Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 4

 

 

49 

 

Рис. 35. Упрощенная цепочка создания добавленной стоимости 

аэрокосмического кластера 

 
В  целях  выявления  преимуществ  и  недостатков,  угроз  и  возможностей 

развития аэрокосмического кластера проведен SWOT-анализ. 

Сильными сторонами кластера являются следующие факторы: 

- развитая научно-образовательная база, в том числе ведущий аэрокосми-

ческий вуз (СГАУ), вошедший в 15 вузов, которые получают поддержку Мини-

стерства образования и науки Российской Федерации для попадания в мировые 

рейтинги; 

-  высокая  конкурентоспособность  ракет-носителей  семейства  «СОЮЗ» 

(высокая надежность и экологичность). Из 104 пилотируемых запусков только 

в  2-х  случаях  ракета-носитель  не  вывела  экипаж  на  орбиту,  в  обоих  случаях 

экипаж остался жив. Поэтому после прекращения программы Спейс Шаттл ра-

кеты-носители  «СОЮЗ»  являются  практически  единственным  способом  ста-

бильной доставки пилотируемых космических аппаратов на орбиту (рис. 36); 

 

Сервис

Упрощенная цепочка создания стоимости аэрокосмического кластера

Источники: аналитика Strategy Partners Group

Продажи и   

финансирование

Сборка

Производство 

компонентов

Упрощенная цепочка создания стоимости

НИОКР

Конструирование 

двигателей

Разработка 

материалов

Технологические 

процессы

Конструирование 

самолета

Разработка 

материалов

Технологические 

процессы

Сопла

Камеры сгорания

Подшипники

Двигатели 

Элементы 

фюзеляжа, крылья

Авионика

Авиационные 

двигатели

Аэродромное 

оборудование

Д

виг

ат

ел

е

ст

р

о

е

ние

Р

а

ке

то

ст

р

о

е

ние

Конструирование

Технологические 

процессы

Двигатели

Элементы обшивки

Ракеты-носители

Космические 

аппараты

Выведение на 

орбиту

С

а

мо

л

ет

ост

р

о

е

ние

Ракетные двигатели

Вертолеты

Самолеты

Беспилотные ЛА

Ремонт и серв. 

обслуживание

Тренажеры

Интеграция

Ремонт и тех. 

обслуж.

Развитый сегмент цепочки

Слаборазвитый сегмент цепочки

Неразвитый сегмент цепочки

Элементы обшивки

Разработка 

электроники

КА

Маркетинг

Страхование

Страхование

Маркетинг

Маркетинг

Лизинг

Страхование

50 

 

Рис. 36. Количество пилотируемых космических аппаратов, выведенных на ор-

биту, в 2010 – 2013 годах, шт. 

 
- наличие устоявшихся связей с ведущими авиастроительными компаниями; 

- наличие потенциала и опыта международного сотрудничества; 

- активная региональная политика по развитию кластера; 

-  высокий  уровень диверсификации  продуктового  портфеля  в  двигателе-

строении. 

Слабыми сторонами кластера являются: 

-  низкий  технологический  уровень  продукции  (утрата  технологий,  ис-

пользование устаревших технологий, отсутствие новых разработок). 

Компании кластера не создают новых разработок, а лишь дорабатывают 

старые.  Опросы  руководителей  компаний  свидетельствуют  о  низком  уровне 

новизны и технологической сложности производимой продукции; 

- низкий уровень диверсификации продукции на авиационном рынке, от-

сутствие конкурентоспособного продукта, ориентация на неконкурентные рын-

ки (в т.ч. государственный заказ); 

- высокий уровень морального и физического износа оборудования. Уро-

вень  износа  оборудования  АО  «Металлист-Самара»  составляет  88,2%,  основ-

4

4

4

4

1

1

3

3

СОЮЗ

Шэньчжоу

Спейс Шатл

2013

5
0

2012

5
0

2011

7

0

2010

7

0

Количество выведенных на орбиту пилотируемых 

космических аппаратов,

2010-

2012гг., шт.

51 

ных производственных фондов – 66,4%. На заводах ПАО «Кузнецов» процент 

износа оборудования составляет 88,3%, средний возраст оборудования – около 

38  лет.  На  ОАО  «Авиакор  –  авиационный  завод»  уровень  износа  основных 

средств составляет около 70%. АО «Гидроавтоматика» имеет современное тех-

нологическое оборудование, однако уровень износа составляет свыше 50%; 

- слабое развитие системы поставщиков; 

-  низкий  уровень  интегрированности  в  глобальные  производственные  це-

почки, в частности доля выручки от экспорта ПАО «Кузнецов» составляет 2,7%,  

АО «Гидроавтоматика» и АО «НИИ Экран» – 0%; 

-  низкий  уровень  развития  управленческих  технологий  (менеджмент  ка-

чества, стратегии развития); 

-  зависимость  кластера  от  политики  федеральных  организаций  (Роскос-

мос,  АО  «Объединенная  двигателестроительная  корпорация»),  отсутствие  со-

гласованного видения развития, барьеры для частных производителей; 

- недостаток высококвалифицированных кадров. 

