Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК) - часть 4

 

 

53 

 

манометра.  На  стекле  манометра  нанести  оттиск  калибровочного  клейма  с  датой    ремонта  и  

калибровки,  которая является контрольной при определении срока годности манометра. 

4.4.10.3

 

Установленные  на  электровоз  манометры  должны  иметь  срок  годности  до 

очередной ревизии не менее 6 месяцев. 

4.4.10.4

 

Проверку  и  пломбирование  манометров  производить  в  соответствии  с  пунктом 

6.9 ЦТ-533 (п. 4 приложения Г), с пунктами 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 и 31 ЦТ-ЦВ-ЦП-581 (п. 12 

приложения Г) и ГОСТ 2405-88 (п. 96 приложения Г). 

4.4.11

 

Мотор—компрессоры 

4.4.11.1

 

Мотор—компрессоры  с  электровоза  снять  для  ремонта.  Электродвигатели 

отремонтировать в соответствии с  РД 103.11.320—2004 (п. 6 приложения Г),  а компрессоры - в 

соответствии  с  ЦТ—533  (п.4  приложения  Г)  и  действующей  нормативно—технической 

документации. 

4.4.11.2

 

Редуктор  мотор—компрессора  отремонтировать  в  соответствии  с  требованиями 

документации завода—изготовителя. 

4.4.11.3

 

Холодильники промыть горячим щелочным раствором или горячей водой, после 

чего продуть сжатым воздухом давлением не ниже 500 кПа. 

4.4.11.4

 

Резиновые  втулки  полумуфт  заменить  на  новые.  На  электровозах  серий  ВЛ65  и 

ВЛ80 тк, ск с компрессором ВУ-3,5 производить замену резинокордовой муфты на новую. 

4.4.11.5

 

Произвести  проверку  подшипников  редуктора  на  соответствие  требованиям 

ЦТтеп-87/11 (п.61 приложения Г). 

4.5

 

Электрическая аппаратура и провода 

4.5.1

 

Общие положения  

4.5.1.1

 

При проведении капитального ремонта электровозов демонтировать: 

 

все аппараты; 

 

латунные и медные трубки пневматической цепи управления;  

 

стальные трубы пневматической цепи управления; 

 

низковольтную и высоковольтную проводку, 

 

все изоляторы и клицы. 

4.5.1.2

 

Каркасы для установки аппаратов, ящики, защитные кожуха, крышки осмотреть на 

наличие  механических  повреждений  и  трещин.  Трещины  заварить,  повреждения  исправить, 

уплотнения  заменить.  Окраску  каркасов  произвести  согласно  требованиям  чертежей.  Покрытие 

каркасов  молотковой  эмалью  при  отсутствии  повреждений  допускается  не  восстанавливать. 

Прутковые конструкции очистить от ржавчины, заусенцев, окрасить электроизоляционным лаком, 

после  чего  обмотать  одним  слоем  киперной  ленты  в  полуперекрышу  и  окрасить 

54 

 

электроизоляционным  лаком  БТ-99.  Допускается  для  изоляции  прутков  применение  трубок  из 

кремнийорганической резины (ТКР). 

Ящики,  защитные  кожуха  аппаратов,  имеющие  вмятины,  трещины, надрывы,  прожоги и 

повреждения  деталей  крепления  отремонтировать.  Замки  ящиков  кожухов  проверить  и 

отремонтировать, войлочные и резиновые уплотнения кожухов заменить. 

4.5.1.3

 

Высоковольтные  и  низковольтные  провода  и  кабели  заменить.  Вновь 

укладываемые  провода  должны  соответствовать  требованиям  Федерального  закона  №123-ФЗ  от 

22.07.2008  г.  (п.1  приложения  Г).  При  пайке  наконечника  жилы  провода  полностью  облудить. 

Пайку  и  лужение  наконечников  произвести  припоем  Пк10  ПОС—40  ГОСТ  21931  или  ПОС—40 

ГОСТ  21930  с  применением  флюс-лака  для  пайки  или  других  антикоррозийных  флюсов.  При 

пайке не допускается обгар изоляции провода. 

Пайка  должна  быть  чистой,  припой  должен  заполнять  места  соединения.  Припой 

заливается  по  всей  окружности  с  плавным  переходом  от  провода  к  наконечнику.  Длина 

облуженной части провода от торца наконечника должна быть не более 5 мм. 

При  установке  новых  и  замене  негодных  наконечников  допускается  присоединение 

наконечников  к  проводам  опрессовкой.  При  опрессовке  наконечников  руководствоваться 

технической документацией заводов—изготовителей и требованиям ОСТ 16.0.801.066. 

4.5.1.4

 

Не допускается присоединение проводов в натянутом состоянии. 

4.5.1.5

 

В  тех  местах,  где  провода  огибают  острые  углы  металлических  конструкций  или 

других  заземленных  деталей,  проложить  изоляционные  прокладки,  исключающие  возможность 

повреждения изоляции 

4.5.1.6

 

Расстояние  по  воздуху  между  разнопотенциальными  токоведущими  частями,  а 

также  между  токоведущими  частями  и  "землей"  должно  соответствовать  требованиям 

конструкторской документации. 

В  случае  невозможности  выдержать  указанные,  по  воздуху  или  по  поверхности 

расстояния,  участки  шинопроводов  подвергнуть  дополнительной  изолировке  на  полное 

напряжение цепи (кроме цепей, находящихся под напряжением 25 кВ). 

4.5.1.7

 

 Все  провода  маркировать  в  соответствии  с  монтажной  схемой.  Маркировка 

проводов должна быть четкой, долговечной, читаемой, несмываемой. Допускается использование 

готовых маркировочных бирок или медных (латунных) паспортов. 

4.5.1.8

 

Токоведущие  шины  (перемычки)  с  трещинами  восстановить  сваркой  в 

соответствии с требованиями ЦТ—336 (п.13 приложения Г). 

Годные  шины  отрихтовать,  разработанные  отверстия  восстановить,  нанести  четкую 

маркировку  методом  клеймения,  восстановить  покрытие  в  соответствии  с  техническими 

требованиями чертежей. 

