ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 2

 

 

- уровень сложности заданий и их количество должны быть такими, чтобы на выполнение
всех олимпиадных заданий участник тратил не более 1,5 часов (120 мин.) в день, из которых
45 мин - на теоретические задания;
- задания должны быть разнообразными по форме и содержанию;
- формулировка контрольного вопроса, или задания должна быть понятной, доходчивой,
лаконичной и иметь однозначный ответ;
- в заданиях должны быть использованы только реально существующие термины и понятия,
составляющие базовую программу по технологии;
- задания олимпиады должны осуществлять не только контроль знаний, но и выполнять
обучающие и развивающие функции;
- контрольные вопросы и задания должны соответствовать современному уровню развития
науки, техники, технологии;
- задания теоретического конкурса должны соответствовать основным дидактическим
принципам: системности, научности, доступности, наглядности и др.
- не рекомендуется применять тестовые задания;
- интересными являются задания на установление соответствия, в котором элементы одного
множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества;
- задания на установление правильной последовательности, где требуется установить
правильную последовательность действий, шагов, операций и др.;
- вопросы и задачи, требующие решения, логического мышления и творческого подхода;
- интегративные вопросы, включающие межпредметные связи.
Учитывая разнообразие экспериментальных программ и подходов к выбору
содержания обучения предмета технологии в последние несколько лет, можно предложить
выделить общую часть вопросов и специальную часть вопросов:
Общая часть.
1.
Общие технологические понятия: технология, технологическая система,
технологический процесс, техносфера.
2.
История создания технических систем. Роль техники и технологий в развитии
общества. Технологические революции и технологические уклады.
3.
Классификация материалов и машин. Общие принципы материаловедения и
машиноведения.
4.
Черчение-задача.
5.
Нанотехнологии.
6.
Лазерные технологии.
7.
Автоматика, роботы, станки с ЧПУ, «Умные дома».
16
8.
3D-прототипирование.
9.
Электротехника, электроника; Способы получения, передачи, использования и
экономии электроэнергии.
10.
Электротехника-задача.
11.
Альтернативная энергетика.
12.
Ресурсосбережение и переработка отходов.
13.
Принципы предпринимательства.
14.
Предпринимательство-задача.
15.
Технологии ведения дома и домашняя экономика; Ремонтно-строительные работы:
оклейка, покраска.
16.
Домашняя экономика-задача.
17.
Дизайн и техническое творчество; художественная обработка материалов.
18.
Творчество при выполнении проектов.
19.
Профориентация и выбор профессии.
20.
Производство и окружающая среда.
Специальная часть.
Вопросы для номинации «Техника и техническое творчество»
1.
Материаловедение древесных пород.
2.
Технологии обработки древесины.
3.
Технологии обработки древесины-задача.
4.
Материаловедение металлов и пластмасс.
5.
Технологии обработки металлов.
Творческое задание по металло - или деревообработке.
Вопросы для номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
1.
Материаловедение ткани.
2.
Технологии обработки ткани.
3.
Материаловедение пищевых продуктов.
4.
Технологии обработки пищевых продуктов.
5.
Проектирование и изготовление изделий.
Творческое задание.
Муниципальный этап.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии проводится в 2 дня с
выполнением всех туров и всех рекомендованных этапов!
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».
1 - теоретический (вопросы и тесты);
17
2 - практическая работа:
2.1 обработка швейного изделия или узла, в том числе с использованием техники с ЧПУ и
моделирование;
2.2 задания по робототехнике;
2.3 3D моделирование и печать;
3. - защита проекта.
Номинация «Техника и техническое творчество».
1. - теоретический (тестирование);
2. - практическая работа:
2.1. ручная обработка древесины;
2.2. ручная обработка металла;
2.3. механическая обработка древесины;
2.4. механическая обработка металла;
2.5. электротехника;
2.6. задания по робототехнике;
2.7. 3D моделирование и печать;
2.8. обработка материалов на лазерно-гравировальной машине;
2.9. обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ;
2.10. обработка материалов на токарном станке с ЧПУ;
3. - защита проекта.
Конкретные сроки проведения муниципального
этапа
олимпиады
по
технологии
устанавливаются
органом
государственной
власти
субъекта
Российской Федерации,
осуществляющим
государственное управление в сфере образования. Срок окончания муниципального этапа
олимпиады - не позднее 25 декабря.
