиц… так как их закрывала от (не)нужных взоров бал…страда с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. Воланд одетый в ч…рную свою сутану сидел на складном табурете. Его дли(н, нн)ая широкая шпага была воткнута между двумя ра(с, сс)екшимися плитами те(р, рр)а(с, сс)ы вертикально так что получились солнечные часы. Тень шпаги медле(н, нн)о и (не)укло(н, нн)о удлинялась подползая1 к ч…рным туфлям на ногах сатаны1 . Пол…жив острый подбородок на кулак скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя Воланд (не)отрываясь смотрел на необ…ятное сборище дворц…в, гигантских домов и маленьких обреч…(н, нн)ых на слом лачуг. Азазелло расставшись со своим совреме(н, нн)ым нарядом то есть с пиджаком котелком лакирова(н, нн)ыми туфлями одетый как и Воланд в ч…рное (не)подвижно стоял не(в)далеке от своего повелителя так(же) как и он (не)спуская глаз с города.

Они глядели как в окнах повернутых на запад в верхних этажах громад заж…галось излома(н, нн)ое3 ослепительное солнце. Глаз Воланда г…рел так(же) как одно из таких окон хотя Воланд был спиною к закату. Но тут что(то) заставило Воланда поверну(ть, т)ся от города и обратить свое внимание на круглую башню которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборва(н, нн)ый выпачка(н, нн)ый в глине мрачный человек в хитоне.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль текста.

5. В последнем абзаце текста определите вид придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях и расскажите о видах придаточных предложений.

6. Объясните лексическое значение слов сутана, терраса, балюстрада .

7. Назовите в тексте служебные части речи.

8. Найдите предложение, в котором причастный оборот не обособляется, и расскажите о знаках препинания при обособленных и необособленных определениях.

9. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 11.

Томление и зной усиливались.

Замолкли птицы мухи осоловели на окнах. К вечеру ни…кое3 со…нце скрылось в раскаленной мгл… .

Сумерки настали быстро. Было совсем темно н(е, и) одной звезды и вот в м…ртве(н, нн)ой тишине глухо и важно зашумели ветлы долет…ли испуга(н, нн)ые крики грачей. Шум становился все крепче торжестве(н, нн)ее. Нал…тевший ветер засв…стел завыл в трубах и углах дома.

Где(то) бухнуло окно зазвенели ра…битые стекла.

Весь сад теперь шумел скрипели стволы шатались (не)вид…мые вершины4 .

И вот бело-синим осл…пительным светом раскрылась ноч… . (На)мгновение ч…рными очертаниями ни…ко наклонивши…ся деревья. И снов… тьма. И грохнуло обрушилось все небо. Хлынул дождь сильный обильный потоком.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, обозначьте части речи.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его, определите главную тему.

4. Определите стиль текста и тип речи.

5. Какими средствами языка автор обозначает признаки предгрозовой природы?

6. Подберите синонимы к словам бухнуло, осоловели .

7. Объясните особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые .

8. Разберите по составу слово долетели . Приведите пример с таким же составом.

9. Объясните правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 12.

Тем врем…нем море обведе(н, нн)ое по г…ризонту золотой3 нитью еще спало лиш… под обрывом в лужах береговых ям вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и ч…рный. За золотой нитью небо вспыхивая сияло огромным веером света белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие божестве(н, нн)ые цвета светились в них. На ч…рной дали легла уже трепетная снежная бел…зна пена бл…стела и б…гровый разрыв вспыхнув2 средь золотой нити бросил по океану к ногам алую рябь4

Из заросли поднялся к…рабль он всплыл1 и остановился на самой середине з…ри. Из этой дали он был виден ясно как обл…ка. Разбрасывая веселье он пылал как вино роза кровь уста алый бархат и пунц…вый огонь.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте текст, определите тип речи.

4. Найдите в тексте слова, обозначающие разные оттенки красного цвета.

5. Подберите синонимы к слову уста . К какой группе лексики относится это слово? В каких устойчивых выражениях употребляется в современном языке?

6. Как вы понимаете выражение разбрасывая веселье, он пылал ?

7. Найдите в тексте обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.

8. Найдите уточняющие обособленные члены предложения. Какой второстепенный член предложения уточняется?

9. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 13.

Уч…ные вы…сн…ли что (на)земном шар… существу…т круг…ворот в…ды4 .

Что же это за явление?

Под влиянием со…неч(?)ных лучей (с)поверхност… нашей планеты и(з, с)паряе(т, ть)ся огромное количество воды. И(з, с)паривш…ся влагу подхватыва…т воздушные течения.

Когда пары попадают (в)верхн… х…лодн…е слои …тм…сферы они (з, с)гущаю(ть, т)ся. Так из м…льчайших капел…к образуются обл…ка. Влага пропита(н, нн)ая дождями на суше ст…кает (с)высоких мест в более ни…кие. Отдедьн… струйки соединяются и пр…вращаются в руч…и. те в свою очередь дают начало рекам.

Снег… выпавш… в холодн… время года (на)р…внинах и (в)горах образу…т снежный покров и л…дники.

Весной и летом тал… воды ст…кают в русла рек и уносятся в …кеан.

Значит рано или по…дно1 вода и(з, с)паривш…ся из Мирового ок…ана разными путями снов… впада…т в него. Так замыкается2 круг…ворот воды (в)природе.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его, определите главную мысль.

4. Определите стиль и тип речи.

5. Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов русло, ледник, покров .

6. Составьте перечень пунктуационных правил, которыми вы пользовались при работе с данным текстом.

7. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 14.

Есть сказочная сила в морозных узорах окна. За стеной слышен кашель той которая мучае(т, ть)ся около (не)послушн… печк… . И мне бе…конечно жаль ее но я (не)могу помоч… . Я знаю что и она и мой ребенок и я сам все муча…мся в этом царстве зимы и голодные застываем здесь (в)царстве бе(с, з)брежного зл…счастья где уб…вают и ум…рают.

Но цветные морозные узоры играющие перед моими тоскующими глазами и отделяющие боль мира который там за окном говорит мне о пр…здности всего что и я переживаю и о действительност… чего(то) иного больш…го бе(с, з)мерного поют о (не, ни)зависимой красоте мироздания 2 .

Я вижу в этих узорах пр…ч…дливые леса оттуда и(с, з)ходит все и все туда возвращается.

Я чу…ствую1 как высокое Солнце идет путем далеким от моих маленьких дорог.

И знаю что если я верю в путь Солнца то я и мои маленькие дороги совп…дают с этим великим путем4 .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Озаглавьте текст, определите главную мысль.

4. Определите стиль и тип речи.

5. Объясните, пользуясь толковым словарем, значение выделенных слов.

6. Укажите особенности произношения и написания слов вдруг, чувства, здесь .

7. Расскажите о правописании приставок на з-, с- . Объясните правописание их в словах текста.

8. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 15.

(Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше(н, нн)ом месте есть курган. Он невысок его запахивают и ржаной колос шуршит по его склонам4 . Тот кто в давние времена выбрал это место поступил правильно место хорошее. Это древнейший пункт нашей земли.

Если спуска(ть, т)ся с него вниз к речке то пересечешь3 овраж…к крутой и довольно глубокий. Там теч…т (не)большой ручей ключ…вой воды кое(где) на круче обнаж…н рыжеватый извес…няк. Некогда тут был (не)проходимый2 лес и у руч…я стоял скит. (Ни, не)чего (не)осталось от этого скита; верно лишь ручей все тот(же).

Пройдя далее лугом можно вновь подня(ть, т)ся к яблочному саду и вы перед домом небольшим помещичь…м домом одноэтажн…м с те(р, рр)а(с, сс)ой. Он ничем (не)замечателен и рядом с той стариной от которой мы шли очень молод. Перед ним цветник лужайка с боков он обрамлен старыми липами тополями и кленами. Ниже лужайки три маленьких пруда.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль текста.

5. Найдите в тексте назывные предложения. Какую художественную функцию они выполняют?

6. Назовите в тексте наречия, определите их разряд.

7. Какие формы можно образовать от глагола спускаться ?

8. Подберите синонимы к словосочетаниям давние времена, хорошее место .

9. Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы, объясните их написание.

10. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 16.

