Думают ли животные? (Вернер Фишель) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Думают ли животные? (Вернер Фишель)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6 

 

 

 

Думают ли животные? (Вернер Фишель) - часть 6

 

 

поведение этих обезьян, по только живущих на воле. Все складывалось как нельзя лучше,
поскольку ее мать работала врачом в Найроби — столице Кении. После окончания учебы
молодой   биолог   получила   специальные   ассигнования   для   организации   наблюдений   за
шимпанзе в заповеднике Гомбе у озера Танганьика. Там, вдали от поселений, она вместе со
своей матерью и супружеской четой местных жителей разбила на берегу реки лагерь.

Надежд   на   успех   поначалу   у   нее   было   очень   мало.   Прямо   у   озера   возвышались

поросшие   густым   лесом   горы.   Чтобы   их   обследовать,   мужественная   девушка   одна
пробиралась   по   узким   долинам   речушек,   стекавших   с   гор.   Она   слышала   громкие   крики
шимпанзе, но ей никак не удавалось увидеть их, так как обезьяны в страхе прятались. Но,
научившись пользоваться звериными тропами, Джейн однажды обнаружила горную вершину,
вокруг которой простиралась открытая местность, поросшая травой и отдельными группами
деревьев. Дни и ночи проводила она одна на этой вершине, наблюдая за жизнью шимпанзе;
со временем она даже стала различать их. Она особенно не старалась прятаться, но прошло
шесть месяцев, пока, наконец, обезьяны преодолели свой страх, очевидно, решив, что рядом
с ними поселилось новое, никогда прежде не виданное ими животное.

Рис. 43. Шимпанзе-мать с детенышем в гнезде

Ассигнования  были  продлены   еще  на  20  месяцев,  я Джейн  Гудолл  осталась  одна  с

супругами-африканцами, так как ее матери пришлось вернуться в Англию. Связь с внешним
миром исследователи поддерживали с помощью маленькой лодки, оснащенной подвесным
мотором. Всего один раз в месяц они отправлялись в далекое селение, чтобы получить почту
и запастись провиантом.

Мы  не  будем  рассказывать об  увлекательных приключениях  молодого ученого  и  не

станем  останавливаться  на всех подробностях  жизни  шимпанзе,  а выделим лишь то, что
касается   интересующего   нас   вопроса:   можно   ли   и   должно   ли   признать   наличие   у
человекообразных   обезьян   каких-либо   форм   мышления.   Именно   это   предмет   нашего
разговора, а не описание жизни шимпанзе в сообществе, способов их размножения, мирного
дружелюбного характера и, наконец, их тесного общения с тремя людьми, чей лагерь у озера
очень привлекал обезьян, которых одаривали бананами.

Англичанка оставалась на своем посту и с наступлением периода дождей. Потоки воды

низвергались с небес, ночи стали холодными. Шимпанзе мерзли в своих гнездах, плохо спали
и все время что-нибудь жевали. Но они не предпринимали ни малейших усилий хоть как-то
защититься   от   дождя   и   холода.   Между   тем   они   умеют   строить   плотные   гнезда,   а   вот
соорудить над гнездом нечто вроде навеса им никогда и в голову не приходило — не хватало
понимания. Хотя из этнографии мы знаем, что уже первобытные люди умели строить навес
из веток, листьев или мха.

Трава достигла роста человека, стала острой, как бритва, и все время была мокрой.

Вести   наблюдения   можно   было,   только   взобравшись   на   дерево.   В   этот   период   почти
непрерывных дождей шимпанзе были оживлены больше обычного. Порой какая-нибудь из
обезьян   выскакивала   на   открытое   место,   бегала,   время   от   времени   останавливалась   и
принималась колотить руками и ногами по земле. Иногда она вырывала с корнем молодое
деревце или отламывала ветку и суматошно размахивала ею.

Пожалуй, здесь мы  впервые встречаемся с тем, как шимпанзе на воле употребляют

палку. Наблюдения Джейн Гудолл позволяют нам узнать и еще кое-что интересное и важное,
причем все, что мы сейчас рассказали об одной-единственной обезьяне, происходило и в
сообществе.   Молодая   исследовательница   в   очень   ярких   красках   описала   грандиозный
спектакль,   который   ей   удалось   увидеть   четыре   раза.   Она   назвала   его   «танцем   дождя»
шимпанзе. Ниже мы попытаемся пересказать содержание одного из разделов ее сообщения.

Я наблюдала за большой группой шимпанзе, которая состояла из 16 особей. Они ели и

играли   на   дереве,   растущем   на   влажной   поляне   ближайшей   к   лагерю   долины.   Все   утро
собирался дождь, и наконец он пошел; мелкий вначале, он постепенно переходил во все
более сильный. Когда начался дождь, шимпанзе слезли один за другим с дерева, посидели
немного на земле и побрели на поросшую низкой травой поляну. Здесь они разделились на
две группы: четыре самца в одной и три — в другой. Когда они приблизились к горной
вершине, один из самцов внезапно обернулся, топнул ногами, громко закричал и с силой
ударил   по   стволу   дерева,   мимо   которого   проходил.   Тотчас   же   самец   другой   группы
повернулся и побежал вниз. Но скоро остановился, поднялся на задние лапы, отломил ветку с
близстоящего дерева, какой-то момент покрутил ею над головой и стремительно помчался
вниз, волоча ее за собой. Тем временем самки и детеныши взобрались на росшие поблизости
деревья, приготовившись выступить в роли зрителей (рис. 44).