Конкретные места проведения муниципального этапа олимпиады по технологии
устанавливает орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере
образования. Организатор муниципального этапа должен обеспечить участие в этом этапе
всех обучающихся, получивших право в нем участвовать (учащихся 7-х - 11-х классов).
Образовательная организация, на базе которой будет проходить муниципальный этап,
назначается организатором этого этапа. О дате и месте проведения муниципального этапа
Олимпиады, а также об условиях его проведения, все участники должны быть
проинформированы не менее чем за 15 календарных дней до его начала.
На муниципальном этапе олимпиады по технологии принимают индивидуальное
участие; участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие
18
необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов,
установленное организатором муниципального этапа олимпиады; победители и призёры
муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования. Все участники проходят
процедуру регистрации.
Участники выполняют работы по заданиям, разработанными региональными предметно-
методическими комиссиями. В состав комплекта материалов, передаваемых региональной
предметно-методической комиссией в оргкомитет муниципального этапа входят: тексты
олимпиадных заданий по теоретическому (тесты, вопросы, задачи) и практическому этапам;
методика оценивания работ, методические рекомендации по проведению защиты проектов, а
также по разбору и показу участникам предложенных олимпиадных заданий.
Участники олимпиады имеют право выбирать расширенный спектр предлагаемых
заданий к выполнению практических работ, выполнять новые направления проектной
деятельности.
Номинация «Техника и техническое творчество»
1.
Электротехника, автоматика, радиоэлектроника. (В том числе, проектирование систем
подобных концепции
«Умный дом», проектирование систем с обратной связью,
проектирование электрифицированных объектов, применение систем автоматического
управления для устройств бытового и промышленного применения.)
2.
Робототехника, робототехнические устройства, системы и комплексы.
(Робототехнические устройства функционально пригодные для выполнения технологических
операций, робототехнические системы позволяющие анализировать параметры
технологического процесса и оптимизировать технологические операции и процессы,
робототехнические комплексы моделирующие или реализующие технологический процесс).
3.
Техническое моделирование и конструирование технико-технологических объектов.
4.
Художественная обработка материалов
(резьба по дереву, художественная ковка,
выжигание, и другие).
5.
Проектирование сельскохозяйственных технологий,
(области проектирования
-
растениеводство, животноводство), агротехнические.
6.
Социально-ориентированные проекты (экологическое, бионическое моделирование;
ландшафтно-парковый дизайн, флористика, мозаика и другие с приложением арт-объектов).
Современный дизайн (фитодизайн и другие).
19
7.
Проектирование объектов с применением современных технологий (3-D технологии,
фрезерные станки с ЧПУ и другие), проектирование новых материалов с заданными
свойствами и объектов из новых материалов.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
1.
Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода.
2.
Декоративно-прикладное творчество
(рукоделие, ремёсла, керамика и другие),
аксессуары.
3.
Проектирование сельскохозяйственных технологий,
(области проектирования
-
растениеводство, животноводство).
4.
Современный дизайн (дизайн изделий, дизайн интерьера, фитодизайн, ландшафтный
дизайн и тд).
5.
Социально-ориентированные
проекты
(экологические;
агротехнические,
патриотической направленности, проекты по организации культурно-массовых мероприятий,
шефская помощь и тд)
6.
Национальный костюм и театральный костюм.
7.
Проектирование объектов с применением современных технологий (3-D технологии,
применение оборудования
с ЧПУ, лазерная обработка материалов и другие),
проектирование новых материалов с заданными свойствами.
Теоретические и практические задания в номинации «Культура дома и декоративно-
прикладное творчество» имеют некоторые отличия от заданий номинации «Техника и
техническое творчество» и должны отражать представленные ниже разделы.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»:
1.Определение технологии
- знаний
(науки) о преобразовании материалов, энергии и
информации.
2. Роль техники и технологий в развитии общества.
3. Технология основных сфер профессиональной деятельности.
4. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы,
контроль, сбыт. История техники и технологий.
5. Технологии обработки пищевых продуктов.
6. Машиноведение.
7. Материаловедение текстильных материалов.
8. Технологии обработки текстильных материалов
(создание швейных изделий из
текстильных и поделочных материалов).
9. История костюма.
10. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
20
11. Интерьер.
12. Художественная обработка материалов.