Великие произведения иску…тва отличаются тем что перейдя за грани веков и даже тысяч…летий они сохр…няют не только историческую ценность но и художественное об…яние продолжая воздействовать на сердца и души новых поколений. В каждую новую эпоху они как(бы) заново рождаются оказывая непосредственное влияние на развитие вечно обновляющегося и потому вечно молодого иску…тва. Именно к такого рода произведениям относится «Слово о полку Игореве» г…ниальное тв…рение без…мянного2 русского поэта.

Посв…щенное одной из самых трагических эпох русской истории эпохе удельных княжеских междоусобиц оно высоко поднялось над всеми местническими интересами вобрав в себя самые заветные самые сокровенные думы и чаяния народа обеспоко…(н, нн)ого не столько вып…вшими на его долю бедами сколько судьбами родной земли.

Автор «Слова» (не)бесстрастный летописец а страстный боец за утверждение самых высоких идеалов своего народа за счастливое3 буд…щее Родины против всего что связывает ее силы мешает ей разверну(т, ть)ся во всю мощь4 .

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения

5. Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подберите проверочные слова.

6. Дайте определение корня и расскажите о правописании гласных в корне слова.

7. Дайте определение однородных членов предложения. Найдите однородные члены предложения в тексте, определите их синтаксическую функцию.

8. Подберите к первому предложению синтаксический синоним.

9. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 17.

Манилов выр…нил тут(же) чубук с трубкою1 на пол и как разинул рот так и остался с разинутым ртом (в)продолжении… нескольких минут. Оба пр…ятеля ра…уждавшие о пр…ятностях дружеской жизни остались (не)движимы вперяя друг в друга глаза как те портреты которые вешались (в)старину один против другого по обеим сторонам зеркала4 . Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел (с)низу ему в лицо стараясь высмотреть не видно ли какой усмешки на губах его не пошутил ли он но (ни)чего н… было видно такого напротив лицо даже казалось степеннее обыкновенного; потом подумал не спятил ли гость как(нибудь) (не)взначай с ума и со страхом посмотрел на него пристально; но глаза гостя были совершенно ясны не было в них дикого3 беспокойного огня какой бегает в глазах сума…шедшего человека все было прилично и в порядке. Как н… придумывал Манилов как ему быть и что ему делать но н…чего другого не… мог придумать как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

4. Найдите в тексте производные предлоги и объясните их правописание.

5. В данном тексте объясните правописание слов с не .

6. Расскажите о правописании не с существительными, прилагательными и наречиями.

7. Дайте определение подлежащего, расскажите о способах выражения подлежащего.

8. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 18.

Уже было начало июля когда князь Андрей возвращаясь3 домой в…ехал1 опять в ту березовую рощу в которой этот старый к…рявый дуб так стра(н, нн)о и пам…тно пор…зил его. Бубен(?)чики еще глуше зв…нели в лесу чем месяц тому назад все было полно тенисто и густо. И молодые ели рас…па(н. нн)ые по лесу (не0нарушали общей красоты и поддел…ваясь под общий характер нежно зеленели нежн…ми молодыми побегами.

Целый день был жаркий где(то) соб…ралась гр…за но только (не)большая туч(?)ка брызнула на пыль дороги и на соч(?)ные лист…я. Левая ст…рона леса была темная правая мокрая и глянцевитая бл…стела на со…нце чуть колыхаясь от ветра. Все было в цв…ту соловьи трещали и перекат…вались то близко то д…леко.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите стиль текста и тип речи.

5. Найдите тропы. Какую роль в тексте они играют?

6. Объясните написание слов с чередующейся безударной гласной в корне, приведите свои примеры.

7. Найдите сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, определите способ подчинения придаточных предложений. Составьте схему этого предложения.

8. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 19.

В Мещёрском крае нет (ни)каких особе(н, нн)ых красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (не)хоже(н, нн)ых троп и (не)пуга(н, нн)ых птиц и зв…рей обл…дает большой пр…тягательной силой4 . Он так(же) скромен как к…ртины Левитана но и в нем как и в этих к…ртинах заключае(т, ть)ся вся прелесть и все (не)заметное разнообразие русской пр…роды.

