Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  578  579  580   ..

 

 

Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России библиография

Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России библиография

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………............5

Глава 1. Сущность и специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона ……………………………………………………………………………...7

1.1. Сущность инвестиционной привлекательности …………………………………………7

1.2. Сущность управления инвестиционной привлекательностью ………………………….9

1.3. Специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона .11

Глава 2. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов 14

2.1. Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов …………………….14

2.2. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности регионов …………………18

Глава 3. Результаты комплексной оценки инвестиционной привлекательности

регионов ………………………………………………………………………………………..23

3.1.Подготовка комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов …23

3.2. Интегральные характеристики инвестиционной привлекательности регионов ……...29

Глава 4. Анализ инвестиционной привлекательности регионов …………………………...48

Глава 5. Выводы ………………………………………………………………………………..55

Глава 6. Совершенствование инвестиционной привлекательности регионов ……………..60

6.1. Улучшение условий деятельности для иностранных инвесторов в регионах ……………..60

6.2. Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России ……………………………………………………………………………………66

Библиография…………………………………………………………………………………...69


ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. Рейтинги субъектов федерации по инвестиционному потенциалу ……………25

Таблица 2. Регионы с наиболее высоким инвестиционным потенциалом ………………...28

Таблица 3. Рейтинги субъектов федерации по инвестиционному риску …………………..31

Таблица 4. Регионы с незначительным инвестиционным риском …………………………33

Таблица 5. Распределение регионов России по условиям инвестирования ………………36

Таблица 6. "Недоинвестированные" и "переинвестированные" регионы" относительно инвестиционного потенциала …………………………………………………………………41

Таблица 7. Регионы с наиболее благоприятными законодательными условиями ………..44

Таблица 8. Относительная благоприятность законодательных условий для иностранных инвесторов ……………………………………………………………………………………...46

Таблица 9. Регионы, имеющие благоприятный "региональный законодательный фон"…47

Таблица 10. Законодательная активность субъектов федерации в инвестиционной сфере 47


РИСУНКИ

Рис. 1. Экспертная оценка факторов инвестиционной привлекательности ……………….23

Рис.2. Инвестиционный потенциал российских регионов (без учета ресурсной составляющей) …………………………………………………………………………………30

Рис. 3. Общий инвестиционный потенциал российских регионов …………………………30

Рис. 4. Уровень инвестиционного риска в российских регионах …………………………..33

Рис. 5. Взаимосвязь инвестиционного риска и инвестиционных потенциалов …………...34

Рис. 6. Взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционного риска ……………34

Рис. 7. Распределение регионов по условиям инвестирования ……………………………35

Рис. 8. Инвестиционный климат в российских регионах …………………………………..38

Рис. 9. Доля ВРП в регионах с различным инвестиционным потенциалом ………………38

Рис. 10. Доля населения в регионах с различным инвестиционным потенциалом ………38

Рис. 11. Реальные и инвестиционные возможности населения в регионах с различным инвестиционным потенциалом ………………………………………………………………39

Рис. 12. Экономическое значение регионов с различной инвестиционной привлекательностью …………………………………………………………………………39

Рис. 13. Реальные инвестиции и инвестиционные возможности населения в регионах с различной степенью инвестиционного риска ………………………………………………40

Рис. 14. Инвестиционный риск и инвестиции ………………………………………………40

Рис. 15. Недоинвестированные и переинвестированные регионы (по капитальным вложениям) ……………………………………………………………………………………42

Рис. 16. Недоинвестированные и переинвестированные регионы (по иностранным вложениям) ……………………………………………………………………………………42

Рис. 17. Законодательные условия для российских инвесторов ……………………………43

Рис. 18. Законодательные условия для иностранных инвесторов …………………………43

Рис. 19. Относительная приоритетность инвесторов в российских регионах ……………44


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь - неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

Сейчас время - противник: ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо осознать тот факт, что спасти положение дел могут только активные согласованные и масштабные действия. А для этого необходимо найти или создать массовую технологию управления инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положение дел . Отсюда и актуальность темы управления инвестиционной привлекательностью.

Целью данной работы является изучение инвестиционной привлекательности регионов России.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) изучить сущность и специфику управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона;

2) рассмотреть методики оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ;

3) дать оценку инвестиционной привлекательности регионов РФ;

4) изучить пути повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ.

Таким образом, объектом изучения данной работы являются регионы РФ, а предметом изучения – инвестиционная привлекательность регионов РФ.

