Overview
1997
1996
Sheet 1: 1997
Месяц |
Корпоративный рынок (акции) |
Доходность при работе с векселями в ИК «Единство» с учетом налогообложения |
Ставка рефинансирования ЦБ |
Доходность на рынке ГКО |
Ставка по МБК |
|
|
|
|
Январь |
165 |
184.6 |
48 |
40 |
35.6 |
|
|
|
|
Февраль |
176 |
201.1 |
42 |
41.81 |
51.5 |
|
|
|
|
Март |
205 |
230.8 |
42 |
43.06 |
64.16 |
|
|
|
|
Апрель |
260 |
295.9 |
42 |
44.36 |
74.98 |
|
|
|
|
Май |
280 |
305.4 |
42 |
43.5 |
68.25 |
|
|
|
|
Июнь |
190 |
210.5 |
42 |
41.64 |
53.4 |
|
|
|
|
Июль |
175 |
203.2 |
42 |
40.9 |
68.7 |
|
|
|
|
Август |
151 |
194.9 |
24 |
33.83 |
57.35 |
|
|
|
|
Сентябрь |
148 |
186 |
24 |
29.96 |
49.8 |
|
|
|
|
Октябрь |
112 |
146.3 |
24 |
18 |
44.15 |
|
|
|
|
Ноябрь |
106 |
139.4 |
48 |
49.68 |
35.3 |
|
|
|
|
Декабрь |
98 |
117.1 |
48 |
48.44 |
34.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sheet 2: 1996
Месяц |
Корпоративный рынок (акции) |
Доходность при работе с векселями в ИК «Единство» с учетом налогообложения |
Ставка рефинансирования ЦБ |
Доходность на рынке ГКО |
Ставка по МБК |
|
|
|
|
|
|
|
|
Январь |
320 |
364.8 |
160 |
98.26 |
72.23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Февраль |
300 |
342 |
120 |
66.1 |
71.65 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Март |
260 |
295.2 |
120 |
99.3 |
76.16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Апрель |
400 |
456 |
120 |
112.64 |
67.98 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Май |
400 |
456 |
120 |
191.05 |
57.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Июнь |
400 |
456 |
120 |
193.05 |
68.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Июль |
250 |
288.5 |
110 |
90.75 |
68.9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Август |
220 |
250.4 |
80 |
81.05 |
57.82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сентябрь |
200 |
200 |
80 |
68.04 |
47.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь |
170 |
192.9 |
60 |
55.2 |
41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ноябрь |
150 |
170.5 |
60 |
46.6 |
38.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Декабрь |
120 |
132.4 |
48 |
39.6 |
32.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время в экономике
нашей страны
сложилась
двойственная
ситуация. С
одной стороны,
наблюдается
некоторая
стабилизация
в промышленности,
которая выражается
в понижении
темпов падения
производства.
С другой стороны,
по-прежнему
сохраняется
проблема неплатежей,
которая приобрела
всеобщий характер,
и буквально
парализовала
экономику всего
государства,
затронув даже
межгосударственные
отношения -
проблемы неплатежей.
Не снижаются
размеры дебиторской
и кредиторской
задолженностей
предприятий,
остаются факты
несвоевременной
выплаты заработной
платы на предприятиях
практически
всех отраслей
экономики.
Кризис
неплатежей,
в первую очередь
в промышленном
секторе принял
угрожающие
масштабы: на
1 января 1998 г. общая
кредиторская
задолженность
промышленных
и сельскохозяйственных
предприятий,
строительных
и транспортных
организаций
составляла
499,0 трлн.руб.
или 54% от общей
суммы кредиторской
задолженности.
Общая дебиторская
задолженность
на начало января
1998 г. составляла
664,8 трлн.руб., из
нее просроченная
334,0 трлн.руб. или
50%. Суммарная
задолженность
по заработной
плате возросла
за 1997 г. в 2,2 раза,
достигнув в
январе 1998 г. 47 151 млрд.
руб. (только в
Иркутской
области она
составила 88
трлн.руб.). При
этом в производственных
отраслях она
увеличилась
в 2,1 раза, в отраслях
социальной
сферы - в 3,2 раза.
Государство
из-за неисполнения
доходной части
бюджета не
может провести
финансирование
в необходимом
объеме запланированных
целевых программ,
инвестиционных
проектов.
Острый
дефицит денежных
средств является
необходимым
следствием
неплатежей.
Это вынуждает
предприятия,
различные
энергетические
компании и
железные дороги
искать альтернативу
деньгам, использовать
в расчетах
другие финансовые
инструменты.
Предприятия
по-разному
стараются выйти
из кризиса, и
одним из вариантов
решения проблемы
неплатежей
стал вексель.
Вексель
- одно
из основных
орудий, используя
которое можно
реально уменьшить
объем неплатежей.
