Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Спортивная дрессировка собак служебных пород

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 1

 

 

СПОРТИВНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК
СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
- методика интенсивного обучения собак
навыкам послушания
защиты и
следовой работы;
- испытания защитной собаки (SchH);
- испытания следовой собаки (FН);
- международные правила испытаний (IPO).
Настоящее издание содержит в себе методические
материалы по практическому обучению собак навыкам
послушания, защиты и следовой работы интенсивным методом.
Они включают в себя много из опыта старой немецкой
школы дрессировки, создавшей славу рабочим собакам
Германии. Здесь же представлены основные нормативы
спортивной дрессировки, принятые за рубежом.
Большое внимание автор уделяет пониманию глубиной сути
отношений "человек-собака"6
лежащей в основе изложенных
принципов дрессировки.
Книга рассчитана на специалистов-инструкторов,
кинологов, любителей-собаководов, интересующихся проблемами
и тонкостями дрессировки, поддержанием и развитием рабочих
качеств у собак служебных пород.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть первая
Методика интенсивного обучения собак навыкам послушания,
защиты и следовой работы
1. Выбор метода обучения
2. Комплектование группы
3. Снаряжение инструктора и оборудование полигонов
4. Снаряжение дрессировщика
5. Предварительная подготовка дрессировщиков
6. Планирование и проведение занятий
7. Практическая дрессировка
Послушание
Следовая работа
защита
Дополнительные упражнение для собак, которых владельцы
рассчитывают использовать в реальной работе
Часть вторая.
Нормативы испытаний.
Правила испытаний защитных и следовых собак
Испытания защитной собаки
I ступени (SchН I)
Испытания защитной собаки
II ступени (SchН II)
Испытания защитной собаки
III ступени (SchН III)
Испытания следовой собаки
I ступени (FН I)
Испытания следовой собаки
II ступени (FН II)
Приложение 1. Схемы прокладки следов
Испытания следовой собаки
III ступени (FН III)
Международные правила испытаний (IPO)
Международные нормативы испытаний.
Ступень 1 (IPO 1)
Международные нормативы испытаний.
Ступень 2 (IPO 2)
Международные нормативы испытаний.
Ступень 3 (IPO 3)
Приложение 2. Схемы испытания послушания 3 ступени (IPO
3)
Приложение 3. Таблица обозначений и оценок
Приложение 4. Таблица подсчета баллов для присвоение оценки
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная дрессировка собак служебных пород изначально
преследует главным образом цели зоотехнические,
селекционные. Выполнение нормативов дрессировки является
одним из обязательных критериев традиционного отбора при
допуске в разведение. То есть, испытания играют роль
сложного теста для выявления в широких пределах
разнообразных психических, умственных и физических качеств
собаки и их соответствия свойствам данной породы. При
требовательном отношении к разведению служебных собак
результаты испытаний не менее, если не более важны, чем
итоги выставок. Понятно, что нормативы дрессировки поэтому
не могут быть одновременно пригодными для всех пород сразу.
Лучше всего, если для каждой отдельной породы (или группы
пород) выработаны специализированные нормативы,
соответствующие породному идеалу поведения, и правила
испытаний максимально точно учитывают значимость тех или
иных отклонений.
Наиболее популярны из числа принятых в странах - членах
FCI нормативы:
- международные правила испытаний (IPO),
- испытания защитной собаки (SchН),
- испытания следовой собаки (FН).
По этим и сходным с ними нормативам испытываются собаки
близких по физическим и психическим качествам пород,
отнесенных к разряду служебных.
Обычно в число их включаются:
- немецкая овчарка,
- боксер,
- эрдельтерьер,
- ризеншнауцер,
- ротвейлер,
- доберман,
- ховаварт.
В некоторых странах этот перечень дополняется местными
или просто популярными и распространенными там породами,
как правило, близкими по характеристикам к перечисленным.
Правила испытаний таковы, что вместе с обученностью
собаки одновременно оценивается комплекс многих
наследственно обусловленных качеств, как например, острота
обоняния и способность к следовой работе, контактность
собаки и ее желание работать, сила, уравновешенность и
подвижность нервных процессов, готовность к схватке с
противником и смелость. Причем недостаток того или иного
качества сразу же становится очевидным по результату
проверки какого-либо навыка.
Нормативы не остаются вечно неизменными, они
периодически пересматриваются и корректируются, но
сохраняют при этом общую схему проведения испытаний.
Правилами каждого из нормативов предусматриваются испытания
по трем дисциплинам:
- следовая работа;
- навыки послушания;
- защитные навыки.
Каждая дисциплина состоит из нескольких упражнений,
выполняемых в строгой последовательности, раздельно либо в
комплексе с другими. Упражнение оценивается высшим баллом
только в том случае, если оно выполнено безошибочно, быстро
исбольшимжеланием.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
СОБАК НАВЫКАМ ПОСЛУШАНИЯ,
ЗАЩИТЫ И СЛЕДОВОЙ РАБОТЫ.
Предлагаемая методика проста и результативна при
дрессировке собак как для спорта, так и для практической
работы. Но при этом следует иметь в виду, что ряд
требований, предъявляемых к практически работающей собаке,
нормативами спортивной дрессировки совершенно не
учитывается, и наоборот, некоторые навыки, например,
розыскной полицейской собаки оказываются излишними и даже
вредными.
