Собаковод-любитель. Всё о собаках (В. Бочаров) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Собаковод-любитель. Всё о собаках (В. Бочаров)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Собаковод-любитель. Всё о собаках (В. Бочаров) - часть 3

 

 

Для равномерного развития всего помета щенков отстающих в весе и росте следует

подсаживать к задним — наиболее молочным соскам.

Некоторые щенки рождаются с пятыми (прибылыми) пальцами, на задних ногах. Эти

пальцы следует обрезать на третий-пятый день.

Согласно   требованиям   стандарта   у   ряда   собак   служебных   пород   (доберман-пинчер,

ризен-шнауцер,   боксер   и   др.),   должны   быть   подрезаны   хвосты   и   уши.   Хвосты   следует
подрезать   в   трех-пятидневном   возрасте,   а   уши   в   3–3,5   месяца.   У   кавказских   и
среднеазиатских овчарок уши обрезают в трех-пятидневном возрасте.

В первую половину подсосного периода щенки питаются только молоком матери. В

дальнейшем   они   нуждаются   в   подкормке.   Необходимо   помнить,   что   кормящая   сука   дает
неодинаковое   количество   молока.   Обычно   сразу   же   после   родов   количество   молока
увеличивается (этот процесс продолжается до 20–22-го дня), а затем начинает постепенно
уменьшаться   и   к   концу   подсосного   периода   становится   совершенно   незначительным.
Потребность же щенков в молоке, благодаря их бурному росту в этот период, с каждым днем
возрастает. Поэтому начинать подкормку щенков следует с 15–20-го дня с таким расчетом,
чтобы они привыкли к другой пище до начала уменьшения молока у суки.

Чтобы все щенки были обеспечены молоком, рекомендуется оставлять под сукой не

более шести щенков, при этом учитывается общее физическое состояние и молочность суки.

Если молока не хватает, подкормку щенков коровьим молоком можно начинать даже с

третьего-четвертого дня.

Бывает, что с первого дня щенки остаются без материнского молока (гибель суки при

родах, полная потеря молока, наличие в помете более шести щенков).

В   таких   случаях   щенков   выращивает   другая   сука-кормилица,   или   их   переводят   на

искусственное питание.

Кормилицей может быть сука, ощенившаяся примерно в то же время (разница в сроках

ощена не должна превышать три-четыре дня в ту или другую сторону). При подкладывании
щенков под кормилицу нужно убедиться в том, что она их приняла. Для этого чужих щенков
смазывают   молоком   кормилицы   и   подкладывают   на   место   в   ее   отсутствие.   Минут   через
десять туда пускают кормилицу. Если она оближет подложенных щенков и допустит их к
соскам, можно быть уверенным, что сука их приняла.

При искусственном питании щенкам вместо материнского молока дают коровье или

козье (на 100 г молока добавляют одно сырое яйцо, чтобы приблизить состав полученной
смеси к материнскому молоку). Первое время щенков кормят из бутылочки через резиновую
соску, а дней через 10–15 их можно приучить пить молоко из блюдечка.

Щенок высасывает за один раз 15–20 г молока. Промежутки между дачами — два часа.

Ночью делается перерыв в кормлении примерно на шесть часов. Дней через 8–10 разовую
дачу молока увеличивают на 10–15 г, а через 5–7 дней вводят подкормку (суп, каша, мясо и
др.), так же как для щенков, выкармливаемых матерью.

После   отъема   щенков   от   матери   наступает   второй   период   развития,   который

продолжается до наступления половой зрелости (до восьми-десяти месяцев).

За это время щенки превращаются в сформированных молодых собак, и их бурный рост

приостанавливается. Чтобы вырастить здоровых и физически развитых служебных собак,
нужно строго придерживаться правил выращивания и воспитания щенков.

Щенку, отнятому от  матери и своих сверстников и попавшему в новую обстановку,

требуется много ласки, внимания и заботы.

Первым   условием   правильного   выращивания   щенка   является   соблюдение

установленного режима и рациона кормления. Это особенно важно для щенка до двух-двух с
половиной месяцев.

Не   менее   важным   условием   успешного   развития   щенка   является   длительное

пребывание на свежем воздухе и на солнце.

Независимо от способа содержания (на воздухе или в квартире) необходимо ежедневно

гулять   со   щенком;   продолжительность   прогулок   должна   постепенно   увеличиваться.

Прогулки укрепляют и закаляют организм щенка, знакомят его с новой обстановкой.

Место, где находится щенок, следует содержать в чистоте: летом через 10–15 дней мыть

горячей   водой   и   раз   в   Месяц   протирать   2 %   раствором   креолина.   Если   щенок   живет   в
квартире, предназначенное для него место моют в течение круглого года.

Утром и вечером щенка нужно чистить. Для этого, как и при чистке взрослых собак,

употребляют щетку, гребешок и суконку; щетку очищают скребницей.

Щенка, живущего в квартире, можно мыть в течение всего года, не чаще одного-двух

раз в месяц. Температура воды должна быть 30–35°Ц. Делать это лучше на ночь. Если щенок
живет во дворе, его моют только летом.

Очень полезно купать щенка летом в чистом водоеме при температуре воды не ниже

17–18°Ц.

Не реже одного раза в месяц кал щенка проверяют на зараженность глистами.
Чтобы правильно воспитать щенка, необходимы терпение и настойчивость.
В   процессе   воспитания   щенку   прививают   полезные   навыки,   развивают   у   него

врожденные инстинкты, которые явятся в дальнейшем основой при дрессировке взрослой
собаки. Наряду с этим у щенка заглушают инстинкты, которые могут вредно повлиять на
дрессировку.

Воспитание   и   дрессировку   нельзя   строго   разграничивать.   Воспитание   по   существу

является подготовительным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к
дрессировке происходит постепенно.

Основная   разница   между   воспитанием   щенка   и   дрессировкой   взрослой   собаки

заключается   в   том,   что   при   воспитании   полезные   навыки   вырабатываются   у   щенка   в
процессе игры, они основаны главным образом на поощрении (вкусопоощрительный метод),
заинтересовывающем   щенка   в   выполнении   требований.   При   воспитании   только   изредка
прибегают к слабым принуждениям.

В   процессе   воспитания   щенка   приучают   к   выполнению   определенных   действий.

Навыки   к   команде   или   жесту   вырабатываются   так   же,   как   и   при   дрессировке,   но
безотказность действий отрабатывается уже в процессе самой дрессировки, когда к собаке
предъявляют   большие   требования,   когда   поощрение   и   принуждение   чередуются   в
зависимости от выполнения или невыполнения приказаний.

Воспитательный   период   начинается   тотчас   же   после   отъема   щенка   от   матери.   В

дрессировку же, как правило, собака поступает в возрасте десяти месяцев (этот срок может
незначительно меняться в ту или иную сторону). Бывают  случаи, когда собаку начинают
систематически дрессировать уже в семь-восемь месяцев. Но это не всегда желательно, так
как в раннем возрасте организм собаки и ее нервная система не достигают  еще полного
развития. Развитие же собаки происходит неравномерно; оно зависит от условий содержания
и кормления, от индивидуальных качеств и здоровья животного.

Если щенок получает хорошее питание, долго бывает на воздухе, резвится, возится, со

щенками или взрослыми собаками, он развивается значительно лучше и быстрее. А щенок,
перенесший тяжелую болезнь (особенно чуму в тяжелой форме), может отставать в развитии
от   своих   сверстников;   поэтому   его   следует   переводить   на   систематическую   дрессировку
только тогда, когда он вполне окрепнет.

