Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 69

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     67      68      69      70     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 69

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

218 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 203

 [K003008] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девочка Т. 2 лет заболела накануне вечером, когда впервые повысилась температура тела 
до 38°С, появились катаральные проявления. К ночи температура повысилась до 40,1°С. 
Кожные  покровы  умеренно  гиперемированы,  тѐплые  и  влажные  на  ощупь.  На  фоне 
физических методов охлаждения температура не снизилась.

 

Вопросы:

 

1. Предложите меры неотложной помощи.

 

2. Обоснуйте выбор Ацетоминофена (Парацетамола) в качестве жаропонижающего 
средства.

 

3. Перечислите возможные нежелательные реакции при передозировке Ацетоминофена 
(Парацетамола).

 

4. Можно ли предложить в качестве жаропонижающего средства Ацетилсалициловую 
кислоту?

 

5. Можно ли в качестве жаропонижающего средства первой линии назначить Метамизол 
натрия (Анальгин)?

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

219 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 204

 [K003010] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девушка 17 лет, с хроническим тонзиллитом в стадии декомпенсации, обратилась к врачу-
педиатру  участковому  с  жалобами  на  боль  в  горле  при  глотании,  затруднѐнное 
открывание  рта.  Болеет  в  течение  3  дней.  Когда  появилась  боль  при  глотании,  за 
медицинской  помощью  не  обращалась,  не  лечилась.  На  третий  день  появилось 
затруднѐнное открывание рта.

 

Из  анамнеза  известно,  что  месяц  назад  находилась  на  стационарном  лечении  с  тем  же 
диагнозом,  получала  антибактериальную  терапию,  название  препаратов  назвать 
затрудняется.

 

По органам и системам без особенностей. Со стороны ротоглотки отмечается увеличение 
нѐбных  миндалин,  отмечается  асимметрия  зева,  инфильтрация  околомининдаликовой 
клетчатки справа.

 

В общем анализе крови: лейкоциты – 20,0х10

9

 г/л, без сдвига.

 

Выставлен диагноз «паратонзилярный абсцесс справа».

 

Произведено  хирургическое  вмешательство  –  дренирование  абсцесса.  Взят  материал  на 
микробиологическое исследование

 

Вопросы:

 

1. Назовите причинно значимые микроорганизмы при данной патологии.

 

2. С учетом предполагаемой микрофлоры предложите варианты антимикробной терапии, 
обоснуйте свой выбор.

 

3. Предложите альтернативные схемы антимикробной терапии, дайте обоснование.

 

4. На третьи сутки пребывания в стационаре получены результаты микробиологического 
исследования материала из раны, высеивается E.Faecalis, чувствительный к 
Ампициллину, Гентамицину, Ванкомицину. Предложите корректирующие мероприятия.

 

5. Перечислите возможные нежелательные реакции на аминогликозиды. Предложите 
меры по их предупреждению.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

220 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 205

 [K003011] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девочка  12  лет  обратилась  к  врачу-педиатру  участковому  с  жалобами  на  заложенность 
носа,  отделяемое  из  носа,  головную  боль,  усиливающуюся  при  наклоне  головы  вперѐд, 
подъѐмы температуры тела до 37,5–38,0°С, преимущественно в вечернее время.

 

Больна  около  двух  недель,  когда  появились  вышеперечисленные  проявления,  за 
медицинской  помощью  не  обращалась,  лечилась  самостоятельно  (Аква  Марис, 
Ибупрофен при повышении температуры тела до 38,0°С), антибиотики не получала.

 

По  органам  и  системам  без  особенностей.  Носовое  дыхание  затруднено,  обоняние 
снижено,  из  носа  отделяемое  слизисто-гнойного  характера,  слизистая  носа 
гиперемирована.

 

Рентгенологически – левосторонний гемисинусит.

 

В общем анализе крови – лейкоциты – 9,8×10

9

 г/л.

 

Выставлен диагноз «острый гнойный гемисинусит слева».

 

Вопросы:

 

1. Необходима ли системная антибактериальная терапия? Если «Да», то обоснуйте эту 
необходимость.

 

2. Предложите схемы стартовой антибактериальной терапии.

 

3. На фоне терапии стартовым антибиотиком нет положительной динамики, предложите 
корректирующие мероприятия.

 

4. Предложите симптоматическую терапию.

 

5. Перечислите возможные нежелательные реакции при длительном применении местных 
деконгестантов.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

221 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 206

 [K003012] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик Л. 6 лет заболел остро сутки назад, когда появилось болезненное образование в 
паховой области слева, поднялась температура тела до 37,5°C.

