Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - 1992 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 10

 

 

На выставках городских собак главным образом отбирают 

по экстерьеру, а оценка их служебных качеств даже по сравнению 

с европейскими служебными породами является формальной 

и далеко не полной. Безусловно, при выставочной конкуренции, 

содержании основной части поголовья у любителей, без жестких 

требований социального заказа на породу отечественные породы 

все больше становятся декоративными. При этом отбор по 

экстерьеру может вестись в направлении подчеркивания харак­

терных, но гипертрофированных форм каждой из этих пород: 

гигантизма и грубости сложения — у кавказских; рыхлости сло­

жения и скульптурности черепа — у среднеазиатских; богатству 

шерстного покрова и чисто-белому окрасу — у южнорусских 

овчарок. Возможно, даже будут запутывать в шерсть собак 

репейники и соломинки, как это делают в Европе любители 

комондоров, чтобы создать впечатление, что собака привезена из 

степи. Такого допустить нельзя. 

Мало волнуют городского собаковода-любителя и пользова-

тельные качества отечественных пород. Несколько поколений кав­

казских, среднеазиатских и южнорусских овчарок ни разу не виде­

ли овец и других сельскохозяйственных животных. Ярко выражен­

ные сторожевые и охранные качества этих собак, скорее, мешают 

в городе. Нет возможности у горожанина обеспечить своей собаке 

и многокилометровые переходы, какие совершали ее далекие 

предки. Поэтому собаки, выведенные в условиях клубов служеб­

ного собаководства, качественно отличаются от своих собратьев, 

живущих в естественном для них окружении. И если городские 

популяции кавказской и среднеазиатской овчарок еще могут 

периодически черпать племенной материал из районов естествен­

ного обитания, то южнорусская овчарка такой возможности не 

имеет. Порода черный терьер также развивается «в себе», и все 

инопородные влияния на нее уже прекращены. Генофонд этих 

пород крайне ограничен. 

В этих условиях племенная работа с отечественными поро­

дами должна координироваться. Нужно изыскивать новые воз­

можности для служебного применения собак этих пород, не огра­

ничиваясь караульной службой. Для поддержания рабочих ка­

честв и уровня экстерьера необходимо проводить породные вы­

ставки, смотры и соревнования. Представляется крайне необходи­

мым организовать информационную службу, чтобы сведения о 

породах доводились до всех заинтересованных лиц. Для решения 

этих задач желательно создать всесоюзные советы по каждой 

из отечественных пород. Особое внимание должно быть уделено 

пропаганде среднеазиатской и кавказской овчарок в районах их 

исконного обитания — в Туркмении, Грузии, Армении, Дагестане. 

В племенной работе с породами в этих районах необходимо 

учитывать требования современной зоотехнической науки, вся­

чески поддерживать традиционное применение собак этих пород 

для пастьбы и охраны стад. 

Глава 6 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ 

СЛУЖЕБНЫХ СОБАК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОРОД 

И ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ 

СОБАКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОРОД 
В РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБАХ 

Вопрос об использовании в служебных целях собак отечест­

венного происхождения возник с момента становления служебно­

го собаководства в России. 

Собак служебных пород не хватало, их приходилось покупать 

за рубежом. Поэтому еще в «Российском обществе поощрения 

и применения собак к полицейской службе», учрежденном в 1908 г., 

проводились опыты по дрессировке для розыскной службы курд­

ской овчарки Гризли. Но эта собака была выбракована из-за 

необыкновенной силы и ярости. Как писал И. Шидловский (1931), 

до 1925 г. никаких новых опытов в отношении местных пород 

не производилось. В 1925 г. в качестве опыта начали дрессировать 

собак из Туркестана. Рекомендовалось проводить дрессировку на 

большом поголовье, чтобы составить представление о пригодности 

этих собак к служебному использованию в целом. 

Большая необходимость в военной собаке требовала прове­

дения и научных работ. 

Вс. Языков (1932) отмечал, что, учитывая разнообразные 

природные условия нашей страны, чрезвычайно трудно создать 

породу собак, одинаково пригодную для работы как на северных 

окраинах, так и в жарком климате. Тем не менее необходимость 

в такой породе существовала, так как собак испытанных запад­

но-европейских пород (немецких овчарок, доберманов, эрдель­

терьеров) приходилось покупать за рубежом, в частности в Гер­

мании. Требовалось выявить наиболее пригодную для широкого 

служебного использования местную породу. Для этой цели 

Вс. Языков рекомендовал лаек и кавказских овчарок. 

Пограничники в довоенное время высоко ценили как карауль­

ных собак и среднеазиатских овчарок. А. П. Мазовер (1953) 

писал, что в довоенное время эта порода широко использовалась 

различными ведомствами на караульной службе. В 1923 г. были 

организованы Центральные курсы инструкторов, готовившие по­

граничников и собак для пограничной службы, позднее они были 

переименованы в Центральную школу служебного собаковод­

ства пограничных войск. Работа Центральной школы служеб­

ного собаководства пограничных войск показала, что средне­

азиатские овчарки обладают хорошим чутьем и способностью к 

дрессировке по розыскной и сторожевой службам. Всесоюзные 

состязания служебных собак, проводившиеся в 1939 г., подтвер­

дили высокие пользовательные качества этой породы по всем 

службам: победителями вышли: Арчи — по розыскной службе; 

Пакет сын Арчи, выращенный уже в питомнике — по сторожевой; 

Кызыл — по караульной. 

