Создаем чертежи в Компас 3D - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Создаем чертежи в Компас 3D

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Создаем чертежи в Компас 3D - часть 5

 

 

КОМАНДА ПО КЛАВИШАМ

67

2.5. КОМАНДА ПО КЛАВИШАМ

Многие команды системы имеют клавиатурные аналоги. Вызов ко-

манд с помощью клавиатуры в ряде случаев оказывается самым

быстрым и удобным способом работы. Команда По клавишам выво-

дит на экран раздел справочной системы с описанием всех клавиа-

турных комбинаций системы графического редактора.

В табл. 2.1. дан список команд, имеющих клавиатурные аналоги.

Таблица 2.1. Клавиатурные комбинации

Клавиши и их сочетания Выполняемые действия

Зафиксировать (ввести) точку
Прервать выполнение команды или

закрыть страницу меню

Удалить все выделенные объекты
Вызвать справочную систему
Обновить изображение в активном окне
Убрать все управляющие элементы

системы (панели кнопок, строки

параметров и сообщений) с экрана.

Повторное нажатие клавиш включает

отображение управляющих элементов

на экране
Отменить предыдущую операцию
Повторить отмененную операцию

Сохранить документ
Открыть документ
Завершить работу
Переключить внешний вид курсора

(большой или маленький) Shift+<+>,

Shift+<-> увеличить/уменьшить в К

раз (цифровая клавиатура) масштаб

отображения (точка, где находится кур-

сор, будет помещена в центр экрана).

Коэффициент К устанавливается в диа-

логе настройки системы Ctrl+I Вы(5

рать окно отображения рамкой

Включить/выключить отрисовку сетки

в активном окне

68

СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА

Выделить все содержимое документа

Пролистать изображение на один экран
вверх
Пролистать изображение на один экран
вниз
Пролистать изображение до верхней
границы документа

Пролистать изображение до нижней

границы документа

Пролистать изображение на один экран

влево
Пролистать изображение на один экран

вправо
Пролистать изображение до левой гра-

ницы документа Ctrl+End Пролистать

изображение до правой границы доку-

мента

Вырезать (скопировать и удалить) вы-

деленные объекты в буфер обмена

Скопировать выделенные объекты в бу-

фер обмена

Вставить содержимое буфера обмена в

документ

Переместить

курсор в точку (0,0) текущей системы

координат
Установить

курсор по нормали в ближайшую точку

ближайшего элемента с учетом фоно-

вых видов и слоев 5 (цифровая клавиа-

тура) Установить курсор в ближайшую

характерную точку олижайшего эле-

мента без учета фоновых видов и слоев

Установить

курсор в ближайшую характерную точ-

ку ближайшего элемента с учетом фоно-

вых видов и слоев
Установить

курсор в середину ближайшего к поло-

жению курсора примитива (дЛя окруж-

ности - встает в центр, для текста - в се-

редину основания)

КОМАНДА ПО КЛАВИШАМ

69

Установить курсор в точку пересечения

двух ближайших к положению курсора

примитивов
Привязка к ближайшему элементу про-

тив направления оси ОY текущей систе-

мы координат
Привязка к ближайшему элементу по

диагонали между положительным нап-

равлением оси ОХ и отрицательным

направлением оси OY текущей системы

координат
привязка к ближайшему элементу про-

тив направления оси ОХ текущей систе-

мы координат

Привязка к ближайшему элементу по

направлению оси ОХ текущей системы

координат
Привязка к ближайшему элементу по

диагонали между отрицательным нап-

равлением оси ОХ и положительным

направлением оси OY текущей системы

координат
Привязка к ближайшему элементу по

направление оси OY текущей системы

координат
Привязка к ближайшему элементу по

диагонали между положительным нап-

равлением оси ОХ и положительным

направлением оси OY текущей системы

координат
Вызвать Список задач Windows
Переключиться на другое активное при-

ложение Windows

Вызвать контекстное меню
Закончить ввод или редактирование

текста с его сохранением

Перевести выделенные символы в верх-

ний регистр
Перевести выделенные символы в ниж-

ний регистр

7 0

СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА

Перевести выделенные символы в лати-
нские
Перевести выделенные символы в ки-
риллические

Начать новую строку с запрещением ее
нумерации

2.6. КОМАНДА ПО КОМАНДАМ

Нажатие кнопки мыши на эту команду выводит на экран справоч-
ную систему КОМПАС-График (рис. 2.5). Выбрав одну из перекре-
стных ссылок, можно получить доступ к разделам системы помощи.