Что можно увид…ть в мещёрском крае? Цв…тущие (н…)когда (не)коше(н, нн)ые3 луга сосновые боры лесные озера высокие ст…га пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в ст…гах ост…ется теплым (в)течении… всей зимы. Мне пр…ходилось ноч…вать в ст…гах в октябре когда иней покрывает траву на ра…веете и я выр…вал в сен… глубокую нору. Залезеш… в нее сразу согрееш…ся и спиш… в продолжении… всей ночи буд(то) в натопле(н, нн)ой2 комнате.

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4. Определите стиль текста и тип речи. Определите стилистическую роль однородных членов, вопросительного предложения.

5. Сформулируйте в одном-двух предложениях основную мысль текста.

6. Объясните написание -не- и -ни- со словами текста. Расскажите о правописании -не- и -ни- с местоимениями и наречиями.

7. Объясните написание -н- и -нн- в словах текста.

8. Выполните указанные виды разборов.

Вариант 20.

Ноздрев был в некотором отношении… исторический2 человек. Н… на одном собрании… где он был (н…)обходилось без истори… . Какая(нибудь) история непреме(н, нн)о прои…ходила или выв…дут его под руки из зала жандармы или пр…нужде(н. нн)ы бывают выт…лкать свои(же) приятели. Если(же) этого (н…)случи(т, ть)ся то все(таки) что(нибудь) да буд…т такое чего с другим н(…)как (н…)будет или нареж…тся в буфет… таким образом что только смеется или проврется самым жестоким образом так(что) наконец самому (з, с)делается1 совес…но. И наврет соверше(н, нн)о без всякой нужды вдруг ра(с, сс)кажет что у него была лошадь какой(нибудь) голубой или розовой шерсти…

Вопросы и задания:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Определите стиль текста и тип речи.

4. Определите способ связи предложений в тексте.

5. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Приведите примеры из текста.

6. Сделайте морфологический разбор любого глагола из текста.

7. Найдите слово, соответствующее схеме: ¬ ¬ ^ ^

8. Выполните указанные виды разборов.

Вопросы к зачету по русскому языку.

1. Русский язык в современном мире.

2. Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

3. Функциональные стили русского языка.

4. Типы речи.

5. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления.

6. Лексическое и грамматическое значения слова (примеры отличия лексического значения слова от грамматического).

7. Многозначные слова и омонимы.

8. Употребление синонимов и антонимов.

9. Паронимы и их разграничение.

10. Употребление лексики, имеющей ограниченную сферу распространения (диалектизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы).

11. Заимствованные слова и их употребление.

12. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи.

13. Изобразительно-выразительные средства языка.

14. Словари русского языка.

15. Орфоэпические нормы русского языка (акцентологический минимум).

16. Основные способы словообразования.

17. Правописание гласных в корне.

18. Правописание согласных в корне.

19. Употребление прописных букв в именах собственных.

20. Употребление разделительных ъ и ь .

21. Правописание приставок.

22. Правописание гласных после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах.

23. Имя существительное как часть речи.

24. Правописание существительных

25. Имя прилагательное как часть речи.

26. Правописание прилагательных.

27. Правописание сложных слов.

28. Правописание и употребление числительных.

29. Особенности употребления местоимений. Правописание местоимений.

30. Глагол как часть речи. правописание глаголов.

31. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

32. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

33. Значение и употребление деепричастий.

34. Правописание наречий.

35. Правописание н и нн в наречиях.

36. Правописание предлогов.

37. Правописание союзов.

38. Правописание частиц.

39. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.

40. Тире между подлежащим и сказуемым.

41. Знаки пунктуации в предложениях с однородными членами.

42. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

43. Обособленные и необособленные приложения.

44. Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

45. Обособленные дополнения.

46. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения.

47. Сравнительные обороты.

48. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.

49. Обращение.

50. Знаки пунктуации при междометиях, частицах, утвердительно-отрицательных и вопросительно-восклицательных словах.

51. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

52. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

53. Пунктуация в бессоюзном предложении.

54. Знаки препинания при прямой речи. замена прямой речи косвенной.

