Основные аспекты и методы регулирования промышленной безопасности, установленные в международных документах и использованные в ФЗ

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1       

 

 

 

Основные аспекты и методы регулирования промышленной безопасности, установленные в международных документах и использованные в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

 

 

 

 

 
  Подпись:

  


 

Российское законодательство имеет иерархическую структуру.

               Примечание 1. Принимаются Государственной Думой, Одобряются Советом Федерации, Подписываются Президентом РФ, Содержат нормы не прямого действия, механизмы реализации которых устанавливаются документами более низкого уровня.

               Примечание 2. К нормативным правовым актам ФОИВ относятся документы, утвержденные ФОИВ и прошедшие регистрацию в Минюсте России.

               Примечание 3. Утверждаются руководителем организации. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласовываются с уполномоченным ФОИВ.


 

Законодательство по

промышленной безопасности

              Основополагающим документом в области промышленной безопасности является принятый в 1997 году Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (ред. 04.03.2013 г.).

Этот закон состоит из трех глав, 18 статей и 2-х приложений и имеет следующую структуру.

 

             ГЛАВА I.  Общие положения

             ГЛАВА II. Основы промышленной безопасности

             ГЛАВА III. Заключительные положения

             ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Опасные производственные объекты

             ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификация ОПО


 

Ключевые понятия промышленной

безопасности

              Авария - разрушение сооружений, зданий и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ

 

              Промышленная безопасность – (промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов)- состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 

              Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.

 

              Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта (абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

 

              Вспомогательные горноспасательные команды - нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные  организациями,  эксплуатирующими  опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций(абзац введен от 04.03.2013 N 22-ФЗ);


 

Ключевые понятия промышленной

безопасности

             Обоснование безопасности опасного производственного объекта документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ);

             Система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий (абзац введен от 04.03.2013 N 22-ФЗ);

             Техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств (абзац введен от 04.03.2013 N 22-ФЗ)


 

Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116- ФЗ) устанавливает предмет защиты:

                                    аварии на опасных производственных объектах (ОПО) и их последствия.

 

Из определения предмета защиты вытекает цель закона:

                       предупреждение аварий;

              обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий аварий.

 

 

В Приложении 1 к настоящему ФЗ перечислены опасные производственные объекты.

 

В Приложении 2 приведена классификация ОПО по классу опасности, а так же представлены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для присвоение того или иного класса опасности.


 

Опасные производственные объекты

              Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к №116-ФЗ.

 

Закон устанавливает 6 категорий опасных производственных объектов (ОПО).

                            1 категория – объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Классы опасных веществ:   воспламеняющиеся вещества;                          окисляющие вещества; горючие вещества;                          взрывчатые вещества;                     токсичные вещества; высокотоксичные вещества;              вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

              2 категория – используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при темп-ре, превышающей темп-ру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа

                            3 категория – используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;


 

Опасные производственные

объекты

                       4 категория – получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

                       5 категория – ведутся горные работы (за искл. добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению ПИ;

              6 категория – осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся объекты

электросетевого хозяйства


 

Классификация ОПО

ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварии на ОПО для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к ФЗ-116, на четыре класса опасности:

            I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;

            II класс - объекты высокой опасности;

            III класс - объекты средней опасности;

            IV класс - объекты низкой опасности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Виды ОПО

КЛАССЫ ОПАСНОСТИ

I

II

III

IV

1)

Пкв >1000%;

100%<Пкв<1000%

10%<Пкв<100%

2<Пкв<10%

2)

Объекты по хранению и уничтожению хим.оружия и ОПО

спецхимии

 

 

 

3)

 

для ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода > 6% объема такой продукции;

для ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, опасных в части выбросов продукции с содержанием

сернистого водорода 6%<V<1%;

Иные ОПО


 

 

 

 

 

 

 

 


 

Виды ОПО

КЛАССЫ ОПАСНОСТИ

I

II

III

IV

4)

 

Станции газораспределительные, сети газораспределения и газопотребления при транспортировании природного газа под давлением > 1,2 Мпа; СУГ

под давлением > 1,6 Мпа

Иные ОПО

 

5)

 

 

Объекты теплоснабжения; Социально значимые категории потребителей;

РИзб >1,6 Мпа или t0>250

Иные ОПО

6)

 

 

Подвесные канатные дороги

Иные ОПО


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПО

Виды ОПО    КЛАССЫ ОПАСНОСТИ

I                                                      II                                                    III              IV


 

7)

 