Так, по существу случайные собаки, подвергнувшиеся соот­

ветствующей дрессировке, превзошли представителей много раз 

апробированных импортных пород, заняв первые места по служ­

бам, для которых требуются чутье и активная оборонительная 

реакция. 

В настоящее время собаки отечественных пород использу­

ются различными ведомствами для караульной службы, но широ­

кого применения все же не находят, так как ведомства отдают 

предпочтение немецким овчаркам. 

Необходимо уточнить различие между караульной и стороже­

вой службами. В  к а р а у л ь н о й  с л у ж б е собака, выставляе­

мая для охраны объекта, находится на цепи, блоке или же сво­

бодно передвигается по охраняемому огороженному участку. Во 

всех случаях она работает самостоятельно, нападает на зло­

умышленника, лаем поднимает тревогу и вызывает охрану или 

своего проводника. 

В  с т о р о ж е в о й  с л у ж б е собака находится на посту 

вместе со своим проводником, молча предупреждает проводника 

о появившемся злоумышленнике и действует далее по команде 

проводника. 

В клубах служебного собаководства ДОСААФ собаководы-

любители дрессируют принадлежащих им собак по общему кур­

су дрессировки, по защитно-караульной и караульной службам. 

Дрессировка овчарок азиатского происхождения по общему кур­

су дрессировки требует от дрессировщика большой выдержки 

и терпения. 

Известный в нашей стране инструктор по дрессировке служебных собак 

Л. И. Острецова рассказывала о своей неудачной попытке отдрессировать двух 

среднеазиатских овчарок Аргона и Айну по курсу общего послушания. Собаки 

долго не хотели бегать по буму, лестнице и прыгать. При этом они проявляли 

удивительное упорство. Дело не двигалось вперед очень долго, пока в один из 

дней собаки неожиданно стали выполнять эти упражнения. Позже упражнения, 

связанные с движением и прыжками, Аргон и Айна выполняли с удовольствием. 

Но с приемами, требующими послушания, дело обстояло плохо. Зная команды 

и понимая, что от них требуется, собаки отказывались выполнять их. 

В конце концов Л. И. Острецова все-таки оставила Аргона и Айну в покое. 

Со временем они стали хорошими караульными собаками, идеально ходили 

рядом, а их прыгучесть приводила в трепет всех, кто прикасался к забору 

склада. 

Помня неудачные попытки дрессировать взрослых собак, Л. И. Острецова 

начала заниматься воспитанием щенка среднеазиатской овчарки Акбара с самого 

раннего детства. В итоге Акбар мгновенно реагировал на любую команду или 

жест, был очень ловким и невозмутимым, брал барьер высотой до 2,5 м и легко 

преодолевал любые другие препятствия, хорошо ползал, ходил без поводка рядом, 

охранял вещи. Щенком он был своевольным и упрямым, но работать с ним было 

большой радостью для дрессировщика. 

С трудностями дрессировки неизбежно встречается любой 

владелец кавказской, среднеазиатской и южнорусской овчарок. 

Нелегко работать и с некоторыми черными терьерами, которые 

тоже несут крови крупных догообразных собак. 

Каждый, кто захочет завести собаку, должен иметь пред­

ставление об основных чертах ее поведения, знать, что можно 

требовать от животного, а какие требования недопустимы, так 

как они не соответствуют главнейшим физиологическим потреб­

ностям собаки. 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ 

На ранних этапах истории человек полностью отождествлял 

себя с животными и пытался общаться с ними при помощи доступ­

ных ему средств, прежде всего языка. Человек поклонялся мно­

гим животным, чувствуя их таинственность и силу. Следы этих 

отношений еще и сейчас можно видеть в фольклоре многих наро­

дов. С появлением религий люди полностью отделили себя от 

животных. Религии лишили животных главного человеческого 

качества — души. По отношению к животным не существовало 

понятия жестокость, ибо животное бездушно, поэтому его истя­

зание и убийство не являются грехом и не подсудны. 

На животных стали смотреть либо как на средство получения 

мяса, шерсти, на тягловую силу, либо как на источник удоволь­

ствия, нахлебника, лишенного чувств и ощущений. 

Эти мировоззрения, распространенные и в наши дни, имеют 

глубокие исторические корни. 

С древних времен постепенно набирался опыт дрессировки 

животных. Однако методы дрессировки были чрезвычайно жесто­

кими, так как считалось, что животное нужно укротить, сломать, 

заставить работать на человека. Книги по истории цирка, конного 

спорта, собаководства полны примеров такого отношения к жи­

вотным. 

О поведении животных, о наличии у них чувств и характе­

ра писал известный немецкий зоолог и популяризатор Альфред 

Брем (1829—1884). Однако, описывая мир животных, А. Брем 

исходил из человеческого восприятия мира, он полностью прирав­

нивал психику животных к психике человека, находя у животных 

такие качества, как жестокость, вероломство, дружелюбие, 

дальновидность. Его описание характеров и действий животных 

крайне очеловечены, антропоморфичны. Но все же в значитель­

ной мере он является родоначальником зоопсихологии. 

Зоопсихология изучает поведение и психику животных раз­

ных видов в сравнении друг с другом, а также в сравнении с 

поведением и психикой человека. С самого начала зоопсихоло­

гия разделилась на два непримиримых направления — меха­

ницизм и антропоморфизм. Представители этих направлений, ве­

роятно, ошибались в равной степени. 

