Подготовка к борьбе с пожаром на судне VI/3 ПДНВ (2013 год) - часть 2

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     Подготовка к борьбе с пожаром на судне VI/3 ПДНВ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2     

 

 

 

Подготовка к борьбе с пожаром на судне VI/3 ПДНВ (2013 год) - часть 2

 

 

-

 

не предпринимать поспешных действий, когда виден дым, просачивающий-

ся из закрытого помещения. 

4. Опасности пожарной борьбы при химических реакциях: 

-

 

выход ацетилена при вступлении карбида кальция в реакцию с водой; 

-

 

разложение  пара  на  водород  и  окислы  углерода  при  применении  пара  для 

тушения пожаров в газоходах котлов, двигателей внутреннего сгорания; 

-

 

выход водорода при вступлении железа в реакцию с водой при температуре 

железа выше 700 °С.; 

-

 

окисляющиеся  грузы  (удобрения)  поддерживающие  огонь,  даже  если  груз 

покрыт огнетушащим газом; 

-

 

грузы, самопроизвольно возгорающиеся на воздухе (фосфор); 

-

 

выделение метана до опасного уровня в угольных грузах при недостаточной 

вентиляции. 

5. Опасности при возгорании типа «железо в пару». 

Раскаленное  железо  до  700°С  и  более  соприкасаясь  с  паром,  вызывает  химиче-

скую реакцию, которая основана на процессе Лейни с выделением водорода. Реакция 

экзотермическая и сама себя поддерживает до тех пор, пока: 

-

 

температура не станет ниже 700°С, или 

-

 

все железо не окислится, или 

-

 

не снизится подача пара. 

Такая  реакция  возникает  в  судовых  паропроизводящих  котлах  при  упуске  воды 

из котла. 

Опасность такой реакции – взрыв, разрушение трубок котла. 

2.5 Борьба  с пожаром, связанным с опасными грузами 

Опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, про-

явление  которых    в  транспортном  процессе  может  привести  к  гибели,  травмирова-

нию,  отравлению  и  заболеванию  людей,  животных,  а  также  к  взрыву,  пожару  и  по-

вреждению сооружений и транспортных средств. 

Классификация опасных грузов. Опасные грузы должны быть классифицированы 

в соответствии с международным Кодексом морской перевозки опасных грузов ИМО, 

а  отправляемых  с  территории  Российской  Федерации  согласно  ГОСТ  19433  –  88 

«Грузы опасные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319  – 84 «Грузы опасные. 

Упаковка».  Установлены    9  классов  опасных  грузов.  Дать  характеристику  каждому 

классу. 

Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов. На судах и в портах при 

перевозке опасных грузов, а также на судах при их перевозке должна быть разработа-

на и выполнена организационно-технические мероприятия, направленные на: 

-

 

обеспечение безопасности людей; 

-

 

предотвращение пожара; 

-

 

ограничение распространение пожара при его возникновении; 

-

 

ликвидация пожара. 

Требования правил МОПОГ по каждому классу опасных грузов. 

Тушение  пожаров  в  помещениях  с  опасными  грузами.  В  аварийной  ситуации  с 

опасными грузами действовать согласно откорректированному оперативному плану. 

Основными целями борьбы с пожарами на судне являются: 

-

 

спасение пассажиров и экипажа; 

-

 

 локализация  пожара  (предотвращение  распространения  опасных  факто-

ров  пожара  по  судну,  взрывов  паров  ЛВЖ,  баллонов  со  сжатым  газом, 

опасных грузов); 

-

 

тушение пожара всеми имеющимися средствами; 

-

 

сохранение остойчивости и запаса плавучести. 

Способы,  приемы  и  средства  тушения  пожара  необходимо  выбирать  исходя  из 

места  пожара,  его  интенсивности  и  размеров,  физико-химических  свойств  горящих 

материалов,  имеющихся  в  наличии  средств  тушения  пожара,  количество  экипажа, 

чтобы потушить пожар в минимальное время. 