Наверху, на площадке, на задних лапах стоял самец. Медленно он начал топать сначала

одной ногой, потом другой. Затем внезапно замер и неожиданно пошел вниз. Спустившись,
он подошел к дереву и сломал длинный сук. Два других шимпанзе выпрямились и испустили
вопль.   Потом   они   один   за   другим   взобрались   на   дерево,   но   тут   же   свалились   с   него   и,
подобрав сломавшиеся от их падения ветки, понеслись вниз. Там они опять взобрались на
деревья (уже порознь), чтобы сломать ветку длиной в свой рост. Какое-то мгновение они
сидели тихо, затем спустились на землю и опять побежали, но уже в обратном направлении.
Спектакль повторился еще раз. Под сильным непрекращающимся дождем продолжался он в
общей сложности полчаса. Кончился он так же внезапно, как и начался.

Наблюдавшие   за   всем   происходившим   обезьяны   слезли   с   деревьев.   Одна   за   другой

направлялись они к вершине горы и исчезали за ней. Последний самец задержался наверху,
обернулся  и,  положив  руку  на  ствол  дерева, посмотрел на  меня.  Он  смотрел  как  артист,
который последний раз выходит перед занавесом.

Рис. 44. «Танец дождя»

Танцы шимпанзе заслуживают самого пристального внимания. Аналогичные спектакли

они   разыгрывают   иногда   и   в   неволе.   Но   для   нас   здесь   наиболее   интересна
предрасположенность   живущих   на   свободе   человекообразных   обезьян   ломать   ветки.   Они
охотно поднимают палки или ветки и беспорядочно размахивают ими в воздухе.

Что достигается таким использованием палки? Разумеется, они не стараются достать

ею что-либо, как это происходит в эксперименте с палкой, о котором мы говорили ранее.
Размахивая палкой, шимпанзе добивается того же, что и путем одновременного топанья и
крика. Есть немало примеров, когда одно животное привлекает внимание другого, принимая
различные позы  или совершая вполне определенные движения. Так поступает самец при
виде самки, а нередко и при виде действительного или предполагаемого врага. При этом
животное не только демонстрирует свою «красоту» или силу, но и определенным образом
воздействует на наблюдателя. Поэтому мы говорим соответственно либо об импонирующем
поведении, либо о сигналах угрозы. К этому следует добавить, что, например, угрожающее
поведение   животного   еще   не   значит,   что   животное   действительно   намерено   напасть   на
противника, нередко нападение следует и за импонирующим поведением.

С неменьшим основанием можно считать, что любое возбуждение, тем более волнение,

может послужить для шимпанзе поводом к размахиванию веткой или палкой. В одном случае
его  побуждает  махать  палкой  радость,  в  другом  —  злоба   или  страх.  Внешне   одинаковое
поведение может быть вызвано разными побудительными причинами, будь то просто плохое

настроение,   приветствие   товарищу,   временно   удалявшемуся   от   группы,   или   же
разочарование.

Теперь нам становится ясно, для чего шимпанзе используют палку — для проявления

различного рода возбуждений. Еще раз подчеркнем: шимпанзе использует палку в качестве
средства демонстрирования. Заметим, однако, что это не единственное назначение палки. На
свободе   шимпанзе   питаются   не   только   вегетарианской   пищей   —   финиками,   нежными
листьями и молодыми кокосовыми орехами. Нападают они и на животных, например свирепо
набрасываются   на   других   обезьян   и   мощным   движением   ломают   им   шею.   Так   же
управляются они с антилопой бушбок, которая встречается по всей центральной Африке в
богатых влагой лесных районах.

Мясо   служит   дополнительной   пищей   для   шимпанзе,   живущих   на   востоке   их   зоны

распространения. Отрывая куски мяса от тела своей жертвы и пожирая их, они тут же с
удовольствием   засовывают   в   рот   пару   быстро   сорванных   листьев.   Это   напоминает   обед
человека, который заедает жаркое листьями салата.

Охотно едят шимпанзе и насекомых. Обезьяны с Антропоидной станции на острове

Тенерифе обнаружили однажды около своей клетки муравьиную тропу, до которой они не
могли дотянуться рукой. Чтобы поймать муравьев, обезьяна брала соломинку, протягивала ее
через   рот,   так   что   та   становилась   мокрой,   и   затем,   просунув   ее   сквозь   прутья   решетки,
втыкала   в   скопление   муравьев.   Муравьи   карабкались   по   соломинке,   которую   обезьяна
подносила   ко   рту   и   слизывала   лакомых   для   нее   насекомых.   Такое   поведение   шимпанзе,
поражающее наблюдателей, вполне созвучно с первичным решением задачи.