В данном пособии преднамеренно не рассматриваются
приемы из методики так у нас называемой "итальянской" школы
дрессировки, очень популярной ныне среди профессиональных
дрессировщиков чисто спортивных собак. Корни этой методики
обнаруживаются в книгах по собаководству еще XIX века. Она
построена почти исключительно на развитии игрового
поведения, в частности апортировочного рефлекса. Этот
рефлекс проявляется в привычке схватывать и носить
движущиеся и упавшие предметы: игрушки, тряпки, палки и
т.п., и представляет собой несколько измененный природный
инстинкт хищника схватывать добычу.
Такая методика чрезвычайно эффективна доя подготовки к
выполнению нормативов спортивной дрессировки даже очень
плохих по задаткам собак. Разумеется, для практической
работы эти собаки все равно остаются непригодными, но в
стандартной ситуации испытаний они показывают неплохие
результаты.
Хорошая собака, дрессированная такими способами, рано
или поздно через игровую агрессивность может приобрести
и настоящую агрессивность к человеку, хотя вероятность
того, что она будет в работе просто играть или же станет
"тряпичницей" (т.е. станет реагировать только на тряпку или
защитное снаряжение) здесь довольно-таки высока. Лучшие
результаты в процессе такой дрессировки показывают
безопасные собаки с весьма мягкими характерами, не слишком
темпераментные и совершенно не агрессивные, те, что в
обиходе слывут тупицами и никчемностями. Однако в силу
определенной условности испытаний по дрессировке, а равно
тестовых испытаний поведения на пригодность к использованию
собак в разведении, хорошо натасканные по методике
"итальянской" школы "посредственности" и откровенно плохие
собаки широким потоком вливаются в разведение, сводя на нет
усилия зоотехников, проводящих традиционными способами
селекцию поголовья по поведению.
В связи с этим автор считает существующие нормативы
испытаний не отвечающими современным требованиям селекции.
1. Выбор метода обучения
Многолетней практикой выработан ряд наиболее
результативных приемов дрессировки, разумно сочетающих
элементы принуждения, поощрения и наказания. Анализ и
использование этих приемов привели к созданию метода
интенсивной дрессировки, позволяющего подготовить собаку к
испытаниям в сжатые сроки. Интенсивным методом называют
такое групповое обучение под руководством инструктора, при
котором все приемы повторяются многократно, чем достигается
автоматизм их выполнения. Значительную роль при интенсивном
обучении имеет эффект подражания.
Полный цикл обучения на первую ступень испытаний
занимает около трех месяцев при том, что занятия проводятся
дважды в неделю. Обычная продолжительность занятия по
навыкам послушания и защиты - 2-3 часа, по следовой работе
- 3-4 часа.
Оценивая преимущества индивидуальной и групповой
дрессировки собак, напомню, что при индивидуальной работе
дрессировщика они заключаются в возможности выбора наиболее
подходящих приемов для обучения каждой собаки с учетом ее
индивидуальных особенностей.
Групповое обучение имеет преимущества в том, что,
во-первых, действия дрессировщика и собаки все время
находятся под контролем опытного глаза инструктора,
во-вторых, в воздействии личности инструктора на
неуверенного в своих силах, слабовольного, ленивого,
флегматичного или слишком горячего, наконец, просто
недостаточно подготовленного дрессировщика, и в-третьих,
дрессировщик эффективнее работает в заданном ритме, имея
перед глазами постоянный пример более успевающих и
отстающих сокурсников, корректируясь их ошибками и
правильными действиями.
Если при индивидуальном обучении на подготовленности
собаки могут негативно сказаться личностные особенности
дрессировщика, то при интенсивной дрессировке инструктор
компенсирует их качествами своего характера, воздействуя на
собаку опосредованно через дрессировщика. Последний,
являясь проводником воли инструктора, сам испытывает его
определенное влияние. Таким образом, групповое обучение
оказывает воспитательное действие не только на собак, но и
на дрессировщиков, в чем заключается его особая ценность.
Инструктор ответственен не только за конечный
результат обучения собак, но и за тот нравственный заряд
гуманного и справедливого отношения к собаке, который от
него должны получить дрессировщики. Проповедуя и практикуя
неуместную жестокость, либо глупую сентиментальность,
инструктор не получит хороших результатов в обучении и
дурно повлияет на доверившихся ему людей.
Групповое интенсивное обучение, при всех его
преимуществах, пригодно не для каждой собаки. Поскольку
в процессе дрессировки приходится корректировать планы
занятий, ориентируясь на "отстающих", надо включать в
группу только собак с удовлетворительными и хорошими
задатками поведения. С собаками нервозными, трусоватыми,
склонными к истеричности, либо вялыми, инертными следует
заниматься почти исключительно индивидуально, при
необходимости снижая интенсивность и продолжительность
занятий, но увеличивая их частоту. Приведенные ниже приемы
дрессировки к таким животным малоприменимы. Равным образом
для групповых занятий непригодны собаки физически
неполноценные, слабосильные, закормленные или не вполне
здоровые, особенно с плохим желудком, нуждающиеся в
специальной диете и кормлении по режиму. Собака,
подвергающаяся интенсивной дрессировке, обязательно должна
иметь хороший аппетит.
2. Комплектование группы
Если группа будет слишком большой, инструктор не сможет
уделять достаточного внимания каждому ее участнику.
Оптимальное количество собак в ней от 8 до 10, минимальное
-
6. При меньшем числе может снизиться групповой эффект
подражания, а стало быть и темп проведения занятий.
Возраст обучаемых собак не должен сильно различаться. С
учетом возрастных особенностей поведения, желательно
разделение на группы в следующих границах; щенки
6-8
месяцев, подростки 8-10
месяцев, юниоры 10-18
месяцев,
молодые и взрослые собаки старше 18 месяцев.
К обучению защите лучше приступать, когда собакам
исполнится хотя бы 10 месяцев.