2.6

 

 Борьба с пожаром на танкере 

        Пожар на танкере, находящемся в море или на якоре: следует немедленно оста-
новить любые грузовые, балластные, бункеровочные операции, а также операции по 
зачистке танка и перекрыть все клапаны, быстро перейти к действиям согласно ава-
рийному  плану.  Танкер  должен  управляться  таким  образом,  чтобы  появилась  воз-
можность ограничить распространение пожара и не позволить очагу пожара оказаться 
с наветренной стороны. 

         Пожар  на  танкере,  стоящем  у  терминала:  этот  танкер  должен  поднять  тревогу,  
подовая судовой сиреной сигнал тревоги, состоящей из серии гудков продолжитель-
ностью не  менее 10  секунд каждый, до  тех  пор,  пока  терминал не  известит  судно о 
том,  что  его  сигнал  принят.  Все  грузовые,  бункеровочные  операции  должны  быть 
остановлены,  а  главные  двигатели  и  рулевое  устройство  приведены  в  состояние  го-
товности. Ответственность за действия по борьбе с пожаром на борту судна возлага-
ется на капитана или другое ответственное лицо комсостава, получающее помощь су-
дового экипажа. Следует быстро перейти к действиям согласно аварийному плану. 

        После мобилизации терминала и, где возможно, береговых пожарных сил и обо-
рудования,  капитан  или  другое  лицо  комсостава,  взаимодействуя  с  профессиональ-
ными пожарными, должны совместными усилиями взять пожар под контроль. 

2.7

 

Первая медицинская помощь при пожарах. 

Организационные меры по оказанию первой медицинской помощи на судне. 
Положения Кодекса ПДНВ78 по подготовке командного состава и рядового в во-

просах  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим.  Оценка  обстановки, 
высвобождение  пострадавшего,  эвакуация,  оказание  первой  помощи.  Проведение 
сердечно-дыхательного  оживления.  Степени  ожога,  их  признаки  и  первая  помощь. 
Определение процента ожога тела человека. Первая помощь при переломах конечно-
стей.  Первая  помощь  при  кровотечении.  Первая  помощь  при  поражении  электриче-
ским током. Первая помощь при отравлении углекислым газом. 

 

3. Организация и подготовка аварийных (пожарных) партий по борьбе 
с пожаром 
3.1 

Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Командные  пункты  и  посты.  Схема  аварийной  организации  судна  согласно 

НБЖС – 81. 

Центральный пожарный пост. 

Аварийные партии, группы и посты. 

Задачи аварийных партий. 

Обязанности лиц старшего командного состава по организации 

Требования  ISGOTT  по  учреждению  аварийной  организации,  которая  будет   

действовать в случае Чрезвычайной Ситуации на судне. 

Состав аварийной организации (схема). Задачи подразделений. 

Расписание по тревогам. Состав. 

Оперативный план по борьбе с пожаром: 

-

 

состав оперативно плана; 

-

 

судовые помещения; 

-

 

средства пожаротушения; 

-

 

условные обозначения; 

-

 

составление оперативного плана для различных палуб и отсеков. 

3.2 Состав и распределение людей в аварийных партиях. 

Организация  аварийной  партии.  Действия  членов  аварийной  партии  по  общесу-

довой тревоге. Тактика борьбы с пожаром аварийной партии. 

Группа  разведки  очага  пожара.  Назначение,  задачи.  Численный  состав  группы. 

Обязанности  членов  группы.  Экипировка  группы  разведки.  Техника  безопасности 

при выполнении задания. 

Обязанности командира аварийной партии при выполнении разведки очага пожа-

ра. Виды связи с группой, сигналы перестукивания. Контроль за психическим состоя-

нием группы. 

Действия группы разведки очага пожара: 

-

 

правило открывания дверей, люков; 

-

 

правило передвижения членов группы; 

-

 

поиск и перенос пострадавшего; 

-

 

движение по трапам, обследование помещений; 

-

 

оказание взаимопомощи; 

-

 

поиск отставшего; 

-

 

способы выживания без аппарата. 

 

3.3

 

Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных частях судна. 

1. Стратегия – это предварительной планирование и определение политики по от-

ношению к пожару на судне. 

Стратегия выдвигает два требования: 

1.

 

Хорошее знание планировки судна. 

2.