13. Конструирование (черчение) и моделирование (дизайн одежды).
14. Декоративно- прикладное творчество.
15. Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования
электроэнергии. Альтернативная энергетика
16. Информационные и коммуникационные технологии, с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные»
дома, автоматика, роботы в лёгкой промышленности.
17. Семейная экономика.
18. Основы предпринимательства.
19. Профессиональное самоопределение.
20. Производство и окружающая среда.
21. Творческие проекты.
Теоретические задания в номинации «Техника и техническое творчество» в старших
классах должны отражать следующие разделы школьной
программы
предмета
«Технология»:
1.Определение технологии
- знаний
(науки) о преобразовании материалов, энергии и
информации.
2. Роль техники и технологий в развитии общества.
3.. Техносфера.
4. Структура производства: потребности, ресурсы,
технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий.
5. Машиноведение.
6. Материаловедение древесины, металлов, пластмасс.
5. Технологии обработки
конструкционных материалов
(создание изделий из
конструкционных и поделочных материалов).
7. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
8.Ремонтно-строительные работы (технология ведения дома).
9. Художественная обработка материалов.
10. Дизайн.
11. Техническое творчество.
12. Электротехника и электроника. Способы получения,
передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика
21
13.
Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры,
«умные» дома, автоматика, робототехника (структура робота, принципы действия и области
применения роботов).
14. Черчение.
15. Семейная экономика.
16. Основы предпринимательства.
17. Профориентация.
18. Производство и окружающая среда.
19. Проекты.
Для составления заданий для муниципального этапа можно использовать разделы,
рекомендованные на стр. 17.
Первым конкурсом муниципального этапа должен быть теоретический (тесты,
вопросы, задачи):
для учащихся 7-х классов рекомендуется 20 заданий
(19 вопросов и творческое задание),
для учащихся 8-х,
9-х, 10-11 классов - 25 заданий (24 вопроса и творческое задание) в
соответствии с программой обучения в каждом классе. В задания каждого класса следует
включить творческое задание, которое направлено на применение теоретических знаний, но
не используется в практических заданиях.
При определении количества тестовых заданий и контрольных вопросов по каждому
разделу следует учитывать время, отводимое на изучение данного раздела в программе, а
также значение проверяемых знаний и умений для дальнейшего изучения предмета
технология.
В соответствии с ФГОС обучение в современной школе направлено на развитие личности на
основе деятельности, т.е. на твёрдые знания и умения, которые учащийся должен суметь
применить в последующей учебной практической деятельности, на развитие
самостоятельного технологического мышления. Результаты теоретического конкурса
должны демонстрировать сформированность знаний, направленных на применение их в
деятельности учащегося. Задания следует разрабатывать с учётом этих особенностей.
В комплект заданий следует включить творческое задание, которое основано на применении
теоретических знаний, но не дублирует практическое задание.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
Вторым конкурсом является практический тур, он обязателен на всех этапах
олимпиады. Практические работы связаны с технологией обработки текстильных материалов
22
(создание узлов, или несложных швейных изделий из текстильных материалов),
моделированием.
Для участников муниципального этапа целесообразно практический конкурс провести
в формате регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады и разделить
его на 2 тура:
1 тур - технология обработки швейных изделий;
2 тур - моделирование (который целесообразно проводить сразу после теории).
При составлении пакета заданий для 7-х - 11-х классов необходимо руководствоваться
соответствием с основным принципом дидактики - преемственности, ориентироваться на
содержание основных программных материалов по предмету. Не следует предлагать
участникам олимпиады задания к выполнению которых учащиеся не готовы, не стоит
также предлагать задания, содержание которых в учебниках и рабочих тетрадях
отображено очень подробно. Практические задания должны быть построены таким образом,
чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений,
полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать
уровню теоретической и практической подготовки учащихся в конкретной возрастной
группе.
При составлении заданий следует обратить внимание на то, что с
2017 г. на
последующих этапах олимпиады предлагаются практические задания с элементами
доработки конструкции модели.
Для учащихся 7 классов в качестве задания по технологии обработки ткани можно
предложить выполнение различных видов швов. Желательно указать в листе заданий (и
проиллюстрировать эскизом), где может быть применим тот или иной шов. Можно
предложить изготовить небольшое интересное изделие. К разделу «Моделирование швейных
изделий» можно предложить учащимся выполнить моделирование фартука или юбки
современного дизайнерского решения.