Аналогичное поведение наблюдалось у обезьян, обитающих в районе озера Танганьика,

где  встречаются   не  только  муравейники,  но  и   термитники.  С  началом  периода   дождей  у
термитов появляются крылья и они начинают массовый вылет. (Подобным же образом и у
нас летом рои крылатых муравьев покидают свои муравейники.) Павианы собирают с земли
термитов   перед   тем,   как   те   улетят,   и   с   явным   удовольствием   пожирают   их.   В   своем
стремлении заполучить это лакомое блюдо шимпанзе идут гораздо дальше павианов. Они
опережают   вылет   термитов.   Выбрав   на   термитнике   одно   из   многочисленных   входных
отверстий,   обезьяна   отгребает   окружающий   его   слой   земли.   Затем   она   срывает   сухой
стебелек растущей поблизости травы и аккуратно засовывает его в открытое ею отверстие.
Термиты крепко хватаются за конец травинки, и обезьяна осторожно ее вытаскивает. За этим
занятием она может провести часа два (рис. 45).

Интересно отметить, что, когда конец травинки искривится, шимпанзе отгрызает его и

продолжает «удить» оставшейся частью. Если остаток слишком короткий, обезьяна срывает
новую   травинку   или   тонкую   веточку.   Сохранившиеся   на   ветке   листья   обезьяна   заранее
обрывает.   Вероятно,   теперь   уже   ни   у   кого   не   появляется   сомнений:   берет   ли
человекообразная обезьяна сухую травинку или веточку, она применяет их в качестве орудия.
Вернее сказать, она использует их как средство достижения цели. И совершенно ясно вот еще
что:   пока   на   ветке   листья,   она   не   используется   в   качестве   орудия.   Для   этого   обезьяна
приспосабливает ее, научно говоря, она ее модифицирует.

Из этих довольно обстоятельных и подчас сложных рассуждений вытекают следующие

два вывода:

1. Шимпанзе весьма склонны хватать палки. Они делают это в состоянии возбуждения,

даже тогда, когда палка не служит средством достижения цели.

2. Шимпанзе могут использовать палку в качестве орудия. Если она для этого не совсем

подходит, они улучшают ее, делают более пригодной для применения.

Рис. 45. Шимпанзе с помощью соломинок «выуживают» термитов

О некотором понимании говорят и другие наблюдения за живущими на воле шимпанзе.

Для охоты на термитов они раздобывают подходящие орудия: длинную сухую травинку или
палочку. Но применяют они ее не сразу, а, вооружившись этим орудием, ходят и осматривают
термитники, так как не каждый из них пригоден для ловли. Ищет обезьяна до тех пор, пока
не найдет такой термитник, в глубь которого она сможет легко просунуть свое орудие лова.
Иногда шимпанзе находит не одну соломинку, а целый пучок, и, таким образом, имея под
рукой запас, использует их по мере необходимости. Из всего этого следует, что обезьяны
понимают   обстановку   и   то,   что   им   нужно   будет   применить   орудие.   Выражаясь   нашим
языком, можно сказать: все, что предстоит сделать, обезьяне впервые приходит в голову не на
термитнике, а значительно раньше. Напомним еще раз, что павианы никогда не выуживают
термитов,  а   хватают  их   после  появления  из  термитника   прямо  пальцами.   Следовательно,
шимпанзе обладают способностью, которая у павианов отсутствует.

Шимпанзе саванн и тропических лесов

Использование   палок   в   качестве   орудия   заинтересовало   исследователей   поведения

шимпанзе   еще   тридцать   лет   назад.   Расширение   полевых   исследований,   введение   новых
современных методик позволили поставить вопрос более общо. Теперь мы уже знаем, для
чего   вообще   используют   человекообразные   обезьяны   палку   —   она   часто   служит   им   в
качестве средства демонстрирования.

Все еще неясно, образуют ли шимпанзе в своем широком ареале один зоологический

вид   с   несколькими   разновидностями   или   же   мы   имеем   дело   с   несколькими   видами.
Вероятнее всего, они принадлежат к одному виду, в котором отдельные особи различаются
между собой светлой или темной окраской волосяного покрова, подобно тому как у людей
встречаются   блондины,   шатены   и   рыжеволосые.   Но   оставим   эти   мудреные   проблемы
систематики шимпанзе, для нас сейчас более интересны другие их различия.

Районы,   в   которых   обитают   шимпанзе,   имеют   одно   на   первый   взгляд   не   очень

существенное различие. В западных районах преобладает открытый ландшафт: более или
менее   широкая   равнина,   поросшая   травой,   и   редкие,   разбросанные   деревья   или   группы
деревьев.   Назовем   обитающих   там,   очевидно   не   очень   многочисленных,   шимпанзе

«саванными»,  хотя  это понятие  с  точки  зрения  физической географии  применяется  здесь
нами не совсем правильно. Есть основания предполагать, что в далеком прошлом «саванных»
шимпанзе было гораздо больше, чем сейчас.