 

Получение, анализ и своевременное обновление информации. 

Тактика – это методы адаптированные для выполнения стратегии. 

Пожар на судне рассматривается как шестигранный огонь (металлическая короб-

ка), отсюда вытекает основные тактические направления действий экипажа на судне 

по борьбе с пожаром: 

-

 

тушение огня в отсеке; 

-

 

разведка и осмотр смежных помещений; 

-

 

создание рубежей по недопущению распространения огня; 

-

 

уборка горючих материалов в смежных отсеках. 

2. Тактика борьбы с пожаром в машинном помещении. 

Два этапа: 
1 этап – использование переносных средств тушения огня и стационарной проти-

вопожарной водяной системы; 

2 этап – использование объемной системы пожаротушения. 

Вентиляция машинного помещения после ликвидации пожара, вход людей в ма-

шинное помещение. 

3. Тактика борьбы с пожаром в грузовом помещении: 

-

 

определение эпицентра огня (разведка пожара); 

-

 

использование воды; 

-

 

использование высокократной пены; 

-

 

использование инертного газа. 

4. Тактика борьбы с пожаром в жилых и служебных помещениях: 

-

 

герметизация; 

-

 

выключение вентиляции; 

-

 

создание водяной завесы в районе открытия двери; 

-

 

ликвидация  огня  при  помощи  стационарной  водяной  противопожарной 

системы; 

-

 

подача воды через противопожарную филенку и иллюминатор; 

-

 

осмотр смежных помещений, уборка горючих материалов. 

5.  Контроль  остойчивости  судна,  использование  связи,  наблюдение  за  отсеком 

после ликвидации пожара. 

    Практическое  занятие  в  условиях  максимально  приближенных  к  реальности,  

подготовка на тренажере, имитирующем реальные условия судна 

(Зачет).

   

 

4. Инспекция и обслуживание оборудования и систем для обнаружения 
пожара и пожаротушения 

4.1 Системы обнаружения пожара 

На  морских  судах  устанавливают  системы  обнаружения  пожаров  с  тепловыми, 

дымовыми и световыми извещателями. 

1. Инспекция и обслуживание систем на тепловых извещателях. 

2. Инспекция и обслуживание систем на ионизационных извещателях. 

3. Инспекция и обслуживание систем на световых извещателях. 

4. Комбинированные системы. 

5. Испытания систем обнаружения пожара. 

Стационарные системы пожаротушения. 

1.

 

Водяная пожарная система предназначена для тушения пожара ил охлаждения 

судовых  конструкций  компактными  или  распыленными  струями  от  ручных 

или лафетных пожарных стволов. 

2.

 

Система  пожаротушения  распыленной  водой  предназначена  для  тушения  по-

жаров в машинных помещениях, хранилищах жидкого топлива, грузовых по-

мещениях для перевозки колесной техники и других видов транспорта с горю-

чим в баках. 

3.

 

Спринклерная система предназначена для тушения пожаров в постах управле-

ния, жилых и служебных помещениях пассажирских судов. 

4.

 

Системы пенного пожаротушения. Под руководством русского инженера А.Г. 

Лорана были проведены опыты по тушению нефтепродуктов химической пе-

ной. 

5.

 

Системы углекислотного пожаротушения. Углекислоту начали применять для 

тушения пожаров в 1914 г., но широкое распространение на судах она нашла в 

50е годы. 

6.

 

Системы порошкового пожаротушения. Первые системы появились в 60х го-

дах на газовозах и химовозах. Объяснить инспекцию и обслуживание стацио-

нарных систем обслуживания. 

4.2 Переносное и мобильное оборудование для тушения пожара. 

1.

 

Огнетушители – водяные: 

 

воздушно – пенные; 

 

порошковые; 

 

углекислотные. 

2.

 

Мотопомпы. 

3.

 

Пожарные стволы. 

4.

 

Генераторы пены. 

5.

 

Ящики с песком. 

6.

 

Снаряжение  пожарного  (комплект  личного  снаряжения  и  дыхательный  аппа-

рат). 

Системы жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование. 

1.

 

Пути эвакуации. 

2.