Для учащихся 8-9, как и для 10-11 классов объектом для проверки умений может служить
какой-либо технологический узел швейного изделия:
- обработка накладного кармана с прямыми углами;
- обработка фигурного пояса юбки;
- обработка пояса юбки и соединения его с юбкой;
- втачивание тесьмы-молнии;
- виды обработок нижнего среза изделия;
- обработка, паты, хлястика, клапана;
- соединение кокетки с основной деталью;
23
- обработка выреза горловины.
В задании по моделированию в 8-9 классе целесообразно предложить моделирование
поясного изделия с разнообразными конструктивными элементами отделки. Для учащихся
10-11
классов
-
плечевое
изделие
с
рукавом или без рукава.
Разрабатываемые практические задания по конструированию и моделированию одежды
должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия.
Внимательно рассмотрев эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить
моделирование, т.е. нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить
выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения.
Комплект раздаточного материала для каждого участника должен включать:
- эскиз модели (с четко обозначенными элементами предлагаемого фасона для
моделирования);
- подробное описание модели (с выделением каждой модельной особенности с новой
строки);
- текст задания с подробным алгоритмом выполнения;
- базовый чертеж основы модели;
- лист контроля практического задания, в который участник олимпиады вносит
последовательные действия по моделированию (с использованием для этого значков,
стрелок, слов «закрыть», «разрезать», «переместить» и т.д.);
- лист результата моделирования, на который участник олимпиады наклеивает готовые
выкройки из цветной бумаги;
- карта пооперационного контроля.
Для каждого участника в комплекте раздаточного материала, должен быть предложен лист
(№ 2) из цветной бумаги:
Для удобства контроля данной практической работы для проверяющих необходимо
подготовить не только карты пооперационного контроля, но и листы-эталоны с правильно
выполненным моделированием каждого предложенного задания.
Такие практические задания позволяют оценить навыки участников муниципальной
олимпиады в нанесении на чертеж основы модельных особенностей и знания последующей
технологической обработки изделия, выявить степень развития у участников Олимпиады
пространственного воображения, художественного вкуса, абстрактного мышления и сделать
тем самым более объективным определение победителей и призеров олимпиады.
Для практических заданий по технологии обработки швейных изделий следует
разрабатывать новые оригинальные задания с технологическими картами в нескольких
вариантах для разных возрастных групп участников. Результаты этого конкурса должны
24
наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным
инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе
технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению,
правильные безопасные приемы работы.
При разработке практических заданий по технологии нецелесообразно давать на
конкурс обработку сложных трудоемких изделий, так как они требуют неоправданно
больших затрат времени и сил учащихся, которые получат не только физическую усталость,
но и нервное переутомление. Аргументом в пользу выбора небольших по объему заданий по
технологии является также то, что при выполнении сложного задания основным становится
фактор скорости, а не знаний и умений, что более соответствует профессиональным
конкурсам.
В то время как при выполнении небольших по объему заданий каждый участник может
уложиться в норму отведенного времени, проявить свои способности решать
технологические задачи, что создает необходимые для объективности равные для всех
условия соревнования.
С 2017 года, ориентируясь на дальнейшие этапы олимпиады можно предложить
учащимся выполнить отделку с использованием вышивальной машины с программным
управлением (например: вышивальная машина Janome Memory Craft 350E, Janome MC500E,
Brother NV 770E (INNOV-IS 770E)). При одном и том же задании, каждый учащийся будет
иметь возможность выбора технологии при выполнении декорирования изделия. Например,
при изготовлении оригинальной салфетки, кармана, прихватки участникам можно
предложить выбрать мотив и технологию для декорирования.
Номинация «Техника и техническое творчество»
Практические задания являются вторым конкурсом и связаны с разделами «Технология
обработки конструкционных материалов»,
«Электротехника и электроника». По этим
направлениям комплект заданий практических работ готовится традиционно. Следует
обратить внимание на новые направления, которые введены с 2016 г., 2017 г. в связи с
расширенным перечнем направлений проектной деятельности:
«3D моделирование и
прототипирование», «Робототехника» и «Обработка материалов на лазерно-гравировальной
машине», по которым учащиеся могут продемонстрировать свою технологическую
подготовку.
«Обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ» и «Обработка материалов
на токарном станке с ЧПУ» должны позволить оценить умения учащихся обрабатывать
металл, древесину и пластик, собирать электрические схемы, конструировать,
25
программировать и измерять электрические характеристики (по выбору учащихся), а также в
ряде случаев оценить творческие способности школьников.
Практическое задание по обработке материалов на лазерно-гравировальной машине
С 2017-18 учебного года на муниципальном этапе добавилтся практический этап по
обработке материалов на лазерно-гравировальной машине, включающий в себя
конструирование изделия в графическом редакторе (Corel DRAW или Adobe Illustrator) или
системах проектирования (КОМПАС-3D или AutoCAD) с последующим изготовлением на
станке. Для 8-9 классов следует подбирать объект труда, состоящий из одной детали, для 10-
11 класса можно включать в задание многосоставные объекты, состоящие из 2х и более
частей, но из расчета того, что общее время технологического процесса изготовления
изделия на станке не превышала половины времени, отведенного на практическое задание.
При разработке заданий необходимо включить все возможности лазерно-гравировальных
машин, то есть и нанесение гравировки, как художественного элемента, так и сквозной
прорезки. При этом прорезка тоже может выступать как элемент художественного
оформления. Материал для изготовления выбирается с учетом мощности имеющегося
оборудования, рекомендуется использовать фанеру или пластик
(органическое стекло)
толщиной от 3 до 5 мм. При работе с лазерно-гравировальными машинами в первую очередь
следует помнить о средствах индивидуальной и коллективной защиты от продуктов горения
возникающих при работе со станками данного типа.
Практическое задание по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ
Если учащиеся общеобразовательной организации владеют навыками работы на
оборудовании, на муниципальном этапе следует предложить на практическом туре задание
по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ включающее в себя конструирование
изделия в графическом редакторе
(CorelDRAW или AdobeIllustrator) или системах
проектирования (КОМПАС-3D или ArtCAM) с последующим изготовлением на станке. Для
8-9 классов следует подбирать объект труда, имеющий в своей основе плоский рисунок или
чертеж, для 10-11 класса можно включать в задание сложные объемные изделия, но из
расчета того, что общее время технологического процесса изготовления изделия на станке не
превышало половины времени, отведенного на практическое задание.
При разработке заданий необходимо включить все возможности фрезерного станка с
ЧПУ, то есть и фрезерование - нанесение гравировки, как художественного элемента, так и
обработки внешних контуров - внешней сквозной фрезеровки. При этом прорезка тоже
может выступать как элемент художественного оформления. Материал для изготовления
выбирается с учетом мощности имеющегося оборудования. Рекомендуется использовать
массив древесины, пластик (органическое стекло), мягкие цветные металлы (алюминий,
26
дюралюминий, медь, латунь) толщиной от 3 до 5 мм для 8-9 классов и до 30 мм для старших
классово. При работе на фрезерном станке с ЧПУ в первую очередь следует помнить о
средствах индивидуальной и коллективной защиты.
В практические задания по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с конструированием изделия стоит
включить подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами
и спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу, например КОМПАС-3D.
Практическое задание по обработке материалов на токарном станке с ЧПУ
В 2017-18 учебном году добавляется практический этап по обработке материалов на
токарном станке с ЧПУ включающий в себя конструирование изделия в системах
проектирования (КОМПАС-3D или AutoCAD) с последующим изготовлением на станке.
Для 8-9 классов следует подбирать объект труда, состоящий из одной детали образованной
телом вращения, для 10-11 класса можно включать в задание более сложные элементы, как
например нанесение метрической резьбы или художественного оформления, но из расчета
того, что общее время технологического процесса изготовления изделия на станке не
превышала половины времени отведенного на практическое задание.
Материал для изготовления выбирается с учетом мощности имеющегося оборудования,
рекомендуется использовать массив древесины твердой породы, пластик
(органическое
стекло), мягкие цветные металлы (алюминий, дюралюминий, медь, латунь). При работе на
токарном станке с ЧПУ в первую очередь следует помнить о средствах индивидуальной и
коллективной защиты.
В практические задания по обработке материалов на токарном станке с ЧПУ XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с конструированием изделия стоит
включить подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами
и спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу КОМПАС-3D или AutoCAD.
Для номинации «Техника и техническое творчество», «Культура дома и
декоративно-прикладное творчество».
