Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 6

 

 

Недооценка   значения   прочих   факторов   дрессировки.    Обстановка,   в   которой

производится дрессировка собак, должна быть близкой к реальным условиям предстоящей
службы. Действия дрессировщика, его помощника и взаимодействие между ними должны
быть такими же, какими они бывают в действительности на службе между инструктором и
нарушителем. В процессе дрессировки нередко эти требования нарушаются и допускаются
различные ошибки. Например, дрессировщик дает задание помощнику для прокладки следа
на виду у собаки. Собака возбуждается и ждет сигнала дрессировщика на проработку следа в
данном направлении.

После проработки следа на конечной точке дрессировщик привязывает собаку и на виду

у нее  садится рядом с помощником, ведет с  ним беседу, обращается  с задержанным по-
приятельски, а не как с посторонним человеком. Вследствие подобных ошибочных действий
у   собаки   образуется   навык   «безразличного»   отношения   к   помощникам   —   прокладчикам
следов   и   их   запаховым   следам.   В   процессе   дрессировки   собак   взаимоотношения
дрессировщика   и   помощника   должны   быть   официальными,   недопустимы   ненужные
разговоры, смех и шутки. Вместе с тем нельзя злить, натравливать собаку на товарищей, это
приучает ее к злобному отношению к любому рядом стоящему человеку.

Ошибки   при   тренировке   собак.    Ошибки,   допускаемые   при   дрессировке,   часто

дублируют   и   при   тренировке,   что   в  конкретном   итоге   снижает   их   служебные   и   рабочие
качества. Наиболее частые ошибки при тренировке: однообразие условий и упрощенность
обстановки; отсутствие временных сдвигов и смены местности; прокладка следов одним и
тем же помощником на одинаковые расстояния; проработка следов одинаковой давности и по
известным   условиям;   недоверие   собаке   и   неуверенность   дрессировщика;   несоблюдение
последовательности ввода усложнений; непроработка следов и невыполнение заданий.

Причины   подобных   ошибок:   низкий   организационно-методический   уровень

тренировочных занятий; отсутствие контроля за организацией тренировки и непонимание
цели   и   задач;   недостаток   опыта   и   невысокий   уровень   теоретических   знаний   у   младших
специалистов.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ У ДРЕССИРУЕМЫХ СОБАК

Нежелательные   связи   —   ненужные   условные   рефлексы,   выработанные   по   причине

ошибок,   допущенных   дрессировщиками   и   руководителями   занятий,   мешающие   процессу
подготовки   и   применения   собак.   Они   могут   быть   различными.   Очень   важно   уметь
своевременно   заметить   начало   образования   нежелательного   условного   рефлекса,   выявить
причины (ошибки) и найти способы предупреждения дальнейшего его развития.

Нежелательные связи на обстановку.  Обстановкой называется сочетание различных

условий, в которых приходится работать с собакой. Для занятий по дрессировке и тренировке
создается учебная обстановка, которая включает особенности местности, характер действий
помощника и дрессировщика, время суток, погодные условия и другие факторы окружающей
среды.   Систематические   занятия   в   условиях   различной   сложности   способствуют
формированию у собаки динамических навыков, обеспечивающих безотказность ее работы в
реальной   обстановке.   Ошибкой   является   однообразие   в   обстановке   с   упрощенными   и
облегченными   условиями:   у   собаки   быстро   вырабатывается   нежелательная   связь   —
привычка уверенно работать в знакомых условиях и отказываться — в других.

Нежелательная связь образуется как на весь комплекс раздражителей, составляющих

обстановку, так и на отдельные ее элементы: на местные предметы, время суток, сезоны года,
форму одежды (дрессировочный костюм, плащ и пальто), на общие и бытовые запахи, следы
большой или малой давности, на транспортные средства, звуки и вспышки осветительных
ракет,   на   видимые   отпечатки   следов   и   другие,   сильные   или   часто   применяемые
раздражители.

Нежелательные связи на местность и местные предметы.   Местность, как участок

земной   поверхности,   действует   на   собаку   многочисленными   раздражителями,   на   которые

образуются условные рефлексы, помогающие ей легко ориентироваться в обстановке. При
дрессировке   и   тренировке   собаки   на   одном   и   том   же   участке   у   нее   вырабатывается
нежелательная связь на различные элементы этой местности.

Например,   если   прокладывать   следы   только   в   определенную   сторону,   то   у   собаки

образуется нежелательная связь работать в этом направлении. Если при обыске местности
или   проработке   следа   прятать   помощника   за   камни   и   кусты,   у   собаки   образуется
нежелательная   связь   на   эти   предметы,   и   она   будет   подбегать   к   знакомым   предметам,
прекращая   работу   по   чутью.   Поэтому   надо   постоянно   менять   участки   занятий   и   места
укрытия помощников, прокладывать следы в разных направлениях.

Нежелательные связи на время суток и года.  Эта связь легко и быстро образуется у

собаки,   если   ее   дрессировать   или   тренировать   в   одно   и   то   же   время   суток.   Так,   при
постоянной   работе   с   собакой   днем   она   плохо   или   совсем   не   работает   ночью.   Поэтому
дрессировать ее надо не только днем, но и вечером, ночью и утром. Одну треть тренировок
собак по следам рекомендуется проводить в темное время суток.

При длительных тренировках розыскных собак по запаховым следам только весной и

летом (период чернотропа) у них вырабатывается нежелательная связь на эти сезоны года.
Зимой   такие   собаки   не   работают   или   работают   плохо.   Нежелательная   связь   у   собак
образуется и на погодные условия. Если с собакой систематически заниматься в хорошую
погоду, то она способна работать лишь при благоприятных условиях погоды, а в дождь и снег
не работает. Поэтому дрессировку и особенно тренировку следует проводить в различное
время суток и при разной погоде.

