Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22   ..

 

 

Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений

Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений

В приложениях даны практические рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком, в период адаптации к обучению в школе, правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья, комплекс упражнений по формированию (развитию) мелких движений пальцев руки у детей с церебральным параличом, а также правила работы с аутичными детьми.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ 17

Приложение № 1. Практические рекомендации для родителей

в период адаптации ребенка к обучению в школе 103

К о р р е к ц и я

Методические рекомендации

Наименование блока

Содержание блока

Психокоррекционные задачи

Формы ЗПР

Мотивацион

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов: созда­ние проблемных учебных ситуаций; стимулирование активно­сти ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры

Психофизический инфантилизм ЗПР психогенного происхождения

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

Обучение ребенка умению планировать свою деятельность во времени, предваритель­но организовывая ориен­тировки в заданиях, анализируя с ребенком используемые способы деятельности.

Соматогенные формы ЗПР

Блок контроля

Неумение ребенка контролировать свои дей­ствия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю в про­цессе деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза

1

7

4

3

2

5

9

5

8

6

9

1

9

5

2

1

8

6

4

1

6

2

5

8

2

6

8

7

9

4

3

7

2

4

7

1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. Практические рекомендации для родителей

в период адаптации ребенка к обучению в школе

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было замечаний!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил на занятии, уроке?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

8. После уроков необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

9. Не заставляйте делать все задания в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления занятий не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, почитайте литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда заниматься сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель (сентябрь и половина октября), конец декабря (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, конец февраля - начало марта. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать «завтрашнюю» контрольную и т. п.

Пожелание родителям:

19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2004. – 400 с.
  3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб, 2004. – 352 с.
  4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.
  5. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития». – М., 2003. 168 с.
  6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М., 2001. – 288 с.
  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
  8. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб., 2002. – 128 с.
  9. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2003. – 224 с.
  10. Петрова О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. – СПб., 2008. – 50 с.
  11. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
  12. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
  13. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Специальная педагогика. – М., 2000.
  14. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М., 2005. – 156 с.
  15. Речицкая Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М., 2003. – 192 с.
  16. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: «Академия», 2002. – 400 с.
  17. Утехин Ю.А. Хочу хорошо видеть. Упражнения и рекомендации. – М., 1992.
  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
  19. Фомичева Л.А. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром//Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб., 1995.
  20. Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). – М., 2003. – 192 с.
  21. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.
  22. Шипицына Л.М., Назарова Н.М. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация//Специальная педагогика. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22   ..

 

Наименование и содержание блока

Психокоррекционные задачи и приемы

Формы ДЦП

Мотивационный

Формирование познавательных мотивов:

Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социально-педагогической запущенностью

Операционно-регуляторный блок

Обучение ребенка планированию деятельности во времени Предварительная организация ориентировки в задании.

Все формы ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

Блок контроля

Обучение контролю по результатам деятельности

Дети с ДЦП с задержкой психического развития