Наибольшие
объемы выпуска
векселей приходятся
в период так
называемого
кризиса неплатежей.
Это вытекает
из самой сути
векселя и истории
его происхождения.
Стремительное
внедрение
векселей в
финансовую
сферу российской
экономики было
вызвано, главным
образом, двумя
причинами. С
одной стороны,
жесткая кредитно-денежная
политика государства
(направленная
на обуздание
инфляции) вызвала
физическую
нехватку денежной
массы для
обслуживания
хозяйственного
оборота. Это
способствовало
бурному росту
объемов денежных
суррогатов,
роль которых,
в частности,
играли векселя.
Причем правительство
же первым и
подало пример,
когда вместо
реального
финансирования
бюджетных
предприятий
выпустило
сначала казначейские
обязательства
(1994-1995 гг.), а затем
гарантировало
вексельные
кредиты банков
(1995-1997 гг.). С другой
стороны, росту
вексельной
массы способствовала
налоговая
политика государства,
обремененного
чрезвычайно
большими бюджетными
и социальными
проблемами.
Неподъемный
налоговый
пресс, составляющий
более 30% ВВП,
породил весьма
настоятельную
потребность
хозяйствующих
субъектов в
«оптимизации»
объемов налоговых
платежей (или
в перемещении
в «тень» части
хозяйственного
оборота). Проблема,
в частности,
решалась с
помощью применения
в финансовых
схемах векселей.
В последнее
время выпуск
вексельной
массы достиг
таких огромных
размеров, что
вексель стал
играть роль
«квази» денег
в экономике
страны. Благодаря
своей самостоятельной
расчетной
функции, векселя
привлекают
к себе внимание
со стороны
различных
субъектов
рыночной экономики
и прежде всего
инвестиционных
институтов.
Интерес, проявляемый
инвестиционными
институтами
(в частности
– инвестиционными
компаниями)
и банками к
такому финансовому
инструменту,
как вексель,
вполне закономерен.
Во-первых,
периодическое
снижение доходности
на рынке государственных
долговых
обязательств,
которые являются
традиционно
банковскими,
заставляет
банки и инвестиционные
компании
пересматривать
свою инвестиционную
политику в
пользу более
доходных ценных
бумаг, во-вторых,
они не могут
учитывать и
запросы клиентов,
которые в последнее
время, все чаще
применяют
вексель в качестве
средства расчетов.
Кроме того,
занимаясь
операциями
с векселями,
инвесткомпании
и банки не только
получают
дополнительный
доход, но и расширяют
спектр услуг,
предоставляемых
клиентам, и тем
самым повышают
свою конкурентоспособность.
При расширении
инфраструктуры
вексельного
рынка и обострения
конкуренции
между его участниками
владение навыками
работать с
векселями и
грамотное
использование
законодательства
может стать
фактором выживания
и показателем
профессионализма
компании.
На сегодняшний
день можно с
уверенностью
сказать, российские
финансовые
институты
накопили достаточно
обширный опыт
и знания, касающиеся
методик вексельного
обращения,
начиная с учета
векселей различных
эмитентов до
реализации
собственных
вексельных
программ.
В настоящей
дипломной
работе даётся
законодательная
основа работы
инвесткомпаний
с векселями
(на сегодняшний
день вексельное
законодательство
не имеет характерных
различий между
банками и
инвестиционными
компаниями),
производится
краткая характеристика
российского
вексельного
рынка, в частности,
вексельного
рынка Восточной
Сибири и Иркутского
рынка, рассматривается
анализ операций
ИК «Единство»
с векселями
в течение 1996 г.,
1997 г. и 1 квартала
1998 г., автоматизация
учета векселей
в ИК «Единство»,
а также рекомендации
по улучшению
работы компании
с векселями.
При написании
использовались
законы РФ,
постановления
Правительства
РФ, сообщения
средств массовой
информации,
научные публикации
и статьи. Анализ
операций с
векселями
сделан на основании
записей, отчетностей,
а также консультаций
специалистов
вексельного
центра ИК «Единство».
1. ВЕКСЕЛЬНЫЙ
РЫНОК В РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ ЭКОНОМИКИ
1.1. Вексельное
законодательство
в России
Родиной
векселя следует
считать Италию.
Вексель возник
из перевода.
Уже в середине
ХII
века генуэзские
купцы стали
вносить деньги
местным менялам
в обмен на письменные
обязательства
выплатить ту
же сумму в другом
месте. Таким
образом, купец
мог отправляться
на ярмарку без
денег. Вследствие
опасности
передвижения
в те времена,
этот способ
платежа скоро
сделался излюбленным.
Эти письма
менял и представляли
собой зародышевую
форму векселя.