Команда О программе выводит на экран информацию о версии

чертежно-графического редактора КОМПАС-График (рис. 2.6).

файл Правка Закладка Параметры Справка

Рис. 2.6

7 2

СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

3 . 1 . ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

На панели управления расположены кнопки для вызова часто исполь-

зующихся команд. Состав панели можно изменить (увеличить или

уменьшить количество кнопок в зависимости от выполняемой зада-

чи) с помощью интерактивного окна настройки системы графическо-

го редактора. Для быстрого вызова необходимой команды необходимо

нажать соответствующую кнопку на панели управления (рис. 3.1).

Рис. 3. J

Многие команды на панели управления продублированы в Стро-

ке меню.

Изображение кнопок, их название и функциональное назначение

представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Кнопки панели управления

Изобр.
кнопки Название кнопки Функциональное назначение

Удаляет выделенные объекты
Создает новый файл трехмерной детали
Создает новый лист чертежа
Создает новый фрагмент чертежа

Открывает в новом окне уже сущест-

вующий документ
Сохраняет документ

Удаляет выделенные объекты и поме-
щает их в буфер обмена
Копирует выделенные объекты в буфер
обмена

Вставляет копию содержимого буфера

Отменяет предыдущее действие

Повторяет предыдущее действие
Позволяет изменить масштаб отобра-

жения в активном окне с помощью

прямоугольной рамки

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ

73

Позволяет увеличить масштаб отобра-

жения в активном окне в опреде ленное
количество раз

Позволяет уменьшить масштаб отоб-

ражения в активном окне в опре-

деленное количество раз

Позволяет сдвинуть изображение в
окне
Позволяет плавно приблизить или
отдалить изображение
Позволяет восстановить утраченные
элементы чертежа
Изменяет масштаб отображения в ак-
тивном окне таким образом, чтобы на
экране были видны все графические
объекты документа
Позволяет войти в режим предвари-
тельного просмотра и печати доку-
ментов

Позволяет получить справку по каж-

дой кнопке в интерфейсе чертежно-

графического редактора

3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ

Инструментальная панель находится в левой
части окна и состоит из пяти отдельных страниц.
Каждая содержит определенное количество кно-
пок, объединенных по функциональному приз-
наку. Инструментальная панель разделена на три

части: панель переключения, панель инструмен-
тов и панель специального управления (рис. 3.2).

3.2.I. Панель переключения

На панели переключения расположены пять

кнопок.

j&| кнопка Панель геометрии. Предназна-

чена для режима ввода геометрических
объектов.

74

СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

кнопка Панель размеров. Предназначена для режима ввода

простановки размеров и технологических обозначений.
кнопка Панель редактирования. Предназначена для режи-

ма редактирования чертежно-конструкторской докумен-

тации.
кнопка Панель измерений. Предназначена для режима изме-

рения координат, длин, углов и площадей геометрических.

объектов.
кнопка Панель выделения. Предназначена для режима выде-

ления графических объектов.

3.2.2. Панель инструментов

Каждая из пяти кнопок вызывает свою панель инструментов, сгруп-

пированных по функциональному признаку (рис. 3.3).

3.2.3. Панель специального управления

На панели специального управления расположены кнопки, с по-

мощью которых выполняются специальные действия, такие как ввод

объекта, прерывание текущей команды, включение автоматического

создания объекта и т.д.

В зависимости от выполняемой команды набор кнопок на панели

может быть различным.

3.3. ПАНЕЛЬ ГЕОМЕТРИИ

На этой панели находится 12 кнопок команд для создания геометри-

ческих примитивов.

ПАНЕЛЬ ГЕОМЕТРИИ 75

3.3.1. Ввод точки

Команда Ввод точки jJ позволяет начертить одну или несколько то-

чек. При этом можно явно указывать их положение, перемещая кур-

сор по экрану мышью или клавишами. Можно также вводить значе-

ния координат точки в полях строки параметров объектов и изме-

нять стиль ее отрисовки.

Данная команда имеет панель расширенных команд, где можно

выбрать нужный способ ввода: точки по кривой и точки пересечения

двух кривых. Панель расширенных команд можно вызвать на экран,

если нажать на кнопку Ввод точки и, не отпуская ее, выбрать из

предложенных вариантов нужный режим ввода точки (рис. 3.4).