 

8)               Шахты угольные;

Иные объекты ведения подземных горных работ, опасные по: взрыву газа или пыли; внезапным выбросам; горным ударам; прорыву воды в подземные горные выработки

 

 

9)


 

Загрузка шихтовых материалов емкостью расплава >10000 кг Объекты, на кот.ведутся горные работы в подз. условиях за исключением шахт угольных, иные объекты ведения подземных работ, откр.горные работы с объемом разработки горной массы более 1 млн куб.м в год; объекты переработки угля


 

500<Загрузка шихтовых материалов емкостью расплава <10000 кг

Объекты, на которых

ведутся откр.горные работы с объемом разработки горной массы более от 100 тыс. до 1 млн куб.м в год; объекты по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев)

Элеваторы, опо мукомольного, крупяного и комбикормового производств


 

 

 

 

 

Объекты, на которых ведутся откр.горные работы с объемом разработки горной массы менее 100 тыс. куб.м в год;

 

 

 

 

 

Иные ОПО


 

1.           Если для ОПО могут быть установлены разные классы опасности, то устанавливается наиболее высокий из

них.

2.           Если ОПО располагается на особо охраняемых природных территориях, на шельфе или во внутренних водах,


 

 

   
 
 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Класс опасности

Кол-во ОПО

Процентное соотношение ОПО

I

1298

0,5

II

27,6 тыс.

10,8

III

107,7 тыс.

42,2

IV

118,3 тыс.

46,5


 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Метод регулирования                                                         Класс опасности ОПО

I                         II                          III                          IV

Лицензирование (для взрывопожароопасных и                       +                                +                                                                                                                      +

химически опасных ОПО)

 

+

 
Федеральный государственный надзор: 

-  режим постоянного надзора

-   плановые проверки не чаще, чем 1 раз через год                +                                +

-  

+

 
плановые проверки не чаще, чем 1 раз через 3 года 

-   внеплановые проверки                                                                  +                                +                                                                                                                 +                                +

Предоставление сведений об осуществлении                                   +                                +                                                                                                                      +                                +

производственного контроля в электронной форме Разработка декларации промышленной

Безопасности (для ОПО, идентифицируемых по                        +                                +

признаку наличия опасных веществ)

Разработка систем управления промышленной

безопасностью                                                                                          +                                +

Разработка планов мероприятий по локализации и

ликвидации последствий аварий                                                          +                                +                                                                                                                      +

Создание вспомогательных горноспасательных

Команд (для ОПО, на которых ведутся горные                                 +                                +

работы)

Обязательное страхование гражданской

ответственности                                                                                        +                                +                                                                                                                      +                                +


 

Правовое регулирование в области промышленной безопасности

 

 

 
  Подпись:

  

               Безопасность —состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНИМАТЬ КАКИЕ-ЛИБО НПА ПО ВОПРОСАМ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


 

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

 

 
  Подпись:

  


 

Структура Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

 

 
  Подпись:

  


 

Полномочия Ростехнадзора по принятию нормативно-правовых актов

 

Полномочия Ростехнадзора в области промышленной безопасности по принятию нормативно- правовых актов, определены Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

Положение…

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

 

 

 

5.2.5.   требования   к   регистрации                   объектов       в государственном реестре опасных производственных

объектов и к ведению этого реестра;

В этих направлениях разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты Ростехнадзора.

(2 документа приняты:

1.     приказ Ростехнадзора от 29.11.05 №893:

«Порядок               оформления                                 декларации промышленной             безопасности                                       опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (РД - 03-14-2005)

2.  приказ Ростехнадзора от 13.07.06 №682

«Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра» (РД-03-16-2006) )

5.2.6. порядок оформления декларации промышленной                                         безопасности                                         опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;

5.2.7. порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного

назначения;

5.2.8. порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы;


 

Схема представления информации об опасных производственных объектах для регистрации в государственном реестре ОПО

 

 
  Подпись:

  


 

Перечень документов, представляемых для регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов

               Для осуществления регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатирующей организацией представляется следующий пакет документов:

               заявление от эксплуатирующей организации (по установленной форме);

               карта учета опасного производственного объекта  двух экземплярах на каждый объект)

(оформляются на одном листе, с двух сторон)

               сведения, характеризующие опасный производственный объект (в двух экземплярах);

               дополнительные сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующей их организации (в инициативном порядке):

-    уставные документы организации (в том числе коды статистики (справка органа статистики), свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, местонахождение);

-    экспликация зданий и сооружений;

-               данные о количестве опасных веществ на опасном производственном объекте, в том числе более подробные сведения об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок в соответствии с бухгалтерскими документами), проектная мощность резервуаров (емкостей) с опасными веществами, численность обслуживающего персонала на объекте;

- сведения о наличии ранее полученных лицензий и разрешений на применение технических устройств, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта;

-    сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах опасного производственного объекта;

-    сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах;

-    документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом.


