СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 2

 

 

17 

 

образования  для  детей  в  возрасте  до  3  лет.  В  результате  по  итогам  года 
ликвидирована  очередность  для  детей  в  возрасте  от  1,5  лет  в  27  из  29 
муниципальных образований Костромской области. Родителям оказывается 
помощь  в  вопросах  воспитания,  обучения  и  развития  детей  дошкольного 
возраста через работу 87 консультационных центров. 

В области почти 70% школ - сельские. 128 школьных автобусов, не 

старше  10  лет,  осуществляют  перевозки  учащихся  сельских  территории. 
Успешно реализуются федеральные проекты «Доступная среда», «Создание 
в сельских школах условий для занятий физической культурой и спортом». 
По  итогам  2018  года  каждая  2  сельская  школа  имеет  современный 
спортивный зал для занятий физической культурой, в каждой 5 организации 
создана «безбарьерная среда» обучения.   

Ключевым  показателем  системы  дополнительного  образования 

является увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными 
дополнительными  общеобразовательными  программами,  в  том  числе 
техническим творчеством.  

В  организациях  дополнительного  образования  число  детских 

объединений увеличилось с 2017 года на 3,5%.  Доля детей, занимающихся 
в  творческих  объединениях  технической  (6812  человек)  и  естественно-
научной (7954 человека) направленностей увеличилась с 11,5% до 19%.  В 
2018  году  в  области  на  средства  федерального  и  областного  бюджета  в 
объёме  92,5  млн.  рублей  создан  современный  детский  технопарк 
«Кванториум».  В  результате,  по  итогам  2018  года  охват  детей 
дополнительным образованием составил 70,8%. 

Реализуется региональная концепция развития профориентационной 

работы  с  обучающимися  Костромской  области  на  период  до  2025  года, 
направленная  на  обеспечение  рабочими  и  инженерными  кадрами 
предприятий 

региона. 

Открыты 

103 

класса 

технической 

и 

естественнонаучной  направленности,  предусматривающих  углубленное 
изучение 

инженерного, 

биологического, 

сельскохозяйственного, 

информационно-технологического  профиля  (2017  год  –  63).  Всего  в 
профильных  классах  и  классах  профессиональной  направленности 
обучаются свыше 4 тыс. школьников (72% от общего числа обучающихся 
по  программам  среднего  общего  образования).  В  2018  году  более  800 
школьников  (2017  год  –  350)  получали  первую  рабочую  профессию  в 
соответствии  с  выбранным  профилем  на  базе  учреждений  среднего 
профессионального образования.  

В  системе  среднего  профессионального  образования  с  2016  года 

реализуется приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных 
специалистов  и  рабочих  кадров  с  учетом  современных  стандартов  и 
передовых  технологий  («Рабочие  кадры  для  передовых  технологий»).  По 
итогам  2018  года  в  16  профессиональных  образовательных  организациях 
(59%) лицензированы 12 профессий и специальностей из «перечня ТОР-50» 
-  наиболее  востребованных  на  рынке  труда,  новых  и  перспективных 
профессий, требующих среднего профессионального образования.  

18 

 

С 2014 года регион включился в систему Национальных чемпионатов 

«Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», а с 2015 года - в движение 
Абилимпикс  (конкурсы  профессионального  мастерства  для  людей  с 
инвалидностью).  Сегодня  региональные  чемпионаты  проходят  по  41 
компетенции. По итогам участия в полуфиналах и финалах Национальных 
чемпионатов костромичи завоевали 25 призовых мест.   

На базе профессиональных образовательных организаций действует 5 

многофункциональных центров прикладных квалификаций для подготовки 
различных категорий населения по «коротким» программам, 9 ресурсных 
центров  по  ведущим  отраслям  экономики  области,  специализированный 
центр компетенций «Кондитерское дело» на базе ОГБПОУ «Костромской 
техникум торговли и питания» аккредитован по стандартам WorldSkills. 

На 

основе 

различных 

форм 

договоров, 

гарантирующих 

трудоустройство, в том числе, целевых договоров, обучается каждый третий 
студент  профессиональных  образовательных  организаций.  В  результате 
87,4%  от  числа  трудоустроенных  выпускников  работают  по  полученной 
специальности. 

