Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Спортивная дрессировка собак служебных пород

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 4

 

 

Оставив собаку лежать, еще дальше относит миску (на 10-15
шагов) и вместе с собакой возвращается на исходную точку.
Дистанцию пробега собаки до подачи команды "Лежать" (и,
соответственно, длину веревки) каждый раз меняют в пределах
от 20 до 40м. На нужном расстоянии втыкают в землю флажки.
Выдержка перед пуском - 1-3 минуты. После каждых 2-3 пусков
собаке разрешают добежать до миски и команду "Лежать"
подают после того, как она возьмет лакомство. Затем делают
перерыв 5-10 минут.
После перерыва собак пускают в других направлениях. Все
дальше относят миски, а затем и маскируют их, чтобы собака
видя, как дрессировщик уносит миску, не могла разглядеть ее
с места пуска. Добиваются укладки без применения
механического воздействия.
Заключительный прием выполняется поодиночке.
Собаку без веревки пускают в направлении
замаскированной миски
(отнесенной предварительно на
расстояние 70-80м) и укладывают командой, когда она отбежит
на 3040м. Вернувшись с собакой к исходному месту старта,
пускают ее еще раз, разрешая подбежать к миске и взять корм.
Затем командой ее укладывают. Оставив миску там же и
положив у нее на глазах у собаки кусочек лакомства, уводят
собаку с площадки на несколько минут. Возвращаются на
прежнее место старта и повторяют пуск с укладкой через
30-40м, а затем точно так же пускают собаку к миске.
Миску удобнее всего маскировать, ставя ее в специально
вырытую яму.
Упражнение 46.
С ходу уложив собаку
(без поводков) из движения
нормальным шагом, не останавливаясь и не меняя темпа
движения, дрессировщики отходят на 30
метров от лежащих
собак и остаются стоять спиной к ним в течение 15 минут.
Можно наблюдать за собакой в карманное зеркальце через
плечо, но при этом нужно стоять, по возможности, неподвижно
и тихо. Повторять прием не нужно.
Это упражнение выполняют в конце занятия после
завершения комплекса защиты.
КОМПЛЕКС 11. Условия выполнения: такие же, как для
комплексов 9 и 10. Желательно работать на
другой, новой для собак, площадке. Выполняется
вместе с комплексом 4 раздела "Защита".
Упражнение 47.
Выполняют как в упражнении 42, подряд весь комплекс
послушания, за исключением приемов апортировки, выдержки и
высылания вперед, но только 1 раз. Все неработающие в
данный момент собаки должны лежать без поводков на
указанных им местах (интервал 5м, собаки в намордниках).
Упражнение 48.
Выполняют 1 раз заключительный прием упражнения 43.
Затем отстегивают веревку и выполняют "апортировку на
ровной поверхности" в соответствии с нормативами испытаний.
Повторяют 2-3 раза.
Упражнение 49.
После небольшого перерыва выполняют заключительный
прием упражнения 44. Повторив 1-2
раза "апортировку с
безопорным прыжком через препятствие высотой
1м",
дрессировщик при следующем пуске собаки не сходит с места и
максимально сокращает количество дополнительных команд.
Если собака вдруг отказывается хорошо работать, ее
наказывают ударом хлыста, надевают парфорс, прицепляют к
нему поводок или веревку и под угрозой еще более серьезного
наказания принуждают поочередно выполнить апортировку на
ровной площадке, без заминки подобрать апортировочный
предмет и нести его, затем с предметом в пасти преодолеть
препятствие. После этого переходят к выполнению упражнения
49, по-прежнему строго обращаясь с собакой и почти не
оказывая ей помощи. Но каждый раз за правильные действия ее
нужно сдержанно похвалить.
Если же собака все делает правильно, ее радостно
поощряют. Чередуя ласку и дачу лакомства в произвольном
порядке, повторяют прием 3-4
раза, стремясь сделать все в
соответствии с нормативными требованиями.
Упражнение 50
Это
упражнение
выполняют
поодиночке.
Повторяют заключительный прием упражнения 45 на новом
для собаки месте. Когда после этого дрессировщик уведет
собаку с площадки, инструктор убирает миску и ставит ее в
другом, заранее оговоренном и обозначенном месте, также ее
маскируя.
Вернувшись, дрессировщик посылает собаку (без веревки) в
направлении того места, где он сам оставлял миску. Уложив
собаку командой после ее
30-40-метрового пробега, он
подходит к ней, хвалит, берет к ноге и угощает лакомством.
Затем вместе с собакой направляется туда, где им была
оставлена миска, чтобы собака увидела, что миски там уже
нет. Еще раз хвалит и угощает собаку. Затем идет с ней в
другом направлении, туда, где инструктор поставил миску, и,
не доходя до нее 20-30м посылает собаку вперед. Когда
собака возьмет лакомство из миски, укладывает ее командой.
Кладет в миску еще кусочек лакомства и уводит собаку с
площадки. Инструктор перепрятывает миску в новое,
оговоренное и обозначенное место. Вернувшись, дрессировщик
точно так же поочередно посылает собаку вперед, но уже в
трех направлениях: туда, где он оставил миску во второй
раз, туда, где миска была оставлена первый раз, и туда, где
миска поставлена инструктором. Затем собаке опять
позволяется съесть лакомство и миски.
Работать с собакой нужно живо, энергично, все время
возбуждая в ней стремление найти миску. Расстояние пробега
до момента подачи команды "Лежать" каждый раз нужно
существенно изменять в пределах от 30 до 50
метров.
Поощрять собаку лакомством надо уже не каждый раз, но
порцию лакомства следует увеличить.
Завершают упражнение тем, что после перерыва
дрессировщик с собакой, выйдя с территории площадки, 1-2
раза выполняет под наблюдением инструктора нормативный
прием "Высылание собаки вперед с последующей укладкой".
Упражнение 51.
В это время, как один дрессировщик со своей собакой
выполняет предыдущее упражнение, остальные в стороне от
него выдерживают своих собак, предварительно уложенных из
движения шагом, отойдя от них на 40м и стоя спокойно спиной
к ним. Дрессировщик, закончивший выполнение упражнения 50
(кроме заключительного приема), занимает место того, кто его
сменяет. Интервал между уложенными собаками - 3м. Собаки
должны быть в намордниках.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тренировки по всему объему дисциплины послушания
проводят по окончании цикла обучения и незадолго до
испытаний. Чаще тренируют собак в выполнении отдельных
навыков. При этом оптимальный эффект достигается уже не
большим количеством повторов одного и того же приема в ходе
занятия, а разнообразие и усложнением приемов по сравнению
с тем, как это предусматривается нормативами.
