Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 14

 

 

и часто встречаемом в различных коллекциях (см. стр. 98).    Происхождонио

 

отой   утвари доволыю   древнее,  времен   галлылтаттского   периода,  стало  быть,

 

примерно,   мсжду 800—400 гг. до Р. Хр.    Ее принимали прежде за курилышцу

 

и ставили прорезным концом вворх.  Но такую утварь находили и в обрат-

 

ном  положенииг,   иравилыюсть  которого установлена была в особснности темъ

 

обстоятельством, что эта маленькая печь — мы должны ее назвать этим Ише-

 

немъ—стояла на глипяных тарслках, неизменно обнаруживавших явственные

 

следы соприкосновения с краем прорезяой частп, а не противоположной, снаб-

 

женной   втулками.    Таким   образом   выяснилось,   что в данном случае дело

 

шло не о курильницах, а о пе-

 

чах. ИИодтверждение этого было

 

представлено    также   Р у д о л ь -

 

фом Вирховым, видевшимъ

 

во время своего путешествия по

 

ИспаниИИ, примерпо лет 20 тому

 

назад, такия же глишяные  печи

 

в  деле.    Исианские ремеслен-

 

шики,   еще  ИИ  поныие работаю-

 

щие в нсболыпих городах на

 

улице,   следуя  в  этом  отно-

 

шопии   мавританскому   обычаю,

 

Июльзовались этими печами для

 

ИИлавления мсталла, который 

опи

 

помещали па чаше, покоящейся

 

на   шости   втулках   печи   (въ

 

других почах таких втулокъ

 

всего три); кроме того, печи слу-

 

агат и для приготовления пищи.

 

Прорезная    часть   наполняется

 

углями, горючие газы которых,

 

обойдя  и  накалив  чашу, имеют свободный выход чорез промежутки между

 

втулками, верхшш   краем  печи и чашою.    Весьма сходную с этими печами,

 

зачастую прямо тождествеИИИИую форму обнаруживают, как известио, и глиняныя

 

печи северной Африки, от Марокко до Египта.

 

Дровпие  отливаля  из  бронзы  всевозможнейшия  орудия,  утварь,  орулсия  и 

украшения.  Особенно  искуспо  отлиты  богато  разукрашенпые    висячия  тарелки, 

толщиною  не  более  1  мм.  Красивые  мечи,  равно  как  и  кинжалы,  наконечники 

копий,  топоры  (кельты),  ножи,  серпы  и  пр.  также  свидетельствуют  о  высокомъ 

искусстве  их  изготовителей.  Далее  изготовлялись  для  пошения  многочисленныя 

броизовые  украпиения, часто порал ающия прямо художествонною работою.

 

Бронза  древних,  так  назыв.  „благородная  бронза",  состоит  из  сплава 

меди  и  олова  в  тишическом  отношепии  9:1.  Другие  металлы  встречаются  въ 

качестве  примеси  лишь  в  виде  некоторых  следов.  Впоследствии,  однаию, 

именно,  со  времен  Римской  империи,  стали  прибавлять  к  бронзе  цинк,  такжо 

олово,  с  целью  сделать  ее  болео  легкоплавкою.  Практиковалась  такжо  умыш- 

ленная  прибавка  и  других  металлов,  в  особенности  сурьмы  для  зеркальнаго 

металла; с этой последнею целью сурьма применяется часто и в чистом виде.

 

 

Прибавление   сурьмы  окрашивает бронзу в  серый цветъ;  тот же результатъ 

даот также часто наблюдаемая примесь мышьяка.

 

На  ряду  с  бронзою  мы  видим  употребление  и  дру- 

гого металла — золота, применяемого для изготовления са- 

мостоятельных  и  дополнителъных  украшений,  а  равно  и 

сосудов,  местами  также  для  выделки  парадного  орудия, 

Еак,  напр.,  золотого  топора,  какой  найден  был  в  Мер- 

зебурге  и  хранится  в  Королевском  музее  народоведения 

в Берлине.

 

Первым железом, с которым, вообще, начали ра- 

ботать,   было   метеорное железо, встречающееся на земле 

отнюдь не так редко, как это, вообще, думают.    Намъ 

известно, что многие народы, эскимосы, индейцы, африкан- 

ския племена, пользовались вначале для изготовления ножей 

и наконечников стрел метеорным железомъ;  далее, 

миеы различных  народов повествуют нам о том, 

что железо явилось к ним с неба. Но впервые при- 

менепное метеорное железо не  переплавлялось, а упо- 

треблялос в виде камня же, которому только ударами 

молота и шлифованием   придавалась  желаемая  форма, 

совершенно так, как это делают еще кое-где и ныне 

эскимосы и индейцы.