Федеральное 

государственное 

бюджетное 

образовательное 

учреждение  высшего  образования  «Костромской  государственный 
университет»  –  региональный  опорный  вуз  -  получил  статус 
университетского центра инновационного, технологического и социального 
развития  региона.  Наиболее  значимыми  результатами  деятельности  вуза 
стала реализация концепции непрерывного педагогического и инженерного 
образования, включая сопровождение детского технопарка «Кванториум», 
региональной  молодежной  политики,  стратегий  наставничества  и 
волонтерства,  включение  в  разработку  и  сопровождение  проекта 
цифровизации  экономики  региона.  На  завершающей  стадии    находится 
вопрос  создания  в  Костромской  области  Центра  компетенций  ювелирной 
промышленности  на  базе  ФГБОУ  ВО  «Костромской  государственный 
университет».  Вопрос  создания  Центра  поддержан  Минфином  России  и 
Минпромторгом России. 

Наиболее  значимыми  результатами  федерального  государственного 

бюджетного  образовательного 

учреждения 

высшего 

образования 

«Костромская  государственная сельскохозяйственная академия» являются 
участие  в  реализации  концепции  развития  сельскохозяйственной 
потребительской  кооперации  в  Костромской  области  на  период  2018-
2020 годы, создание Регионального информационно-селекционного центра 
по Костромской области, Центра внедрения инновационных технологий в 
строительстве  и  компетенций  по  формированию  комфортной  городской 
среды, 

Информационно-консультационного 

центра 

в 

сфере 

сельскохозяйственного производства, активное сотрудничество с центром 
компетенций  в  сфере  сельскохозяйственной  кооперации  и  поддержки 
фермеров Костромской области, формирование на базе вуза регионального 
отделения    «Российского  союза  сельской  молодёжи»,  развитие  движения 
студенческих  трудовых  отрядов,  осуществляющих  деятельность  в 

19 

 

агропромышленном  комплексе  и  строительной  отрасли  Костромской 
области. 

Всего в 2018 году в гражданские вузы, расположенные на территории 

региона, на образовательные программы высшего образования (программы 
бакалавриата, специалитета, магистратуры) поступило 2723 человека. 

Здравоохранение 

Одним из основных показателей развития здравоохранения является 

ожидаемая  продолжительность  жизни  при  рождении.  В  2018  году  она 
составила 71,87 лет (в 2013 году – 69,86 лет) (рисунок 11). 

Достигнута устойчивая динамика по снижению смертности населения 

в трудоспособном возрасте. С 2013 года уровень смертности сократился с 
16,1  до  14,9  человек  на  1000  населения,  смертность  трудоспособного 
населения  –  с  608,6  до  531,9  человек  на  100  тыс.  трудоспособного 
населения. 

 

Рисунок 11. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 

 

Отмечается  снижение  показателя  младенческой  смертности.  В  2018 

число умерших детей на первом году жизни составило 5,6 случая в расчете 
на 1000 родившихся (в 2013 году – 8,6 случая на 1000 человек родившихся 
живыми). В 2018 году на территории Костромской области зафиксировано 
3  материнские  смертности,  показатель  составил  48,1  случая  на  100  тыс. 
родившихся живыми. 

С  2013  года  стоимость  программы  государственных  гарантий 

оказания  бесплатной  медицинской  помощи  гражданам  в  Костромской 
области увеличилась на 67,7%. 

Открыты  региональный  сосудистый  центр  на  базе  ОГБУЗ 

«Костромская  областная  клиническая  больница  имени  Королева  Е.И.», 
первичные сосудистые центры в Костроме, Галиче, Шарье, 16 первичных 
онкологических  кабинетов.  Получена  лицензия  на  высокотехнологичную 
медицинскую  помощь  по  профилю  «Онкология»  в  2014  году.  Оснащен 
оборудованием ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер». 

69,86

70,05

70,38

70,87

71,81

71,87

2013

2014

2015

2016

2017

2018

20 

 

Открыт  региональный  травматологический  центр  на  базе  ОГБУЗ 

«Городская  больница  г.  Костромы»  в  2015  году,  первичный 
травматологический  центр  в  г.  Волгореченске.  Получена  лицензия  на 
высокотехнологичную 

медицинскую 

помощь 

по 

профилю 

«Травматология» в 2015 году. 

В  целях развития первичной  медико-санитарной помощи открыто 6 

кабинетов врачей общей практики. За последние 5 лет в регион привлечено 
более  240  врачей,  обеспеченности  населения  врачами  увеличился  с  35,5 
человек на 10 тыс. человек в 2013 году до 37,5 человек на 10 тыс. человек в 2018 
году, обеспеченность средним медицинским персоналам сократилась со 119,9 
до 114,2 человек на 10 тыс. человек населения. 