3.3.2. Непрерывный ввод объектов

Команда Ш1 (Непрерывный

ввод объектов) позволяет вы-

чертить непрерывную последо-

вательность отрезков, дуг и

сплайнов.Начальная точка сле-

дующего объекта автоматически

устанавливается в конечную

точку предыдущего.

После вызова команды в

строке параметров объектов кро-

ме собственно полей ввода параметров отображаются несколько до-

полнительных кнопок: отрезок, дуга по трем точкам и кривая Безье.

Используя их, можно строить сегменты нужного типа (рис. 3.5).

Рис. 3.5

По умолчанию (если не была нажата какая-либо кнопка в строке

параметров объектов) строится последовательность отрезков с кон-

цами в указываемых точках.

Если нажать одну из кнопок в строке параметров объектов для

переключения на другой тип элемента, из развернувшейся панели

можно выбрать другой вариант построения выбранного объекта: па-

раллельный отрезок, перпендикулярный отрезок, касательный к

кривой отрезок из внешней точки и NURBS-кривая.

76 СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

Чтобы закончить ввод последовательности объектов, не замыкая

ее, и начать ввод новой последовательности объектов, вызовите ко-

манду Новый ввод в строке параметров объектов.

Чтобы закончить ввод последовательности объектов, замкнув ее,

и начать ввод новой последовательности объектов, вызовите коман-

ду Замкнуть из контекстного меню или нажмите кнопку Замкнуть в

строке параметров.

3.3.3. Вспомогательные прямые

Команда Ш (Вспомогательные прямые) позволяет начертить одну

или несколько произвольно ориентированных вспомогательных

прямых линий. При создании прямых можно явно указывать поло-

жение характерных точек, перемещая курсор по экрану мышью или

клавишами. Также можно вводить значения координат точек и дру-

гие параметры в полях строки параметров объектов.

Данная команда имеет панель расширенных команд, где можно

выбрать нужный способ ввода вспомогательных прямых (рис. 3.6):

- горизонтальная вспомогательная прямая;
- вертикальная вспомогательная прямая;
- параллельная вспомогательная прямая;
- перпендикулярная вспомогательная прямая;
- касательная вспомогательная прямая из внешней точки;
- касательная вспомогательная прямая через точку кривой;

- вспомогательная прямая, касательная к двум кривым;
- биссектриса.

3.3.4. Отрезок

Команда Ш (Отрезок) позволя-

ет начертить один или несколько

произвольных отрезков прямых.

Вычерчивается отрезок с конца-

ми в двух указанных точках. При

этом можно явно указывать по-

ложение характерных точек, пе-

ремещая курсор по экрану  р

и с

 д ^

мышью или клавишами. Также

можно вводить значения координат точек и другие параметры в по-

лях строки параметров объектов.

ПАНЕЛЬ ГЕОМЕТРИИ

77

Данная команда имеет панель расширенных команд, где можно

выбрать нужный способ ввода отрезка (рис. 3.7):

- параллельный отрезок;
- перпендикулярный отрезок;
- касательный отрезок из внешней точки;
- касательный отрезок через точку кривой;
- отрезок, касательный к двум кривым.

3.3.5. Ввод окружности

Команда Ш. (Ввод окружности) поз-

воляет начертить одну или несколько

окружностей. Вычерчивается окруж^

ность с заданным центром, проходя-

щая через указанную точку. При этом

можно явно указывать положение ее

характерных точек, перемещая курсор

по экрану мышью или клавишами.

Также можно вводить значения ради-

уса, координат центра и точки на окружности в полях строки пара-

метров объектов.

Данная команда имеет панель расширенных команд, где можно

выбрать нужный способ ввода отрезка (рис. 3.8):

- окружность по трем точкам;
- окружность, касательная к кривой;
- окружность, касательная к двум кривым;
- окружность, касательная к трем кривым;
- окружность по двум точкам.

3.3.6. Дуга по трем точкам

Команда Ш (Дуга по трем точкам) поз-

воляет начертить дугу, проходящую че-

рез три заданные точки. Необходимо пос-

ледовательно указать курсором три точ-

ки, через которые должна пройти дута.

