Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 43

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     41      42      43      44     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 43

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

30 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 028 [K001848]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К  дерматовенерологу  на  приём  обратилась  женщина  О.  35  лет,  сотрудница 

продуктового супермаркета, по поводу эрозии с ровными краями в области задней спайки 
малых половых губ, а также увеличенных до размера грецкого ореха не спаянных с кожей 
лимфоузлов  справа.  После  клинико-серологического  обследования  установлен  диагноз 
«сифилис  первичный,  серопозитивный».  Пациентка  О.  не  замужем,  часто  имеет 
незащищенные  половые  контакты  со  случайными  партнёрами.  Проживает  в 
коммунальной квартире, где живут ещё две семьи с детьми.

 

Вопросы:

 

1. Предположите, кто мог быть источником сифилиса для женщины О.

 

2. Могли ли быть источником сифилиса для пациентки О. инфицированные 
продукты питания в продуктовом супермаркете, где работала эта женщина?

 

3. Назовите, каким путём заразилась сифилисом пациентка О. в данном случае.

 

4. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге (в квартире, где проживает О.) 
необходимо провести?

 

5. У пациентки О. первичный сифилис. А возможен ли дебют сифилиса со вторичных 
сифилидов, минуя стадию твердого шанкра? Если возможен, то при каком пути 
передачи сифилиса?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

31 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 029 [K001849]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мужчина В. 40 лет, водитель-дальнобойщик, обратился в кожно-венерологический 

диспансер  (КВД)  по  месту  жительства  с  жалобами  на  резь,  зуд  и  боль  при 
мочеиспускании,  выделения  бледно-жёлтого  цвета  из  уретры.  При  осмотре  отмечается 
значительная  гиперемия  и  отёчность  наружного  отверстия  уретры.  После  проведения 
лабораторного  обследования  поставлен  диагноз  «острая  гонорея».  Пациент  В.  женат, 
детей  нет,  проживает  в  отдельной  благоустроенной  квартире.  При  опросе  установлено, 
что  во  время  длительных  командировок  имеет  случайные  незащищенные  половые 
контакты. Жена здорова, источник инфицирования не выявлен.

 

Вопросы:

 

1. Назовите, каким путём заразился гонореей пациент В. в данном случае.

 

2. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге (в квартире, где проживает В.) 
необходимо провести?

 

3. Кто может быть источником гонореи в данном случае?

 

4. Возможно ли заражение гонореей через предметы обихода?

 

5. Нужна ли текущая дезинфекция в очаге гонореи?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

32 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 030 [K001850]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Внутрибольничная  вспышка  пандемического  гриппа  А(HINI)  возникла  в  октябре-

ноябре  2009  г.  в  онкологическом  отделении  детской  больницы  в  г.  Бари  (Италия).  Было 
зарегистрировано восемь лабораторно подтверждённых случаев гриппа A(HINI).

 

На момент начала вспышки в онкологическом отделении на лечении находилось 20 

детей.  Первый  случай  заболевания  был  зарегистрирован  в  конце  октября  у  ребёнка, 
который  был  госпитализирован  за  3  дня  до  этого.  У  ребёнка  отмечались  острое  начало 
заболевания, температура (>38°С), заложенность носа и кашель. Родители не сообщили о 
каких-либо  контактах  детей  с  подтверждёнными  случаями  гриппа  в  течение  7  дней  до 
появления  симптомов.  Через  3  дня  после  первого  случая  у  другого  ребёнка, 
госпитализированного  2  недели  назад,  повысилась  температура  и  развились  симптомы 
острого респираторного заболевания.

 

На  следующий  день  после  появления  симптомов  острого  респираторного 

заболевания (ОРЗ) у второго ребёнка объединением добровольцев для детей, находящихся 
в  онкологическом  отделении,  было  организованно  празднование  Хэллоуина.  В  этом 
празднике  участвовали  все  дети,  кроме  одного  ребёнка,  который  был  изолирован  из-за 
тяжелого  клинического  состояния.  Кроме  того,  в  этом  мероприятии  участвовал 
амбулаторный пациент, доставленный в больницу для получения химиотерапии. Во время 
праздника на всех детях были хирургические маски.

 

В начале ноября, через 3 дня после праздника, у семи госпитализированных детей 

возникла  лихорадка  (>  38°С)  и  симптомы  ОРЗ,  а  на  следующий  день  гриппоподобный 
синдром  (лихорадка  и  респираторные  симптомы)  развился  у  изолированного  ребёнка,  а 
также у того ребёнка, который находился на амбулаторном лечении. Никто из заболевших 
не был привит.