Для   восточных   районов   характерны   тропические   леса,   в   которых,   насколько   это

известно,   обитает   значительно   больше   шимпанзе.   В   отличие   от   «саванных»   их   обычно
называют «лесными» шимпанзе. Именно этих шимпанзе получали и получают зоопарки.

Тщательные   наблюдения   за   лесными   шимпанзе   провели   голландские   биологи.

Поставив   ряд   экспериментов,   они   засняли   их   на   пленку   и   по   возвращении   домой
демонстрировали   фильм   о   поведении   обезьян.   Исследования   касались   в   основном   пищи
человекообразных обезьян, причем оказалось, что отдельные группы и семьи ведут себя в
этом отношении крайне консервативно. Молодые шимпанзе примерно до трех лет получают
материнское молоко. В конце этого срока они уже выпрашивают с протянутой рукой у матери
что-либо   из   ее   еды   и   постепенно   запоминают   те   плоды   или   листья,   которые   им   дают.
Подрастая,   они   ищут   ту   же   пищу,   которой   питалась   мать   и   прочие   члены   их   группы,
пренебрегая пищей, охотно поедаемой шимпанзе из других групп, — она никогда не входила
в их рацион. Главное отличие лесных шимпанзе от шимпанзе западных равнинных областей
заключается в том, что они не едят мяса. Они не нападают на животных, например молодых
коз. Не дотрагивались они и до мертвых животных и чучел, которых в экспериментальных
целях клали на их обычных путях следования, — с явными признаками страха они обходили
их.

И   все   же   главным,   что   интересовало   исследователей,   наблюдавших   за   шимпанзе   в

естественных   условиях,   оставался   вопрос,   волнующий   всех   зоопсихологов:   для   чего
шимпанзе используют палку? Слово «палка» мы здесь будем толковать в очень широком
смысле, оно может относиться и к сухому суку, который можно назвать палкой в обычном
смысле этого слова, и к коротким, но толстым дубинам, а порой и к тяжелым жердям длиной
до двух метров.

На   воле   обезьяны   используют   палку   для   трех   целей   (чистое   демонстрирование   в

данном случае не имеется в виду). Во-первых, палка используется в качестве орудия. Ею,
правда очень редко, обезьяны сбивают плоды. Обычно обезьяне и без палки нетрудно достать
их в нужном количестве. С помощью палки обезьяны ловят насекомых (муравьев, термитов).
К орудийной деятельности можно отнести действия шимпанзе, когда он очищает свое тело
прутиком или палочкой. Во-вторых, шимпанзе берут в руки ветки или палки для защиты. В-
третьих,   палки   или   дубинки,   возможно,   используются   в   качестве   охотничьего   оружия.
Правда,   наблюдения,   фиксирующие   эти   действия,   пока   еще   очень   редки   и   недостаточно
достоверны.

Пристального   внимания   заслуживает   следующий   эксперимент,   проведенный

голландскими   исследователями   с   целью   изучить,   как   ведут   себя   обезьяны   при   встрече   с
врагом. Самые заклятые враги обезьян — леопарды. На обычный путь следования лесных
шимпанзе   экспериментаторы   положили   чучело   леопарда,   которое   с   помощью
электрооборудования шевелило хвостом и лапами. В глазах леопарда светились маленькие
лампочки. Он был очень похож на зверя, который, таясь и прислушиваясь, пожирал добычу.
В   качестве   таковой   между   передними   лапами   леопарда   положили   чучело   молодого
шимпанзе, придав ему соответствующую позу. Когда группа обезьян неожиданно наткнулась
на искусственного хищника, шимпанзе буквально остолбенели. Несколько секунд спустя они
издали громкие вопли, возбужденно затопали ногами. Сломав ветки и грозно размахивая
ими,   они   окружили   «врага»,   продолжая   в   крайнем   возбуждении   кричать   и   ожесточенно
жестикулировать. Некоторые из них бросали что попало в леопарда.

Рис. 46. Саванный шимпанзе яростно бьет палкой чучело леопарда

Размахивание ветками и их бросание было весьма своеобразным. Они крутили ветку

или палку сбоку от тела. Этим же движением лесные шимпанзе бросали палки в леопарда, но
так   плохо,   что   попадали   в   него   только   случайно.   Кроме   того,   все   эти   броски   не   были
сильными и не могли бы повредить живому хищнику. Примечательно также, что обезьяны
бросали и гибкие стебли, похожие на стебли кукурузы. При этом само по себе бросание было
исключением. В основном обезьяны возбужденно жестикулировали, кричали, топали ногами
и   размахивали   ветками.   Возбуждение   то   стихало,   то   вновь   вспыхивало,   но   наконец   все
прекратилось. Биологическое значение этой суматошной сцены могло состоять только в том,
чтобы запугать и отогнать противника.