Возможностями для развития аэрокосмического кластера являются: 

-  рост  объемов  целевых  рынков  (космические  перевозки,  дистанционное 

зондирование,  авиаперевозки,  железнодорожные  перевозки,  транспортировка 

углеводородов). 

Тенденции  к росту  демонстрируют  как  рынок  запусков космических ра-

кет, так и авиационный рынок. Прогнозируется производство 39,6 тыс. самоле-

тов за период 2010 – 2030 годов (рис. 37). Объем грузовых воздушных перево-

зок будет увеличиваться на 6% в год до 2030 года; 

 

 

Рис. 37. Прогноз изменения воздушного флота в сегменте  

коммерческой авиации, шт. 

17 080

47 730

25 210

39 600

2030

Списание

Новые ВС

2010

Изменение воздушного флота в сегменте коммерческой 

авиации, 

2010-

2030гг., шт.

52 

 
- фокус государственной политики на развитие аэрокосмической отрасли, 

в том числе новых разработок и пилотных проектов; 

- развитие в Российской Федерации малой и региональной авиации, в том 

числе за счет государственной поддержки. Отмечается концентрация мер госу-

дарственной  политики  на  развитие  данного  направления.  Принята  программа 

«Об  утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета 

организациям  воздушного  транспорта  в  целях  обеспечения  доступности  внут-

ренних  региональных  перевозок  пассажиров  воздушным  транспортом  в  При-

волжском федеральном округе в 2013 году». На развитие региональных перево-

зок было выделено 12 млрд. рублей бюджетных средств; 

-  развитие  использования  новых  материалов,  в  том  числе  композицион-

ных,  в  производстве,  что  позволит  обеспечить  выпуск  конкурентоспособной 

продукции на мировом уровне. 

Угрозами для развития кластера являются: 

- снижение объемов государственных заказов и поддержки ВПК; 

- негативные последствия вступления в ВТО (конкуренция с зарубежны-

ми компаниями и снижение уровня государственной поддержки); 

- рост конкуренции с другими российскими аэрокосмическими кластерами; 

- сохранение низкого уровня развития ГЧП, устаревших норм лицензиро-

вания и сертификации, регламентов; 

- создание новых ракет-носителей другими странами и вытеснение с рын-

ка ракет-носителей «СОЮЗ». Опасность вытеснения ракет-носителей «СОЮЗ» 

с рынка пилотируемых запусков связана с развитием  собственных программ у 

ряда стран. В США разрабатывается исследовательски-прикладной пилотируе-

мый  корабль  «Орион».  Первый  испытательный  беспилотный  полет  корабля 

«Орион» состоялся в 2014 году. Китай обладает действующей программой пи-

лотируемых  запусков  «Шэньчжоу».  Свои  программы  разрабатывают  Европа, 

Индия и Япония; 

53 

-  введение  санкций,  ограничивших  доступ  предприятий  к  зарубежным 

технологиям, зависимость от поставок импортных комплектующих. 

Таким образом, ключевые проблемы кластера можно отнести к ряду групп. 

Слабое развитие технического обслуживания: 

- низкая ремонтопригодность российских самолетов; 

- несоответствие сроков ремонта потребностям рынка; 

-  сертификация на ремонт  только российских  самолетов, доля  которых  в 

российском авиапарке резко сокращается. 

Устаревание технологических процессов: 

- использование устаревших способов конструирования и документообо-

рота; 

- использование стапельной сборки; 

- слабое использование современных материалов. 

Низкая конкурентоспособность: 

-  несоответствие  технического  уровня  и  качества  продукции  мировым 

стандартам; 

-  узость  ассортимента  продукции  и  ориентация  на  оборонную  промыш-

ленность и государственные заказы; 

- бренд не известен мировым потребителям. 

Высокая себестоимость продукции: 

- низкая производительность труда; 

- использование комплектующих от местных производителей с завышен-

ной стоимостью; 

- использование изношенного и морально устаревшего оборудования. 

Низкие темпы развития НИОКР: 

- работа на оборонную промышленность; 

- низкий уровень патентования и лицензирования; 

- низкий уровень доходности результатов НИОКР. 