55. Знаки препинания при цитатах.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

агент

забронировать (покрыть броней)

опошление

августовский

завидно

оптовый

агрономия

заговор

осведомить

акрополь

задолго

острие

алкоголь

заиндеветь

откупорить

алфавит

закупорить

памятуя

анатом

звонит

партер

апостроф

злоба

патриархия

аристократия

знамение

пасквиль

арест

избаловать

паралич

асбест

изобретение

петля

афера

индустрия

плато

базироваться

искра

плесневеть

баловать

исповедание

подбодрить

баллотироваться

истерия

придание

безумолчный

исчерпать

перчить

бензопровод

каталог

подростковый

бередить

каучук

портовый

блокирование

квартал

пурпур

бытие

кета

развитой

валовой (продукт)

колледж

рассредоточение

верба

километр

рефлексия

верование

кладовая

симметрия

вероисповедание

коклюш

свекла

ветеринария

корысть

сироты (Р.п., ед.ч.)

ворожея

красивее

сироты (И.п., мн.ч.)

газированный

кремень

сноровистый

газопровод

кулинария

статуя

гастрономия

кухонный

согнута

генезис

логопедия

созыв

гербовый

ломоть

сосредоточение

гордиев узел

мизерный

танцовщик

гренадер

незаконнорожденный

танцовщица

гренки

лубочный

тефтели

грошовый

мальчиковый

тигровый

гусеница

маневр

толика

давнишний

медикамент

туфля

двоеженец

мускулистый

фетиш

диалог

налоговый

флюорография

диспансер

названный (брат)

ходатайствовать

добыча

намерение

эксперт

договор

некролог

языковая (система)

договоренность

ненависть

языковая (колбаса)

дозвониться

нефтепровод

документ

никчемный

досуг

обеспечение

еретик

облегчение

жалюзи

облегчить

забронировать (закрепить)

озлобленный

Учебные пособия, справочная литература

1. Борисоглебская, Э.И. Русский язык: пособие для поступающих в вузы / Э.И. Борисоглебская. – Минск, 1998.

2. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 классов / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2007.

3. Греков, В.Ф. Пособие по русскому языку. 10-11 классы / В.Ф. Греков, В.В. Чижов. – М., 2008 (и др. издания).

4. Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М., 2009 (и др. издания).

5. Розенталь, Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М., 2008 (и др. издания). – 656с.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь. – М., 2001 (и др. издания).

Словари, справочники

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
  3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения. М., 1988.
  4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М., 1997.
  5. Большой словарь русского языка. М., 2000.
  6. Букчина Б.З. Словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? М., 1999.
  7. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). М., 1996.
  8. Введенская И.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1982.
  9. Вишняков О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.
  10. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1987.
  11. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. М., 1990.
  12. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. М., 1995.
  13. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1997.
  14. Лопатин В.В., Чельцова Л.К., Нечаева И.В. Словарь русского языка: Прописная или строчная? М., 1999.
  15. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1988.
  16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.
  17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1992.
  18. Орфографический словарь русского языка / ответств. ред. Лопатин В.В. М., 1993.
  19. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 1998.
  20. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). М., 1984.
  21. Словарь иностранных слов. М., 1990.
  22. Современный словарь иностранных слов. М.,1992.
  23. Ушаков Д.Н., Крючков Е.С. Орфографический словарь. М., 1984.
  24. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987.
  25. Фразеологический словарь русского языка. М., 1986.
  26. Шанский Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

3.2. Литература

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Часть I

Русская литература XIX века

1. Основные тенденции развития русской литературы конца XVIII – первой половины XIX века

2. Тема поэта и поэзии в лирике А.С Пушкина

3. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»

4. Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова

5. Роль художественной детали в одном из произведений Н.В. Гоголя (на примере петербургских повестей)

6. Мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

7. Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века

8. Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

9. Особенности мастерства А.Н. Островского-драматурга

10. Особенности жанра и композиции романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

11. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

12. Своеобразие жанра и композиции «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

13. Жанрово-стилистическое своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

14. Образ народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

15. Художественная онтология Ф.И. Тютчева

16. Мир природы в лирике А.Фета

17. Смысл теории Раскольникова

18. Пути исканий Андрея Болконского.

19. Война в изображении Л.Н. Толстого в «Войне и мире».

20. Художественная природа новой чеховской драмы.

Часть II

Русская литература XX века

1. Основные тенденции развития русской литературы конца XIX – начала XX века

2. Вечные проблемы и их художественное воплощение в прозе И. Бунина и А.Куприна

3. Поэзия русского символизма (на примере одного поэта). Чтение наизусть одного-двух стихотворений.