Механицисты считали, что животное — это живая машина, а 

поэтому с ним можно делать что угодно, не обращая внимания 

на визг, который является не более чем скрипом плохо смазан­

ного механизма. 

Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось 

человеком — существом, способным страдать, любить, мыслить, 

рассуждать и действовать абсолютно по-человечески. 

Большое значение для развития зоопсихологии имели работы 

Чарлза Дарвина и его эволюционная теория, обобщенная в 

книге «Происхождение видов путем естественного отбора» 

(1859 г.). Эта работа показала, что человек тесно связан с живот­

ным миром и как представитель животного мира никогда не 

освободится полностью от власти законов эволюции. Работа 

Ч. Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» (1872) 

является по существу зоопсихологической. Ч. Дарвин указывал, 

что высшие животные обладают памятью, воображением и интел­

лектом. 

Среди зоопсихологов, изучавших поведение животных и его 

развитие, выделился ряд ученых, из которых хотелось бы 

назвать Э. Торндайка, психолога В. Келлера, русских ученых 

В. А. Вагнера, Н. Н. Ладыгину-Котс, Н. Ю. Войтониса и многих 

других. 

Однако зоопсихологии в первой четверти XX века был нане­

сен чувствительный удар со стороны физиологической школы, 

главой которой был И. П. Павлов. 

Ученый боролся против очеловечивания психики животных, 

против антропоморфизма. Он весьма скептически относился к 

попыткам некоторых психологов объяснить поведение животных 

чисто человеческими мерками и понятиями. 

И. П. Павлов разработал объективный физиологический науч­

ный метод изучения поведения животных и функций их мозга. 

Этот метод известен под названием метода условных рефлексов. 

Учение И. П. Павлова сразу же было взято на вооружение прак­

тиками-дрессировщиками. К. сожалению, случилось так, что дрес­

сировщики восприняли лишь одну сторону учения И. П. Павлова. 

Уяснив, что в основе поведения животных лежит рефлекторная 

деятельность высших отделов головного мозга, многие из них стали 

отождествлять животное с рефлекторной машиной. По сути своей 

многие дрессировщики стали на позиции механицистов. Учеб­

ники по собаководству в течение нескольких десятилетий продол­

жали подчеркивать мысль об отсутствии у высших животных не 

только зачатков интеллекта, но и простейших желаний, ссылаясь 

на авторитет И. П. Павлова. 

Однако И. П. Павлов не отрицал возможности существования 

у животных элементов мышления, но он был противником не­

физиологического объяснения этого процесса, он был против того, 

чтобы экспериментатор давал объяснение поведению животных 

исходя только из собственных человеческих ощущений. Отношение 

к животному только как к примитивному механизму, отвечающе­

му на раздражители, также было ему чуждо. 

После И. П. Павлова физиологический метод изучения мозга 

и поведения животных продолжал развиваться и совершенство­

ваться. На смену относительно простым приемам и приборам при­

шли современные методики и сложнейшие приборы. 

Физиологический метод исследования поведения животных 

позволил сделать крупные открытия. Но одновременно с физио­

логическим методом из старой зоопсихологии развился еще один 

метод изучения поведения животных — этологический (этос по-

древнегречески означает поведение). Если физиологи и многие зо­

опсихологи старого типа изучали животных в лаборатории, то 

этологи начали работать в полевых условиях. Объектом их изуче­

ния стали животные в окружающей среде, в группе себе подоб­

ных. Этологов занимают развитие форм поведения в ходе эволю­

ции животного мира, развитие поведения животного начиная от 

его рождения и до смерти, влияние внешней среды на станов­

ление поведения в ранние периоды индивидуального развития, 

системы связи и общения в мире животных. 

Среди этологов выделились такие крупнейшие ученые, как 

Нико Тинберген, Конрад Лоренц, Дэвид Мак-Фарленд. Большой 

вклад в дело изучения поведения животных внесли и советские 

ученые А. П. Промптов, Л. В. Крушинский, А. Д. Слоним, 

Л. А. Фирсов и др. 

В какой-то мере в роли наблюдателя-этолога оказывается и 

любознательный собаковод, который не только дрессирует свою 

собаку, но и проводит рядом с ней значительную часть жизни, 

пытаясь разобраться в ее потребностях, желаниях, поведении. 

Следует отметить, что поведение животных всегда мотивировано. 

У животных не бывает бесцельной деятельности, всегда сущест­

вуют мотивы и причины, вызвавшие определенное поведение. 

Поэтому, анализируя поведение собаки, всегда нужно учитывать 

ее внутреннее состояние, действия окружающих людей, обста­

новку. Собаке свойственны желания, потребности, возникающие 

на основе инстинктов, каких-то воспоминаний. 

Как часто выйдя из дома на прогулку с собакой и предо­

ставив ей самой выбрать путь, хозяин наблюдает ее колебание 

в выборе пути. 

Находясь дома, лежа в одиночестве на подстилке, собака 

далеко не всегда спит, не лежит бездумно, как неодушевлен­

ный предмет. Ее органы чувств неустанно работают, получая 

большую информацию извне. Человек даже не представляет 

себе, какое количество информации, не доступной ему, перераба­

тывает мозг собаки. Очень возможно, что в ее сознании вспыхи­

вают и беспрестанно заменяют друг друга различные запаховые, 

слуховые, зрительные образы, вызывающие разнообразные 

желания, эмоции и формы поведения. В общем собака — это 

живое существо со своим внутренним миром, причем далеко не 

бедным и не являющимся примитивной копией внутреннего мира 

человека. 

