САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 4

 

 

 

5.6 ОТКАЗ ТОРМОЗОВ

Признаки:

- отсутствие снижения скорости движения самолета при нажатии на тормозную гашетку или резкий разворот самолета;

Действия:

- освободить тормозную гашетку, выдерживать направление с помощью руля направления;

- на выруливании прекратить руление, выключить двигатель;

- на взлете при невозможности выдержать направление прекратить

взлет;
- на пробеге выдерживать направление с помощью руля направления; по окончании пробега доложить руководителю полетов, по возможности освободить посадочную полосу, выключить двигатель.

 

 

5.7 ОТКАЗ ГЕНЕРАТОРА

Признаки:

- загорание желтого светосигнального табло ОТКАЗ ГЕНЕРАТОРА в центральной части приборной доски;

- снижение показаний вольтамперметра ниже 25 В.

Действия:

- выключить генератор;

- доложить по радио руководителю полетов;

- в визуальном полете выключить авиагоризонты, при работающей GPS выключить гирокомпасы, радиокомпас;

- уделять повышенное внимание показаниям вольтамперметра;

- при падении напряжения до 21 В следовать на посадку на ближайший аэродром.

Бортовая аккумуляторная батарея обеспечивает питание электропотребителей при отключенном генераторе в ночных условиях в течение 2 ч, в дневных условиях в течение 3 ч.

 

 

5.8 ОТКАЗ РАДИОСВЯЗИ

Во всех случаях внезапного прекращения радиосвязи необходимо:

проверить соединение штеккеров переходного шнура

авиагарнитуры;

- проверить, установлены ли регуляторы громкости на пульте управления радиостанции и на авиагарнитуре на максимальную слышимость;

- проверить включение автоматов защиты УКВ-1, УКВ-2, GMA-340;

- проверить радиосвязь на других частотах;

проверить радиосвязь, переключившись на резервную

радиостанцию;
- убедившись в отказе радиосвязи, прекратить выполнение задания, усилить осмотрительность и выполнить посадку на своем или запасном аэродроме, следуя требованиям авиационных правил..

 

 

5.9 ОТКАЗ АВИАГОРИЗОНТА

Признаки:

- несоответствие показаний авиагоризонта положению самолета в пространстве.

Действия:

- при хорошей видимости контролировать положение самолета по проекции капота двигателя относительно естественного горизонта, определить отказавший авиагоризонт;

- при плохой видимости естественного горизонта пилотировать самолет с использованием указателя поворота и скольжения, вариометра, указателя скорости и высотомера. Определить отказавший авиагоризонт, использовать при пилотировании исправный авиагоризонт.

 

 

5.10 ОТКАЗ УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ

Признаки:

- несоответствие показаний указателя скорости режиму полета. Действия:

- зимой включить обогрев ПВД;

- прекратить выполнение задания, доложить органу управления полетами и следовать на аэродром посадки;

- режим полета сохранять по показаниям вариометра, авиагоризонта и показаниям приборов контроля работы двигателя (наддув и обороты).

 

 

5.11 ОТКАЗ ВЫСОТОМЕРА И (ИЛИ) ВАРИОМЕТРА

Признаки:

- несоответствие показаний указателей высоты и (или) вариометра режиму полета.

Действия:

- включить обогрев ПВД;

- выполнить незначительную контрольную эволюцию в продольном канале (набор высоты-снижение) для определения отказавшего высотомера или вариометра;

- при подтверждении предположения об отказе указателя высоты и (или) вариометра усилить контроль за высотой полета и продолжать полет до аэродрома посадки визуально с использованием исправного высотомера, вариометра.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПРИ НАЛИЧИИ ДАННОГО ОТКАЗА НЕОБХОДИМО

УБЕДИТЬСЯ В НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ.

 

 

 

Раздел 6 Действия в аварийных ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ

6.1 ОТКАЗЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ..................................................6.2

6.1.1 Отказ двигателя на разбеге до отрыва самолета..................6.2

6.1.2 Отказ двигателя на высоте менее 100 м..............................6.2

6.1.3 Отказ двигателя на высоте более 100 м...............................6.2

6.2 ПОЖАР ДВИГАТЕЛЯ.......................................................................6.4

6.3 ПОЖАР НА САМОЛЕТЕ...................................................................6.5

6.4 ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА СУШУ...........................................6.6

6.5 ОТКАЗЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ................................................6.7