Есть еще одна команда, с помощью

которой можно выбрать нужный спо-

соб ввода отрезка (рис. 3.9)

78

СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

Команда (Дуга по центру и двум точкам) позво-

ляет вычерчивать дугу с заданным центром, проходя-

щую через две указанные точки. Радиус окружности оп-

ределяется по первой точке. При создании дуги можно

явно указывать положение ее характерных точек, пере-

мещая курсор по экрану мышью или клавишами. Также

можно вводить значения координат центра, радиус и

другие параметры в полях строки параметров объектов.

3.3*7. Ввод эллипса

Команда $£ (Ввод эллипса) позволяет начертить один или несколь-

ко эллипсов. Для вызова команды нажмите кнопку Эллипс на

инструментальной панели геометрии. Вычерчивается эллипс с за-

данным центром, проходящий через две указанные точки.

При создании эллипса по центру и размерам полуосей можно яв-

но указывать положение его характерных точек, перемещая курсор

по экрану мышью или клавишами. Также можно вводить значения

координат центра, размеры полуосей и другие параметры в полях

строки параметров объектов.

При создании эллипса по диагонали габаритного прямоугольни-

ка (кнопка ) можно указать курсором начальную и конечную точ-

ки, определяющие диагональ прямоугольника. Также можно задать

координаты точек и угол наклона диагонали в соответствующих по-

лях строки параметров объектов.

3.3.8. Ввод кривой Безье

Команда Ввод кривой Безье позволяет начертить одну или несколь-

ко кривых Безье. Для вызова команды нажмите кнопку (Кривая

Безье) на инструментальной панели геометрии (рис. 3.10).

Положение характерных точек кривой можно изменять непосре-

дственно в процессе рисования. Для этого вызо- ввод ломаной

вите команду Редактировать точк™ из контек-

стного меню или нажмите кнопку ^J на панели

специального управления. Система перейдет в ре-

жим редактирования характерных точек кривой,

и вы сможете изменить положение любой из уже

созданных характерных точек.

Для фиксации начерченной кривой нажмите

кнопку J (Создать объект) на панели специаль-

ного управления.

ПАНЕЛЬ ГЕОМЕТРИИ

79

Команда Ввод кривой Безье имеет панель расширенных команд

из двух команд: NURBS-кривая и Ломаная линия (рис. 3.10).

3.3.9. Фаска

Команда 31 (Фаска) позволяет построить одну или несколько фа-

сок между пересекающимися геометрическими объектами. Необхо-

димо указать курсором два объекта, между которыми необходимо

построить фаску.

Возможны два варианта задания параметров для построения фас-

ки. В первом случае в полях строки параметров объектов необходи-

мо ввести длину фаски на первом объекте и угол фаски. Другой ва-

риант: нажмите кнопку li (Задание параметров фаски) (рис. 3.11).

Длина фаски

на первом объекте Угол фаски

u p ) J ап;45.0

Рис. 3.11

Во втором случае значения длин фаски задаются на первом и вто-

ром элементах. Для переключения на нужный вариант следует на-

жать правую кнопку мыши, при ранее нажатой кнопке Фаска, и в

появившемся контекстном меню выбрать команду Длина + угол.

При переключение внешний вид кнопки меняется, а рядом с коман-

дой меню появляется флажок (рис. 3.12).

Рис. 3.12

Если вы нажмете на кнопку Задание параметров фаски, ее внеш-

ний вид изменится. Необходимо выбрать один из двух режимов: 21

(Фаска по длине и углу) либо JJ (Фаска по двум длинам).

80

СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

В строке параметров отображаются также две кнопки, с помощью

которых можно управлять способом построения фаски. Они определя-

ют, нужно ли усекать остающиеся части первого и второго элементов:

- усекать первый элемент;
- не усекать первый элемент;
- усекать второй элемент;
- не усекать второй элемент.

Отрезок, изображающий фаску, вычерчивается тем стилем ли-

нии, который имеет первый указанный объект.

За один вызов команды можно построить произвольное количество

фасок. Завершить ввод фасок можно, нажав клавишу Esc или кнопку

Прервать команду на панели специального управления.

Команда Фаска имеет панель расширенных ко-

манд (из одной команды). Если нажать левую кноп-

ку мыши и не отпускать ее, появится новая команда

Фаска на углах объекта (рис. 3.13).