 

Гэматит  также  нашел  себе  уже  очень  раннее 

Брименение,  в  особенности  в  северо  восточной  Африке, 

но  опять-таки  в  виде  камня.  Таким  образом,  насто- 

ящую  железную  эпоху  можно  считать  только  с  того 

времени,  когда  познакомились  с  добыванием  железа 

из руды и с выплавкою его в доменных печах.

 

Когда  железо  вошло  в  употребление  у  нас,  предки 

напш,  по  всей  вероятности,  уже  в  очень  скором  вре- 

мени  решили  поставить  себя  в  независимость  отъ 

привоза  из  других  стран  и  стали  производить  его 

дома  сами.  Действительно,  во  многих  месторожденияхъ 

железной  руды  или  дернового  железняка  мы  находимъ 

железные  шлаки,  оставшиеся  после  выплавки,  а  местами 

и  доменные    печи,  совершенно  тождественные    с  теми, 

какия  употребляются  еще  в  настоящее  время  африкан- 

цами (см. стр. 99).

 

Для того, чтобы получить ясное представление о ча- 

стях плавяльных печей и остатках маленьких горнов, 

которые земля сохранила для нас в разных местахъ 

с доисторического времени, нам опять придется обра- 

титься к народам, еще и поныне добывающим и обра- 

батывающим свое железо первобытнейшим способом. 

Во   многих   областях   центральной   Африки  негры, несмотря на низкую 

ступепь  своей  культуры,  искони славящиеся, как превосходные кузыецы, скла- 

дывают вместе руду и уголь, покрывают кучу слоем глины, проводят внутрь

 

 

 

 

песколыю  трубок  для  БдуваИИия  воздуха.  а  вверху  трубку  для  выхода  горючихъ 

газов  и  раздувают  затем  огонь  до  плавильного  жара  мехами,  состояидими 

из  выдолбленных  древесвых  стволов.  Вьтшиавленное  железо  собирается  внизу 

в  виде  богатых  железом  шлаков  и  выпускается  сбоку,  после  чего  его  очищаютъ 

повторным  переплавлением  и  выковывапием

г

ь  холодным  способом,  т.  е.  уда- 

рами камнем.

 

Лучше  уже  устроены  плавилышя  печи  джуров,  так  называомые    „иииу", 

изображепие  которых  привез  нам  проф.  Швейнфурт.  Вот  что  оп  пи- 

шет  о  нихъ:  „Глиняная  плавильная  печь  для  добывания  железа  имеот  в  вы- 

Ипину  1,з  метра.  Она  снабжена  чотырымя  отдушинами  для  вставлепия  трубок, 

чрез которые  иаиравляют сильпый ток воздуха к основанию печи. Впереди

 

одтюго  из  отверстий  помещается  яма,  служащая 

приомником  шлаков.  Продольный  разрез  печи 

,  показывает  нам  кубковидпое  расширеиие  на 

верхнем  конце,  которое  предназначено  для  по- 

мещения  бурого  железняка,  встречающагося  въ 

этой  стране  повсюду  в  громадных  количествах. 

Шахта  наполняется  дре-весным  углом  до  рас- 

ИИшренного  места  и  затем  зажигается  снизу. 

Огон  под  копец  разгорается  настолько  силыю, 

что  пламя  проходит  сквозь  всю  массу  руды  и 

выбиваотся  в  верхнсе  отверстие.  По  прошествип 

40  часов  частички  железа  начинают  просачи- 

ваться  в  капельвой  форме  через  раскаленные 

угли  и  собираются  в  виде  шлаков  на  дне  под- 

ставки.  Шлаки  эти  въишмаются  чероз  одеу  изъ 

отдушин  и  впоследствии  очищаются  ударами 

камнем  и  повторпым  нагреваиием  в  пламени 

плавилыюй 

печи 

от 

всехъ 

миноральных  примесей,  иока  все  железиые    капли  не  сварятся  в  одыородную 

массу, дающую превосходттое ковапое железо".