Нежелательные   связи   на   общебытовой   запах   и   следы   небольшой   давности.

Систематические тренировки собак по следам небольшой давности и использование в роли
помощников   людей   из   одного   коллектива   с   общим   бытовым   запахом   способствуют
образованию стойкой нежелательной связи на однообразие запахов. Такие собаки хорошо
работают по свежим следам со знакомым запахом, но плохо работают по запаховым следам
посторонних лиц. Последствия таких ошибок можно устранить постоянными тренировками
по проработке запаховых следов разной давности с привлечением в качестве помощников
посторонних   лиц   с   другими   бытовыми   запахами.   Ошибкой   является   и   работа   с   собакой
только   по   запаховым   следам   большой   давности.   Поэтому   в   подготовке   розыскных   и
сторожевых собак необходимо прорабатывать запаховые следы различной давности, как с
индивидуальными, так и с бытовыми запахами.

Нежелательные связи на постоянного помощника и однообразие формы одежды.

Систематическое привлечение в качестве помощника одного и того же человека при развитии
злобы, задержании убегающего человека, обыске местности и помещений, выборке человека
и   проработке   запаховых   следов   вырабатывает   у   собаки   нежелательную   связь   на   его
индивидуальный запах, и она хуже работает, когда в роли помощника используются другие
люди.

Нежелательная связь на одежду помощника у собаки образуется при использовании на

занятиях однотипного костюма или плаща. Это тормозит реакцию собаки на помощника,
одетого в другую форму одежды. Для предупреждения или устранения такой нежелательной
связи применяют гражданское пальто, куртку, плащ, специальные рукава, разнообразные по
цвету и форме.

Нежелательная связь на видимые отпечатки следов.  Эта зрительная нежелательная

связь образуется у собак при поиске человека по запаховому следу, когда видны отпечатки
следов   по   маршруту   движения   помощника.   Аналогичная   нежелательная   связь   может
образоваться   при   систематической   постановке   собаки   на   запаховый   след   с   видимых
отпечатков, оставленных помощником на местности по маршруту движения: на песке, снегу,
обочине дороги и т. д.

Для   предупреждения   образования   таких   нежелательных   связей   у   собак   необходимо

исключить дрессировку и тренировку по видимым следам, а постановку собаки на запаховый
след производить с обыска местности.

Нежелательные   связи   на   звуки   выстрелов,   вспышки   осветительных   ракет   и

другие   раздражители.    На   звуки   выстрелов   и   вспышки   осветительных   ракет   при
неправильной системе упражнений у собак образуются различные нежелательные связи.

Так, на сильные звуковые и световые раздражители у молодых собак может проявляться

боязнь.   Систематическое   развитие   злобы   и   задержание   помощников,   сопровождаемое
выстрелами,   вспышками   осветительных   ракет,   вызывает   у   собаки   злобную   реакцию   и
агрессивность  на  любого стреляющего  человека  и  даже  на  самого  дрессировщика.  Звуки
выстрелов и вспышки осветительных ракет стали сигналами для нападения и ведения борьбы
с любым человеком без соответствующей команды дрессировщика.

Чтобы избежать подобных нежелательных связей у собак, необходимо менять условия

упражнений, стрельбу вести не только помощнику или дрессировщику, но и постороннему
человеку.

Нежелательные связи на автомашину и другие технические средства.  Ежедневные

перевозки   собаки   на   автомашине   вызывают   образование   у   нее   сильной   реакции   на   вид
автомашины и звук работающего мотора. Нежелательная связь бывает настолько сильной,
что   собаку   невозможно   поставить   на   запаховый   след,   применить   для   обыска   местности
вблизи дороги, где проезжает или стоит автотранспорт. Заглушить нежелательную связь у
старых   собак   почти   невозможно.   Поэтому   для   предупреждения   развития   нежелательной
связи   перевозку   собак  на   автотранспорте  чередуют  с  лешими  передвижениями.   6  период
выработки   общедисциплинарных   навыков   вводятся   упражнения   по   приучению   собаки   к
безразличному отношению к автомашине и другим транспортным средствам, применяемым
для перевозки собак. На всем протяжении курса дрессировки и тренировки надо добиваться,
чтобы собака спокойно реагировала на машины и другие технические средства, применяемые
на службе.

Нежелательные связи на поведение дрессировщика.   Систематическое выполнение

упражнений в известных условиях обстановки вырабатывает у собаки различные условные
рефлексы на действия дрессировщика. В этих случаях образуются нежелательные связи на
натяжение поводка, темп движения дрессировщика, на подаваемые команды и жесты. Такая
собака следит за ним в ожидании сигнала на дальнейшие действия. Нередко собака идет без
следа   в   определенном   направлении   в   зависимости   от   натяжения   поводка   и   движения
дрессировщика.   Для   устранения   таких   нежелательных   связей   надо   больше   работать   под
контролем руководителей занятий.

Нежелательные   связи   на   птиц   и   животных.    Проявляются   в   том,   что   некоторые

собаки   набрасываются   на   животных,   переключаются   на   их   следы.   Причина   образования
таких   условных   рефлексов   —   безнаказанное   преследование   собакой   птиц,   животных,
нападение  на  них,  а иногда  и  преднамеренное натравливание  дрессировщиком собаки  на
животных. Нежелательное поведение собаки можно предупредить постепенным спокойным
приучением   к   отвлекающим   раздражителям   и   своевременным   запрещением   подобных
действий путем применения механических и электрических раздражителей.

