Общая психопатология (Карл Ясперс) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Общая психопатология (Карл Ясперс)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Общая психопатология (Карл Ясперс) - часть 4

 

 


(а) любой описанный факт сразу же порождает вопросы: почему это так? как это возникло? для чего это? Ответы на эти вопросы станут предметом обсуждения в последующих частях книги. Мы постоянно испытываем неудовольствие перед лицом фактов как таковых, хотя в то же время нам свойственно испытывать особое удовлетворение от самого процесса установления фактов: «Это факт!», «Нам удалось кое-что найти!»; в конечном счете, однако, область чистых фактов оказывается бесконечно более обширной, чем та область, в пределах которой факты должным образом взаимосвязаны и полноценно поняты;


(б) внешне идентичные феномены могут иметь различную этиологию; соответственно, понимание осмысленных взаимосвязей может пролить свет на факты как таковые и выявить различия, которые на первый взгляд незаметны. Внешние факты, такие, как убийство, самоубийство, галлюцинация, видение и т. д., заслоняют гетерогенную реальность. Поэтому даже на стадии поиска фактов мы обязательно выходим за рамки простого процесса сбора материала;


(в) специфические качества любого отдельно взятого феномена коренятся в той целостности, которой он принадлежит. Так, переживания черпают свою специфику из сознания, соматические симптомы — из единства тела и души, проявления способностей — из интеллекта, экспрессивные проявления, поведение и творчество — из того целого, которое называют «уровнем развития» (или

«уровнем формы», Formniveau), «психической целостностью» или обозначают иными терминами аналогичного рода.


Глава 1. Субъективные явления больной душевной жизни (феноменология)


Феноменология14 решает ряд задач: она в наглядной, образной форме представляет психические состояния, реально переживаемые больными; она рассматривает взаимосвязи между ними, по возможности четко очерчивает их, дифференцирует и разрабатывает соответствующую терминологию. Нам не дано воспринять психический и физический опыт других людей непосредственно; мы можем только пытаться составить о нем представление. Необходим акт эмпатии («вчувствования», Einfuehlen), понимания, к которому, в зависимости от условий каждого данного случая, можно добавить перечисление внешних признаков психического состояния или условий, при которых возникают те или иные феномены; мы можем прибегнуть к наглядным, содержательным сопоставлениям, к использованию символов или к суггестивному представлению данных. Основную помощь во всем этом нам окажут рассказы больных о себе, на которые мы можем вызвать их в процессе личных бесед. Из этих рассказов мы можем извлечь наиболее отчетливые и надежные из всех доступных нам данных.

Описания, излагаемые больными на бумаге, могут иметь более богатое содержание, и мы должны принимать их такими, каковы они есть. Лучше всех описывает опыт тот, кто сам его пережил. Никакие формулировки, придуманные психиатром, наблюдающим за больным со стороны, не заменят такого описания.


Итак, мы всегда зависим от «психологического суждения» самого больного. Только это дает нам возможность познать наиболее существенные и яркие патологические феномены. Больные сами выступают в функции наблюдателей, а мы можем только оценивать, насколько они заслуживают доверия и в какой мере способны высказывать суждения. Иногда мы воспринимаем сообщения больных со слишком большой готовностью, иногда же слишком радикально в них сомневаемся. Мало того, что рассказы психически больных о себе неповторимы; они к тому же служат надежным источником данных, без которого мы едва ли смогли бы прийти ко многим из наших фундаментальных понятий.

Сравнивая между собой высказывания разных больных, мы находим много схожего. Некоторые из больных заслуживают всяческого доверия и отличаются большой одаренностью. С другой стороны, пациентам, страдающим истерией и психопатией (расстройством личности), приходится доверять очень редко. Большинство их многословных рассказов о себе следует воспринимать весьма критически.

Больные могут сообщать о своих переживаниях, имея намерение угодить и понравиться врачу. Они

могут говорить то, чего от них ждут, и часто, чувствуя, что им удалось пробудить в нас интерес, они предпринимают всевозможные усилия, чтобы удержаться на высоте.