55 

 

4.5.1.9

 

Провода  в  пучке  должны  идти  параллельно,  не  перекрещиваясь  и  не  образуя 

пустот,  за  исключением  специально  свитых  проводов.  Проложенные  пучки  проводов  плотно 

увязать и бандажировать киперной лентой. Допускается бандажировка шпагатом или хомутом из 

ленты  ПВХ.  Киперную  ленту  окрасить  электроизоляционным  лаком  БТ—99.  Прокладка 

высоковольтных  и  низковольтных  проводов  в  одном  пучке  не  допускается.  Подсоединение 

проводов к контактным зажимам осуществить в соответствии с требованиями чертежей. 

4.5.1.10

 

Все аппараты, снятые с электровоза, разобрать, детали очистить в соответствии с 

действующей  технологической  документацией  и  осмотреть  на  наличие  повреждений,  негодные 

заменить.  Запрещается  протирка  полистирольных  кожухов  аппаратов  органическими 

растворителями.  Корпусы,  щитки,  рамы  и  все  заземляющие  каркасы  окрасить  в  соответствии  с 

требованиями чертежей. 

4.5.1.11

 

Поверхности  изоляционных  стоек  и  валов,  имеющие  риски,  царапины,  задиры 

глубиной  не  более  1  мм,  шлифовать  и  покрыть  электроизоляционной  эмалью  ГФ—92ХС. 

Стойки  из  стеклопластика,  имеющие  трещины  и  сколы  более  3  мм,  заменить. 

Поврежденную  изоляцию  стоек  и  валов  глубиной  более  1  мм,  имеющую  выпуклость,  прожоги, 

трещины и сколы снять по всей длине и нанести новую в соответствии с требованиями чертежей. 

Местные повреждения изоляции до половины ее толщины допускается восстанавливать согласно 

утвержденным технологическим процессам. 

4.5.1.12

 

Фарфоровые  изоляторы  аппаратов,  имеющие  отколы  и  повреждения  глазури  на 

поверхности, превышающей

 

10 % пути возможного электрического перекрытия, а также трещины 

или ослабления в армировке, заменить новыми. 

Пластмассовые  и  стеклопластиковые  изоляторы,  имеющие  перекрытие  по  поверхности, 

допускается не заменять при условии зачистки и шлифовки поврежденного места с последующим 

покрытием электроизоляционным кремнийорганическим лаком или электроизоляционной эмалью 

и  проверкой  их  электрической  прочности  в  соответствии  с  действующими  нормами  значений 

испытательного напряжения. 

Очистку и нанесение  электроизоляционного покрытия произвести согласно требованиям 

ТИ—237  (п.21  приложения  Г).  На  приборных  панелях  под  разъединителями  допускается 

восстановление изоляции электроизоляционной эмалью ГФ—92ХС с предварительной зачисткой 

места дефекта. 

4.5.1.13

 

Кожаные  и  резиновые  уплотнения  (кольца,  манжеты,  сальники)  пневматических 

приводов  заменить  новыми.  Уплотнительные  прокладки  аппаратов  заменить.  Бронзовые 

пружинные шайбы с изломом лепестков заменить новыми. 

4.5.1.14

 

Клапана  и  седла  электромагнитных  вентилей  заменить  новыми,  после  чего 

притереть. 

56 

 

Ход  клапанов  у  электромагнитных  вентилей,  магнитные  зазоры  под  якорем  должны 

соответствовать требованиям чертежа.

 

Все  электромагнитные  вентили  проверить  на  герметичность  в  соответствии  с 

требованиями ГОСТ 9219 (п.86 приложения Г) или технических условий заводов—изготовителей. 

4.5.1.15

 

Все  многовитковые  катушки  аппаратов  проверить  на  соответствие  техническим 

требованиям  чертежей.  Допускаемые  отклонения  активного  сопротивления  от  номинальных 

значений  при  температуре  20  °С  должны  соответствовать  требованиям  ГОСТ  9219  (п.86 

приложения Г). 

4.5.1.16

 

На  многовитковых  низковольтных  катушках,  соответствующих  требованиям 

чертежей, покровную изоляцию окрасить электроизоляционным лаком.  

4.5.1.17

 

При  ослаблении  выводов  или  повреждении  изоляции  многовитковых 

высоковольтных и низковольтных катушек снять верхний слой изоляции и ослабленные выводы 

перепаять. Изоляцию восстановить и пропитать лаком в соответствии с требованиями чертежей.

 

Проверить  активное  сопротивление  катушек,  электрическую  прочность  изоляции  и  отсутствие 

межвиткового замыкания. Катушки с изоляцией "Монолит—2", не соответствующие техническим 

требованиям  чертежей,  заменить.  Повреждения  поверхности  изоляции  глубиной  менее  1  мм 

восстановить по технологии изготовления изоляции "Монолит—2". 

4.5.1.18

 

Выводы  катушек  магнитного  дутья  из  шинной  меди  при  нарушении  мест  пайки 

перепаять или приварить. Перед припайкой шины облудить и приклепать к месту соединения. При 

восстановлении  катушек  из  шинной  меди  допускается  наплавка  поврежденных  концов  газовой 

сваркой  с  доведением  их  до  чертежных  размеров.  Поврежденную  изоляцию  выводов 

восстановить. Катушки из шинной меди окрасить электроизоляционным лаком. 

4.5.1.19

 

Все  сварочные  работы  при  ремонте  электроаппаратов  произвести  выполнить  в 

соответствии с требованиями ЦТ—336 (п.13 приложения Г) 

4.5.1.20

 

Шунты, у которых оборвано более 5% жил, а также шунты со следами перегрева 

заменить. Наконечники шунтов облудить, наконечники с трещинами заменить. 

4.5.1.21

 

Силовые  контакты  контакторов,  контакты  реле  и  вспомогательные  контакты 

контакторов заменить. Контакты кнопочных выключателей заменить. 

4.5.1.22

 

Прилегание  линейных  вспомогательных  контактов  должно  быть  не  менее  80  % 

ширины  контактной  поверхности.  У  кулачковых  блокировочных  элементов  проверить  и 

отрегулировать  ход  траверсы.  Раствор,  провал,  смещение  и  нажатие  силовых  контактов  и 

контактов блокировочных устройств должны соответствовать техническим требованиям чертежа. 