4. Поэзия русского акмеизма (на примере одного поэта). Чтение наизусть одного-двух стихотворений.

5. Русский футуризм (на примере одного поэта). Чтение наизусть одного-двух стихотворений.

6. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.Маяковского «Облако в штанах»

7. Своеобразие композиции поэмы А.Ахматовой «Реквием»

8. Проблематика пьесы М.Горького «На дне»

9. Тема любви в творчестве А.Блока (на примере цикла «Стихи о Прекрасной Даме»)

10. Судьба России в творчестве А.Блока

11. Идейно-художественное своеобразие поэму А.Блока «Двенадцать»

12. Своеобразие поэтики С.Есенина (на примере двух-трех стихотворений)

13. Основные тенденции развития русской литературы 1917-го – 1940-х годов

14. Идейно-художественное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

15. Судьба человека в тоталитарном государстве (А.Солженицын, В.Шаламов, А.Жигулин)

16. Философское осмысление мира и человека в поэзии Б.Пастернака. Чтение наизусть одного-двух стихотворений и отрывков

17. «Доктор Живаго»: жанровое своеобразие

18. Тема памяти в поэзии А.Твардовского. Чтение наизусть одного-двух стихотворений и отрывков

19. Тема войны в творчестве писателей второй половины XX века (В.Некрасов, Ю.Бондарев, В.Быков, К.Воробьев, В.Астафьев и др.) – по выбору учащихся

20. Особенности прозы 1990-х годов (В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, А.Солженицын, В.Маканин, А.Ким, В.Орлов, Л.Петрушевская и др.) – по выбору учащихся.

Литература

1. Агеносов. Русская литература XX в. 11класс. Учебник в 2-ух частях.

2. Архангельский. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник в 2-ух частях.

3. Журавлев В.П. Русская литература XX века 11 класс. Учебник в 2-ух частях.

4. Коровин В.И. Литература. Учебник 10 класс в 2-ух частях.

5. Курдюмова. Литература. Учебник 11 класс. Учебник в 2-ух частях.

6. Курдюмова. Литература. Учебник 10 класс.

7. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник 10 класс в 2-ух частях.

8. Маранцман В.Г. Литература. Учебник 10 кл в 2-х частях.

9. Чалмаев В.А. Зинин. Литература. Учебник 11 класс. Учебник в 2-ух частях.

Дополнительная литература

1. Айхенвальд Ю. Гоголь // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994

2. Анастасьева А. «Гроза» Островского. М., 1975.

3. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». М., 1978

4. Бушмин С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987

5. Волков А.Н. Творчество А.И. Куприна. – М., 1981.

6. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.2. М., 1997.

7. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.2. М., 1997.

8. Гречнев В.Я. О прозе XIX-XX вв. (Л.Толстой, А.Чехов, И.Булгаков, Л.Андреев, М.Горький). СПб., 2000.

9. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.

10. Дядичев В.Н. В.В. Маяковский в жизни и творчестве. М., 2009.

11. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв. – М., 1990.

12. Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина. – М., 2001.

13. Колобаева Л.А. Русский символизм. – М., 2000.

14. Котенко Н. Валентин Распутин. М., 1988.

15. Краснова Л. Художественный мир А.Блока. – М., 1990.

16. Краснощекова Е. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1997

17. Кременцов Л.П. Русские поэты XX века. / Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. – М., 2002.

18. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. – 2-е изд. – М., 1983.

19. Лакшин В.Я. Берега культуры. М., 1994.

20. Лакшин В.Я. Островский. М., 1989 (ЖЗЛ)

21. Лакшин В.Я. Пять великих имен. М., 1988

22. Лебедев Ю.В. Тургенев. М., 1990 (ЖЗЛ)

23. Манн Ю. В поисках живой души. М., 1987

24. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.

25. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд. – М., 1989.

26. Недвзнецкий В.А. Поэт и его судьба // Недвзнецкий В.А. От Пушкина к Чехову. М., 1997

27. Непомнящий В. Пушкин. Избранные работы 1960-1990-х гг. М., 2001.

28. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.,1977.