То, что мы узнаем сейчас, является для нас самым важным. Всех знатоков буквально

поразило,   что   саванные   шимпанзе   вели   себя   в   аналогичном   случае   совершенно   иначе.
Нескольких саванных шимпанзе перевезли из их родных мест в расположенный на востоке
Африки большой заповедник, где они могли бы жить в условиях, приближающихся к тем, в
которых они выросли. И этим обезьянам была предложена имитация живого леопарда.

Одна   из   них   схватила   тяжелую   палку,   длиной   намного   превосходящую   ее   рост,

настоящий шест, подняла ее высоко над головой и с силой ударила по мнимому хищнику
сверху   наискось   вниз.   Сила   удара   была   так   велика,   что   живой   леопард   получил   бы   по
меньшей   мере   тяжелое   ранение,   а   может   быть,   и   был   бы   убит   (рис. 46).   Движение
выполнялось   точно   так,   как   это   сделал   бы   человек,   который   хочет   как   можно   точнее   и
сильнее поразить противника.

Наверно, теперь каждому читателю ясно, почему надо отличать лесных шимпанзе от

саванных (точнее сказать, живущих в открытой местности).

Оружие и орудие

Как уже говорилось, шимпанзе используют палки или дубины в качестве оружия. От

этого надо обязательно отличать использование палок в качестве орудия.

В   зависимости   от   области   обитания   для   шимпанзе   характерны   различные   методы

защиты: одни издают угрожающие крики и размахивают палкой, тогда как другие нападают
на противника, нанося ему удары.

Так   называемые   саванные   шимпанзе   питаются   смешанной   пищей   с   преобладанием

растительной,   но   иногда   они   ловят   и   поедают   животных.   Мощным   движением   рук   они
сворачивают шею мелким млекопитающим.

Можно предположить, что живущие на открытой местности шимпанзе являются более

древней   формой   этих   человекообразных   обезьян.   Вероятно,   их   предки   были   очень
воинственными  животными.  Вполне  возможно,   что  между  отдельными   группами  обезьян
шла ожесточенная борьба. Побежденные отступили в дремучие тропические леса. Здесь у
них было меньше поводов для развития и совершенствования орудийной деятельности.

Пока  все  это только  предположения.  Если  дальнейшие  исследования  их подтвердят,

тогда   окажется,   что   постепенный   прогресс   психических   способностей,   прежде   всего   в
отношении   орудийной   деятельности,   а   также   в   звуковом   общении,   стал   возможен   у
шимпанзе, обитающих в местностях, где меньше лесов. Возможно, именно в таких условиях
в ходе эволюции возник первобытный, а затем и современный человек.

Шимпанзе живут группами, но эти группы организуются не благодаря языку и передаче

знаний.  Поэтому  правильнее  говорить  не  о социальной  форме  жизни  животных, а  об  их
жизни   в   сообществе.   Социально,   в   смысле   исторически   обусловленной   общественной
формы, живут только люди.

Как   и   прежде,   в   предыстории   шимпанзе   остается   еще   много   загадочного.   Не

исключено,  что   первобытные  люди  преследовали   своих  предков,  настоящих  шимпанзе,  и
именно поэтому сегодня этих шимпанзе гораздо больше в непроходимых лесах, чем в более
открытых местностях.

Но   на   одних   предположениях   далеко   не   уедешь.   Непрекращающиеся   исследования,

постепенное   кропотливое   накопление   фактов,   вероятно,   внесут   большую   ясность   в
интересующую нас проблему. Во всяком случае, и сейчас уже можно сказать, что в голове
шимпанзе, целесообразно использующей примитивные орудия, что-то происходит. А если
это так, то стоит подумать над вопросом, не происходит ли у человекообразных обезьян
нечто такое, что происходит в голове человека.

Что происходит в голове шимпанзе?

В голове шимпанзе, так же как и у человека, находится мозг. Мозг управляет всеми

нашими поступками, хотя мы, люди, и не замечаем этого. По поведению животного можно
судить о том, что происходит в его мозге. Опыты с множественным выбором показали, что
животное способно распознавать и запоминать.

Рис. 47. Шимпанзе выталкивает палкой из ящика лежащий в нем банан

Все,   что   животное   воспринимает   и   запоминает,   современная   наука   называет

информацией, обработанной мозгом животного. Тем самым животное отражает объективную
действительность.   Но,   разумеется,   мозг   не   физическое,   а   биологическое   зеркало.   Любое
отражение — это не просто восприятие объективных данных, а переработанное содержание
психики. Убедительным примером тому служит распознавание величины и формы рыбами,
на что способны, конечно, и шимпанзе.