Кроме   того,   развитие   щенков   зависит   от   их   конституции   и   типовых   особенностей

поведения.

Лучше немного задержать переход к дрессировке, чем сделать это преждевременно.
Какие навыки при воспитании следует вырабатывать у щенка в первую очередь?
Сразу же  после  отъема от  матери ему отводится место, которое  он должен хорошо

знать. Приучение к месту — первый прием воспитания. Часто щенок, проснувшись на новом
месте, начинает искать свою мать, скучать, подскуливать. Чтобы успокоить щенка, хозяин
кладет его на свою кровать, на диван или берет на руки. Это первая большая ошибка. Щенку
нельзя разрешать делать то, что в дальнейшем будет ему запрещено.

Побывав   раз   на   диване   или   на   кровати,   щенок   будет   проситься   туда   вновь.   Может

кончиться тем, что он выберет место по своему вкусу, а не по желанию хозяина. Чтобы
избежать этого, хозяин должен сразу отучить щенка от нежелательных привычек.

В подобных случаях нужно поиграть со щенком, не беря его на руки, если пришло

время — покормить, вывести на двор погулять, дать ему «игрушку» (мяч, тряпку, большую
кость и т. п.). Щенок отвлечется, некоторое время поиграет, устанет, потом захочет отдохнуть,
и тогда хозяин устроит его на место, повторяя при этом команду «Место».

В это же время щенок привыкает к кличке и подзыву по команде «Ко мне». Кличку

рекомендуется выбирать короткую и, по возможности, звучную.

Кличку   и   команду   «Ко   мне»   надо   произносить   только   с   ласковой   интонацией   и

поощрять щенка лакомством. Если хозяин хочет привлечь внимание щенка — подозвать, дать
ему пищу или лакомство, то сначала произносит кличку, а затем уже команду «Ко мне»,
повторяя их в первое время несколько раз.

Выработка   безотказного   подхода   собаки   по   команде   является   наиболее   важным   и

трудно отрабатываемым приемом общего курса дрессировки. Чем больше внимания будет
обращено   на   воспитание   и   отработку   этого   навыка   у   щенка,   тем   легче   будет   протекать
дальнейшая   дрессировка.   Безотказность   подхода   собаки   —   верный   показатель   ее
послушания.

Приучение щенка к чистоте в квартире требует от хозяина должного внимания. При

правильном воспитании щенок уже к трем-четырем месяцам привыкает к порядку, просится
при необходимости погулять. Собака чистоплотна от природы. Приучая щенка к чистоте,
хозяин   не   должен   его   бить,   выбрасывать   во   двор   и   т. п.   С   момента   появления   щенка   в
квартире его сначала выносят, а в дальнейшем выпускают во двор или на улицу.

Первое   время   выходить   со   щенком   придется   довольно   часто,   но   с   каждым   днем

потребность в этом будет уменьшаться.

Щенка  обычно  нужно  выгулять после кормления или  после сна.  Желая выгуляться,

щенок начинает суетиться, крутиться на месте, бегать, поскуливать. В это время его нужно
вынести   или   выпустить   во   двор,   оставив   в   покое,   пока   он   не   выгуляется.   Когда   щенок
выгуляется, с ним можно поиграть и позаниматься, приучая его к кличке, подзыву и т. д.

Через несколько дней щенок уже будет при необходимости подбегать к двери, скрести

лапой или поскуливать и даже лаять, т. е. начнет проситься во двор.

Обычно щенок сначала перестает испражняться в квартире, но лужицы остаются после

него значительно дольше. При внимательном уходе щенок уже к четырем месяцам перестает
пачкать в квартире.

Если квартира, где помещается щенок, расположена не в первом этаже, выводить его в

течение дня несколько раз будет слишком утомительно. В таких случаях щенка приучают
испражняться на металлический лист или в низкий деревянный ящик с песком в специально
отведенном месте. Щенка сажают в песок, и он в течение нескольких дней приучится знать
место своего выгула. Когда же щенок подрастет (к трем-четырем месяцам), можно выводить
его во двор, так как потребность в выгуле с каждой неделей уменьшается.

При переводе щенка на выгуливание во дворе ящик (лист) с песком необходимо убрать,

а место, где он находился, тщательно протереть 2 % раствором креолина или лизола. Первое
время нужно внимательно следить за щенком, не допуская его на старое место.

С двух-трех месяцев щенка можно приучать к ошейнику и поводку.
В процессе игры хозяин надевает щенку ошейник и внимательно следит, как щенок

реагирует   на   это.   Бывает,   что   щенок   не   обращает   внимания   на   ошейник.   Тогда   успех
обеспечен, и в течение двух — трех дней он привыкнет к ошейнику. Но может случиться, что
ошейник будет стеснять и беспокоить щенка и он попытается снять ошейник лапой; при этом
щенок   будет   валяться,   трясти   головой,   всячески   стараясь   освободиться   от   незнакомого
предмета.

Терпеливое повторение этого приема всегда приносит успех.
Первое   время   ошейник   следует   надевать   на   очень   короткий   срок,   по   возможности

незаметно,   стараясь   различными   способами   отвлечь   щенка   (дать   лакомство,   поиграть).   В

течение нескольких дней щенок постепенно привыкнет к ошейнику и перестанет обращать
на него внимание.

Затем начинают приучать щенка к поводку тем же способом, что и к ошейнику. Сначала

ошейник   и   поводок   должны   быть   облегченными.   Вместо   кожаного   крепкого   ошейника
можно взять ленточку или тесьму, а вместо поводка — тонкий, легкий шнурок или тонкую
веревку.   Поводок   не   должен   стеснять   движения   щенка   и   причинять   ему   неприятные
ощущения.

С   первых   дней   воспитания   щенка   нужно   знакомить   с   окружающей   обстановкой.   В

возрасте   одного   —   полутора   месяцев   щенок   знает   только   свою   мать,   братьев   и   сестер.
Различные   шумы,   предметы,   животные,   явления   природы   и   т. д.,   которые   он   видит   и
ощущает в первый раз, могут действовать на него по-разному.

Поэтому   хозяин   должен   умело   и   своевременно   ознакомить   щенка   с   окружающим.

Нужно, чтобы щенок приучился спокойно реагировать на всякое явление. При неправильном
воспитании может закрепиться трусость, проявляющаяся у большинства щенков, особенно
при появлении новых раздражителей. А трусливая собака непригодна ни для какой службы.
Поэтому   необходимо   обратить   большое   внимание   на   развитие   у   щенка   смелости.   При
правильном   воспитании   и   дрессировке   трусость   можно   побороть   и   вырастить   смелую,
работоспособную собаку.

Знакомя щенка с новыми предметами, хозяин должен стараться, чтобы щенок не только

не пугался, а, наоборот, чувствовал себя победителем, сильнее и храбрее всех, кроме своего
хозяина.

Чтобы выработать у щенка смелость, нужно гулять с ним вначале в тихих, малолюдных

местах.   Если   щенок   чего-либо   испугался,   рекомендуется   отвлечь   его   игрой,   лаской,
лакомством. В дальнейшем полезно несколько раз показать щенку испугавший его предмет.
Постепенно прогулки переносят в более оживленные места.

Нельзя практиковать активное нападение на щенка «постороннего» человека с целью

развития у собаки злобности и недоверия. Удары и резкие движения могут запугать щенка, а
добиться того, чтобы он это забыл, трудно.

