Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444. Боевой устав подразделений пожарной охраны - часть 2

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444. Боевой устав подразделений пожарной охраны

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2     

 

 

 

Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444. Боевой устав подразделений пожарной охраны - часть 2

 

 

неотложных работ.
179. При прибытии к месту ЧС РЛЧС осуществляется руководство ликвидаци-
ей ЧС до прибытия РЛЧС, определенного в соответствии с законодательством
Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назна-
ченного органами государственной власти, органами местного самоуправления,
руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация
данных ЧС56.
180. При прибытии подразделения пожарной охраны к месту ЧС РЛЧС прово-
дятся следующие мероприятия:
¾ сообщение диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) ин-
формации о прибытии к месту ЧС;
¾ оценка обстановки на месте ЧС по внешним признакам (общая обстановка
на месте ЧС, место и размеры зоны ЧС по информации на момент прибытия,
наличие людей в зоне ЧС, вид ЧС);
¾ оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц ор-
ганизаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевид-
цев и других лиц на месте ЧС;
¾ уточнение сведений о завершении эвакуации людей из зоны ЧС, а также о
возможных местах нахождения оставшихся в зоне ЧС людей, в том числе об их
состоянии;
¾ сообщение информации диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной
охраны) о достаточности сил и средств на месте ЧС, о необходимости вызова на
место ЧС дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения.
181. РЛЧС, исходя из основных условий определения решающего направления
при проведении АСР на месте ЧС, отдает личному составу подразделения по-
жарной охраны следующие команды:
¾ на подготовку имущества, оборудования и снаряжения, необходимого для
проведения АСР и других неотложных работ;
¾ на проведение разведки ЧС.
После выполнения личным составом указанных команд РЛЧС должен сооб-
щить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информацию о
начале проведения разведки ЧС и составе группы разведки ЧС.
Управление силами и средствами на месте ЧС
182. При управлении силами и средствами на месте ЧС РЛЧС осуществляется
деятельность по руководству проведением АСР и других неотложных работ
участниками ликвидации ЧС.
Управление силами и средствами на месте ЧС предусматривает:
¾ оценку обстановки и создание по решению РЛЧС временно формируемого
нештатного органа управления действиями по проведению АСР на месте ЧС57;
¾ установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте
ЧС;
¾ планирование действий по проведению АСР и других неотложных работ, в
том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие ре-
шений по организации проведения АСР и других неотложных работ;
56 Далее - «уполномоченный РЛЧСª.
57 Далее - «оперативный штаб на месте ЧСª.
¾ постановку задач участникам ликвидации ЧС, обеспечение контроля и реа-
гирования на изменение обстановки в зоне ЧС;
¾ осуществление учета изменения обстановки в зоне ЧС и другой информа-
ции;
¾ своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на ме-
сте ЧС;
¾ применение сил и средств подразделений пожарной охраны и РСЧС для
проведения АСР и других неотложных работ, а также ведение документации
оперативного штаба на месте ЧС (рекомендуемые образцы приведены в прило-
жениях №№ 5 - 7 к настоящему Боевому уставу);
¾ мероприятия, направленные на обеспечение проведения АСР и других не-
отложных работ.
183. Решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязатель-
ными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации58.
184. Никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству рабо-
тами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от ис-
полнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое долж-
ностное лицо59.
185. РЛЧС осуществляет руководство всеми силами и средствами, привлечен-
ными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия60.
186. РЛЧС несет ответственность за проведение АСР и других неотложных ра-
бот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодатель-
ством субъектов Российской Федерации61.
187. Полномочия РЛЧС определяются Правительством Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации62.
188. В случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать
решения:
¾ о проведении эвакуационных мероприятий;
¾ об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
¾ о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в
зонах ЧС;
¾ об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
¾ о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС
организаций, находящихся в зонах ЧС;
¾ об использовании в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организа-
58 Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
59 Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
60 Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
61 Часть 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераª.
62 Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
ций, находящихся в зонах ЧС;
¾ о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и обще-
ственных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входя-
щих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, под-
тверждающих их аттестацию на право ведения АСР;
¾ о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотлож-
ных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согла-
сия к проведению АСР;
¾ о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и хо-
дом работ по их ликвидации.
¾ РЛЧС обязан принять все меры по незамедлительному информированию
соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправ-
ления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости
решениях63 64 65.
Информирование о решениях, принятых РЛЧС в случае крайней необходи-
мости, осуществляется через диспетчера гарнизона, а также ДДС.
189. РЛЧС имеет право на полную и достоверную информацию о ЧС, необхо-
димую для организации работ по их ликвидации.
190. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР
РЛЧС может принимать решения о приостановке АСР в целом или их части,
предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению нахо-
дящихся в зонах ЧС людей .
191. Передача старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны,
исполняющим полномочия РЛЧС, руководства ликвидацией ЧС уполномоченно-
му РЛЧС осуществляется в следующих случаях:
¾ по прибытии уполномоченного РЛЧС на место ЧС - старшее должностное
лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, через диспетчера гар-
низона должно уточнить правомочность осуществления руководства ликвидацией
ЧС уполномоченным РЛЧС (наличие акта органа государственной власти субъ-
екта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации о
назначении РЛЧС), после подтверждения указанной информации должно осуще-
ствить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС, в обяза-
тельном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах
оперативного штаба на месте ЧС;
¾ при нахождении уполномоченного РЛЧС не на месте ЧС и при поступлении
информации о его назначении от диспетчера гарнизона - старшее должностное
лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, должно уточнить у
диспетчера гарнизона наличие акта органа государственной власти субъекта Рос-
сийской Федерации, органа местного самоуправления или организации о назна-
чении уполномоченного РЛЧС, после подтверждения указанной информации
должно осуществить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному
63 Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
64 Часть 7 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
65 Часть 8 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста-
тусе спасателейª.
РЛЧС с помощью средств связи (видеоконференц-связь, телефон, радиостанция),
в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в доку-
ментах оперативного штаба на месте ЧС.
192. Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, исполнявшее
полномочия РЛЧС, поступает в распоряжение уполномоченного РЛЧС, должно
выполнять его указания и осуществлять руководство подчиненным подразделе-
нием пожарной охраны в соответствии с настоящим Боевым уставом.
Уполномоченный РЛЧС осуществляет руководство ликвидацией ЧС в соот-
ветствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации, муниципальными правовыми актами и локальными правовыми актами
организаций.
193. Оперативный штаб на месте ЧС создается в обязательном порядке в сле-
дующих случаях:
¾ организация на месте ЧС трех и более БУ;
¾ необходимость согласования с администрацией организаций проведения
АСР и других неотложных работ.
194. Работой оперативного штаба на месте ЧС должен руководить начальник,
одновременно являющийся заместителем РЛЧС.
195. В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС включается
руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, ко-
торый выполняет обязанности по следующим основным нештатным должностям:
¾ заместитель начальника оперативного штаба;
¾ начальник тыла;
¾ ответственный за охрану труда;
¾ должностные лица ОГ.
В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС могут вклю-
чаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
196. При ЧС локального характера РЛЧС имеет право назначать должностных
лиц, указанных в пункте 195 настоящего Боевого устава, без создания оператив-
ного штаба на месте ЧС.
197. Работа оперативного штаба на месте ЧС осуществляется на основе распо-
ряжений и указаний РЛЧС.
198. Оперативный штаб на месте ЧС располагается в месте, определяемом
РЛЧС, и обеспечивается необходимым для управления проведением АСР и дру-
гих неотложных работ оборудованием.
199. Основными задачами оперативного штаба на месте ЧС являются:
¾ сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте ЧС, передача
¾ необходимой информации РЛЧС, в ЦУКС, ДДС и диспетчеру гарнизона
(подразделения пожарной охраны);
¾ организация подготовки и обеспечение проведения АСР и других неот-
ложных работ;
¾ определение потребности в силах и средствах, подготовка предложений для
РЛЧС;
¾ обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; ведение доку-
ментации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 - 7 к
настоящему Боевому уставу);
¾ составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожар-
ной охраны на различных этапах проведения АСР и других неотложных работ с
использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных
в приложениях №№ 10 - 11 к настоящему Боевому уставу; создание на месте ЧС
резерва сил и средств подразделений; реализация мер по поддержанию боеготов-
ности сил и средств подразделений, участвующих в проведении АСР и других
неотложных работ; обеспечение связи на месте ЧС;
¾ своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на ме-
сте ЧС;
¾ обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности участ-
ников ликвидации ЧС при проведении АСР и других неотложных работ на месте
ЧС;
¾ организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных
пунктов и организаций и с вышестоящими органами управления.