К   сведениям,   которые   поступают   в  мозг,   относится   не   только  то,   что  воспринято   с

помощью, скажем, органов зрения или слуха, но и ощущения собственных движений высших
животных. Уже в ранней юности шимпанзе играет со стеблями и палками и таким образом
приобретает   опыт.   Он   включает   запоминание   того,   что   делала   обезьяна,   и   того,   что
получилось   в   результате   этой   деятельности.   Применительно   к   аппаратам,   которые   могут
сохранять что-то для последующего использования, мы говорим о накоплении, сохранении
информации. Фотография длительное время сохраняет прошедшую сцену, магнитофонная
лента — произнесенные фразы.

Юный   шимпанзе   накапливает   данные,   которые   исходят   как   от   его   объективного

окружения, так и от форм его движений. Человекообразные обезьяны могут использовать
накопленную   информацию.   Например,   мы   видим,   что   в   случае   понимания   результат
действий   шимпанзе   в   той   или   иной   степени   предвиделся   заранее.   В   голове   обезьяны
взаимосвязаны данные о тех или иных формах ее поведения и о возможных последствиях
этих действий. Это такой вид переработки данных, к которому способны только обезьяны.
Воспоминание определенной формы поведения можно передать словами «что-то приходит на
ум»   или,   как   это   делает   современная   наука,   назвать   «актуализацией»   накопленной
информации.

Рис. 48. Чтобы открыть ящик, нужно размотать цепочку, вытащить штырь и поднять

крючок

Среди шимпанзе одним решения «приходят на ум» быстро, другим — только спустя

какое-то время. Вот пример: американский ученый поставил перед шимпанзе двухметровый
ящик, открытый с обеих сторон (рис. 47), рядом с ящиком положил трехметровую жердь. На
глазах   у   подопытного   шимпанзе   экспериментатор   кладет   в   середину   ящика   банан   и
закрывает ящик. Обезьяна должна шестом вытолкнуть плод из ящика. Все до одной обезьяны
(а их было 12 особей) через то или иное время справились со своей задачей. Только самка
Мамо,   казалось,   не   сумела   найти   решения.   Но   на   13-й   день   проведения   опыта   она
неожиданно схватила жердь, засунула ее внутрь ящика и вытолкнула банан с другого конца.
Прошло 13 дней, прежде чем шимпанзе «пришло на ум» решение задачи. Лишь тогда в ее

голове возникла плодотворная связь между воспринимаемыми данными, с одной стороны, и
накопленной информацией о возможном поведении — с другой.

Некоторые   способности   шимпанзе   можно   выявить   только   в   экспериментах   с

животными,   находящимися   в   неволе,   так   как   приходится   создавать   условия,   не
встречающиеся в природе. На рис. 48 показан продолговатый ящик. Открыть его можно с
помощью   дверцы,   находящейся   со   стороны   животного.   Во   время   опыта   в   ящик   кладут
вишню, которую обезьяна должна достать. Открыть дверцу нелегко из-за большого числа
всевозможных   запорных   устройств.   Для   простоты   рассмотрения   мы   упомянем   лишь
некоторые из них. Во-первых, с боку дверцы находится крючок, который закладывается в
ушко и открывается поднятием вверх. Во-вторых, сверху вставляется штырь, так что дверцу
можно   открыть,   только   вытащив   его.   В-третьих,   от   дверцы   вдоль   ящика   идет   цепочка,
которая закручивается на противоположной стороне на закрепленном там коротком штырьке.
Чтобы получить доступ в ящик, нужно размотать цепь, вытащить штырь и поднять крючок.

В целом все испытуемые обезьяны справились с этими запорами, безусловно проявив

понимание.   Справились   они   и   с   дальнейшим   усложнением   задачи.   Выражаясь   языком
современной   науки,   шимпанзе   так   первично   переработали   данные,   что   определенные
действия и результаты этих действий привели к желаемому результату. Вполне возможно, что
описанные   достижения   суть   проявления   мыслительного   процесса,   который   представляет
собой особый вид переработки информации.

Различных   видов   и   способов   переработки   информации   много.   Эта   переработка   по-

разному проходит у животных и человека, и мы вправе называть ее мышлением только при
условии, что не будем забывать об огромной разнице между животными и людьми или тем
более   искать   лишь   чисто   биологического   объяснения   мышления   и   вообще   поведения
человека.   Человеческое   мышление   представляет   собой   отражение   объективной
действительности. С помощью понятий человек проводит различие между общим и частным.
В   этом   смысле   люди   обладают   способностью,   намного   превосходящей   способность
шимпанзе не только распознавать, но и применять в своей деятельности то, что имеет общее
значение. Размышления о чем-либо уже  имеющемся и его целесообразное использование
приводят   к   изменению   и   расширению   потребностей,   которые   играют   важную   роль   в
мышлении человека. А вместе с потребностями меняются и люди.