6.5.1 Рассоединение проводки управления рулем направления............6.7

6.5.2 Заклинивание проводки управления рулем направления ...6.7

6.5.3 Рассоединение проводки управления элеронами..........................6.7

6.5.4 Заклинивание проводки управления элеронами..................6.8

6.5.5 Рассоединение проводки управления рулем высоты...........6.8

6.5.6 Заклинивание проводки управления рулем высоты............6.8

6.6 ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА С ПАРАШЮТОМ

ПНЛ-91 ..........................................................................................6.10

 

 

6.1 ОТКАЗЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

6.1.1 Отказ двигателя на разбеге до отрыва самолета

Действия:

- немедленно перевести рычаг управления двигателем полностью на себя и приступить к энергичному торможению самолета;

- отключить магнето;

- в случае, если не удается избежать столкновения с препятствиями, торможением одного из колес шасси развернуть самолет так, чтобы избежать лобового удара;

- при неизбежности лобового удара, либо вероятном капотировании убрать шасси, аварийно сбросить дверь;

- при наличии времени закрыть пожарный кран, отключить аккумулятор.

6.1.2 Отказ двигателя на высоте менее 100 м

Действия:

- немедленно перевести самолет на планирование;

- закрыть пожарный кран;

- отключить магнето, аккумулятор, генератор;

- производить посадку прямо перед собой;

- если посадка прямо перед собой угрожает жизни пилота и пассажиров из-за лобового удара о препятствие, изменить направление посадки;

- при неизбежности лобового удара, проверить уборку шасси и убрать, если они были выпущены, аварийно сбросить дверь.

6.1.3 Отказ двигателя на высоте более 100 м

Действия:

- перевести самолет на планирование и сделать попытку запустить двигатель, для чего:

- установить рычаг управления двигателем примерно на 1/3 хода, повернуть заливочный шприц в положение СИСТ и выполнить подкачку бензина до давления 0,1----0,2 кгс/см2;

для облегчения запуска выполнить впрыскивание бензина заливочным шприцем в цилиндры двигателя;

 

 

 

- как только двигатель заработает, перевести рычаг управления двигателем за 1-2 с во взлетное положение, а затем установить режим, необходимый для полета;
- в случае, если двигатель не запустился, доложить органу управления полетами и выполнить посадку на площадку;

- при планировании с неработающим двигателем рычаг управления двигателем установить в положение "Большой шаг";

- планирование выполнять на скорости 180 км/час;

- при планировании по прямой самолет проходит не менее 8 км на 1 км потери высоты (без учета ветра);

- процедуру посадки выполнять в соответствии с п. 6.4.

 

 

 

6.2 ПОЖАР ДВИГАТЕЛЯ

Признаки:

- появление пламени или дыма из отсека двигателя.

Действия:

- закрыть пожарный кран, отключить магнето;

- перевести самолет на снижение;

- при появлении дыма в кабине аварийно сбросить дверь;

- при возможности доложить органу управления полетами по радио о случившемся, указав местонахождение самолета;

- при невозможности посадки на аэродром выбрать площадку и произвести посадку вне аэродрома (см. п.6.4).

 

 

6.3 ПОЖАР НА САМОЛЕТЕ

Признаки:

- запах дыма или дым в кабине и (или) пассажирском салоне;

- отдельные очаги или очаг пламени.

Действия:

- доложить руководителю полетов;

- немедленно выполнить посадку на аэродром или площадку;

- после посадки обеспечить эвакуацию пассажиров и покинуть

самолет.

 

 

6.4 ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА СУШУ

Действия:

- доложить по радио о решении произвести вынужденную посадку;

- при вынужденной посадке на аэродром с неработающим двигателем заход на посадку выполнять с убранными шасси и убранным посадочным щитком, выдерживая приборную скорость планирования 180 км/час. Шасси и щиток выпускать только при полной уверенности в правильном расчете на посадку;

вынужденную посадку вне аэродрома на неизвестную (неподготовленную) площадку производить только с убранным шасси, щиток выпускать в зависимости от конкретных условий;

При вынужденной посадке вне аэродрома на неизвестную площадку необходимо:

- установить приборную скорость планирования 180 км/час;

- убрать шасси;

- наметить площадку для посадки;

- закрыть пожарный кран;

- выключить магнето, автомат защиты сети ЗАЖИГ и аккумуляторную батарею (ночью, а при плохой или ухудшенной видимости и днем, аккумуляторную батарею не выключать);

- ночью, а при плохой или ухудшенной видимости и днем, включить посадочный свет фары;

- расчет на посадку производить с небольшим избытком высоты для уточнения расчета скольжением;

- при полной уверенности в правильности расчета посадки на выбранную площадку выпустить посадочный щиток;

- на выдерживании перед приземлением аварийно сбросить дверь

кабины.