Тренировочное занятие должно быть очень
непродолжительным (15-20
минут), но максимально насыщенным,
интенсивным. Тогда собака работает напряженно, со вкусом,
больше радуется похвале и награде. Особое внимание уделяют
точности выполнения приемов часто увеличивают вдвое-втрое,
чтобы собака проявляла признаки нетерпения.
Такие приемы, как апортировка предметов, высылание
перед, собака всегда должна делать с большим удовольствием.
Поэтому тем более нельзя злоупотреблять количеством их
повторов в ходе одного тренировочного занятия. Гораздо
лучше репетировать их каждый день, но только по одному-два
раза.
Обязательным условием совершенствования навыков в
процессе тренировок следует считать правильное применение
подкрепления и поощрения в вариабельном режиме, что
позволяет добиться от собаки повышенной заинтересованности
и азарта в работе. Чем реже и случайнее собака получает
заслуженные награды, тем с большим тщанием она стремится их
получить. Но даже и совершенно обученную собаку следует
время от времени поощрять лаской и кусочком лакомства за
особо удачное или же просто великолепное выполнение приема.
Это очень важное правило тренировки собак.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенный курс упражнений позволяет подготовить в
указанные сроки собаку средних способностей к испытаниям
первой ступени. Разумеется, с учетом особенностей вида
испытаний инструктор может отказаться от изучения тех или
иных приемов, для данного испытания ненужных, но за счет
этого больше времени и внимания уделить упражнениям,
предусмотренным нормативами.
СЛЕДОВАЯ РАБОТА
До сих пор широко распространенное заблуждение, будто
собака должна обучатся розыску по запаховому следу лишь
после усвоения курса послушания и выработки основных
навыков защиты, которые она осваивает, как правило, к
полуторалетнему возрасту, то есть ко времени завершения
становления характера. Нетрудно представить, что сложившиеся
к этому времени стереотипы поведения (например, привычка
отыскивать дрессировщика при помощи зрения и слуха),
некоторые выработанные навыки (как отказ от найденного корма)
серьезно усложнят выявление правильных поисковых методов
дрессировки (вкусопоощрительного в особенности). Кроме того,
уже будет упущено время "яркого запечатления", совпадающего
с переломными периодами формирования характера.
Рекомендованные в прошлом методики обучения
(поиск
фигуранта - на основе развития активно-оборонительной
реакции, апортировочного предмета
- как продолжение
развития апортировочного поведения,
возбуждение
заинтересованности запахом при многократном пересечении
следа
- усиление вероятности "случайного" выявления
врожденного инстинкта поиска по запаховому следу и др.)
требуют индивидуального подхода, т.к. имеют свои
нежелательные и трудноустранимые недостатки. Поэтому эти
методики малопригодны для массовой дрессировки собак.
Методика, приведенная ниже, представляет собой развитие
вкусопоощрительного метода дрессировки в соответствии с
теорией подкрепления. Она проверена практикой на большом
фактическом материале и показала наилучшие результаты
сравнительно со всеми другими опробованными методиками.
Существовавшая необходимость тщательного отбора собак
по пригодности к этому виду работы привела к изучению
раннего проявления следового поведения (инстинктивного
поиска по следу при помощи обоняния) у щенков первых
месяцев жизни.
Многими кинологами в разное время высказывались
предположения, что инстинкт поиска по запаховому следу
проявляется у щенков еще подсосного возраста. В
подтверждение этого приводились опыты по проверке
обонятельной ориентации еще слепых щенков на отведенную от
них на некоторое расстояние мать, а также двух-трехнедельных
щенков на "мясную полосу" - черту, проведенную по полу
куском сырого мяса. Однако практической ценности результаты
этих опытов не имели, возможно, вследствие их
незаконченности и недостаточности, а скоре всего ввиду
низкой степени корреляции между ними и результатами
практической дрессировки подросших собак. Мне
представляется, что в этих опытах проверялись не столько
задатки следовых способностей щенков, сколько их пищевая
возбудимость. Инстинкт же преследования по запаху, хорошо
проявляющийся у взрослых собак, хоть и нельзя отрицать его
связь с пищевым рефлексом, все же намного боле сложен и
одним лишь этим фактором не определяется.
Имевшаяся разработка проверки этого инстинкта у щенков
одно-двухмесячного возраста при помощи "следового ящика"
(Воликов М.Л. и др., Объединенный питомник Пермского УВД)
не подтвердила своей пригодности на практике. Принципиально
важным при этом, на мой взгляд, оказался вопрос возраста, в
котором пробуждается инстинкт поиска по запаховому следу.
Известно, что у диких псовых при отсутствии антропогенных
стрессовых факторов, щенки самостоятельно следуют за матерью
в возрасте 3-4
месяцев. Поскольку зоотехнический отбор по
этому признаку у собак никогда не велся, предположительно,
что сроки появления следового наблюдения остались не
измененными. Практическими наблюдениями удалось
установить, что щенки в возрасте до трех месяцев преследуют
мать (или хозяев), руководствуясь, как правило, только
зрением и слухом, а потеря объект преследования из поля
зрения, начинают скулить, оставаясь при этом на месте. И
лишь в боле старшем возрасте инстинкт самосохранения
вызывает у них поисковую реакцию на запаховый след.
Разработанная мной методика проверки следовых
способностей щенков 3,5-4-месячного возраста, основанная на
привязанности щенка к дрессировщику
(а таким образом
служащая еще и проверкой контактности щенка - залог его
успешной дрессировки в будущем), оказалась удобной
отправной точкой для перехода к обучению розыску по следу и
в неизменном виде пригодна для первоначального обучения
этому навыку взрослых собак.
Проверку проводят дрессировщик и незнакомый щенку
помощник в безлюдной лесистой местности, в
безветренную погоду, в светлое время суток, при температуре
воздуха от +20 до -5С. Из снаряжения необходимы: следовая
шлейка, длинный поводок, кусочки одноцветной бумаги
(2х2см), сумка с кормом.
Щенок не должен быть кормлен в течение как минимум 4-х
часов до проверки. Дрессировщику надо знать, что кормление
на несколько часов резко притупляет остроту обоняния.