 

После  выявления  повышения  температуры  были  сделаны  мазки  из  глотки  всем 

детям с  симптомами  ОРЗ,  и  проведено  исследование  на  наличие  вируса  пандемического 
гриппа  A(H1N1).  Результаты  лабораторных  тестов  были  получены  через  2  дня  после 
выявления  последнего  ребёнка  с  симптомами  ОРЗ.  Диагноз  был  подтверждён  у  8  из  11 
детей  с  симптомами  ОРЗ:  у  двоих  детей,  у  которых  симптомы  гриппа  были  выявлены  в 
октябре, у ребёнка, находившегося в изоляции, у амбулаторного пациента и у четырёх из 
семи  детей,  у  которых  температура  повысилась  в  начале  ноября.  Все  результаты  были 
лабораторно  подтверждены  в  региональной  референс-лаборатории  г.  Бари  методом 
количественной ПЦР.

 

Возраст  детей  в  восьми  подтверждённых  случаях  составлял  от  10  месяцев  до  13 

лет, двое детей были в возрасте до года, трое - от одного до 5 лет, двое - от 6 до 10 лет, и 
один был старше 10 лет. Все дети были госпитализированы в одно и то же время на срок 
от  4  до  20  дней  в  детское  онкологическое  отделение,  за  исключением  ребёнка,  который 
был  доставлен  в  больницу  только  для  получения  химиотерапии,  но  остальное  время 
лечился амбулаторно. Средняя продолжительность заболевания составила 15 дней (от 7 до 
25  дней).  У  троих  пациентов  была диагностирована  вторичная  пневмония,  один  ребёнок 
был госпитализирован в отделение интенсивной терапии и находился на принудительной 
вентиляции лёгких в течение 30 дней.

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

33 

 

Вопросы:

 

1. Укажите причины возникновения вспышки.

 

2. Какую дополнительную информацию необходимо собрать для расследования 
вспышки?

 

3. Укажите мероприятия, направленные на источник инфекции при данной вспышке.

 

4. Укажите, какие мероприятия, направленные на механизм передачи, следует 
использовать при данной вспышке.

 

5. Укажете, какие мероприятия, направленные на восприимчивый организм, следует 
использовать для ликвидации данной вспышки.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

34 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 031 [K001851]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

1  августа  в  хирургическое  отделение  больницы  города  Н.  переведён  из 

психиатрической  больницы  гражданин  К.  63  лет  с  жалобами  на  острые  боли  в  животе, 
ощущение  «удара  кинжалом».  Объективно:  вздутие  живота  отсутствует,  отмечается 
резкое  напряжение  мышц  брюшной  стенки  («доскообразный  живот»),  положительный 
симптом Щёткина-Блюмберга. К. экстренно оперирован в день поступления.

 

Из  хирургического  отделения  через  3  дня  после  операции  больной  с  диагнозом 

«брюшного тиф?» переведён в инфекционную больницу, где на основании клинических и 
бактериологических данных был поставлен диагноз «брюшной тиф».

 

Психиатрическая  больница  рассчитана  на  400  коек.  В  мужском  отделении  №  2,  в 

котором лечился гражданин К., 80 человек. В палате № 1 (12 человек, палата закрывается 
на  ключ),  где  лежал  больной,  10  июня,  11  июля  и  14  июля  были  случаи  пневмонии,  13 
июля – острого респираторного заболевания (ОРЗ), 16 и 17 июля - ангины. Заболевший 10 
июня привлекался к раздаче пищи в этой палате. При бактериологическом обследовании 
пациентов палаты выявлен Н. - брюшнотифозный носитель. При поступлении в больницу 
больной  К.  двукратно  обследован  на  кишечную  группу  инфекций  с  отрицательным 
результатом.  Со  слов  родственников,  кишечных  расстройств  не  отмечалось.  Больной 
находился в отделении на лечении в течение года.

 

Вопросы:

 

1. Каковы причины возникновения вспышки?

 

2. Какую дополнительную информацию необходимо собрать для расследования 
вспышки?

 

3. Укажите мероприятия, направленные на источник инфекции при данной вспышке.

 

4. Укажите, какие мероприятия, направленные на механизм передачи, следует 
использовать при данной вспышке.