 

 

6.5 ОТКАЗЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

6.5.1 Рассоединение проводки управления рулем направления


Признаки:

- отсутствие реакции самолета на отклонение педалей.

Действия:

- выполнить полет по плану на основной или запасной аэродром (с боковой составляющей ветра на ВПП не более 5 м/с);

- выдерживание курса осуществлять за счет отклонения элеронов;

- при заходе на посадку бороться со сносом небольшими отворотами за счет отклонения элеронов;

после приземления для сохранения направления пробега использовать дифференциальное торможение колес.

6.5.2 Заклинивание проводки управления рулем направления

Признаки:

- неподвижность (заклинивание) педалей;

Действия:

- попытаться ликвидировать заклинивание приложением к педалям больших, в том числе ударных усилий;

- создать крен для парирования дрейфа самолета по курсу;

- выполнить посадку на ближайший аэродром (площадку) с боковой составляющей ветра на ВПП не более 5 м/с и достаточно широкими боковыми полосами безопасности (не менее 100 м);

- при выходе на посадочный курс направление полета выдерживать изменением угла отклонения элеронов;

- перед приземлением по возможности уменьшить крен;

- на пробеге выключить двигатель.

6.5.3 Рассоединение проводки управления элеронами

Признаки:

- отсутствие реакции самолета на отклонение штурвала влево и

вправо.

Действия:

- выполнить посадку с убранными закрылками на ближайший аэродром или площадку, изменяя направление полета с помощью руля направления, не допуская при этом крена более 10 градусов.

 

 

 

 

6.5.4 Заклинивание проводки управления элеронами

Признаки:

- неподвижность (заклинивание) штурвала в поперечном канале.

Действия:

- попытаться ликвидировать заклинивание приложением к штурвалу больших, в том числе рывковых усилий;

- выполнить посадку на ближайший аэродром или площадку, изменяя направление полета с помощью руля направления, не допуская при этом крена более 10 градусов.

6.5.5 Рассоединение проводки управления рулем высоты

Признаки:

- отсутствие реакции самолета на отклонение штурвала от себя и на

себя.

Действия:

- пользуясь высокой степенью устойчивости самолета по скорости, подобрать режим работы двигателя, обеспечивающий горизонтальный полет. Увеличение режима работы двигателя приводит к росту тангажа (набору высоты), уменьшение режима двигателя приводит к уменьшению тангажа (снижению самолета);

- на скоростях полета, меньших, чем V=180 км/час для обеспечения горизонтального полета можно использовать выпуск-уборку посадочного щитка. Выпуск щитка приводит к увеличению тангажа полета. Уборка щитка приводит к уменьшению тангажа, выпуск шасси приводит к уменьшению тангажа;

- установив режим горизонтального полета, сообщить руководителю полетов о неисправности и параметрах полета;

- по возможности сохраняя режим горизонтального полета, выбрать протяженную площадку или аэродром со свободными подходами для захода по пологой глиссаде;

- зайти на посадку по пологой глиссаде, выдерживая вертикальную скорость снижения в пределах Vy=-0.5 -г-1.5 м/с за счет изменения режима двигателя в малых пределах;

- касание выполнять без выдерживания, в момент касания установить рычаг управления двигателя на упор малого газа;

- непосредственно после касания выключить магнето;

- в процессе пробега выключить пожарный кран;

- торможение начинать только после опускания носового колеса.

 

 

 

6.5.6 Заклинивание проводки управления рулем высоты

Признаки:

- неподвижность штурвала в продольном канале.

Действия:

- попытаться ликвидировать заклинивание приложением к штурвалу больших, в том числе рывковых, усилий.

- выполнить посадку на ближайший аэродром или площадку, изменяя угол тангажа с помощью триммера руля высоты, не допуская кренов

более 15 градусов.

 

 

6.6 ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА С ПАРАШЮТОМ



Полеты, связанные е первоначальным обучением летного состава, включающим выполнение учебно-тренировочных полетов в зону на отработку простого и сложного пилотажа, члены экипажа обязаны выполнять с надетыми и предварительно подогнанными на земле парашютами.