Суки включаются в группу с учетом графика течек, так
чтобы следующая течка приходилась не ранее, чем через 4
мес. от начала занятий.
Желательно, чтобы все собаки в группе были одной породы
либо разных, но как можно более схожие по особенностям
поведения. Сильные различия в темпераменте, психической
выносливости и скорости усвоения навыков могут нарушить
ровный режим проведения занятий.
3. Снаряжение инструктора и оборудование полигонов
Почти каждое занятие кто-нибудь из дрессировщиков
забывает взять что-либо из обязательных предметов
снаряжения или лакомство для собаки. На всякий случай у
инструктора должен быть под рукой полный комплект всего
необходимого и запас лакомства. Помимо этого, ему надо
иметь:
- для занятий по курсу послушания:
тонкий капроновый шнур длинной около 40 см с карабином
на одном конце и кольцом на другом (так называемый
"патер-ностер", тяжелую поводковую цепочку, удобную для
бросания в неповинующуюся собаку, стартовый пистолет;
- для следовой работы:
полевой бинокль, мегафон с дальностью отчетливого звука
не менее 200-300м, десятка два разноцветных флажков на
проволочных штоках, запас цветной бумаги;
- для занятий по защите:
мягкий и жесткий дрессировочные рукава, набитый ватой
жгут длинной около 1м с ручками на обоих концах,
специальный комбинезон из плотной ткани, предохраняющий от
случайных укусов "не в рукав" и царапания когтями.
Если позволяют возможности, то неплохо также иметь
помехозащищенный электрический ошейник с дистанционным
(радио-) управлением. Его использование намного эффективнее
"приведет в чувство" непослушную собаку, чем камень из
рогатки или брошенная в бок поводковая цепочка, тем более
что радиус его действия достигает 200-300м.
Полигон для обучения навыкам послушания состоит из:
- обычной площадки с
3-4
комплектами снарядов,
необходимых для выполнения нормативных упражнений;
- прямого "коридора" длиной 30-40м и шириной 2,5-3м,
огороженного по периметру глухим забором высотой не менее
2-265м. к торцевым стенкам изнутри на высоте 50-60см и у
самой земли прикрепляют гладкие металлические кольца (для
использования "патер-ностера" и для наказания опасных
собак). Калитка должна иметь изнутри засов (но не крючок,
во избежание случайного открывания).
Навыкам защиты собак обучают на ровной площадке
размером с футбольное поле. В нужном порядке на нем
расставляют переносные укрытия для фигурантов, представляют
переносные укрытия для фигурантов, представляющие собой
легкие шалаши. Каркас шалаша изготавливается из трех
бамбуковых палок или деревянных реек, или легких
металлических трубок, укрепленных на шарнире. Шалаш
покрывают с двух сторон плотной прочной тканью или хотя бы
толстой и непрозрачной полиэтиленовой пленкой. Ширина
шалаша снизу около 1м, так что фигурант, стоя в нем,
закрывает собой почти весь проем. Во избежание случайного
падения шалаша
(например, при порыве ветра), нужно
предусмотреть возможность его прочного крепления на земле.
Завершая цикл обучения, полезно поменять 2-3 площадки,
с тем, чтобы у собаки не выработался стереотип работы
только на одном полигоне.
Следовой работе обучают в безлюдных местах. Первые
занятия удобнее проводить в редколесье, либо на опушках
леса, там, где нет густых кустарников. Основное обучение,
особенно интенсивным методом, лучше всего проходит на
пашне. Завершают курс занятиями на низкотравном лугу и на
участках с чередующимися грунтами, разными травяными
покрытиями и вообще без растительности. Единственное, но
существенное требование: эти участки должны полностью
просматриваться в бинокль с места старта, чтобы в случае
необходимости инструктор мог сразу же подать через мегафон
необходимые указания дрессировщику.
4. Снаряжение дрессировщика
1.
Сумка с лакомством. Лучше всего, если она
застегивается "молнией" и закрепляется на поясе. Она
должна вмещать не менее 1/2 кг лакомства (если используются
мясо или сыр).
2. Ошейник мягкий, со сварными кольцом и пряжкой.
Удобнее, если ошейник может застегиваться двумя способами:
на фиксированную длину и как удавка.
3. Поводок-шлейка. Такой поводок, помимо того, что
длину его можно менять от 1 до 2м, еще используется в
качестве следовой шлейки. Если его нет, то нужно иметь
обычный короткий поводок и специальную следовую шлейку.
Для дрессировки непригодны поводки из капрона и других
синтетических материалов, режущие и обжигающие ладонь при
резком рывке. На занятиях по курсу защиты лучше не
использовать поводки с карабинами типа "лягушки" или
"втулка", которые дрессировщик может в неподходящий момент
случайно расстегнуть. Если нет хороших карабинов, лучше
использовать надежный поводок без карабина, с узлом или
кольцом вместо него. Узел или кольцо в этом случае должны
иметь такой размер, чтобы они не проходили в кольцо
ошейника, в которое свободным концом пропущен поводок. Если
надо отпустить собаку, то дрессировщик просто вытаскивает
поводок, взяв его за узел или кольцо.
4. Ошейник строгий (парфорс). Лучше, чтобы он был
пластинчатый, а не проволочный. Пригоден также кожаный,
типа "удавки", с шипами изнутри.
5. Следовой поводок (около 10м длиной). На свободном
конце поводка делаются 3 узла на расстоянии 1м друг от
друга.
6. Цепочка для привязывания собаки.