В 2017 году АО «Костромское авиапредприятие» приобретен новый 

вертолет  «АНСАТ»  с  медицинским  модулем,  который  используется  для 
медицинской эвакуации пациентов в Костромской области. 

Культура  

Костромская 

область 

располагает 

уникальным  культурным 

наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время 
и  в  долгосрочной  перспективе  позиционируется  как  регион  с  развитой 
культурной  средой.  Сеть  учреждений  отрасли  «Культура»  региона 
различных  видов  и  форм  собственности  охватывает  все  направления 
деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, 
обеспечивает  конституционные  права  граждан  на  участие  в  культурной 
жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в том 
числе включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений 
и их филиалов, а также частные и ведомственные организации культуры, 
общественные  организации  (в  том  числе  региональные  отделения 
творческих  союзов  писателей,  композиторов,  художников,  театральных 
деятелей, национально-культурные автономии, волонтерские организации), 
частные  кинотеатры,  парки,  музеи.  Показатель  обеспеченности  всеми 
видами учреждений культуры в Костромской области составляет в среднем 
100%.  

Конкурентными  преимуществами  Костромской  области  в  сфере 

культуры,  дающими  основания  для  успешного  и  устойчивого  развития 
отрасли в современных условиях, являются: 

1)  развитая  сеть  учреждений  культуры  и  система  художественного 

образования; 

2)  разнообразие  культурных  и  туристских  брендов,  исторических 

достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими 
событиями  и  людьми,  местных  промыслов  и  ремесел,  уникальность 
музейных  коллекций  и  традиционной  народной  культуры,  самобытность 
сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического 
наследия Костромы и малых городов Костромской области; 

3) высокоразвитое профессиональное искусство; 
4)  системная  реализация  долгосрочных  культурных  событийных 

проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня; 

21 

 

5)  наличие  устойчивых  партнерских  взаимоотношений  между 

областными,  муниципальными,  федеральными,  частными  учреждениями 
сферы культуры, работающими в Костромской области; 

6)  высокий  уровень  межнационального,  межконфессионального  и 

межкультурного согласия (толерантности). 

Развитие  сотрудничества  областных  и  муниципальных  учреждений, 

творческих  коллективов,  работников  культуры,  творческой  и  научной 
интеллигенции,  общественных  организаций  осуществляется  посредством 
реализации 

совместных 

культурных 

проектов, 

информационной 

деятельности,  системы  областных  конкурсов  и  премий,  повышения 
квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются 
субъекты  предпринимательства.  Важными  субъектами  культурной 
политики  являются  социально  ориентированные  некоммерческие 
организации, в том числе творческие союзы, успешно взаимодействующие 
с  органами  государственной  власти  и  учреждениями  культуры, 
объединяющие 

высококвалифицированных 

представителей 

профессионального  и  экспертного  сообществ.  Возрастает  участие 
волонтеров в культурной деятельности. 

Реализуется  комплекс  мероприятий  по  приведению  материально-

технической базы учреждений культуры в нормативное состояние. С 2015 
года  количество  учреждений,  требующих  капитального  ремонта, 
сократилось на 27% и по состоянию на 1 января 2019 года составляет 103 
учреждения культуры. 

Туризм

 

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2018 

году номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по 
сравнению с 2012 годом выросли в 1,3 и в 1,5 раза соответственно. В 2018 
году  достигнут  уровень  946  тыс.  ночевок.  Прирост  численности  лиц, 
размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 
году составил 129,2%. 

В отрасли трудится порядка 5,5–6,0 тыс. человек, что составляет 2% 

от численности рабочей силы по региону.  

В  2017  году  доля  валовой  добавленной  стоимости  туристской 

индустрии  в  ВРП  региона  составила  1,4%,  в  2013  году  величина  данного 
показателя  составляла  1,1%.  Однако  этот  показатель  значительно  ниже 
общероссийских значений – 3,8%. 

Регион  принимает  около  1  млн.  туристов  в  год.  В  среднем  данный 

показатель ежегодно увеличивается на 6,4%. 

Физическая культура и спорт 

В  2018  году  физической  культурой  и  спортом  систематически 

занимались 42,5% от общей численности населения (2013 год – 27,3%). 