В работе изучены вопросы:

1) сущность и специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона;

2) методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов;

3) комплексный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов;

4) Результаты комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов;

5) анализ инвестиционной привлекательности регионов;

6) направления повышения инвестиционной привлекательности регионов.

В работе были использованы методы экономического анализа и статистики: сравнительный анализ, сводка и группировка.

В процессе написания теоретической части работы были использованы труды отечественных авторов по социологии, политологии, психологии, экономике, государственному управлению и финансовому контролю, учебные пособия и справочники, периодические материалы.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ В МАСШТАБАХ РЕГИОНА

1. 1. Сущность инвестиционной привлекательности

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов.

Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:

· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

· производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

· интеллектуальный (образовательный уровень населения);

· институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

· инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков

· экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

· политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);

· социальный (уровень социальной напряженности);

· экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

· криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность , практически не предполагающая возможность активного изменения: анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы авторов, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.

Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро - законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления инвестиционной привлекательностью.

1.2. Сущность управления инвестиционной привлекательностью

Что же, в таком случае, означает управление инвестиционной привлекательностью?

Традиционный подход не дает и не может дать ответа на этот вопрос: известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Такие представления существуют в виде базовой концепции "Сущность инвестиционного процесса" и концепции "Управление инвестициями в реальный сектор". Более того, на базе этих концепций разработан практический подход и начато осуществление практических действий по управлению инвестициями в реальный сектор экономики.

Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью - две стороны одной медали. Разница лишь в том, кто выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое. Поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции "Управление инвестициями в реальный сектор" заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений .

На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности , устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство - целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления , устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы такое впечатление не складывалось, следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации. Именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

1.3. Специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона

Управление в масштабах региона - это, прежде всего, управление тенденциями . Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления , и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. Важно отметить, что вместо того, чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов , то есть позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.
Предпочтения - категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона , то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых , а специфика текущего момента делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной

Во всех странах существуют различия между регионами по инвестиционной привлекательности, и Россия в данном случае отнюдь не исключение.

Причин межрегиональных различий много, но все их можно разделить на три группы. Это:

- географические и социально-экономические характеристики регионов, к которым можно отнести экономико-географическое положение, природные ресурсы, наличие и качество трудовых ресурсов, структуру промышленности, уровень развития инфраструктуры всех видов, емкость рынка и т.д. и т.п. (нередко эти факторы, в отличие от двух названных ниже, называют объективными);

- проводимая центральными властями политика, направленная на стимулирование притока инвестиций в отдельно взятые регионы;

- экономическая политика региональных властей, определяющая предпринимательский и инвестиционный климат территорий.

Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

2.1. Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов

Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может, выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Появление в РФ вместо единственного инвестора - государства - множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как конкретные условия в регионах, или субъектах Федерации, существенно отличаются от присущих стране в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов к оценке их инвестиционного климата оказалось невозможным. Как следствие в последние годы был выполнен целый ряд различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, причем не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.

Наиболее распространенным методом, применяющимся в таких исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, то есть линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей осуществляется группировка. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Наиболее интересным комплексным исследованием инвестиционного климата российских регионов, проведенным за рубежом, надо признать работу, сделанную по заказу "Bank Austria" в 1995 г. В России наиболее обстоятельной по числу учитываемых факторов, но, к сожалению, не получившей продолжения является оценка инвестиционного климата российских регионов, выполненная для первого Конгресса российских предпринимателей в 1994 г.

Основными недостатками названных исследований инвестиционной привлекательности российских регионов являются:

- неоднозначная трактовка самого понятия "инвестиционный климат";

- ограниченность набора учитываемых показателей;

- отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства;

- слабая обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки;

- эпизодичность проведения анализа: как правило, это однократные исследования различных коллективов, осуществляемые на ту или иную дату;

- исследования охватывают не весь круг 89 конституционных субъектов Федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.

Отечественные ученые до сих пор не пришли к единому мнению не только о том, как оценивать инвестиционную привлекательность регионов, но и о том, что это такое. Например, 3. Котляр и М. Акимов под "инвестиционной привлекательностью регионов" понимают распределение фактических объемов привлеченных в регионы инвестиций.