 

5. Укажете, какие мероприятия, направленные на восприимчивый организм, следует 
использовать для ликвидации данной вспышки.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

35 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 032 [K001852]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

С  марта  1998  г.  в  одном  из  стационаров  Москвы  зарегистрированы  случаи 

сальмонеллеза  Хайфа  группы  В  в  четырёх  корпусах.  Всего  было  выявлено  14  случаев. 
Первый  случай  заболевания  отмечен  у  больного  О.,  поступившего  в  реанимационное 
отделение  (3  корпус,  2  этаж)  31  марта  1998  г.  14  апреля  у  больного  отмечался  жидкий 
стул.  В  тот  же  день  он  был  переведён  в  1  травматологическое  отделение  (2  корпус,  3 
этаж).  Результат  микробиологического  исследования  от  16  апреля:  обнаружена  S.  haifa 
группы  В.  В  1-м  хирургическом  отделении  (5-й  корпус,  3-й  этаж)  с  апреля  1998  г. 
зарегистрировано  девять  случаев  сальмонеллеза  Хайфа:  трое  больных  и  шестеро 
бактерионосителей.

 

В дальнейшем с 22 июня по 15 июля в этом же отделении выявлено три больных и 

три  бактерионосителя.  В  инфекционную  клиническую  больницу  №3  были  переведены 
четверо  больных,  выписаны  домой  два  пациента.  Необходимо  отметить,  что  все 
указанные пациенты не находились за время лечения в реанимационном отделении; лишь 
двоим была произведена операция. Больной Г. из данного очага до получения результатов 
исследования  13  июля  был  переведён  в  8-е  терапевтическое  отделение  (4-й  корпус,  5-й 
этаж) и только 15 июля 1998 г. - в клиническую инфекционную больницу №3.

 

С  25  мая  1998  г.  по  19  июня  1998  г.  в  1  кардиологическом  отделении  (с  блоком 

интенсивной  терапии  (БИТ))  (4  корпус,  2  этаж)  были  зарегистрированы  четыре  случая 
сальмонеллеза Хайфа (один больной, трое носителей).

 

Возбудитель  S.  haifa  с  помощью  ПЦР  был  обнаружен  в  БИТ  и  палатах 

кардиологического  отделения.  При  этом  возбудитель  выявлялся  даже  в  отсутствие 
носителей,  что  указывает  на  значимость  поверхностей  больничной  среды,  а  также 
системы вентиляции в распространении инфекции.

 

S.  haifa,  выделенная  от  больных,  устойчива  к  семи  антибиотикам:  канамицину, 

карбенициллину, 

гентамицину, 

эритромицину, 

тетрациклину, 

левомицетину, 

пенициллину, чувствительна только к полимиксину. Таким образом, можно предположить 
идентичность возбудителя, послужившего этиологическим фактором для всех  указанных 
очагов,  и  рассматривать  эпидемический  процесс  во  всех  отделениях  и  корпусах  как 
единое явление.

 

Одновременно  проводились  исследования  дезинфектантов  для  обработки 

поверхностей.  В  результате  были  выявлены  дезинфекционные  средства  (анолит)  с 
заниженной в 3 раза концентрацией.

 

Вопросы:

 

1. Каковы причины возникновения вспышки?

 

2. Какую дополнительную информацию необходимо собрать для расследования 
вспышки?

 

3. Укажите мероприятия, направленные на источник инфекции при данной вспышке.

 

4. Укажите, какие мероприятия, направленные на механизм передачи, следует 
использовать при данной вспышке.

 

5. Укажите, какие мероприятия, направленные на восприимчивый организм, следует 
использовать для ликвидации данной вспышки?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

36 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 033 [K001853]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

С  января  по  июнь  2008  г.  среди  новорожденных,  находившихся  в  отделении 

реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), были выявлены 42 ребёнка, инфицированных 
Pseudomonas  aeruginosa.  Увеличение  числа  детей,  у  которых  выделялась  синегнойная 
палочка,  началось  в  апреле.  Если  в  январе-марте  регистрировались  один-два  случая 
выделения  Pseudomonas  aeruginosa,  то  в  апреле  количество  таких  случаев  составило  6,  в 
мае  –  18,  в  июле  –  13.  Синегнойная  палочка  была  обнаружена  в  слизи  из  зева 
новорожденных,  мокроте,  а  также  в  секрете  из  эндотрахеальной  трубки.  Если  в  январе-
марте  инфицированность  не  сопровождалась  какими-либо  клиническими  проявлениями, 
то  с  апреля  по  июнь  из  числа  инфицированных  у  восьми  детей  были  выявлены 
клинические признаки пневмонии. В апреле диагноз «пневмония» был поставлен одному 
ребёнку, в мае – троим, в июне – уже четверым детям.