 

Из  анамнеза  известно,  что  ребенок  часто  (до  8  раз  в  год)  переносит  респираторные 
инфекции.

 

По органам и системам – без особенностей.

 

Status  localis:  в  паховой  области  слева  пальпируется  лимфатический  узел,  размером  2х2 
см, пальпация резко болезненна, кожа над ним гиперемирована, отѐчна, флюктуации нет.

 

В  общем  анализе  крови  –  лейкоциты  –  14,3×10

9

г/л,  эозинофилы  –  1%,  палочкоядерные 

нейтрофилы – 7%, сегментоядерные нейтрофилы  – 63%, лимфоциты – 25%, моноциты – 
4%, СОЭ – 20 мм/час.

 

Выставлен диагноз: Паховый лимфаденит слева в стадии инфильтрации.

 

Вопросы:

 

1. Необходима ли в данной ситуации системная антибактериальная терапия? Если 
необходима, дайте обоснование.

 

2. Какая группа препаратов в данной ситуации наиболее предпочтительна? Обоснуйте 
свой выбор.

 

3. Предложите схему терапии.

 

4. Предложите альтернативные схемы терапии при непереносимости пенициллинов

 

5. Предложите альтернативные схемы терапии при непереносимости цефалоспоринов.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

222 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 207

 [K003014] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  приѐме  у  врача-педиатра  участкового  мальчик  12  лет.  В  течение  последнего  года 
беспокоят  боли  в  эпигастральной  области,  редко  боли  за  грудиной,  изжога,  отрыжка, 
тошнота.

 

При эзофагогастродуоденоскопии выявлен эрозивный эзофагит.

 

Тест на антитела к Нelicobacter pylori ИФА-методом – отрицательный.

 

Выставлен  диагноз  «гастроэзофагеальная  рефлюксная  болезнь  (рефлюкс-эзофагит  II(B) 
степени)».

 

Вопросы:

 

1. Какую схему терапии Вы назначите? Обоснуйте свой выбор.

 

2. Из группы ингибиторов протонной помпы какой препарат менее предпочтителен? 
Обоснуйте.

 

3. Почему из прокинетиков выбран Домперидон, а не Метоклопрамид?

 

4. Можно ли в данной ситуации для усиления эффекта назначить Висмута трикалия 
дицитрат? Обоснуйте.

 

5. Нужна ли в данной ситуации эрадикационная терапия?

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

223 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 208

 [K003016] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К  девочке-подростку  15  лет,  вызов  врача-педиатра  участкового  на  дом  на  фоне 
гриппозной пандемии. Жалобы на повышение температуры до 39°C, кашель с небольшим 
количеством светлой мокроты, головную боль, боли в мышцах, слабость.

 

Больна 3 дня, состояние стабильное, принимает Парацетамол по 0,2х2 раза в день. 

 

Физикально:  умеренная  гиперемия  зева,  миндалины  не  увеличены,  в  лѐгких  –  жѐсткое 
дыхание, единичные, рассеянные  сухие хрипы. Со стороны других органов и систем – без 
отклонений.

 

Диагноз «острая респираторная инфекция, острый бронхит».

 

Назначен Арбидол, Амброксол и Азитромицин, явка в поликлинику через 3 дня.

 

Вопросы:

 

1. Оцените целесообразность назначения пациентке Арбидола, охарактеризуйте его.

 

2. Оцените целесообразность назначения пациентке Амброксола, охарактеризуйте его.

 

3. Оцените целесообразность назначения пациентке Азитромицина, охарактеризуйте его.

 

4. Может ли назначенное лечение нести какие-либо негативные последствия? Если может,  
то какие?

 

5. Оцените рекомендацию по явке в поликлинику. 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

224 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 209

 [K003018] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок 3 лет болен в течение 3 дней, отмечается малопродуктивный приступообразный 
кашель, одышка, подъѐм температуры до 38,5°С, отказ от еды.

 

Болеет не часто, 2–3 раза в год, не тяжело. Антибиотики не получал. Одышка появилась 
впервые, когда ребѐнок пошѐл в детский сад. Аллергоанамнез не отягощѐн.

 

Наследственность:  у бабушки по линии мамы  – экзема. У матери аллергическая реакция 
на Пенициллин.