Практическое задание по 3D моделированию и прототипированию.
Для практических заданий школьного этапа по 3D моделированию для 8-9 и 10-11
классов стоит выбирать односоставные объекты труда для моделирования и изготовления, с
последующим усложнением уровня заданий на муниципальном этапе. Следует учитывать,
что для регионального и заключительного этапов для старших классов будут представлены
задания уже более сложные, в том числе объекты труда, состоящие из 2 и более деталей, но
27
из расчета того, что общее время технологического процесса изготовления на 3D принтере
не превышала половины времени отведенного на практическое задание.
В практические задания по
3D моделированию и прототипированию XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с моделированием стоит включить
подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами и
спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу КОМПАС - 3D или в AutoCAD.
Рекомендуемый порядок выполнения задания по 3D моделированию и прототипированию
для разработки заданий и критериев оценки для школьного и муниципального этапов:
1. Ознакомление с заданием;
2. Выбор программного обеспечения для выполнения 3D модели;
3. Выполнение 3D модели по заданию (чертежу, эскизу, описанию);
4. Подготовка файла для отправки на 3D принтер;
5. Подготовка 3D принтера к печати (калибровка, чистка экструдера, проверка пластика,
чистка стола, нанесение клеящего покрытия на стол);
6. Выбор режима печати (выбор заполнения детали, выбор толщины стенок и поверхностей);
7. Изготовление 3D модели на 3D принтере;
8. По окончанию изготовления 3D модели снятие готового изделия, при необходимости
очистка;
9. Подготовка чертежа готового изделия на основании 3D модели в необходимых видах с
выполнением местного сечения по выбору учащегося и выполнение сечения плоскостью. Все
это выполняется на чертежном листе с выполнением всех размеров, выносных и
вспомогательных
(осевых) линий. Угловой штамп заполняется в соответствии со
спецификацией по ГОСТу (стоит обратить внимание, что с ГОСТ работает КОМПАС 3D,
Autodesk же не позволяет оформлять чертежи соответствующим образом);
10. Вывод на печать через принтер рисунка 3D модели, чертежа и спецификации (при
наличии сборочного изделия);
11. Сохранение файлов практической работы на компьютере;
12. Сдача выполненного задания членам жюри;
13. Уборка рабочего места.
Практическое задание по робототехнике
При составлении практических заданий на школьном этапе по робототехнике следует
давать задания по конструированию и программировании автономного робота, способного
двигаться в заданном режиме и выполнять базовые команды, будь то определение, подъем,
перемещение и складирование объекты. Для подготовки заданий нужно учитывать наличие и
28
марку производителей конструкторов робототехнических комплектов, и используемое
программное обеспечение для контроллеров. Так же необходимо сразу спроектировать
«Поле» для выполнения практического задания достаточных размеров,
исходя из
возможностей комплектов. Следует помнить, что в 2017-18 учебном году на региональном и
заключительном этапах олимпиады были предложены задания на основе платформы
Arduino. Следовало подготовить логическую схему программы, блок - схему робота, собрать
робота и запрограммировать.
Для выполнения практической работы по робототехнике необходимо иметь на 1
рабочее место: робототехнический конструктор (все необходимые комплектующие, в том
числе заряженные источники питания); компьютер с программным обеспечением; лист
бумаги для выполнения технического рисунка, схемы проектируемой модели (формат А4),
карандаш, площадку для тестирования робота.
Третьим конкурсом олимпиады по технологии для двух номинаций является
представление самостоятельно выполненного учащимся проекта по предложенным
направлениям.
Проект - это сложная и трудоёмкая работа, требующая времени, то на муниципальном
этапе необходимо объективно оценить качество эскизов, вклад ребёнка в работу, новизну и
оригинальность проекта. Проект может быть завершён на 75 %.
Проекты могут быть самыми разными, поэтому необходимо особое значение уделить
качеству графики (чертежам) и практической значимости. В направлении
«Проектирование
объектов с применением современных технологий
(3-D технологии, применение
оборудования с ЧПУ, лазерная обработка материалов и другие), проектирование новых
материалов с заданными свойствами и изделий из этих материалов» необходимо особое
внимание обратить на личный вклад ребёнка в проект (приобрёл ли он навыки работы на
современном оборудовании лично, или заказал детали, или конструкционные элементы в
мастерской, или ателье). Очень важна и экологическая оценка.