При правильном воспитании у щенка злобности и недоверия он после трех — четырех

занятий станет смелее и будет активнее нападать на «постороннего». При попытках щенка
залаять «посторонний» должен делать вид, что он испугался, и поспешно убегать. С каждым
занятием   активность   сопротивления   щенка   и   нападения   на   него   «постороннего»   должны
усиливаться с таким расчетом, чтобы всякий раз щенок чувствовал себя победителем. Такая
методика   воспитания   даст   хорошие   результаты:   щенок   совершенно   не   будет   бояться
нападающих.

Хорошо,   если   имеется   возможность   приучить   щенка   к   воде.   Некоторые   собаководы

считают, что приучить собаку плавать — дело несложное: достаточно бросить щенка в воду и
он поплывет. В действительности это далеко не так. Собаки любят воду, ко если щенок один
раз испугается воды, потребуется много времени и труда, чтобы приучить его к плаванию.

Плавание развивает и закаляет организм собаки и бывает необходимо при выполнении

ею практической работы.

К трем — четырем месяцам щенок уже будет хорошо знать не только хозяина, но и всех

членов   семьи.   В   это   время   хозяин   должен   решить   вопрос   о   том,   в   каком   направлении
воспитывать щенка дальше (развивать у него злобность и недоверие к посторонним людям
или воспитать его доверчивым и ласковым).

Собаки подразделяются на доверчивых, недоверчивых, злобных, ласковых, трусливых,

подвижных, вялых и т. д.

Независимо   от   врожденных   качеств   собаку   в   большинстве   случаев   можно

перевоспитать. Особенно легко это сделать со щенком, попавшим к хозяину сразу от матери.

Чтобы воспитать щенка ласковым и доверчивым, необходимо приучать его во время

прогулок к посторонним людям. В каждом человеке щенок должен видеть своего друга. Если
окружающие   любят   и   ласкают   щенка,   дают   ему   лакомство,   он   вырастет   доверчивым   и

ласковым.

Желая   воспитать   недоверчивую,   смелую   и   злобную   собаку   —   хорошего   сторожа   и

телохранителя, хозяин должен запретить посторонним ласкать щенка и давать ему лакомство
(это разрешается делать только членам семьи).

Щенка   воспитывают   так,   чтобы   в   каждом   постороннем   человеке   он   видел   «врага»,

которого не следует бояться и на которого можно нападать, так как победа всегда обеспечена.

В   раннем   возрасте   не   следует   развивать   большую   злобность,   так   как   впоследствии

собака может оказаться слишком нервной. Вполне достаточно, если щенок будет облаивать
посторонних и недоверчиво относиться к ним.

В процессе воспитания принуждение и запрещение должны применяться значительно

реже,   чем   в   дрессировке,   но   все   же   без   них   нельзя   обойтись.   Иначе   щенок   вырастет
избалованным   и  в   дальнейшем   будет   трудно   поддаваться   дрессировке.  В   четыре   —   пять
месяцев щенок уже должен хорошо знать запрещающую команду «Фу».

Этот   навык   вырабатывают   у   щенка   так   же,   как   при   дрессировке   взрослой   собаки;

разница состоит лишь в том, что при воспитании щенка болевой раздражитель должен быть
гораздо слабее (удар хлыстом заменяют легким шлепком ладонью, рывок поводком должен
быть слабым, строгий ошейник — парфорс — категорически запрещен). Наконец, интонация
команды «Фу» при воспитании должна быть менее угрожающей, с оттенком укоризны.

Выработку   у   щенка   навыка   на   команду   «Фу»   полезно   совместить   с   определенным

запрещением (лазание на диван, на кровать, хватание со стола пищи и т. д.). Для этого щенка
необходимо иногда провоцировать. Например, хозяин, положив на край стола какой-нибудь
лакомый   кусок   (сахар,   сыр,   мясо),   делает   вид,   что   чем-то   занят,   и   отходит   от   стола,
продолжая внимательно наблюдать за щенком. При попытке стащить лакомство раздается
команда   хозяина   «Фу».   За   ней   следует   шлепок.   Щенок   провинился,   застигнут   на   месте
«преступления», он знает, за что наказан. После нескольких таких занятий он не будет лазать
на стол и таскать продукты.

Таким же способом щенка отучают от лазания на диван, кровать и т. п. После каждой

попытки щенка прыгнуть на кровать следует команда «Фу» и легкое наказание.

Щенка,   совершившего   проступок,   но   не   застигнутого   в   момент   «преступления»,

наказывать нельзя, так как наказание для него непонятно.

Бывает,   что   щенок,   на   долгое   время   предоставленный   самому   себе,   в   отсутствие

хозяина совершает различные проступки (прогрызает ковер, туфли, что-нибудь разбивает и
т. д.). Рассерженный хозяин наказывает щенка, который давно забыв о совершенной шалости,
радостно   бросается   навстречу   хозяину.   Так   воспитывать   щенка   нельзя:   во-первых,   он   не
знает,   за   что   его   наказывают,   во-вторых,   при   подходе   к   хозяину   он   вместо   ласки   или
лакомства получает наказание.

В четыре — пять месяцев можно приучать щенка ходить рядом, держать себя свободно

по команде «Гуляй» и садиться по команде «Сидеть». Когда щенок хорошо усвоит команду
«Сидеть», его следует приучить к укладке из положения сидя (команда «Лежать»).

Щенка   нельзя   утомлять   занятиями   и   требовать   от   него   такой   же   безотказности   и

четкости выполнения приемов, как от взрослой собаки (например, при посадке или укладке
нужно   делать   очень   короткую   выдержку).   Подобно   ребенку,   щенок   не   может   надолго
сосредоточиться   на   одном   предмете;   все   для   него   ново,   все   его   интересует,   отвлекает.
Поэтому нельзя требовать от щенка того, что требуют от взрослой собаки.

Очень   полезно   приучать   щенка   приносить   по   команде   (аппортировать)   брошенную

хозяином   вещь.  Этот   навык   пригодится   при   дрессировке   по  специальности   для   развития
сторожевых   качеств,   поиска,   а   также   при   приучении   к   воде   и   пр.   Кроме   того,   «аппорт»
(деревянная палочка 20–25 см длины с утолщениями на концах, чтобы щенку было удобнее
ее брать за середину зубами) является обычно любимой игрушкой щенка, и он довольно
быстро приучается не только приносить брошенную хозяином вещь, но и носить что-либо в
зубах на прогулке.

Во   второй   половине   воспитательного   периода,   примерно   с   пяти   —   шести   месяцев,

щенка   приучают   к   отказу   от   корма,   предлагаемого   или   подброшенного   посторонними
людьми,   а   также   найденного   на   земле.   Это   помогает   развивать   недоверие   щенка   к
посторонним людям, гарантирует собаку от возможного умышленного отравления, а также
предохраняет ее от заражения глистами или случайного отравления испорченной пищей.

Можно приучить щенка по команде подавать голос, но этот прием нужно отрабатывать

осторожно. Если щенок усвоил команду «Голос» и охотно выполняет ее, то повторять этот
навык необходимо лишь для того, чтобы он не забывался. Если хозяин требует частой подачи
голоса, щенок может приучиться беспричинно лаять.

Наконец,   очень   нужный   навык,   который   начинают   отрабатывать   у   щенка   в   период

воспитания, — это преодоление препятствий.

Обученная   служебная   собака   на   практической   работе   может   перепрыгивать   через

плетень, решетчатый забор высотой до 1,5 м, ров и водную преграду шириной в три и более
метров, ходить по бревну (буму), преодолевать глухой забор высотой 2–2,5 м и, наконец,
лазать по лестнице пожарного типа.