Итак, в первую очередь мы должны составить определенное представление о том, что же на самом деле происходит в наших больных, что именно они испытывают, каким ударам подвергается их психическая жизнь, как они себя при этом чувствуют. На этой стадии мы пока не имеем дела ни с взаимосвязями, ни с совокупностью переживаний больного, а тем более — с какими бы то ни было вспомогательными спекуляциями, фундаментальными теориями или основополагающими постулатами. Наше описание относится только к тому, что присутствует в сознании больного; всего, что не принадлежит к разряду осознанных данностей сферы психического, для нас пока не существует.

Теории, психологические построения, интерпретации и оценки должны быть отложены в сторону. Мы просто посвящаем свое внимание тому, что находится перед нами, — в той мере, в какой мы можем это воспринять, различить и описать. Как показывает опыт, сделать все это достаточно сложно. Изучая интересующие нас феномены, нужно отказаться от предрассудков; но непредубежденность, столь характерная для феноменологии, не является чем-то изначально данным исследователю, а приобретается в результате многочисленных и часто болезненных усилий критического разума — усилий, непременно сопровождаемых неудачами. В детстве мы рисовали вещи не такими, какими мы их видели, а такими, какими мы их себе представляли; аналогично, сделавшись психопатологами, мы в своем развитии обязательно проходим стадию, когда наше понятие о душе медленно и постепенно переходит в прямое, непредубежденное постижение психических феноменов. Феноменологическая ориентация — это нечто такое, к чему мы должны стремиться постоянно, ведя при этом самую бескомпромиссную борьбу с нашими предрассудками.


Внимательное исследование отдельно взятого случая часто учит нас тому, что феноменологически присуще бесчисленному множеству других случаев. Однажды понятое обычно встречается нам и в дальнейшем. В феноменологии существенное значение имеет не столько число исследованных случаев, сколько глубина проникновения в каждый отдельный случай.


В гистологии, изучая кору головного мозга, мы стремимся к тому, чтобы снять данные с каждого волокна, с каждой клетки. Аналогично, в феноменологии мы стремимся к получению данных обо всех психических феноменах, обо всех элементах психического опыта, с которыми нам пришлось столкнуться в процессе исследования больного и непосредственного общения с ним. Ни при каких обстоятельствах нам не следует удовлетворяться общим впечатлением или множеством собранных ad hoc деталей; мы должны уметь правильно оценить каждую частность. Только при этом условии мы перестанем без необходимости дивиться явлениям, которые, вообще говоря, встречаются достаточно часто, но либо проходят мимо тех, кто удовлетворяется общими впечатлениями, либо вызывают у них преувеличенную реакцию — в зависимости от того, каково самочувствие исследователя в данный момент или насколько развита его впечатлительность. С другой стороны, истинно феноменологический подход концентрирует внимание на том, что действительно выходит за рамки обычного, и поэтому оправдывает наше удивление. Не следует опасаться, что способность к удивлению когда-либо будет исчерпана.


Итак, главное в феноменологии — научиться плодотворно исследовать то, что непосредственно переживается больным, и распознавать то, что объединяет все многообразные проявления его психического опыта. Мы нуждаемся в большом количестве конкретных примеров, иллюстрирующих обширный феноменологический материал; такой набор примеров обеспечит основу для адекватной оценки случаев, с которыми нам предстоит встретиться в дальнейшем15.


Свою ценность имеют также описания необычных и неожиданных феноменов. Важно уметь распознавать в них то, чем они являются в действительности, то есть фундаментальные феномены сознательной жизни. Нередко изучение аномальных феноменов помогает лучше понять норму, но в таких случаях чисто логическая дифференциация без конкретных примеров не имеет особого смысла.