200. В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте ЧС по
управлению силами и средствами по решению РЛЧС может привлекаться по-
движный пункт управления.
201. В состав ОГ территориального гарнизона включаются должностные лица
ГУ МЧС России, ЦУКС и другие лица в зависимости от характера ЧС.
В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного
пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.
202. Должностные лица ОГ на месте ЧС подчиняются начальнику оперативного
штаба на месте ЧС, а в случае, если оперативный штаб на месте ЧС не создается,
- РЛЧС.
203. Основными задачами ОГ на месте ЧС являются:
¾ обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы ко-
миссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопас-
ности;
¾ предоставление в ЦУКС отчетных и информационных документов; органи-
зация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места ЧС; организация работы
с представителями средств массовой информации. Решение о выдвижении ОГ на
место ЧС принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.
204. ОГ обеспечивается следующими документами:
¾ образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам
ЧС, характерным для территории муниципального района;
¾ паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов,
паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной за-
щиты населения и объектов с массовым пребыванием людей в электронном виде;
¾ позывными радиостанций УКВ-диапазона ДДС, подразделений гарнизона;
¾ планшетами водоисточников;
¾ оперативными планами и карточками (в электронном виде).
205. БУ могут создаваться по решению РЛЧС на части территории на месте ЧС
в целях выполнения поставленной задачи, путем сосредоточения сил и средств
участников ликвидации ЧС.
БУ могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых
АСР.
При создании на месте ЧС пяти и более БУ по решению РЛЧС на месте ЧС
организуются СПР, объединяющие несколько БУ.
206. Основные работы по проведению АСР и других неотложных работ на БУ
возглавляет начальник БУ, в СПР - начальник СПР. При создании СПР началь-
ники БУ подчиняются начальнику СПР.
207. РЛЧС, начальник оперативного штаба на месте ЧС, начальник тыла,
начальник БУ (СПР) и связной должны иметь нарукавные повязки (рекомендуе-
мые образцы приведены в приложении 8 к настоящему Боевому уставу).
208. Для согласованного взаимодействия личного состава подразделений по-
жарной охраны, участвующего в ликвидации ЧС, на каски указанного личного
состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной
охраны (рекомендуемые образцы приведены в приложении 9 к настоящему
Боевому уставу).
209. При подготовке аналитических материалов по разбору действий по прове-
дению АСР личным составом используются условные обозначения и допускае-
мые сокращения, приведенные в приложениях №№ 10 - 11 к настоящему Боево-
му уставу.
Разведка ЧС
210. По характеру решаемых задач разведка ЧС подразделяется на общую и
специальную.
Общая разведка ЧС проводится в целях получения данных, необходимых для
принятия решений на проведение АСР и других неотложных работ в зонах ЧС.
Общая разведка ЧС ведется личным составом подразделений пожарной
охраны, подготовленным и аттестованным на право ведения АСР.
Специальная разведка ЧС проводится с целью получения наиболее полных
данных о характере радиоактивного, химического и биологического (бактерио-
логического) заражения местности, воздуха и источников воды, уточнения по-
жарной, медицинской и инженерной обстановки в районах расположения и дей-
ствий подразделений, участвующих в ликвидации ЧС.
Общая и специальная разведка ЧС ведутся в тесном взаимодействии с раз-
ведывательными подразделениями всех сил, участвующих в ликвидации ЧС.
211. Получение комплекса данных по видам обстановки организуется и ведется
с целью:
¾ определения масштаба и границ зон заражения, выявления источников за-
ражения, определения вида и характера заражения, ведения постоянного наблю-
дения и контроля за изменением обстановки - бактериологическая (биологиче-
ская) разведка;
¾ определения состояния наземных транспортных систем, проходимости
местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, мест, границ и характера
разрушений, завалов, затоплений, состояния коммунально-энергетических систем
в зоне ЧС, установления наличия потенциальных источников вторичных пора-
жающих факторов в зоне ЧС, установления нахождения пострадавших - инже-
нерная разведка;
¾ уточнения пожарной обстановки в районе ЧС, на направлении и объектах
действий, определения мест, объектов и масштабов пожаров, направления и ско-
рости их распространения, выявления опасностей, угрожающих населению,
определения способов локализации пожаров, путей эвакуации, способов защиты,
обнаружения водоисточников, их объемов и способов использования - пожарная
разведка;
¾ обнаружения пораженных лиц, их численности и состояния, определения
путей выноса пораженных лиц и маршрутов их эвакуации, районов развертыва-
ния медицинских пунктов, мест для сбора и погрузки пораженных лиц на транс-
порт для эвакуации в лечебные учреждения, расположенные за пределами зоны
ЧС - медицинская разведка;
¾ обнаружения источников радиоактивного загрязнения, определения харак-
тера, степени и масштабов радиоактивного загрязнения местности, воды, возду-
ха, организаций, техники и людей в зоне ЧС, направлений и районов с наимень-
шими уровнями радиации, ведения постоянного наблюдения и контроля за изме-
нением радиационной обстановки, предоставления необходимых данных для
введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС - ради-
ационная разведка;
¾ определения санитарно-эпидемиологического состояния зоны ЧС, в том
числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС,
предоставления необходимых данных для введения системы режимноограничи-
тельных мероприятий (обсервации и карантина), ведения постоянного наблюде-
ния и контроля за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне
ЧС - санитарно-эпидемиологическая разведка;
¾ обнаружения источников химического загрязнения, определения вида
опасного химического вещества, характера и масштаба заражения местности,
воды, воздуха, организаций, техники и людей в зоне ЧС, обходов участков хи-
мического заражения, предоставления необходимых данных для обеспечения мер
химической безопасности, ведения постоянного наблюдения и контроля за изме-
нением химической обстановки в зоне ЧС - химическая разведка.
Сбор данных может осуществляться с использованием робототехнических
средств и беспилотных летательных аппаратов.
212. Разведка ЧС производится наземными и воздушными средствами непре-
рывно с момента прибытия в район ЧС и до ликвидации ее последствий с целью
определения:
¾ наличия и характера угрозы людям, их местонахождения, путей, способов и
средств спасения (защиты), а также необходимости защиты (эвакуации) имуще-
ства;
¾ наличия и возможности вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в
том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства
в организациях;
¾ места, площади и источника горения, а также путей распространения огня;
¾ наличия и возможности использования средств противопожарной защиты
организаций;
¾ местонахождения ближайших водоисточников и возможных способов их
использования;
¾ наличия электроустановок под напряжением и целесообразность их отклю-
чения;
¾ возможных путей ввода сил и средств;
¾ мест вскрытия и разборки строительных конструкций, а также расчистки
проходов для доставки пожарного инструмента и оборудования, аварийно- спаса-
тельного оборудования к месту проведения АСР и других неотложных работ;
¾ наличия опасного радиационного фона и химического заражения;
¾ определения положения источников радиационного излучения;
¾ наличия и определения концентрации аварийно химически опасных ве-
ществ.
Подразделения, ведущие разведку ЧС, должны представлять данные об об-
становке в органы управления ликвидации ЧС в виде срочных и несрочных доне-
сений.
Срочные донесения представляются в установленное время в формализо-
ванном виде, несрочные - по мере необходимости в произвольной форме.
213. Обстановка анализируется по следующим основным элементам:
¾ характер и масштаб развития ЧС, степень опасности для производственного
¾ персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного
загрязнения, химического, бактериологического заражения) и прогноз их рас-
пространения;
¾ виды, объемы и условия проведения неотложных работ;
¾ потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие
сроки;
¾ количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям
сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания работ.
Спасение людей
214. Мероприятия по спасению людей в зоне ЧС проводятся с соблюдением
правил охраны труда в соответствии с технологиями проведения работ примени-
тельно к конкретному виду ЧС.
215. Спасение людей проводится с использованием способов и технических
средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и включает в себя
следующие мероприятия:
¾ поиск пострадавших;
¾ извлечение пострадавших (деблокирование); оказание первой помощи по-
страдавшим;
¾ транспортировка и передача пострадавших медицинским работникам; эва-
куация населения из зоны ЧС.