4.5.1.23

 

Шариковые  и  роликовые  подшипники  осмотреть  на  целостность  и  проверить  в 

соответствии  с  требованиями  ЦТтеп—87/11  (п.61  приложения  Г).  Игольчатые  подшипники 

57 

 

заменить.  В  подшипники  заложить  смазку  согласно  требованиям  чертежей  и  01ДК.421457.001И 

(п.11 приложения Г) 

4.5.1.24

 

Все  пружины  осмотреть  на  наличие  изломов  и  потери  упругости.  В  случае 

излома,  потери  упругости,  несоответствия  чертежным  данным  пружины  заменить.  Восстановить 

антикоррозионное покрытие пружин в соответствии с требованиями чертежей 

4.5.1.25

 

Оси, валики и втулки аппаратов заменить новыми. 

4.5.1.26

 

Крепление  деталей  и  аппаратов  выполнить  в  соответствии  с  требованиями 

чертежей.  Постановка  крепежных  деталей  с  поврежденными  шлицами,  гранями  и  дефектной 

резьбой  запрещается.  Во  избежание  нарушения  работоспособности  электроаппаратов,  имеющих 

несколько  опорных  поверхностей,  допускается  установка  регулирующих  прокладок  между 

деталями для крепления аппаратов и стойками, каркасами, бобышками и другими основаниями. 

4.5.1.27

 

Все  детали  внутренних  соединений  аппаратов  должны  быть  изготовлены  в 

соответствии  с  чертежами  и  установлены  на  аппараты  до  постановки  аппаратов  на  электровоз. 

Каждый аппарат маркировать в соответствии со схемой электровоза. 

4.5.1.28

 

Деревянные клицы проводов в аппараты изготовить из дуба, лиственницы, ясеня 

или  березы  влажностью  не  более  12  %  и  пропитать  в  натуральной  олифе,  парафине, 

трансформаторном  масле  либо  в  кремнийорганической  жидкости.  Допускается  установка 

полимерных клиц. 

4.5.1.29

 

При сборке аппаратов на трущиеся поверхности нанести смазку в соответствии с 

требованиями 01ДК.421457.001И (п.11 приложения Г) или карт смазки заводов—изготовителей. 

4.5.1.30

 

После  ремонта  проверить  герметичность  всех  аппаратов  с  пневматическим 

приводом  и  электропневматических  клапанов  сжатым  воздухом  при  давлении  в  соответствии  с 

техническими  требованиями  чертежей.  Предельные  значения  давления  воздуха  и  напряжения 

срабатывания аппаратов должны соответствовать требованиям ГОСТ 9219 (п.86 приложения Г)  и 

техническими условиями на аппараты. 

4.5.1.31

 

Всю защитную и контрольную аппаратуру отрегулировать согласно техническим 

данным (Приложение Ж) и опломбировать (Приложение Т). 

4.5.1.32

 

Проверить  сопротивление  изоляции  всех  отремонтированных  электрических 

аппаратов.  Значения  сопротивления  изоляции  должны  соответствовать  ГОСТ  9219 

(п.86 приложения Г)  и техническим требованиям чертежей. 

Электрическую  прочность  изоляции  аппаратов  после  ремонта  проверить  напряжением 

переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Значения испытательных напряжений должны 

соответствовать уменьшенным на 15 % значениям, указанным в ГОСТ 9219 (п.86 приложения Г)  

и в технических требованиях чертежей. 

58 

 

4.5.1.33

 

После  установки  на  место  всей  аппаратуры  и  ее  подключения  проверить 

правильность  работы  электрических  цепей  в  соответствии  с  таблицами  включения  аппаратов. 

Техническое  состояние  низковольтных  цепей  проверить  с  помощью  переносных  или 

автоматизированных средств контроля и диагностики. 

4.5.1.34

 

После  ремонта  проверить  сопротивление  изоляции  и  электрическую  прочность 

изоляции  всех  электрических  цепей  вместе  с  комплектом  аппаратов,  установленных  на 

электровоз. Нормы испытательных напряжений и допускаемых сопротивлений изоляции должны 

соответствовать  нормам  и  требованиям  испытаний,  указанным  в  Приложении  В  настоящего 

Руководства. 

4.5.1.35

 

Проверить  состояние  всех  устройств  заземления  электрооборудования  и 

установку заземления в соответствии с требованиями чертежей. 

4.5.2

 

Токоприемники 

4.5.2.1

 

Основание  токоприемника  установить  на  опорные  тумбы,  верхние  поверхности 

которых  должны  находиться  в  горизонтальной  плоскости.  Сварные  швы,  имеющие  трещины, 

вырубить и заварить вновь. Расстояние между центрами отверстий под болты опорных изоляторов 

должно  соответствовать  чертежным  размерам.  Разница  расстояний  между  отверстиями  по 

диагонали допускается не более 3 мм. 

4.5.2.2

 

Проверить  крепление  соединительных  труб  и  угольников  основания.  Места 

присоединения наконечников проводов и шунтов зачистить и облудить. 

4.5.2.3

 

Осмотреть  главный  и  вспомогательный  валы  на  наличие  повреждений,  трещин, 

износа.  Подшипники  заменить  новыми.  Изношенные  полуоси  заменить.  Заложить  вновь  смазку 

согласно карте смазки завода—изготовителя. 

4.5.2.4

 

Сварочные  работы  при  ремонте  основания  токоприемника,  корпусов 

подшипников, валов, рычагов, тяг, кронштейнов, рам и направляющих штока поршня выполнить в 

соответствии с требованиями ЦТ—336 (п.13 Приложения Г). 

4.5.2.5

 

Цилиндры  токоприемников  разобрать,  очистить  и  проверить  детали  на 

соответствие  чертежным  размерам.  Изношенные  детали  восстановить,  негодные  заменить.  При 

износе цилиндра по диаметру более допустимого параметра допускается растачивать цилиндр для 

постановки  втулки.  Риски  на  внутренней  поверхности  цилиндра  устранить  шлифовкой.  При 

сборке цилиндра стенки его смазать согласно 01ДК.421457.001 И (п.11 приложение Г). 