Вынужденное покидание самолета ЯК- 18Т с парашютом производится в случаях:

- при невозможности ликвидации возникшего пожара;

- невыхода самолета из штопора до высоты 1000 м;

- невозможности восстановить управляемость самолета;

- когда вынужденная посадка не гарантирует сохранения жизни

экипажа.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

 

БЕЗОПАСНОЕ ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА В ПРЯМОЛИНЕЙНОМ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ И НА РЕЖИМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДО Vnp=220 КМ/ЧАС. МИНИМАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНАЯ ВЫСОТА ПОКИДАНИЯ В ПРЯМОЛИНЕЙНОМ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ 150 М.



Порядок поступления команд и их исполнения

Командир самолета (обучающий) подает команду: "Приготовиться к покиданию самолета" и исполнительную команду "Покинуть самолет".

Члены экипажа покидают самолет в следующей очередности:

- курсант (обучаемый);

- командир (обучающий).

При покидании неуправляемого самолета подается только

исполнительная команда "Покинуть самолет".

При отделении от самолета парашют вводится в действие автоматом КАП-ЗП (ППК-2П) или вручную кольцом на подвесной системе.

Автомат устанавливается на 3 с и на высоту 1000 м.



Действия экипажа при покидании самолета (при управляемом самолете)

Перед покиданием управляемого самолета перевести его в

горизонтальный полет и уменьшить приборную скорость до 220 км/час.

При покидании самолета с левого кресла по команде "Приготовиться к покиданию самолета" необходимо:

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;

- установить кресло в крайнее заднее положение;

 

 

 

 

- расстегнуть привязные ремни.

По команде "Покинуть самолет" необходимо:

- аварийно сбросить левую входную дверь;

- снять ноги с педалей;

- повернуться в левую сторону;

- правой рукой взяться за передний обрез дверного проема, левой -за задний обрез дверного проема;

- поставить левую ногу на крыло,приподняться с кресла,нагнуть голову и энергичным рывком выйти из кресла;

- оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.

При покидании самолета с правого сиденья необходимо:

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;

- установить кресло в крайнее заднее положение;

- расстегнуть привязные ремни;

- аварийно сбросить правую входную дверь;

- снять ноги с педалей;

- повернуться в правую сторону;

- левой рукой взяться за передний обрез дверного проема, правой -за задний обрез дверного проема;

- поставить правую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком выйти из кресла;

- оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.

Рекомендадии экипажу при вынужденном аварийном покидании самолета в перевернутом полете, штопоре, при пикировании и на спирали

При покидании самолета в этих случаях необходимо:

- аварийно сбросить дверь;

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;

- снять ноги с педалей;

- расстегнуть привязные ремни.

Покидание самолета в штопоре и спирали выполнять поочередно в одну дверь внутрь фигуры энергичным толчком рук и ног с обреза дверного проема и вдоль крыла.

Подготовка к покиданию самолета такая же, как при управляемом самолете.

 

 

Раздел 7 Летные характеристики


СОДЕРЖАНИЕ

7.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛУ.....................................................7.2

7.2 ПОПРАВКИ ПВД.............................................................................7.3

7.3 ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТЕЙ СВАЛИВАНИЯ ПО КРЕНУ...................7.4

7.4 ДЛИНА РАЗБЕГА ПО СУХОЙ БЕТОННОЙ ВПП..............................7.5

7.5 ДЛИНА ВЗЛЕТНОЙ ДИСТАНЦИИ...................................................7.6

7.6 КОРРЕКЦИЯ ДЛИНЫ РАЗБЕГА НА СОСТОЯНИЕ ПОЛОСЫ...........7.7

7.7 ГРАДИЕНТ НАЧАЛЬНОГО НАБОРА ВЫСОТЫ НА ВЗЛЕТЕ.............7.10

7.8 ГРАДИЕНТ НАБОРА ВЫСОТЫ НА МАРШРУТЕ...............................7.11

7.9 ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБОРА ВЫСОТЫ...........................................7.14

7.10 МАКСИМАЛЬНЫЕ СКОРОСТИ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА............7.15