На  100  тыс.  человек  населения  приходится  242  спортивных 

сооружения,  по  сравнению  с  2013  годом  их  количество  увеличилось  на 
16,0%. 

22 

 

Уровень  обеспеченности  населения  спортивными  сооружениями, 

исходя из их единовременной пропускной способности, в том числе для лиц 
с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  инвалидов  в  2018  году 
составил 56,1%, что выше уровня 2013 года на 29,3%. 

Экология 

Костромская область относится к одним из наиболее благоприятных с 

точки  зрения  экологии  субъектов  Российской  Федерации.  Это  связано  с 
отсутствием 

в 

регионе 

крупных 

промышленных 

предприятий, 

осуществляющих большое количество выбросов, а также большим числом 
рек, озер, лесных массивов. 

В  2017  году  объем  выбросов  загрязняющих  атмосферу  веществ, 

отходящих от  стационарных источников,  составил  54,4  тыс.  тонн  (в 2013 
году  –  50,2  тыс.  тонн),  что  соответствует  12  месту  в  ЦФО  и  54  –  среди 
регионов России. 

По объему сброшенных загрязненных сточных вод в поверхностные 

водоемы (35,7 млн. куб. м) область находится на 17 месте в ЦФО и 62 месте 
в России.  

 

Глава 3. Конкурентоспособность Костромской области 

 

Сильные стороны Костромской области 

Конкурентными  преимуществами  Костромской  области,  которые 

могут  оказать  благоприятное  влияние  на  социально-экономическое 
развитие региона в перспективе, являются:  

1)  Геоэкономическое  и  геополитическое  положение  Костромской 

области: 

близость  к  г.  Москве  (около  350  км)  позволяет  рассматривать 

значительную  часть  области  как  территорию,  расположенную  в  пределах 
дневной  досягаемости  для  логистических,  транспортных  и  частных 
маршрутов; 

близость  к  г.  Ярославлю  (менее  100  км)  позволяет  рассматривать 

регион как удобную площадку для деятельности компаний, работающих в 
Ярославской  области,  принимая  во  внимание  более  высокую  стоимость 
земли и плотность урбанизации в Ярославской области; 

радиус  1000  км  от  Костромы  охватывает  более  40  млн.  человек,  10 

мегаполисов,  что  обеспечивает  высокую  емкость  потенциального  рынка 
сбыта производимой продукции; 

прохождение через территорию области магистрального водного пути 

по реке Волге дает возможность области реализовать транзитный потенциал 
в  отношении  транспортных,  туристических  и  пассажирских  потоков.  По 
территории  Костромской  области  проходят  основные  железнодорожные 
(связывающие  г.  Москву  с  г.  Владивостоком),  водные  и  автомобильные 
(транспортный коридор «Санкт-Петербург – Екатеринбург») магистрали.  

2) Богатый природно-ресурсный потенциал Костромской области: 

23 

 

лесистость  территории  региона  составляет  74%,  что  обуславливает 

развитие лесопромышленного комплекса в непосредственной близости от 
центра страны; 

минерально-сырьевая  база  полезных  ископаемых  представлена 

преимущественно  месторождениями  строительного  и  агрохимического 
сырья  (глина,  суглинки, керамзитовое сырье, строительный  и стекольный 
песок,  песчано-гравийные  смеси,  известь,  торф,  сапропель,  карбонатные 
породы,  фосфориты).  Широкое  распространение  имеют  минеральные 
подземные воды различного состава и минерализации;  

почвенно-климатические  условия  позволяют  развивать  практически 

все  подотрасли  агропромышленного  комплекса  –  животноводство 
(молочное,  мясное,  птицеводство),  растениеводство  (преимущественно  
технические культуры, картофель, овощи, лен, разведение плодово-ягодных 
культур  и  многолетних  насаждений).  Имеются  большие  площади  земли, 
пригодной для пастбищ и производства животноводческих кормов; 

на  территории  области  расположен  уникальный  для  европейской 

части  России  экологический  природный  комплекс.  На  большей  части 
территории расположены сохранившиеся в естественных условиях леса, что 
является 

предпосылкой 

развития 

санаторно-курортного 

бизнеса, 

природных  заповедников  и  природоохранных  зон,  звероводческих 
хозяйств; 