4.5.2.6

 

Размеры  поршней,  штоков  поршней  и  отверстий  для  прохода  штоков  в  крышках 

должны  соответствовать  чертежным  размерам.  Поршни,  ролики  направляющих  штока  и  оси  с 

размерами  не  соответствующими  чертежным,  заменить.  Ход  поршня  отрегулировать  в 

соответствии  с  техническими  данными.  Атмосферные  отверстия  в  крышках  цилиндров 

прочистить. 

59 

 

4.5.2.7

 

Стержни  упоров  токоприемников,  имеющие  выработки  и  поврежденную  резьбу 

заменить. Поврежденную резину упоров заменить. 

4.5.2.8

 

Воздухопроводные  трубы  разобрать,  прочистить  и  продуть.  Трубы,  имеющие 

продольные  трещины,  допускается  заваривать  с  последующей  зачисткой.  Трубы,  имеющие 

поперечные трещины, вмятины глубиной более 2 мм и поврежденную резьбу, заменить новыми. 

Трубы должны быть прочно закреплены. 

Воздушные трубки устанавливать только полиэтиленовые. Полиэтиленовые трубки перед 

установкой проверить: 

 

на плотность воздухом давлением 800 кПа. 

 

на  электрическую  прочность,  для  чего  трубку  смочить  в  воде  и  испытать  между 

буртами переменным током частоты 50 Гц и напряжением 60 кВ в течение 1 мин. 

О  производстве  испытаний  на  трубку  нанести  маркировку  с  указанием  даты  и  места 

испытаний. 

4.5.2.9

 

Трубы верхних и нижних рам, имеющие трещины, вмятины глубиной более 1 мм, 

изгибы  и  прожоги,  сквозные  повреждения  коррозией,  а  также  составные  трубы  с  муфтами 

заменить новыми. 

При  ремонте  конусных  или  цилиндрических  труб  нижних  рам  токоприемников 

допускаются  вмятины  глубиной  до  3  мм  на  длине  150  мм  не  более  чем  в  двух  местах  при 

отсутствии изгиба труб. Изогнутые трубы допускается править с нагревом газовой горелкой. 

Допускается  заваривать  газовой  сваркой  трещины  в  конусных  трубах  нижних  рам 

токоприемников П—1У, Т—5, оставлять составные конусные трубы, сваренные из двух половин. 

Допускается  постановка  бывших  в  эксплуатации  полиэтиленовых  трубок,  не  имеющих 

внешних  дефектов  (трещин,  смятых  буртов)  и  выдержавших  указанные  испытания.  Материал  и 

размеры  трубки  должны  соответствовать  требованиям  чертежа.  При  ремонте  трубки  промыть 

тѐплой  водой  с  моющими  средствами.  Поверхность  трубки  должна  быть  гладкой,  не  иметь 

трещин, надрывов и вмятин. Бурты, имеющие трещины, толщину менее 4 мм и вмятины, обрезать 

и формовать вновь. При этом от чертѐжного размера. уменьшение длины рукава не должно быть 

более 50 мм. 

4.5.2.10

 

Каркасы  полозов  токоприемников  при  невозможности  рихтовки  заменить 

новыми.  Каркасы  полозов  выправить  на  специальной  оправке.  Для  получения  соответствующей 

конфигурации и размера полозов допускается производить угловые вырезы в отбортовке склонов 

с последующей заваркой и зачисткой швов заподлицо с основным металлом. Угол наклона концов 

полозов  должен  соответствовать  чертежному  размеру.  Антикоррозийное  покрытие  должно 

соответствовать требованиям чертежа. 

60 

 

4.5.2.11

 

Силуминовые  рычаги  и  шарниры  токоприемников,  имеющие  трещины  или 

отверстия,  не  соответствующие  чертежным  значениям,  заменить  новыми.  Изношенные  детали 

кареток и дополнительного амортизирующего устройства заменить новыми. 

4.5.2.12

 

Контактные пластины полоза заменить новыми. 

На  электровозах  двойного  питания  ВЛ82

М

  допускается  применять  металлокерамические 

пластины. 

Металлокерамические  пластины  должны  быть  пропитаны  легкоплавким  сплавом  С05  в 

соответствии  с  ТУ—32ЦТ—2041—87.  Пластины  и  вставки  должны  плотно  прилегать  к  полозу, 

располагаться на одном уровне и не иметь острых и выступающих углов. 

4.5.2.13

 

Винты,  крепящие  медные  и  металлокерамические  пластины  к  полозу,  заменить 

новыми,  изготовленными  из  латуни  или  меди.  Головки  винтов  утопить  на  глубину  2,5  мм  при 

толщине  накладок  6  мм,  на  глубину  1,5  мм  при  толщине  накладок  5  мм.  Под  гайки  установить 

новые  пружинные  шайбы.  Конус  головок  винтов,  крепящих  рабочие  пластины,  должен  быть 

строго  одинаковым  с  конусом  зенковки  отверстий  пластин.  Проверить  состояние  планок, 

крепящих угольные вставки, при необходимости планки заменить. 

4.5.2.14

 

Опорные изоляторы под один токоприемник подобрать с разницей по высоте не 

более  2  мм.  Для  устранения  перекосов  токоприемника  допускается  установка  шайб  между 

токоприемником и опорными изоляторами. 

4.5.2.15

 

Собранный токоприемник должен удовлетворять следующим условиям: 

4.5.2.15.1

 

Контактные поверхности обоих полозов двухполозных токоприемников должны 

быть на одном уровне с отклонением не более 2 мм. 

4.5.2.15.2

 

Отклонение верхней поверхности от горизонтали на длине 1 м при постановке 

токоприемника в цехе на тумбах не должно превышать 5 мм. Проверку горизонтальности полозов 

произвести на всей рабочей высоте токоприемника установкой линейки длиной 1000 мм с уровнем 

посредине полозов. 

4.5.2.15.3

 

Смещение  центра  полоза  относительно  центра  основания  токоприемника  в 

сторону от продольной оси электровоза при наибольшей рабочей высоте подъема не должно быть 

более 20 мм. Проверку произвести опусканием отвеса в центральной части полоза на основание, 

где помещается линейка с нанесенным центром основания 

4.5.2.15.4

 

При  давлении  675  кПа  утечка  воздуха  из  пневматической  части  не  должна 

превышать допустимых норм, установленных ГОСТ 9219. 