7.11 РЕЖИМЫ МИНИМАЛЬНЫХ КИЛОМЕТРОВЫХ РАСХОДОВ

ТОПЛИВА.....................................................................................7.16

7.12 ХАРАКТЕРИСТИКИ СНИЖЕНИЯ..................................................7.17

7.13 ГРАДИЕНТ НАБОРА ВЫСОТЫ ПРИ УХОДЕ НА ВТОРОЙ КРУГ ....7.18

7.14 ДЛИНА ПОСАДОЧНОЙ ДИСТАНЦИИ...........................................7.20

7.15 ДЛИНА ПРОБЕГА..........................................................................7.21

7.16 КОРРЕКЦИЯ ДЛИНЫ ПРОБЕГА НА СОСТОЯНИЕ ПОЛОСЫ........7.22

7.17 РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗА И КОНТРОЛЬ ПОЛЕТНОЙ ЦЕНТРОВКИ....7.25

 

 

7.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Все взлетные и посадочные номограммы данного раздела построены в функции барометрической высоты аэродрома по стандартному давлению. Для определения высоты аэродрома по стандарту используйте приведенные ниже кривые в зависимости от предоставленной информации о давлении на аэродроме:

При известном MSL и превышении аэродрома над уровнем моря Нстанд= MSL+ Превышение аэродрома над уровнем моря

 

 

7.2 ПОПРАВКИ ПВД

Аэродинамические поправки приемника воздушных давлений для крейсерской конфигурации самолета, использованные при переходе от приборных скоростей полета к истинным скоростям полета, приведены на рис. 7.2. Поправки во взлетной и посадочной конфигурации практически не отличаются от указанных.

 

 

7.3 ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ СВАЛИВАНИЯ ПО КРЕНУ

 

 

7.4 ДЛИНА РАЗБЕГА ПО СУХОЙ БЕТОННОЙ ВПП

Номограмма определения длины разбега по сухой бетонной ВПП приведена на рис. 7.4. Номограмма соответствует выпущенному шасси, взлетному режиму работы двигателя и началу отрыва носового колеса на скорости V= 110 км/час.

При низких температурах наружного воздуха температура воздуха на входе в карбюратор поддерживается равной +10 °С.

 

 

7.5 ДЛИНА ВЗЛЕТНОЙ ДИСТАНЦИИ

Длина взлетной дистанции определяется по номограмме рис. 7.5, которая построена для тех же условий, что и номограмма длины разбега. На высоте Н=15 м над точкой отрыва обеспечивается достижение скорости полета не менее 150 км/час.

 

 

7.6 КОРРЕКЦИЯ ДЛИНЫ РАЗБЕГА НА СОСТОЯНИЕ ПОЛОСЫ

В случае взлета с ВПП, имеющей большой коэффициент трения качения, длину разбега, определенную по номограмме рис. 7.4, увеличьте в 2 раза. Длина воздушного участка взлета определяется как разница значений номограмм рис. 7.4 и рис. 7.5.

 

 

 

 

 

 

7.7 ГРАДИЕНТ НАЧАЛЬНОГО НАБОРА ВЫСОТЫ НА ВЗЛЕТЕ

Номограмма определения градиента начального набора высоты на взлете приведена на рис. 7.6. Номограмма соответствует выпущенному шасси, взлетному режиму работы двигателя и набору высоты на скорости

V=150 км/час.

При низких температурах наружного воздуха температура на входе в карбюратор поддерживается равной +10 °С.

 

 

7.8 ГРАДИЕНТ НАБОРА ВЫСОТЫ НА МАРШРУТЕ

Номограмма определения градиента набора высоты на маршруте приведена на рис. 7.7. Номограмма соответствует крейсерской конфигурации самолета, максимальному продолжительному режиму работы двигателя (1-й номинал) и набору высоты на скорости V=160 км/час.

При низких температурах наружного воздуха температура на входе в карбюратор поддерживается равной +10 °С.

 

 

 

 

 

7.9 ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБОРА ВЫСОТЫ

Характеристики набора высоты приведены на рис. 7.8.

Данные соответствуют набору высоты самолетом весом G=1650 кг на скорости V=160 км/час, на I номинальном режиме работы двигателя.

Для низких температур наружного воздуха данные приведены с учетом поддержания температуры на входе в карбюратор +10 °С.

 

 

7.10 МАКСИМАЛЬНЫЕ СКОРОСТИ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА

Максимальные скорости крейсерского полета самолета (G= 1650кг) и соответствующие им километровые расходы топлива показаны на рис. 7.9. для атмосферных условий MCA, МСА+30°С и МСА-30°С. Данные соответствуют I номинальному режиму работы двигателя. При низких температурах наружного воздуха температура на входе в карбюратор поддерживается равной +10°С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..