Иногда оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится по ограниченному набору или даже по одному показателю. Существует и противоположный подход, когда десятки и сотни показателей, характеризующих регион, механически агрегируются в один, смысл которого уловить непросто.

В первых двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

- инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;

- инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;

- законодательных условий - правовой системы, обеспечиваю­щей стабильность деятельности инвестора.

Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных властей значительно сблизил зако­нодательные условия инвестирования в регионах, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.

Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др. При его расчете используются абсолютные статистические показатели.

Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных его подвидов:

- ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;

- производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

- потребительский - совокупная покупательная способность населения региона;

- инфраструктурный - оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;

- инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;

- трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

- институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;

- финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Для составления инвестиционного рейтинга необходима методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа надо выделить наиболее индикативные показатели. Затем методом факторного анализа определить вклад каждого индикативного показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На последнем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся к различным типам законодательного климата, объединить в группы по характеру инвестиционного климата.

3.2. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности регионов

С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт". В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.

Исходные положения данной оценки заключаются в том, что для определения инвестиционной привлекательности российских регионов используются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся исходя из значения индекса инвестиционного риска - относительного отклонения от среднероссийского уровня, принимаемого за единицу.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 регионов России.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо ранга характеризуется количественной оценкой, показывающей, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и насколько велик риск инвестирования.

Результаты исследования представлены в форме таблиц, графиков и карты, показывающих распределение, динамику, группировку регионов и их географию по показателям рейтинга потенциала и риска и их составляющим, а также в форме сопроводительного текста. Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп.

В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала было использовано более 100 исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, правовой базы данных "Консультант Плюс-Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт РА". Информация по распространению сотовой связи и уровню проникновения Интернета в регионах была предоставлена компанией iKS-Consulting. Результаты федеральных и региональных выборов были взяты с интернет-сайта Центризбиркома РФ и избирательных комиссий субъектов федерации. Кроме того, при составлении рейтинга была использована информация по законодательству, стратегиям и программам развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная - по собственной инициативе - администрациями отдельных субъектов федерации.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена в результате анкетирования, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий по специально разработанной анкете. В этом году в составе экспертов были достаточно широко представлены руководители и специалисты немецких фирм и компаний, работающих в России - членов Делегации немецкой экономики в России. В качестве экспертов привлекались также руководители инвестиционных департаментов отдельных субъектов федерации.

Результаты сопоставления экспертных весов вкладов отдельных видов риска и потенциала за две даты представлены на графике 5. Эксперты по-прежнему наиболее высоко оценивают значимость законодательного и политического риска, а также трудового потенциала в формировании благоприятного инвестиционного климата.

Существенная особенность нынешнего, девятого, рейтинга состоит в том, что пересмотрена система нумерации регионов в таблицах и на графиках. Во всех предыдущих публикациях нумерация регионов соответствовала порядку регионов по их положению в системе экономических районов бывшего СССР. В настоящее время эта система потеряла актуальность и в статистике заменена на нумерацию по федеральным округам, которая применена нами при составлении данного рейтинга.

Прошедший год характеризовался важными событиями в политической, экономической и социальной жизни как всей страны, так и отдельных ее регионов, вследствие чего заметно изменилось положение отдельных регионов в рейтинге инвестиционной привлекательности.

За 2003-2004 годы почти полностью изменился "политический ландшафт" России: прошли выборы - думские, президентские, выборы высших должностных лиц более чем в 30 субъектах федерации и выборы представительных органов власти по партийным спискам в 17 регионах. Кроме того, оценка политического риска была дополнена с учетом таких фактов политической жизни, как: уровень межэтнической напряженности в регионе, судебные иски к главам регионов, отставки и "перетряски" региональных правительств и т. п. От этих изменений больше всего выиграли Московская, Пермская, Кемеровская и Томская области, поднявшиеся в рейтинге политического риска более чем на 40 позиций за год. Больше других проиграли: Алтайский край, Кабардино-Балкарская республика и Ярославская область.

Активизация как федерального, так и регионального законотворчества, появление новых нормативных положений и документов привели к перераспределению регионов и по уровню законодательного риска . Средний уровень изменения ранга этого вида риска в рейтинге 2004 года по сравнению с 2003-м составил почти 20 позиций. Например, Республика Хакасия улучшила свой ранг сразу на 69 мест, Ямало-Ненецкий автономный округ - на 59, а Республика Северная Осетия - Алания - на 53 места. Напротив, очень существенно увеличился законодательный риск в республиках Коми, Алтай и Татарстан.