3)  Наличие  сложившихся  производственных  комплексов.  В  регионе 

сложился  ряд  производственных  комплексов,  имеющих  значительный 
конкурентный  потенциал  во  всероссийском,  а  по  отдельным         
направлениям – в международном масштабе: 

лесопромышленный  комплекс  (фанера,  плиты  ДВП,  ДСП, 

ламинированные  половые  и  настенные  плиты,  пиломатериалы, 
домостроительные комплекты); 

трубный  и  металлообрабатывающий  комплекс  (трубы  для 

газонефтяного комплекса); 

машиностроение  и  химический  комплекс  (оборудование  для 

пищевой,  нефтегазовой,  химической  промышленности,  холодильное, 
теплообменное,  электрощитовое  оборудование,  красильно-отделочное 
оборудование  для  текстильной  и  легкой  промышленности,  технические 
моющие  средства,  огнетушащие  порошки  и  составы  и  другие  виды 
продукции); 

ювелирное производство (более 60% общероссийского производства 

по отдельным видам продукции); 

агропромышленный  комплекс  и  рыбное  хозяйство  (производство 

экологически чистой молочной и мясной продукции, яиц, мёда). 

4) 

Энергетическая 

избыточность 

региона. 

Три 

четверти 

произведенной электроэнергии направляется в другие регионы. 

5) Большая площадь территории при относительно низкой стоимости 

земельных участков. 

24 

 

6) 

Благоприятный 

инвестиционный 

климат, 

современное 

инвестиционное  законодательство  и  сопровождение  инвестиционных 
проектов по принципу «одного окна». 

7) Богатое культурное наследие. На территории Костромской области 

расположены памятники археологии, архитектуры, истории и искусства, в 
том  числе  имеющие  федеральное  значение,  государственный  природный 
заповедник  «Кологривский  лес»,  единственная  в  Европе  лосиная  ферма, 
государственные и частные музеи, потенциально привлекательные как для 
российских, так и иностранных туристов. Город Кострома входит в состав 
туристского 

маршрута 

«Золотое 

кольцо 

России». 

Развиваются 

региональные туристские бренды.  

Слабые стороны Костромской области

 

К 

основным 

вызовам 

социально-экономического 

развития 

Костромской области в настоящее время относятся: 

1) Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в 

том числе вследствие естественной и миграционной убыли. Доля молодежи 
в  структуре  населения  уменьшается,  а  доля  населения  старших  возрастов 
увеличивается.  По  состоянию  на  1  января  2019  года  трудоспособное 
население 

Костромской 

области 

составляет 

52,7%; 

моложе 

трудоспособного  возраста  -  18,5%,  старше  трудоспособного  -  28,8%  от 
общей численности. 

2)  Резкая  дифференциация  уровня  жизни  в  городах  и  сельской 

местности, образование опустевших деревень и неперспективных районов. 

3)  Низкая  производительность  труда  по  сравнению  с  уровнем 

развитых  стран,  обусловленная  высоким  износом  основных  фондов, 
недостаточными темпами технологического перевооружения предприятий, 
невысоким уровнем внедрения инноваций. 

4) Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.  
Сложившаяся  к  текущему  моменту  ситуация  характеризуется 

непривлекательностью  значительной  части  рабочих  мест  для  основной 
массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой 
оплаты и неблагоприятных условий труда). 

Несмотря 

на 

увеличение 

контингента 

профессиональных 

образовательных организаций, неблагоприятная демографическая ситуация 
предыдущих лет привела к нехватке абитуриентов, которые смогли бы через 
несколько  лет  пополнить  ряды  квалифицированных  рабочих  и 
специалистов. 

5)  Недостаточное  развитие  перерабатывающей  промышленности  и 

продовольственная зависимость от поставок из других регионов. 

6) Недостаточная инновационная активность предприятий. 
7) 

Инфраструктурные  ограничения  (состояние  транспортной 

инфраструктуры,  характеризующееся  неразвитостью  железнодорожного 
сообщения 

внутри 

региона, 

неудовлетворительным 

состоянием 

значительной  части  автодорожной  сети,  отсутствием  речного  порта  как 
одного  из  основных  элементов  логистики  доставки  грузов  для  нужд 

25 

 

региональных предприятий в различных сферах экономики, значительной 
нагрузкой на действующий автопешеходный мост через р. Волгу в                   г. 
Костроме  (свыше  35  тыс.  автомобилей  в  сутки),  недостаточно  быстрыми 
темпами газификации региона (по состоянию на 1 января 2019 года в целом 
–  59,72%,  в  том  числе  города  –  72,89%,  сельская  местность  –  30,15%),  а 
также  высокой  стоимость  подключения  к  инженерным  сетям  и 
сооружениям  для  открытия  новых  производств,  в  особенности  – 
энергоемких). 