7. Хлыст жесткий (длиной не менее 70см, толщиной 1-2
см). Нельзя использовать плеть, так как удар хлыстом
всегда точнее. Кроме того, хлыстом не только наказывают, но
и "подсказывают", используя легкое, но точное касание, даже
и не шлепок. Хлыст на конце должен иметь "лепесток" из кожи
во избежание случайного травмирования глаза собаки. На
рукояти прикрепляется петля (темляк), чтобы хлыст можно
было носить на запястье. Дрессировщику всегда следует
пользоваться одним и тем же хлыстом, к которому "привыкла
рука", а не случайно срезанным по пути прутом.
8. Намордник жесткий, металлический или пластмассовый,
подогнанный так, чтобы собака не могла его снять. Проверьте
пряжку! Случайные покусы из-за того, что собака на занятии
неожиданно содрала с себя намордник не такая уж редкость на
дрессировочных площадках.
9. "Прикол" для привязывания собаки, т.е. заостренный с
одного конца металлический штырь длиной около 50
см,
имеющий на другом конце кольцо около 8 см в диаметре.
10. Тонкая, но прочная веревка, длиной 20 м.
5. Предварительная подготовка дрессировщиков
Для успешного ведения занятий в группе, инструктору
надо хотя бы в общих чертах объяснить дрессировщикам
специфику применяющейся методики. Здесь особенно важно
устранить часто встречающиеся стереотипы неправильной
оценки способностей собаки и тем более неправильные взгляды
на использование методов физического воздействия
(принуждение, наказание).
Дрессировка неотделима от воспитания собаки, а
последнее есть не что иное, как установление правильных
взаимоотношений между человеком и собакой. Единый процесс
дрессировки и воспитания имеет целью своей не только
заучивание собакой каких-то определенных действий в ответ
на сигналы дрессировщика, но и приводит ее "к сознанию
непоколебимой высоты и мощи ее господина, а этим путем - к
безусловному повиновению"
(Г.Оберлендер). Безотказная
работа собаки возможна только лишь в случае, если
дрессировщик в ее глазах имеет высокий авторитет, не
подлежащий никакому сомнению.
В основе социальных отношений психически здоровых собак
лежат врожденные инстинкты стайного поведения. Эти законы
стаи собаки переносят и на отношения с людьми. Попросту
говоря, собака относится к человеку как к собаке. Вполне
естественно, что она, сознавая себя членом одной стаи с
хозяином, стремится воспрепятствовать господству его, как
вожака, над собой и, в свою очередь, пытается занять как
можно более высокое положение в иерархической структуре
этой стаи. Эти стремления тем энергичнее и упорнее, чем
более сильным характером обладает собака, а именно из
"сильных личностей" получаются наилучшие, выдающиеся
работники! Собака не столь претенциозная, с характером
послабее, вовсе не обязательно будет стремиться захватить
место лидера, но уж, безусловно, она не раз попытается
отстоять свою независимость, закрепить за собой право
равенства с дрессировщиком в выборе вариантов действия,
т.е. регулярно или время от времени не будет ему
подчиняться. Это неподчинение может выражаться в самых
разных поступках: от агрессивного сопротивления до
откровенных, а порой до очень хитрых симуляций. Упрямство
собаки каждый раз должно быть преодолено разумом, волей и
силой дрессировщика. Нельзя дать собаке почувствовать себя
победителем, поэтому нельзя обойтись без принуждения и
наказания. Более того, легко обучающаяся собака должна быть
рано или поздно спровоцирована на неповиновение, чего
обычно достигают путем резкого завышения требований, хотя
порой для этого приходится разучивать какой-нибудь
совершенно ненужным прием. Лишь если она на собственно
шкуре почувствовала "железную неумолимость" принуждения,
обязательную необходимость выполнения любого желания
дрессировщика, можно надеяться на совершенную безотказность
ее в работе.
Когда отношения в "стае" твердо установятся и характер у
собаки окончательно сформируется, она будет вполне довольна
своим подчиненным положением и уже не пойдет против воли
хозяина, сумевшего в ее глазах утвердить свое право быт
вожаком.
Напрасно многие считают, что собака, дрессированная при
помощи "жестких" методик, никогда не будет испытывать любви
к дрессировщику. У любви не существует причин, обязательно
обусловливающих ее появление. Это известно и признается
верным по отношению к людям. Но почему для любви собаки
обязательно должны существовать какие-то правила? Собаки на
самом деле не так уж часто любят своих хозяев. Любой
хороший и опытный инструктор-дрессировщик знает, что
подавляющее большинство собак, чьи хозяева полностью
уверены в их любви к себе, с легкостью перейдут в его
полное подчинение в течение считанных дней и нисколько не
будут горевать о прежних хозяевах. За любовь обыкновенно
принимают дружескую привязанность, ту же, что проявляют
друг к другу собаки, живущие одной стаей. Проявления эмоций
у собак, по форме отличные от таковых у людей, придают в
глазах несведущих владельцев некую ауру любви этой простой
привязанности.
Само наличие таких "стайных отношений" требует от
собаки, в соответствии с законами стаи, защищать ее
территорию и членов от посягательств "чужих". Собака с
сильным характером, независимо от того, какие
взаимоотношения установились у нее с хозяином, станет
защищать его хотя бы даже как члена одной с ней стаи.
Собака же с более слабым характером способна к
самоотверженной защите хозяина только в двух случаях: либо
если она признает его власть целиком и полностью, то есть,
хозяин стал для нее авторитетным "вожаком стаи", либо если
она его действительно любит и потому способна ради него
пожертвовать собой. Однако если опасность велика, а любви к
хозяину у этой собаки нет, да к тому же никаких надежд на
него собака возлагать не может, так как не признает за ним
авторитета вожака (ведь она на собственном опыте знает,
что хозяина можно легко обмануть, от него можно
безнаказанно удрать, наконец, его можно даже припугнуть или
победить), то она скорее предпочтет позаботиться о
сохранении своего здоровья и жизни, предоставив хозяину
самому выпутываться из опасной ситуации.