 

Сроки регистрации ОПО

              Организация, которая ввела в эксплуатацию опасный производственный объект, представляет в Управление Ростехнадзора

документы, необходимые для регистрации в государственном реестре, не позднее 10 дней с даты начала его эксплуатации.

 

           Общий срок исполнения государственной функции - 20 дней со дня регистрации

заявления эксплуатирующей организации.


 

 

   
 
 
 
  

 

 

 

 

 

 


 

1.   

Изменения в статью 2

 
ОПО, зарегистрированные в государственном реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года. 

2.            В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими ОПО, не проведена его перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, плановые проверки такого юридического лица или такого индивидуального предпринимателя в отношении указанного ОПО проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.

3.       В случае, если владельцем ОПО, в отношении которого Правительством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не проведена перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, режим постоянного государственного надзора в отношении данного ОПО сохраняется до даты его перерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривает возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. (ФЗ «О защите прав юр.лиц…»)


 

ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Все ОПО, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации, для присвоения класса опасности, срок которой заканчивается                                                                                                                                   1 января декабря 2014 года.

В целях облегчения процедуры перерегистрации ОПО предлагается подавать заявление в Ростехнадзор в электронном виде, через Единый портал государственных

услуг (функций) http://www.gosuslugi.ru/pgu/ - ЕПГУ.

Для этого необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ и после этого заполнить в электронном виде заявление «На внесение изменений (перерегистрацию) ОПО».

Документы необходимые для перерегистрации ОПО прикладываются в электронном виде и подписываются электронной подписью.

Перечень аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно получить электронную подпись, указан на сайте Минкомсвязи России .

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и сам ОПО, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре ОПО.

Эксплуатирующая организация должна быть зарегистрирована на ЕПГУ


 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ

 

 

 
  Подпись:

  


 

 

 
  Подпись:

Примеры перечней типовых видов ОПО 


 


 

 


 

 

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре, в соответствии с законодательством Российской Федерации


 

Лицензирование деятельности

По Федеральному закону Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

              Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

 

              Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

 

              Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;


 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОСТЕХНАДЗОР ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

 


 

при эксплуатации химических ОПО

 

при эксплуатации взрывоопасных ПО


 

по эксплуатации газовых сетей

 

 

по проведению экспертизы ПБ


 

 

 

 

 


 

при эксплуатации пожароопасных ПО на подземных и открытых горных работах


 

 

по эксплуатации электрических сетей


 

 

 


 

по эксплуатации нефтегазодобывающих производств

по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта


 

 

по эксплуатации тепловых сетей

 

 

по переработке нефти, газа и продуктов их переработки


 

Примерный перечень документов, необходимых для

получения лицензии на право эксплуатации ОПО

               Заявление о предоставлении лицензии по установленной форме.

               Копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним; Копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц; Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

               Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

               Разрешение на ввод в эксплуатацию ОПО, акт приемки в эксплуатацию.

               Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя на праве собственности или ином законном основании ОПО.

               Копия декларации промышленной безопасности ОПО (с представлением оригинала) или письмо-справка о том, что опасные производственные объекты не подлежат декларированию промышленной безопасности.

               Копии сертификатов соответствия оборудования и технических средств, используемых на ОПО по ГОСТ Р; Копии Разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств, выданных в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

               Копия договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на ОПО.

               Справка о кадровом составе работников, представляющих организацию при получении лицензии. Копии дипломов об образовании лиц, включенных в справку п. 9

               Копии и оригиналы протоколов аттестации в области промышленной безопасности по направлению лицензируемой деятельности первого и технического руководителей, а также лиц, включенных в справку п. 9.

               Копии удостоверений о профобучении персонала, обслуживающего ОПО.

               Копии и оригиналы протоколов очередной аттестации (проверки знаний) специалистов и рабочих, обслуживающих ОПО, в комиссии предприятия.

               Заключение экспертизы промышленной безопасности документов, связанных с эксплуатацией ОПО. при получении Лицензии на право эксплуатировать ОПО.