Сейчас мы займемся, во-первых, отдельными феноменами, специально выделенными в исследовательских целях (галлюцинациями, эмоциональными состояниями, инстинктивными порывами и т. п.), и, во-вторых, установлением свойств того состояния сознания, которое по-своему воздействует

на исследуемые феномены и сообщает им различные значения согласно тем психическим контекстам, в которых они возникают16.


Раздел 1. Аномальные психические феномены


(а) Выделение отдельных феноменов из общего контекста психической жизни


В любой развитой психической жизни мы сталкиваемся с такими абсолютно фундаментальными феноменами, как противостояния субъекта объекту и направленность «Я» на определенное содержание. В данном аспекте осознание объекта (предметное сознание) противопоставляется самосознанию. Это первое различение позволяет нам дать независимое описание объективных аномалий (случаев искаженного восприятия, галлюцинаций и т. д.), после чего задаться вопросом о том, каким образом и почему самосознание могло претерпеть изменения. Но субъективный (относящийся к конкретному состоянию «Я») аспект самосознания и объективные аспекты того «иного», на которое ориентировано

«Я», объединяются, когда «Я» охватывается тем, что вне его, и в то же время побуждается изнутри к охвату этой внешней по отношению к нему «инакости». Описание того, что объективно, ведет к пониманию его значения для «Я», а описание состояний «Я» (эмоциональных состояний, настроений, порывов, влечений) преобразуется в описание объективных аспектов, в которых эти состояния выявляют себя.


Субъективная ориентация на тот или иной объект — это, конечно, постоянный и фундаментальный фактор для любой осмысленной психической жизни; но мы не можем дифференцировать феномены только лишь на основании данного фактора. Непосредственное переживание — это всегда совокупность отношений, без анализа которой мы не имеем возможности дать описание феноменов.


Эта совокупность отношений основывается на способах нашего переживания времени и пространства, осознания нами собственной телесности и окружающей действительности; далее, она обладает собственным внутренним членением благодаря противопоставлению состояний чувств и порывов, что, в свою очередь, порождает дальнейшие членения.


Все эти членения перекрываются делением всей совокупности феноменов на непосредственные и опосредованные. Любой феномен психической жизни имеет характер непосредственного переживания, но в интересах мышления и воли важно, чтобы душа находилась вне сферы этого прямого переживания. Фундаментальный, первичный феномен, благодаря которому становятся возможны аналитическое мышление и целенаправленная воля, обозначается термином рефлексия; это — обращение переживания вспять, на самого себя и на свое собственное содержание. Отсюда возникают все опосредованные феномены, и вся психическая жизнь человека пропитывается рефлексивностью. Сознательная психическая жизнь — это не просто нагромождение изолированных, поддающихся разделению феноменов, а текучая совокупность отношений, из которой мы извлекаем интересующие нас данные в самом акте их описания. Эта всеобщая совокупность отношений изменяется вместе с состоянием сознания, свойственным душе в данный момент времени. Любые осуществляемые нами различения преходящи и рано или поздно устаревают (либо мы сами от них отказываемся).


Из этого общего взгляда на совокупность отношений следует, что:


  1. феномены могут быть разграничены и определены лишь частично — в той мере, в какой они доступны повторной идентификации. Выделение феноменов из общего контекста психической жизни делает их более ясными и отчетливыми, чем они суть на самом деле. Но если мы стремимся к выработке плодотворных точек зрения, точным наблюдениям и четкому представлению фактов, мы должны принять эту неточность как должное;


  2. феномены могут возникать в наших описаниях вновь и вновь, в зависимости от того, какой именно частный аспект в них подчеркивается (например, феноменология восприятия может рассматриваться как с точки зрения осознания объекта, так и с точки зрения чувства).