 
 

54 

1.3.5. Агропромышленный комплекс 

 

В  мировом  агропромышленном  комплексе  можно  выделить  три  глобаль-

ных тренда, каждый из которых дает новые возможности для развития россий-

ских компаний.  

1. Рост потребления продуктов питания, связанный с ростом населения и 

увеличением доли и доходов средних слоев населения.  

2. Масштабное использование результатов селекции и генной инженерии 

играют важную роль в развитии новых технологий, что предполагает  повыше-

ние объемов производства в сельском хозяйстве и улучшение свойств произве-

денной продукции.  

3. Рост производства биотоплива, связанный с развитием технологий его 

получения.  

В свою очередь в агропромышленном комплексе Российской Федерации 

также можно выделить основные тренды, каждый из которых ставит новые за-

дачи перед российскими компаниями. 

1.  Увеличение  экспорта  зерновых  и  зернобобовых  культур,  рост  цен  на 

внутреннем  рынке сопровождается  снятием  каких-либо  ограничений на  вывоз 

зерна в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. 

2. Запрет на ввоз мяса, содержащего запрещенные в России пищевые до-

бавки, и развитие племенного животноводства. 

3. Возросли объемы инвестиций в основной капитал: на развитие сельского 

хозяйства инвестиции  увеличились  с  276,3  млрд.  рублей  в  2012  году  до  313,8 

млрд. рублей в 2014 году, в пищевой промышленности – с 218,5 млрд. рублей 

до 249,8 млрд. рублей соответственно. 

4. На отрасль будет оказывать существенное влияние введенный в 2014 году 

запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда стран. Введенный запрет 

на ввоз продукции  открывает возможности увеличения присутствия собственной 

агропродовольственной продукции на внутреннем рынке за счет расширяющихся 

каналов сбыта на фоне заметного снижения объемов  импортных поставок по ряду 

55 

видов продукции и является стимулом для предприятий наращивать объемы про-

изводимой продукции. 

Структура  агропищевого  кластера  состоит  из  пяти  основных  подсекто-

ров:  растениеводство,  животноводство,  рыбоводство  и  рыболовство,  традици-

онные виды хозяйственной деятельности и пищевая промышленность (рис. 38). 

 

 

 

Рис. 38. Структура агропищевого кластера Самарской области 

 

Агропищевой кластер является одним из ключевых в Самарской области 

и вносит значительный вклад в занятость населения региона, но уступает дру-

гим секторам экономики по объемам выручки (рис. 39). 

 

56 

 

 

Рис. 39. Доля агропищевого кластера в совокупном выпуске всех кластеров и 

совокупной занятости населения Самарской области 

 

 

Структура  цепочки  создания  стоимости  состоит  из  нескольких  блоков, 

основным  из которых  является  ядро  кластера, и  включает  в  себя 6 сегментов: 

селекция,  выращивание  и  разведение,  базовая  переработка,  логистика  и  сбыт 

сельскохозяйственной продукции, переработка и дальнейшая логистика и дис-

трибуция. На рисунке 40 изображена цепочка создания стоимости в агропище-

вом кластере. 

 

57 

 

 

Рис. 40. Структура и цепочка создания стоимости в агропищевом кластере

 

 

В Самарской области слабо развит сегмент переработки, логистики и дис-

трибуции.  В  настоящее  время  в  регионе  планируется  строительство  агропро-

мышленного  парка,  основными  задачами  которого  являются  формирование 

центров  производственной  кооперации,  сбалансирование  распределения  сель-

скохозяйственной  продукции  и  решение  проблемы  обеспечения  продоволь-

ственной безопасности. 

В  целях  выявления  преимуществ  и  недостатков,  угроз  и  возможностей 

развития агропищевого кластера проведен SWOT-анализ. 

Сильными сторонами агропищевого кластера Самарской области являют-

ся следующие факторы: 

- доступ к потребительскому рынку большого объема (ПФО, Центральная 

Россия, Казахстан); 

- наличие перерабатывающих компаний крупных зарубежных производи-

телей; 

- высокий уровень развития селекции в семеноводстве; 

-  значительный  потенциал  для  орошения  земель  ввиду  наличия  водных 

ресурсов и ирригационных систем; 

58 

-  высокий  уровень государственной  поддержки  процессов модернизации 

и технологического перевооружения. 

Наличие крупных международных компаний (кондитерская фабрика Фи-

лиал ООО «Нестле Россия», заводы по разливу напитков ООО «Пепси  Интер-

нешенл  Боттлерс»  и  «Кока-Кола  Инчкейп  Самара»,  совместное  российско-

германское сельхозмашиностроительное предприятие АО «Евротехника») дает 

возможность  перенять  новые  технологии,  создать  рабочие  места  с  высокой 

производительностью труда.  