Спасение имущества в зоне ЧС осуществляется по указанию РЛЧС в порядке
важности и неотложности выполнения основной боевой задачи.
216. Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится,
если:
¾ людям угрожают опасные проявления ЧС; имеется угроза взрыва и обру-
шения конструкций;
¾ люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на
них опасных проявлений ЧС;
¾ имеется угроза распространения опасных проявлений ЧС по путям эвакуа-
ции.
217. Пути и способы спасения людей определяются РЛЧС в зависимости от об-
становки в зоне ЧС и состояния людей.
218. Основными способами спасения людей являются:
¾ спасение в сопровождении участников ликвидации ЧС в случае, если со-
стояние и возраст спасаемых вызывают сомнение в возможности их самостоя-
тельного выхода из зоны ЧС (дети, больные, престарелые);
¾ вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестни-
цам и автоподъемникам, при помощи технических спасательных устройств (ин-
дивидуальных спасательных устройств, спасательных рукавов), когда пути спа-
сения отрезаны опасными проявлениями ЧС и другие способы спасения невоз-
можны;
¾ спасение из зоны ЧС различными видами транспортных средств.
219. При проведении спасательных работ:
¾ принимаются меры по предотвращению паники;
¾ привлекаются администрация и обслуживающий персонал организаций,
нештатные и штатные аварийно-спасательные формирования;
¾ осуществляется вызов скорой медицинской помощи, до ее прибытия первая
помощь пострадавшим оказывается силами личного состава подразделений по-
жарной охраны;
¾ предусматриваются места для размещения спасаемых.
220. Если по имеющимся сведениям о местах нахождения людей спасаемые не
обнаружены, необходимо тщательно осмотреть и проверить все подвергшиеся
опасным проявлениям ЧС места, в которых могут оказаться люди.
221. При спасении людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушен-
ными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются
следующие основные средства:
¾ автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей
автомобили;
¾ стационарные и ручные пожарные лестницы;
¾ спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивиду-
альные спасательные устройства и иные средства спасения);
¾ СИЗОД;
¾ аварийно-спасательное оборудование и устройства;
¾ вертолеты.
222. Спасение людей и имущества в зоне ЧС при достаточном количестве сил и
средств подразделений проводится одновременно с проведением АСР и других
неотложных работ. Если сил и средств подразделений недостаточно, то они ис-
пользуются в первую очередь для спасения людей, при этом АСР и другие неот-
ложные работы на других участках не проводятся или приостанавливаются.
223. При спасении людей допускаются все способы проведения АСР и других
неотложных работ, в том числе с риском для жизни и здоровья личного состава
пожарной охраны и спасаемых.
224. Проведение спасательных работ в зоне ЧС прекращается после осмотра
всех мест возможного нахождения людей при отсутствии нуждающихся в спасе-
нии.
Проведение АСР и других неотложных работ
225. АСР в зонах ЧС проводятся одновременно с другими неотложными рабо-
тами в соответствии с технологиями проведения указанных работ.
226. АСР и другие неотложные работы в зонах ЧС начинаются с момента при-
бытия подразделения в зону ЧС и проводятся круглосуточно, в две-три смены.
Наращивание группировки сил и средств на месте ЧС осуществляется за счет
прибывающих сил и средств территориальной и функциональной подсистем
РСЧС.
227. АСР и другие неотложные работы в зоне ЧС по продолжительности и ви-
дам выполняемых работ делятся на два этапа.
228. На первом этапе проводятся АСР и другие неотложные работы, направ-
ленные на поиск и спасение пострадавших из опасных зон.
Основными видами АСР и других неотложных работ в зонах ЧС на этом
этапе являются:
¾ ведение разведки ЧС;
¾ поиск и извлечение пострадавших из-под завалов;
¾ оказание первой помощи пострадавшим с последующей медицинской эва-
куацией в лечебные учреждения;
¾ локализация и ликвидация аварий.
229. На втором этапе проводятся АСР и другие неотложные работы, направ-
ленные на обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.
230. Личный состав подразделений пожарной охраны принимает участие в
проведении следующих АСР и других неотложных работ:
¾ определение границ зоны ЧС;
¾ ввод (вывод) сил и средств в зону (из зоны) ЧС;
¾ поиск пострадавших в зоне ЧС;
¾ деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды;
¾ защита пострадавших от поражающих факторов источников ЧС; оказание
пострадавшим первой помощи;
¾ локализация, ликвидация или снижение до минимально возможного уровня
поражающих факторов источников ЧС;
¾ локализация, ликвидация или минимизация факторов источников ЧС;
обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации ЧС;
¾ эвакуация населения из зоны ЧС и его возвращение в места постоянного
проживания;
¾ устройство и возведение временных сооружений для защиты территорий и
организаций, их разборка и демонтаж;
¾ устройство временных сооружений для отвода водных, селевых, оползне-
вых и других масс, разборка и демонтаж этих сооружений;
¾ устройство временных переправ, проездов и проходов, подготовка путей
экстренной эвакуации;
¾ восстановление по временной схеме объектов транспортной, коммунальной
и инженерной инфраструктуры, промышленности, связи и сельского хозяйства;
¾ подготовка организаций к восстановительным работам (откачка воды, про-
сушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обруше-
ние и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз
мусора);
¾ первоочередные восстановительные работы на объектах жилищного фонда
и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной
поддержки населения;
¾ санитарная очистка (обработка) территорий населенных пунктов, находя-
щихся в зоне ЧС.
В зависимости от конкретного вида ЧС в дополнение к вышеуказанным АСР
и другим неотложным работам могут проводиться следующие АСР и другие не-
отложные работы:
а) в зонах наводнения (паводка):
¾ поиск и прокладка маршрутов эвакуации людей, материальных средств и
животных из населенных пунктов и районов, которые оказались (могут оказать-
ся) в зонах наводнения (паводка);
¾ укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов, гидротехнических
сооружений;
¾ создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц,
веревок), необходимых для спасания людей на воде и аварийных запасов мате-
риалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб вблизи гидротех-
нических сооружений;
¾ ликвидация зажоров и заторов; оборудование причалов для спасательных
средств; мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений; вос-
становление энергоснабжения;
¾ локализация источников вторичных поражающих факторов;
б) в зонах радиоактивного загрязнения:
¾ ведение радиационной разведки; осуществление дозиметрического кон-
троля населения; разборка завалов и разрушенных зданий в зоне ЧС; санитарная
обработка людей;
¾ дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
¾ вывоз радиоактивных веществ (отходов), в том числе загрязненного грунта;
в) в зонах химического заражения:
¾ участие совместно со специалистами аварийной организации в локализации
источника химического заражения на технологическом оборудовании;
¾ локализация и обеззараживание парогазовой фазы (облака), а также проли-
вов аварийно химически опасных веществ;
¾ проведение санитарной обработки населения и личного состава подразде-
лений, действовавших в зоне заражения;
¾ обеззараживание территории, зданий и сооружений;
¾ участие совместно с представителями функциональной подсистемы охраны
общественного порядка РСЧС в поддержании общественного порядка в зоне за-
ражения;
¾ проведение обеззараживания техники;
г) в зонах землетрясений, в зонах обрушения зданий (сооружений): ту-
шение возникших пожаров в зоне ЧС;
¾ расчистка и проделывание проходов в завалах, расчистка и подготовка
площадок для размещения техники и людей;
¾ обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожаю-
щих обвалом;
¾ отключение поврежденных коммунально-энергетических сетей, локализа-
ция и ликвидация аварий на них;
¾ ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведе-
ния работ;
¾ оборудование и содержание переправ через водные преграды; проведение
первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения;
д) в зонах оползней, обвалов, селей, снежных лавин, ураганов, тайфунов и
смерчей:
¾ обрушение и укрепление конструкций и местных предметов, угрожающих
обвалом;
¾ устройство подъездов и проходов к местам проведения АСР и других неот-
ложных работ;
¾ временное восстановление дорог и дорожных сооружений; санитарная
очистка территории, подвергшейся воздействию ЧС; укрепление и сооружение
дополнительных противоселевых, противооползневых и противолавинных за-
щитных сооружений.