 

При  осмотре:  состояние  средней  степени  тяжести.  Тяжесть  обусловлена  умеренно 
выраженной  дыхательной  недостаточностью  (Sat02  –  94–95%),  интоксикацией.  Ребѐнок 
возбуждѐн, на осмотр реагирует негативно. Кожные покровы бледные, параорбитальный и 
периоральный  цианоз.  В  зеве  умеренная  гиперемия.  Из  носа  слизистое  отделяемое. 
Пальпируются переднешейные, подчелюстные лимфоузлы 0,5–1,0 см, безболезненные, не 
спаянные  с  тканью,  эластичные.  Одышка  экспираторного  характера  до  45  в  минуту,  с 
участием  вспомогательной  мускулатуры.  Перкуторно  по  всем  полям  определяется 
коробочный  звук.  При  аускультации  сухие  свистящие  хрипы  на  выдохе  и 
разнокалиберные. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС – 120 в минуту. Живот несколько 
вздут, пальпации доступен, безболезненный. Стул и мочеспускание не нарушены.

 

При  обследовании  в  общем  анализе  крови:  лейкоциты  –  19,2×10

9

/л,  эозинофилы  –  5%, 

палочкоядерные – 8%, сегментоядерные – 47%, лимфоциты – 30%, моноциты – 10%, СОЭ 
– 23мм/ч.

 

Выставлен диагноз «обструктивный бронхит».

 

Вопросы:

 

1. Препарат какой группы необходимо назначить ребенку в качестве основной терапии 
для купирования бронхообструктивного синдрома? Обоснуйте свой выбор.

 

2. При отсутствии эффекта Ваша дальнейшая тактика.

 

3. Обоснуйте необходимость антибактериальной терапии.

 

4. Какая группа антибиотиков в данной ситуации предпочтительна? Обоснуйте.

 

5. Какие нежелательные побочные эффекты возможны при использовании макролидов?

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

225 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 210

 [K003022] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

У  мальчика  3  лет  (вес  15  кг)  через  10  минут  после  внутримышечного  введения 
Бензилпенициллина  натриевой  соли  (500000  ЕД)  появились  отѐк  ушных  раковин  и  век, 
одышка,  тахикардия,  акроцианоз.  С  целью  коррекции  проявлений  неблагоприятной 
побочной реакции внутримышечно вводились Дексаметазон 2 мг, Супрастин 2% 0,4 мл.

 

Из анамнеза выяснено, что в течение двух дней до введения Бензилпенициллина ребенок 
получал:

 

- Ампициллин 250 мг 3 раза в сутки внутримышечно,

 

- Глюкозу 5% 200 мл внутривенно капельно (20 капель/мин) 1 раз в сутки,

 

- Пиридоксин 5% 1 мл внутривенно струйно 1 раз в сутки.

 

Вопросы:

 

1. Назовите причину возникшего состояния.

 

2. Укажите, применение какого препарата могло стать причиной сенсибилизации 
организма ребѐнка.

 

3. Определите правильность последовательности введения и режима дозирования 
препаратов при системной аллергической побочной реакции. Какие мероприятия должны 
быть выполнены у пациента при оказании медицинской помощи?

 

4. Определите правильность режима дозирования препаратов, используемых для 
купирования неблагоприятной побочной реакции.

 

5. Перечислите другие побочные эффекты, возможные при использовании 
Бензилпенициллина натриевой соли.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

226 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 211

 [K003023] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной Л. 7 лет (масса тела 25 кг) находится в стационаре с диагнозом «внебольничная 
пневмония  с  локализацией  в  нижней  доле  правого  легкого,  средне-тяжелое  течение,  ДН 
I».

 

Заболел  остро  4.03:  появился  озноб,  повышение  температуры  тела  до  38,8°С.  В  течение 
последующих  3  дней  появились  жалобы  на  сухой  кашель,  боли  и  тяжесть  в  правой 
половине грудной клетки, температура в пределах 38–38,7°С. Принимал противовирусные 
препараты  (Арбидол,  Ингавирин),  жаропонижающие  средства.  В  связи  с  отсутствием 
улучшения  состояния,  сохранением  кашля,  болей  в  грудной  клетке  и  повышения 
температуры  тела  7.03  обратились  в  поликлинику,  ребѐнок  был  госпитализирован  в 
пульмонологическое отделение.

 

Рентгенография лѐгких (7.03): признаки пневмонии нижней доли правого лѐгкого.