Так  как  костяк  щенка  еще  не  окреп,  обучать его преодолению препятствий  следует

очень осторожно, не увлекаясь высотой препятствия. Начинать обучение можно примерно в
пять месяцев, причем высота препятствий должна быть очень небольшой: вначале 30–35 см,
к концу воспитательного периода (к девяти — десяти месяцам) высота решетчатого забора
или плетня может достигать 100 см, а глухого забора — 120–130 см. От высоких прыжков у
щенка может развиться искривление спины или ног. Следует помнить, что цель обучения
щенка этим приемам — не погоня за высотой, а воспитание определенных навыков, развитие
у собаки ловкости и смелости. В дальнейшем взрослая, окрепшая собака (в возрасте одного
— двух лет) при соответствующей тренировке быстро научится преодолевать более высокие
препятствия.

Лестница для обучения щенка лазанию должна иметь широкие и частые перекладины;

постепенно можно переходить к более узким и редким. К хождению по буму приучают также
постепенно. Сначала бум делают более широким и плоским (или чуть скругленным), а затем
его форму доводят до формы обычного бревна.

Занятия   по   преодолению   препятствий   следует   строить   так,   чтобы   все   упражнения

интересовали щенка, но не вызывали физической перегрузки.

При воспитании щенка такие приемы, как посадка, укладка, подача голоса по команде,

развитие   злобности,   можно   вполне   отложить   до   периода   дрессировки,   если   хозяин   не
определил   в   раннем   возрасте,   для   каких   служебных   целей   он   хочет   в   дальнейшем
использовать собаку.

Независимо от того, для какой работы в будущем предназначается щенок, полезно в

процессе   воспитания   приучить   его   спокойно   относиться   к   выстрелам,   взрывам   другим
резким   звуковым   раздражителям,   так   как   этот   навык   является   обязательным   для   всех
служебных собак. Следует помнить, что грозовые разряды могут испугать щенка. Поэтому во
время грозы не следует оставлять его без присмотра.

Глава XI

Основы дрессировки служебных собак

Использовать собаку для служебных целей (караульной, розыскной и других служб)

можно лишь после дрессировки.

Чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, нужно знать основные принципы и

правила дрессировки.

Долгое   время   не   было   единой   научно   обоснованной   методики   дрессировки   собак.

Отдельные дрессировщики бережно накапливали и хранили свой опыт дрессировки, но даже
самые знающие из них допускали грубые ошибки, приписывая собаке несвойственные ей
качества.

Великая заслуга академика И. П. Павлова заключается в том, что он проложил новые

пути исследования и создал настоящую физиологию головного мозга. В основу исследования
высших отделов головного мозга И. П. Павловым было положено понятие рефлекса. Его
учение об условных рефлексах является тем краеугольным камнем, на котором построена
современная   физиология   высшей   нервной   деятельности,   определяющей   поведение
животного. На основе этого материалистического учения в СССР была разработана научно
обоснованная методика дрессировки.

Основой   поведения   животного   (собаки)   являются   врожденные   действия   —

инстинкты , направленные на удовлетворение определенных жизненных потребностей.

Поведение  животного  — это совокупность всех  его действий,  посредством  которых

организм приспосабливается к окружающей среде.

Воздействие окружающей среды вызывает различные реакции организма.
Свойство   организма   реагировать   на   то   или   иное   воздействие   называется

раздражимостью , а ответное действие организма на раздражение — реакцией . Различные
предметы,   явления   окружающей   среды   или   причины   внутреннего   порядка,   вызывающие
реакцию, называются раздражителями .

Все реакции животных на раздражители обусловлены высшей нервной деятельностью

и называются  рефлексами  . Рефлекс — это ответное действие организма на раздражитель
при непосредственном участии нервной системы.

Нервная   система   подразделяется   на   центральную   и   периферическую.   Центральная

нервная   система  состоит  из  головного  и  спинного  мозга,  периферическая   —  из   нервных
волокон   (нервов).   Нервные   волокна   подразделяются   на  чувствующие  ,   по   которым
воспринятое раздражение передается от органов чувств в центральную нервную систему, и
двигательные  ,   по   которым  раздражение   передается   от   центральной   нервной   системы   к
рабочим органам (мышцам и железам).

Большие полушария головного мозга являются органом высшей нервной деятельности,

обусловливающей поведение животного.

Рефлексы подразделяются на безусловные  и условные .
Безусловными   называются   прирожденные   рефлексы.   Они   проявляются   как

закономерные, обязательные реакции организма на определенные раздражители.

Безусловные   рефлексы   могут   быть   простыми   и   сложными.   Если   на   какой-либо

раздражитель отвечает лишь одна часть организма животного, такое действие будет простым
безусловным рефлексом (отдергивание лапы при уколе, расширение зрачка глаза в темноте и
т. п.).

Действия,   состоящие   из   целого   ряда   простых   рефлексов,   называются   сложными

безусловными   рефлексами   (при   появлении   на   свет   щенков   сука   облизывает   их,   кормит,
согревает своим телом; щенок, впервые почуявший опасность, убегает к матери).

Сложные безусловные рефлексы называют инстинктами . По своему биологическому

значению   инстинкты   подразделяются   на   две   группы:   к   первой   относятся   инстинкты,
направленные на самосохранение (пищевой, ориентировочный и оборонительный); ко второй
— инстинкты, направленные на размножение (половой и родительский).

Однако   наличия   только   инстинктов   (безусловных   рефлексов)   недостаточно   для

приспособления  к окружающей среде;  в течение жизни  собака  приобретает  много новых
рефлексов различной сложности. Эти рефлексы, приобретенные в процессе жизни или при
дрессировке,   носят   название   условных   рефлексов.   Например,   собака   узнает   голос   своего
хозяина   или   его   шаги,   приучается   самостоятельно   находить   пищу,   ориентироваться   на
местности;   в   процессе   дрессировки   привыкает   по   приказанию   садиться,   ложиться,
приносить брошенную вещь, работать по следу и т. п.

Условные рефлексы усложняют проявление инстинктов и видоизменяют это проявление

в определенном направлении (например, в направлении активного преследования человека-
злоумышленника у розыскной собаки и т. п.).

Несмотря   на   некоторое   различие,   безусловные   и   условные   рефлексы   тесно   связаны

между собой и постоянно влияют друг на друга, причем условные рефлексы при некоторых

обстоятельствах   могут   закрепляться,   становиться   наследственными   и   превратиться   в
безусловные.

«Можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее

наследственностью превращаются в безусловные», — писал академик И. П. Павлов.

Дрессировка — это последовательное приучение собаки к выполнению определенных

действий по требованию дрессировщика.

Сущность дрессировки  заключается  в том, что дрессировщик,  развивая и используя

ценные   природные   качества   собаки   (хорошо   развитое   обоняние,   слух,   выносливость,
быстрый бег, привязанность к хозяину, недоверие к постороннему человеку и пр.), нужные
для   того   или   иного   вида   службы,   затормаживает   действия,   вредно   влияющие   на   четкое
несение собакой службы, и одновременно вырабатывает у нее ряд необходимых условных
рефлексов.

Для   успешной   выработки   условного   рефлекса   основным   и   обязательным   является

совпадение  во  времени   двух  раздражителей:   безусловного  и  условного.  Практически  при
дрессировке условный раздражитель применяется несколько ранее безусловного (на 0,5–1
секунду).   Условный   раздражитель   приобретает   значение   сигнала,   который   предшествует
безусловному   раздражителю   и   в   дальнейшем   самостоятельно   вызывает   необходимое
действие.

Безусловными раздражителями при дрессировке могут быть: физическое воздействие

на   собаку   (рывок   поводком,   удар   хлыстом,   придание   собаке   нужного   положения   путем
механического воздействия), а также дача пищи, лакомства.