231. Привлечение подразделения пожарной охраны к АСР, проводимым на ме-
сте обнаружения взрывоопасных предметов и направленным на доведение до
минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, осу-
ществляется только при наличии у подразделения необходимой лицензии66.
Действия, проводимые после ликвидации ЧС
Сбор и следование в место постоянной дислокации
232. Сбор проводится непосредственно перед следованием подразделения по-
жарной охраны в место постоянной дислокации и включает следующие меропри-
ятия:
¾ проверку наличия личного состава подразделения пожарной охраны, при-
нимавшего участие в проведении АСР и других неотложных работ;
¾ сбор и проверку комплектности закрепленного за подразделением пожарной
охраны имущества, оборудования и снаряжения, средств связи;
¾ размещение и крепление имущества, оборудования и снаряжения на ПА
(АСА).
О завершении сбора и готовности к следованию в место постоянной дисло-
кации начальник караула командир отделения докладывает РЛЧС и диспетчеру
гарнизона (подразделения пожарной охраны). Следование в место постоянной
дислокации осуществляется только после указания РЛЧС.
233. Следование в место постоянной дислокации осуществляется по кратчай-
шим маршрутам с выключенными специальными световыми и звуковыми сигна-
лами.
При необходимости осуществляется заправка ПА горюче-смазочными мате-
риалами, а также огнетушащими веществами - от ближайшего источника наруж-
ного противопожарного водоснабжения.
234. Следование в место постоянной дислокации прекращается и подразделе-
ние пожарной охраны направляется для проведения боевых действий по тушению
пожаров (действий по проведению АСР) в следующих случаях:
66 Пункт 50 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов дея-
тельностиª (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2014, № 42, ст. 5615).
¾ при поступлении сигнала о пожаре (ЧС) от диспетчера гарнизона (подраз-
деления пожарной охраны);
¾ при обнаружении пожара (ЧС) в пути следования.
235. При следовании в место постоянной дислокации выполняются действия
этапа «Выезд и следование к месту ЧС» настоящего Боевого устава.
Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны
236. Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны осу-
ществляется непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не
должно превышать 40 минут, и включает в себя:
¾ визуальный осмотр начальником караула состояния подчиненного личного
состава;
¾ заправку ПА (АСА) горюче-смазочными материалами и огнетушащими ве-
ществами;
¾ замену неисправного имущества, оборудования и снаряжения, средств свя-
зи, обмундирования (боевой одежды, формы одежды); техническое обслужива-
ние ПА (АСА); зарядку аккумуляторных батарей средств связи и освещения;
укладку боевой одежды и снаряжения на стеллажи; мойку ПА (АСА).
По завершении указанных мероприятий диспетчеру гарнизона сообщается
информация о готовности подразделения пожарной охраны к проведению боевых
действий по тушению пожаров (действий по проведению АСР).
V. Полномочия участников ликвидации ЧС
237. Участниками ликвидации ЧС являются личный состав органов управления
и подразделений пожарной охраны, территориальных и функциональных подси-
стем РСЧС, другие силы (в том числе нештатные и общественные аварий-
но-спасательные формирования, а также спасатели, население и отдельные граж-
дане, не являющиеся спасателями, привлекаемые по решению РЛЧС), привле-
ченные к проведению АСР и других неотложных работ на месте ЧС.
238. Участники ликвидации ЧС, действовавшие в условиях крайней необходи-
мости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба осво-
бождаются.
239. Участниками ликвидации ЧС должны:
¾ выполняться требования настоящего Боевого устава, а также проводиться
действия, необходимые для выполнения поставленных задач и не противореча-
щие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны
труда;
¾ обеспечиваться бесперебойная работа закрепленной пожарной и аварийно-
спасательной техники, имущества, оборудования и оснащения, необходимого для
проведения АСР и других неотложных работ, осуществляться контроль за их со-
хранностью, приниматься меры по выявлению и устранению неисправностей;
¾ осуществляться контроль за изменением обстановки в зоне ЧС, подавае-
мыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вно-
ситься коррективы в собственные действия с последующим докладом непосред-
ственному руководителю;
¾ поддерживаться связь при проведении АСР и других неотложных работ;
соблюдаться правила охраны труда; осуществляться эвакуация из зоны ЧС людей
и имущества; проявляться взаимовыручка и оказывается первая помощь постра-
давшим.
240. Участниками ликвидации ЧС должны выполняться обязанности по сле-
дующим основным должностям:
а) нештатные должности в составе оперативного штаба на месте ЧС:
¾ начальник оперативного штаба;
¾ заместитель начальника оперативного штаба; начальник тыла; ответствен-
ный за охрану труда; должностные лица ОГ;
б) нештатные должности на месте ЧС:
¾ РЛЧС;
¾ начальник БУ (СПР); связной;
¾ оперативный дежурный;
в) штатные должности на месте ЧС:
¾ начальник караула;
¾ командир отделения;
¾ начальник аварийно-спасательного расчета;
¾ водитель ПА (АСА);
¾ пожарный;
¾ спасатель.
241. Начальник оперативного штаба на месте ЧС подчиняется непосредственно
РЛЧС и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных
на оперативный штаб на месте ЧС. В непосредственном подчинении начальника
оперативного штаба на месте ЧС находятся должностные лица оперативного
штаба на месте ЧС.
Начальником оперативного штаба на месте ЧС по согласованию с РЛЧС
назначаются заместитель и помощники, между которыми распределяются обя-
занности по выполнению задач в соответствии с требованиями настоящего Бое-
вого устава, с передачей указанным лицам части своих полномочий.
Начальник оперативного штаба на месте ЧС:
¾ осуществляет подготовку и своевременное доведение до РЛЧС на основе
данных разведки ЧС, докладов участников ликвидации ЧС, информации диспет-
чера гарнизона (подразделения пожарной охраны), сведений потребности в обо-
рудовании, предложений по организации действий по ликвидации ЧС, созданию
резерва сил и средств;
¾ организует доведение указаний РЛЧС до участников ликвидации ЧС, обес-
печивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение документов оператив-
ного штаба на месте ЧС;
¾ организует расстановку подчиненных сил и средств;
¾ докладывает РЛЧС и сообщает диспетчеру гарнизона (подразделения по-
жарной охраны) оперативную информацию об обстановке на месте ЧС; органи-
зует взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями. Начальник опера-
тивного штаба на месте ЧС имеет право: отдавать в пределах своей компетенции
обязательные для исполнения указания участникам ликвидации ЧС, должност-
ным лицам служб жизнеобеспечения населения, организаций, на территориях
которых проводятся
¾ АСР и другие неотложные работы, а также другим должностным лицам,
прибывшим на место ЧС;
¾ отдавать от лица РЛЧС указания участникам ликвидации ЧС с последую-
щим обязательным докладом о них РЛЧС;
¾ требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизне-
обеспечения населения, организаций, а также других должностных лиц, при-
бывших на место ЧС, исполнения своих обязанностей, а также указаний РЛЧС и
собственных указаний;
¾ отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при
возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участни-
ков ликвидации ЧС (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других из-
менений обстановки на месте ЧС, требующих принятия безотлагательных реше-
ний).
242. Заместитель начальника оперативного штаба на месте ЧС назначается
начальником оперативного штаба на месте ЧС, должен выполнять указания РЛЧС
и начальника оперативного штаба на месте ЧС, а также выполнять переданные
ему полномочия начальника оперативного штаба на месте ЧС.
243. Начальник тыла подчиняется непосредственно начальнику оперативного
штаба на месте ЧС и несет персональную ответственность за организацию работы
тыла на месте ЧС, включающего в себя силы и средства подразделений пожарной
охраны, РСЧС, не участвующие в ликвидации ЧС, а также резерв имущества,
оборудования и оснащения, необходимого для проведения АСР и других неот-
ложных работ. Для обеспечения работы тыла на крупных ЧС по решению РЛЧС
назначаются помощники начальника тыла.
Начальник тыла:
¾ сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для проведения АСР и
других неотложных работ;
¾ принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной
одеждой и средствами защиты;
¾ организует своевременное обеспечение аварийно-спасательной техники и
пожарной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материа-
лами;
¾ принимает меры по восстановлению (в случае выхода из строя), работо-
способности аварийно-спасательной техники, имущества, оборудования и осна-
щения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ;
¾ принимает меры по обеспечению участников ликвидации ЧС питанием при
ликвидации затяжных ЧС;
¾ обеспечивает ведение документации.