Наблюдая собаку, можно обнаружить у нее три основных ти­

па поведения: инстинктивное, сформированное на основе обуче­

ния и элементарную рассудочную деятельность. 

ИНСТИНКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК 

Инстинкты — это сложные, врожденные формы поведения, 

свойственные животным данного вида. Эти формы поведения 

являются результатом изменений, происходящих в нервной и гор­

мональной системах организма животных. Инстинкты обеспечи­

вают физическое выживание животного и позволяют ему сущест­

вовать в группе себе подобных. 

К первой группе прежде всего относится  и н с т и н к т  с а м о ­

с о х р а н е н и я . Любое живое существо стремится избежать 

опасности, сохранить состояние комфортности. Собаки отечествен­

ных пород, особенно кавказские овчарки, не любят, когда их 

заставляют по неизвестной для них причине перемещаться с 

удобного для них места. Им не нравится, когда до них дотра­

гиваются посторонние люди или когда кто-либо подходит ближе 

допустимого предельного расстояния. В ответ на нежелание чело­

века учитывать эти факторы собака может ответить агрессией. 

На основе инстинкта самосохранения образуется  о р и е н т и ­

р о в о ч н ы й  и н с т и н к т , когда животное долго изучает новую 

для него обстановку и опасается незнакомых предметов, до тех 

пор, пока не убедится в собственной безопасности. Инстинкт 

самосохранения более выражен у сук, чем у кобелей. 

На основе инстинкта самосохранения образуется  и н с т и н к т 

э к о н о м и и сил. Благодаря ему животное стремится не рас­

ходовать силы до конца, а сберегать их. Инстинкт экономии сил 

особенно свойствен диким хищникам, у которых случаются дли­

тельные периоды голодовок и для удовлетворения потребности 

в еде часто необходимы многокилометровые переходы. У собак 

отечественных пород инстинкт экономии сил также хорошо выра-

жен. Например, кавказские и среднеазиатские овчарки обычно 

лежат, спокойно наблюдая за происходящим, и лишь в минуты 

опасности они проявляют большую активность. В группах собак 

всегда выделяются менее и более экономные особи (работники 

и лентяи). Собаки отечественных пород по внешнему впечатлению 

чаще всего относятся ко вторым. 

Отлично приспособленные для жизни в неблагоприятных кли­

матических условиях среднеазиатские и кавказские овчарки эко­

номно расходуют тепло, образующееся в результате жизнедея­

тельности. Как известно, нормальная температура тела собаки 

37,5...39,0 °С. Животное всячески старается сохранить эту темпе­

ратуру. Достигается это либо усилением образования тепла и 

уменьшением его отдачи в холодное время, либо уменьшением 

образования тепла и усилением его отдачи в жаркое время. 

Летом, когда температура окружающего воздуха выше темпе­

ратуры тела, собака старается поменьше двигаться, так как при 

движении образуется дополнительное тепло; лежит, распластав­

шись, чтобы терять больше тепла, высовывает язык и часто ды­

шит, чтобы путем испарения жидкости с языка израсходовать 

как можно больше тепла. Зимой же, когда температура окружаю­

щего воздуха ниже температуры тела, собака покрывается под­

шерстком, больше двигается и при этом у нее повышается потреб­

ность в пище. Если собака лежит, то старается занять как можно 

меньше места: изгибает спину, подбирает под себя ноги, морду 

помещает между задними ногами, т. е. делает все для того, 

чтобы не дать охладиться своему телу. 

И н с т и н к т  б е р е ж н о г о  р а с х о д о в а н и я  т е п л а и 

с о х р а н е н и я  в н у т р е н н е й  т е м п е р а т у р ы  т е л а явля­

ется отличительной чертой отечественных овчарок. В жаркую по­

году они стремятся использовать любую тень, очень мало пере­

двигаются, еще более усиливая впечатление лени. 

К группе инстинктов, обеспечивающих физическое выживание 

животного, относятся также и все  о х о т н и ч ь и ,  п и щ е в ы е и 

о б о р о н и т е л ь н ы е  и н с т и н к т ы . 

Вторая большая группа инстинктов — это  з о о с о ц и а л ь -

ные  и н с т и н к т ы , благодаря которым животное становится 

членом группы. Эти инстинкты могут удовлетворяться только пу­

тем взаимодействия с другими особями своего вида. Прежде 

всего в процессе взаимодействия в группе животное оказывает­

ся на положении детеныша. В этот период в действие включает­

ся механизм так называемого импринтинга (запечатления). 

И м п р и н т и н г — это свойство детенышей животных, выра­

жающееся в запоминании истинного или приемного родителя 

и образовании стойкой привязанности к нему. По мнению мно­

гих ученых, у собак лучшее время для образования импринтин­

га — возраст от 3 до 10 недель. 

Взрослое животное оказывается в группе в роли полового 

партнера, проявляя комплекс  п о л о в ы х инстинктов; родителя 

со всей присущей виду гаммой  р о д и т е л ь с к и х инстинктов; 

хозяина территории или чужака, когда срабатывают  и н с т и н к т ы 

т е р р и т о р и а л ь н о с т и ; лидера группы или подчиненного ее 

члена, соблюдая запрограммированную инстинктом  и е р а р х и ю . 