Весьма   важной   задачей   при   дрессировке   является   умелый   подбор   нужного

безусловного   раздражителя   для   образования   условного   рефлекса.   Практически   при
дрессировке в основном применяются пищевые раздражители и раздражители физического
порядка (рывок, давление, удар и т. п.).

В   процессе   дрессировки   условными   раздражителями   являются:   звуковые   команды,

специальные жесты, общее поведение самого дрессировщика.

Команда   или   жест,   применяемые   при   дрессировке,   являются   для   собаки   вначале

безразличными   раздражителями   до   тех   пор,   пока   не   образовался   условный   рефлекс;
требуемое действие она выполняет в это время под влиянием безусловного раздражителя
(физического воздействия или пищи, лакомства).

Хорошо выдрессированная собака должна работать безотказно по командам или жестам

дрессировщика, т. е. при применении одних только условных раздражителей; однако и при
этом необходимо поощрять собаку (лакомством, оглаживанием, восклицанием «Хорошо») за
действия, выполняемые по командам и жестам.

Чем сильнее безусловный раздражитель, тем быстрее и эффективнее вырабатывается у

собаки условный рефлекс. Однако применение сильных болевых раздражителей без учета
индивидуальных особенностей собаки может вызвать нежелательную реакцию — тормозное
состояние нервной системы, отказ от работы. Например, сильные рывки при первоначальном
обучении собаки хождению рядом с дрессировщиком вызовут у нее боязнь дрессировщика и
недоверие к нему. Если при приучении собаки к выстрелам не соразмерить расстояние и силу
выстрела, можно также вызвать стойкое проявление трусости и тормозное состояние собаки.
Это особенно следует учитывать помощнику дрессировщика при дрессировке караульных
собак.

Для практического использования служебной собаки особое значение имеет выработка

у нее умения точно распознавать различные условные раздражители.

В первый период образования условного рефлекса собака часто обобщает применяемый

дрессировщиком условный раздражитель с некоторыми другими сходными раздражителями.
Если в эти моменты, с одной стороны, применяется торможение неправильного действия
собаки, а с другой — положительно подкрепляется лишь избранный условный раздражитель,
то остальные условные раздражители теряют значение как сигналы для данного действия, и
собака перестает на них реагировать.

Торможение   может   быть   «внешним»   и   «внутренним».   К   типичным   примерам

внутреннего   торможения   относятся   так   называемое   «угасание   условного   рефлекса»   (по
окончании дрессировки собаку не тренируют и она «забывает» прием, которому ее учили,
или дрессировщик не закрепляет поощрением выполняемых по командам действий).

Примером внешнего торможения является запрещающая команда «Фу», прекращающая

нежелательные   действия   собаки.   Особенно   часто   внешнее   торможение   вызывается   при
дрессировке отвлечением собаки на различные неожиданные раздражители.

Вырабатываемые при дрессировке условные рефлексы делятся по своему характеру на

положительные  (активные действия собаки по команде) и отрицательные  или тормозные
(прекращение   или   задержка   действий   собаки).   К   последним   относятся   главным   образом
различные выдержки при выполнении собакой приемов.

В   процессе   дрессировки   у   собаки   вырабатываются   сложные   условные   рефлексы,

обычно представляющие определенную систему, состоящую из положительных и тормозных
условных   рефлексов.   Такие   сложные   условные   рефлексы   называются  навыками  .   При
дрессировке   следует   учитывать   особенности   поведения   каждой   собаки,   применяя
раздражители, соответствующие этим особенностям.

Прежде   чем   приступить   к   дрессировке,   необходимо   изучить   типовые   особенности

поведения собаки. Независимо от породы собак принято подразделять на четыре основных
типа   по   проявлению   высшей   нервной   деятельности.   Три   типа   —   сильные:
неуравновешенный,   возбудимый   (холерик);   уравновешенный,   подвижный   (сангвиник);
уравновешенный, спокойный (флегматик) и четвертый тип — слабый (меланхолик). Собаки,
относящиеся к последнему типу, непригодны для дрессировки.

Однако подобное подразделение недостаточно полно, так как даже у собак одного и

того   же   типа   существует   много   отклонений   в   ту   или   иную   сторону   (промежуточные   и
смешанные типы).

При определении типа высшей нервной деятельности собаки учитываются признаки,

характеризующие силу, подвижность и взаимное равновесие основных нервных  процессов
—   возбуждения
    (деятельного   состояния   нервной   системы)   и   противоположного   ему   —
торможения    (ослабления   и   прекращения   деятельности).   Сила   и   подвижность,   а   также
равновесие   процессов   возбуждения   и   торможения   определяют   быстроту   образования   и
стойкость условных рефлексов у различных собак, что особенно важно при дрессировке.

Собаки различных типов по-разному поддаются дрессировке.
У   собак   неуравновешенного,   возбудимого   типа   положительные   условие   рефлексы

образуются быстро, они постоянны и прочны, но тормозные рефлексы образуются с трудом и
не   прочны.   Это   объясняется   тем,   что   у   собак   указанного   типа   процесс   возбуждения
преобладает   над  тормозным   процессом  ;   при   дрессировке   таких   собак   вырабатывать
тормозные   рефлексы   следует   постепенно   и   очень   осторожно   (например,   выдержку   при
посадке или укладке вначале следует ограничивать всего тремя — пятью секундами, а затем
постепенно   увеличивать).   Иначе   может   наступить   перенапряжение   тормозного   процесса,
собака начнет «ошибаться», не будет выполнять требований дрессировщика.

Собаки   уравновешенного,   подвижного   типа   легко   поддаются   дрессировке.   У   них

прочно держатся быстро вырабатываемые положительные и тормозные условные рефлексы.
Ответные действия правильны.

Собаки первых двух типов подвижны, активны и сходны по внешнему поведению.
У   собак   уравновешенного,   спокойного   типа   положительные   и   тормозные   условные

рефлексы вырабатываются замедленно, но зато являются стойкими. По внешним признакам
поведения   эти   собаки   спокойны,   медлительны,   иногда   даже   вялы.   Ответные   действия
правильны,   но   замедлены.   Выработка   навыков   у   собак   экого   типа   протекает   медленно;
приемы они выполняют вяло, что иногда вызывает трудности при дрессировке. При умелом и
правильном подходе к такой собаке результаты дрессировки будут положительными.

Собаки слабого типа очень плохо поддаются дрессировке. Положительные и тормозные

условные рефлексы у них непостоянны и вырабатываются с большим трудом. Наблюдаются

частые срывы и отказ от работы. Дрессировка усложняется еще тем, что такие собаки часто
трусливы и, как правило, непригодны для служебного использования.

Весьма   важно   для   дрессировки   установить   характер   преобладающей   реакции.   Эта

реакция может проявляться в пищевой, ориентировочной и оборонительной формах. У собак,
достигших   половой   зрелости,   периодически   может   проявляться   половая   реакция.
Оборонительная реакция может выражаться в активной или пассивной форме. Например, при
попытке постороннего человека отнять у собаки пищу она может реагировать по-разному.
Одна   собака   активно   набрасывается   на   человека,   забыв   про   пищу   (преобладает   активно-
оборонительная реакция); другая будет стараться скорее съесть пищу (преобладает пищевая
реакция);   третья   проявит   трусость   и   убежит,   оставив   пищу   (преобладает   пассивно-
оборонительная реакция).

Встречаются собаки, у которых преобладающая реакция носит смешанный характер,

т. е. сочетаются две реакции (например, пищевая и активно-оборонительная или пассивно-
оборонительная и ориентировочная и т. д.).