Данная команда позволяет строить фаски на углах

прямоугольника и многоугольника, созданных с по-

мощью соответствующих операций, в то время как с

помощью команды Фаска это сделать невозможно. В

этом случае нужно указать курсором лишь один угол

многоугольника, на котором необходимо построить

фаску. Первым элементом для построения фаски бу-

дет считаться ближайший к указанной точке сегмент.

3.3.10. Округление

Команда Скругление позволяет построить скругление дугой ок-

ружности между двумя геометрическими примитивами. Для вызова

команды нажмите кнопку на инструментальной панели геомет-

рии. Затем укажите курсором два объекта, между которыми необхо-

димо выполнить операцию.

Нужное значение радиуса скругления можно ввести в соответствую-

щем поле строки параметров объектов (рис. 3.14).

В строке параметров отображаются также

две кнопки, с помощью которых можно управ-

лять способом построения скругления. Эти

кнопки определяют, нужно ли выполнять усе-

чение остающихся частей первого и второго элемента. Значение этих

кнопок аналогично значению команды Фаска.

ПАНЕЛЬ ГЕОМЕТРИИ

81

Команда Ш (На углах объекта) позволяет скруглить углы лома-

ной или многоугольника. Укажите курсором угол многоугольника

или ломаной. Нужное значение радиуса скругления можно ввести в

соответствующем поле строки параметров объектов.

В строке параметров отображается кнопка Обработка углов кон-

тура, а в контекстном меню - команда Ш (Все углы контура), с по-

мощью которой можно задать од-

новременное построение скругле-

ний на всех углах контура. Кнопка

BI позволяет выполнить скругление

на указанном угле (рис. 3.15).

3.3.17. Прямоугольник по диагонали
Команда Н (Прямоугольник по диагонали) позволяет построить

один или несколько соответствующих геометрических фигур. Будет

вычерчиваться обычный прямоугольник, при его построении нужно

сначала указать первую, а затем вторую точки вершин. Можно ввес-

ти значения координат вершин прямоугольника, а также его шири-

ны и высоты в полях строки параметров объектов (рис. 3.16).

Координаты точки Координаты точки

первой вершины второй вершины Длина

прямоугольника прямоугольника прямоугольника

Высота

прямоугольника

Рис. 3.16

Построенный прямоугольник - это единый объект. Он будет вы-

деляться, редактироваться и удаляться целиком.

Команда Прямоугольник по диагонали имеет панель расширен-

ных команд: Прямоугольник по центру и углу и Правильный много-

угольник (рис. 3.17).

Команда М (Прямоугольник по центру и уг-

лу) позволяет построить прямоугольник, указав

его центр и угловую точку.

Команда J2J (Правильный многоугольник)

позволяет построить один или несколько пра-

вильных многоугольников по заданному числу

сторон. Для построения многоугольника нужно

указать точку центра базовой окружности, затем

точку на этой окружности, определяющую много-

82 СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ

угольник, и ввести число его вершин, значения координат центра ок-

ружности, а также точки на ней в полях строки параметров объектов.

Также можно задать значения радиуса окружности и угла наклона

многоугольника (рис. 3.18).

Рис. 3.18

Для переключения варианта построения (по вписанной или опи-

санной окружности) используйте команду Л] (По вписанной ок-

ружности) в контекстном меню или кнопку Способ построения в

строке параметров. При переключении внешний вид кнопки меняет-

ся и появляется команда Ш (По описанной окружности).

3.3.12. Штриховка

Команда Ш (Штриховка) позволяет заштриховать одну или нес-

колько областей в текущем виде чертежа или фрагменте.

Если перед запуском команды были выделены какие-либо объекты,

на экране появляется диалоговое окно с запросом, нужно ли использо-

вать эти объекты как границы штриховки. Для подтверждения нажмите

кнопку Да, и система сразу построит возможную штриховку (рис. 3.19).

Рис. 3.19

После вызова команды на панели специального управления отоб-

ражается несколько кнопок. Используя их, можно задавать границы

штриховки различными способами: кнопкой Ы (Ручное рисование

границ) и кнопкой М (Обход границы по стрелке). По умолчанию

(если не была нажата какая-либо кнопка на панели специального уп-

равления) ожидается ввод точки для автоматического определения

границ штрихуемой области, внутри которой указана точка.

Чтобы указать в качестве границ существующие геометрические

объекты, нажмите правую кнопку мыши на поле документа. На экра-

не появится специальное меню с различными вариантами указания

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..