(Более того, один из давних способов усиления обоняния
собаки - на 3-4
дня перевести ее на растительную пищу,
создать обедненный животным белком и жиром рацион).
Помощник остается с прицепленным на длинный поводок
щенком в укрытии (за густым кустом, в глубокой ложбине), а
дрессировщик, поманив щенка, кладет на землю в 4-х шагах на
виду в него кусочек корма и уходит быстрым мелким шагом,
стараясь сразу же скрыться из виду, по плавной дуге на
40-50м. Ветер может быть попутным или боковым, но ни в коем
случае не встречным. Дрессировщик обозначает свой маршрут
клочками бумаги через каждые 5-6 метров и с той же частотой
раскладывает небольшие кусочки корма, а в конце маршрута
прячется в небольшое укрытие. Маршрут также можно
обозначить, царапая землю заостренной палкой.
Обычно помощник выходит со щенком спустя примерно 3
минуты после начала прокладки следа, но если щенок быстро
теряет желание рваться за дрессировщиком, то не следует
выжидать особенно долго. Плавно распуская поводок, помощник
выводит щенка к первому кусочку лакомства и не торопясь,
шагом, стараясь держать поводок все время в натяжении,
следует за ним. Если тот не принюхивается к следу, то
помощник должен остановиться или, передвигаясь зигзагом,
плавно переводить щенка через линию следа в оба
направления, стремясь навести его на лакомство. При
остановках и настораживании щенка следует, не трогая его с
места, укоротить поводок и терпеливо ждать возобновления
движения. Помощник не должен воздействовать на щенка
голосом или жестами, но только плавным натяжением или
ослаблением поводка. На первых проработках не следует
освобождать поводок на длину более 3-4 метров.
На первом занятии многие щенки, даже будучи голодными,
мало внимания обращают сначала на разбросанный корм. Лишь
на втором-третьем удачном повторе, когда образуется связь
между поиском по запаховому следу и отысканием
дрессировщика, щенки начинают активно реагировать на
оставленную по следу пищу. Тем не менее, отказываться от
применения пищевого подкрепления при прокладке любого следа
в начальный период обучения не рекомендуется, так же как и
торопиться с переходом к проработке необозначенных следов
до образования стойкого стереотипа - правильного темпа и
стиля работы (т.е. движения шагом и рысью, с применением
только нижнего чутья и минимальным отклонением от линии
следа).
При выходе щенка на конечную точку маршрута он попадает
в "запаховое облако" дрессировщика и оттого часто не может
правильно сориентироваться. Потому дрессировщику нужно выйти
навстречу щенку, как только тот приблизится на расстояние
5-6
шагов. В любом случае дрессировщик должен выказывать
бурную радость и поощрить щенка, даже если тот толком и не
пронюхивал след. Первая попытка часто бывает неудачной.
Упражнения продолжают, прокладывая следы в том же
направлении. Обычно со второго-третьего следа щенки вполне
самостоятельно и уверенно ведут поиск. Это хороший
результат. В зависимости от возраста, темперамента и
степени утомленности щенка в первый день прорабатывают 3-6
следов (1-2 часа работы), доводя их давность до 5-6 минут и
протяженность до 80-100 метров.
При удовлетворительных способностях щенков показывает
сносные результаты с шестого-десятого пуска, но даже если
он в течение занятия не смог проработать ни одного следа,
еще не стоит считать его абсолютно бесперспективным. "Дни
плохого чутья" издавна известны собаководам, и нужно
попробовать поставить щенка на след в следующий день, а в
этот, неудачный, продолжать проверку более двух часов
бессмысленно. Неудача двух дней подряд заставляет
предположить, что врожденные следовые способности у щенка
низкие и маловероятно, чтобы из него получился хороший
розыскник.
Также встречаются щенки, плохо привязанные к
дрессировщику. Они и не пытаются начать поиск, ласкаются к
помощнику, отвлекаются на всевозможные раздражители. Если
это нетипичное поведение не является следствием ошибок
дрессировщика в процессе установления взаимоотношений со
щенком, то щенка следует признать вообще малопригодным для
дрессировки.
В дрессировке следовой работе я различаю следы:
"открытый"
- когда собака видит уход прокладчика с
начальной точки следа, и в противоположность ему
-
"закрытый" а также "обозначенный", имеющий видимые отметки
на маршруте, и напротив, "слепой", при котором маршрут
прокладчика неизвестен.
На втором или третьем занятии, проводимом по схеме
"проверки запахового анализатора", после первой удачной
проработки следует усложнить упражнение. На этот раз сумку с
кормом уносит помощник, повторяя действия дрессировщика на
предыдущем маршруте. Собаке при пуске дают команду "След".
Протяженность и давность следов постепенно
увеличиваются и дрессировщик готовит собаку к новому этапу
- проработке "закрытого" следа. Для этого после ухода
дрессировщика он уводит щенка на 10-15 минут от начальной
точки и по возвращении ставит его на след. Увеличив
давность следа до 20
минут, можно приступать к проработке
"закрытого" следа, прокладываемого по тем же правилам.
Темп и стиль поиска по следу наилучшим образом
вырабатывают, используя интенсивный метод дрессировки
(групповое обучение).
Первые занятия группы можно проводить на лугу, но
самые эффективные результаты этот метод дает при работе на
пашне. Прокладка маршрутов по пашне позволяет сузить
запаховый коридор вдоль линии следа до минимальной ширины,
т.е. буквально до ширины самой линии следа. Оставляемый
прокладчиком запах вследствие сильных испарений и
вертикальных перемещений воздуха настолько быстро
выветривается, что работа по такому следу
15-минутной
давности не менее трудна, чем проработка двухчасового следа,
проложенного по низкотравному лугу. Обучаемая на пашне
собака волей-неволей привыкает к передвижению в желательном
темпе и стиле, с минимальным отклонением от линии следа.
Если пашня не бороненная, то направление следа не должно
(на первых порах, по крайней мере) совпадать с бороздами, а
в случае использования сельскохозяйственных угодий нужно
обращать внимание на то, чтобы маршруты не прокладывались
по полю, имеющему видимые следу недавнего внесения
химикалий.
При том, что интенсивный метод универсально пригоден
для обучения собак всех служебных пород, лучшие результаты
имеют особи с высокой пищевой и двигательной возбудимостью.