Собаки с преобладающей ориентировочной реакцией встречаются сравнительно редко.

Обычно   у   взрослых   собак   ориентировочная   реакция   предшествует   другим   и   быстро,   в
зависимости от условий, сменяется пищевой или оборонительной реакцией.

В   процессе   дрессировки   характер   преобладающей   реакции   может   измениться.

Например, при грубом обращении и систематических побоях собака из злобной и активной
может   превратиться   в   забитое   и   трусливое   животное,   и,   наоборот,   при   правильной
методической   работе   по   развитию   смелости   и   злобности   из   трусливой   иногда   можно
воспитать злобную и активную собаку.

Немаловажное значение имеет подбор и определение пригодности собаки для той или

иной работы. Правильный подбор собаки, во-первых, даст полную уверенность в том, что
результаты дрессировки будут положительные, и, во-вторых, значительно ускорит процесс
дрессировки. Например, ездовая собака должна быть выносливой, а ее чутье и слух не имеют
особого   значения   при   работе;   караульная   собака   должна   иметь   сильно   выраженную
оборонительную реакцию, хорошее чутье и острый слух.

Чтобы   собака   безотказно   выполняла   выработанные   навыки,   дрессировщик   должен

обратить   внимание   на   затормаживание   вредных   для   дрессировки   врожденных   или
приобретенных действий. К явлениям, отвлекающим собаку и нарушающим нормальный ход
дрессировки, следует отнести отвлекающие  раздражители, или,  как  их принято называть,
внешние и внутренние отвлечения.

К отвлекающим раздражителям внешнего порядка относятся явления природы, шумы,

запахи, шорохи, птицы, животные и т. п. Навыки, выработанные у собак при правильной
дрессировке, окажутся сильнее этих отвлечений, и безотказность работы будет обеспечена.

К   отвлекающим   раздражителям   внутреннего   происхождения   относятся:   болезненное

состояние   собаки,   проявление   полового   инстинкта,   потребность   собаки   выгуляться   после
приема пищи, усталость и т. д.

Отвлечения внутреннего происхождения значительно устойчивее внешних отвлечений

и более длительно действуют на выработанные навыки.

Борьба с отвлечениями внутреннего порядка сложна и требует особого наблюдения за

собакой.

Дрессировщик должен внимательно следить за поведением и физическим состоянием

собаки и своевременно принимать необходимые меры. Проводить занятия с больной или
переутомленной собакой нельзя, и лучше всего в таком случае дать ей отдых или оказать
необходимую помощь. Если, например, собака плохо работает в жаркую погоду, продолжать
занятия нецелесообразно; приучать собаку к выносливости нужно постепенно.

Борьба с отвлечениями может быть успешна только в том случае, если раздражитель,

заставляющий   собаку   выполнять   требования   дрессировщика,   окажется   сильнее
отвлекающего раздражителя.

Поясним это примером. Дрессировщик заставил собаку по команде сесть. Собака села.

В   этот   момент   появилось   отвлечение   —   пробежала   кошка.   На   собаку   начинают
одновременно   действовать   два   противоположных   раздражителя:   первый   —   команда
дрессировщика «Сидеть» и второй — отвлекающий раздражитель — кошка. Результат будет
зависеть от того, какой раздражитель окажется сильнее.

Если навык на команду «Сидеть» отработан еще недостаточно, собака может броситься

за кошкой. Чтобы предупредить это, рекомендуется в угрожающем тоне подать повторную
команду   (условный   раздражитель);   повторная   команда   пересилит   отвлечение,   и   собака
выполнит приказ дрессировщика.

Отвлечения усложняют дрессировку. Поэтому до образования у собаки четких навыков

на   команды   или   жесты   дрессировку   следует   проводить   там,   где   меньше   вероятность
отвлечений.   Лишь   постепенно,   по   мере   выработки   у   собаки   прочных   навыков,   условия
занятий усложняются, вводят отвлечения; к концу дрессировки занятия можно проводить при
наличии даже сильных отвлечений.

Наряду с отвлечениями бывают и другие причины, усложняющие дрессировку (резко

снижают работоспособность собаки сильный холод или жара; летом занятия лучше всего
проводить рано утром).

Кроме того, на успешность дрессировки влияют почва (луг, пыльная дорога) и рельеф

местности.   На   пересеченной   местности   или   на   пыльной   дороге   работа   с   собакой
усложняется, поэтому лучше заниматься на лугу или на утрамбованной дороге.

Большое   значение   при   дрессировке   имеет   правильное   применение   условных

раздражителей (подача команд и специальных жестов, а также поведение дрессировщика).

Команды должны быть неизменны; подают их всегда четко, спокойным голосом, в тоне

приказания; необходимо учитывать, что по определенным звукам команды собака приучается
выполнять то или иное действие. Всякое умышленное изменение команды или ошибки при
ее произнесении «сбивает» собаку, мешает ей правильно выполнить приказ дрессировщика.

Собака различает команду не потому, что она понимает значение отдельных слов, а

потому, что обладает способностью различать звуки (условный раздражитель).

Нельзя,   например,   заменять   привычную   для   собаки   команду   «Апорт»   командой

«Подай», «Возьми», «Принеси» или вместо команды «Лежать» произносить «Ложись».

Добавление   к   команде   лишних   слов   вредно   влияет   на   выполнение   приема.   Нельзя

произносить вместо команды «Ко мне» «Поди ко мне» или вместо команды «Сидеть» «Я
говорю — сидеть» и т. п.

При подаче команды может и должна изменяться только интонация, т. е. оттенок голоса

(это имеет существенное значение при дрессировке, так как собака благодаря тонкому слуху
хорошо улавливает различные интонации).

Интонация   может   быть   угрожающей,   приказной   и   ласковой   (ободряющей).   Обычно

команду произносят с приказной интонацией.

Угрожающим тоном команда подается в том случае, когда собака, у которой выработан

определенный навык, не выполнила по первой команде требуемого действия (приема). Вслед
за   командой,   поданной   в   угрожающем   тоне,   применяют   физическое   воздействие   —
принуждение. В дальнейшем это обеспечивает безотказное выполнение нужного приема по
первой команде.

Чтобы   предотвратить   влияние   различных   отвлечений,   мешающих   дрессировке,   и

прекратить   нежелательные   действия   собаки,   применяется   запрещение:   подается   команда
«Фу» в угрожающей интонации, за которой следует резкий рывок поводка или удар хлыста.

Запрещение   должно   быть   обязательным   для   собаки.   Поэтому   не   следует   часто

употреблять команду «Фу»; по возможности ее лучше заменить другой командой.

Например, вожатый ведет собаку на блок-пост. Собака по команде движется рядом, у

его ноги. Навстречу идет человек, и собака хочет броситься на него. Вожатый дает команду
«Рядом» в угрожающей интонации, а не команду «Фу».

Поощрение   применяется   при   выполнении   собакой   требуемого   приема.   Как   только

прием   выполнен,   немедленно   следует   одобряющее   восклицание   «Хорошо»   в   ласковой

интонации, собаку оглаживают и дают ей лакомство.

Вслед за командой, произнесенной в ласковой интонации, нельзя применять болевой

раздражитель.

Метод   дрессировки,   состоящий   из   правильного   и   последовательного   сочетания

принуждения и поощрения, называется контрастным . Этот метод широко применяется при
дрессировке   служебных   собак,   как   наиболее   эффективный,   ускоряющий   образование
навыков и приводящий к безотказности, активности и заинтересованности собаки в работе.