 

Из  числа  медицинских  манипуляций,  проводившихся  в  ОРИТ,  наиболее 

распространённой была искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) с последующим отсосом 
секрета  из  эндотрахеальной  трубки  и  зева  с  помощью  низковакуумного 
электроотсасывателя.  Выявлены  нарушения  при  использовании  аппарата  Basic  036  для 
отсасывания  слизи  и  дезинфекции  аспирационных  трубок,  которые  были 
контаминированы Pseudomonas aeruginosa.

 

Согласно  нормативам,  в  детских  реанимационных  отделениях  количество 

электроотсасывателей  должно  соответствовать  количеству  аппаратов  ИВЛ,  однако  в 
данном  ОРИТ  на  восемь  аппаратов  ИВЛ  приходилось  лишь  три  электроотсасывателя;  в 
течение  дня  один  электроотсасыватель  использовали  для  отсасывания  слизи  из  зева  и 
эндотрахеальной трубки у нескольких детей.

 

При  типировании  штаммов  Pseudomonas  aeruginosa,  изолированных  от 

новорожденных, эндотрахеальной трубки и из больничной среды, было установлено, что 
подавляющее большинство штаммов (за исключением трёх изолятов) имели одинаковый 
рестрикционный  профиль  и  были  устойчивы  к  трём  и  более  антибиотикам,  рабочим 
растворам дезинфектантов и формировали биопленку.

 

Вопросы:

 

1. Перечислите маркеры госпитальности штаммов Pseudomonas aeruginosa.

 

2. Какую гипотезу о причинах вспышки можно сделать на основе проведённых 
микробиологические и молекулярно-биологические исследований?

 

3. Что послужило пусковым механизмом развития вспышки?

 

4. Какой инструктаж медперсонала необходимо провести в ходе выполнения 
противоэпидемических мероприятий?

 

5. Какие изменения необходимо внести в режим использования дезинфицирующих 
средств в отделении?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

37 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 034 [K001855]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  детском  саду,  расположенном  в  областном  центре  Центрального  федерального 

округа  России,  на  фоне  эпидемического  благополучия  по  острым  кишечным  инфекциям 
(ОКИ)  на  территории  5  октября  20…  г.  одновременно  в  3  группах  трое  детей  заболели 
острой  кишечной  инфекцией  (ОКИ).  Наибольшее  число  заболевших  приходилось  на  5-7 
октября. Последние случаи заболевания ОКИ зарегистрированы 9 октября. Всего заболели 
25 детей, 3 работника пищеблока и 3 человека из числа обслуживающего персонала. У 15 
детей наблюдалось повышение температуры до 39,5°С и клинически выраженная картина 
гастроэнтерита, у 10 детей температура была повышена до 37,5°С, у заболевших взрослых 
повышение  температуры  не  наблюдалось.  При  проведении  бактериологического 
обследовании для подтверждения диагноза у 15 детей были выделены шигеллы Зонне.

 

Детский сад размещён в приспособленном помещении. В детском саду 3 группы по 

25 человек каждая: первая - для детей от 2 до 3 лет, вторая - от 3 до 4 лет, третья - от 4 до 
6  лет.  Каждая  группа  имеет  достаточный  набор  помещений  с  отдельным  входом: 
раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для 
проведения  игр,  занятий  и  приёма  пищи),  спальня,  буфетная  (для  подготовки  готовых 
блюд  к  раздаче  и  мытья  столовой  посуды),  туалетная  (совмещённая  с  умывальной).  В 
туалете предусмотрено место для приготовления дезинфекционных растворов. Пищеблок 
имеет помещения для приёма пищевых продуктов, кладовую для овощей, помещения для 
первичной обработки овощей (в том числе для чистки картофеля), мойки тары и камеру 
отходов, расположен на первом этаже. В детском саду работает 20 сотрудников.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний ОКИ в 
детском саду, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

38 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 035 [K001856]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  детском  лагере  отдыха,  расположенном  в  20  км  от  областного  центра 

Центрального  федерального  округа,  с  13  по  25  августа  дизентерией  Флекснера  заболели 
60 детей и 12 человек обслуживающего персонала. Всего в лагере отдыхало 320 детей в 
возрасте  от  7  до  15  лет.  Общее  число  персонала  лагеря  составляет  35  человек. 
Медицинское  обслуживание  лагеря  осуществляли  фельдшер  и  медицинская  сестра.  В 
течение  1-й  и  2-й  смен  в  лагере  кишечных  заболеваний  не  наблюдалось.  Работники 
пищеблока были постоянными.