(б) Форма и содержание феноменов

Изложим ряд положений, имеющих общее значение для всех феноменов, которые подлежат описанию. Форму необходимо отличать от содержания, которое может время от времени меняться; например, факт галлюцинации не должен смешиваться с ее содержанием, которым может быть человек или дерево, угрожающие фигуры или мирные пейзажи. Восприятия, идеи, суждения, чувства, порывы, самосознание — все это формы психических феноменов; они обозначают частные разновидности бытия, через которые содержание выявляется для нас. Правда, описывая конкретные события психической жизни, мы учитываем частное содержание психики отдельной личности; но в феноменологии нас интересует только форма. В зависимости от того, какой именно аспект феномена — формальный или содержательный — мы имеем в виду в каждый данный момент, мы можем пренебречь другим его аспектом, то есть, соответственно, анализом содержания или феноменологическим исследованием. Для самих больных существенное значение обычно имеет только содержание. Часто они совершенно не сознают, каким именно образом они переживают это содержание; соответственно, они часто смешивают галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзорные представления и т. д., ибо не придают значения умению дифференцировать эти столь несущественные с их точки зрения вещи.


Содержание, однако, модифицирует способ переживания феноменов; оно придает феноменам весомость в соотношении с психической жизнью в целом и указывает путь к их постижению и интерпретации.


Экскурс в область формы и содержания. Любое познание предполагает различение формы и содержания; это различение постоянно используется в психопатологии, независимо от того, занимается ли она простейшими феноменами или сложными совокупностями. Приведем несколько примеров.


  1. В любом душевном переживании есть субъект и объект. Объективный элемент в самом широком смысле мы называем психическим содержанием, а то, как объект предстает субъекту (восприятие, представление, мысль), мы называем формой. Так, ипохондрическое содержание, независимо от того, выявляется ли оно через голоса, навязчивые идеи, сверхценные идеи и т. п., всегда доступно идентификации в качестве содержания. Аналогично, мы можем говорить о содержании страхов и других подобных эмоциональных состояний.


  2. Форма психозов противопоставляется их частному содержанию; например, периодические фазы дисфории как формы болезни должны противопоставляться частным типам поведения (алкоголизму, склонности к фугам, склонности к самоубийству и т. п.) как элементам содержания.


  3. Некоторые самые общие изменения, затрагивающие психическую жизнь, такие, как шизофрения или истерия, — будучи доступны интерпретации только в терминах психологии, могут быть рассмотрены также с формальной точки зрения. Любая разновидность человеческого желания или стремления, любая разновидность мысли или фантазии может появиться в качестве содержания той или иной из числа подобных форм и найти в них способ своего выявления (шизофренический, истерический и т. п.).


Главный интерес феноменологии сосредоточен на форме; что касается содержания, то оно кажется скорее случайным. С другой стороны, для понимающей психологии содержание всегда существенно, а форма иногда может быть несущественной.


(в) Переходы между феноменами


Представляется, что многие больные способны духовным взглядом увидеть одно и то же содержание в виде быстро сменяющих друг друга разнообразных феноменологических форм. Так, при остром психозе одно и то же содержание — например, ревность — может принимать самые разные формы (эмоциональное состояние, галлюцинации, бредовая идея). Говорить о «переходах» от одной формы к другой было бы неверно. Слово «переход» в качестве общего термина есть не что иное, как маскировка недостатков анализа. Истина состоит в том, что в каждый момент любое переживание соткано из множества феноменов, которые мы при описании можем различать. Например, галлюцинаторное переживание бывает пропитано бредовой убежденностью; перцептивные (связанные с восприятием действительности) элементы постепенно исчезают, и в конечном счете становится трудно определить,

существовали ли они вообще, и если да, то в какой форме. Таким образом, между феноменами существуют четкие различия — настоящие феноменологические провалы (например, между физически реальными и воображаемыми событиями) или феноменологические переходы (например, от осознания к галлюцинациям). Одна из важнейших задач психопатологии — уловить все эти различия, углубить, расширить и систематизировать их; ведь только при этом условии мы можем достичь успеха в анализе каждого отдельного случая.