В   процессе   дрессировки,   тренировки   и   применения   служебных   собак   может

образоваться множество других, нежелательных связей, причины и пути, устранения которых
изложены в соответствующей главе данного учебного пособия.

Часть 2

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методика дрессировки собак  — это научно обоснованная система выработки у собак

комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе).
Она   обусловливает:   общее   количество   навыков,   обеспечивающих   возможность
использования   собак   на   конкретной   службе;   задачи   и   нормативы   подготовки   собак   по
периодам их дрессировки на курсах (начальный, основной и заключительный); выработку
навыков в отдельности  и в комплексе с другими;  режим дрессировки собак с  учетом их
индивидуальных   особенностей   поведения,   степени   подготовленности   и   процесса
формирования условных рефлексов в ходе занятий; влияние конкретной обстановки и других
внешних   условий   на   работу   собаки;   возможные   ошибки   дрессировщиков,   ведущие   к
выработке у собак нежелательных условных рефлексов, а также способы их предупреждения.

Методика  дрессировки  собак  независимо  от  их  служебного  назначения   основана  на

единой теории, общих принципах и правилах выработки условных рефлексов.

Техника   дрессировки    —   это   способы   воздействия   на   собаку   соответствующими

раздражителями при выработке конкретного условного рефлекса.

Методика дрессировки собак одного вида службы от другой отличается количеством

вырабатываемых   навыков   и   техникой   выполнения   приемов,   упражнений   в   определенной
последовательности.

Весь   процесс   подготовки   служебных   собак   состоит   из   трех   основных   этапов:

подготовительного, основного курса дрессировки и тренировки, что представлено на «Схеме
подготовки специалистов и служебных собак».

Все   приемы   дрессировки   по   их   назначению   подразделяются   на   подготовительные,

основные и дополнительные.

Подготовительная   дрессировка   имеет   цель   выработать   у   молодых   собак   комплекс

первоначальных   условных   рефлексов.   Это   —   основа   для   выработки   навыков   служебного
назначения. Она проводится, как правило, до передачи собак для служебной дрессировки в
ведомственное   учебное   подразделение.   Значение   подготовительных   приемов   возрастает   в
связи с повышенными требованиями к качеству подготовки служебных собак в сокращенные
сроки — розыскных — 5,5, сторожевых — 1–1,5 месяца.

Когда   учебное   подразделение   комплектуется   собаками,   не   прошедшими

подготовительную   дрессировку,   задерживается   выполнение   программы   обучения
специалистов и подготовки собак, страдает качество их подготовки.

Основной   курс   дрессировки   является   центральным   в   подготовке   специалистов   и

служебных собак и осуществляется, как правило, в ведомственных учебных подразделениях.
Продолжительность   курса   зависит   как   от   предварительной   подготовленности   собак
(подготовительной   дрессировки),   так   и   от   количества   и   качества   навыков,   необходимых
собаке, предназначаемой для специальной службы. Соответственно и приемы дрессировки
называются основными. По ним определяется пригодность собаки к той или иной службе.

Самое большое количество приемов входит в курс подготовки розыскных и сторожевых

собак. Поэтому и сроки их подготовки более продолжительны.

В свою очередь процесс параллельной подготовки специалистов и служебных собак в

учебных подразделениях включает три периода: начальный, основной и заключительный,
каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи.

После окончания основного курса дрессировки собаки тренируются в подразделениях в

целях   совершенствования   ранее   выработанных   условных   рефлексов   с   учетом   конкретной
служебной обстановки. Нередко в процессе службы возникает необходимость выработки у
собак   дополнительных   навыков,   когда   основные   условные   рефлексы   не   обеспечивают
эффективность   их   использования.   Такие   приемы   выработки   навыков   называются
дополнительными.

Все   приемы   дрессировки   по   их   значимости   и   назначению   подразделяются   на

общедисциплинарные   и   специальные.   В   системе   клубов   служебного   собаководства   они
объединены названиями: общий курс дрессировки и специальный курс дрессировки.

Общедисциплинарными, или приемами общей дрессировки, называются потому, что в

процессе   отработки   (выполнения)   их   вырабатываются   условные   рефлексы,

дисциплинирующие   собаку,   делающие  ее   послушной.   Большинство  общедисциплинарных
навыков являются базой для выработки специальных навыков у всех видов служебных собак.

Специальные   приемы   предназначены   для   подготовки   собак   к   выполнению

определенных   служебных   задач.   Количество   и   виды   специальных   приемов   определяется
служебным назначением собаки. Они предусматриваются Программой подготовки собак в
учебном подразделении соответствующего ведомства.

СХЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

По   нормативам   основных   приемов   курса   дрессировки   (общедисциплинарных   и

специальных) оценивается подготовленность розыскных и сторожевых собак к конкретной
службе:

Основные методические и технические правила дрессировки собак.  Перед тем как

приступить к работе с собакой, дрессировщик должен узнать кличку, возраст собаки, степень
ее подготовленности, основные и преобладающие реакции поведения.

Дрессировка собаки начинается с первого подхода к собаке и установления правильного

взаимоотношения (контакта) дрессировщика с собакой в течение 10–15 дней.

До начала целенаправленных занятий с собакой дрессировщик обязан изучить теорию

дрессировки, основные правила содержания собак и ухода за ними. Прежде чем начинать
любое   упражнение,   надо   увидеть,   как   оно   выполняется   опытным   дрессировщиком
(инструктором)   с   собакой,   продумать   порядок   применения   условных   (сигнальных)   и
безусловных   (подкрепляющих)   раздражителей   с   учетом   особенностей   своей   собаки,
получить консультации у инструктора (руководителя).