 

Первые  двое  детей  заболели  13  августа.  Заболевание  началось  остро,  с 

повышением  температуры  до  39,5°С,  болями  в  животе,  тошнотой,  рвотой.  Однако 
заболевания  были  диагностированы  как  острое  респираторное  заболевание  и  пищевая 
токсикоинфекция. На следующий день у этих детей появился многократный жидкий стул. 
С  15  по  18  августа  было  зарегистрировано  49  больных,  20  августа  заболело  ещё  трое 
детей.  Лишь  у  восьми  детей,  заболевших  15  августа,  и  троих,  заболевших  25  августа, 
дизентерия  протекала  тяжело  с  выраженной  клинической  картиной.  У  35  человек 
заболевание  протекало  в  легкой  форме.  Дизентерия  у  детей  была  подтверждена 
бактериологически в 51,7% случаев, у персонала - в 46,4%.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний 
дизентерией Флекснера в пионерском лагере, дайте им обоснование.

 

4. Какие дополнительные данные нужны для подтверждения гипотезы о причинах 
заболеваний дизентерией Флекснера?

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

39 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 036 [K001857]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В школе-интернате в городе Н. 7 февраля заболел Дима Ф.12 лет, у которого было 

диагностировано  острое  респираторное  заболевание  (ОРЗ).  Других  случаев  ОРЗ 
зарегистрировано  не  было.  Желтуха  у  мальчика  не  появлялась.  В  течение  первых 
нескольких дней болезни он не был изолирован, продолжал посещать занятия. Спустя 26–
28  дней  (2–4  марта)  трое  учащихся  из  числа  имевших  контакт  с  Димой  Ф.  заболели 
гепатитом  А,  протекавшим  у  них  с  желтухой.  В  течение  марта  (главным  образом  в 
последние  дни  этого  месяца)  ещё  у  шестерых  школьников  была  диагностирована 
манифестная форма гепатита А, а у 11 - безжелтушная. Результаты проведенного 4 марта 
детального клинико-лабораторного обследования Димы Ф. (с определением в крови анти-
ВГА  IgM)  позволили  установить,  что  в  начале  февраля  он  перенес  не  ОРЗ,  а 
безжелтушную форму гепатита А. Наличие у него в крови специфических антител класса 
IgM подтвердило этот диагноз.

 

Школа-интернат расположена в четырехэтажном здании. В спальнях размещаются 

5  учащихся.  В  туалете  предусмотрено  место  для  приготовления  дезинфекционных 
растворов. Пищеблок расположен на первом этаже, в своём составе имеет помещения для 
приёма пищевых продуктов, кладовую для овощей, помещения для первичной обработки 
овощей (в том числе для чистки картофеля), мойки тары и камеру хранения отходов.

 

Дети  находятся  в  школе-интернате  в  течение  5  дней.  На  субботу  и  воскресенье 

уходят домой.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний 
вирусного гепатита А, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

40 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 037 [K001858]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В трёх воинских частях Н-ского гарнизона 11 сентября было выявлено 13 больных 

дизентерией.  В  течение  следующих  3  дней  месяца  зарегистрировано  ещё  304  больных, 
проходивших  службу  в  этих  воинских  частях.  У  60%  больных  заболевание  протекало  в 
тяжёлой форме. При бактериологическом исследовании больных обнаружен возбудитель 
дизентерии Shigella Sonne, который был выделен у 110 больных. 

 

При проведении бактериологического исследования питьевой воды в казарменных 

помещениях  и  на  объектах  питания  (столовых)  патогенная  микрофлоpa  не  обнаружена. 
Все заболевшие питались в столовой.