 

 

 
 

 

 
  



 

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

 

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию ОПО (исключен кап.ремонт); документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная

документация не входит в состав проектной документации такого объекта,

подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на ОПО , предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности (исключен кап.ремонт, исключены «иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО»);

обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО";


 

Порядок проведения экспертизы ПБ. Этап 1

 

 

 
  Подпись:

  


 

Порядок проведения экспертизы ПБ. Этап 2

 

 

 
  Подпись:

  


 

Порядок проведения экспертизы ПБ. Этап 3

 

 

 
  Подпись:

  


 

Порядок проведения экспертизы ПБ. Этап 4.

 

 

 
  Подпись:

  


 

Структура системы экспертизы

 

 

 
Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности предусмотрено создание Системы экспертизы. Ее структура и связи представлены на следующем рисунке. 

 

 

Участники Системы экспертизы:

 Ростехнадзор России (выдает лицензии и утверждает заключения экспертизы)

          Наблюдательный совет

(контролирует деятельность Системы экспертизы)

       Консультативный совет (имеет

совещательную функцию)

       Отраслевые комиссии (решают специфические профессиональные задачи)

          Координирующий орган

(координирует деятельность участников Системы экспертизы)

       Экспертные организации

(проводят экспертизы).


 

Декларация промышленной безопасности

              Декларация промышленной безопасности - документ, отражающий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы его реализации; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

 

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает:

              всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы;

              анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий;

              по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на

опасном производственном объекте;

                            разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба по- следствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.


 

Задачи разработки ДПБ в положениях статьи 14 закона №116 ФЗ

 

 

 
  Подпись:

  


 

Структура и содержание декларации безопасности

(РД-03-14-2005)

 

 

 

СТРУКТУРА

Титульный лист

Данные об организации – разработчике декларации Оглавление

 

Разделы:

1.   Общие сведения

2.   Результаты анализа безопасности

3.   Обеспечение требований промышленной безопасности

4.   Выводы

5.   Ситуационный планы

 

Приложения:

 

   Приложение 1. Расчетно-пояснительная записка (РПЗ)

   Приложение 2. Информационный лист (ИЛ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 
  Подпись:

  


 


 

 

 
 
  



 


 

Описание типовых сценариев аварии при анализе риска (пример)

 

 

Сценарии С4Частичное или полное разрушение реактора на блоке каталитического риформинга                              поступление в окружающую среду газосырьевой смеси бензина и ВСГ, нагретой до 530 оС             (в случае разрушения реактора вследствие наружного перегрева от открытого пламени - образование "огненного шара")                 образование взрывоопасного облака                 дрейф и рассеяние облака                              попадание облака в зону нахождения источника зажигания                              воспламенение парогазового облака в виде "огненного шара" и/или взрыв облака попадание в зону возможных поражающих факторов людей и/или оборудования   последующее развитие аварии в случае, если затронутое оборудование содержит опасные вещества


 


 

Ситуационный план дается в масштабе

 

 
  Подпись:

  


 

Производственный контроль за соблюдением

требований промышленной безопасности

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

 

Основные задачи производственного контроля

                обеспечение промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

              анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

              разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

              контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно- техническими документами;

              координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;

              контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

                контроль за соблюдением технологической дисциплины.


 

ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

 

           Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" (вступило в силу 1.01.2014)


 

ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

В связи с новой классификацией ОПО план локализации и ликвидации аварий имеет новые сроки действия (п. 5 Положения о разработке ПЛАС). Этот срок определятся типом и классом опасного объекта и составляет:

             для угольных шахт и ОПО, где проводятся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;

             для ОПО, где проводятся открытые горные работы либо работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;

             для ОПО I класс опасности – 2 года;

             для ОПО II категории опасности – 3 года;

             для ОПО III категории опасности – 5 лет.

Напоминаем, что разработка плана ликвидации аварий для объектов IV категории опасности не требуется.


 

Пересмотр ПЛАС

1.   Не менее чем за 15 дней до истечения срока его действия (сроки действия ПЛАС см. выше);

2.   Не позже, чем через 1 месяц после:

              реконструкции, технического перевооружения ОПО или изменения технологии производства (эксплуатации);

              внесения корректив в применяемые на ОПО методики (методы) измерений или типы средств измерений (в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ);

              внесения изменений в систему управления технологическими процессами на ОПО;

              введения новых или закрытия уже отработанных участков горных выработок, а также внесения корректив в схемы вентиляции и после изменения путей выхода работников при аварии;

              3. Исходя из результатов технического расследования причин аварии на ОПО (по факту принятия соответствующего Акта).