4.5.2.15.5

 

Шунты  полозов,  шарниров  и  главного  вала  должны  плотно  прилегать  к  

контактным поверхностям. Под головки болтов установить пружинные шайбы. 

4.5.2.15.6

 

Статические 

характеристики 

токоприемников 

должны 

удовлетворять 

техническим данным с учетом режима работы (летнего или зимнего). 

61 

 

4.5.2.15.7

 

Все контактные поверхности рам и основания токоприемников облудить. 

4.5.2.16

 

Все  трубчатые  рамы  и  основания  токоприемников,  за  исключением 

полиэтиленовых трубок, электрических и шарнирных соединений, шунтов, силуминовых рычагов 

и полозов, окрасить красной эмалью согласно ОСТ 32.190. 

4.5.3

 

Главные контроллеры 

4.5.3.1

 

Главные  контроллеры  разобрать.  Контакторные  элементы,  привод  и  редуктор  с 

блокировочными валами снять, детали очистить и осмотреть на наличие повреждений. 

4.5.3.2

 

С валов спрессовать боковины, осмотреть на наличие повреждений и проверить по 

шаблону  кулачковые  шайбы,  осмотреть  подшипники.  При  необходимости  замены  кулачковых 

шайб, уплотнений, подшипников произвести полную распрессовку валов. Контакторные элементы 

и редуктор разобрать. 

4.5.3.3

 

Кулачковые  шайбы,  имеющие  трещины,  отколы,  отклонение  от  чертежного 

профиля, отклонения размеров от чертежных заменить.  Проверить валы на биение по наружным 

поверхностям  кулачковых  шайб.  Биение  допускается  не  более  0,8  мм.  При  большем  биении 

шайбы проточить. Текстолитовые шестерни заменить новыми. 

4.5.3.4

 

Изношенные  посадочные  поверхности  кулачковых  валов  и  валов  редуктора  в 

местах  посадки  подшипников  восстановить.  Изношенные  конусные  поверхности  валов  под 

посадку шестерен наплавить вибродуговой наплавкой, изношенные шпоночные пазы - наплавкой 

с последующей механической обработкой. 

4.5.3.5

 

При сборке валов: 

4.5.3.5.1

 

Кулачковые  шайбы  припилить  по  пазам,  с  боковым  зазором  между  шпонкой  и 

шпоночным пазом, не более 0,07 мм. 

4.5.3.5.2

 

Перед установкой кулачковые шайбы испытать напряжением 15 кВ переменного 

тока  частоты  50  Гц  в  течение  2  мин.  между  наружными  поверхностями  кулачковых  шайб  и 

шпоночным пазом. 

4.5.3.5.3

 

Отрегулировать размеры между кулачковыми шайбами постановкой прокладок. 

4.5.3.5.4

 

Посадка клиньев должна быть плотной. Допускается обрезка клиньев заподлицо 

с торцом шайбы. 

4.5.3.5.5

 

Рабочие поверхности кулачковых шайб покрыть бакелитовым лаком. 

4.5.3.6

 

Каркасы  рамы  осмотреть  на  наличие  механических  повреждений.  Имеющиеся 

трещины заварить. На необработанной поверхности каркасов (рам) допускаются без исправления 

прожоги глубиной до 7 мм, шириной до 10 мм с плавной разделкой кромок. 

4.5.3.7

 

Изношенные  отверстия  в  корпусах  под  опорные  поверхности  подшипников 

восстановить и расточить до чертежных размеров. 

62 

 

Резьбовые отверстия в рамах с изношенной резьбой заварить с последующей сверловкой и 

нарезкой резьбы в соответствии с требованиями чертежа. 

Проверить  концевой  упор  каркаса,  фиксирующий  кулачковый  вал  ЭКГ  в  крайних 

положениях.  При  наличии  трещин,  изгибов,  изломов,  отклонений  от  чертежных  размеров  упор 

заменить. 

4.5.3.8

 

Поврежденную  изоляцию  изоляционных  реек  глубиной  более  1  мм  заменить 

новой.  Повреждения  глубиной  менее  1  мм  зачистить  шлифовальной  стеклянной  шкуркой  и 

окрасить  электроизоляционной  эмалью  ГФ-92ХС  в  два  слоя.  Изоляционные  рейки  испытать  на 

электрическую прочность напряжением 15 кВ переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. 

4.5.3.9

 

У  кулачковых  контакторов  блокировочных  валов  изоляторы  с  трещинами, 

отколами, сорванной резьбой в бобышке заменить. 

4.5.3.10

 

Дугогасительные камеры контакторов разобрать, очистить. Металлические детали 

камеры зачистить от наплывов, трещины заварить, оплавленные места наварить и обработать до 

чертежных размеров, отверстия и резьбу восстановить. 

Стенки  и  перегородки  камер  при  наличии  трещин,  отколов  более  6  мм  по  длине  и 

уменьшении толщины более допустимых значений параметров, а также при износе фиксирующего 

ребра  деионных  пластин  более  25  %  толщины  заменить.  Местные  прожоги  допускается 

восстанавливать составом из кордиеритового порошка и эпоксидной смолы, составом из жидкого 

стекла  и  асбестоцементной  пудры  или  вклеиванием  пластин  из  микалекса  согласно  ТИ  436 

(п.91 приложение Г). 

Деионные  решетки  зачистить  от  окислов,  наплывов  и  следов  подгара.  Значительно 

выгоревшие пластины - заменить. 

 

Остальные изоляционные детали зачистить, при наличии трещин заменить. 

Расстояние  между  выступающими  частями  полюсов  дугогасительной  камеры  и 

контакторов должно обеспечивать постановку дугогасительной камеры на контактор с натягом от 

1 до 1,5 мм. 

4.5.3.11

 

Толщина  напаек  главных  контактов  и  дугогасительных  контактов  должна 

соответствовать чертежным размерам. При меньшей толщине произвести напайку новых пластин. 

Допускается смещение подвижного контакта относительно неподвижного в вертикальном 

и горизонтальном направлениях не более 2 мм. 

Сорванные  зубчатые  гребенки  неподвижных  контактов  наплавить  и  нарезать  согласно 

требованиям чертежа. 