Возможно ли осуждать "за измену" такую собаку, подходя к
случившемуся с людскими мерками морали? Известно, что при
гибели вожака волчья стая часто распадается. И не потому,
что в ней нет сильных личностей, потенциально способных
возглавить стаю, а потому что нет настолько сильной
личности, которая способна была бы сейчас же доказать свое
право на власть всем остальным членам стаи. Нет
авторитетного, явного лидера - "кризис власти"
- и
вчерашняя единая стая превращается попросту в группу
волков. При первой серьезной передряге каждый член бывшей
стаи, не чувствуя "цементирующей воли" вожака, начинает
действовать на свой страх и риск. Разумеется, скорее "на
страх", исходя из здорового чувства самосохранения.
"Изменившая" собака, в нашем случае, руководствовалась
именно этими же законами стаи, и либо она отъявленный трус
от рождения, но тогда об этом хозяин знал бы и раньше, либо
хозяин для нее, если и не пустое место, то уж не более чем
приятель. Кто же из них виноват в случившемся?
Стоит добавить, что ценой тяжелой и напряженной работы,
используя все резервы понятливости собаки и пределы
выносливости ее нервной системы, можно из последнего
трусливого щенка сделать первоклассную рабочую собаку. Но
для этого нужны талант, умелая рука, сильная воля, огромное
желание и безграничное терпение. Плюс условия и время.
Конечно, если "овчинка стоит выделки". Все же дрессировать
нужно хороших собак, а для этого таких следует разводить.
Старый девиз немецких собаководов гласит: "Нет разведения
без дрессировки, как нет дрессировки без разведения".
Утвердившийся высокий авторитет хозяина служит не
препятствием, а напротив, серьезной предпосылкой для
возникновения к нему любви у собаки. Но авторитетность и
лидерство - это не оно и то же. Лидер, не учитывающий
биологических и социальных потребностей собаки, походя
преступающий границы ее физических и психических
возможностей, пренебрегающий демонстрацией поддержания
добрых с ней отношений, забывающий о необходимости ласки,
игры, поощрение, снимающими с нервной системы собаки
накапливающееся напряжение, словом, лидер становится
тираном. Он подавляет личность собаки, душит ее
жизнерадостность и стремление работать в угоду хозяину.
Предлагаемая методика, преломленная в создании такого
"лидера" может попросту изуродовать психику собаки, без того
несчастной уже потому, что оказалась в руках человека,
относящегося к ней безо всякого бережения.
Хороший дрессировщик всегда будет иметь в виду, что
безупречное послушание собаки - не цель, а лишь средство,
мостик к мастерству в ее работе, и через это - к
становлению ее как личности как надежного друга. Хорошо
обученная собака, опираясь на фундамент усвоенных "школьных
знаний", в будущем должна суметь (если у нее на то хватит
природных способностей) самостоятельно принимать правильные
решения в любых обстоятельствах и своими действиями
превосходить возлагаемые на нее надежды. Тогда и только
тогда, соединив в себе любовь и преданность к хозяину,
полученные знания и опыт с унаследованными породными,
благородными свойствами характера, темпераментом и развитыми
физическими качествами, собака станет Настоящей Собакой,
мечтой всякого любителя-собаковода и усладой взыскательного
вкуса знатока-кинолога. Поэтому, утверждая свой авторитет,
этот краеугольный камень в воспитании и обучении собаки,
дрессировщику надо оберегать ее личностные качества от своих
излишних и ненужных притеснений. Его задача не подавить в
собаке личность, а правильно сформировать ее, то есть
установить необходимые границы, рамки, в которых личность
собаки разовьется во всем блеске лучших качеств своей
индивидуальности.
Авторитет нельзя купить за кусочек, но его нельзя и
завоевать оной грубой силой. Посему чрезвычайно плохими
результатами оборачивается бездумное применение наказания.
Жесткость и жестокость - разные понятия. Жестокость не в
ладах со справедливостью, которую выдающийся дрессировщик
конца XIX века Г.Оберлендер назвал важнейшим условием
воспитания собаки. "Собака, сообразно со степенью своего
развития, одарена очень тонким чувством справедливости в
обращении. Если она сознательно нагрешила, она уж знает, за
что ее наказывают; но наказание неизвестно за что, без
надежды избежать дальнейших наказаний послушанием - может
довести до стоического равнодушия к нему, и в заключение она
с безмолвным отчаянием будет принимать удары. Одновременно с
этим у нее пропадет всякий интерес к продолжению занятий, и
дрессировщику предстоит удовольствие начинать снова.
Отсюда вывод, что при применении всяких наказаний
необходимо поступать с величайшей осторожностью. Собаку
можно наказывать только тогда, когда совершенно определенно
известно, что она знает, что от нее требуется, т.е. когда
она сознательно не слушается. Во всех случаях сомнения
дрессировщику не мешает руководствоваться уголовным кодексом
- иобвиняемого оправдатьпотому, что несправедливость, раз
она проявляется активно, переходит в грубость, в варварство,
- отравляет жизнь не только человеку, но и существу, близко
стоящему к людям по понятливости - собаке". И далее. "При
изменении наказаний нужно сперва испробовать их слабейшую
форму - стало быть выговор, затем переходят к умеренному
употреблению парфорсного ошейника и повышают его действие
понемногу, пока не добьются желаемого. Плеть можно
употреблять, когда имеешь дело с упрямой собакой, явно
склонной к противоречию, и то при стремлении достигнуть
морального эффекта; но и тут нужно начинать с легких ударов.