Существуют и другие методы дрессировки. Собак можно дрессировать, применяя одни

только   принуждения   и   болевые   раздражители   и   не   закрепляя   выполнения   приема
поощрением.   Такой   метод   дрессировки   носит   название  механического  .   Собака,
выдрессированная по этому методу, будет задергана, запугана, будет работать «из-под палки»
и превратится в забитое животное. Таким методом не следует злоупотреблять.

При  вкусопоощрительном    методе   используют   только   пищевые   раздражители.

Дрессировка проводится без применения принуждения, и навыки воспитываются только на
ласке и лакомстве. Таким методом нельзя добиться безотказности в работе из-за наличия в
окружающей   среде   сильных,   отвлекающих   раздражителей.   Этот   метод   можно   применять
лишь при воспитании щенков, когда навыки вырабатываются в процессе игры и прогулок, а
не в результате систематической дрессировки.

В   ряде   случаев   (когда   дрессируемая   собака   должна   лаять,   проявлять   большую

активность при нападении, приучаться к воде и т. п.) полезно применять  подражательный
метод. Он заключается в следующем: выдрессированная собака (или группа собак), выполняя
по   команде   дрессировщика   нужное   действие,   побуждает   дрессируемую   собаку   к
подражанию.

Часто на практической работе нельзя управлять собакой при помощи звуковых команд,

так как команды могут демаскировать вожатого (в дозоре, в разведке и пр.). Поэтому собаку
приучают одновременно и к специальным жестам, заменяющим команду.

Жест, как и звуковая команда, является условным раздражителем. Обычно обучение

собаки работе по команде и жесту начинают одновременно, но в ряде случаев прием сначала
отрабатывается по команде, а затем постепенно вводится заменяющий ее жест. В результате
дрессировки собака должна выполнять требуемые действия как при подаче команды жестом,
так и в том случае, если команда и жест подаются раздельно.

Важным   условием,   обеспечивающим   успешную   дрессировку,   является   контакт

дрессировщика   с   собакой.   Собака   быстро   привыкает   и   привязывается   к   человеку   в   том
случае,   если   ничто   этому   не   мешает.   Мягкое,   спокойное   и   ровное   обращение   с   собакой
способствует   установлению   правильных   взаимоотношений   между   дрессировщиком   и
собакой. Если человек не любит животных и не обладает качествами, необходимыми для
воспитания   собаки   (уравновешенность,   спокойствие,   терпение   и   т. д.),   пользы   от   такого
воспитателя будет мало.

При работе с собакой залогом успеха является терпение дрессировщика. При всякой

задержке или затруднении в работе не следует горячиться и нервничать. Нужно настойчиво,
спокойно,   терпеливо   повторить   свое   требование   и   добиться   его   выполнения.
Раздражительность   и   нервозность   дрессировщика   сейчас   же   передаются   собаке,   она
начинает совершать неправильные действия и срывает работу. Нельзя вымещать на собаке
раздражение   из-за   невыполнения   или   плохого   выполнения   приема.   При   необходимости
нужно применять принуждение, тотчас же поощряя собаку, если она выполнит требуемое
действие (прием).

При дрессировке нужно учитывать не только типовые и индивидуальные особенности

собаки, но и ее физическое состояние, степень подготовленности и возраст.

В начале дрессировки, когда определенный навык еще не закреплен, следует применять

принуждение   меньшей   силы;   каждое   правильное,   хотя   бы   на   первых   порах   и   нечетко
выполненное   действие   нужно   поощрять.   По   мере   закрепления   навыка   требования
постепенно   повышают,   а   силу   принуждения   увеличивают;   дрессировщик   уже   требует   от

собаки безотказного и четкого выполнения приема по первой команде или жесту.

Например,   при   первоначальном   обучении   собаки   посадке   из   положения   стоя

дрессировщик   ограничивает   принуждение   только   нажимом   левой   руки   на   крестец,
одновременно натягивая поводок правой рукой вверх и немного назад от собаки, совершенно
не   причиняя   ей   боли.   Его   задача   —   придать   собаке   после   команды   «Сидеть»   нужное
положение. После ряда таких упражнений, когда навык посадки собакой усвоен, она должна
выполнить   команду   «Сидеть».   В   противном   случае   принуждение   можно   усилить   более
резким рывком поводка, даже причиняющим собаке боль. Применение строгого ошейника
(парфорса)   при   дрессировке   собак   необязательно.   Применять   парфорс   следует   очень
осторожно, предварительно посоветовавшись со специалистом-инструктором.

Недопустимо   грубое   обращение   с   собакой,   но   вредны   чрезмерная   ласка   и   игра,

отрицательно влияющие на дисциплину и снижающие качество работы.

К дрессировке собак следует подходить очень осторожно, продумав предварительно все

детали,   так   как   из-за   неправильных   действий   и   ошибок   дрессировщика   у   собаки   могут
возникнуть   вредные   привычки,   неправильно   выработанные   условные   рефлексы,   так
называемые «нежелательные связи», на изживание которых придется потратить много труда
и времени.

Дрессировщик,   не   имеющий   достаточного   опыта   или   поверхностно   относящийся   к

занятиям,   часто   допускает   ошибки.   Поэтому   причины   невыполнения   собакой   требуемого
действия дрессировщик должен искать прежде всего в своих действиях, командах, жестах.

К   наиболее   часто   встречающимся   ошибкам   дрессировщика   можно   отнести:

«очеловечивание   собаки»,   когда   дрессировщик   предъявляет   ей   требования,   понятные
человеку   и   непонятные   собаке;   однообразное   распределение   приемов   на   занятиях,
вызывающие апатию и вялое состояние собаки; нерешительность тона дрессировщика при
подаче команд или нечеткость жестов; многократное повторение одного и того же приема,
вызывающее снижение заинтересованности собаки в работе; несвоевременные поощрения,
принуждения   и   запрещения;   проведение   занятий   с   собакой   без   плана,   без   учета   ее
индивидуальных особенностей, физического состояния и возраста; неправильное построение
приемов.

Ошибки   бывают   методического   и   технического   характера.   Методические   ошибки

возникают   в   результате   нарушения   методических   основ   и   правил   дрессировки   и
неправильной   организации  занятий.  Если,  например,   при  развитии   у  собаки   недоверия  и
злобности к постороннему человеку работать постоянно с одним помощником, это приучит
собаку активно нападать только на него, а к остальным относиться доверчиво и без злобы.

К техническим ошибкам относятся случайные, неправильные действия дрессировщика.

Например, дрессировщик может по неосторожности наступить собаке на лапу при ее подходе
по команде «Ко мне». В следующий раз собака будет подходить к нему с опаской. При поиске
злоумышленника дрессировщик нечаянным рывком поводка может причинить собаке боль и
тем   самым   повредить   дальнейшей   работе   —   невольно   затормозить   или   снизить
заинтересованность собаки в поиске.

При систематическом повторении технические ошибки могут перейти в методические,

и борьба с ними будет уже значительно сложнее.

Дрессировщику   необходимо   твердо   помнить   и   соблюдать   основные   правила

дрессировки.

1. Получив   собаку,   внимательно   изучить   ее   индивидуальные   особенности   (тип,

преобладающую   реакцию   и   прочее),   приучить   к   себе   и   лишь   после   этого   начинать
дрессировку.

2. Иметь на каждое занятие определенный план и добиваться его выполнения.
3. Применять условный раздражитель (команду, жест) несколько раньше безусловного,

в крайнем случае одновременно.

4. Команды не изменять, но придавать им нужную интонацию. Внимательно следить за

правильностью и четкостью подачи команд и жестов.