Начальник тыла имеет право:
¾ отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения ука-
зания участникам ликвидации ЧС, задействованным в работе тыла;
¾ требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизне-
обеспечения населенного пункта, организаций, а также других должностных лиц,
прибывших на место ЧС, исполнения своих обязанностей, а также указаний опе-
ративного штаба на месте ЧС и собственных указаний;
¾ вносить предложения РЛЧС и начальнику оперативного штаба на месте ЧС
о необходимости создания резерва сил и средств для проведения действий по
ликвидации ЧС;
¾ отдавать с согласия РЛЧС (начальника оперативного штаба на месте ЧС)
указания диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о доставке к
месту ЧС необходимых материально-технических ресурсов.
244. Ответственный за охрану труда должен контролировать соблюдение тре-
бований охраны труда на месте ЧС участниками ликвидации ЧС, давать реко-
мендации РЛЧС по безопасному проведению АСР и других неотложных работ.
245. Должностными лицами ОГ выполняются задачи, возложенные на ОГ.
246. Начальник БУ (СПР) непосредственно подчиняется РЛЧС, несет персо-
нальную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач и по-
стоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РЛЧС.
Начальнику БУ подчинены участники ликвидации ЧС на указанном БУ.
Начальнику СПР подчинены начальники БУ.
Начальник БУ (СПР):
¾ проводит разведку ЧС, сообщает о ее результатах РЛЧС; обеспечивает спа-
сение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение иных решений
РЛЧС, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на терри-
тории БУ (СПР); проводит расстановку подчиненных сил и средств; организует
связь;
¾ запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные
силы и средства для выполнения поставленных задач;
¾ обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников
ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
¾ принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных ве-
щественных доказательств и имущества, имеющих отношение к расследованию
причин возникновения ЧС;
¾ докладывает РЛЧС информацию о выполнении поставленных задач.
Начальник БУ (СПР) имеет право:
¾ отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения ука-
зания участникам ликвидации ЧС на БУ (СПР);
¾ отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при
возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участни-
ков ликвидации ЧС (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие измене-
ния обстановки в зоне ЧС, требующие принятия безотлагательных решений);
¾ получать необходимую для организации АСР и других неотложных работ
информацию от РЛЧС, оперативного штаба на месте ЧС, администрации органи-
заций и служб жизнеобеспечения;
¾ определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны,
привлеченных сил и средств.
247. Оперативный дежурный является РЛЧС в безусловном порядке по прибы-
тии к месту ЧС.
В случае, если руководство ликвидацией ЧС передается старшему по долж-
ности должностному лицу или уполномоченному РЛЧС, оперативный дежурный
должен доложить ему информацию об обстановке на пожаре и поступить в его
распоряжение.
248. Начальник караула возглавляет караул и несет персональную ответствен-
ность за выполнение возложенных на караул задач.
По прибытии к месту ЧС начальник караула организует работы по ликвида-
ции ЧС.
В случае, когда руководство ликвидацией ЧС осуществляется старшим по
должности лицом, начальник караула должен доложить ему о прибытии и посту-
пить в его распоряжение.
Начальник караула руководит личным составом караула при проведении
АСР и других неотложных работ, в том числе:
¾ обеспечивает взаимодействие отделений караула, а также караула и других
подразделений, прибывших к месту ЧС;
¾ ставит задачи подчиненному личному составу;
¾ обеспечивает выполнение подчиненным личным составом команд и сигна-
лов;
¾ контролирует соблюдение подчиненным личным составом правил охраны
труда;
¾ контролирует работу подчиненного личного состава на аварийно- спаса-
тельной технике, с имуществом, оборудованием и оснащением, необходимым для
проведения АСР и других неотложных работ;
¾ поддерживает связь со старшим должностным лицом гарнизона, своевре-
менно докладывает ему об изменении обстановки.
249. Командир отделения возглавляет боевой расчет на ПА, оборудованном
аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на отделение задач.
При прибытии к месту ЧС в составе караула командир отделения выполняет
задачи, поставленные ему начальником караула, в том числе:
¾ руководит действиями подчиненного личного состава; обеспечивает вы-
полнение подчиненным личным составом поставленных
¾ задач;
¾ контролирует соблюдение подчиненным личным составом правил охраны
труда при выполнении поставленных задач;
¾ поддерживает связь с начальником караула; обеспечивает работу закреп-
ленной техники;
¾ проверяет наличие личного состава, аварийно-спасательного оборудования
и инструмента по завершении сбора сил и средств после ликвидации ЧС и до-
кладывает начальнику караула или иному старшему должностному лицу о готов-
ности отделения к возвращению в место постоянной дислокации;
¾ организует проведение АСР и других неотложных работ по прибытии на
место ЧС в составе отделения.
В случае, когда руководство ликвидацией ЧС осуществляется старшим по
должности лицом, командир отделения должен доложить ему о прибытии и по-
ступить в его распоряжение.
250. Начальник аварийно-спасательного расчета возглавляет аварийно- спаса-
тельный расчет на АСА или иной аварийно-спасательной технике, оснащенной
аварийно-спасательным оборудованием, и несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на аварийно-спасательный расчет задач.
По прибытии к месту ЧС начальник аварийно-спасательного расчета должен
выполнять задачи, поставленные ему РЛЧС на месте ЧС, в том числе:
¾ доложить РЛЧС о прибытии на место ЧС в составе аварийно-спасательного
расчета и поступить в его распоряжение;
¾ руководить действиями подчиненного личного состава; указывать подчи-
ненному личному составу способы и технические средства спасения людей, жи-
вотных, материальных ценностей, направление и способы прокладки рукавных
линий, электрических кабелей, места установки аварийно- спасательного обору-
дования, его количество и виды;
¾ обеспечивать выполнение подчиненным личным составом поставленных
¾ задач;
¾ контролировать соблюдение подчиненным личным составом правил охраны
труда при проведении АСР и других неотложных работ; поддерживать связь с
РЛЧС;
¾ обеспечивать работу закрепленного АСА и аварийно-спасательного обору-
дования;
¾ проверять наличие личного состава и аварийно-спасательного оборудования
при завершении сбора сил и средств после ликвидации ЧС и доложить РЛЧС о
готовности аварийно-спасательного расчета к возвращению в место постоянной
дислокации.
251. Связной осуществляет передачу информации между должностными лица-
ми в зоне ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на него задач. Связной назначается РЛЧС, начальником оперативного штаба на
месте ЧС, начальником БУ (СПР).
Связной:
¾ передает своевременно достоверную информацию;
¾ докладывает РЛЧС, начальнику оперативного штаба на месте ЧС, началь-
нику БУ (СПР) о выполнении поставленных задач; выполняет правила ведения
связи; ведет учет передаваемой (получаемой) информации.
252. Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную от-
ветственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется
начальнику караула, а также командиру отделения
(начальнику аварий-
но-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.
Водитель:
¾ устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководите-
лем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
¾ обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в
случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
¾ обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), посто-
янно следит за обстановкой в зоне ЧС;
¾ контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных мате-
риалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику
о необходимости их пополнения;
¾ выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА); работает
по решению командира отделения (начальника аварийно- спасательного расчета),
начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА); участвует в проведении
АСР и других неотложных работ.
253. Пожарный непосредственно проводит АСР и другие неотложные работы
на месте ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на него задач. Пожарный подчиняется командиру отделения, начальнику караула,
начальнику БУ с обязательным докладом начальнику командиру отделения
(начальнику караула).
254.Спасатель непосредственно проводит АСР и другие неотложные работы на
месте ЧС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
него задач. Спасатель подчиняется начальнику аварийно- спасательного расчета,
начальнику БУ с обязательным докладом начальнику аварийно-спасательного
расчета.
Приложение № 1
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения аварийно-
спасательных работ
Рекомендуемый образец
Путевка для выезда на пожар (ЧС)
дежурного караула (отделения) _____________________________________
(наименование подразделения)
__________________________________________________________________
1. Место пожара (ЧС), адрес _________________________________________
2. Объект пожара (характер ЧС) ______________________________________
3. Время получения сообщения _____ ч. _______ мин.