29. Полоцкая Э. О поэтике Чехова. М., 2001.

30. Поэзия серебряного века в школе / Сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. – М., 2001.

31. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарии. М.,1991.

32. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.

33. Русская литература XX века. Ч.1. – М., 1991.

34. Русская литература конца XIX– начала XX века / под ред. В.В. Агеносова. – М., 2004.

35. Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М., 2008.

36. Смирнова Л.Н. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1995.

37. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994.

38. Чуковский К. Мастерство Некрасова. Любое издание.

39. Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев: Поэтическое открытие природы. М., 1998.

40. Юрьева О.Ю. Серебряный век русской поэзии. – М., 2001.

41. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М., 2009.

3.3. Иностранный язык

ТЕ S Т 1.

1. "Have you ever been to France?" "Yes, I _____

a) had been;

b) went;

c) have been d)were.

2. It's a small town in the south ______ England.

a) -;

b) from;

c) to;

d) of.

3. Couldn't you go a little faster? I'm ____ a hurry.

a) on;

b) in;

c) at;

d) of.

4. I usually wear skirts, but today I ___ trousers.

a) wears;

b) wear;

c) wearing;

d) am wearing.

5. It's Mr. Smith, ______?

a) isn't it;

b) isn't he;

c) is it;

d) is not it.

6. One of my neighbors has _____ me to tea.

a) invited;

b) pleased;

c) suggested;

d) welcomed.

7. I'm ______ in the news.

a) exciting;

b) interesting;

c) interested;

d) interest.

8. Can we __ at your house and go to the party together?

a) come;

b) see;

c) find;

d) meet.

9. How can I ___ to the post-office?

a) reach;

b) get;

c) find;

d) arrive.

10. "Must I take my umbrella?" "No, you ______ . It’s not going to rain."

a) mustn't;

b) needn't;

c) have to;

d) don't.

11. I think John ____ translate this document.

a) have to;

b) will have;

c) has;

d) will have to.

12. I was a bit worried because I thought I might _____ my train.

a) be late;

b) not reach;

c) lose;

d) miss.

13. I _____ breakfast when the phone nag, had; have;

a) am having;

b) was having.

c) has

d) had

14. This car is more _____ than that one.

a) fast

b) faster

c) modern

d) fastest

15. She hasn't written to me _____ we met last time.

a) since;

b) ago;

c) for;

d) before.

16. This question is _ difficult for me.

a) too;

b) to;

c) enough;

d) such.

17. This record-shop ________ be a book-shop a few years ago.

a) use;

b) used to;

c) used;

d) had.

18. She doesn't like _ television.

a) looking;

b) watch;

c) watching;

d) see.

19. He arrived ______ you were asleep.

a) during;

b) for;

c) while;

d) until.

20. Mr. Smith woke up in the middle of the night. He could hear _______ his garden.

a) anybody;

b) everywhere;

c) someone;

d) anything.

TEST 2 .

1. This dinner looks ______ to me.

a) well;

b) badly;

c) good;

d) nicely.

2. If he ______ worked harder, he would have passed the exams.

a) had;

b) would have;

c) would;

d) had have.

3. I couldn't come to the party because I _____ go to work.

a) had;

b) had to;

c) have;

d) have got.

4. He doesn't speak languages very ____ .

a) best;

b) good;

c) better;

d) well.

5. "Harry is on the phone." "Who ______ to? "

a) does he talk;

b) is he talk;

c) is he talking;

d) he talks.

6. Which country __ from?

a) Tom is coming;

b) does Tom come;

c) comes Tom;

d) is coming Tom.

7. "Excuse me." " _______"

a) Please;

b) No, I'm not;

c) Yes?

d) Yes, I am.

8. "______I put it in a bag?" "Yes, please."

a) Will;

b) Do;

c) Shall;

d) Would.

9. "What is he doing? " "____."

a) He's an economist;

b) He's having lunch;

c) He's doing it;

d) He has lunch.

10. Would you mind ______ the window, please?

a) to open;

b) open;

c) opening;

d) I open.

11. "Would you like a coke?" "_______ . "

a) Yes, I'd like;

b) Yes, I like;

c) Yes, I do;

d) Yes, please.

12. We arrived ___ the airport in time.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  598  599  600   ..