И, наконец, третья группа инстинктов объединяет  и н с т и н к ­

ты,  о б р а щ е н н ы е к  б у д у щ е м у . Главными здесь являют­

ся инстинкт  с в о б о д ы и  о р и е н т и р о в о ч н о - и с с л е д о в а ­

т е л ь с к и й инстинкт, выражающие потребность в движении, 

действии, новизне впечатлений, в овладении навыками, кото­

рые могут понадобиться в будущем. 

Эти инстинкты удовлетворяются животными при помощи 

игр, подражания, имитации действий взрослых животных. 

Играя, молодые животные приобретают навыки, необходимые 

в дальнейшей жизни, оттачивают их и тренируют. Для развития 

этой группы инстинктов необходимы сверстники. Если таковых у 

щенка не оказывается, компаньоном для игры становится чело­

век. И владелец, взявший щенка, должен быть психологически 

готов к этой роли. 

Инстинкты у животных одного вида строго постоянны. Они 

изменяются под воздействием окружающей среды чрезвычайно 

медленно, в течение жизни сотен поколений, постепенно и с боль­

шим трудом. Однако животные не рождаются сразу с высокораз­

витыми инстинктами. Для развития инстинкта, как и для всякого 

врожденного безусловного рефлекса, характерны определенные 

стадии: созревания, упрочения и исчезновения. Так, вся группа 

инстинктов, обращенных к будущему, свойственна прежде всего 

молодым животным. 

Инстинкты тесно связаны с деятельностью желёз внутрен­

ней секреции и проявляются под ее влиянием. А так как актив­

ность желёз внутренней секреции индивидуальна у каждого 

животного, то весьма индивидуально и проявление инстинктов. 

Далеко не всегда человек в общении с животными учитывает 

значение инстинктов, являющихся мощнейшими стимулами их 

поведения. 

Отнимая щенков от матери очень рано, в месячном воз­

расте, человек лишает их очень важного периода общения с ма­

терью и друг с другом, обрекая на одиночество. 

Обычно щенки начинают активно общаться друг с другом и 

играть в 3-недельном возрасте. В их поведении появляются 

элементы подражания матери и сверстникам. С 6—7 недель 

начинает проявляться инстинкт следования за матерью. К этому 

времени щенки уже отвечают на всю гамму движений, поз, звуков, 

с которыми обращается к ним мать. Они постепенно овладевают 

навыками поведения в группе. 

Период от месяца до двух после рождения чрезвычайно ва­

жен для развития зоосоциальных отношений в группе однопомет­

ников, для здорового развития психики щенков. Оказавшись у 

нового владельца, месячный щенок лежит на своей подстилочке 

и, лишенный естественных раздражителей, спит. Мозг его, не 

возбуждаемый впечатлениями, замедляет темпы своего развития. 

На прогулках, на которые с месячным щенком обычно выходят на 

несколько минут 3—4 раза в день, одинокий щенок оказывается 

в чуждом ему мире. Благодаря инстинкту следования он броса­

ется в догонку за любым проходящим мимо человеком. Подчиня­

ясь внутренней потребности новых впечатлений, щенок всюду 

лезет, все пытается обнюхать, попробовать на зуб, разгрызть. 

Несколько позже, в 3—4 месяца, в поведении щенка начинают 

преобладать ориентировочные реакции, элементы опасения, стра­

хи. В 2—3-месячном возрасте психика щенка очень ранима, и его 

нужно оберегать от излишних потрясений. Даже, казалось бы, 

невинное подбрасывание щенка, когда пришедший в гости зна­

комый берет его на руки и начинает тискать, является перво­

причиной многих неврозов в будущей жизни собаки. Крайне 

отрицательно влияют на развитие психики щенка долгие часы 

одиночества и скуки, когда в квартире никого нет. Именно в это 

время закладываются вредные привычки, от которых потом труд­

но избавиться. 

Период примерно с месячного возраста до четырех месяцев — 

наилучшее время для привыкания щенка к человеку. Срабаты­

вает механизм памяти — импринтинг. Щенок привыкает к людям 

и к среде, окружавшей его в период роста, запечатлевает их в 

своем сознании. Он становится очень привязан к владельцу, его 

семье и дому. 

После 4 месяцев привыкание к новым владельцам осуществля­

ется значительно хуже и никогда не бывает полным. То же каса­

ется и среды обитания. Поэтому собака, прожившая первые пол­

года при овечьей отаре, до конца жизни не может привыкнуть 

к условиям питомника или жизни в городской квартире. 

Определенное значение имеет даже время рождения. Собаки, 

рожденные весной, часто первые месяцы проводят на даче, много 

бывают на воздухе, на природе, постоянно слышат голоса 

птиц и разнообразных животных. Для многих из них огромное 

значение имеют прогулки, а выезды за город делают их счастли­

выми. Собаки же, рожденные поздней осенью, часто довольно 

нейтрально относятся к прогулкам; отправив естественные надоб­

ности, они стремятся поскорее возвратиться домой, в свою привыч­

ную среду. Чем больше щенок находится в обществе человека 

и чем больше человек участвует в играх и прогулках со щенком, 

тем прочнее контакт между ними. Собаки, воспитывающиеся в 

питомнике первые полгода жизни, а также взятые на воспитание 

в 6-месячном возрасте, в дальнейшем меньше привязываются 

к человеку. Встречаются особи, так и не испытывающие привя­

занности ни к кому из людей. Такие животные только терпят 

присутствие человека, а потребности в общении с ним не испыты­

вают. Особенно это нужно иметь в виду владельцам таких злоб­

ных пород, как среднеазиатская и кавказская овчарки. 