Если дрессировщик вздумает без соблюдения последовательности
прямо воздействовать на собаку строгими наказаниями, он не
только не достигнет намеченной цели, не добьется желаемого,
но и наказание потеряет свое воспитательное значение. После
того как собака узнала объем и силу наказания, она сама
поймет, то выговор ведет за собой парфорсный ошейник и для
того, чтобы избежать предстоящей боли, ей остается одно -
послушание. Вот в чем воспитывается апеллистость собаки!"
Совершенно необходимо, чтобы каждый дрессировщик умел
играть со своей собакой, эмоционально ласкать ее, бурно
выражать радость ее успехам. Сама смена напряженного
состояния мускулов и нервов собаки в процессе выполнения
упражнений на свободное веселое движение, каким собаки
обычно и выражают свое ликование, является хорошим способом
сброса стрессового угнетения. Кроме того, игра - лучшее
средство показать собаке, что, несмотря на строгость
обучения, использование мер физического принуждения и
наказания, дружеское отношение хозяина к ней, по-прежнему,
вне сомнений. Игра, таким образом, эффективнейший метод
психоэмоциональной разгрузки и то поощрение, которое многим
собакам приходится больше по вкусу, чем самый лакомый кусок
пищи.
Игра - один из элементов доступного пониманию собаки
"языка общения" между ней и дрессировщиком. Наличие такого
"языка" является необходимым условием успешного обучения.
"Язык общения" включает в себя не только слова команд,
произносимых дрессировщиком, но и все жестовые, мимические,
тактильные, интонационные и другие сигналы, произвольно или
непроизвольно им подаваемые и понятные собаке. Сигналы, в
свою очередь, подаваемые собакой, не менее разнообразны, и
важно, чтобы дрессировщик умел их правильно "читать".
Наблюдательному человеку нетрудно научиться понимать
выразительную мимику, позы и прочие сигналы, составляющие
основу "языка" собак в общении их между собой. Тем более,
что собаки очень неумело скрывают (хотя и такое бывает) свое
истинное эмоциональное состояние и свои намерения - все это
отражается в их "зрительном языке" движения, изменения
мимики и интонаций, они еще быстрее научаются понимать
настроение и состояние человека, улавливать его намерения.
Дрессировщику надо уметь использовать это понимание и уж во
всяком случае не допускать, чтобы собака распознала его
нерешительность, неуверенность и, особенно, страх.
Инструктор должен провести специальное теоретическое
занятие, отследив не только правильность подачи команд и
жестов дрессировщиками, но и способность их воздействовать
на собаку взглядом, позой, движением, интонационными
модуляциями голоса и т.п. Если дрессировщик не умеет
скрывать свое волнение или, наоборот, не умеет выразительно
продемонстрировать собаке свою радость, негодование, то ему
можно рекомендовать упражнения перед зеркалом. Неуверенную
или интонационно неправильную подачу команд
(обычно
последнее бывает у людей, привыкших говорить ровным и
бесстрастным, "серым" голосом) можно поправить занятиями по
декламации - опять же перед зеркалом (во всяком случае, это
упражнение до сих пор никому не повредило). Дрессировщика
следует предварительно потренироваться во владении поводком,
хлыстом и другими предметами снаряжения. Обычно поводок
привязывают к дереву, либо к какому-либо тяжелому предмету,
а иногда инструктору приходится держать конец поводка в
своих руках, чтобы почувствовать правильность производимого
рывка. Дрессировщик должен уметь делать рывки разной силы,
как одиночные, так и сериями, быстро выбирать распущенный
длинный поводок. Всему этому лучше научиться до занятий
непосредственно дрессировкой.
Чтобы эффективно выполнить рывок, надо правильно взять
поводок в руки. От ошейника собаки поводок должен входить в
кулак со стороны мизинца. Кистевой рывок выполняется обычно
левой рукой. Натянув поводок, подергивают его резко и
быстро несколько раз подряд кистью, поворачивая ее по оси
вращения. Серия таких мелких рывков принуждает собаку
изменить положение, сдвинуться с места или ускорить
движение, не причиняя ей в то же время особо неприятных
ощущений.
Болевое "одергивание" выполняется с любой руки, если
необходимо заставить собаку быстро прекратить нежелательное
действие. Это также род наказания, если на собаку надет
парфорс. Рука быстро сгибается в локте (при этом поводок
ослабляется) и резким махом распрямляется с отведением вниз
и назад, чтобы рывок получился коротким и чувствительным.
"Опрокидывающий" рывок используется, если собака
пытается удрать или бросается куда-то, не обращая внимания
на команды, а также в других случаях, когда ее надо
мгновенно "привести в чувство". Он выполняется одновременно
двумя руками, с поворотом и наклоном корпуса (как при ловле
животных арканом). Рывок можно делать только в момент
почти полного или полного натяжения поводка, чтобы он
получился очень сильным, но мягким. От такого рывка собака
обычно опрокидывается на спину, либо же резко
разворачивается в воздухе головой к дрессировщику. Как
правило, вслед за таким воздействием к собаке тут же
применяют карательные меры.
Таким рывком нельзя
пользоваться, если на собаке парфорсный ошейник.