5. Следить за своим поведением: не нервничать, не допускать грубости и излишней

ласки.   Быть   требовательным   и   настойчивым,   не   забывая   поощрять   каждое   правильное
действие собаки.

6. Занятия   с  собакой  проводить  по  принципу:   от   легкого  к   трудному,  от  простого  к

сложному.

7. Не   утомлять   собаку   однообразием;   разнообразить   занятия,   стремясь   сохранить

заинтересованность собаки в работе до конца занятий.

8. Не требовать от собаки «непонятного» ей и невозможного.
9. Внимательно следить за физическим состоянием собаки.
10. Для   установления   контакта   в   процессе   дрессировки   добиваться   доверия   и

привязанности собаки и подчинять ее своей воле.

Говоря   о   дрессировке,   нельзя   не   сказать   о   необходимости   тренировки   собак.

Тренировка и дрессировка неразрывно связаны между собой.

Без регулярной тренировки приобретенные в процессе дрессировки условные рефлексы

могут постепенно угасать, будут «забыты» собакой. В первую очередь угасают недостаточно
отработанные и закрепленные условные рефлексы.

В   процессе   тренировки   у   собак   закрепляются   и   совершенствуются   приобретенные

навыки; занятия постепенно усложняют, вводя более сложные отвлекающие раздражители;
собака   со   временем   втягивается   в   продолжительную   работу;   тренировку   проводят   в
условиях, близких к практической работе.

У собаки обоняние является наиболее развитым органом чувств. При помощи обоняния

она находит себе пищу, разыскивает дичь, без труда по запаху определяет хозяина. Кобель на
далеком расстоянии чует запах пустующей суки и т. д.

Собака, как и другие животные с сильно развитым обонянием, обладает способностью

находить по следу источник запаха. Она может обнаружить место, где находились раньше
люди или предметы.

Без  всякой  подготовки  и  обучения  собака  может  отыскать  по следу  своего хозяина,

ушедшего  от   нее   на   несколько   километров.  Эту   ценнейшую   особенность   собаки   человек
использует и развивает.

Чтобы   эффективно   использовать   остроту   обоняния   собаки,   необходимо,   как   и   при

отработке   других   приемов   дрессировки,   постепенно   развивать   и   совершенствовать   эту
особенность животного.

Не   все   собаки   имеют   одинаково   развитое   чутье.   В   зависимости   от   породы   собаки

обладают   более   острым   или   слабым   обонянием.   Даже   собаки   одной   породы   могут
различаться по степени развития обоняния. Это необходимо учитывать дрессировщику.

Острота обоняния собаки зависит от различных факторов. Например, в безветренную,

тихую   погоду,   когда   запахи   распространяются   медленно,   собаке   труднее   обнаружить
источник запаха.

При   воспалительном   процессе   полости   носа,   при   щенности   и   общем   утомлении

чувство обоняния притупляется. В таких случаях полезно предоставить собаке отдых.

Наряду   с   исключительной   остротой   обоняния   способность   различать   запахи

сохраняется у собаки на очень длительный срок. Даже при наличии сильных посторонних
запахов собака чувствует присутствие другого, более тонкого запаха.

Слух у собаки развит так же хорошо, как обоняние. Собака слышит звук на расстоянии

20–25 м, в то время как человек с нормальным слухом — на расстоянии не далее 4–5 м.

Это качество особенно важно при несении караульной, розыскной, сторожевой и других

служб. Нельзя забывать, что слух собаки необходимо тренировать, только тогда собака может
безошибочно определять звуки.

Глава XII

Общая и специальная дрессировка

Дрессировка   служебных   собак   делится   на   два   курса   —   на   общую   и   специальную

дрессировку.

Отработка приемов общего курса дрессировки не только дисциплинирует собаку и дает

возможность дрессировщику руководить ее поведением, но и развивает собаку физически,
воспитывает   у   нее   ловкость   и   смелость,   приучает   преодолевать   различные   препятствия.
Большинство приемов этого курса являются вспомогательными приемами при выполнении
специальной службы.

В процессе отработки приемов общего курса изучаются индивидуальные особенности

собаки   и   выявляется   возможность   использования   ее   для   несения   той   или   иной   службы.
После   этого   наряду   с   закреплением   навыков   по   общему   курсу   проводится   специальная
подготовка собаки.

Собаководы-досаафовцы   готовят   своих   собак   к   несению   защитно-караульной,

караульной, розыскной и ездовой службы, к буксировке лыжников и к службе подноса легких
грузов.

Для   охраны   домов,   квартир,   имущества,   а   также   для   личной   охраны   собаководы-

любители   чаще   всего   используют   собак   защитно-караульной   и   караульной   служб.   За
последние годы шире стала применяться подготовка собак для ездовой службы и особенно
для буксировки лыжников.

К обязательным приемам общего курса дрессировки относятся следующие упражнения.

Движение собаки рядом с дрессировщиком

Собака без поводка должна находиться около дрессировщика (у его левой ноги). По

команде   «Рядом»   она   движется   возле   дрессировщика,   не   опережая,   не   отставая   и   не
отклоняясь   в   сторону   при   изменении   темпа   движения   и   поворотах;   во   время   остановок
собака должна садиться (рис. 14).

Первоначально,   при   обучении   этому   приему,   собаку   держат   на   строевом   поводке.

Поводок берут в правую руку в 60–80 см от ошейника; левой рукой его только поддерживают
с таким расчетом, чтобы одновременно с командой «Рядом» иметь возможность освободить
руку и подать жест (легкий удар ладонью по своему левому бедру).

Рис. 14. Движение собаки рядом с дрессировщиком

Перед   началом   движения   собаку   по   возможности   заставляют   принять   правильное

положение около левой ноги дрессировщика. Движение начинается после подачи команды
«Рядом»   и   жеста.   Дрессировщик   должен   внимательно   наблюдать   во   время   движения   за
поведением собаки. Если она начинает тянуть вперед, немедленно подается команда и за ней
следует рывок поводка (левой рукой). При движении собака иногда отстает или отклоняется
в сторону. Обычно это происходит потому, что она отвлекается на какой-нибудь раздражитель
или   принюхивается.   Подав   команду   и   жест,   дрессировщик   на   несколько   шагов   резко
увеличивает темп движения и рывком поводка (правой рукой) заставляет собаку принять
правильное положение. Не следует делать рывок, если собака отстает из-за трусости; лучше
показать ей лакомство, заставив ускорить движение и подравняться.

Каждый раз, особенно на первых занятиях, принятое собакой правильное положение у

левой   ноги   дрессировщика   должно   поощряться   (восклицанием   «Хорошо»,   лакомством,
оглаживанием.   Если   на   первых   занятиях   лакомство   дается   собаке   каждый   раз   при
правильном   выполнении   приема,   то   в   дальнейшем   по   мере   отработки   приема   пищевое
поощрение  должно   чередоваться  с  восклицанием  «Хорошо»   и  оглаживанием  собаки.  Это
относится и к последующим приемам.

При   движении   нельзя   держать   собаку   на   натянутом   поводке;   поводок   должен   быть

ослаблен, чтобы собака могла «ошибаться». Чем больше будет «ошибок» у собаки и чем
чаще дрессировщик будет возвращать ее в правильное положение, тем скорее отработается
навык.

На первых занятиях движение с собакой следует начинать обычным шагом по прямой,

проходить 100–150 м, избегая резких и крутых поворотов и выбирая по возможности ровную
местность с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

На   последующих   занятиях   постепенно   вводятся   усложнения;   изменяется   темп

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..