Ведь совершенно нормальная в психическом отношении круп­

ная собака, не достаточно привыкшая к человеку, может пред­

ставлять для него большую опасность. Более агрессивными по 

своей природе, как правило, являются кобели, но и суки не­

смотря на хорошо развитый инстинкт самосохранения достаточ­

но опасны. Драки между суками часто носят даже более бес­

компромиссный характер, чем схватки кобелей. 

Взрывоопасные ситуации между человеком и собакой возни­

кают тогда, когда нужно заставить собаку выполнить какое-то 

действие, которое ей совсем не хочется делать. 

Вот обычный пример. Во время чистки вольера крупного кобеля кавказ­

ской овчарки выпустили на территорию. Он радостно выбежал из вольера, повилял 

хвостом проводнику, даже приласкался к нему, прошел вдоль забора, обнюхал 

столбы, подбежал к кормокухне, получил лакомство от повара. Обследовав 

территорию, кобель улегся на солнышке и задремал. Тем временем провод­

ник закончил уборку и теперь нужно возвратить собаку на место. На подзыв и 

команду собака отреагировала, лишь чуть приоткрыв глаза и насторожив 

уши. Проводник подошел, взял кобеля за ошейник и, чуть похлопывая свобод­

ной рукой по спине и приговаривая ласковые слова, потянул его в сторону 

вольера. Кобель угрожающе зарычал и не сдвинулся с места. Пришлось взять мет­

лу и повысить голос. Прикосновение метлой заставило кобеля вскочить, но в 

вольер он не пошел, а попытался уклониться в сторону. Путь ему вновь преградила 

метла. Тогда собака развернулась и молниеносно бросилась на проводника, 

которого хорошо знала и по отношению к которому ранее не проявляла агрес­

сивности. На крики подбежали другие работники питомника и общими усилиями 

загнали в вольер разбушевавшегося «кавказца». Бой был коротким, почти молни­

еносным. Пострадавшему пришлось наложить несколько швов, а успокоившийся 

кобель уже через несколько минут приветливо помахивал хвостом. 

Из данного примера видно, что связь между человеком и животным была 

неглубока, собака не воспринимала человека как члена группы более высокого 

ранга. 

Иерархические отношения в группе однопометников начинают 

устанавливаться с начала игрового периода, т. е. в конце пер­

вого — начале второго месяца жизни. Собака в группе сразу 

оказывается в стае себе подобных и начинает жить по ее за­

конам. Однако в связи с тем, что каждый из щенков был отнят 

от сверстников в месячном возрасте и достаточное время с дру­

гими собаками не контактировал, стайные инстинкты могут быть 

значительно трансформированы. Отдельные животные оказывают­

ся полностью не приспособленными к существованию в группе. 

Они, как правило, отличаются взрывным, агрессивным поведением 

как по отношению к кобелям, так и сукам, неспособны играть, 

адекватно реагировать на поведение других собак. Это уже серь­

езные нарушения психики. В питомниках обычно такие живот­

ные выбраковываются, частные владельцы испытывают с ними 

серьезные затруднения, вынуждены выгуливать их ночью, в на­

морднике и на крепком поводке. 

На дрессировочных площадках в учебных группах также вы­

деляются доминирующие особи — лидеры. Иерархия основы­

вается на пробе сил и не всегда выявляется в драке. Поэтому в 

группе необязательно устанавливается прямая линейная иерархия, 

когда лидером является сильнейший, а самым последним подчи­

ненным — слабейший. У собак обычны отклонения от линейной 

иерархии, вызванные случайными причинами, в том числе они 

бывают связаны с владельцами животных. Так, хозяин, культиви­

рующий и поддерживающий агрессивность своей собаки по отно­

шению к другой, сам того не подозревая, содействует занятию 

собакой более высокого, чем она могла бы добиться самостоя­

тельно, положения в группе. 

Провоцирование на агрессию собак отечественных служебных 

пород совершенно не допустимо. 

Владелец или дрессировщик собаки должен знать, что он сам 

становится членом группы и объектом внутригрупповых отноше­

ний, занимая на иерархической лестнице определенное место, 

причем место это должно быть только первым, местом лидера. 

Любое другое место для дрессировщика неприемлемо. 

Примерно с периода завершения полового развития любая 

собака, а кобель особенно, пытается захватить лидерство в семье 

своего владельца, которая является для нее не более чем груп­

пой животных своего вида. Учитывая силу и природную аг­

рессивность собак отечественных пород, все члены семьи должны 

быть готовы к этому периоду. Нельзя допускать агрессии у щен­

ка по отношению к членам семьи. Любое проявление агрессив­

ности должно быть пресечено членом семьи, против которого 

она направлена, сразу же и без промедлений. Нельзя перепо­

ручать это дело основному владельцу. Для того чтобы в глазах 

собаки член семьи доминировал, нанести ответный удар обязан 

именно он. Причем ответ должен быть достаточно сильным и 

продолжаться до прекращения попыток собаки атаковать. Агрес­

сия прекратилась, и отношение человека к собаке должно стать 

ровным, спокойным и дружелюбным. Вспышка агрессии — и тут 

же следует мощный отпор. 