Для   доведения   способов   применения   раздражителей   (сочетаний)   до   автоматизма

дрессировщику   необходимо   потренироваться   в   выполнении   упражнений   без   собаки,   это
поможет   предупредить   некоторые   возможные   ошибки   в   выработке   условного   рефлекса   у
собаки. Затем надо выполнить упражнение в замедленном темпе и только по мере овладения
техникой   воздействия   раздражителями   постепенно   ускорять   темп   работы,   доводя   до
нормативных требований.

При сочетании условных и безусловных раздражителей команды произносить четко, с

нужной   интонацией   и   соответствующей   силой,   исключить   многословие.   Они   отвлекают
собаку, задерживают выработку условного рефлекса.

В   заключительном   периоде   подготовки   собак   в   условиях,   близких   к   требованиям

службы,   собаку   надо   приучать   к   выполнению   команд,   подаваемых   из-за   укрытия   и
произносимых тихо, шепотом, когда собака не видит дрессировщика.

В   управлении   поведением   собаки   важное   значение   имеют   жесты.   При   выполнении

первоначальных упражнений они несколько отличаются от стандартных, так как движения
руки   с   поводком   или   лакомством   совершаются   так,   чтобы   заставить   собаку   выполнить

нужное действие. По мере образования условного рефлекса у собаки надо добиваться четкого
выполнения жестов как в строевом (классическом) варианте так и служебном. Например,
жест   посадки,   укладки   можно   подавать   полностью   при   управлении   собакой   на   большом
расстоянии,   а   на   близком   расстоянии,   особенно   на   службе,   достаточно   незначительного
движения руки.

При  дрессировке  и  применении   собак   на  службе   используются   8  основных  жестов,

которые   вполне   обеспечивают   четкое   управление   собакой:   «Ко  мне»,   «Рядом»,   «Сидеть»,
«Лежать», «Стоять», «Голос»,  «Ползи», «Гуляй». Жест «Гуляй» является общим  для всех
случаев, когда надо показывать собаке направление движения или привлечь ее внимание на
какой-то раздражитель (объект). Разница между значением этого жеста в различных приемах
в  том,  что  возможно  некоторое  изменение  угла выбрасывания  правой  или  левой руки.  В
каждом   конкретном   приеме   жест   «Гуляй»   обязательно   сопровождается   соответствующей
командой.

Необходимо   умело   пользоваться   коротким   и   длинным   поводками   как   средством,

дисциплинирующим   собаку,   позволяющим   четко   управлять   ее   поведением.   Поводки
применяются, как правило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания
и легкого подтягивания.

Нельзя наказывать собаку поводком.
Собаки   очень   внимательны   к   поводку.   Поэтому   переход   к   управлению   без   поводка

должен быть постепенным. Работать без поводка собака должна в наморднике.

При выполнении любого первоначального упражнения правильное ответное действие

собаки   на   применяемые   условный   и   безусловный   раздражители   надо   подкреплять
поглаживанием   в   сочетании   с   одобряющим   словом   «Хорошо».   Это   должно   вызывать   у
собаки   приятное   ощущение.   Рекомендуется   погладить   (похлопать)  кистью   левой  руки   по
лопатке, груди собаки, нежно почесать у основания ушей.

Правильные   действия   собаки   каждый   раз   надо   подкреплять   условно   поощряющим

словом «Хорошо» с одобряющей интонацией.

При дрессировке собак розыскной, сторожевой и других специальных служб лакомство

давать только левой рукой (рис. 23).

В целях сохранения чистоты индивидуального запаха на апортировочных предметах,

особенно   в   начале   выборки   вещей,   нельзя   брать   лакомство   правой   рукой.   Исключением
является показ лакомства правой рукой при выполнении первоначальных упражнений вызова
лая и переползания, а также в отдельных случаях при посадке и укладке. В связи с этим
поглаживать собаку надо, как правило, левой рукой.

Результативность   и   качество   выработки   условных   рефлексов   зависят   от   возраста

собаки.   Со   щенками   лучше   проводить  целенаправленную   подготовительную  дрессировку.
При дрессировке щенков и взрослых собак пользуются одними и теми же методами, но с
учетом   особенностей   животных.   Щенки   более   подвижны,   податливы   к   подражанию,
слишком чувствительны к механическим (болевым) раздражителям.

Рис. 23. Правила дачи лакомства

По возможности надо чаще пользоваться пищевыми раздражителями, побуждать их к

выполнению нужных действий в группе двух-трех щенков и в процессе игр.

Заниматься с собакой рекомендуется 2–3 раза в день, лучше перед кормлением, но не

раньше,   чем   через   2–3   часа   после   кормления.   Определяя   количество   занятий   и
продолжительность   каждого   из   них,   надо   исходить   из   учета   количество   и   видов
выполняемых   упражнений,   их   сложности,   нервной   и   физической   нагрузки   на   организм
собаки и ее работоспособности.

В начальном периоде подготовки собак, когда выполняются упражнения по выработке

общедисциплинарных   навыков   и   некоторых   несложных   специальных   упражнений,
продолжительность занятия не должна превышать двух часов. С началом упражнений по
проработке   следов   продолжительность   каждого   занятия   увеличивается,   а   количество   их
уменьшается.

Перед   занятием   надо   хорошо   выгулять   собаку.   Рекомендуется   сначала   повторять

упражнения  по  совершенствованию  начатых ранее  условных рефлексов, затем  выполнять
упражнения по выработке нового условного рефлекса, не отвлекая собаку другими видами
упражнений.