 

Защита  трапов  и  шахт  лифтов  в  жилых  и  служебных  помещениях  и  постах 

управления. 

3.

 

Двери в огнестойких перекрытиях. 

4.

 

Системы вентиляции. 

5.

 

Индивидуальные средства защиты органов дыхания для экстренней эвакуации 

из аварийного отсека. 

6.

 

Оборудование постов средствами связи. 

4.3 Требования по государственному и классификационному освидетельствова-
нию. Пожарный контроль. 

Системы сигнализации обнаружения, извещения о пожаре: 

-

 

ежемесячные проверки; 

-

 

технический осмотр (1 раз в год). 

Системы водяного пожаротушения: 

-

 

на открытой палубе (2 раза в год); 

-

 

в помещениях (1 раз в год). 

Технический осмотр № 2 – мотопомпы и дизель – приводных аварийных насосов 

(2 раза в год). 

Проверка спринклерной системы 1 раз в месяц. 

Системы пенного пожаротушения: 

-

 

технический осмотр № 1 – 1 раз в 3 месяца; 

-

 

технический осмотр № 2 – 1 раз в год. 

Системы порошкового пожаротушения. 

Наличие порошка и его рыхление 1 раз в 3 месяца. 

Системы порового пожаротушения 1 раз в месяц. 

Дыхательные изолирующие аппараты: 

-

 

проверка № 2 – 1 раз в месяц; 

-

 

проверка № 3 – 1 раз в год; 

-

 

замена воздуха – 1 раз в квартал; 

-

 

проверка на герметичность – 1 раз в месяц. 

Углекислотные баллоны: 

-

 

вес баллона – 1 раз в 2 года; 

-

 

гидравлическое испытание – 1 раз в 5 лет. 

Ведение  формуляров  на  технические  средства  и  системы,  составление  отчетной 

документации по проведенному освидетельствованию. 

 

5. Расследование и составление докладов о случаях пожаров 

5.1 Оценка причин случаев пожаров 

1.

 

Небрежность при курении.  Обращение  с  окурками  и списками. Курение  в 

постели. Курение и алкоголь. Наиболее опасные места на судне. 

2.

 

Самовозгорание. 

3.

 

Поврежденные или перегруженные электрические цепи. 

4.

 

Неисправности электрооборудования. 

5.

 

несоблюдение мер безопасности при зарядке аккумуляторов. 

6.

 

Небрежность при погрузке и размещение груза. 

7.

 

Несоблюдение мер безопасности при работе на камбузе. 

8.

 

Перекачка топлива и техническое обслуживание топливных систем. 

9.

 

Сварка и резка. 

10.

 

Присутствие береговых рабочих на борту. 

11.

 

Небрежность при грузовых операциях на танкерах. 

12.

 

Статическое электричество. 

13.

 

Внешние причины. 

Области пожарных рисков. 

1.

 

Машинное отделение. 

2.

 

Жилые и бытовые помещения. 

3.

 

Камбуз. 

4.

 

Грузовые помещения. 

5.

 

Хранилища и склады судна. 

6.

 

Помповое отделение. 

Общие меры пожарной безопасности. 

Требуемые мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. 

5.2 Составление докладов о случаях пожаров. 

Акт о пожаре. Состав. 

Осмотр и экспертиза. 

Статическая и динамическая стадии осмотра. 

Состав пожарного расследования. 

Доклад о расследовании. 

Порядок проведения расследования. Документы. 

Технический акт. Заявление об аварийном случае. Справка об убытках. Донесе-

ние. 

Составление акта о пожаре. 

5.3

 

 Анализ конкретных случаев пожаров 

  

1.  Пожары  и  взрывы  становятся  основными  причинами  катастроф  судов.  На 

первый взгляд может показаться, что число судов, погибших от пожаров, увеличива-
ется в связи с общим ростом численности мирового флота. Однако совершенно оче-
видно,  что  количественный  рост  флота  не  является  причиной,  определяющей  рост 
аварийности  судов  от  пожаров.  Пожарная  опасность  современных  судов  меняется 
вместе с техническим прогрессом судоходства и судостроения. 