С целью сохранения заинтересованности собак в работе, в
дни обучения кормления отеняются, т.е. собаки питаются
исключительно кормом, найденным на следу, но им нужно
давать увеличенные дозы витаминов В1, В2, В3, В6. Наиболее
удобно использовать для раскладки вареное мясо
(сырое
слишком пачкается землей). Всем членам группы нужно
постоянно пользоваться одним и тем же кормом, с тем чтобы к
концу обучения собак было проще отучить подбирать пищу с
земли.
Для занятия требуется дополнительное снаряжение:
приколы и цепочки для привязывания собак, колышки или
флажки (по количеству углов на маршруте и для обозначения
начала и конца следовой дорожки), вымпелы
(вещи,
оставляемые на линии следа и в конце его), 10-метровый
следовой поводок и следовая шлейка (затягивающаяся при
натяжении поводка вокруг груди собаки).
Выбрав исходную позицию с учетом направления ветра и
других факторов, инструктор расставляет дрессировщиков
по одной линии с интервалом 20-30 метров. Перед стартовыми
точками дрессировщики привязывают собак к приколам и под
руководством инструктора прокладывают параллельные следы
протяженность около 200м с одним тупым углом. Начало следа,
место поворота и конечная точка обозначается флажками или
колышками. По линии следа раскладывается лакомство через
каждые 10 шагов. Непосредственно на повороте и ближе чем в
3
метрах от него лакомство не кладут, а в конце следа
оставляют большее количество корма. Закончив прокладку
следа, дрессировщики проходят на несколько шагов дальше и
возвращаются все вместе, обходя полигон с подветренной
стороны.
На вводном занятии дрессировщики проводят первые пуски
собак по своему собственному следу.
При проработке следа дрессировщик должен строго
соблюдать определенные правила:
- не разрешать собаке передвижения галопом;
- самому идти только по линии следа;
- останавливаться всякий раз, как только собака
отвлекается от проработки следа или поднимает голову;
- идти за собакой лишь при натяжении поводка, если же
поводок коснется земли
- немедленно останавливаться
(провисание поводка допустимо только при проработке
поворотов);
- обязательно радостно поощрять собаку после окончания
работы, отвлекать ее лакомство и ласками от попыток поиска
продолжения следа, но не воздействовать силой;
- не вести самому собаку по следу, если она не
прорабатывает его.
Командой "След" дрессировщик посылает собаку на
проработку и распускает на необходимую длину поводок (с
улучшение качества работы собаки его длину увеличивают до
10м). Лишь при натяжении поводка дрессировщик начинает
следовать за собакой, в необходимых случаях воздействуя на
нее голосом "Хорошо. След". Нужно стремиться к
максимальному сокращению числа дополнительных воздействий на
собаку.
При значительном отклонении собаки от линии следа ее
необходимо возвратить на место скола, а при отказе от
работы или саботаже применить силу и заставить проработать
след до конца. При работе на траве недопустимым
отклонением признается отход от линии следа более чем на
длину поводка, а на пашне более двух метров по направлению
ветра.
По мере продвижения дрессировщик раскладывает за собой
по линии следа корм с той же частотой, что имелась после
первой прокладки.
После возвращения и короткого отдыха собаки пускаются на
проработку соседнего следа (перемещаясь последовательно
слева направо или наоборот), а последняя собака в ряду
становится на первую линию следа. Таким образом, в течение
первых занятий прорабатывается по 6-8 следов в день, а
затем число проработок доводиться до 10-20.
В ходе дальнейшего обучение угол поворота увеличивается
до 90', а затем вводится второй угол. Постепенно количество
и величина углов, а также протяженность и давность следа
доводятся до нормативных требований.
Следующим усложнение следовой работы является приучение
собаки к обозначению обнаруженной на следу вещи. Хотя способ
обозначения выбирают дрессировщики, ориентируясь природными
наклонностями собаки, все же при обозначении укладкой
бывает наименьшее количество ошибок, к тому же этот способ
наиболее желателен для практически работающих собак. К
выработке этого навыка приступают после того, как собака
научится четко ложиться по команде на занятиях по курсу
послушания.
Прокладчик должен оставлять вещи на линии следа в
заранее оговоренных местах (но не в точках поворотов). Вещи
(вымпелы) должны быть размером с бумажник. Металлические
предметы поначалу не используются. Под каждой вещью
прокладчик оставляет кусочек корма.
При подходе собаки к вещи, дрессировщик командой
укладывает, а затем поощряет ее. После нескольких повторов,
используя запаздывание команды собаки вырабатывают навык
обозначения найденной вещи укладкой.
Подойдя к
обозначенной вещи, дрессировщик поднимает ее над головой,
прячет в карман, после чего возвращается назад и продолжает
проработку следа. Идя следом за собакой, незаметно
оставляет предмет на оговоренном месте.
Характерной ошибкой дрессировщика
(а сходно и при
проработке углов) бывает попытка сдерживания собаки перед
вещью натяжением поводка. Нежелательная связь между таким
воздействием и обнаружением вещи (или наличием поворота)
очень легко образуется. Эта ошибка почти исключается, если
с первого занятия дрессировщик будет держать поводок только
в одной руке, поднятой высоко над головой.
При успешной проработке следа протяженностью порядка
600м и давностью до 30
минут, условия работы можно
усложнить введением перенесения с дополнительным
(посторонним) следом. Для этого еще один помощник (или сам
инструктор) пересекает в перпендикулярном направлении
участок, по которому будут пролагаться прямые отрезки
следов, не позднее чем за полчаса до прокладки основных
маршрутов.
Кратковременная заминка собаки в месте пересечения
следов вполне допустима и, как правило, повторение команды
"След" с жесткой интонацией приносит должный результат.
Если же собака уходит по дополнительному следу более чем на
пять шагов, дрессировщик, чуть ускорив движение,
укорачивает поводок и резким рывком останавливает ее,
одновременно подавая команду "След" в угрожающей интонации.
Возвращать собаку нужно не на место скола (точку
пересечения), а за несколько шагов до него. Правильная
работа при повторном пуске поощряется голосом "Хорошо.
След".
На последующих занятиях временной интервал между
прокладкой дополнительного и основного следов постепенно
сокращается, а позднее дополнительный след прокладывается
после основного.
На завершающем этапе периодически (1-2 раза в ходе
занятий) собака пускается на проработку следа, не имеющего
на всем своем протяжении оставленного прокладчиком корма.