Кроме того, план ликвидации аварий на ОПО должен быть пересмотрен по предписанию Ростехнадзора, особенно если ведомство обнаружило

несоответствие информации, содержащейся в ПЛАС, и сведений, полученных в ходе проведения надзорных мероприятий.


 

 

 

 

 

 

 

           Производственный контроль – это группа мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасного функционирования ОПО, в частности, на предупреждение аварийных ситуаций и организацию ликвидации их последствий.


 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.13г.

№ 526 Положение о ПК должно содержать сведения:

               о должности работника, ответственного за производственный контроль, или описании организационной структуры службы производственного контроля;

               о правах и обязанностях работника или должностных лиц службы производственного контроля;

               о порядке планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;

               о порядке сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО;

               о порядке принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;

               о порядке принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;

               о порядке обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;

               о порядке организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

               о порядке учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;

               о порядке принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;

               о порядке подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

               о порядке подготовки и представления сведений об организации производственного контроля..


 

Производственный контроль

Постановление Правительство РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО» (в ред.

Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 21.06.2013 № 526)

 

Функции лица, ответственного за осуществление ПК, рекомендуется возлагать:

            на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;

            на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;

            на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.


 

Эксплуатирующие организации представляют территориальные

органы Ростехнадзора информацию:

1.                           план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год;

2.                           организация системы управления промышленной безопасностью;

3.                                       фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

4.                                       количество опасных производственных объектов с описанием основных потенциальных источников опасностей и возможных последствий аварий;

5.                                       выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Ростехнадзора;

6.                           план мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий;

7.                                       копии договоров страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

8.                                       состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

9.                           освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов;

10.                  план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;

11.                  оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

12.                    описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

13.                    подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.


 

Страхование ответственности за причинение

вреда при эксплуатации ОПО

             Согласно ст.15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,

организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных

объектах.


 

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов

1 января 2012 года согласно закону № 225-ФЗ от 27.07.2010 года

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» изменены все условия страхования опасных объектов, в том числе и страховые тарифы.

К опасным объектам относятся:

               опасные производственные объекты (ОПО) — предприятия или их цехи, участки, площадки, здания и сооружения, иные объекты, где:

               гидротехнические сооружения (ГТС)

               автозаправочные станции.

               лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

 

 

Страховые суммы для опасных объектов, для которых не предусмотрено составление декларации промышленной безопасности, составят:

               50 млн. рублей  для опасных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

               25 млн. рублей — для сетей газопотребления и газораспределения, включая межпоселковые

               10 млн. рублей — для иных опасных объектов


 

Страховые суммы

Страховые суммы по страхованию ОПО 2012 определяются дифференцированно и зависят от количества пострадавших.

 

Количество потерпервших

 

Страховая сумма, рублях

Более 3 000

6 500 000 000

1 500 – 3 000

1 000 000 000

300 – 1500

500 000 000

150 – 300

100 000 000

75 – 150

50 000 000

10 – 75

25 000 000

Иное

10 000 000


 

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

            вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших (равен единице до 31.12.2014 года);

            отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации (равен единице до 31.12.2016 года).


 

Страховые выплаты

 

 
 

  


 

 

2 000 000 рублей


 

Вред лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца)


 

 

не более 25 000 рублей                                                                  Расходы на погребение каждого потерпевшего

не более 2 000 000 рублей                                                             Вред, причиненный здоровью каждого

потерпевшего

Вред, причиненный в связи с


 

не более 200 000 рублей


 

нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего


 

 

не более 360 000 рублей                                                                Вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего – физического лица

 

не более 500 000 рублей                                                                Вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего – юридического лица


 

Аттестации работников организаций,

осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности                                                        ОПО

Согласно нормативным документам подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, должны проходить следующие работники организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности:

            Руководитель;

            Главные специалисты;

            Руководители подразделений;

            Специалисты подразделений


 

 

Руководители и специалисты организаций аттестацию в области промышленной безопасности проходят в следующих направлениях:

— Проверка знаний нормативных документов, устанавливающих общие требования промышленной безопасности.

— Проверка знаний нормативных документов, устанавливающих требования промышленной безопасности в конкретной отрасли надзора.