Собак маленького размера можно потрясти за шкирку, дер­

нуть за ошейник. Крупным собакам этого недостаточно. Причем 

бессмысленно бежать в прихожую за плеткой или поводком, 

ведь это значит, что вы оставили территорию и позорно бежали. 

Возвращение с плеткой будет рассматриваться собакой уже как 

неспровоцированная агрессия со стороны человека. Ваши удары 

не будут восприняты как наказание за агрессивное поведение, 

собака станет защищаться, и к добру это не приведет. 

Многие владельцы специально злят собак. Этого ни в коем слу­

чае нельзя делать. Злить собак должен опытный инструктор 

на дрессировочной площадке, но ни в коем случае не владелец. 

Не все члены семьи обладают достаточной нравственной 

силой для установления своего доминирующего положения. Не­

желательно, чтобы эти члены семьи оставались надолго один на 

один с собакой. Ведь здесь всякое может случиться. Крупная 

и сильная собака будет терпеть такого члена семьи, как существо, 

значительно уступающее по иерархическому рангу, и может не 

позволить даже убрать посуду с недоеденной пищей или заменить 

подстилку. 

У многих собак очень сильно выражен инстинкт наведения 

порядка внутри своей группы. Лидирующие животные обычно 

быстро прекращают потасовки между членами стаи. Этот же 

инстинкт проявляется у собаки, если она живет в семье. Семейные 

ссоры не проходят мимо нее. Обычно собака выбирает сторону 

того, к кому больше привязана, начинает защищать его и может 

быть агрессивной. Поэтому владельцы крупных и потенциаль­

но злобных собак, прежде чем ссориться, должны подумать, 

к каким непоправимым последствиям может привести эта ссора. 

Особенно опасны нежелательные ранговые связи, которые 

могут возникнуть у собак, выражающиеся в проявлении агрессив­

ности к отдельным членам семьи, с точки зрения собаки, зани­

мающих низший ранг в иерархии. 

Вот пример из жизни. Кобель южнорусской овчарки ежедневно остается 

дома вместе с бабушкой. Старушка не общается с собакой, относится к ней 

нейтрально, не очень одобряя появление собаки в доме. Пес лежит на подстилке, 

страдая от скуки и недостатка движений. А перед глазами у него из комнаты на 

кухню и назад в комнату, шаркая ногами, ходит старушка. Постепенно у собаки 

накапливается раздражение. Наконец, она не выдерживает и хватает старушку 

за ногу. Вечером основной владелец наказывает за это собаку, но такое нака­

зание, неизвестно за что, развивает у нее только злобу. В присутствии основного 

владельца никаких эксцессов не происходит, но когда старушка и собака остаются 

вдвоем, нападения повторяются все чаще и чаще. В конце концов собаку пере­

дают в другие руки. Но собака уже получила опыт, как надо расправляться с не­

приятными для нее людьми, и очень скоро окажет сопротивление новым вла­

дельцам. 

Описан случай, когда одного черного терьера из-за агрес­

сивности несколько раз передавали из рук в руки. Поначалу на 

новом месте он вел себя послушно, ласкался, выполнял коман­

ды курса общей дрессировки. Но, попривыкнув, принимался за 

старое, выбирая в качестве первого объекта слабейшего. Нако­

нец, когда основной владелец, уже имевший опыт обращения 

с собаками, принялся за воспитание, он был жестоко покусан. 

Конец таких собак обычно бывает печальным. 

Сложной является проблема взаимоотношений собаки и де­

тей. Известно много примеров огромной привязанности собаки к 

детям — членам семьи владельца (рис. 59). К чужим детям со­

бака крупной служебной породы в лучшем случае относится нейт­

рально. Как правило, не любят детей собаки, живущие в бездет­

ных семьях. Иногда причиной агрессивного отношения к детям 

является испуг, пережитый собакой в щенячьем возрасте. У каж­

дого животного под действием инстинкта самосохранения сущест­

вует предел, ближе которого оно не подпускает к себе посторонних. 

Собаки отечественных служебных пород вообще не склонны к 

контакту с посторонними людьми. Поэтому владелец собаки дол­

жен четко знать величину этого предела, чтобы не допускать 

срывов. Нельзя разрешать незнакомым детям близко подходить 

и тем более гладить собаку. Ведь даже для добродушной взрос-

59. Друзья 

лой собаки прикосновение чужого человека никакой радости не 

доставляет, оно ей неприятно. 

Иногда собака кусает ребенка, члена своей семьи, с целью 

заставить его изменить поведение, т. е. ведет себя так, как вела 

бы себя по отношению к подчиненному члену стаи. В этом случае 

ребенок получает короткий, но ощутимый удар зубами. Собака 

не повторит укус, если ребенок отойдет и прекратит приставать 

к ней. Точно так же собака обращается с собственным щенком. 

В группе животных дисциплина насаждается жесткими мето­

дами. Правда, до таких решительных мер там дело обычно не до­

ходит. Один взгляд, одно лишь слабое приподнимание губ ста­

вят расшалившегося щенка на место. Ребенок же этих сигналов не 

понимает, и собаке приходится идти на крайние меры. 

Такой покус вовсе не означает, что собака злая и смер­

тельно опасна для ребенка. Через пять минут она с удовольст­

вием пойдет с ним на прогулку. Эти действия собаки — своеобраз­

ный язык, который собаковод обязан понимать, но понимает, 

к сожалению, не всегда. 