В  последующих  периодах  подготовки  собак,  когда  идет  процесс  совершенствования

почти всех условных рефлексов, очередность упражнений, количество их на одном занятии
определяют исходя из сложности выполнения их.

Очень   важно  поддерживать  постоянную  работоспособность  собаки,  не   допускать  ее

переутомления.

Необходимо   продумать   плен   дрессировки   каждого   занятия,   изучить   методику

выработки намеченных условных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных
дрессировщиков.   Заканчивая   занятие,   надо   сделать   анализ   проведенной   дрессировки   и
наметить предварительный план для очередных занятий. Рекомендуется вести краткий учет
процесса дрессировки собаки. При дрессировке розыскных и сторожевых собак надо иметь
комплект   специального   снаряжения   индивидуального   и   группового   пользования.
Индивидуальными   средствами   являются:   обычный   и   строгий   (металлический)   ошейники,

короткий   и   длинный   поводки,   намордник,   шлейка,   цепь,   прикол,   сумка   для   переноски
предметов   дрессировки,   сумка   для   лакомства,   комплект   разнообразных   апортировочных
предметов, пинцет, специальный полиэтиленовый пакет и брезентовый плащ.

На занятиях, особенно в первый месяц, обязательно нужно иметь лакомство — мелкие

кусочки мяса, печенья, сахара, в крайнем случае, хлеба.

Групповые   средства   —   дрессировочный   костюм   (куртка   и   брюки),   дрессировочное

пальто,   специальные   рукава,   пальто   гражданское,   хлыст   кожаный   (можно   заменить
прутьями),   пистолет   стартовый,   контейнеры   с   набором   разнообразных   предметов   для
выборки   вещей.   Кроме   того,   в   учебных   подразделениях   оборудуются   площадки   с
разнообразными   сооружениями,   препятствиями   и   объектами,   предусмотренными
Программой по службе собак соответствующего ведомства.

Глава 2

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА)

ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ

Дрессировка   собаки   начинается   с   правильных   взаимоотношений   (контакта)   с

дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без
прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса
доверия к дрессировщику, привязанности к нему.

Основными   условиями   приучения   собаки   к   дрессировщику   являются   кормление

собаки,   своевременные   и   систематические   прогулки   с   ней,   а   также   правильный   уход   и
умелое применение условных и безусловных раздражителей при дрессировке. Методика и
техника  установления   контакта  зависит   от  того,  в  каком  возрасте  собака  закрепляется   за
дрессировщиком.   Легче   и   проще   устанавливается   контакт   при   выращивании   собаки   с
рождения. Но большинство собак, предназначенных для службы, как правило, передаются
новому человеку перед началом дрессировки в учебном подразделении в возрасте от 8–10
месяцев до 2 лет.

При   закреплении   собаки   за   дрессировщиком   он   должен   знать   ее   кличку,   возраст,

особенности поведения, степень подготовленности, отношение к посторонним лицам. Ему
следует определить методику установления контакта с ней.

Дрессировщик   должен   быть   смелым,   но   осторожным,   готовым   ко   всяким

неожиданностям в поведении собаки.

В   зависимости   от   местонахождения   собаки   и   степени   ее   агрессивности,

первоначальный подход к ней может быть различным. В случае, когда собака находится в
вольере, подходя к ней, надо назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет
лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее, взять
на поводок и вывести на прогулку. Присутствие человека, за которым она была закреплена до
этого, нежелательно. Можно передать собаку во время прогулки. Это делается так. Владелец
выводит   собаку   с   надетым  намордником  на   прогулку.   Человек,   которому  она   передается,
подходит к ним, незаметно для собаки принимает поводок и продолжает ее выгуливание, а
владелец   уходит.   Выгуливая   собаку   на   длинном   поводке,   дрессировщик   периодически
называет ее по кличке и при подходе дает лакомство.

К собаке с агрессивной реакцией подход должен быть другим. Лучшее средство здесь

— систематическое кормление. При доверчивой реакции собаки в вольере ее можно взять на
поводок и вывести на прогулку.

С   самого   первого   подхода   к   собаке   дрессировщику   нужно   соблюдать   следующие

правила: кормить свою (закрепленную) собаку самому, не доверяя другим; систематически
выгуливать   ее;   правильно   ухаживать   за   ней;   методически   последовательно   и   технически
правильно выполнять все упражнения.

Первоначально   установленный   контакт   совершенствуется   в   процессе   всего   курса

дрессировки, особенно при отработке специальных приемов: развитие злобы, задержание
убегающего, работа по запаховому следу и др.

При   нормальном   контакте   характерно   следующее   поведение   собаки:   при   подходе

дрессировщика она ласкается, при уходе его стремится следовать за ним, иногда визжит или
лает;   во   время   прогулок   не   уходит   далеко,   постоянно   следит   за   ним,   активно   ищет
спрятавшегося в укрытии дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Грубое обращение с собакой, применение громких команд, резких рывков и ударов

поводком, вызывающих трусливое или недоверчивое отношение к дрессировщику, а иногда и
злобную реакцию.

2. Излишне   ласковое   обращение   с   собакой,   увлечение   играми,   снижающими

дисциплинированность собаки.

3. Нерешительное,   боязливое   обращение   с   собакой,   вызывающее   у   нее   или

настороженность, или агрессивную реакцию на дрессировщика.

ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ

Кличка  дается каждой собаке, как  правило, в возрасте 2–3 месяцев. Необходимость

приучения к кличке взрослой собаки возникает при желании изменить кличку или тогда,
когда кличка неизвестна.

Для   клички   используют   любое   короткое,   звучное   слово,   кроме   имен   людей,

наименований   городов,   стран   и   национальностей.   Условный   рефлекс   на   кличку
вырабатывается   в   процессе   повседневного   обращения   с   собакой,   но   чаще   всего   при
кормлении и выгуливании.

