П=П
|
П=П
|
П№ П
|
П=П
|
В одной
|
П=П
|
Значения не одинаковы, а смысловая связь существует
|
Таблица 1. Время выполнения заданий
Задания
|
Групповая
работа
|
Фронтальная работа
|
Работа с однокоренными словами
|
4
|
5
|
Паронимы
|
6
|
7
|
Шарады
|
5
|
5
|
Омонимы и многозначные слова
|
9
|
10
|
Работа с выразительными средствами языка
|
7
|
9
|
Подбор синонимов
|
8
|
8
|
Таблица 2. Правильность выполнения заданий
Результаты отражены в процентном соотношении ко всему числу работ в каждом классе.
Задания
|
Групповая
работа
|
Фронтальная работа
|
|
без ошибок
|
1-2
ошибки
|
3 и более
ошибок
|
без ошибок
|
1-2
ошибки
|
3 и более
ошибок
|
Работа с
однокоренными
словами
|
86
|
12
|
2
|
84
|
13
|
3
|
Паронимы
|
94
|
6
|
-
|
94
|
5
|
1
|
Шарады
|
100
|
-
|
-
|
98
|
2
|
-
|
Омонимы и
многозначные слова
|
87
|
7
|
6
|
89
|
10
|
1
|
Работа с
выразительными
средствами языка
|
93
|
4
|
3
|
92
|
3
|
5
|
Подбор синонимов
|
96
|
3
|
1
|
96
|
4
|
-
|
ИТОГ
|
90,6
|
6,4
|
3
|
91,3
|
6,2
|
2,5
|
Задания
1.
Работа с однокоренными словами
Групповая работа: каждой группе учащихся необходимо письменно выполнить по одному варианту из каждого задания.
Фронтальная работа: учащиеся под руководством учителя выполняют устно нижеописанные задания, один вариант выполняется детьми самостоятельно.
Группировка однокоренных слов; запись их в разные столбики:
- Промахнулся, мохнатый, размах, маховик (механизм), мох, моховик (гриб), моховой, маховой, отмашка.
- Ком, камень, окаменелый, комок, каменистый, комочек, камушек, каменный, , скомкать.
- Грамматика, грамота, грамматический, программа, безграмотный, программировать, разгромить, громкий, грамотей.
2.
Паронимы
Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.
При групповой работе: от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значение слов-паронимов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Выигрывает команда, получившая больше очков. Каждой группе предлагается объяснить слова из одного варианта задания (по 2 пары слов на группу).
При фронтальной работе учащиеся совместно с учителем выясняют значения слов из предложенных вариантов. Затем каждому из учеников предлагается составить предложения со словами одного из вариантов и записать их.
1) Великий – величественный, глубинный – глубокий.
2) Длинный – длительный, единый – единственный.
3) Заплатить – оплатить, надеть – одеть.
3.
Шарады
Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. В них даются синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифраз), а затем – значение целого.
На отгадывание – 30 секунд, за правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.
1) Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.
2) Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.
3) Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.
(Ответы: фасоль, удочка, фантазия).
Фронтальная работа: учащиеся совместно с учителем разгадывают все шарады. Затем ученикам предлагается составить собственную шараду, где отгадкой будет слово «хоровод» и записать её.
Групповая работа: каждая группа разгадывает по одной шараде, после чего представители от каждой из групп объясняют ребятам из других команд, почему отгадка именно такая.
4.
Омонимы и многозначные слова
Учитель заготавливает несколько существительных-омонимов. Можно использовать специальный «Словарь омонимов русского языка», составленный О.С. Ахмановой, если же такой словарь отсутствует – обычный толковый словарь. Задания учащимся (или группам учащихся) - поиграть разными значениями слов, составляя предложения, проясняющие их смысл. При групповой работе каждая команда составляет предложения по словам только одного варианта. При фронтальной работе два варианта анализируются совместно с учителем, один вариант учащиеся анализируют самостоятельно и записывают полученные предложения.
Задания:
1) верно (преданно – вероятно),
дорогой (любимый – имеющий высокую цену),
наступил (о времени: январь, праздник – на что-то),
2) лицо (физиономия – человек),
почитать (уважать – читать),
засыпать (погружаться в сон – заполнить чем-нибудь сыпучим, вопросами),
3) напасть (беда, неприятность – броситься),
печь (существительное – глагол),
перерыв (существительное – деепричастие).
5. Работа с выразительными средствами языка
Предлагается выполнить 3 задания, в каждом по 4 вопроса. Школьники подбирают синонимы и слова других частей речи, которые с этими синонимами сочетаются. После чего составляются предложения из слов каждого ряда получившейся таблицы.
При групповой форме класс делится на три группы (ребята распределяются учителем таким образом, чтобы в одной группе оказывались как сильные, так и слабые учащиеся). Каждая группа выполняет задание под соответствующим номером. Какая группа быстро и правильно справилась с заданием, та лидирует.
При фронтальной работе задания прорабатываются вместе с учителем, все варианты отображаются в таблицах на доске. Предложения же дети составляют самостоятельно, затем сравнивают полученные варианты.
Задание 1.
1. Дополните первую графу таблицы синонимами к глаголу «плачет».
2. Во второй графе напишите существительные (одушевленные и неодушевленные), при этом каждое существительное должно сочетаться с глаголом первой графы.
3. В третьей графе напишите прилагательные, которые, в свою очередь, будут сочетаться (по смыслу) с существительным второй графы.
Синонимы к глаголу
|
Существительные
|
Прилагательные
|
Плачет
|
4. Из записанных по горизонтали слов составьте предложения.
Задание 2
То же самое задание, но с глаголом «проплясал».
Задание 3
То же самое задание, но с глаголом «улыбнулись».
6. Подбор синонимов
Учащимся предлагается рассмотреть букет осенних цветов, назвать их цвета и подобрать синонимы, обозначающие оттенки этих цветов.
При фронтальной работе детям сначала предлагается из 3 цветов (красный, жёлтый, зелёный) выбрать тот, который нравится им больше двух других и записать его. Затем учитель открывает написанные на доске названия ещё 3 цветов. Детям предлагается по цепочке называть оттенки всех перечисленных красок. Оттенки называются по цепочке, сначала – оттенки красного, затем лилового и т.д.
При групповой работе побеждает так команда, которая подберёт больше всего оттенков.
Синонимы для оттенков красок осени:
1) Красный – алый, багряный, пурпурный, пунцовый, бордовый, малиновый, брусничный.
Лиловый – фиолетовый, сиреневый.
2) Желтый – золотой, лимонный, солнечный, медный, медовый, охристый.
Серый – свинцовый.
3) Зеленый – болотный, изумрудный, салатовый, фисташковый, бутылочный.
Синий – небесный, лазурный, аквамариновый, голубой.
Затем учащимся предлагается описать в 2-3 предложениях тот букет, который они видели в начале задания, используя названия оттенков, прозвучавших в ответах.
[1]
содержание ..
505
506
507 ..
|
|