 

„Процесс  обжигания  руды  у  бонгов  ттредставляется  до  некоторой  стопеиш 

болео  совершенным,  но  и  их  плавильная  печь,  так  называемая  „Ьегг",  не 

выше  1,5—1,7  метра.  Причину  этого  нужно  искать  в  отсутствии  извести  у  всехъ 

указанных  народов  и  в  полнейшем  незнакомстве  их  с  кирпичною  кладкою, 

почему  они,  ради  интересов  прочности,  вынуждепы  доволъствоватъся  печами  более 

скромпых  размеров.  Более  значительные    печи,  при  однородности  глиняной 

массы,  из  которой  оне  построоны,  накаляясь,  неминуемо  повели  бы  к  обра- 

зованию треицин и к опасности полного разрыва".

 

„В  продолыюм  разрезе,  проводенном  через  плавильную  Иючь,  имеющую 

форму  колокола,  мы  замечаем  три  отделония,  из  коих  среднее  предназначено 

для  чередующихся  послойно  железиюй  руды  и  древесного  угля,  а  верхнее  и 

нижнее  наполнены  одним  углем.  От  нижняго  отделения,  являющагося,  татсъ 

сказать,  подножьом  или  фуыдаментом,  сродпее  отграничивается  кольцеобразнымъ 

утолщением  внутренней  стенки  печи,  служащей  заплечиками.  Верхнее,  шаро- 

образпое  отделение  ооедипяется  со  средним  только  очень  узким  отверствием, 

задача  которого  сводится  к  усилению  воздушной  тяги.  Ввизу  печи  устроены 

четыре отвсрстия со вставленными в них трубками для вдувания воздуха; пятое

 

 

отверстие, закрываемое по желанию глиною, иредназначено для жзвлечения скопляю- 

Ицихся в яме шлаковъ".

 

„Четыре  трубки,  вставленйые    в   отверстие   (оне  изображены па  нашемъ 

рисунке, стр. 99), приводятся в соедипение посредством такого же числа мехов,

 

 

с  целью  прогнать  через  печ  ток  воздуха  и  тем  усилить  процесс  горения. 

Мехи  состоят  из  двух  замыкаемых  сверху  кожанъими  мешками  глиняньтхъ 

сосудов,  трубчатые    отверстия  которых  открываются  в  отверстия  третьяго  гли- 

няного же сосуда".

 

„Воздух,  содержащийся  в  помещенных  рядом  глиняных  сосудах,  сда- 

вливанием  натянутых  над  их  верхним  отверстием  мешков  выталкивается 

и • соединяется в трубчатом сосуде в одпу струю. Все негритянские народьи

 

Африки  пользуются  подобным  аппаратом  для  раздувания  огня  на  кузнечномъ 

горне; встречающиеся там и сям видоизменения в материале и наружной форме 

не  имеют  особенного  значения.  Соединение  обеих  чередующихся  струй  въ 

одну  имеет  задачею  возместить  отсутствие  клапана,  устройство  которого  негри- 

тянским  народам  осталось  неизвестным.  Впрочем,  от  времени  до  времени 

предпринимались  попытки  в  этом  направлении,  поскольку  в  кожаных  меш- 

ках  или  на  рукоятке  посреди  них  делали  маленькия  отверстия.  так  что  рука, 

покоющаяся  на  ней,  могла,  по  желанию,  открывать  и  закрывать  мешки.  Мехи 

древних  египтян,  как  можно  заключить  по  сохранившейся  в  Еивах  стенной 

живописи,  равным  образом  всегда  выпускали  воздух  через  две  трубки:  мехи, 

установленные  попарно,  сдавливались  ногами  и  затем  растягивались  помощъю 

веревки.  Были  ли,  однако,  они  снабжены  клапаном  вроде  нашего  современнаго, 

представляется, в виду двойной трубки с отверстиями, весьма сомнительнымъ".

 

„Кузнецы  бонгов  обыкновенно  пользуются  и  в  качестве  наковальни,  и  въ 

качестве  молота  гладким  гнейсовым  камнем  или  булыжником.  Во  всякомъ 

случае,  единственною  рукояткою  этого  примитивного  орудия  является  жилистая 

рука самого кузнеца".