 

Общий  анализ  крови  (7.03):  гемоглобин  –  145  г/л,  лейкоциты  –  18х10

9

/л,  эритроциты  – 

4,5х10

12

/л,  тромбоциты  –  240х10

9

/л,  палочкоядерные  –  12%,  лимфоциты  –  20%, 

нейтрофилы – 74%, эритроциты – 1%, моноциты – 3%, СОЭ – 25 мм/ч.

 

Лист назначения.

 

 

Вопросы:

 

1. Оцените рациональность стартовой эмпирической антимикробной терапии с учетом 
спектра действия препарата.

 

2. Оцените рациональность проведенной смены антибактериального препарата с учетом 
спектра действия препарата и наиболее частых возбудителей внебольничной пневмонии.

 

3. Предложите методы и время контроля эффективности антибактериальной терапии.

 

4. Сочетание каких из назначенных препаратов повышает риск развития 
нефротоксического побочного действия? Обоснуйте ответ.

 

5. Предложите рекомендации по оптимизации антибактериальной терапии.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

227 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 212

 [K003439] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  4  лет  заболел  5  дней  назад:  отмечался  подъѐм  температуры  тела  до  37,5°С, 
появились слизистые выделения из носа, покашливание без выделения мокроты. Получал 
лечение  домашними  средствами.  Состояние  несколько  улучшилось,  температура 
снизилась, но на 5 день заболевания отмечен подъѐм температуры до 38,6°С, нарастание 
влажного кашля, учащение дыхания.

 

Ребѐнок  от  третьей  беременности  вторых  родов,  протекавших  без  особенностей. 
Находился  на  естественном  вскармливании  до  4  мес.,  прикорм  с  4  мес.  На  первом  году 
жизни отмечались умеренные признаки рахита. На втором году жизни перенес ветряную 
оспу и дважды ОРВИ.

 

При  осмотре  врачом-педиатром  участковым  определено  состояние  средней  степени 
тяжести.  Кожные  покровы  бледные,  умеренный  цианоз  носогубного  треугольника. 
Отмечается  глубокий  влажный  кашель.  Частота  дыхания  –  40  в    минуту.  Втяжение 
межрѐберных  промежутков,  напряжение  крыльев  носа.  Перкуторно:  над  лѐгкими 
лѐгочный  звук  с  тимпаническим  оттенком.  Аускультативно:  в  лѐгких  дыхание  жѐсткое, 
слева  ниже  лопатки  выслушивается  участок  ослабленного  дыхания,  там  же  –  влажные 
мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца громкие, шумов нет. ЧСС  – 128 ударов в минуту. 
Живот  мягкий,  безболезненный.  Печень  +1,5  см  из-под  рѐберного  края,  селезѐнка  не 
пальпируется.

 

Полный  анализ  крови:  эритроциты  –  4,0×10

12

/л,  гемоглобин  –  115  г/л,  лейкоциты  – 

13,5×10

9

/л, палочкоядерные – 7%, сегментоядерные – 61%, эозинофилы – 1%, лимфоциты 

– 23%, моноциты – 8%, тромбоциты – 200 5×10

9

/л, СОЭ – 20 мм/час.

 

Рентгенограмма грудной клетки: корни лѐгких расширены, слева неструктурны, лѐгочный 
рисунок усилен. В левой нижней доле отмечена инфильтративная очаговая тень.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Обоснуйте необходимость антибактериальной терапии при данном заболевании.

 

3. Назначьте препарат с указанием его дозы, кратности, способа введения, длительности 
курса.

 

4. Назовите, к какой группе лекарственных средств относится данный препарат. 
Охарактеризуйте данный препарат.

 

5. Укажите нежелательные побочные реакции препарата.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

228 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 213

 [K003445] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  9  месяцев  заболел  3  дня  назад:  отмечался  подъѐм  температуры  тела  до  37,5°С, 
появились  серозные  выделения  из  носа.  Получал  противовирусные  препараты, 
сосудосуживающие  средства  эндоназально.  На  фоне  лечения  состояние  не  улучшалось, 
температура  в  течение  второго–третьего  дней  заболевания  повысилась  до  38,2–39,4°С, 
появился влажный кашель.

 

Ребѐнок  от  третьей  беременности  вторых  родов,  протекавших  без  особенностей. 
Находился  на  естественном  вскармливании  до  4  мес.,  прикорм  с  4  мес.  До  настоящего 
времени перенѐс три раза ОРВИ.