Современные  суда  насыщены  многочисленными  механизмами,  всевозможным 

оборудованием, которые работают при высоких температурах и давлении на жидком 

топливе и масле, иногда требующем подогрева, вследствие чего увеличивается коли-

чество источников загорания или взрыва. 

Сложные  электромеханизмы,  большая  протяженность  электрокоммуникаций, 

внедрение  автоматизации и появление машинных  помещений без постоянной  вахты 

создали  дополнительные  трудности  в  борьбе  с  возникновением  пожаров  на  судах. 

Пожарная  опасность  на  судах  увеличилась  вследствие  развития  перевозок  сырых  и 

полуобработанных химикатов в твердом, жидком и газообразном состояниях, транс-

портировки в огромных количествах сырой нефти и различных нефтепродуктов. По-

жары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначе-

ния. 

Трудно бороться с пожарами на сухогрузных судах. На них часто источниками 

пожаров являются грузы. Ряд пожаров на современных морских судах возник вслед-

ствие их конструктивных недостатков. 

Анализ  пожаров  на  строящихся  и  ремонтирующихся  судах  показывает,  что 

обеспечение  пожарной  безопасности  на  них  возможно  при  достаточно  тесном  взаи-

модействии органов пожарной охраны, администрации заводов и судов, четкой орга-

низации огневых и огнеопасных работ,  соблюдения  правил  пожарной безопасности, 

своевременном и умелом использовании первичных средств тушения. 

2. Обучаемые делятся на группы по 3-4 человека. 

В каждой группе назначается старший. На группу выдается конкретный случай 

пожара на судне. Обучаемые в составе группы анализируют конкретный случай по-

жара на судне: 

-

 

причины пожара; 

-

 

действия экипажа; 

-

 

применение тактики борьбы с огнем; 

-

 

управление борьбой с пожаром на судне; 

-

 

результаты борьбы с пожаром экипажа судна; 

-

 

оценка действий экипажа судна по ликвидации пожара. 

3. Назначенные лица от каждой группы выступают перед обучаемыми с анализом 

конкретных случаев пожаров на судах. 

4. Обмен мнениями по данному случаю пожара. 

5. Руководитель занятия подводит итоги выступлений обучаемых. 

 

6. Итоговый контроль - аттестация 

  

По окончании подготовки проводится итоговый контроль – экзамен.  

Оценка практических навыков осуществляется во время выполнения слушателями 

практических упражнений на тренажере с использованием оборудования, снабжения 
и инвентаря. 

Теоретический этап экзамена проводится в форме компьютерного тестирования с 

использованием актуализированных баз тестовых заданий, согласованных с Росмор-
речфлотом «Дельта-тест». Критерием успешной сдачи экзаменов на этом этапе счита-
ется выполнение слушателями на 75% и более правильных ответов, при этом по каж-
дому разделу теста оценка должна быть не менее 50%. 

Слушателям, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат установленного Ро-

сморречфлотом образца.  При повторном обучении  рассматривается вопрос о сокра-
щении курса обучения за счет самостоятельной подготовки слушателя по отдельным 
вопросам программы. 

 

7. Список литературы 

1.

 

Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с 
поправками.  (ПДМНВ-78)  с  поправками  (консолидированный  текс),  -  Спб.:  ЗАО 
«ЦНИИМФ», 2010 г. – 806с. 

2.

 

Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консо-
лидированный    текст,  измененный  Протоколом  1988  года  к  ней  с  поправками),  - 
Спб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. – 992с. 

3.

 

Международное руководство по судовой медицине, ВОЗ, Женева, 1992 г. 

4.

 

Руководство по использованию УКВ связи на море (№ 9044), 1980 г. 

5.

 

Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и термина-
лов.: СПб – «ЦНИИМФ», 1996 г. 

6.

 

Чрезвычайные процедуры для судов перевозящих опасные грузы, ИМО, 1981 г. 

7.

 

Безопасность судов перевозящих навалочные грузы, Резолюция ИМО А.713 (17), 
1991 г. 

8.

 

Правила по оборудованию морских судов Российского Морского Регистра судоход-
ства. 

9.

 

Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной 
промышленности СССР, 2-е изд., Ленинград, 1988 г. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2