Взамен этого результативная проработка и обозначение
найденных вещей поощряются большой порцией лакомства из рук
дрессировщика. Иногда хороший эффект достигается
чередованием участков следа с разложенным кормом и участков
без корма. Каждый раз эти участки чередуются в различной,
непредсказуемой для собаки, последовательности.
Примерно 200
проработок с начала интенсивных занятий в
любом случае дадут необходимый результат для успешного
выполнения нормативов низших ступеней дрессировки. Не
следует форсировать подготовку собаки увеличением частоты
занятий (что легко приходит к снижению ее заинтересованности
в работе), а тем более ранним отказом от использования
фактора пищевого подкрепления и быстрым усложнением
маршрутов. Это может обернуться утратой правильной манеры
работы, проявления симуляции, а при практическом применении
- ненадежностью и срывами даже в простых ситуациях.
Перед испытаниями один-два последних занятий проводятся
индивидуально, в условиях, приближенных к нормативам, а
количество проработок сокращается до 2-3. После нормативного
слепого следа обязательно прорабатывают обозначенный след с
использованием пищевого подкрепления.
ЗАЩИТА
Факторы, в наибольшей степени влияющие на формирование
защитных качеств собаки, это:
- унаследованные ею качества поведения;
- подчиненность собаки дрессировщику;
- мастерство инструктора и фигурантов.
Недостаточность одной из этих составляющих в какой-т
остепени может быть возмещена остальными, но лишь в какой-то
степени. "Сырая" собака - та же глина: чтобы из нее
получилось произведение достойное внимания, мало иметь
хороший по природе своей материал, надо как следует его
замесить, вылепить рукой мастера и закалить.
Дрессировка приемам защиты строится на несколько иных
принципах, нежели обучение послушанию и следовой работе.
Здесь инструктору и его помощникам-фигурантам важно в первую
очередь раскрыть и развить природные способности собаки,
дать ей ощутить свои преимущества в схватке с человеком и
вкус победы, пробудить азарт и жажду боя. И лишь когда
собака полностью уверится в своих силах, дрессировщик должен
обуздать ее темперамент и направить ее энергию в русло
нужных действий. Вновь заставить ее (но уже в новом качестве
- осознавшего свою силу и значимость бойца) подчинить свои
бурные животные инстинкты воле "вожака".
Нам мало того, что собака правильно выполняет требуемые
прием защиты. Нам нужно, чтобы она работала пылко и
страстно. Лишь такая работа доставляет подлинное
эстетическое удовольствие и оценивается высшим баллом на
испытаниях. Добиться этого простым повышением интенсивности
занятий нельзя, поскольку даже у собаки с самой сильной и
выносливой нервной системой есть пределы и ее силы, и ее
выносливости. Слишком продолжительная нагрузка, слишком
большое число повторений приема - и собака устает, теряет
вкус к работе. Здесь лучше недогрузить, чем перегрузить,
иначе результат будет обратным тому, какой мы хотели бы
иметь.
Опять же, каким бы тщательным и ровным ни был подбор
собак в группу, одинаковых по силе и устойчивости психики
среди них не будет. И та нагрузка, которую одна из
дрессируемых собак вынесет свободно, для другой может
оказаться непосильной.
Исходя из всего этого, инструктор и строит занятие,
внимательно наблюдая за состоянием собак. Собака не должна
длительно находиться в постоянном напряжении. Негоже, чтоб
она работала в течение всего занятия, либо даже просто
находилась на площадке. Это для нее не отдых, если глядя на
фигуранта и работающих собак, она находится в боевой
готовности, нервничает и утомляется. Когда придет ее черед
работать, она окажется эмоционально истощенной и не
способной показать хороший результат. Стало быть, и очень
хорошим по характеру собакам нужно по ходжу занятия время
от времени отправляться за пределы площадки, где
дрессировщики могли бы отвлечь их от работы, поиграть с
ними, а по вызову быстро вернуть назад. Разумеется, одним
собакам надо отдыхать чаще и больше, чем другим. Не
исключено, что для некоторых экземпляров время пребывания
на площадке придется сократить весьма существенно. Фигурант
ведь работает с собакой, образно говоря, как с
конденсатором: накопил "конденсатор" достаточный заряд
энергии - фигурант разряжает его на себя. Во избежание обид
и непонимания, нужно загодя объяснять дрессировщикам, что
на занятиях по защите важно не столько количество
"сработок", сколько из качество. Один хороший "разряд" дает
для формирования характера и защитных навыков собаки
результат несравненно лучший, чем сотня слабых. Даже более
того, многое число плохих "сработок" отрицательно
сказывается на психике собаки и безусловно ухудшает
качества ее поведения.
Но пока собаки находятся на площадке, их нужно держать в
непрерывном напряжении. Каждая из них должна быть уверена,
что фигурант готовится сразиться именно с ней. Умелый
фигурант "включает" в собаке готовность к бою одним
движением, одним звуком, одним взглядом.
Если хотят, чтобы обучаемые собаки были пригодны для
реальной защиты, то с первого же занятия по выработке хватки
следует ввести дополнительные упражнения чтобы приучить
собаку сразу же бросать отобранный жгут или рукав и вновь
атаковать фигуранта, а также нападать на фигуранта, не
имеющего видимых средств защиты. Эти дополнительные
упражнения приведены в конце главы.
Рекомендуемая последовательность обучения:
1. Облаивание фигуранта, находящегося в укрытии
2. Поиск фигуранта.
3. Задержание убегающего.
4. Конвоирование.
5. Отражение нападения (собака на поводке).
6. Встречная атака.
7. Обход местности.
КОМПЛЕКС 1. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка; забор, удобный для того, чтобы
дрессировщики могли держаться за него свободной
рукой; а также для привязывания собак; учебное
укрытие для фигуранта
(в виде ящика,
закрывающегося дверцей из толстой проволоки).
Упражнение 1.
Дрессировщики выстраиваются вдоль забора, интервалом
3-4 метра, в последовательности, указанной инструктором. По
краям ставят наиболее смелых и агрессивных собак.
Желательно, особенно если обучаются собаки очень молодые,
чтобы на занятиях в качестве примера для подражания
использовалась взрослая смелая и хорошо обученная собака, к
тому же и не драчливая. Ее пускают первой на каждом
упражнении, а в случае необходимости молодую собаку можно
пустить и вместе с ней.
Дрессировщик одно рукой удерживает длинный поводок,
распустив его на 1-1,5м, а другой прочно берется за забор.