4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя _____
(подпись дежурного диспетчера подразделения пожарной охраны)
«______ª ___________________ 20___ г.
Примечание. Отсутствие сведений об объекте пожара и данных о заявителе не может задержать выезд караула на пожар (
Приложение № 2
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения аварийно-
спасательных работ
Рекомендуемый образец
Согласие на добровольное участие
в тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 10 кВ
(наименование органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором проходит
службу (работает) личный состав пожарной охраны
___________ « _______________________________ ª __________ 20 ___ Г.
(населенный пункт)
я, _______________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника (работника) пожарной охраны)
______ года рождения, проходящий службу (работающий) в __________________
(наименование подразделения пожарной охраны)
прошел специальное обучение, изучил требования Боевого устава подразделений
пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и про-
ведения аварийно-спасательных работ, Правил по охране труда при эксплуатации
электроустановок, Правил по охране труда в подразделениях федеральной проти-
вопожарной службы Государственной противопожарной службы, иные норма-
тивные правовые акты в области охраны труда, ведомственные акты по тушению
пожаров на электроустановках, информирован о возможном риске для жизни и
здоровья при несоблюдении требований безопасности при тушении пожаров на
необесточенных электроустановках_________________________________________
(наименование организации)
___________________________________ находящихся под напряжением до 10 кВ,
и даю свое добровольное согласие на подачу электропроводящих огнетуша-
щих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением до 10 кВ при
выполнении работ по тушению пожара на ___________________________________
(наименование организации)
(должность сотрудника (работника) пожарной охраны)
(подпись)
(фамилия, инициа-
лы)
« _ ª_____________ 20 __ Г.
Приложение № 3
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения аварийно-
спасательных работ
Рекомендуемый образец
Донесение о пожаре*
____________________
« ___ ª _____________ 20___г.
(населенный пункт)
_____________________________________________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)
составил настоящее донесение о пожаре, произошедшем « __ ª __________ 20___г.
______________________________________________________________________ г.
Наименование организацииии ____________________________________________
Принадлежность организации ____________________________________________
Адрес организации _____________________________________________________
Время обнаружения пожара Место возникновения пожара ______ ч. ______ мин.
Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, обнаружившего пожар и способ со-
общения о нем в пожарную охрану ________________________________________
номер телефона ________________________________________________________
Дата ____________ и время поступления сообщения о пожаре ____ ч. ______ мин.
Время прибытия первого подразделения пожарной охраны
____ ч. ______ мин.
Дата ____________ и время подачи первого ствола в ____ ч. ______ мин.
Дата ____________ и время локализации пожара в ____ ч. ______ мин.
Дата ____________ и время ликвидации открытого горения в ____ ч. _____ мин.
Дата ____________ и время ликвидации последствий пожара в ____ ч. _____ мин.
Обстановка к моменту прибытия подразделений пожарной охраны
(площадь пожара, пути и скорость его распространения, угроза людям
животным, опасность обрушений и взрывов, действия населения)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Силы и средства, применявшиеся при тушении пожара _______________________
______________________________________________________________________
Подразделения пожарной охраны и иные участники боевых действий по тушению
пожаров ______________________________________________________________
Количество основных и специальных отделений ____________________________
Количество отделений ГДЗС ____________________________________________
Число участников тушения ______________________________________________
Тип, количество и принадлежность пожарной техники ______________________
Количество и вид поданных стволов: _____________________________________
Наличие и срабатывание установок пожарной автоматики ___________________
Огнетушащие вещества, применявшиеся при тушении пожара ________________
Виды водоисточников, использованных при тушении пожара_________________
Последствия пожара
Погибло людей: всего _______, в т.ч. детей _____ , работников ПО ____________
Сведения о погибших________
Получили травмы: всего _____, в т.ч. детей _____ , работников ПО ____________
Сведения о травмированных __
Уничтожено (повреждено) пожаром:
строений / ед., жилых квартир / _______________ ед.,комнат _________________ /
ед.; поэтажной
площади, кв. м, техники / ____ед.; сельскохозяйственных культур ____________
(вид и количество)
погибло сельскохозяйственных животных ______
(вид и количество)
Условия, способствовавшие развитию пожара, __
Спасено при пожаре:
Людей ____________________чел., техники ____ ед., голов скота _____________
Донесение о пожаре направлено в _____________
Подпись должностного лица, составившего донесение ______________________
Приложение к донесению: ___1. Схема расстановки сил и средств на
момент локализации пожара.
* Составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в подразделении пожарной охраны, второй представля-
ется в орган государственного пожарного надзора.
Приложение № 4
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ
Рекомендуемый образец
_________________________________________________________________________________________
(наименование подразделения пожарной охраны)
ЖУРНАЛ
учета донесений о пожаре
Начат: “ ____ ” _____________ 20
г.
Окончен: “ _ ” _____________ 20
г.
На ________ листах*.
Должность, спе-
циальное (воин-
Дата
Наименование
Дата
ское) звание (при
направления
Порядковый но-
органа ГПН, в
регистрации и
наличии) фами-
экземпляра акта
мер донесения о
который
п/п
донесения о по-
лия, инициалы
в орган ГПН,
пожаре
направлено до-
жаре
лица, составив-
исходящий но-
несение
шего донесение о
мер
пожаре
1.
2.
3.
* Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал включается в номенклатуру дел
подразделения пожарной охраны.
Приложение № 5
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ
Рекомендуемый образец
Силы и средства тушения пожара (ЧС)
Подразделения
Основная
Время
Время
пожарной охраны,
Время
Числен-
задача.
Боевой
введения
убытия с
взаимодействую-
прибытия
ность
Время
участок,
первого
места
щие службы
расчета
получения
номер
ствола
пожара
1
2
3
4
5
6
7
Приложение № 6
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ
Рекомендуемый образец
Боевые участки (секторы проведения работ)
Количество
Стволы
Началь
ник
БУ
РС-50
РС-70
Л
ГПС
СВП
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Приложение № 7
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ
Рекомендуемый образец
Распоряжения и информация по тушению пожара
Время
Что передано
Кому передано
Кто передал
Кто принял
1
2
3
4
5
Приложение № 8
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения по-
жаров и проведения аварий-
но-спасательных работ
VI. Описание
нарукавной повязки для руководителя тушения пожара, руководителя
ликвидации чрезвычайной ситуации, начальника оперативного штаба,
начальника тыла, членов оперативной группы, начальника боевого
участка, начальника сектора проведения работ, связного
Нарукавная повязка для руководителя тушения пожара, руководителя ликвидации
ЧС, начальника оперативного штаба, начальника боевого участка, начальника сек-
тора проведения работ, начальника тыла, связного изготавливается из красного ма-
териала, на который наносится соответствующая надпись: РТП, НШ, НБУ, НСПР,
НТ, С - белого цвета. При необходимости состав должностных лиц может быть
расширен - ответственный за соблюдением правил по охране труда (ОТ), начальник
КПП ГДЗС (НКПП) и т.д.
Схема нанесения надписи
Приложение № 9
к Боевому уставу подразделений пожарной
охраны, определяющему порядок органи-
зации тушения пожаров и проведения ава-
рийно-спасательных работ
Знаки различия на касках (шлемах)*
Рядовой состав (пожарные, по-
жарные-спасатели, спасатели)
Начальник пожарно-спасательного
(аварийно-спасательного) расчета
(командир отделения, помощник
начальника караула).
Начальник караула (дежурной
смены)
Заместитель начальника пожар-
но-спасательной части (начальник
отдельного поста)
Начальник пожарно-спасательной
части
Руководящий состав пожар-
но-спасательного отряда
Руководящий состав главных
управлений (отделов) МЧС России
субъектов Российской Федерации
(красный фон)
Сотрудники главных управлений
(отделов) МЧС России субъектов
Российской Федерации (без фона,
внутри указывается сокращенное
наименование отдела)
Сотрудники центрального аппара-
та МЧС России (красный фон)
*Примечание:
1. Знаки различия располагаются сим-
метрично на обе стороны каски (спереди
и сзади) контрастным цветом (на по-
верхностях темного цвета рекомендуется
использование световозвращающего
материала). При наличии узкого ребра
жесткости на шлеме обозначение до-
пускается расположить симметрично
справа.
2. Размеры цифровых знаков указаны
примерные, при использовании техни-
ческих средств нанесения рекомендуется
использовать шрифт Times New Roman,
Tahoma (при нанесении ручным спосо-
бом толщина линии не менее 3 мм).