В  Самарской  области  ведут  свою  деятельность  ГНУ  «Поволжский  НИИ 

селекции  и  семеноводства  им.  П.Н.  Константинова»  и  ГНУ  «Самарский 

НИИСХ  им.  Н.М.  Тулайкова»,  занимающиеся селекцией новых сортов,  разра-

боткой  технологий  возделывания  сельскохозяйственных  культур,  разработкой 

ресурсосберегающих технологических комплексов, приемами повышения про-

дуктивности  и  воспроизводства  почвенного  плодородия,  исследованиями  уро-

жайности и экономической эффективности сортов. Выведены новые сорта мо-

розостойкой,  засухоустойчивой  пшеницы  (Кинельская  нива,  Кинельская  отра-

да, Кинельская краса, Золотица, Кинельская 2010), ячменя (Атлант, Батик, По-

волжский степной, Поволжский 16, Вымпел, Волгарь), проса и сорго (Кресть-

янка, Кинельское 92, Поволжское 59, Россиянка). 

Западная  часть  Самарской  области  обеспеченна  водными  ресурсами.  В 

регионе протекает самая крупная река Европы – Волга, протяженность которой 

через Самарскую область составляет 340 км. На территории области также про-

текают такие крупные притоки Волги, как Самара, Большой Иргиз, Сок, Чапа-

евка,  Уса,  Безенчук,  Большой  Черемшан  и  Сызрань.  Самарская  область  имеет 

развитую  ирригационную  систему.  Общая  площадь  земель  пригодных  к  оро-

шению составляет 140 тыс. га, из них орошается только 23,8 тыс. га. Работу си-

стемы  орошения  обеспечивают  600  км  каналов,  71  насосная  станция,  9  водо-

хранилищ, 472 гидротехнических сооружения, 509 наблюдательных скважин и 

скважин вертикального дренажа. 

Слабыми сторонами агропищевого кластера являются следующие факторы: 

59 

- низкая эффективность используемых технологий производства; 

- слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры; 

- недостаток техники и специализированных предприятий инфраструкту-

ры (предприятий по убою скота, хранению сельскохозяйственной продукции); 

-  сокращение  площадей  орошаемых  земель  из-за  износа  ирригационных 

систем; 

- недостаток квалифицированных кадров;  

- недостаточное использование результатов семеноводства; 

-  наличие  невовлеченных  в  сельскохозяйственный  оборот  и  длительное 

время неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.  

В  регионе  отмечается  низкая  эффективность  используемых  технологий. 

По уровню использования минеральных и органических удобрений Самарская 

область значительно отстает от регионов сравнения и общероссийского уровня 

(рис. 41). 

 

 

Рис. 41. Уровень использования минеральных и органических удобрений 

 

60 

В регионе слабо используются технологии точного земледелия, позволя-

ющие снизить расходы на удобрения и средства защиты растений.  

В Самарской области отмечается недостаток сельскохозяйственной техни-

ки, элеваторных мощностей, предприятий по убою скота, переработке овощей и 

картофеля,  наблюдается  высокий  износ  транспортной  инфраструктуры.  На  ри-

сунке 42 представлено количество тракторов и зерноуборочных комбайнов. 

 

 

Рис. 42. Количество тракторов и зерноуборочных комбайнов 

 

Возможностями для развития агропищевого кластера являются:  

-  выход  на  новые  зарубежные  рынки  в  связи  со  вступлением  России  в 

ВТО; 

- рост инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного произ-

водства и пищевой перерабатывающей промышленности;  

- новые ниши для сбыта, ранее занятые импортной продукцией, в связи с 

введением  Россией  санкций,  запрещающих  или  ограничивающих  ввоз  сель-

хозпродукции, сырья и продовольствия из стран Евросоюза, США, Канады, Ав-

стралии и Норвегии. 