 

Аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности производится в следующих случаях:

 

    При назначении на должность.*

       При переводе на другую работу, отличающуюся от предыдущей по условиям и характеру требований нормативных документов.*

    При переходе из одной организации в другую.*

       Периодически не реже одного раза в 5 лет.**

 

Приказ Ростехнадзораот 29 января 2007 года N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», п.12: Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца , ** п.13)


 

Проведение и документирование аттестации

 

·                     Аттестация проводится в форме экзамена по билетам.

Экзаменационные билеты при аттестации в организации согласуются с органом Ростехнадзора

 

                    Результаты аттестации оформляются протоколом.

Протоколы сохраняются до очередной аттестации.

 

                                  Работники, прошедшие аттестацию получают удостоверения установленного образца

Удостоверения подписываются председателем аттестационной комиссии и заверяются печатью.

 

Ответственность за своевременное проведение аттестации несет руководитель

организации.

Лица, не прошедшие аттестацию, должны в течение месяца вторично пройти аттестацию.

Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать действие аттестационной комиссии в порядке, установленном действующим законодательством.


 

ПРОТОКОЛ №

заседания аттестационной комиссии Ростехнадзора

«              »                                       20          г.

Центральная (территориальная) аттестационная комиссия Ростехнадзора в составе:

Председатель_(зам. председателя)                                                                                                       

(должность, фамилия, инициалы)

Члены комиссии                                                                                 (должность, фамилия, инициалы)

 

 
 

  

(должность, фамилия, инициалы)

 

 
 

  

(должность, фамилия, инициалы)

 

 
 

  

(должность, фамилия, инициалы)

провела проверку знаний по промышленной безопасности руководителей и

специалистов                                                                                                                                                                в объеме, соответствующем должностным обязанностям.                                                                                            (наименование организации)

 

АПроверка знаний требований промышленной безопасности и охраны недр, установленных в Федеральных законах, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской

Федерации по общим вопросам промышленной безопасности.

Б. Проверка знаний следующих нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования промышленной безопасности в отраслях надзора:                                                                                

 

 
 

  

 


 

АКТ

Технического расследования причин аварии, происшедшей "              "                                 20 г. (приложение 1)

 

1. Название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности и адрес:

 

 
 

  

 

2. Состав комиссии:

 

Председатель:                  Члены комиссии:

 

 

3.   Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии.

(указываются дата ввода ОПО в эксплуатацию, его местоположении; проектные данные, заключение о состоянии ОПО аварией; информация об аналогичных авариях; соблюдении лицензионных требований и условий.)

 

4.   Квалификация обслуживающего персонала специалистов, ответственных лиц, причастных к аварии.

5.   Обстоятельства аварии.

6.   Технические и организационные причины аварии.

На основании изучения технической документации осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертного заключения, комиссия делает выводы о причинах аварии.

 

7.   Мероприятия по устранению причин аварии.

8.   Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию.

9.   Экономический ущерб от аварии.

Дата проведения расследования

 

Подписи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ


 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ТЕХНИЧЕСКОМ  РЕГУЛИРОВАНИИ» № 184-ФЗ

 

             подписан Президентом Российской Федерации 27.12.2002 г.

             официально опубликован 31.12.2002 г. вступил в силу 01.07.2003 г.

             выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ)

             отменяет Федеральные законы:

             «О стандартизации»

             «О сертификации продукции и услуг»


 

Основные принципы технического регулирования:

             обязательными являются только требования безопасности;

             обязательные требования включаются в технические регламенты;

             установление обязательных требований документами федеральных органов исполнительной власти запрещается;

             стандарты применяются на добровольной основе;

             осуществление контроля и сертификации одной и той же организацией не допускается;

             проведение аккредитации и сертификации одной и той же организацией не допускается;

             внебюджетное финансирование контролирующих органов не допускается.


 

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ (1)

 

Технический регламент — документ,

             устанавливающий обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент -—документ,  принятый:

             •    международным договором;

             •    федеральным законом;

             •    указом Президента Российской Федерации;

             •    постановлением Правительства Российской Федерации


 

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ (2)

 

Технические регламенты разрабатываются с учетом степени риска причинения вреда, устанавливают минимально необходимые

требования, обеспечивающие:

              безопасность излучении;

              биологическую безопасность;

              взрывобезопасность;

              механическую безопасность;

              пожарную безопасность;

              промышленную безопасность;

              термическую безопасность;

              химическую безопасность;

              электрическую безопасность;

              ядерную и радиационную безопасность;

              электромагнитную совместимость;

              единство измерений.