 

Столовая расположена в отдельном здании, имеет помещения для приёма пищевых 

продуктов,  кладовую  для  овощей,  помещения  для  первичной  обработки  овощей  (в  том 
числе для чистки картофеля), мойки тары и камеру хранения отходов.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний 
дизентерии Зонне в воинских коллективах, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

41 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 038 [K001859]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В одном из высших учебных заведений города Н. при относительном благополучии 

в  городе  по  дизентерии  (один  случай  дизентерии  в  июле  и  четыре  случая 
гастроэнтероколита в июне) с 28 августа по 8 сентября возникла вспышка дизентерии. За 
10  дней  среди  300  студентов,  проживающих  в  общежитии,  заболел  31  человек. 
Заболевания 

в 

большинстве 

случаев 

характеризовались 

острым 

началом, 

схваткообразными болями в животе, частым жидким стулом, обычно со слизью и кровью, 
повышением температуры. У 11 больных (35,5%) клинический диагноз был подтверждён 
выделением  бактерий  дизентерии  Флекснера  серотипа  2а.  Для  первых  случаев 
заболеваний была характерна тяжесть клинической картины: в первый день наблюдалась 
высокая температура (до 40°С), озноб, тошнота и рвота, сильная головная боль. На второй 
день  присоединялся  частый  жидкий  стул  со  слизью  и  кровью.  Вместе  с  тяжёлыми 
формами наблюдались случаи средней тяжести. Бактерионосительство среди студентов не 
установлено.

 

В  течение  первых  семи  дней  от  начала  вспышки  заболело  27  человек,  что 

составляет  87,1%  всех  переболевших.  Заболеваемость  значительного  числа  студентов  в 
период, не превышающий сроки инкубации при дизентерии.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний в 
высшем учебном заведении, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

42 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 039 [K001860]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

За период с 19 июня по 23 июня среди пациентов общепсихиатрического отделения 

областной  психоневрологической  больницы  г.  Л.  зарегистрировано  13  случаев  острой 
формы  дизентерии,  в  т.  ч.  в  12  случаях  диагноз  был  подтверждён  бактериологически, 
также было выявлено девять бактериовыделителей шигеллы Флекснера 2а.

 

Из числа пострадавших активно были  выявлены по клиническим и лабораторным 

данным  20  человек.  У  двоих  заболевших  отмечалась  средняя  степень  тяжести,  у  11  - 
лёгкая степень тяжести течения.

 

Все  случаи  острых  форм  и  бактерионосительства  зарегистрированы  среди 

пациентов одного отделения. Возраст пострадавших - более 18 лет.

 

Психоневрологическая  больница  размещена  в  приспособленном  помещении.  В 

палатах  размещено  10-12  пациентов.  Туалеты,  по  одному  на  этажах,  совмещены  с 
умывальной.  В  туалете  не  предусмотрено  место  для  приготовления  дезинфекционных 
растворов, отсутствуют дезинфицирующие средства, жидкое мыло и туалетная бумага.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения случаев заболеваний 
дизентерией Флекснера, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

43 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 040 [K001861]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  конце  лета  в  посёлке  Р.  области  возникла  вспышка  энтеровирусной  инфекции. 

Диагноз энтеровирусных заболеваний был подтверждён выделением вируса Коксаки А из 
смывов  зева,  испражнений,  ликвора.  У  части  больных  определялось  нарастание  титра 
антител в 4 раза и более.

 

Под  наблюдением  находилось  36  больных  в  возрасте  от  4  месяцев  до  54  лет.  По 

возрасту больные распределялись следующим образом: от 4 до 12 месяцев - 3 ребёнка, от 
1  года  до  3  лет  -  5  детей,  от  3  лет  до  7  лет  -  11,  от  11  до  14  лет  -  10  больных,  шесть 
взрослых пациентов от 19 до 26 лет, одна женщина 54 лет. Больные поступали со 2 по 10 
августа,  в  основном  в  1  и  3  дни  болезни.  Только  три  пациента  поступили  на  5–7  дни 
болезни.

 

У  24  больных  определялись  локализованные  формы  болезни,  а  у  12  детей  - 

комбинированные  синдромы  заболевания.  Среди  локализованной  формы  преобладал 
серозный менингит у 21 пациента (среди них семеро взрослых от 19 до 54 лет, герпангина 
и  диарея  соответственно  у  двоих  и  одного  ребёнка.  Комбинированные  формы 
энтеровирусной инфекции регистрировались у 12 детей. Серозный менингит, герпангина, 
экзантема,  диарея  наблюдались  у  пятерых  детей,  серозный  менингит  и  ящуроподобный 
синдром у одного ребёнка, экзантема, герпангина, диарея - у шестерых детей.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний 
энтеровирусной инфекцией, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

44 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 041 [K001862]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В городе К., благополучном по брюшному тифу, было зарегистрировано 6 случаев 

заболеваний.  Население  города  К.  относительно  невелико,  водоснабжение  -  частично 
централизованное, в большинстве районов города используются колонки. Многоэтажные 
дома есть лишь в центре города.