4.5.3.12

 

Катушки  магнитного  дутья  и  магнитные  компенсаторы,  имеющие  прожоги, 

заменить. Резиновые втулки катушек магнитного дутья и рычагов заменить. 

63 

 

4.5.3.13

 

Отверстия  в  держателях  контактов  и  в  рычагах,  имеющие  отклонения  от 

чертежных размеров, восстановить наплавкой с последующей обработкой до чертежных размеров. 

4.5.3.14

 

При сборке силовых контакторов: 

4.5.3.14.1

 

Резьбу болтов крепления шунтов и шин, а также подшипники смазать смазкой в 

соответствии с п.4.5.1.29 настоящего Руководства. 

4.5.3.14.2

 

Прижимы отрегулировать установкой шайб в шестигранные отверстия боковых 

стенок под верхний стержень. 

4.5.3.14.3

 

Обеспечить зазор между ярмом компенсатора и рычагом главного подвижного 

контакта не менее 1 мм. 

4.5.3.14.4

 

У контакторов с дугогашением обеспечить зазор между подвижным контактом 

и стенкой дугогасительной камеры не менее 4 мм с каждой стороны. 

4.5.3.14.5

 

Соединение  шунта  со  скобками  на  длине  (15

+3

)  мм  припаять  оловянисто—

свинцовым припоем. Зазор между скобой и проводом по торцу должен быть не более 1 мм. 

4.5.3.14.6

 

Подшипники рычагов контакторных элементов заменить. 

4.5.3.14.7

 

Обеспечить  площади  или  линии  прилегания  контактов,  а  также  растворы, 

провалы, нажатия, смещения контактов согласно техническим требованиям чертежей. 

4.5.3.15

 

Редуктор  разобрать.  Детали  редуктора  и  внутреннюю  поверхность  корпуса 

промыть  керосином  и  протереть.  Изношенные  детали  восстановить  или  заменить  новыми  в 

зависимости  от  степени  износа.  Трещины  в  корпусе  редуктора  заварить  с  последующей 

обработкой  и  испытанием  на  плотность  керосином.  Необработанные  внутренние  поверхности 

корпуса и крышки окрасить красной изоляционной эмалью ГФ-92ХС. 

4.5.3.16

 

Площадь контакта зубьев должна быть не менее 50 % поверхности зуба. 

4.5.3.17

 

Рабочие  поверхности  пазов  мальтийских  крестов  при  износе  допускается 

шлифовать до 0,3 мм на каждую сторону паза. При наличии трещин мальтийский крест заменить. 

Втулки  поводков  изготовить  комплектно  в  соответствии  с  новыми  размерами  пазов  крестов. 

Червяк с сорванной резьбой заменить. 

4.5.3.18

 

Отверстия  в  корпусе  редуктора  под  подшипники,  имеющие  отклонения  от 

требований чертежа, наплавить и расточить до соответствия чертежным размерам. При расточке 

отверстий корпус редуктора должен быть соединен с крышкой.  Радиально-упорные подшипники 

проверить в соответствии с п. 4.5.1.23 настоящего Руководства. 

4.5.3.19

 

При износе посадочных поверхностей валов редуктора под шестерни произвести 

вибродуговую  наплавку  посадочных  поверхностей  с  последующей  механической  обработкой. 

Изношенные  поверхности  валов  под  посадку  подшипников,  а  также  под  посадку  шестерни 

электрической блокировки восстановить хромированием. 

64 

 

4.5.3.20

 

Предельную муфту разобрать, проверить состояние деталей, неисправные детали 

заменить. 

Пружины  муфты  предельного  момента  срабатывания  испытать  в  соответствии  с 

техническими требованиями чертежей. 

4.5.3.21

 

При сборке редуктора главного контроллера: 

4.5.3.21.1

 

Посадочные  конуса  шестерен  и  мальтийских  крестов  перед  напрессовкой 

притереть  к  конусам  валов.  Поверхность  прилегания  должна  быть  не  менее  75  %.  Выступание 

конуса вала за ступицу должно быть в пределах от 1,0 до 1,5 мм. 

4.5.3.21.2

 

Произвести  регулировку  положения  червячного  колеса  относительно  оси 

червяка. Осевой разбег червяка и боковой зазор в зубчатых зацеплениях должен быть в пределах 

от 0,17 до 0,35 мм. 

4.5.3.21.3

 

Не допускается смещение шестерни на мальтийском кресте на угол более 40°. 

4.5.3.21.4

 

Отрегулировать зазор между торцами кулачков шестерни и торцом полумуфты 

в пределах от 0,8 до 1,3 мм. 

4.5.3.22

 

Корпус  и  крышку  редуктора  покрыть  по  линии  разъема,  а  болты  крепления 

электродвигателя  в  крышке  редуктора  -  по  резьбовой  части  герметиком  У30  МЭС—5.  Зазор  по 

разъему корпуса и крышки с установленными болтами более 0,05 мм не допускается. 

Произвести  смазку  зубчатых  передач,  осей,  валиков,  втулок,  кулачков  и  шариков 

предельной муфты согласно 01ДК.421457.001И (п.11 приложение Г). 

4.5.3.23

 

Момент  срабатывания  предельной  муфты  в  пределах  от  9,8  до  11,8

 

Н·м 

отрегулировать  натяжением  пружины.  Регулировку  произвести  после  сборки  главного 

контроллера. 

4.5.3.24

 

После  сборки  редуктор  испытать  на  холостом  ходу.  Момент  холостого  хода  не 

должен превышать 1 Н·м. Испытания провести в течение 1 ч (по 30 мин. при вращении редуктора 

в обоих направлениях). Заедание колес (мальтийских крестов) с соответствующими шестернями—

дисками,  стук  и  течь  масла  при  работе  редуктора  не  допускаются.  После  испытания  произвести 

смену масла в редукторе. 

4.5.3.25

 

Произвести окраску редуктора и электродвигателя в соответствии с требованиями 

действующей технической документации. 

4.5.3.26

 

После сборки главного контроллера, проверить диаграмму положений контактов 

(развертку) и все его параметры на соответствие техническим требованиям чертежа и допустимым 

значениям параметров (п.3 приложения Б). 