8)  Проблемы  в  сфере  управления  региональными  финансами 

(дефицит финансовых ресурсов, высокий уровень государственного долга и 
расходов на его обслуживание). 

9) Усиление конкуренции среди субъектов Российской Федерации за 

привлечение  инвестиционных  ресурсов.  По  итогам  2018  года  объем 
инвестиций на душу населения в Костромской области составил                35,0 
тыс. рублей, что значительно ниже среднероссийского уровня          (119,8 
тыс. рублей) и среднего значения по ЦФО (123,8 тыс. рублей). 

10) 

Проблемы  развития  института  государственно-частного, 

муниципально-частного  партнерства  ввиду  отсутствия  свободных 
бюджетных  средств,  вызванного  дефицитом  областного  и  местных 
бюджетов. 

11)  Неконкурентоспособность  мер  государственной  поддержки 

бизнеса по сравнению с действующими инструментами в других регионов 
Центрального федерального округа и Российской Федерации, что является 
существенным  сдерживающим  фактором  для  привлечения  инвестиций  и 
стимулирования предпринимательской активности. 

Возможности развития Костромской области 

Ключевыми  возможностями  для  развития  Костромской  области 

являются: 

1)  Рост  объема  рынков  в  географически  наиболее  приближенных 

субъектах Российской Федерации, входящих в ЦФО. 

2)  Увеличение  объема  инвестиций  в  экономику  региона  (включая 

иностранные  инвестиции)  за  счет  использования  высокого  потенциала 
благоприятного инвестиционного климата, созданного в регионе. 

3)  Создание  условий  для  развития  МСП,  в  том  числе  в 

промышленности и секторе услуг. 

4)  Выход  на  рынок  экологически-чистых  и  фермерских  продуктов 

питания. 

5) Развитие транспортно-логистического кластера за счет реализации 

выгодного географического положения. 

6) 

Применение 

механизмов 

государственно-частного 

и 

муниципального  частного  партнерства  при  реализации  приоритетных  для 
Костромской области инвестиционных проектов. 

7)  Реализация  культурно-туристического  потенциала,  повышение 

роли туристической отрасли в экономике региона. 

8) Развитие IT-индустрии. 

26 

 

Угрозы развития Костромской области 

Ключевыми угрозами развития Костромской области являются: 
1) 

Снижение  конкурентоспособности  продукции  ключевых 

предприятий региона. 

2) Усиливающаяся конкуренция со стороны регионов России за рынки 

сбыта, рабочую силу, инвестиции. 

3) Усиление оттока населения трудоспособного возраста. 
4)  Увеличение  количества  малочисленных  населенных  пунктов 

«вымирающих деревень». 

5)  Снижение  объема  безвозмездных  перечислений  из  федерального 

бюджета. 

6) Уменьшение государственной поддержки отдельных отраслей. 
7)  Опережающее  выбытие  инфраструктуры  ЖКХ  из-за  нехватки 

инвестиций на их модернизацию и восстановление. 

8)  Рост  цен  на  нерегулируемые  виды  топлива  (в  том  числе  горюче-

смазочные материалы и прочие нефтепродукты). 

9) Повышение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. 
 

Раздел II. Приоритеты, цели, задачи и направления  

социально-экономической политики Костромской области 

 

Глава 4. Миссия, цели и приоритеты социально-экономической 

политики Костромской области 

Генеральная  цель  стратегии  социально-экономического  развития 

Костромской области - улучшение качества и уровня жизни населения на 
основе  повышения  конкурентоспособности  региона  и  обеспечения 
устойчивого экономического роста. 

Исходя  из  достигнутого  уровня  и  перспектив  социально-

экономического  развития  региона,  с  учетом  целевых  ориентиров, 
закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года 
№  204  «О  национальных  целях  и  стратегических  задачах  развития 
Российской  Федерации  на  период  до  2024  года»,  определена  следующая 
система стратегических приоритетов Костромской области: 

развитие человеческого капитала Костромской области; 
создание  стабильного  экономического  роста  и  повышение 

конкурентоспособности Костромской области; 

сбалансированное территориальное развитие Костромской области и 

создание комфортных условий для жизни; 

повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области. 
Для 

реализации 

стратегических 

приоритетов 

определены 

стратегические направления, поставлены цели и задачи (таблица 1). 