Воздействовать на собаку при помощи хлыста нужно также
учиться. Наказывают собаку не более чем двумя-тремя
сильными ударами в область холки спины, боков, крупа и
бедер. Только в случае агрессивного сопротивления собаки
ударов может быть и больше, здесь выбирать места для них не
всегда удается. Но и при этом, хотя агрессия и должна быть
сломлена полностью, все же подавлять ее лучше не одной
только болью, но и устрашением, и принуждением (фиксацией
собаки в позе подчинения). Вообще, наказание достигает
своей цели только в случае, если после его применения
собаку заставляют выполнить требование и никогда сразу не
отпускают. Если собака заслужила наказание хлыстом, то
удары должны быть ощутимыми
(не превращаться в
поглаживания), но как правило, если собака уже знает, что
такое трепка за провинность в полной мере, щелчка вполсилы
бывает предостаточно для приведения ее в подчинение,
особенно если щелчок этот сопроводить соответствующей
угрозой.
Дрессировщик должен уметь носить хлыст незаметно,
прижатым вдоль предплечья снизу или спрятанным за спину,
даже засунутым сзади за воротник, поскольку иногда потребно
бывает показать собаке, что неприятный для нее предмет
возникает в руках дрессировщика как бы ниоткуда. Во многих
случаях его просто своевременно демонстрируют собаке в
качестве уже готового к действию орудия наказания и этим
предотвращают ее нежелательные поползновения.
Хлыст используется также как средство принуждения,
удлиняющее руку дрессировщика. Иногда им приходится
надавливать собаке на круп или спину, например, при
отработке приемов укладки и ползания, шлепать по мочке носа
при упорном выбегании собаки вперед в упражнении движения
рядом. Из всего этого понятно, что требование к
дрессировщику всегда пользоваться одним и тем же хлыстом
имеет серьезные основания.
Общая схема обучения собаки проста. Сначала, используя
те или иные потребности собаки (доминирующие мотивации
поведения), ее заставляют (принуждение) или побуждают
выполнить необходимое действие, предваряя его строго
определенным сигналом. При этом правильность выполнения
действия собакой регулируют знакомыми ей выражениями
удовольствия или неудовольствия
(положительные и
отрицательные подкрепления). Успешное выполнение награждают
приятными собаке "призами" (поощрение). Повторяя упражнение
по этой схеме, достигают того, что собака улавливает связь
между поданным сигналом, выполнением ею определенных
действий и наградой. После этого образовавшуюся связь
сначала закрепляют повторением, а затем постепенно
ослабляют вспомогательные воздействия на собаку, с тем,
чтобы она самостоятельно выполняла нужным прием. Далее,
используя вариабельный (вероятностный, в случайном порядке)
режим подкрепления и поощрения, добиваются высокой
заинтересованности собаки в выполнении навыка. При
симуляциях,
нежелании
работать,
отсутствии
заинтересованности (отвлечениях, вялых действиях) собаку
заставляют выполнить навык, используя к ней грубое
принуждение. Явное упрямство, сопротивление обязательно
должно быть наказаны! Следует помнить, первая цель
интенсивной дрессировки - добиться от собаки совершенного
подчинения дрессировщику. Но важно правильно подойти к
использованию "силовых" средств воздействия по отношению к
необученной еще собаке.
Обратимся к Г.Оберлендеру: "Дрессировщик... должен
исходить из положения, что его власть над сырой собакой
не имеет ничего общего с теми обстоятельствами, при которых
он будет впоследствии распоряжаться и управлять по своему
желанию дрессированной собакой. Ведь парфорсная дрессировка
именно и направлена к тому, чтобы воспитать собаку в
убеждении, что у ее господина имеется в распоряжении целый
ряд средств принудить ее к абсолютному повиновению. Но
прежде чем созреет это сознание, нужно не только, чтобы
воспитанник научился знать и бояться этих средств путем
опыта, но также, чтобы в нем окрепло убеждение, как
бесполезна всякая попытка уклониться от исполнения воли
своего хозяина. В течение комнатной дрессировки... собака в
действительности переживает целый мыслительный процесс, -
процесс, результатом которого должно быть безусловное
признание авторитета дрессировщика. Обо всем этом сырой
собаке ничего неизвестно; она не умеет оценить ни значения,
ни правильности всякого наказания: она не в состоянии
измерить, как далеко простирается власть наказания... Сырую
собаку привязывает к ее господину не что иное как связь
склонности, дружбы, как это обыкновенно и бывает между
всякой систематически не дрессированной собакой и ее
хозяином. Как друг редко переносит, если его приятель
разыгрывает властьимущее лицо или даже угрожает ему силой,
так такого рода обращение очень часто охлаждает склонность и
доверие сырой собаки; она становится недоверчивой и
уклоняется от наказания по своим понятиям очень законным
путем - путем бегства". Понятно, что наказание не может быть
применено к ничему не обученной собаке, поскольку наказывать
можно только за то, что собака не выполняет уже известные ей
приказания, правила поведения и т.п. Конфликты же с "сырой"
собакой, в которых приходится использовать силу, есть не что
иное как установление взаимоотношений "в стае" и, в строгом
смысле слова, к разряду наказаний это не относится.
Чем же отличается принуждение от наказания и в чем
заключается суть других вышеупомянутых способов воздействия
на собаку в процессе дрессировки? Принуждением называют
способы физического и психического "давления" на собаку,
заставляющие ее выполнять действия, желательные
дрессировщику, помимо и даже против ее воли. Принуждение
имеет своей целью как раз выполнение этих действий.
Наказание, хотя по форме оно может быть сходным с
принуждением, а по силе даже ему и уступать, направлено на
подавление сопротивления собаки и, прежде всего, на
подтверждение лидерства дрессировщика в отношениях с ней.