4.5.4

 

Переключатели и реверсоры 

4.5.4.1

 

Переключатели  и  реверсоры  разобрать,  детали  очистить  с  помощью  технических 

моющих  средств  типа  Неонол  и  др.,  не  оказывающих  воздействие  на  изоляцию  и  осмотреть  на 

65 

 

наличие  повреждений и  отклонения  от  чертежных  размеров  и  допустимых значений  параметров 

(пп.4, 5 приложения Б).

 

4.5.4.2

 

Силовые  контакты  переключателей  и  реверсоров  заменить.  Зубчатые  секторы  и 

зубчатые  рейки  приводов  проверить,  не  соответствующие  чертежным  размерам  восстановить  в 

соответствии с требованиями ЦТ—336 (п.13 приложения Г). 

Постановка реек и шестерен с изломом зубьев не допускается. 

Текстолитовые  шестерни  при  наличии  расслоений  и  трещин  на  обработанных 

поверхностях  зубьев,  а  также  в  случае  зазора  в  зацеплении,  отличающегося  от  чертежного, 

заменить новыми. 

У  групповых  переключателей  ПКГ—169  проверить  состояние  деталей  кривошипно—

шатунного механизма. Детали

,

 имеющие износ более допустимого

,

 заменить (п. 4 приложения Б). 

4.5.4.3

 

Рабочие  поверхности  цилиндров  пневматических  приводов  при  наличии  рисок 

отшлифовать. Цилиндры, изношенные по внутреннему диаметру свыше 0,5 мм, заменить новыми. 

Допускается расточка изношенных цилиндров и запрессовка втулок с последующей обработкой до 

чертежного размера. 

4.5.4.4

 

При ремонте допускается: 

4.5.4.4.1

 

Оставлять без замены зубчатые секторы, рейки и шестерни приводов аппаратов, 

имеющие износ зубьев не более 0,5 мм; 

4.5.4.4.2

 

Устанавливать втулки в изношенные отверстия под валики и оси; 

4.5.4.4.3

 

Оставлять без замены поршни с выработкой по диаметру до 0,2 мм. 

4.5.4.5

 

Шариковые  подшипники  кулачковых  валов  и  контакторных  элементов  промыть, 

осмотреть на наличие повреждений, заложить смазку. Неисправные подшипники заменить. 

Ремонт  контакторов  произвести  в  соответствии  с  п.4.5.3.9.  и  п.п.  4.5.3.11  –  4.5.3.13 

настоящего Руководства. 

4.5.4.6

 

Кулачковые шайбы при наличии трещин, отколов, износа по рабочей поверхности 

более 2 мм заменить. 

4.5.4.7

 

Каркасы  (рамы)  отремонтировать  в  соответствии  с  п.4.5.3.6  настоящего 

Руководства. 

4.5.4.8

 

На устройствах переключения воздуха УПВ—5 проверить дросселирующие втулки 

воздухопровода. Проверить надежность крепления заслонки к валу, равномерность зазора между 

заслонкой и боковыми стенками патрубка. 

4.5.4.9

 

В собранных переключателях: 

4.5.4.9.1

 

Боковые  зазоры  в  зубчатых  передачах  должны  обеспечивать  четкую  работу 

привода. 

66 

 

4.5.4.9.2

 

Боковое  смещение  главных  контактов  относительно  друг  друга  допускается    не 

более 1 мм. 

4.5.4.9.3

 

При  поворотах  кулачкового  вала  блокировочные  контакты  переключателей  и 

реверсоров  должны  размыкаться  до  размыкания  силовых  контактов,  а  замыкаться  -  после 

замыкания силовых контактов. Для этого при установке кулачкового вала и шестерни блокировки 

метки на обеих шестернях в первом положении аппарата должны быть совмещены. 

4.5.4.9.4

 

Свисание роликов контакторных элементов с кулачковых шайб не допускается. 

4.5.4.9.5

 

Контакторные элементы в фиксированных позициях полностью включаются или 

выключаются. 

4.5.4.9.6

 

В  выключенном  положении  контактора  зазор  между  профилем  кулачковой 

шайбы и роликом контактора должен быть не менее 3 мм. 

4.5.4.9.7

 

Осевой  люфт,  в  пределах  указанных  в  технических  требованиях  чертежа, 

отрегулировать установкой прокладочных шайб. 

4.5.4.9.8

 

Контактные нажатия, растворы, провалы силовых и вспомогательных контактов 

должны соответствовать техническим требованиям чертежей. 

4.5.5

 

Разъединители, отключатели, заземлители и переключатели ножевого типа 

4.5.5.1

 

Разъединители,  отключатели,  заземлители  и  переключатели  разобрать,  все  детали 

очистить,  осмотреть  на  наличие  повреждений  и  проверить  на  соответствие  чертежам.  При 

несоответствии  требованиям  чертежей  детали  заменить.  Контактные  пластины  покрыть  оловом 

или серебрить согласно техническим требованиям чертежей. 

Подвижные  контактные  пластины  (ножи)  должны  плотно  входить  между  пластинами 

неподвижных контактов и обеспечивать линейное касание с обеих сторон. Длина линий касания 

пластин и контактное нажатие должны

 

соответствовать техническим требованиям чертежей. 

4.5.5.2

 

Изоляторы разъединителей и заземлителей проверить на соответствие чертежей и 

отремонтировать согласно п.4.5.1.12 настоящего Руководства.  Изоляционные стойки и стойки из 

гетинакса и пресс-материала АГ-4В, имеющие сколы более 2 мм и трещины, заменить. Стойки из 

гетинакса окрасить эмалью ГФ-92ХС красно-коричневой. 

4.5.5.3

 

У  ножевых  отключателей,  разъединителей  и  заземлителей  при  включении  и 

отключении  любой  пары  подвижных  контактных  пластин  (ножей)  вспомогательные  контакты 

блокировки  должны  срабатывать  на  полный  рабочий  ход.  Вспомогательные  контакты  заменить. 

Раствор,  смещение  и  нажатие  вспомогательных  контактов  должны  соответствовать  требованиям 

чертежей. 

4.5.5.4

 

Пружинные  шайбы  (звездочки)  шарниров  разъединителей,  имеющие  остаточную 

деформацию, заменить новыми. 