То, что происходит в голове шимпанзе, значительно проще, чем те сложные процессы,

которые   протекают   в  мозге   человека.   В   мышлении   всех   животных   отсутствуют   понятия,
которые   могут   образоваться   только   при   наличии   языка.   У   животных   имеет   место
относительно непосредственное отражение существующего, как это происходит у шимпанзе
в случае с граблями и бананом. Поэтому мы говорим о доязыковом, образном мышлении
животных. Их потребности не изменяются от поколения к поколению. Они включают прежде
всего   пищу,   продолжение   рода   и   защиту   от   различных   превратностей   жизни.   Животные
используют природу, но не изменяют ее в соответствии с изменяющимися потребностями. В
этом  смысле,   как   и  прежде,   справедливы   слова   Ф.  Энгельса:  «Коротко   говоря,   животное
только пользуется   внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего
присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям,
господствует    над   ней.   И   это   является   последним   существенным   отличием   человека   от
остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду»

9

. Попробуем теперь

кратко охарактеризовать мышление животных и человека.

Мышление   животных   образное,   доязыковое   и   не   связано   с   понятиями.   Оно  служит

потребностям, которые остаются в основном без изменений.

В мышлении людей главную роль играют словесно выражаемые понятия. Оно служит

потребностям, которые благодаря прогрессу общества постоянно повышаются.

9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 20. Диалектика природы, М., Госполитиздат, 1961, стр. 495. — Прим.

перев. 

Итоги и перспективы

Отвечая   на   поставленный   нами   вопрос,   думают   ли   животные,   можно   сослаться   на

стадии,   предшествующие   мышлению,   на   его   элементы,   которые   встречаются   во   всех
мыслительных процессах человека. Не все совершаемое нами в повседневной жизни требует
применения  наших  высших мыслительных процессов. Часто  наше  поведение  определяют
сравнительно простые процессы, которые встречаются и у животных. Отсюда и заблуждение
многих любителей животных, которые считают, что собака или коза, слон или косуля могут
думать.

В   отдельных  разделах   этой   книги   были   подробно   рассмотрены   стадии   психической

деятельности,   предшествующие   нашему   мышлению,   которые   могут   быть   определены   и
объяснены   только   с   помощью   очень   сложного   анализа   поведения   различных   животных.
Теперь мы кратко сформулируем их, чтобы не только напомнить о них читателю, но и дать
ему общий обзор изложенного.

1. Любители  животных в прошлом столетии  нередко  были  свидетелями  совершенно

поразительных   форм   поведения   животных,   после   чего   они   приписывали   этим   животным
слишком большие способности, в том числе и способность мыслить. Примеры поведения
животных излагались ими неточно и недостаточно достоверно.

2. К началу XX столетия было обнаружено, что крыс можно научить ориентироваться в

лабиринте. При этом нетрудно было установить количество ошибок во время научения и
время, необходимое крысе, чтобы выйти из лабиринта. Так был найден первый метод точного
исследования поведения животных. Основной итог этих широких исследований в лабиринте
сводился   к   тому,   что   научение   лучше   всего   идет   тогда,   когда   довольно   короткие   сроки
тренировки   прерываются   паузами,   после   которых   тренировка   и,   следовательно,   научение
продолжается.   Способность   крыс   ориентироваться   в   лабиринте   является   интересным
примером возможностей животных, которые значительно превосходят человеческие.

3. Более важными были исследования И. П. Павлова, которому мы обязаны знанием

условных   рефлексов.   Условные   рефлексы   необходимо   подкреплять,   иначе   они   угасают.
Поведение   животных   в   природе   очень   часто   представляет   собой   проявление   простого
условного рефлекса. Синицы прилетают зимой к кормушке только в том случае, если они
регулярно находили там корм. Этого не бывает, если им в течение долгого времени не сыпать
корм — условный рефлекс на кормушку исчезнет.

4. Принято   говорить,   что   комплекс   раздражений   «обусловливается»   накопленным

опытом   животного.   Это   относится   и   к   упомянутой   кормушке.   Тут   необходимые   условия
создает человек, который сыплет корм. Однако животное может и само создавать условия для
определенного поведения. Это происходит, когда собака царапает дверь, встает на задние
лапы, случайно нажимает лапой на ручку — и дверь открывается. Она запоминает это, ее
поведение в этом случае является самостоятельно найденным условным рефлексом. Ученые
называют такое научение животного оперантным обусловливанием.

5. В природе многие животные выполняют сложные действия. Пауки ткут сети, пчелы и

муравьи   строят   жилища,   птицы,   в  особенности   ткачики,   часто   строят   весьма  затейливые
гнезда. При этом они проявляют врожденные способности, и их действия инстинктивны.

6. Врожденные   способности   животного   часто   используют   при   их   обучении.   Яркий

пример этому представляют дельфины. Способность выпрыгивать из воды у них врожденная.
Если перед их прыжком поиграть на флейте, а после прыжка наградить рыбой, то они будут
выпрыгивать   уже   после   любого   свистка.   Обусловленное   таким   образом   поведение
чрезвычайно искусно. В управлении своими плавательными движениями и в тонкости слуха
дельфины намного превосходят человека.