 

„Кузнечными  клещами  служит  расщепленный  кусок  свежого  дерева.  На- 

значение  их  вынимать  раскаленную  до-Ерасна  массу  из  горна  и  фиксировать  ее 

во  время  выковывания.  Другия  орудия,  еслж  не  считать  небольшого  долота,  слу- 

жащого  для  выравнивания  краев  и  изготовления  тонких  зубцов  и  крючковъ 

в  копьях  и  стрелах,  у  кузнецов  бонгов  совершенно  отсутствуют.  Вполне 

тождественные  щипцы  Шпеке  видел  у  ваньямвезиев.  Для  обработки  мелкой 

железной  утвари  применяется  маленькая  железная  наковальня,  которою  иногда 

пользуются также в качестве молота".

 

Железо  в  Африке  выковывается  каменными  молотом  и  наковальнею  въ 

оружие  и  железные    деньги,  имевшия  форму  лопат  или  наконечников  стрел. 

Таких  же  кузнецов  мы  встречаем  и  у  азиатских  народов.  У  татар  каждый 

человек  приготовляет  себе  железо,  как  он  готовит  себе  и  хлеб.  Не- 

болыное  полое  пространство,  вместимостъю  в  два  кубических  дециметра,  въ 

кухне  с  дымовой  трубою,  выходящею  прямо  с  пола,  снабжено  спереди  дверцею 

для  наполнения  руды,  а  сбоку  —  отверстием  для  раздувальных  мехов.  Лушаи, 

живущие  между  Бенгалиею  и  Бирманом,  строят  плавильные    печи  из  камней. 

Судя  по  сохранившимся  остаткам,  плавильные    печи  наших  прародителей  были 

похожи на печи африканских народов.

 

Во  многих  местах  пайдены  доисторическия  трубки  для  раздувания  огня, 

напр.,  трубки,  из  Мондшютца  (Силезия)  и  Лушвитца  (Позенъ),  хранящияся  въ 

Берлинском  музее  народоведения.  В  Силезии,  близ  Шлаунитца  и  Монхмо- 

чельнитца,  нашли  также  многия  доменные    печи,  совершенно  тождественные    съ 

центральио-африканскими.  Над  круглым  основанием  печи  в 

з  метра  глу- 

бины  и  в  1  метр  в  поперечнике  поднимается  глиняный  кожух,  вышиною  въ 

70  стм.  и  толщиною  в  10  стм.,  снабженный  вверху  отверстием  для  горючихъ 

газов,  внизу  двумя  воздуходувными  трубками,  шириною  в  2  стм.,  и  выпускнымъ 

отверстием.

 

Вблизи  местонахождения  плавильных  печей  имеются  превосходные    желез- 

пые    руды,  и  так  как  металл  вьшлавлялся  на  древесных  углях,  то  стано- 

вится понятною необычайная мягкость древняго железа, удивляющая нас въ

 

мечах,  находимых  в  гробницах.  Мечи  эти,  по  болылей  части,  вместе  с  нож- 

нами  согнуты  в  несколъко  раз,  точно  так  же,  как  и  наконечники  копий, 

очевидно  для  того,  чтобы  их  можно  было  положить  в  урну  или,  по  крайней 

мере,  лишить  других  возможности  пользоваться  ими.  В  странах,  где  не  име- 

лось  хорошей  железной  руды,  умели  выделывать  железо  также  из  дернового 

железняка.  Это  продолжалось  вплоть  до  средних  веков,  и  на  лугах,  бога- 

тых  дерновым  железняком,  часто  находили  многочисленные    груды  шлаков, 

железные  полосы я другие следы выплавки железа.

 

 

Подобно  тому,  как  золото  есть  спутник  бронзы,  так  точно  спутникомъ 

железа является серебро, из Еоторого выделывали различные  драгоценности, въ 

позднейшее  время  украшавшияся  с  болыпим  вкусом  пестрыми  камешками, 

стеклышками  и  эмалью.  С  конца  эпохи  римских  императоров  выработалась 

особая  отрасль  искусства  —  выкладывание  железа  металлами,  вдавливавшимися 

в  него.  Вначале  пользовались  для  этой  цели  бронзою,  а  потом  серебром, 

или  же  тем  и  другим,  при  чем  получались  часто  весьма  художественныя 

изделия,  выигрывавшия  еще  больше,  благодаря  нередко  практиковавшемуся при- 

бавлению эмали или вставлению красивых камней.