Подходя   к   собаке,   дрессировщик   (владелец)   произносит   кличку   и   дает   корм   или

лакомство.  С  началом  прогулок   и  выполнения   приемов  дрессировки  внимание   собаки   на
кличку подкрепляется не сразу, а только после выполнения ею ответных действий на другие
команды,   подаваемые   дрессировщиком.   Кличку   нельзя   произносить   с   угрожающей
интонацией и тем более подкреплять неприятными для собаки раздражителями.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Искаженное произношение клички, особенно с угрожающей интонацией.
2. Излишне   частое   повторение   клички,   мешающее   выработке   четкого   условного

рефлекса на другие команды.

ПРИУЧЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ

К ошейнику, поводку, наморднику, шлейке и привязи приучают собак, как правило, с

раннего возраста. Вначале приучают к спокойному отношению к ошейнику. 

Подойдя к собаке, дрессировщик называет кличку, дает лакомство, дает возможность

обнюхать ошейник. Затем, поглаживая собаку, надевает его на шею и, придерживая за концы,
отвлекает ее игрой. В тех случаях, когда собака начинает беспокоиться, ошейник снимают.
После   перерыва   упражнение   повторяется.   Ошейник   каждый   раз   оставляют   на   более
продолжительное   время.   В   последующем   мягкий   ошейник   заменяется   обычным.   При
групповом содержании щенков надо следить за тем, чтобы они не грызли ошейники друг у
друга.

Приучение   собаки   к  поводку    начинается   после   приучения   ее   к   спокойному

реагированию   на   ошейник.   Дрессировщик,   поглаживая   собаку,   пристегивает   поводок   к
заранее надетому ошейнику и выводит ее на прогулку.

Если собака реагирует на поводок (беспокоится, играет, грызет), ее необходимо отвлечь

игрой,   пробежками.   Особая   осторожность   нужна   при   управлении   собакой   поводком   на
участках   с   деревьями,   кустами   и   другими   местными   предметами,   за   которые   может

зацепиться поводок. В последующем управление собакой осуществляется как коротким, так
и длинным поводком.

Намордник    подбирают   соответственно   размеру   морды   собаки.   Во   время   ухода   за

собакой   или   выгуливания   дрессировщик   на   виду   у   собаки   бросает   в   намордник   кусочек
лакомства   и,   подав   команду   «Намордник»,   разрешает   ей   достать   и   съесть   лакомство,
одновременно   поощряя   ее   действия   поглаживанием.   Затем   намордник   застегивают   и
оставляют   на   собаке.   Если   собака   старается   снять   намордник,   мотает   головой,   царапает
лапами   и   т. п.,   то   дрессировщик   отвлекает   ее   игрой,   пробежками,   дачей   лакомства   через
отверстие в наморднике. В первое  время  достаточно  надевать намордник  на 5–10 минут,
затем — на несколько часов.

Приучение   собаки   к  шлейке    начинается   после   выработки   условного   рефлекса   на

команду   «Стоять».   Подбирается   шлейка,   соответствующая   размерам   собаки.   Поглаживая
собаку   и   поощряя   ее   лакомством,   дрессировщик   надевает   на   нее   шлейку   и   выводит   на
прогулку. Шлейка должна быть свободной. Если собака беспокоится, то нужно отвлечь ее
игрой.   На   первых   занятиях   достаточно   пребывания   собаки   в   шлейке   до   5–10   минут,   в
дальнейшем до суток и более.

Приучение   к  привязи    начинается   с   привязывания   собаки   поводком   к   дереву,

специальному   столбику   во   время   кормления,   чистки   и   в   перерывах   между   прогулками.
Вначале дрессировщик должен находиться возле собаки и удерживать на привязи недолго. В
последующем продолжительность удержания собаки на привязи увеличивается в сочетании с
периодическим отходом дрессировщика от нее. При этом надо следить за тем, чтобы она не
грызла поводок. В целях предупреждения такой вредной привычки быстрее надо приучать ее
к привязыванию на цепь.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Неправильный подбор снаряжения увеличивает время на приучение ее к спокойному

реагированию на снаряжение.

2. Принуждение   применением   болевых   раздражителей   при   надевании   снаряжения,

преждевременное   увеличение   продолжительности   пребывания   собаки   в   снаряжении
приводят к проявлению пассивно-оборонительной реакции (боязни дрессировщика).

3. Разрешение   собаке   играть   поводком,   оставление   ее   привязанной   на   поводок

бесконтрольно приводит к образованию у нее привычки грызть поводок.

ПРИУЧЕНИЕ К ЧИСТКЕ И ПОКАЗУ ДЛЯ ОСМОТРА

При   чистке   и   осмотре   собака   должна   стоять   спокойно   и   в   естественной   позе.   Это

вырабатывается в процессе ежедневного ухода за собакой, начиная с 2–3-месячного возраста.
В первое время, удерживая собаку левой рукой за поводок возле ошейника, дрессировщик
поглаживание   чередует   осторожным   расчесыванием   шерсти   гребнем.   В   последующем   ее
приучают к чистке щеткой. Продолжительность чистки постепенно доводится до 5–10 минут.
Параллельно  собаку  приучают   к  спокойному  реагированию  к  зажиманию   морды   в целях
осмотра зубов (рис. 24).

Рис. 24. Приучение собаки к зажиманию морды

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Физическое утомление снижает чувствительность обоняния и других органов чувств.