Знаки различия на касках,
образцы оформления для различных видов пожарной охраны
(для рядового состава и начальника караула)
1. Федеральная противопожарная служба Госу-
дарственной противопожарной службы
2. Противопожарная служба субъектов Россий-
ской Федерации
3. Муниципальная пожарная охрана
4. Ведомственная пожарная охрана
5. Частная пожарная охрана
6. Добровольная пожарная охрана
Приложение № 10
к БУПО
Условные графические обозначения
а) пожарная и специальная техника
Автомобиль пожарный* (общее обозначение, цвет - красный, далее - примеры):
АСА
Пожарный аварийно-спасательный автомобиль
АЛП
Пожарная автолаборатория
АА
Пожарный аэродромный автомобиль
АВЗ
Пожарный водозащитный автомобиль
АГВТ
Пожарный автомобиль газоводяного тушения
АГ
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы
АПП
Пожарный автомобиль первой помощи
АР
Пожарный рукавный автомобиль
АСО
Пожарный автомобиль связи и освещения
АТ
Пожарно-технический автомобиль
Ш
Пожарный штабной автомобиль
АПТ
Пожарный автомобиль пенного тушения
АКТ
Пожарный автомобиль комбинированного тушения
АП
Пожарный автомобиль порошкового тушения
ПНС
Пожарная автонасосная станция
Пожарная автоцистерна
Пожарный автомобиль насосно-рукавный
Пожарная автолестница
Пожарный автоподъемник:
коленчатый
телескопический
Пожарный автомобиль дымоудаления
Пожарный автомобиль со стационарным лафетным стволом
Автомобиль - передвижной лафетный ствол
Пожарный автомобиль углекислотного тушения
Машина на гусеничном ходу (Б - бульдозер; ИМР - инженерная машина
Б
разграждения)
А
Колёсные инженерные и специальные машины (Э - эвакуатор; К - кран; Г
Э
- грейдер и др.)
Пожарный танк (цвет - красный)
Прицеп пожарный
Судно пожарное
К
Катер пожарный
Поезд пожарный
Самолет пожарный
Гидросамолет пожарный
Вертолет пожарный
Мотопомпа пожарная:
переносная
прицепная
пример
Прицеп пожарный порошковый
Приспособленный автомобиль для целей пожаротушения (контур чёр-
ный, средняя полоса красная)
Другая приспособленная техника для целей пожаротушения (контур
чёрный, средняя полоса красная)
Скорая помощь
Автомобиль МВД
Если в одном и том же месте установлено несколько изделий пожарной
техники одного наименования, то их обозначение на плане (иллюстра-
ции) допускается выполнять одним символом с цифрой, обозначающей
количество таких изделий, проставленной слева от символа.
б) пожарное оборудование, специальный инструмент
Рукав пожарный напорный (цвет чёрный)
Рукав пожарный всасывающий
Рукав пожарный напорный, уложенный:
в скатку
в «гармошкуª
Ствол пожарный ручной (общее обозначение, цвет чёрный, далее -
примеры):
с рабочим расходом воды согласно паспорту (ГОСТ), например для
РС-50 расход составляет 3,6 л/с, РСК-50 - 2,7 л/с, РС-70 - 7,4 л/с,
ДУАЛ-ФОРС - 6-15 л/с и т.д. (для лучшей информативности до-
пускается указывать диаметр условного прохода либо тип ствола,
например, - 50, СВД)
для формирования распылённой водяной струи (ствол-распылитель
для формирования пены средней кратности
для формирования пены низкой кратности
для формирования тонкораспыленной водяной (водоаэрозольной)
струи
для формирования водяной струи с добавками
для тушения паром
для тушения электроустановок, находящихся под напряжением
Пример:
свд
Ствол-распылитель высокого давления на 3 этаже
3
2
К - на крыше, покрытии (РС-50)
к
3,6
6
п П - в подвале (ГПС-600)
ч
2,7
Ч - на чердаке (звеном ГДЗС стволом типа РСК-50 подается вода с
добавками)
Маневренный ствол
Ствольщик с ранцевым устройством пожаротушения
(с использованием СИЗОД)
Ствол пожарный лафетный:
- переносной
- стационарный
- возимый
Подъемник - пенослив
Подвоз воды (цвет синий)
подвоз воды
Водосборник рукавный
Разветвление рукавное трехходовое (разветвитель, коллектор, гре-
бенка -обозначения элементов изображают в соответствии с их дей-
ствительной конфигурацией)
Катушка рукавная переносная
Катушка рукавная передвижная
Мостик рукавный
Гидроэлеватор пожарный
Пеносмеситель пожарный
Колонка пожарная
Дымосос пожарный:
переносной
прицепной
Лестница - палка
Лестница - штурмовка
Лестница пожарная выдвижная
в) символы огнетушащих средств, используемые при построении конкретизированных
символов пожарной техники
Вода
Пена
Водный раствор пенообразователя
Вода с добавками
ВС-порошок
АВС-порошок
Прочий порошок
Хладон
Двуокись углерода
Водяной пар
Газы прочие
г) обозначение кратности растворов огнетушащих средств
Компактная водяная струя
Распыленная водяная струя
Тонкораспыленная водяная струя
Пена низкой кратности*
Пена средней кратности *
Пена высокой кратности*
* Под кратностью пены понимают отношение объема получаемой пены к объему исходного
раствора. Пену с кратностью до 20 относят к низкократной, с кратностью от 20 до 200 - к сред-
некратной, с кратностью свыше 200 - к высокократной.
д) пункты управления и средства связи
Место расположения оперативного штаба (цвет красный)
КПП - контрольно-пропускной пункт (цвет красный),
Р - регулировщик
ПБ - пост безопасности ГДЗС
Радиостанции (наносятся на схему в местах организации радиосвязи
за исключением штатных пожарных автомобилей, звена ГДЗС, по-
ста безопасности ГДЗС, БУ, штаба):
- подвижная (мобильная)
- переносная
- стационарная
Громкоговоритель
Телефон
Прожектор (устройство освещения)
Радионаправление (цвет черный)
Радиосеть (цвет черный)
е) обстановка в зоне ведения боевых действий по тушению пожара
Пожар внутренний (штрих красный)
Пожар наружный (штрих красный)
Загорающееся здание (штрих красный)
Зона задымления (штрих синий)
Пожар внутренний с зоной задымления
(штрих красный и синий)
Пожар внутренний с зоной теплового воздействия (штрих красный)
Пожар наружный с зоной задымления (штрих красный, внешний
контур синий)
Место возникновения пожара (очаг) - (цвет красный)
Отдельный пожар на местности и направление его распространения
(цвет красный)
Направление развития пожара (контур красный)
Решающее направление боевых действий по тушению пожаров (цве
черный)
БУ-1
Обозначение боевого участка (цвет красный)
Границы зоны возможных разрушений (цвет синий)
Рубеж безопасного удаления (цвет красный)
Место возможного взрыва (цвета секторов белые и красные)
Место взрыва (цвета секторов черные и красные)
Обвал, завал, сильное разрушение зданий и сооружений (цвет синий
Места нахождения пострадавших (цвет красный, цифры - черные, 2
2(1)
количество пострадавших, при необходимости в скобках указываетс
количество погибших)
Место погрузки пострадавших на автомобильный транспорт
Место сбора эвакуированных (цвет зеленый)
Место размещения эвакуированных материальных ценностей (цвет
фиолетовый)
ж) сооружения, коммуникации, водоисточники
Пожарный гидрант (вид и диаметр сети, номер ПГ, в скобках
ПГ-105(3)
К-150
указан номер подразделения при необходимости уточнения, цвет
синий).
ПГ-105(3)
К-150
При расположении на схеме гидрантов вдоль линии водопровода
допускается цифровое обозначение слева и справа от гидранта.