Появление новых факторов риска обусловило более глубокий подход к оценке социального, криминального и экологического рисков. Так, в социальном риске впервые было учтено такое уже достаточно распространенное явление жизни небольших городов и поселков, как аварийность теплосетей, а также уровень бедности населения (см. таблица 6 и таблица 7). При расчете экологического риска кроме интенсивности воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду учитывалась комплексная оценка существующих в регионе природно-климатических условий жизнедеятельности человека, предложенная еще в 70-е годы О. Назаревским.

Наконец, криминальный риск впервые был оценен с наибольшей полнотой, включающей интенсивность террористических актов.

Из частных видов инвестиционного потенциала наибольшие изменения претерпела процедура оценки инфраструктурного потенциала . Предоставленные компанией iKS-Consulting данные позволили более адекватно оценить этот вид потенциала с учетом интенсивности проникновения Интернета и распространенности сотовой связи в регионах.

Наконец, как и в предыдущем рейтинге, для сопоставления объемов отечественных капитальных вложений с прямыми иностранными инвестициями первые были переведены в валютный эквивалент по курсу доллара соответствующих лет.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

3.1. Подготовка комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов

Для оценки инвестиционного климата использовано более сотни статистических показателей регионального развития за последних 6 лет (информация Госкомстата РФ), проанализировано около 1000 относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности опубликованных законодательных актов РФ и ее субъектов, а также доклады различных исследовательских центров, карты, статьи и монографии.

Оценка весов вклада каждого фактора в инвестиционный климат была получена в результате опроса российских и иностранных экспертов (Рис1).

Рис. 1. Экспертная оценка факторов инвестиционной привлекательности

Результаты экспертного опроса по факторам инвестирования выявили существенную разницу в характере ориентации зарубежных и отечественных инвесторов. Для потенциальных иностранных инвесторов наиболее важны доступность региона и отношение к ним региональных властей.

В то же время российские инвесторы по-прежнему делают ставку на экстенсивные факторы инвестирования, прежде всего на ресурсный и экономический потенциал региона

В подготовке рейтинга в качестве экспертов участвовали ведущие зарубежные компании -- члены Консультативного совета по иностранным инвестициям при премьер-министре России Викторе Черномырдине: Mitsui, British & American Tobacco, Ernst & Young и другие.

На первом этапе исследования все статистические показатели по регионам группировались с помощью корреляционно-регрессионного анализа, и в каждой группе были выделены наиболее индикативные показатели.

Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение рейтинга (места региона) по семи видам (составляющим) потенциала (таблица 1):

ресурсно-сырьевому (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

потребительскому (совокупная покупательная способность населения региона);

инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

интеллектуальному (образовательный уровень населения);

институциональному (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Аналогичным образом было рассчитано значение интегрального рейтинга каждого региона по уровню инвестиционных рисков, включающему следующие виды риска (таблица 2):

экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);

социальный (уровень социальной напряженности);

экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);

криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Таблица 1. Рейтинги субъектов федерации по инвестиционному потенциалу

Интегр. рейтинг потенциала

Рейтинг без ресурсной составл.

Регионы России

Составляющие (виды) инвестиционного потенциала

ресурсно- сырьевой

в т. ч. топливно- сырьевой

производ ственный

потреби тельский

инфрастру ктурный

интеллек туальный

институ циональный

иннова ционный

1

6

Свердловская область

6

45

2

6

55

24

4

4

2

3

Московская область

45

89

3

3

3

7

3

29

3

1

Москва

89

89

1

1

2

1

1

2

4

2

Санкт-Петербург

89

89

4

2

1

2

2

3

5

5

Ростовская область

34

8

15

10

26

32,5

8

14,5

6

4

Самарская область

60

28

5

12

23

13

7

19

7

15

Белгородская область

5

89

31

28

7

31

56

16,5

8

12

Краснодарский край

21

38

17

4

13

66,5

6

26

9

13

Челябинская область

26

34

11

13

40

36,5

17

31

10

9

Саратовская область

39

40

24

21

35

47,5

20

6

11

8

Тульская область

49

20

28

22

5

28

32

22

12

27

Кемеровская область

1

1

16

5

52

52,5

15

34,5

13

11

Новосибирская область

50

35

18

19

57

15

12

20

14

10

Республика Татарстан

53

19

12

8

36

50,5

11

7

15

18

Рязанская область

38

36

44

46,5

20

26

43

8

16

16

Владимирская область

44

89

38

39

11

36,5

39,5

10

17

14

Воронежская область

51,5

89

25

16

16

36,5

34

24

18

20

Волгоградская область

32

51

19

20

48

29

14

36,5

19

7

Нижегородская область

71

89

10

9

33

50,5

10

1

20

26

Тюменская область (юг)