Сам термин
«вексель»
(по-итальянски
- cambium,
по-немецки -
wechsel,
по-английски
- bill
off exchange,
по-французски
- lettre
de change) означал
обмен.
Как уже
указывалось,
вексельные
операции
первоначально
были связаны
с переводом
денег из одних
городов и стран
в другие. Но
уже вскоре
векселя стали
орудием коммерческого
кредита: купцы,
продавая, друг
другу товары
в кредит, расплачивались
векселями.
Вообще,
векселя появились
в России еще
в XVII веке, а документы,
регулировавшие
вексельный
оборот, дважды
уточнялись
(последняя
редакция вексельного
устава была
принята в 1902 г.).
В течение первых
послереволюционных
лет векселя
не использовались,
но с переходом
к НЭПу система
коммерческого
кредита была
восстановлена,
однако затем
окончательно
упразднена
кредитной
реформой 1930 г.,
ликвидировавшей
хозяйственную
самостоятельность
предприятий.
Кстати, в этом
же году с целью
унификации
порядка выпуска
и обращения
векселей в
разных странах
в Женеве была
подписана
Международная
конвенция №
358 о векселях,
к которой Советский
Союз присоединился
через несколько
лет, одновременно
утвердив
постановлением
Центрального
исполнительного
комитета (ЦИК)
и Совета народных
комиссаров
(СНК) СССР от 7
августа 1937 г. №
104/1341 «Положение
о простом и
переводном
векселе», которое
является приложением
№ 1 к вышеуказанной
конвенции.
Новейшая
история векселей
в России, как
известно, началась
в 1990 г. с Положения
о ценных бумагах,
утвержденным
постановлением
Совета Министров
СССР от 19 июня
1990 г. № 590, в котором
подтверждался
порядок выпуска
и обращения
векселей в
России. Векселю
там посвящались
пункты 40-43 и 48. В
пункте 40 давалось
определение
векселя, причем,
весьма неудачное,
пункты 41-43 воспроизводили
нормы статей
1, 75, 2 и 6 «Положения
о векселях»,
а пункт 44 отсылал
к этому Положению
всех желающих
получить более
подробные
разъяснения.
Пункт 48 декларировал,
что «обращение
векселей
осуществляется
под общим контролем
Госбанка СССР»,
который за
последующие
полтора года
так и не нашел
времени этим
заняться. Однако
недостаток
нормативной
базы в те годы
по данному
фондовому
инструменту
можно объяснить
тем, что тогда
бюджет нашей
страны был не
столь дефицитным,
глобальных
неплатежей
в народном
хозяйстве не
существовало,
и весь народнохозяйственный
механизм
функционировал
более или менее
нормально.
Текст «Положения
о переводном
и простом векселе»
был повторно
утвержден
постановлением
Президиума
Верховного
Совета РСФСР
от 24 июня 1991 г. (которое
в дальнейшем
было отменено
со дня вступления
в силу Федерального
закона «О простом
и переводном
векселе»). При
этом не было
отменено действие
положения 1937
г. Таким образом,
до недавнего
времени в России
действовали
два практически
идентичных
«Положения»
о векселях.
Разница между
ними была только
лишь в двух
моментах:
1) Положение
1937 г. разбито на
статьи, а положение
1991 г. - на пункты.
2) В Положении
1937 г. употребляется
термин «переводной»,
в то время как
Положение 1991
г. настаивает
на транскрипции
«переводный».
31 мая 1991 г.
были приняты
Основы гражданского
законодательства
СССР, где статья
31 «Основ» еще
раз отнесла
векселя к ценным
бумагам, а статья
35 сформулировала
определение
векселя, впоследствии
принятое в
Гражданском
Кодексе (ГК)
РФ.
24 июня
1991 г. Президиум
Верховного
Совета РСФСР
принял постановление
«О применении
векселя в
хозяйственном
обороте РСФСР»
№ 1451-1, которое
разрешает
хозяйствующим
субъектам
осуществлять
поставку продукции
(выполнять
работы, оказывать
услуги) в кредит
с взиманием
с покупателей
(потребителей,
заказчиков)
процентов,
используя для
оформления
таких сделок
векселя. Использование
векселей в РФ
основано также
на утвержденном
этим постановлением
Положении «О
переводном
и простом векселе»
и письмом
Центрального
банка РФ от 9
сентября 1991 г.
№ 14-3/30 «О банковских
операциях с
векселями»,
которым были
утверждены
рекомендации
по использованию
векселей в
хозяйственном
обороте, преследовавшие
целью «более
полное понимание
специалистами
финансовых
институтов
значения и
механизма
использования
векселей в
хозяйственном
обороте». Однако
этого письма
оказалось явно
недостаточно,
поскольку в
то время вексель
широко использовался
ими в качестве
депозитного
сертификата. Законодательным
актом, приведшим
к векселезации
всей страны,
стал Указ Президента
РФ от 19 октября
1993г. № 1662 «Об улучшении
расчетов в
хозяйстве и
повышении
ответственности
за их своевременное
проведение».