 

Рамки  нашего  труда  не  позволяют  нам  останавливаться  долыпе  на  богат- 

стве форм железных изделий древности. Упомянем только еще, что кусокъ

 

железа,  найдепный  при  спуске  в  пирамиду  по  воздушной  шахте,  установилъ 

знакомство  древних  египтян  с  этим  металлом  и  что  уже  старик  Г о м е р ъ  

говорит о закаливании железа („Илиада", 11 и „Одиссея", 9 песня).

 

Свинец  встречается  уже  в  кавказских  находках  бронзовой  эпохи  въ 

форме  маленьких  барельефных  фигурок  животных  с  резко  выступающими 

обводнъши  линиями,  а  также  в  Каринтии,  где  в  Фрёгге  повторно  находили  инте- 

ресные    свинцовые    фигуры,  о  которых  мы  уже  упомянули,  разсматривая произво- 

денияпластическагоискусства  (см.  стр. 92). В эпоху Римской империи мы встречаемъ 

ИИрименение свинца още чаще, в особенности как примесь к бропзе, далее, для 

выполнения  промежутков  при  кладке  тесанного  камня,  для  скрепления.  водопро- 

водных  труб,  для  укрешюния  железных  скобок  на  камне,  равно  как  и  въ 

качестве  материала  для  гробов  и  других  предметов.  Своеобразное  применение 

ыашел  ссбе  свинец  для  закрытия  маленьких  отверстий  в  глиняной  иосуде: 

для  этого,  очевидно,  брали  свинцовый  кружок,  величиною  с  отверстие,  но  вдвос 

или  еще  более  толстый,  чем  стенка  сосуда,  вкладывали  в  отверстие  и  затемъ 

ударяли  (заклепывали)  до  тех  пор,  пока  край  свинца  не  растягивался  надъ 

ИИерифериею  отверстия  и  таким  образом  не  переходил  на  окружающую  по- 

следнее стенку сосуда, на подобие того, как наша свинцовая оправа переходитъ 

на  оконные    стекла.  Другой  способ  заключался  в  том,  что  выполняли  отверстио 

воском  (или  подобным  ему  ыатериаломъ)  настолько,  чтобы  воск  выстуишлъ 

над  краями  отворстия  и  прилегал  вплотную  к  стенке  сосуда,  и  затем  делали 

форму,  расплавляли  воск  и  заливали  свишпрм.  Такой  сосуд,  починешгый  свин- 

цом  и  принадлежащий  к  оиохе  Римской  империи,  найден  был  в  Фольклин- 

иене-на-Рсйне  и  хранится  в  Берлинском  музее  народоведения.  Ту  же  технику 

грименяли и древнио перуанцы, часто также склеивавшие глиняную посуду смолою.

 

Эпохе  же  Римской  империи  принадлежит  находящийся  в  том  же  музее 

свинцовый  гроб  молодой  девушиш,  показывающий  нам,  что  римляие  того  вре- 

мени, жившие по Рейну, уже знакомы были с техникою „пломбирования", кото- 

рая  применяется  нашими  водопроводчиками  для  соединения  свинцовых  труб  по 

длине.  Для  этого  вытягивают  конец  трубы  изнутри  так,  чтобы  получилось 

воронкообразное  расширение,  тесно  обхватывающее  вставленный  в  него  конеи ь 

другой  трубы;  после  того,  взяв  в  руки  влажную  кожаную  тряиику  и  налжвъ 

в  нее  сплав  свинца  и  олова,  наносят  густой  слой  этого  сплава  вокруг  места 

соединения обеих труб, производя таким образом своего рода припой.

 

Сходным  же  способом  пломбированы  и  углы  римского  свинцового  гроба. 

Продольные    боковые    поверхности  заходят  за  короткия  концевые    Июверхности, 

примерно,  на  три  пальца  и  соединены  изнутри  довольыо  толстою  пломбировкою, 

материалом для которой равным образом послужила смесь свинца с оловом.

 

От  времени  до  времени  на  доисторических  сосудах  встречаются  знаки, 

которые  в  некоторых  случаях  принимаются  за  письменные  знаки,  потому  что 

оии  обнаружжвают  сходство  с  общепризнанными  письменами  —  этрусскими. 

финикийскими  и  др.  Так,  на  пекоторых  глиияных  кубках  и  сосудах,  вы- 

рытых  Шлиманном  в  Трое,  имеются  похожия  на  письмена  начертания,  но 

Поппельрейтер  признал  в  них  знаки  емкости  сосудов.  Настоящих, 

однако, писъмен на доисторичсских сосудах и т. д. до римской эпохи но кон-

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..