 

При осмотре врачом-педиатром участковым состояние средней степени тяжести. Кожные 
покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника. В зеве яркая гиперемия. 
Отѐчность нѐбных миндалин. Отмечается влажный кашель, серозные выделения из носа. 
Частота  дыхания  –  48  в  минуту.  Перкуторно  –  в  нижней  доле  справа  определяется 
укорочение  перкуторного  звука,  аускультативно  –  в  этой  же  области  влажные  хрипы. 
Тоны  сердца  приглушены.  ЧСС  –  152  удара  в  минуту.  Живот  мягкий,  безболезненный. 
Печень +2,5 см из-под рѐберного края, селезѐнка не пальпируется.

 

В  анализах:  общий  анализ  крови:  гемоглобин  –  105  г/л,  лейкоциты  –  13,5×10

9

/л, 

палочкоядерные  –  7%,  сегментоядерные  –  61%,  эозинофилы  –  1%,  лимфоциты  –  23%, 
моноциты – 8%, СОЭ – 29 мм/час.

 

Рентгенограмма  грудной  клетки:  корни  лѐгких  расширены,  в  нижней  доле  справа 
лѐгочный рисунок усилен, определяются очаговые тени.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Обоснуйте необходимость жаропонижающей терапии при данном заболевании. 
Укажите препараты выбора в данном случае.

 

3. Назовите, к какой группе лекарственных средств относится Ибупрофен. Укажите 
механизм его действия.

 

4. Назначьте конкретный жаропонижающий препарат с указанием его дозы, кратности и 
способа введения.

 

5. Укажите нежелательные побочные реакции НПВС (Ибупрофена).

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

229 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 214

 [K003461] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  приѐме  у  врача-педиатра  участкового  мама  с  мальчиком  7  месяцев  (9  кг)    с 

жалобами на вялость, рвоту, повышение температуры тела до 39°С, заложенность носа.

 

Из анамнеза заболевания известно, что два дня назад у мальчика появились заложенность 
и  слизистое  отделяемое  из  носа,  отмечалось  повышение  температуры  тела  до  39°С. 
Родители  ребенка  вызвали  бригаду  скорой  медицинской  помощи,  и  врачом  была 
диагностирована  ОРИ  (острый  ринофарингит).  Назначена  симптоматическая  терапия,  в 
том числе Парацетамол. Дозу и кратность приѐма лекарственного средства доктор озвучил 
устно, мама не запомнила. Ребѐнок получал рекомендуемый препарат в дозе 0,25 г 6 раз в 
день в течение 2 дней, в том числе при повышении температуры тела выше 37,5°С.

 

При осмотре врача-педиатра участкового: состояние тяжѐлое, в сознании. Мальчик очень 
вялый, отмечается многократная рвота. На осмотр реагирует выраженным беспокойством. 
Кожные  покровы  бледные,  чистые.  Катаральные  проявления  со  стороны  верхних 
дыхательных путей, слизистые обильные выделения из носа. Краевая гиперемия нѐбных 
дужек,  зернистость  задней  стенки  глотки,  патологических  наложений  на  миндалинах  не 
обнаружено.  Аускультативно  в  лѐгких  дыхание  проводится  по  всем  полям,  пуэрильное, 
хрипов  нет,  ЧД  –  35  в  минуту.  Пальпация  живота  в  правом  подреберье  болезненная. 
Выявлено  увеличение  печени  до  3  см  из-под  края  правой  рѐберной  дуги,  край  печени 
закруглѐн, подвижный, болезненный при пальпации.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте предварительный диагноз заболевания.

 

2. Назовите основные стадии и клинико-лабораторные проявления, характерные для 
данного состояния.

 

3. Составьте план лечения данного пациента. 

 

4. Укажите рекомендуемую дозу, кратность применения Парацетамола у детей.

 

5. Назовите методы усиления детоксикации, которые могут быть использованы при 
данном состоянии.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

230 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 215

 [K003463] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик  12  лет  два  дня  назад  купался  с  друзьями  в  реке,  очень  сильно  замѐрз.  На 
следующий  день  обратились  к  врачу-педиатру  участковому  с  жалобами  на  лихорадку, 
головную боль, слабость, вялость, сухой болезненный кашель.