Угрозами для развития агропищевого кластера являются:  

61 

-  усиление  конкуренции  за внутренний  рынок  с  зарубежными  компания-

ми,  снижение  государственной  поддержки  в  соответствие  с  соглашением  по 

ВТО.  Вступление  России  в  ВТО  повлекло  за собой снижение  пошлин на  ввоз 

сельскохозяйственной продукции: на злаки – с 15,1% до 10%, масличные куль-

туры и растительные масла – с 9% до 7,1%, молочную продукцию – с 19,8% до 

14,9%, ввоз живых свиней – с 40% до 5%, свинину внутри квоты – с 15% до 0%, 

мясопродукты  –  с  25%  до15%.  В  результате  импорт  свинины  может  вырасти 

более  чем  на 15%,  растительного  масла  –  более  чем  на 50%,  объем  ввозимых 

молочных продуктов – на 23%. В соответствии с Соглашением Россия должна 

будет сократить финансирование мер «желтой корзины» в сельском хозяйстве с 

9 млрд. долларов США в 2012 году до 4,4 млрд. долларов США в 2018 году; 

-  нестабильная  ценовая  конъюнктура  на  рынке  сельскохозяйственных 

продуктов.  Высокая  волатильность  цен  на  рынке  сельскохозяйственной  про-

дукции является одной из угроз развития кластера; 

- снижение престижности сельскохозяйственных профессий; 

- появление новых особо опасных вирусов животных. 

Таким образом, ключевыми проблемами кластера являются: 

- ограниченность финансовых ресурсов; 

-  высокая  степень  износа  технологического  оборудования  предприятий, 

низкий уровень оснащения сельскохозяйственной техникой; 

- дефицит качественного сырья собственного производства; 

-  проблемы  кадров  (непрестижность  профессии,  невысокая  заработанная 

плата); 

-  износ  и  устаревание  ирригационных систем, деградационные  процессы 

сельскохозяйственных земель; 

- низкий уровень внесения минеральных и органических удобрений; 

-  слабое  развитие  сервисных  и  логистических  услуг,  недостаточное  про-

движение товаров. 

 
 

62 

1.3.6. Транспорт и логистика 

 

Развитие  сектора  транспорта  и  логистики  в  значительной мере происхо-

дит под влиянием следующих мировых трендов и тенденций: 

- рост объемов международной торговли в 2002 – 2014 годах со среднего-

довым приростом порядка 10-15%; 

- рост объемов авиаперевозок в 2002 – 2014 годах со среднегодовым при-

ростом около 3%. После кризисного 2009 года объем перевозок восстановился 

на более высоком уровне, однако в последующие годы вступил в период стаг-

нации; 

- рост доли контейнерных перевозок. На примере морских перевозок сто-

ит отметить, что доля контейнерных перевозок за последнее десятилетие в об-

щей структуре возрастает, рост этого сегмента обеспечивает увеличение объе-

мов морских перевозок в целом.  

На развитие сектора транспорта и логистики оказывают влияние следую-

щие российские тренды: 

- рост автомобилизации населения (уровень автомобилизации в России в 

2000 – 2013 годах возрастал со среднегодовым темпом 106%, однако все еще в 

несколько раз отстает от уровня автомобилизации развитых стран); 

- высокая доля грузоперевозок автомобильным транспортом. После кризи-

са в 2010 году доля автомобильного транспорта снизилась до 67,6% против 73% 

в  2008  году,  но  в  последующие  годы  вновь  начала  возрастать  (в  2013  году  – 

68%),  что  предъявляет  повышенные  требования  к  автодорожной  инфраструкту-

ре; 

-  высокая  степень  износа  транспортной  инфраструктуры.  Растущий  уро-

вень  износа  и  ограничения  в  пропускной  способности  транспортной  инфра-

структуры в России не отвечают вызовам растущей автомобилизации населения 

и  высокой доли  автоперевозок  в  логистике.  Уровень  износа  железнодорожного 

полотна составляет 54%. В критическом состоянии находятся 12% автомобиль-

ных дорог. Пропускная способность около 5% дорог находится на пределе. 

63 

Транспортное положение Самарской области характеризуется как выгод-

ное,  имеется  развитая  сеть  железнодорожных,  автомобильных,  воздушных  и 

водных  путей,  которые  связывают  регион  с  другими  субъектами  Российской 

Федерации (рис. 43). 

 

 

 

Рис. 43. Положение Самарской области в системе важнейших 

транспортных путей 

 
Структура транспортно-логистического сектора Самарской области пред-

ставлена на рисунке 44. 

 

Условные обозначения:

Автомобильные дороги

Железные дороги

Реки / водоёмы

Аэропорты

64 

 

 

Рис. 44. Структура транспортно-логистического сектора Самарской области 

 

Предприятия  подсекторов,  связанных  с  различными  видами  транспорта, 

оказывают услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, ремонту и обслу-

живанию  подвижного  состава,  поддержанию  инфраструктуры.  Организации, 

оказывающие  складские  услуги,  концентрируются  на  перераспределении  и 

хранении товаров и грузов. 

В экономике Самарской области сектор транспорта и логистики характе-

ризуется сравнительно высокой производительностью по сравнению с другими 

секторами и кластерами и занимает четвертое место по выручке предприятий и 

по численности занятых (рис. 45). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..