К-150
Кольцевая водопроводная магистраль (цвет синий)
Т-100
Тупиковая водопроводная магистраль (цвет синий)
ПК-12
Внутренний пожарный кран (номер, цвет синий)
Участок береговой полосы, где возможен забор воды пожарными
машинами (40-протяженность, м - цвет- красный, обозначе-
40
ние-черный, контур реки-синий)
Пруд (цвет синий)
50
Пожарный водоем (объем в м3, цвет синий)
Пирс (цвет черный; 2 - количество одновременно устанавливае-
2
мых пожарных машин)
Колодец (цвет синий)
5
Водонапорная башня (скважина), объем 5 м3 (цвет синий)
8
Закрытый водоисточник (дебит 8 м3 в сутки, цвет синий)
Участки, недостаточно обеспеченные противопожарным водо-
снабжением (удалённые от водоисточников от 300-500 м, или
фактическая водоотдача водопроводных сетей на этих участках
составляет < 10 л/с, при нормативном (требуемом) расходе воды >
10 л/с, цвет фиолетовый)
Безводные участки (удаленные от водоисточника ≥ 500 м, при
нормативном (требуемом) расходе воды > 10 л/с, цвет фиолето-
вый)
Стационарная лестница у здания
Лестничная клетка на этаже
Лестничная клетка, сообщающаяся с подвалом
Лестничная клетка, сообщающаяся с чердаком
Печи
Вентиляционная шахта
Лифт
Нефтебаза, склад топлива
5
Резервуар
30
80
Убежище (цвет черный)
Противорадиационное укрытие (цвет черный)
Подвальное помещение
Полное разрушение здания (объема, сооружения, дороги, газо-
провода и т п.)
Одноколейная железная дорога
Двухколейная железная дорога
Переезд под железной дорогой
Переезд на одном уровне без шлагбаума
Переезд над железной дорогой
Переезд на одном уровне со шлагбаумом
Дорога
Трамвайная линия
В
Водопровод подземный
В
Водопровод наземный
Г
Газопровод
Н
Нефтепровод
К
Канализация
120
ПМ
60
Мост на плавучих опорах
П
ЗГСП
Паромная переправа
Металлическая ограда
Железобетонная ограда
Каменная ограда
Опашка (минерализованная полоса)
Ограждение проезжей части дороги
Земляной ров (канава)
Земляная насыпь (обвалование)
з) условные обозначения при составлении графической части планов и карточек ту-
шения пожаров
Эвакуационный выход
Огнетушитель
Телефон для использования при пожаре
Пожарный кран
Пожарная лестница
Электрощитовая (места отключения электроэнергии)
18
Примерное количество людей в помещении (цвет зеленый)
Направление вниз по пути эвакуации
Остановка общественного транспорта
Степень огнестойкости здания (оранжевые римские цифры на фоне
белого круга)
84
Расстояние до соседних зданий (цвет фиолетовый)
74
Расстояние от пожарного гидранта до объекта (цвет голубой)
и) условные обозначения при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Зона ЧС (допускается при необходимости использовать для обозна-
чения зоны проведения боевых действий по тушению пожара)
Район ландшафтных пожаров и направление их распространения
(цвет красный)
Очаг пожара (в случае наличия нескольких очагов на большой пло-
щади)
Очаг тления (цвет фиолетовый)
Районы торфяных пожаров (цвет красный)
Участок растекания горючей жидкости и направление ее растекания
(цвет красный)
Санитарный пост (цвет красный)
Пост радиационного и химического наблюдения (О - объектовый)
Разведывательная группа (звено, дозор) радиационной, химической,
инженерной медицинской разведки (Г - городского района, цвет
красный)
Слабое разрушение здания, сооружения (<20%)
Среднее разрушение здания, сооружения (<30%)
Сильное разрушение здания, сооружения (<50%)
Полное разрушение здания, сооружения (>50%)
Границы слабых разрушений
Границы средних разрушений
Границы сильных разрушений
Границы полных разрушений
Зоны возможного наводнения (паводка, цвет синий)
Зоны возможного затопления (цвет синий)
Растительность, лес (лиственные деревья, хвойные, кустарник, цвет
зеленый)
Зона химического заражения, образованная АХОВ, с указанием типа
АХОВ, его количества (в тоннах), времени и даты аварии (разруше-
ния), направления и глубины распространения зараженного воздуха
на определенное время (контур синий, зона - желтый)
Зона возможного заражения опасным химическим веществом
к) огнетушители и установки пожаротушения
Огнетушитель:
переносной (ручной, ранцевый)
передвижной
Переносный водный огнетушитель
Переносный АВС-порошковый огнетушитель
Переносный СО-огнетушитель
Передвижной ВС-порошковый огнетушитель
Установка пенного пожаротушения (общая защита помещения)
Установка ВС-порошкового пожаротушения (локальная защита)
Установка водяного пожаротушения с ручным пуском (общая защит
помещения)
Сухотрубный стояк, впуск без клапана
Водозаполненный стояк, выпуск с клапаном
л) устройства дымоудаления
Устройство дымоудаления (дымовой люк)
Устройство дымотеплоудаления
Ручное управление естественной вентиляцией
Приложение № 11
к Боевому уставу подразделений пожарной охраны,
определяющему порядок организации тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ
Допускаемые сокращения при ведении служебной документации
АСНДР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСР - аварийно-спасательные работы
АСФ - аварийно-спасательные формирования
АТЕ - административно-территориальная единица
АХОВ - аварийно химически опасное вещество
АЭС - атомная электростанция
БУ - боевой участок
ВБ - водонапорная башня
ВВ - взрывчатые вещества
ВГСЧ - военизированные горноспасательные части МЧС России
ВМП - воздушно-механическая пена
ГВС - газо-воздушная смесь
ГГ - горючие газы
ГДЗС - газодымозащитная служба
ГЖ - горючие жидкости
ГО - гражданская оборона
ГПС - генератор пены средней кратности
ГТС - гидротехническое сооружение
ДАСВ - дыхательный аппарат на сжатом воздухе (изолирующий противогаз)
ДАСК - дыхательный аппарат на сжатом кислороде (изолирующий противогаз)
ЗАТО - закрытые административные территориальные образования
ЗНТ ЧС - защита населения и территорий от ЧС
ЗРЗ - зона радиоактивного заражения
3X3 - зона химического заражения
КВО - критически важный объект
КПП - контрольно-пропускной пункт
КТП - карточка тушения пожара
КТС - комплекс технических средств
ЛВЖ - легковоспламеняющаяся жидкость
ЛСО - локальная система оповещения
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования
НКПП - начальник контрольно-пропускного пункта
НРТ - насадок распылитель турбинный
НТ - начальник тыла
НФГО - нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской
обороне
НШ - начальник штаба
ОВ - отравляющее вещество
ОГ - оперативная группа
ОКСИОН - Общероссийская комплексная система информирования и оповещения
населения
ОМП - оружие массового поражения
ОП - отдельный пост
ОПТКП - опорный пункт тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных
работ
ОС - огнетушащее средство
ОСП - обычные средства поражения
ОФП - опасные факторы пожара
ОФПС - отряд федеральной противопожарной службы
ОШ - оперативный штаб на месте пожара (ЧС)
ПА - пожарный автомобиль
ПВОО - пожаро-взрывоопасный объект
ПВ - пожарный водоем
ПГ - пожарный гидрант
ПК - пожарный кран
ПЛАС - план ликвидации аварийной ситуации
ПОО - потенциально опасный объект
ППУ - подвижный пункт управления
ПРУ - противорадиационное укрытие
ПСГ - пожарно-спасательный гарнизон
ПСПЧ - пункт связи пожарно-спасательной (пожарной) части
ПСЧ - пожарно-спасательная часть
ПТП - план тушения пожара
ГГУ - пункт управления
ПЧ - пожарная часть
РВ - радиоактивные вещества
РГ - разведывательная группа
РЗ - радиационное заражение
РЛЧС - руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации РОО - радиационно-опасный объект
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
РТП - руководитель тушения пожара
РХР - радиационная и химическая разведка
С - связной
СДЯВ - сильнодействующие ядовитые вещества АХОВ
СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
СООПС - служба обеспечения оперативной пожарной связи
СПТ - служба пожаротушения
ССП - современные средства поражения
СПР - сектор проведения работ
СУБД - система управления базами данных
СУГ - сжиженные углеводородные газы
СЦО - система централизованного оповещения
ТВС - топливно-воздушная смесь
ФПС - федеральная противопожарная служба Государственной противопожар-
ной службы
ХЗ - химическое заражение
ХОО - химически опасный объект
ЦППС - центральный пункт пожарной связи
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях
ЧП - чрезвычайное положение
ЧС - чрезвычайная ситуация
ЯОТ - ядерное отработанное топливо

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2