Принуждение может включать в себя элементы наказания (в
форме отрицательных подкрепляющих воздействий), а наказание,
в свою очередь, элементы принуждения 2 наказанную собаку
заставляют продемонстрировать свою подчиненность (скажем,
под угрозой дальнейшего наказания (в форме выполнения того
или иного приема, навыка дрессировки. Первое выглядит,
например, так, обучая собаку ползанию, при неправильных ее
действиях (попытках привстать, в качестве отрицательного
подкрепления используют шлепок хлыстом по спине, но в
основном принуждение состоит в подергивании парфорса
поводком и в занесенном хлысте. В другом случае, при
наказании, собака выполняет знакомый ей прием ползнания уже
после того как "заработала" пару ударов, и выполняет этот
прием под угрозой еще более строгого наказания. Но если в
случае принуждения используются также и положительные
подкрепления (в данном примере
- слова одобрения и
разложенные вдоль линии переползания кусочки лакомства), в
какой-то степени уравновешивающие угрозу боли, то при
наказании положительные подкрепления не используются, хотя
собака может получить сдержанную похвалу по завершению
упражнения-наказания, но уже в качества награды за хорошее
его выполнение.
Поощрение - суть все то приятное для собаки, чем ее
награждают в случае успеха по завершении ею нужного
действия. Поощрение может быть безусловным, как то: пища,
ласка, игра, и условным, т.е. сигналы одобрения, понимаемые
собакой. Поощрение, как и наказание, тем эффективнее, чем
ближе оно стоит по времени к моменту совершения данного
действия собакой.
Подкрепление - элементы всех перечисленных выше способов
воздействия, применяемые в процессе совершения собакой
нужных или, наоборот, вредных действий. "Положительные
подкрепляющие воздействия должны совпадать по времени с
каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом
положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления
нужного поведения, к ним-то и стремится собака при
обучении...
Отрицательные подкрепляющие воздействия - такие, которые
совпадают по времени с каким-либо действием собаки и
вызывают у нее отрицательные эмоции. Отрицательные
воздействия призваны сформировать у собаки желание избежать
повторного совершения данного действия (мотивацию активного
избегания или агрессию). "Эффективность подкрепления выше,
чем эффективность поощрения или наказания именно потому, что
оно дается в момент совершения подкрепляемого действия". Это
объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных
ощущений, (+) или
(-) подкрепляющие воздействия несут
собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении
нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие
подкрепляющие воздействия
-
наигрубейшая ошибка
дрессировщика". (В.С.Варлаков "Зачем собаке учиться? И как
ее учить?").
Общие принципы формирования навыков приводятся в том же
виде, как они изложены в указанной статье В.С.Варлакова:
"1. Создание доминирующей мотивации, на основе которой
будет формироваться навык (пищевой, игровой, оборонительной
и т.п.).
2. Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на
начальной стадии обучения.
3. Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и
собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из
сторон достигала своего программируемого результата, в этом
случае взаимный интерес будет высок.
4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой
возможны лишь в том случае, если между ними есть
своеобразные "языковой" контакт. При формировании каждого
нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, команд и т.д.)
обогащается новыми элементами.
5. Четкое определение границ формируемого навыка.
Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он
подкрепляет, а собака - не менее четкое представление о том,
какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия
дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат
их деятельности на основе заинтересованности в работе.
6. Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится
санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими
словами, выполнение команды должно всегда отменяться
дрессировщиком (командой "гуляй"6 или какой-либо другой:
например, "Лежать!" заменяется командой "Сидеть!").
Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка не
должно быть.
7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным
контролем технических средств (поводка, длинной веревки,
специальной цепочки,
рогатки,
радиоуправляемого
электроошейника и тому подобное). С их помощью всегда можно
исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в
этом есть необходимость.
8. Если в начале формирования и закрепления навыка
требуется обедненная обстановка, то по мере его отработки и
упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально
увеличивать.
9. В начале формирования навыка применяется стопроцентный
режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия
применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное,
выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но
точно знает, что непременно получит.
10. Автоматизация навыка достигается многократным его
повторением под жестким контролем технических средств
(поводок и т.д.). При этом используется вероятностная схема
подкреплений. Постепенно вероятность положительных
подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а
степень отрицательных
(в случае невыполнения навыка),
наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то,
чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка
сразу после первой команды. Воздействия направляющие,
корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и
быстро".
Эти общие принципы формирования навыков полностью
соблюдаются и при дрессировке интенсивным методом, который,
однако, же имеет свои отличительные особенности:
- при выработке каждого навыка используются, и по
возможности - одновременно, сразу несколько сильнейших
мотиваций, побуждающих и заставляющих собаку выполнить
нужное действие;
- заинтересованность собаки в работе достигается как
итог, а не ставится в основу ее обучения;
- автоматизм в работе собаки вырабатывается на более
ранних этапах дрессировки (еще под действием принуждения) за
счет высокого темпа и большого количества упражнений;
- контроль инструктора и единообразность выполняемых
под его руководством действий дрессировщиков позволяют
менее требовательно относится к уровню предварительной
подготовленности последних;
- высокая результативность интенсивного метода
дрессировки достигается главным образом за счет очень
большого количества выполненных упражнений (для сравнения:
за два месяца подготовки розыскной собаки обычными методами
она прорабатывает около
20-30
следов, при интенсивном
обучении - 100-200).
При интенсивной дрессировке приоритеты расставляются в
следующем порядке:
1. Достижение полной авторитарности дрессировщика в
отношениях с собакой.
2. Обязательность, правильность и быстрота выполнения
навыков.
3. Многократное повторение упражнений.
4. Как следствие предыдущего, автоматизм выполнения
навыков.
5. На фоне успешной работы развитие заинтересованности
собаки (стремления работать).
6. На базе опыта развитие ее инициативности и мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..