Последнее нужно затем, чтобы фигурант мог без риска
приблизиться к любой из собак, не опасаясь неожиданного укуса
сзади, и затем, чтобы он мог, подойдя вплотную, раздразнить
собаку, не давая ей укусить себя. Впереди собаки (примерно в
метре от нее) дрессировщик ставит миску, ту самую, из
которой кормит ее дома. В миске оставляет кусок мяса.
Примерно в 15м спереди от линии собак стоит учебное укрытие,
в котором прячется фигурант. Укрытие повернуто боком к линии
собак.
По сигналу инструктора фигуранта выходит из укрытия,
имитируя движения сильно пьяного человека. Качаясь и падая,
крича неестественным голосом, он зигзагом приближается к
линии собак. Нельзя идти прямо на собаку! Нельзя смотреть
прямо в глаза собаке! Приблизившись к миске крайней собаки,
фигурант осторожно протягивает к ней руку и сразу же, будто
испугавшись, отбегает на несколько метров назад. Таким
же образом он поочередно приближается к миске каждой собаки,
после чего быстро убегает и прячется в укрытие.
Дрессировщик возбуждает собаку возгласами "Чужой",
"Голос", поощряя словесно все проявления агрессивности к
фигуранту. Поводок все время должен быть натянут! После
того как фигурант снова спрячется, по сигналу инструктора
дрессировщики подпускают собак к мискам и дают им съесть
оставленное мясо.
Если какие-то собаки вели себя недостаточно агрессивно,
то на второй раз их привязывают к забору. Теперь
дрессировщики поочередно имитируют схватку с фигурантом,
приблизившимся к миске. Недопустимо на самом деле схватывать
фигуранта, мешая его свободному движению! Вообще на
занятиях по защите недопустимы любая самодеятельность или
недисциплинированность дрессировщика. В противном случае, и
это следует объяснить всем занимающимся, при возникновении
по вине кого-либо из них (а равно из-за неисправного или
неподходящего снаряжения собаки) угрозы здоровью фигуранта,
тот имеет право на применение любого способа защиты от укуса
собаки и не несет ответственности за последствия этого.
Если же собаки злобно бросаются на фигуранта при его
приближении, то для повторного захода миски оставляются
уже на расстоянии 3-4, а затем 5-6 метров от линии собак.
Теперь после растравливания собак, по сигналу инструктора,
фигурант убегает в укрытие, а все дрессировщики с собаками
одновременно бегом преследуют его до линии мисок.
Цель упражнения достигнута, если собака злобно облаивает
фигуранта при его приближении и энергично преследует его до
линии мисок, сильно натягивая поводок.
Упражнение 2.
После небольшого перерыва, во время которого собакам не
дают приближаться к укрытию и находящемуся в нем фигуранту,
усложняют выполнение приема. Теперь фигурант, раздразнив
собак, "похищает" миску с кусочком мяса у самой агрессивной
из них. Убежав в укрытие, он оставляет миску снаружи, в
метре от двери, закрывается на запор и наблюдает изнутри
за происходящим. Все дрессировщики, кроме того, чья миска
"похищена", останавливаются рядом со своими мисками, а
"потерпевший", понемногу распуская поводок (не менее чем на
5м), приближается к укрытию, следя за тем, чтобы поводок все
время был натянут и стараясь забежать так, чтобы видеть и
собаку, и фигуранта. Не следует сразу подпускать собаку к
"похищенной" миске, а надо удерживать ее примерно в 2м от
укрытия. Если собака облаивает фигуранта, дрессировщик хвалит
ее, а фигурант, как только собака замолкает, делает резкие
движения, побуждая ее возобновить облаивание. Добиваются
продолжительности лая 20-30
секунд. После этого фигурант
стоит совершенно спокойно, а дрессировщик подпускает собаку
к миске и дает съесть ей мясо. Затем забирает миску и
возвращается на исходную позицию.
Если собака, не обращая внимания на фигуранта, стремится
лишь съесть мясо, фигурант просовывает палку сквозь сетку и
пытается ею подвинуть миску к себе, а также дразнит собаку
голосом, пытается выйти из укрытия и т.п., пока не добьется
желательной реакции. При недостатке решительности у собаки,
можно использовать помощь старшей, боле опытной, которую
подпускают к укрытию одновременно с этой.
То же делают последовательно с другими собаками.
Упражнение повторяют 2-3 раза, делая небольшие перерывы.
Если собака продолжительно облаивает фигуранта,
находящегося в укрытии, то можно переходить к изучению
следующего приема.
Упражнение 3.
После перерыва дрессировщики с собаками занимают
исходное положении, но теперь миски
(уже пустые)
оставляются в 8-10м впереди собак, а укрытие фигуранта
находится в 25-30м. Фигурант выполняет все как в упр.2, но
дрессировщик теперь в процессе преследования распускает
поводок на полную длину и останавливается перед укрытием в
10м, так чтобы собака только-только могла достать до него
лапами. При попытках собаки наскакивать на укрытие,
дрессировщик, не говоря ни слова, рывком поводка отбрасывает
ее назад. При недостаточно активном облаивании фигурант
поддразнивает собаку. Если собака, энергично облаивая
фигуранта, не делает попыток наброситься на него, то выждав
30 секунд, дрессировщик подзывает ее, хвалит, забрав миску,
быстро уводит на исходную позицию. И только там поощряет
собаку лакомством.
При обучении очень агрессивной и малочувствительной к
воздействию собаки, бросающейся на решетку укрытия, не
обращая внимания на рывки, на нее, помимо обычного ошейника,
надевают парфорс, прицепленный к длинному шнуру, свободно
волочащемуся за собакой. Дрессировщик своевременно
воздействует на собаку болевым рывком парфорса, но опять же
без всякого предупреждения или команды, в момент ее
наскакивания на укрытие.
Выполняя это упражнение, добиваются, чтобы собака не
пыталась атаковать фигуранта, спокойно стоящего в укрытии,
а лишь облаивала бы его.
КОМПЛЕКС 2. Условия выполнения: как для комплекса 1.
Упражнение 4.
Повторив заключительное упражнение комплекса
1
и
убедившись, что собаки правильно его выполняют, можно
усложнить прием. Теперь дрессировщик, выждав пока фигурант
забежит в укрытие, отпускает собаку вместе с волочащимся за
ней длинным поводком, а сам следует за ней, с каждым разом
все более задерживаясь с подходом. Подойдя к собаке,
облаивающей фигуранта, хвалит и укладывает ее командой.