Заведя щенка и оказавшись в роли члена стаи, владелец 

обязан позаботиться и об удовлетворении игровых, ориентировоч­

но-исследовательских инстинктов своего питомца. Особенно 

велика потребность в играх и новизне впечатлений у молодых 

собак. 

Внимательный владелец собаки всегда найдет время, чтобы 

поиграть с ней. Часто собака сама вызывает на игру своего 

хозяина. Приносит ему свои игрушки и кладет на колени, голосом 

вызывает в другую комнату, берет зубами руку и, тихонько сжи­

мая ее, ведет к своему месту. А сколько удовольствия доставляют 

собаке игры в прятки, беготня за хозяином. Со временем все это 

проходит. 

Взрослые собаки почти не играют. Чем животное становит­

ся старше, тем менее склонно оно жить в изменяющемся мире. 

Достигшая зрелости и пожилая собака не любит перемен, даже 

во время прогулок часто отказывается идти в непривычном на­

правлении на незнакомые участки. Зато на знакомой местности 

тщательно обследует все, изучая все изменения, которые про­

изошли за время, прошедшее после предыдущей прогулки. 

Щенков и молодых собак необходимо постепенно знакомить 

с многообразием мира, показывая им и поле, и лес, и речку, при­

водить на новые, незнакомые улицы. Собак, живущих в городе, 

нужно знакомить с транспортом (трамваем, автобусами, 

электричкой). Взрослую, ни разу не ездившую на трамвае круп­

ную собаку невозможно туда затащить. Знакомить собаку с трам­

ваем лучше с 3—4 месяцев. Сначала на трамвайном кольце надо 

научить щенка входить в пустые вагоны и выходить из них. Затем 

можно проехать несколько остановок. Потом сделать поездку 

на трамвае на окраину города и хорошо погулять в ближайшем 

лесу или поле. Собака быстро поймет, что за поездкой на трамвае 

следует интересная прогулка и с удовольствием будет ездить. 

Нельзя забывать и о громадной потребности движения у мо­

лодых собак. Для длительных прогулок хоршо объединяться с 

другими собаководами, имеющими собак приблизительно одного 

возраста. В таких группах из 3—5 человек с собаками примерно 

одинаковых физических возможностей можно совершать настоя­

щие походы. Именно здесь между животными будут устанавли­

ваться естественные групповые отношения, укрепляться контакты 

с владельцами. 

Многие собаководы считают, что с собаками отечественных 

пород такие походы трудно осуществимы, но тем не менее, чем 

раньше щенок оказывается в группе себе подобных, тем лучше. 

Невозможность того или иного животного существовать в группе 

говорит об упущенном времени для образования стойких внутри-

групповых связей. Ведь собака — стайное животное, одиночный 

образ жизни для нее противоестественен. 

В связи со сказанным может возникнуть вопрос о том, что, 

может быть, правильнее было бы содержать сразу двух или трех 

собак, начиная со щенячьего возраста. Собственно, так они и 

содержатся в сельской местности при отарах, и там у собак скла­

дываются естественные стайные отношения. Однако держать 

крупных разнополых собак в городе в одной квартире практи­

чески невозможно. На время пустовки суки кобеля нужно обя­

зательно удалять. Содержание же однополых животных допу­

стимо, но имеет свои трудности. Поначалу, пока собаки еще не 

достигли взрослого состояния, они заняты друг другом, играют, 

возятся, у них прекрасный аппетит. Щенки веселы, подвижны 

и активны. 

С взрослением собак возникают проблемы взаимоотношений. 

Один щенок оказывается лидером, возникают драки за первен­

ство, и если второй щенок терпит постоянные поражения, то 

жизнь его становится невыносимой. В маленькой квартире ни­

куда не уйдешь, и подчиненное животное оказывается в состоянии 

постоянного нервного напряжения. Усиливает стресс и ревность 

собак по отношению к человеку. Владельцу приходится быть 

очень изобретательным, чтобы оказывать обоим животным одина­

ковое внимание. Между собаками идет постоянная борьба за 

право первым приласкаться к человеку, сидеть рядом с ним, 

получать первым кусок лакомства. Даже на прогулках, на 

поводках, собаки пытаются оттереть друг друга от ноги владель­

ца, чтобы занять место рядом. 

Подчиненная собака часто оказывается жертвой переориен­

тированной реакции лидера. Для примера можно привести такой 

случай. В одной квартире хозяйка держала двух сук. Одна из них 

крупная, довольно неуравновешенная по характеру собака слу­

жебной породы, другая — маленький фокстерьер. Фокстерьер, 

хотя и старше по возрасту, занимал подчиненное положение. 

Однажды собака служебной породы после вязки пришла в состоя­

ние крайнего возбуждения. Это состояние не прошло и по дороге 

домой. Отсутствовавшую в течение нескольких часов собаку, 

радостно выбежал встречать фокстерьер, но реакция разъяренной 

суки была мгновенной. Она набросилась на маленькую собаку 

и серьезно ее помяла, после чего, сняв таким образом раздраже­

ние, спокойно легла на место. 

С переориентированной реакцией у собак приходится встре­

чаться довольно часто, когда на прогулке встречаются два кобеля, 

но владельцы держат их на поводке и не допускают к драке. 

Иерархическое положение собак по отношению друг к другу 

остается невыясненным, оба кобеля взвиваются на дыбы и ярост­

но лают друг на друга. Владельцы подают запрещающую команду 

и подтягивают своих собак за ошейники, продолжая движение. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..