67 

 

4.5.5.5

 

Произвести  ремонт  ручных  приводов  крышевых  разъединителей  с  разборкой  и 

заменой изношенных деталей и уплотнения. 

Пневматический  привод  переключателя  рода  тока  ПРТ—71  и  заземлителя  ЗВ—2 

отремонтировать согласно п. 4.5.4.3 настоящего Руководства 

4.5.5.6

 

При  сборке  крышевых  разъединителей  и  переключателей  рода  тока  затяжку 

крепления  фарфоровых  изоляторов  произвести  динамометрическим

 

ключом  с  предельным 

моментом 20 Н·м путем многократного последовательного обхода болтов и гаек по окружности с 

поворотом каждой гайки за один обход на угол не более 60°. 

4.5.5.7

 

У  собранных  разъединителей  и  отключателей  проверить  контактное  нажатие.  У 

высоковольтных  разъединителей  РВН  проверить  смещение  по  высоте  подвижного  контакта 

относительно неподвижного, которое допускается не более 0,5 мм, а также усилие переключения 

разъединителя в соответствии с требованиями чертежа. 

Произвести смазку контактов согласно техническим требованиям чертежей. 

4.5.6

 

Электропневматические контакторы 

4.5.6.1

 

Контакторы  разобрать,  детали  очистить.  Дугогасительные  рога  при  наличии 

оплавлений менее 2 мм зачистить, более 2 мм - наплавить. 

Держатель  дугогасительной  камеры  осмотреть  на  наличие  повреждений  и  проверить  на 

соответствие чертежным размерам. При наличии трещин, износа заварить или наплавить латунью. 

Дугогасительные камеры и перегородки отремонтировать в соответствии с п. 4.5.3.10 настоящего 

Руководства.  

Новые 

стенки 

щелевых 

дугогасительных 

камер 

пропитать 

в 

жидкости 

гидрофобизирующей 136—41 ГОСТ 10834 или кремнийорганическом лаке КО—926. 

4.5.6.2

 

Металлокерамические напайки главных и дугогасительных контактов ПК96—101, 

ПК342,  ПК356,  имеющие  дефекты  (п.8  приложения  Б),  заменить  на  новые.  Линия  контактного 

касания должна быть не менее 80 % ширины контактов. Допускается боковое смещение контактов 

не более 1 мм. 

4.5.6.3

 

Верхние  и  нижние  кронштейны  контакторов,  имеющие  оплавление  или 

поврежденную резьбу, восстановить наплавкой с последующей обработкой по чертежу. 

Кронштейны с трещинами, затрагивающими до 50 % сечения, заварить газовой сваркой. 

Кронштейны с трещинами, затрагивающими более 50 % сечения, заменить новыми. 

Изношенные  отверстия  в  рычаге,  кронштейнах  и  держателях  контактов  восстановить 

наплавкой с последующей обработкой до чертежных размеров. 

4.5.6.4

 

Втулки  в  отверстиях  кронштейнов  и  соединительные  валики,  включая  валик 

изоляционной тяги, заменить новыми. Шплинты заменить новыми. 

68 

 

4.5.6.5

 

Внутренние  рабочие  поверхности  цилиндров  пневматических  контакторов, 

имеющие  риски,  шлифовать.  Цилиндры,  с  износом  по  внутреннему  диаметру  более  0,45  мм, 

заменить  новыми.  Мелкие  раковины  и  несквозные  трещины  в  цилиндре  допускается  исправить 

заваркой. При наличии отколов и сквозных трещин цилиндр заменить новым. 

4.5.6.6

 

Отверстия под шток в цилиндре пневматических контакторов, имеющие выработку 

более  допустимых  значений  параметров,  восстановить  до  чертежных  размеров  постановкой 

втулок.  Зазор  между  штоком  и  цилиндром  допускается  не  более  0,5  мм.  Не  допускается 

устранение зазора между штоком и цилиндром постановкой штоков большего диаметра. 

4.5.6.7

 

Поверхность  изоляционной  тяги  должна  быть  чистой,  без  наплывов  и  забоин. 

Суммарный осевой зазор в соединении штока поршня с рычагом должен быть в пределах от 0,5 до 

1,0 мм. Суммарные зазоры в остальных соединениях при сборке контактора выдержать в пределах 

от 0,2 до 0,3 мм. 

4.5.6.8

 

Проверить  состояние  катушек  магнитного  дутья  (дугогасительных).  Катушки 

отремонтировать в соответствии с п. 4.5.1.18, 4.5.3.12 настоящего Руководства. 

4.5.6.9

 

Изоляционные стойки контакторов отремонтировать в соответствии с п. 4.5.1.11. 

4.5.6.10

 

Колодки  линейных  вспомогательных  контактов  осмотреть  на  наличие 

повреждений и несоответствие

 

чертежным  размерам.  Выработки  сегментов  и пластин  колодок в 

пределах допустимых значений зачистить. 

При большем износе сегменты и пластины заменить новыми. Нажатие вспомогательных 

контактов должно соответствовать техническим данным чертежей. 

4.5.6.11

 

После  ремонта  и  сборки  контакторы  должны  удовлетворять  следующим 

требованиям: 

4.5.6.11.1

 

Включение контакторов при давлении воздуха 350 кПа должно быть четким, без 

рывков, с полным притиранием контактов. 

4.5.6.11.2

 

Раствор,  провал  и  нажатие  контактов  должны  соответствовать  техническим 

требованиям чертежей. 

4.5.6.11.3

 

Смещение контактов относительно друг друга не должно быть более 1 мм. 

4.5.6.11.4

 

Все подвижные части должны свободно, без заедания, перемещаться. 

Между подвижными частями контактов и дугогасительной камерой должен быть зазор не 

менее 1 мм. 

4.5.6.11.5

 

Между  витками  катушки  магнитного  дутья  (дугогасительной)  и  кронштейном 

неподвижного контакта должен быть зазор не менее 2 мм.

 

4.5.6.11.6

 

Витки катушки магнитного дутья не должны касаться друг друга. 

4.5.6.11.7

 

Полюсы  дугогасительных  камер  должны  плотно  касаться  полюсов  катушек 

магнитного дутья. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..