 

Первые заболевшие были выявлены 16 июня. В дальнейшем госпитализировали по 

одному-два  и  реже  по  трое  больных  в  день  из  разных  семей.  В  семье  Ш.,  состоящей  из 
четырех человек, 16 июня заболела девочка М. 12 лет и мальчик Т. 17 лет. В семье В. 16 
июня заболела девочка Т. 6 лет и 18 июня девочка Ю. 11 лет. В семье Р. заболели девочка 
Г. 3 лет, и мальчик С. 5 лет в один день - 19 июня.

 

Семьи  проживают  в  соседних  одноэтажных  домах,  в  которых  отсутствуют 

водопровод  и  канализация.  Воду  употребляют  из  ближайшей  колонки,  которой 
пользуются  жители  ещё  пяти домов. Семьи  между  собой  дружат.  1  июня  отмечали  день 
рождения девочки Т. 6 лет из семьи В.

 

У 70% больных заболевание протекало в тяжёлой форме.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний 
брюшным тифом, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний брюшного тифа.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

45 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 042 [K001863]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  детском  саду  в  городе  Н.  в  период  со  2  февраля  по  13  апреля  из  78  детей 

переболело гепатитом А 57  человек (73%). Заболевания начались в старшей группе. Всего 
заболело 17 человек из 22, причем 15 случаев было зарегистрировано в марте. В средней 
группе заболело 20 из 29 и в младшей - 20 из 27.

 

Первым  заболел  Коля  З.  7  лет.  2  февраля  у  ребёнка  был  отмечен  пониженный 

аппетит,  мальчик  жаловался  на  боль  в  правом  подреберье.  С  этими  явлениями  ребёнок 
посещал группу до 7 февраля, когда у него появилась желтушность склер и определилось 
увеличение печени. Коля З. был изолирован из детского сада и наблюдался на дому. Через 
месяц  в  той  же  группе  (старшей)  зарегистрирован  второй  случай  гепатита.  Ребёнок  был 
госпитализирован. Третий случай обнаружился 7 марта. В средней группе первый случай 
вирусного  гепатита  был  зарегистрирован  28  февраля  у  Иры  М.  Понижение  аппетита, 
вялость,  рвота,  тёмная  моча,  желтушность  кожи,  увеличенная  печень  были  отмечены  29 
февраля. Девочка была госпитализирована.

 

Второй случай в группе был выявлен 3 марта у Жени М. с такой же клинической 

картиной.  В  последующем,  через  короткие  сроки  после  первых  случаев,  были 
зарегистрированы  заболевания  ещё  у  18  детей.  В  младшей  группе  детского  сада  первый 
случай  заболевания  появился  в  середине  марта,  когда  в  старшей  и  средней  группах 
наблюдалась  уже  массовая  заболеваемость.  Все  больные  в  этой  группе  выявлялись 
активно, начиная с 31 марта.

 

Детский  сад  размещён  в  приспособленном  помещении.  В  детском  саду  3  группы: 

первая - -для детей от 2 до 3 лет, вторая - для детей от 3 до 4 лет, третья - для детей от 4 до 
6  лет.  Каждая  группа  имеет  достаточный  набор  помещений  с  отдельным  входом: 
раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для 
проведения  игр,  занятий  и  приёма  пищи),  спальня,  буфетная  (для  подготовки  готовых 
блюд  к  раздаче  и  мытья  столовой  посуды),  туалетная  (совмещённая  с  умывальной).  В 
туалете предусмотрено место для приготовления дезинфекционных растворов. Пищеблок 
имеет  помещения  для  приёма  пищевых  продуктов,  первичной  обработки  овощей  (в  том 
числе  для  чистки  картофеля),  мойки  тары,  кладовую  для  овощей  и  камеру  отходов, 
расположен на первом этаже.

 

Вопросы:

 

1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.

 

2. Обоснуйте Ваше решение.

 

3. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения заболеваний в 
детском саду, дайте им обоснование.

 

4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства 
гипотезы о причинах возникновения случаев заболеваний.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий по ликвидации 
эпидемического очага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     41      42      43      44     ..