Так,   активная,   безотказная   работа   собаки   по   запаховому   следу   человека,   особенно   на
большие расстояния (более 3 километров), возможна только при условии натренированности
собаки   к   длительным   нагрузкам   в   беге.   Поэтому,   начиная   с   раннего   возраста,   надо
вырабатывать   у   собаки   выносливость.   Можно   практиковать   специальные   кроссы
дрессировщика с собакой в положении «Рядом» на различные дистанции. Бег совершается в
среднем и быстром темпе, обеспечивающем быстроту преследования по следу. Предельная
дальность   бега   зависит   от   выполнения   предстоящих   служебных   задач.   Упражнение
повторяется не менее двух раз в неделю.

В   зимний   период   целесообразно   сочетать   движение   дрессировщика   на   лыжах   с

передвижением   собаки   по   глубокому   снегу   на   различные   расстояния.   Кроме   этого,
рекомендуется предусмотреть систему специальных упражнений для тренировки лап собаки,
чтобы   при   выполнении   служебных  задач  не   было   потертостей   мякишей   пальцев.   С  этой
целью следует проводить прогулки по дорогам с твердым покрытием, по щебню и т. п.

ПРИУЧЕНИЕ К ТЕМНОТЕ, НЕПОГОДЕ И ДРУГИМ НЕОБЫЧНЫМ

УСЛОВИЯМ

Служебных собак применяют в самых сложных условиях окружающей среды. Поэтому

с раннего возраста их надо приучать к разнообразию внешних условий: темноте, непогоде, к
местам оживленного движения людей, транспортных средств, выпаса животных и т. п. Эта
задача   решается   во   время   прогулок,   выгуливания   и   занятий   собак   путем   постепенного
приближения   к   подобным   раздражителям.   При   этом,   если   собака   побаивается,
осторожничает,   надо   отвлекать   ее   игрой,   пробежками   и   дачей   лакомства,   а   агрессивную
реакцию запрещать, подкрепляя команду «Фу» рывком поводка или легким ударом прута.

ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕВОЗКЕ НА АВТОМАШИНЕ

Для   выполнения   служебных   задач   с   использованием   технических   средств   важно

приучить собаку к спокойному и смелому поведению при езде на основных видах транспорта
—   автомашинах.   Первоначальные   упражнения   целесообразно   проводить   на   специально
установленном   учебном   кузове   автомобиля,   а   в   последующем   пользоваться   обычным
автомобилем   с   открытым   кузовом.   При   выгуливании   собака   знакомится   с   автомашиной
вначале с выключенным, затем с работающим двигателем.

Основное внимание обращается при этом на выработку выдержки перед посадкой и

высадкой   с   машины.   Посадка   и   высадка   собаки   с   машины   осуществляется   по   команде
«Вперед» или «Ко мне». В течение 4–5 занятий отрабатывается посадка в кузов машины и
высадка из него с непродолжительным пребыванием в кузове, вначале с выключенным, затем
с работающим двигателем. После этого приучают к непродолжительной (до 10–15 минут)
езде на автомашине со скоростью движения 10–15 километров в час.

В   последующем   вводятся   некоторые   усложнения:   занятия   по   общей   и   специальной

дрессировке   проводятся   вблизи   интенсивного   движения   автомашины;   постепенно
увеличивается продолжительность езды на автомашине; по возможности приучают к езде на
других видах транспорта.

Собака считается подготовленной для перевозки на автомашине, если она спокойно к

ней относится, безбоязненно реагирует на продолжительные перевозки.

Дальнейшее совершенствование навыка осуществляется в процессе основного курса

подготовки собак в учебных подразделениях и при выполнении служебных задач.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Нарушение режима и последовательности приучения к машине.
2. Несоблюдение мер безопасности при посадке и высадке собаки с машины.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К СПОКОЙНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ВЫСТРЕЛАМ И

ДРУГИМ СИЛЬНЫМ СВЕТОВЫМ И ЗВУКОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ

Собака   любого   служебного   назначения   должна   быть   приучена   к   спокойному

реагированию на всевозможные сильные световые и звуковые раздражители, необычные для
нее.

Приучение к сильным звуковым и световым раздражителям лучше всего начинать в

возрасте 2–3 месяцев. При организации и проведении подготовительной дрессировки собак,
предназначенных для передачи в учебное подразделение, нужно учесть, что в группе могут
быть собаки, выращенные и воспитанные в различных условиях. Поэтому нужно соблюдать
правила,   рассчитанные   на   собак,   ранее   не   приученных   к   выстрелам   и   другим   сильным
раздражителям.

Первые   упражнения   по   приучению   собак   к   спокойному   отношению   к   выстрелам

проводятся в местах их содержания. Вначале выстрелы производятся вдали от расположения
собак (200–300 метров) во время ухода за собаками и их кормления. Если в момент выстрела
собака проявляет настороженность, дрессировщик должен отвлечь ее игрой, выгуливанием.
По мере привыкания собак к выстрелам они звучат все ближе и ближе. Если рядом есть тир
или   стрельбище,   рекомендуется   выгуливать   собак   в   этом   районе   в   период   проведения
стрельб. В дальнейшем собак к выстрелам приучают во время занятий.

Рис. 25. Приучение собак к спокойному отношению к выстрелам

Необходимое   условие   при   выполнении   служебных   задач   —   спокойное   поведение

собаки   при   стрельбе   дрессировщика   из   огнестрельного   оружия.   Надо   систематически
проводить  стрельбы   из   оружия   вначале   холостыми,   а   затем  и   боевыми   патронами,   когда
собака  находится  возле   дрессировщика   в положении  сидя  или   лежа.  Вид  огнестрельного
оружия   зависит   от   того,   чем   пользуются   в   ведомстве   (подразделении)   при   выполнении
служебных задач. В первое время чаще применяют стартовый пистолет (рис. 25).