Регламент проведения муниципального этапа включает выполнение теоретического
задания учащихся в течение 1,5 часов (90 мин), выполнение практических работ в течение 2-
х часов (120 мин.) и презентацию проектов (8-10 мин. на человека).
Все задания теоретического конкурса и все варианты практических заданий должны быть
утверждены на заседании предметно-методической комиссии и Оргкомитета, при этом должна быть
обеспечена полная секретность содержания заданий.
Раздел 2. Описание необходимого материально-технического
обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
29
Школьный и муниципальный этапы
Каждый тур предполагает подготовку своего рабочего места, организованного в
соответствии с видом выполняемой работы.
Требования к аудиториям, являющимся местом проведения олимпиады.
В качестве аудиторий для теоретического конкурса для всех учащихся целесообразно
использовать школьные или лекционные поточные кабинеты. Расчет числа кабинетов
определяется числом участников и посадочных мест в кабинете при условии - 1 учащийся за
отдельной партой. Участники разных возрастных групп должны выполнять задания
конкурса в разных аудиториях.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».
В качестве аудиторий для выполнения практических работ по технологии
изготовления швейных изделий лучше всего подходят швейные мастерские
(по
15-20
рабочих мест), в которых оснащение и планировка рабочих мест создают оптимальные
условия для проведения этого этапа. Для выполнения практических работ по робототехнике
и 3D моделированию и печати следует использовать специальные компьютерные классы.
Для защиты проектов рекомендуется выделять актовый зал.
Необходимое оборудование для проведения олимпиады.
В мастерских должны быть таблицы-плакаты по безопасным приемам работы,
распечатанные общие правила техники безопасности и правила техники безопасности по
каждому виду обработки. Все документы прошиты, подписаны руководителем организации
и инженером по технике безопасности.
В мастерских необходимо наличие прошитого, скрепленного печатью журнала
инструктажа по охране труда с учащимися.
При выполнении практической работы по обработке швейных изделий
у каждого участника должно быть индивидуальное рабочее место для ручной
обработки, оснащенное всем необходимым для работы:
- бытовая швейная электрическая машина;
- при необходимости бытовая швейно-вышивальная электрическая машина с возможностью
программирования в комплекте с ПО и компьютером (ЧПУ, вышивальный комплекс);
- нитки в тон ткани и контрастные;
- набор цветных нитей (лавсан катушечный);
- ножницы;
- иглы ручные;
- наперсток;
- портновский мел;
30
- масштабная линейка;
- булавки швейные;
- игольница;
- укладки или папки-конверты на кнопке (или с бегунком на молнии) со всем необходимым
для практической работы;
- инструкционные карты;
- емкость для сбора отходов.
Так же в мастерской должны быть оборудованы места общего пользования для машинно-
ручной обработки:
- в аудитории должно быть оборудовано не менее двух - трёх рабочих мест для ВТО:
гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.
Для выполнения практической работы необходимо подготовить:
- детали кроя для каждого участника (в соответствии с разработанными заданиями).
Специальные машины с ЧПУ должны быть расположены в отдельной рабочей зоне.
В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения
возникающих вопросов и механик для устранения неполадок швейных машин. В мастерских
должны быть таблицы-плакаты по безопасным приемам работы, часы.
Перед выполнением практической работы по технологии обработки ткани необходимо
провести инструктаж по технике безопасности.
Для выполнения практического задания необходимо обеспечить учащихся всем
необходимым и не позднее, чем за
10 дней
(заранее) подготовить инструктивно-
методическое письмо с перечнем необходимого для выполнения учащимися
подготовленными предметно-методическими комиссиями практической работы.
Участники олимпиады выполняют практическое задание в рабочей форме.
Для выполнения практической работы по моделированию швейных изделий у
каждого участника должны быть на индивидуальном рабочем месте чертежные
инструменты, ластик, масштабная линейка, цветная бумага
(офисная), ножницы, клей-
карандаш. Это задание можно выполнять сразу после теоретического задания, на том же
рабочем месте.
Для выполнения практической работы по робототехнике необходимо иметь на 1
рабочее место: робототехнический конструктор; компьютер с программным обеспечением;
лист бумаги для выполнения технического рисунка (формат А4), карандаш, площадку для
тестирования робота.
31

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..