 

При  осмотре:  температура  тела  39,0°С.  Кожные  покровы  влажные,  бледные.  Слизистые 
оболочки  чистые.  Зев  гиперемирован.  Частота  дыхания  –  28  в  минуту.  Грудная  клетка 
вздута,  правая  половина  отстаѐт  в  дыхании.  Перкуторно:  справа,  ниже  лопатки, 
определяется  область  притупления  перкуторного  звука.  Аускультативно:  дыхание 
жѐсткое, над областью притупления ослабленное, единичные влажные среднепузырчатые 
хрипы. Тоны сердца ритмичные, шумов нет, ЧСС – 110 ударов в минуту. Живот мягкий, 
безболезненный. Печень у края рѐберной дуги, селезѐнка не пальпируется.

 

От госпитализации ребѐнка в стационар родители отказались.

 

Вопросы:

 

1. Для какого заболевания характерна подобная клиническая картина? Укажите наиболее 
частые возбудители данного заболевания, учитывая возраст пациента.

 

2. Назовите план дополнительного обследования ребѐнка и ожидаемые результаты.

 

3. Назначьте необходимое лечение. Обоснуйте выбор антибактериального препарата в 
зависимости от вида возбудителя (S.pneumoniae, H.influenzae, M. pneumoniae, C. 
pneumoniae) и наличия аллергии на препараты пенициллинового ряда в анамнезе.

 

4. Перечислите основные побочные эффекты антибактериальной терапии.

 

5. Назовите критерии оценки эффективности антибактериальной терапии.

 

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

231 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 216

 [K003464] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка (девочка 14 лет) обратились к врачу-педиатру участковому с жалобами 
на  снижение  еѐ  успеваемости  в  школе,  частую  головную  боль  по  утрам,  избирательный 
аппетит, утомляемость.

 

При  осмотре  девочки  обращает  на  себя  внимание  астеничность  больной,  бледность 
кожных  покровов  и  слизистых  оболочек.  Отмечается  истончение  и  ломкость  ногтей  и 
волос, заеды в углах рта. В лѐгких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 20 в минуту. 
При  аускультации  на  верхушке  выслушивается  лѐгкий  систолический  шум.  ЧСС  –  80 
ударов  в  минуту.  Живот  мягкий,  доступен  глубокой  пальпации  во  всех  отделах, 
безболезненный. Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез достаточный.

 

При  проведении  общего  анализа  крови  выявлено  эритроциты  –  3,6×10

12

/л,  гемоглобин  – 

88 г/л, цветовой показатель  – 0,73, ретикулоциты, МСV  – 75 fL, МСН  – 24 pg, МСНС  – 
300 г/л. В мазках эритроциты бледной окраски, микроанизоцитоз++.

 

Вопросы:

 

1. Предположите наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациентки.

 

4. Сформулируйте план лечения  данной пациентки. 

 

5. Назовите клинические проявления передозировки препаратами железа и методы 
детоксикации.

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ (часть 1) 

 для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2017 году подготовку 

по образовательной программе высшего медицинского образования в соответствии с 

федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 

«Стоматология» 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 [K002105]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Пациентка  Д.  22  лет  обратилась  в  клинику  с  целью  профилактического  осмотра. 

Жалоб не предъявляет.

 

Объективно:  зуб  33 

  на  вестибулярной  поверхности  в  пришеечной  области 

определяется  нечётко  отграниченный  участок  серовато-белого  цвета.  Реакция  на 
температурные  раздражители  незначительная,  быстро  проходящая  после  устранения 
раздражителя.  Потери  эпителиального  прикрепления  нет,  в  пришеечной  области  всех 
зубов определяется наличие мягкого зубного налёта.

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Укажите необходимые дополнительные методы обследования.

 

3. Проведите дифференциальную диагностику.

 

4. Составьте план лечения.

 

5. Меры профилактики, рекомендованные в указанном случае.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2 [K002106]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Пациентка П. 23 года обратилась в клинику с жалобой на попадание пищи  между 

зубами верхней челюсти справа, периодически возникающую кратковременную боль при 
приёме холодной и сладкой воды и пищи. Впервые ощущение возникли около 2 месяцев 
назад.

 

Объективно:  зуб  26 

  на  окклюзионной  и  медиальной  контактной  поверхностях 

кариозная  полость  средней  глубины,  выполненная  размягчённым  и  пигментированным 
дентином.  Зондирование  болезненное  по  стенкам  кариозной  полости.  Перкуссия  зуба 
безболезненная. Реакция на холод кратковременная.

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Укажите необходимые дополнительные методы обследования.

 

3. Проведите дифференциальную диагностику.

 

4. Составьте план лечения.

 

5. Перечислите возможные ошибки при пломбировании кариозной полости  II класса 
по Блэку зуба 26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     67      68      69      70     ..