7. В   мышлении   человека   очень   большую   роль   играют   условные   взаимосвязи.   Если

повернешь выключатель, загорится электрический свет; если потрешь спичкой о боковую
сторону коробка, она загорается. Эти необходимые движения найдены не случайно, как это

бывает при оперантном обусловливании у животных, а прививаются человеку в молодом
возрасте путем примера и обучения. Сохранение условных взаимосвязей является простым
процессом, образующим в нашем мышлении подпроцесс. Узнавать и запоминать условные
взаимосвязи подобного вида могут и животные.

8. С помощью слов люди не только называют тот или иной предмет, но и по каким-то,

пусть даже частично схожим, качествам относят их к определенной группе предметов. Как
бы   ни   были   различны   лампы,   они   все   называются   по   своему   частичному   свойству
источником света. Поэтому слово «лампа» не просто слово, а еще и понятие.

9. Животные   могут   распознавать   и   запоминать   совпадающие   частичные   свойства

различных фигур. Если рыбу, например, научить искать корм в большом круге и избегать
меньший,   то   она   выберет   больший   объект   и   в   том   случае,   когда   ей   предложат   два
разновеликих   треугольника   рядом.   Она   запомнила   частичное   свойство   «относительно
больший». Не менее поразительно, что птицы воспринимают количество предметов и это
становится содержанием их памяти. Они запоминают, что, например, при четырех точках
корм будет, а при трех — нет. Считать они не умеют, а запоминают только количество в
целом.   То,   что   они   запомнили,   является   предварительным   этапом   образования   числовых
понятий у человека.

10. В   природе   у   животного   часто   несколько   возможностей   достичь   цели.   Собака,

стремящаяся попасть в соседний сад, может попытаться перепрыгнуть через забор, может
сделать под ним подкоп или сдвинуть непрочно прибитую планку либо взломать ее. Говоря
научным языком, мы бы сказали, что собаке предстоит выбрать тот способ действия, который
ей позволит лучше всего добраться до цели. Достаточно простые и ясные эксперименты с
обходными путями  показывают,  что собака, как и другие  млекопитающие, сначала  путем
«проб и ошибок» учится тому, как ей обойти забор. Она еще не «знает» результатов своих
действий,   но   хорошо   запоминает   все,   с   чем   познакомилась   путем   накопления   опыта.
Заучивание форм поведения или движений нужно обязательно отличать от воспоминаний об
их результате.

11. Формулировка   «научение   путем   проб   и   ошибок»   является   не   совсем   удачным

научным термином. Многие животные при выборе способа действий ни в коем случае не
руководствуются только случайностью. Скорее они пробуют действие, при котором, согласно
прежде приобретенному опыту, можно ожидать успеха. То, что происходит при этом в их
психике, назвали «животной гипотезой».

12. В   отличие   от   собак   и   других   млекопитающих   обезьяны   могут   заранее   оценить

результат   действия   и   сразу   же   делать   то,   что   приносит   желаемый   успех.   Классическим
примером является эксперимент с палкой: перед клеткой шимпанзе кладут банан, обезьяна,
не дотянувшись до него рукой, берет палку и пододвигает плод в зону досягаемости. Ее
поведение является первичным решением задачи, когда отсутствует фаза испробования, как
при   вторичном  решении   задач   у  обучившихся   путем   проб   и   ошибок   собак.   Поэтому  мы
признаем за обезьянами понимание, которое состоит в предвидении результата действия.

13. На   свободе   шимпанзе   часто   употребляют   палки,   прежде   всего   как   оружие   и

значительно реже как орудие. В качестве оружия палка служит либо средством угрозы, тогда
ею размахивают, сопровождая эти движения громкими криками, либо средством борьбы для
непосредственного   удара   по   врагу.   В   этом   отношении   шимпанзе,   живущие   в   различных
местностях, отличаются друг от друга.

14. Понимание у шимпанзе можно рассматривать как узко ограниченное доязыковое

мышление.   При   совершении   таких   простых   действий,   как   завинчивание   авторучки,   оно
играет роль и в мышлении людей. Между тем все содержание своего мышления, мысли,
люди выражают в словах, которые они узнают благодаря учебе и воспитанию. Поэтому наше
мышление является общественно, но не биологически обусловленным. Оно служит труду, а
именно общественно организованной производительной деятельности, результаты которой
должны идти на пользу не отдельным людям, а всем трудящимся.

15. Эксперименты   с   животными   убедительно   показали,   что   эффективность   самого

различного вида деятельности может необычайно возрасти в результате тренировки. Это,
вероятно, справедливо и по отношению к людям. Чем лучше будет учиться молодежь, чем
больше она будет упражняться, тем лучше разовьются ее способности. Связанные с этим
проблемы   сейчас   тщательно   изучаются   наукой.   При   этом   необходимо   продолжать
эксперименты  и на животных, что позволит еще лучше изучить их способности и найти
возможности для их развития. По примеру И. П. Павлова мы изучаем поведение собак, крыс,
уток, певчих птиц, антилоп и других животных не только из любви к животным, не только
ради   развития   биологической   науки,   но   и   для   установления   некоторых   общих
закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6