24

33

9

23

79

20

5

47,5

21

32

Пермская область

4

24

14

14

63

62

18

25

22

24

Республика Башкортостан

27

23

7

11

47

81

9

5

23

28

Алтайский край

22

62

32

17

49

54

26

18

24

33

Красноярский край

2

3

6

7

86

36,5

16

47,5

25

25

Ленинградская область

41

30

33

35

10

39,5

33

47,5

26

21

Тверская область

51,5

44

43

32,5

24

43

41

10

27

19

Калининградская область

63

57

59

58

4

9

30,5

36,5

28

36

Хабаровский край

13

26

29

44

75

11,5

25

50,5

29

42

Иркутская область

7

7

13

15

80

34

23

59

30

17

Ярославская область

75

89

26

29

22

20

36

33

31

41

Курская область

10

89

46

37,5

8

79,5

66,5

16,5

32

22

Удмуртская Республика

64

31

36

31

39

39,5

24

22

33

23

Калужская область

59

25

53

46,5

18

11,5

38

42

34

43

Приморский край

16

16

21

26

51

30

13

89

35

37

Оренбургская область

25

11

23

32,5

44

68,5

21

31

36

47

Мурманская область

8

15

41

48

56

5

35

89

37

46

Архангельская область

15

21

39

40

72

22

45

52

38

44

Республика Коми

19

6

35

36

78

14

39,5

55

39

35

Ульяновская область

42

49

40

27

32

52,5

54

27,5

40

30

Брянская область

62

89

47

34

14

66,5

55

14,5

41

29

Смоленская область

68

37

50

45

12

26

59

39

42

40

Республика Северная Осетия -- Алания

43

89

76

72

6

6

70,5

44,5

43

31

Липецкая область

65

89

30

42,5

9

32,5

60

47,5

44

56

Республика Саха (Якутия)

3

5

27

52,5

84

8

29

89

45

51

Ханты-Мансийский авт. округ

12

4

8

24

85

26

30,5

89

46

38

Ставропольский край

61

41

22

18

41

62

27,5

42

47

34

Чувашская Республика

74

89

48

49

19

64

45

12

48

48

Пензенская область

48

61

49

42,5

38

79,5

47

10

49

39

Омская область

69

58

20

25

61

56

27,5

34,5

50

50

Томская область

31

22

45

54

82

16

45

55

51

62

Республика Бурятия

18

17

60

63,5

73

20

51

59

52

55

Республика Карелия

30

89

58

61

46

18

52

89

53

58

Астраханская область

35

9

61

57

45

17

50

89

54

45

Орловская область

72

89

62

50

21

62

73

13

55

59

Мордовская Республика

40

89

69

63,5

27

68,5

75

22

56

63

Сахалинская область

36

13

66

67

53

10

53

89

57

49

Ивановская область

76

89

52

52,5

34

43

49

39

58

69

Магаданская область

11

29

74

75

66

4

63

89

59

65

Камчатская область

28

48

72

68,5

71

3

48

89

60

60

Вологодская область

54

89

34

30

62

58

42

55

61

57

Республика Дагестан

58

50

73

55

37

65

22

55

62

54

Тамбовская область

66

89

55,5

37,5

29

60

69

50,5

63

53

Новгородская область

70

89

64

61

28

47,5

64

42

64

52

Псковская область

73

89

65

66

15

56

70,5

39

65

71

Амурская область

20

12

55,5

51

65

47,5

37

89

66

64

Костромская область

56

59

63

56

54

47,5

65

44,5

67

72

Читинская область

14

14

51

59

70

77,5

61

55

68

67

Кабардино-Балкарская Республика

47

89

70

68,5

25

23

66,5

89

69

73

Ямало-Ненецкий авт. округ

9

2

37

61

87

43

62

89

70

61

Кировская область

80

60

42

41

59

73

57

27,5

71

68

Республика Марий-Эл

55

89

68

70,5

42

43

68

59

72

66

Курганская область

77

89

57

65

50

76

58

31

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  578  579  580   ..