Пункт 3 этого
указа предписывал
«...осуществить
переоформление
коммерческими
финансовыми
структурами
просроченной
кредиторской
задолженности
предприятий
и организаций
всех форм
собственности
по состоянию
на 1 января 1993 г.
срочными долговыми
обязательствами
(простыми финансовыми
векселями
единого образца)».
Однако этот
Указ был подвергнут
критике со
стороны специалистов
фондового
рынка, а также
в письме тогдашнего
председателя
Центрального
банка РФ В.В.
Геращенко на
имя президента
РФ (№ 01-17/692
от 28.03.93 г.). Критические
замечания
касались механизма
реализации
Указа и юридических
терминов «товарный
вексель» и
«финансовый
вексель», которые
являются по
сути экономическими
категориями.
В его продолжение
издается Указ
от 23 мая 1995 г. № 1005 «О
дополнительных
мерах по нормализации
расчетов и
укреплению
финансовой
дисциплины
в народном
хозяйстве»
(векселю посвящены
пункты 3 и 4), а в
развитие норм
этих указов
- постановление
Правительства
РФ от 26 сентября
1994 г. № 1094 «Об оформлении
взаимозадолженности
предприятий
и организаций
векселями
единого образца
и развитии
вексельного
обращения».
Последним актом
было, в частности,
рекомендовано
при проведении
расчетов с
использованием
векселей применить
стандартные
бланки (пункт
1), образцы которых
были утверждены
в качестве
приложений
к постановлению.
Министерству
финансов РФ
было поручено
обеспечить
централизованное
изготовление
бланков и реализовать
их по установленной
цене юридическим
лицам. Этим же
постановлением
предприятиям
рекомендовалось
выпускать
собственные
векселя на
срок, не превышающий
180 дней. Однако
все названные
указы и постановления
плохо претворяются
в жизнь и чаще
всего не дают
сколько-нибудь
положительного
эффекта. Например,
всем известные
векселя энергетиков
выпускаются
на срок не менее
одного года.
Кроме
того, как отмечают
юристы, «само
выделение
вексельного
права и его
обособленное
развитие как
от торгового,
так и от гражданского
права было
обусловлено
его подчинением
в свое время
нормам особых
европейских
купеческих
обычаев, сведенных
к законодательным
нормам уже во
времена позднего
средневековья».
Эти обычаи до
сих пор регулируют
ряд вопросов,
не отраженных
в конвенционном
законодательстве.
Таких обычаев
было чрезвычайно
мало и в дореволюционной,
и в нэповской
России, да и
те, что были,
скорее заимствованы
из европейской
практики. Их
отсутствие
крайне отрицательно
сказывается
на развитии
вексельного
обращения в
нынешней России.
Многие
специалисты
отмечают, что
в нашей стране
фактически
нет федерального
вексельного
закона, так как
в соответствии
с Конституцией
РСФСР в компетенцию
Президиума
Верховного
Совета не входило
принятие нормативных
актов в этой
области (имеется
в виду постановление
Президиума
Верховного
Совета РСФСР
№1451-1 от 24.06.91 г., регламентирующее
обращение
векселей). Кроме
того, данное
постановление
не содержит
ссылки на
постановление
ЦИК и СНК СССР
№104/1341
от 07.08.37 г., утвердившее
«Положение
о простом и
переводном
векселе».
До недавнего
времени велись
горячие споры
между Федеральной
комиссией по
ценным бумагам
(ФКЦБ), Центральным
банком РФ и
Государственной
думой по поводу
обращения
бездокументарных
векселей. Так,
например, Центральный
банк РФ своей
телеграммой
№ 99-96 от 5 июля 1996 г.
в приказном
порядке рекомендовал
коммерческим
финансовым
институтам
отказаться
от проведения
операций с
векселями в
безналичной
форме. Вероятнее
всего, что Банк
России усматривал
в обращении
бездокументарных
векселей конкуренцию
денежной форме
расчетов. И в
этом есть своя
доля правды,
так как депозитарии,
имеющие развитые
корреспондентские
отношения,
осуществляют
операции по
безналичному
перечислению
ценных бумаг.
21 февраля
Государственная
Дума РФ, а 11 марта
1997 г. и Президент
ратифицировали
долгожданный
федеральный
закон «О простом
и переводном
векселе». Реально
же он вступил
в действие
18.03.97 г. (обычно
законодательные
документы
вступают в
действие в
момент опубликования)
за номером №
43-ФЗ. Юристы
выделяют в этом
документе
следующие
моменты.
1. Согласно
данному закону
утрачивает
|