Забирает миску, еще раз хвалит собаку за выдержку и быстро
возвращается вместе с ней на исходную точку. Лишь после
этого поощряет собаку лакомством.
До перерыва прием повторяют 3 раза.
Упражнение 5.
Выполняют как предыдущие упражнение, но теперь уже
миски не используют. Фигурант, отойдя от укрытия на 5-10м,
раздразнивает собак (с расстояния 30-40м) и прячется назад
в укрытие, оставив дверь полуоткрытой. Собаку отпускают
вместе с длинным поводком. Дрессировщик задерживается
полминуты на исходной точке. Далее делают все как и раньше.
Если злобная собака пытается ворваться в укрытие,
фигурант захлопывает дверь, а дрессировщик, подбежав,
отбрасывает собаку рывком поводка. В таком случае в
следующий раз собаку пускают, прицепив к парфорсу длинную
(20-30м) веревку и действуют как в предыдущих упражнениях.
Очень злобную собаку можно приучить к облаиванию из
укладки. Соразмерив длину веревки, дрессировщик подает
команду "Лежать", когда собака подбежит близко к двери
укрытия, и при необходимости дергает за веревку. Если
собака легла, но не облаивает фигуранта, тот ее осторожно
поддразнивает.
Вскочившую собаку дрессировщик
останавливает рывком и командой "Лежать".
Если собака облаивает фигуранта, не делая попыток
напасть на него, то в следующий раз решетчатую дверь
оставляют открытой настежь, а затем вместо учебного укрытия
используют обычное - открытый с одной стороны шалаш.
Упражнение 6.
Фигурант раздразнивает собак, как в предыдущем
упражнении, и прячется в шалаш. После этого дрессировщики
уводят собак, чтобы они не видели шалаша. Через
минуту-другую один из них возвращается и посылает собаку
командой "Ищи" или "Ревир" на поиск фигуранта. Если собака
чисто выполняла предыдущее упражнение, то поводок уже можно
не использовать. По возвращении дрессировщика с собакой
назад, все обучающиеся вновь занимают исходные позиции.
Выполняют
2-3
раза. При повторе по возможности
увеличивают временной интервал между раздразниванием и
пуском собаки.
КОМПЛЕКС
3.
Условия выполнения как для предыдущих
комплексов, но вместо учебного укрытия (ящика)
на площадке ставят 3-4
шалаша на расстоянии
20-30м друг от друга, в шахматном порядке.
Упражнение 7.
Фигурант, на виду у собак, забегает в первое укрытие.
Один из дрессировщиков пускает собаку на поиск
(не
отцепляя длинного поводка), и когда она обнаружит и облет
фигуранта, подходит и берет ее к ноге, удерживая за ошейник.
Фигурант быстро перебегает во второе укрытие. Дрессировщик
снова пускает собаку и т.д. Повторяя этот прием, приучают
собаку обыскивать последовательно все укрытия
(шалаши),
сколько их имеется на площадке. Чтобы приучить собаку к
обеганию укрытий кругом, ее обводят вокруг них с ближней
стороны, управляя с помощью быстрого натяжения длинного
поводка, а фигурант, убегая в укрытие на виду у собаки,
тоже должен всегда огибать шалаш с ближней стороны.
Выполняют 1-2 раза.
Упражнение 8.
Подразнив собак, фигурант заходит в первое укрытие.
После того как дрессировщики уведут собак, он
перепрятывается во второе. Вернувшийся на исходную позицию
дрессировщик посылает свою собаку в поиск и бегом следует
за ней. Собака подбегает к первому шалашу и убеждается, что
фигуранта там нет. В этот момент нужно, воздействуя на нее
командами, а при необходимости и натяжением быстро поднятого
поводка, заставить собаку бежать к следующему по порядку
укрытию.
В следующий раз фигурант перепрятывается из первого в
третье, а затем - в четвертое укрытие. Как только собака
направляется к укрытию, в котором стоит фигурант,
дрессировщик останавливается и ждет облаивания. Для
обучения правильному последовательному поиску можно
использовать и такой простой, но эффективный прием.
Дрессировщик, ведя поиск перепрятавшегося фигуранта,
распускает длинный поводок, но не бросает его и бежит за
собакой, управляя ее движением с помощью поводка. В каждом
укрытии фигурант предварительно оставляет какую-либо
большую по размерам свою вещь (ботинок, куртку и т.п.).
Подбежав к укрытию, дрессировщик энергично привлекает
внимание собаки к этой вещи, поднимает ее, дает нюхать,
после чего бежит к следующему шалашу.
Некоторые дрессировщики рекомендуют для того, чтобы
собака тщательнее обнюхивала укрытия, оставлять там
кусочки лакомства. Для обучения чисто спортивной собаки этот
способ, конечно, может быть употребим. Но если имеются
виды на практическое использование обучающейся собаки, вряд
ли его применение оправдано.
Обнаруженный собакой фигурант должен держаться
спокойно, не провоцируя собаку на излишнюю агрессию. Но
поскольку нужно добиваться продолжительного (около 30 сек.)
облаивания, то если собака быстро теряет охоту лаять,
фигурант может время от времени делать более или менее резкие
движения, покрикивая на нее и т.п., а дрессировщик энергично
подбадривает собаку, своевременно приближаясь к ней, либо к
укрытию фигуранта.
Упражнение 9.
После перерыва приступают к выработке нового навыка -
хватки на привязи. Исходная позиция - как в упр. 1. Снова
используют миски, в которых оставляют кусочки мяса, а лучше
большие кости.
Фигурант, имитируя поведение и движения пьяного, выходит
из укрытия и приближается к линии собак, сильно их
возбуждая. Рукав он пока не использует. В руках у
фигуранта длинные (1,5-2
м) тонкие ветки с листьями,
которыми нельзя нанести сильного удара. Размахивая ими, он
попеременно приближается к каждой собаке и быстро отступает
назад, соблюдая все правила, указанные в описании
упражнения 1. Затем, выбрав наиболее смелую и агрессивную
собаку, фигурант наносит ей несколько ударов сбоку по ногам
и быстро отбегает. Повторяет этот прием поочередно со всеми
собаками, добиваясь, чтобы они схватывали и вырывали из
его рук ветки. Через каждые 5 минут работы небольшой
перерыв, во избежание эмоциональной перегрузки (нервного
истощения) у обучающихся собак.