 

 

ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО     РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

            Продукция;

            Процессы:

-    производства;

-    эксплуатации;

-    хранения;

-    перевозки;

-    реализации;

-      утилизации.


 

Содержание технических регламентов

 

            Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и правила его идентификации

            В техническом регламенте могут содержаться:

        правила и формы оценки соответствия

        предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования

--требования к терминологии, упаковке, маркировке.


 

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

 

принимаются по вопросам:

            •   безопасной эксплуатации машин и оборудования;

            •   безопасной эксплуатации зданий и сооружений;

            •   пожарной безопасности;

            •   биологической безопасности;

            •   экологической безопасности;

            •   ядерной и радиационной безопасности;

                            •   электромагнитной совместимости.


 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

 

             Специальные технические регламенты содержат требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции

             Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным объектам технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.


 

ФОРМЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ

 

       государственный контроль и надзор;

       аккредитация;

       испытания;

       регистрация;

       подтверждение соответствия;

           приемка и ввод в эксплуатацию объекта;

       и т.д.


 

Подтверждение соответствия

 

Объектами обязательного подтверждения соответствия является только продукция (если это устанавливается техническими регламентами)

 

 

 

 

 
 

  

 

Формами подтверждения соответствия являются:

            Обязательная сертификация;

            Декларирование соответствия производителем или продавцом.

ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ДНЕЙ


 

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

 

              Проект технического регламента может быть разработан любым лицом.

            > Разработчик обязан опубликовать извещение о начале разработки регламента.

            > Проект технического регламента должен быть доступным для заинтересованных лиц.

            > Разработчик обязан обеспечить общественное обсуждение проекта.

            > Проект должен пройти обсуждение в Государственной Думе РФ.

            > Правительство готовит отзыв на проект и заключение комиссии экспертов по техническому регулированию.

            > Технические регламенты вступают в силу не раньше чем через 6 месяцев после официального опубликования.


 

Государственный контроль (надзор) за

соблюдением требований технических регламентов

             Государственный контроль проводится только в отношении требований, установленных ТР.

             Контроль за продукцией проводится только на рынке.

             Принудительный отзыв продукции проводится только по решению суда.


 

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА

 

             Технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет после вступления закона в силу.

             Действующие обязательные требования к продуктам, процессам производства, эксплуатации, хранению, транспортировке, реализации и утилизации, не включенные в технические регламенты, не будут носить обязательного характера по истечении 7 лет.


 

 

 

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ: ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


 

 

 

 

Статья 17. Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности

 

 

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 9.1, 9.2, 11.20,19.2,19.22,23.31)

Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 216, 217, 218, 269)


 

СТРУКТУРА КОАП

 

 

 

 

Общие положения (главы 1-4) Особенная часть (виды правонарушений, главы 5—21)

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об АП (главы 22-23)

Производство по делам об АП (главы 24— 30)

Исполнение постановлений по делам об АП (главы 31-32)


 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

            К ведению Российской Федерации относится установление:

>           общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

>        перечня видов наказаний и правил их применения;

>           административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение федеральных норм и правил;

>           порядка производства по делам об административных правонарушениях;

>           порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний


 

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОВОГО КОАП ОТ СТАРОГО

 

Акцент сделан на защите интересов не государства, а на конституционных прав и законных интересов граждан:

                            установлена презумпция невиновности;

                            детально разработана процессуальная часть;

                            любое постановление об АП может быть обжаловано в вышестоящих судебных инстанциях.

Субъектами ответственности по новому КОАП могут быть не только физические, но и юридические лица.

Изменены санкции.

                            изменены, унифицированы размеры штрафов;

                            введен новый вид санкций — дисквалификация, лишение права осуществлять управленческие функции, административное приостановление деятельности.

Штрафные суммы поступают только в бюджет.


 

 

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

 

              Лицо подлежит административной ответственности только за те АП, в отношении которых установлена его вина

             > Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, считается невиновным, пока его вина не будет доказана.

             > Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность


 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

 

             АП — противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КОАП установлена административная ответственность;

             Юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

             Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от наказания физическое лицо.


 

ФОРМА ВИНЫ

 

 

             АП правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия).

             АП признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, но не предприняло никаких действий либо не предвидело наступления вредных последствий


 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

 

 

              Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае свершения АП в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

              К должностным лицам относятся:

              лица, осуществляющие функции представителя власти;

              лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и Вооруженных Сила;

              руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции;

              лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


 

 

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

1.         Предупреждение

2.         Административный штраф

3.         Возмездное изъятие совершения или предмета административного правонарушения

4.         Конфискация орудия совершения или предмета                                                                                          > административного правонарушения

5.         Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

6.         Административный арест

7.         Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лиц без гражданства

8.         Дисквалификация

9.         Административное приостановление деятельности


 

 

Административное приостановление деятельности

 

             Введено ФЗ от 09 05 2005 № 45-ФЗ.

             Административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

             Административное приостановление деятельности назначается судом на срок до 90 суток.


 

Административный запрет деятельности

 

 

              Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

              Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

              Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.


 

Возбуждение дела об административном правонарушении

 

 

 

 

 


 

Направление дела об АП по подведомственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление дела об АП по подведомственности


 

Отказ в возбуждении дела об АП (нет события состава правонарушения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прекращение дела об АП

(отсутствие вины события или состава правонарушения)


 

 


 

Прекращение дела об АП и передача материалов дела прокурору в орган предварительного

следствия или орган дознания

 

 

Назначение административного наказания


 

 

 

 

Направление материалов дела в суд с определением о необходимости назначения дополнительного административного наказания

(конфискация орудия совершения или предмета адм. правонарушения)


 

 

 

 

Подпись: Пересмотр постановлений и решений по делам об АП Исполнение постановлений по делам об АП


 

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ:

 

             составление протокола об административном правонарушении — срок до двух суток;

             вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 8 7, 8.9, 8.11, 8 19, 8.39) — не более 1 месяца;

             если назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа не больше 1 МРОТ, то протокол не составляется (ст  11 20, 19 2, 19.22).


 

Производство по делу об АП прекращается ввиду следующих обстоятельств:

 

            отсутствие события АП;

            невменяемость физического лица, совершившего АП;

            действия лица в крайней необходимости;

            издание акта амнистии;

            отмена закона, устанавливающего данный вид АП;

 

            истечение срока давности к АП;

            наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется дело об АП или возбуждено уголовное дело;

            смерть физического лица, в отношении которого ведется дело об АП.


 

Направление протокола об АП по подведомственности

 

 

             Протокол об АП направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после его составления

             Протокол об АП, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.


 

Рассмотрение дела по существу Подготовка к рассмотрению дела об АП

 

 

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушений должностное лицо выясняет следующие вопросы:

1.          Относится ли рассмотрение дела к его компетенции.

2.          Имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела данным должностным лицом.

3.          Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

4.          Имеются ли обстоятельства исключающие производство по делу.

5.          Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу

6.          Имеются ли ходатайства и отводы.


 

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

 

Должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об АП, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

                                        Является   родственником        лица,           в отношении           которого    ведется производство по      делу       об   административном правонарушении потерпевшего,   законного представителя   физического   или             юридического лица, защитника или представителя

                            Лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела


 

Место рассмотрения дела об АП

 

 

              Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

              Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

              По ходатайству лица, в отношении которою ведется

производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.


 

Сроки рассмотрения дела об административном

правонарушении

 

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об АП либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц О продлении указанного срока должностное лицо выносит мотивированное определение.


 

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

 

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

 О назначении административного наказания

О прекращении производства по делу об административном правонарушении

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

 О передаче дела судье уполномоченному назначать

административное наказание иного вида

 О передаче дела на рассмотрение по

подведомственности, если выяснено что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица


 

Объявление постановления по делу об АП

 

 

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица в отношении которых оно вынесено а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению АП

Должностное лицо рассматривающее дело об АП при установлении причин АП и условий способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению АП в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление.


 

Обжалование

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть

обжаловано:

>    лицом     в    отношении    которого   ведется  производство                     по               делу об административном правонарушении;

>    потерпевшим;

>    законным представителем физического лица;

>    законным представителем юридического лица;

>    защитником или представителем.

Постановление вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано:

Вышестоящему должностному лицу. В суд по месту рассмотрения дела.

Если      жалоба     одновременно     поступила                           вышестоящему должностному лицу и в суд, то рассматривается в суде.


 

Нарушение требований промышленной безопасности

 

 

             Статья 9.1 — нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 

             влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;

             на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

             на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

                          Ст. 216  —  нарушение   правил               безопасности     при ведении горных, строительных и иных работ.

                          Ст. 217 — нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах.

                          Ст. 218 — нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования ВВ, ЛВЖ и пиротехнических изделий.

                          Ст. 269     —     нарушение      правил                  безопасности           при строительстве, эксплуатации   или                  ремонте магистральных трубопроводов.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////