Параллельно с приучением к выстрелам надо знакомить собак с различными сильными

звуковыми и световыми раздражителями..

Поэтому в период занятий и выгуливаний собак постепенно приближают к местам, где

они   могут   встречаться   с   различными   раздражителями   (автомашины,   поезда,
производственные шумы и т. п.). Если собака будет громко лаять или проявлять трусость,
надо   отвлекать   ее   игрой,   пробежками   и   т. п.   По   мере   привыкания   к   раздражителям   на
значительном расстоянии можно постепенно подходить к ним все ближе и ближе.

Навыки   спокойного   реагирования   к   необычным   раздражителям   совершенствуются   в

процессе специальной дрессировки собак, включая следующие упражнения: 

• ведение стрельбы и освещение местности ракетами посторонними помощниками, а

момент работы собаки по запаховому следу, обыску местности и помещений при ведении
борьбы с задержанным и др.;

• ведение стрельбы дрессировщиком в ходе работы с собакой;
•   создание   фоновой   обстановки   (стрельба,   взрывы)   с   использованием   усилителей

звукозаписи.

С собаками, проявляющими боязнь, следует заниматься отдельно от основной группы.

Рекомендуется вначале приучить их к спокойной реакции на звуки трещотки, выстрелы из
малокалиберной винтовки, стартового пистолета и т. п.

Собака считается подготовленной для последующей дрессировки к службе, если она

спокойно   относится   к   выстрелам,   взрывам   и   другим   сильным   звуковым   и   световым
раздражителям.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Нарушение   режима   и   последовательности   в   дрессировке,   вызывающие   у   собак

чрезмерную, напряженную трусость.

2. Воздействия   на   собаку   механическими   раздражителями   в   момент   стрельбы

усиливают боязнь собаки.

Глава 3

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДИТЬ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

Навык переходить в свободное состояние в любой обстановке необходим на занятиях,

службе и в других случаях, когда собаке нужно дать отдых.

Условные раздражители   — команда «Гуляй» и жест — показ правой (левой) рукой в

сторону движения собаки.

Безусловные раздражители  — утомление нервной, мышечной и других систем органов

собаки, вызывающих у собаки рефлекс свободы.

Прием вводится с первых дней занятий, и навык совершенствуется в процессе всего

курса дрессировки и использования собаки на службе.

Методика   и   техника   дрессировки.    Условный   рефлекс   на   команду   и   жест

вырабатывается   одновременно.   Упражнение   выполняется   так.   Дрессировщик   подтягивает
длинный   поводок   к   ошейнику   и   удерживает   собаку   возле   себя.   По   команде   «Гуляй»   в
одобрительном тоне и жесту вправо посылает собаку от себя.

При этом энергично пробегает 5–10 метров, повторяя команду «Гуляй». Вытянутая в

сторону рука (жест) удерживается 2–3 секунды, затем опускается к бедру. Дрессировщик,
сделав   небольшую   пробежку,   дает   собаке   возможность   свободно   погулять   на   длинном
поводке. Через 1–2 минуты подзывает ее, погладив, дает лакомство и повторяет упражнение.
За   каждым  дрессировщиком  целесообразно   закреплять   постоянно   место   для   ежедневного
выгуливания собаки.

При   выполнении   упражнений   необходимо   соблюдать   следующие   правила:

первоначальное выгуливание проводить лишь на длинном поводке; не допускать громких
команд   и   резких   рывков;   при   выгуливании   собака   всегда   должна   быть   в   поле   зрения
дрессировщика (рис. 26).

Когда собака по команде «Гуляй» и жесту быстро переходит в свободное состояние,

постепенно вводятся усложнения:

• управление собакой отдельно по команде или жесту; 
• выгуливание с соблюдением намеченного режима через определенные промежутки

времени   с   постепенным   увеличением   продолжительности   работы,   сокращением   времени
отдыха; 

•   перевод   собаки   в   свободное   состояние   с   любого   положения:   посадки,   стояния,

укладки и др.;

• выгуливание вблизи различных отвлекающих раздражителей, с учетом особенностей

ее поведения;

• периодическое выгуливание без поводка вначале при отсутствии, а затем при наличии

отвлекающих   раздражителей.   При   выгуливании   без   поводка   собака   должна   быть   в
наморднике; 

• совершенствование навыка зигзагообразного движения по команде или жесту;
• совершенствование навыка в сложных условиях окружающей среды в комплексе с

другими общедисциплинарными и специальными навыками.

Рис. 26. Приучение переходить в свободное состояние

Навык считается выработанным, если собака по команде «Гуляй» или жесту быстро

двигается в указанном направлении, переходит в свободное состояние при любых условиях
окружающей среды и, наблюдая за дрессировщиком, не отходит от него дальше, чем на 30
метров.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Предоставление   собаке   свободного   состояния   при   надетом   строгом   ошейнике

(парфорсе), на коротком поводке.

2. Произношение команд с чрезмерно громкой интонацией, рывки поводком во время

выгуливания.

3. Частое предоставление свободного состояния, из положений сидя, лежа, стоя, что

мешает выработке выдержки в этих положениях.

4. Увлечение   выгуливанием   без   поводка,   что   приводит   к   ослаблению   дисциплины

собаки.

ПРИУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ К ДРЕССИРОВЩИКУ

На   занятиях,   службе,   в   любой   по   сложности   обстановке   по   команде   или   жесту

дрессировщика   собака   быстро   должна   подойти   к   нему.   Навык   дисциплинирует   собаку,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..