Когда все собаки будут проявлять активное стремление к
нападению на фигуранта, тот берет в одну руку ветку, а в
другую жгут и повторяет атаки на собак, нанося удары сбоку
жгутом. Не следует подолгу задерживаться возле каждой
собаки, наоборот: быстрое удаление фигуранта стимулирует у
собаки желание сразу схватить и удержать его. Поэтому
фигурант должен работать на бегу, нанося собаке максимум
2-3 удара жгутом и, невзирая на результат, сразу переходить
к нападению на другую собаку. Как только собака схватила
жгут, фигурант начинает не очень сильно тащить его на себя,
размахивая другой рукой и крича при этом. Если собака
быстро выпускает жгут, следует отбежать от нее и напасть на
другую собаку. Если же она держит жгут крепко, фигурант
ослабляет сопротивление, приседает, продолжая тянуть жгут
на себя, а через несколько секунд бросает жгут, отбегает на
3-4 метра и оглядывается на собаку.
Часто бывает, что собака чересчур много внимания
уделяет жгуту, а не фигуранту. Поэтому если она не выпускает
жгут из пасти, либо треплет его, не глядя на фигуранта, тот
должен сразу вернуться и вновь атаковать ее с криком,
замахом, а то и с ударом веткой. Но как только собака,
бросив жгут, кидается на фигуранта, тому нужно немедленно
ретироваться. В случае, когда собака, не реагируя на удар,
продолжает носить или трепать жгут, дрессировщику надо
наступить на жгут ногой и, взяв собаку за ошейник, силой
оторвать ее, поднимая вверх и вперед. Сразу же развернуть
мордой к нападающему фигуранту. Оставленный собакой жгут
дрессировщик сразу же, не давая собаке снова его
схватить, "отфутболивает" фигуранту.
Это очень важный момент в обучение собаки, способной к
практической работе, иначе из нее может получиться
"тряпичница", работающая только на рукав или дрессировочный
халат, а не по человеку. (Далее см. дополнительные
упражнения в конце главы).
При хорошей хватке прием выполняют не боле 3 раз,
причем фигурант теперь удерживает жгут за оба конца.
После перерыва выполняют точно такой же прием, но
вместо жгута фигурант использует мягкий рукав. При этом
рукав не надевают на руку, а фигурант размахивает им как
жгутом.
Лакомство из миски собаке дают только в перерывах.
Упражнение 10.
Исходная позиция прежняя. Фигурант надевает мягкий
рукав, раздразнивает собак, после чего с криком бежит по
дуге к крайней (самой смелой и агрессивной) собаке. Нельзя
бежать прямо на собаку, либо смотреть ей прямо в глаза!
Фигурант показывает, будто целью своего нападения он избрал
миску с костью. Пробегая мимо собаки, фигурант на мгновение
подставляет ей для хватки рукав (не останавливаясь и
находясь к собаке боком!). Защищенная рука в этот момент
согнута в локте, локоть отведен назад, кисть прижата к
поясу. Когда собака схватит рукав, фигурант не должен
слишком стараться вырваться из ее зубов. Сопротивление
оказывать обязательно нужно, но хорошая имитация важнее
реально прикладываемых усилий! Через несколько секунд
фигурант ослабляет сопротивление и опускается на землю.
Дрессировщик, продолжая натягивать поводок (а поводок ни на
секунду не должен быть ослаблен!), хвалит и оглаживает
собаку. Затем, через несколько секунд после полного
прекращения фигурантом сопротивления, командует "Дай" и
силой снимает собаку с рукава.
Чтобы снять с рукава почти любую собаку, надо лишь чтобы
на ней был плотно надет широкий и достаточно жесткий
ошейник. Ладонями вверх дрессировщик просовывает обе
кисти рук под ошейник сзади и сильно подает собаку вперед и
вверх. И в момент открывания ею пасти оттаскивает назад.
Упражнение выполняют 3-4 раза, делая небольшие перерывы.
КОМПЛЕКС
4.
Условия выполнение как для предыдущего
комплекса, но меняют последовательность
расстановки укрытий.
Упражнение 11.
Исходная позиция прежняя. Сильно раздразнив собак
(повторив первый прием упражнения 9), фигурант имитирует
атаку, пробегая перед собакой по крутой дуге. Дрессировщик
удерживает собаку на поводке, согнув руку в локте. В
момент пробегания фигуранта мимо собаки распрямляет руку на
полную длину, так чтобы собака могла вцепиться в локоть
защищенной руки фигуранта. Поводок все время туго натянут!
Фигурант действует как в предыдущем упражнении. Если
хватка недостаточно крепка, ему все равно не следует
задерживаться возле собаки с тем, чтобы она могла тут же
повторить хватку. Пусть в собаке проснется азарт при виде
ускользнувшей "добычи", которая теперь достается ее
соседке. Тогда в следующий раз она постарается сильнее
сработать и удерживать фигуранта.
Прием выполняют 2-3 раза и делают небольшой перерыв, во
время которого фигурант отсиживается в укрытии.
При недостатке решительности у обучающейся собаки очень
хороший эффект может дать использование подражательного
метода. Рядом с этой собакой располагают другую - смелого и
опытного бойца. Фигурант надевает защитные рукава на обе
руки, либо дрессировочный костюм. Сильно раздразнив собак,
он пробегает по широкой дуге мимо обучающейся собаки, которую
дрессировщик держит короче обычного. Опытную собаку
приспускают на поводке с большим упреждением, так что она
атакует фигуранта почти в лоб. В схватке с ней фигурант
поворачивается спиной к обучающейся собаке, отводит в
сторону другую защищенную руку, размахивая ей, кричит и
приседает. В этот момент дрессировщик обучающейся собаки
должен своевременно и точно подвести ее к фигуранту так,
чтоб она, все время ощущая сильное натяжение повода, могла
бы достать только до свободной руки фигуранта. Как только
она хватает за рукав, дрессировщик понемногу, без рывков,
подтягивает собаку к себе (фигурант перемещается следом,
так чтобы у собаки сложилось впечатление, будто она своей
силой тащит фигуранта). Фигурант полностью прекращает
сопротивление, а по возможности вообще ложиться на спину.
Опытную собаку сразу снимают, а обучающуюся хвалят,
успокаивают, дают несколько секунд потрепать рукав, если у не
возникло такое желание, и снимают несколько погодя. Фигурант
убегает не сразу, а также выжидает несколько секунд,
медленно встает, качаясь, направляется к шалашу и не

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..