Достижение  вышеуказанных  целей  будет  осуществляться  как  в 

рамках  реализации  национальных  проектов,  приоритетных  проектов, 
государственных  программ  Костромской  области,  так  и  в  рамках  иных 

27 

 

документов 

планирования, 

реализуемых 

в 

рамках 

социально-

экономического развития Костромской области.  

28 

 

Таблица  1.  Комплекс  стратегических  приоритетов,  направлений,  целей  и  задач  социально-экономического  развития  Костромской 

области на период до 2030 года. 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Развитие 
человеческого 
капитала 
Костромской 
области 
 

Демография 

Повышение численности населения 
Костромской области, увеличение 
доли трудоспособного населения в 
общей численности населения 

Создание благоприятных условий для рождения детей 
Укрепление института семьи 
Обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного 
населения 
Увеличение периода активного долголетия и продолжительности 
здоровой жизни 

Здравоохранение 

Повышение доступности и качества 
медицинских услуг, направленное на 
обеспечение более здоровой и 
длительной жизни всех жителей 
Костромской области 

Развитие системы оказания первичной медико-санитарной 
помощи 
Борьба с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями  
Развитие детского здравоохранения Костромской области, 
включая создание современной инфраструктуры оказания 
медицинской помощи детям 
Обеспечение государственных медицинских организаций 
Костромской области квалифицированными кадрами 
Развитие экспорта медицинских услуг 
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на 
основе единой государственной информационной системы 
здравоохранения (ЕГИСЗ) 

Образование 

Обеспечение доступности и качества 
образования в соответствии с 
меняющимися запросами населения 
Костромской области и 
перспективными задачами развития 
региона 

Обеспечение доступности и повышения качества дошкольного 
образования 
Обеспечение доступности и повышения качества образовательных 
услуг в сфере общего образования 
Обеспечение доступности и повышения качества 
дополнительного образования детей 

Обеспечение доступности и качества высшего и профессиональ-

ного образования в соответствии с меняющимися запросами 
населения и перспективными задачами развития региона 

29 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Культура 

Реализация стратегической роли 
культуры как духовно-нравственного 
основания для формирования 
гармонично развитой личности, 
укрепления единства российского 
общества и гражданской 
идентичности 

Сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение 
гражданам доступа к культурным ценностям 
Создание условий для реализации каждым человеком его 
творческого потенциала 
Совершенствование механизма поддержки социально 
ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих 
деятельность в сфере культуры, путем предоставления на 
конкурсной основе субсидий из областного бюджета 
Обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений 
культуры  
Сохранение и популяризация объектов культурного наследия, 
расположенных на территории Костромской области 
Совершенствование материально-технической базы и создание 
новых объектов в сфере культуры 
Расширение использования информационно-коммуникационных 
технологий в учреждениях культуры 

Физическая 
культура и спорт 

Создание условий, ориентирующих 
граждан на занятие физической 
культурой и спортом, на пропаганду 
спорта как основы здорового образа 
жизни 

Развитие спортивной инфраструктуры 
Обеспечение возможности занятия спортом для всех категорий 
населения на всей территории области 
Совершенствование системы подготовки спортсменов высокого 
класса и спортивного резерва 
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся 
физической культурой и спортом к 2024 году до 57,2% 
Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа 
жизни 
Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса 
«Готов к труду и обороне» (ГТО) 
Повышение кадрового обеспечения в области физической 
культуры и спорта 

30 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Обеспечение доступа социально ориентированным 
некоммерческим организациям к предоставлению услуг в рамках 
региональных программ в области физической культуры и 
массового спорта 

Молодежная 
политика 

Создание условий для успешной 
самореализации молодежи и 
повышению ее роли в жизни региона  

Создание условий для гражданского становления, воспитания 
патриотизма молодежи, развития культуры созидательных 
межэтнических отношений 
Развитие образовательных и воспитательных технологий, 
создание условий для саморазвития 
Создание условий для успешного включения молодежи в 
экономической развитие региона 
Поддержка молодых семей 

Социальная 
защита населения 

 

 

Содействие обеспечению равных 
возможностей для всех членов 
общества, укрепление социального 
единства и недопущения социальной 
изоляции 

Оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в 
трудной жизненной ситуации, в том числе на условиях 
социального контракта 
Развитие конкуренции в сфере социального обслуживания 
Реабилитация и социальная интеграция инвалидов и других 
маломобильных групп населения в Костромской области 
Развитие системы отдыха и оздоровления детей 
Совершенствование материально-технической базы стационарных 
учреждений для престарелых и инвалидов 
Укрепление социальной защищенности работников организаций 
социального обслуживания населения 

Уровень жизни 

Рост материального благосостояния 
населения при снижении 
дифференциации по доходам 

Создание условий для снижения бедности и уменьшения 
дифференциации населения по уровню доходов 
Стабильный рост доходов населения 
Содействие росту заработной платы работников, в том числе 
бюджетной сферы 
Развитие современных форм социального обслуживания 
Повышение уровня и качества жизни сельского населения 

31 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Безопасность 
жизне-
деятельности 

Создание безопасных условий для 

проживания граждан и 
функционирования инфраструктуры 

Активное противодействие преступности 
Формирование эффективной системы предотвращения 
чрезвычайных ситуаций 
Разработка комплекса организационных и технических 
мероприятий по предупреждению и ликвидации пожаров в жилом 
секторе и на социально значимых объектах. 
Разработка и проведение мероприятий по обеспечению пожарной 
безопасности в городских и сельских поселениях, формирование 
системы их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного 
риска. 
Повышение материально-технического обеспечения 
противопожарной службы региона. 
Дальнейшее развитие и совершенствование системы обеспечения 
вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»  
Костромской области. 
Реализация Концепции построения и развития аппаратно-
программного комплекса «Безопасный город», утвержденная 
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 
декабря 2014 г. № 2446-р. 

Экология 

Повышение уровня экологической 
безопасности и сохранение 
природных систем в Костромской 
области, а также снижение 
антропогенной нагрузки на 
окружающую среду при обращении с 
отходами производства и 
потребления в Костромской области

 

 

Предотвращение разрушения естественных экосистем и 
истощения природных ресурсов  
Сохранение экологических условий для развития растительного и 
животного мира 
Сохранение природной среды, в том числе естественных 
экологических систем, объектов животного и растительного мира 
Внедрение экологически безопасных технологий в экономике 
Костромской области 
Снижение негативного влияния отходов производства и 
потребления посредством создания эффективной системы 
обращения с отходами 

32 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Повышение эффективности управления лесами 

Гражданское 
общество 

Поддержание социального 
благополучия и общественного 
согласия, формирование общества, 
основанного на доверии и 
ответственности, включая доверие 
населения к государственным и 
частным экономическим институтам

 

Создание системы коммуникации между гражданами, 

организациями и органами государственной власти

 

Укрепление межнациональных и межконфессиональных 
отношений

 

Развитие социально-ориентированных некоммерческих 
организаций

 

Создание 
стабильного 
экономического 
роста 

и 

повышение 
конкурентоспос
обности 
Костромской 
области 

Отрасли 
перспективной 
экономической 
специализации 
Костромской 
области, в том 
числе: 
обрабатывающие 
производства 
агропромыш-
ленный комплекс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обеспечение стабильного развития 
высокотехнологичных производств, 
характеризующихся высокой 
степенью переработки и обладающих 
устойчивым потенциалом 
динамичного роста 

Содействие росту производительности труда на предприятиях 
базовых несырьевых отраслей экономики 
Содействие увеличению объема производства продукции 
Содействие модернизации производств 
Расширение каналов сбыта продукции 
Развитие кадрового потенциала обрабатывающих производств 

Развитие на территории области 
эффективного, устойчиво 
функционирующего, 
высокотехнологичного производства 
сельскохозяйственной продукции и 
продовольствия 

Повышение конкурентоспособности продукции 
агропромышленного комплекса и обеспечение 
продовольственной безопасности 
Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов в 
агропромышленный комплекс Костромской области 
Улучшение материально-технического состояния подотраслей 
сельского хозяйства, повышение инновационной активности и 
энергетической эффективности сельскохозяйственных 
товаропроизводителей 
Повышение продуктивности, устойчивости 
сельскохозяйственного производства и плодородия почв 
средствами комплексной мелиорации, эффективное 
использование природных ресурсов 
Создание высококвалифицированного кадрового потенциала 
агропромышленного комплекса 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..