(г) Классификация групп феноменов


Ниже мы даем последовательное описание аномальных психических феноменов — от конкретных переживаний к переживанию пространства и времени, затем к осознанию собственной телесности, осознанию действительности и бредовым представлениям. Затем мы обратимся к эмоциональным состояниям, стремлениям, порывам и воле и т. п., вплоть до осознания личностью своего «Я», а в конце представим феномены рефлексии. Разбивка на параграфы определяется отличительными свойствами и наглядными характеристиками соответствующих феноменов; она не следует какой-либо предварительно заданной схеме, так как в настоящее время наши феноменологические данные не удается классифицировать сколько-нибудь удовлетворительным образом. Будучи одним из краеугольных камней психопатологии, феноменология развита все еще весьма слабо. Наша попытка описания не может скрыть этого факта; но так или иначе мы должны дать хотя бы какую-то — пусть пробную — классификацию. В подобных условиях наилучшая классификация — та, в которой запечатлены естественные следствия наблюдаемых фактов. Неизбежные несоответствия будут стимулировать наши попытки полноценного постижения смысла феноменов — причем не на основе какого-либо чисто логического порядка, а путем последовательного овладения ими через углубление и расширение нашей точки зрения.


§1. Осознание объективной действительности (предметное сознание, Gegenstandsbewusstsein)


Психологическое введение. Мы используем термин «объект» («предмет», Gegenstand) в широком смысле — как то, что противостоит нам; объектом мы называем все, что мы созерцаем, постигаем, о чем мыслим, что распознаем своим внутренним взором или органами чувств, короче говоря — все, на что мы направляем наше внутреннее внимание, независимо от того, реально это или нереально, конкретно или абстрактно, смутно или явственно. Объекты существуют для нас в форме восприятий (Wahrnehmungen) или представлений (Vorstellungen). В качестве восприятий объекты даны нам физически (как нечто «осязаемое», непосредственно ощущаемое, обладающее свойством объективности), тогда как в качестве представлений они даны нам как нечто воображаемое, обладающее свойством субъективности. В любом из наших восприятий или представлений мы можем различить три элемента: качественный аспект восприятия (цвет, высота звука и т. п.), пространственную и временную упорядоченность и интенциональный акт (целенаправленность и объективацию). Лишь благодаря интенциональному акту возможно проявление факторов, всецело относящихся к области чувственного восприятия, и обретение ими объективного значения. Этому акту мы можем присвоить термин «мысль» или «осознание значения». Далее, рассуждая феноменологически, следует признать, что эти интенциональные акты не обязательно должны быть укоренены в данных чувственного восприятия. В качестве примера такого абстрактного знания об объекте можно привести быстрое чтение. Мы ясно сознаем смысл слов, при этом не вызывая в своем воображении те объекты, о которых идет речь. Такое абстрактное представление об объекте называется осознанием (Bewusstheit). В зависимости от типа восприятия осознание может быть физическим (то есть осознанием «присутствия рядом» кого-то невидимого и не представляемого) или чисто мысленным (что встречается значительно чаще) .


Приведем несколько полученных из первых рук сообщений о том, какие аномалии могут выявляться в процессе переживания объектов.


(а) Аномалии, связанные с восприятиями

  1. Изменения интенсивности. Звуки слышатся громче, цвета видятся ярче, красная крыша кажется охваченной пламенем, дверь закрывается с пушечным грохотом, ветки в кустах обламываются с треском, похожим на выстрел, ветерок шумит подобно буре (во время делириозных состояний, на первых стадиях наркоза, при отравлениях, перед эпилептическими припадками, при острых психозах).


    Психопат, в течение нескольких лет страдавший от последствий поверхностного огнестрельного ранения в голову, пишет: «С того момента, как я получил пулю в голову, я время от времени ощущаю крайнее обострение слуха. Это происходит через каждые 4—8 недель, причем не днем, а по ночам, когда я нахожусь в постели. Перемена каждый раз бывает внезапной и ошеломляющей. Шумы, которые в нормальном состоянии я воспринимаю как едва слышимые, поражают меня своей сокрушительной интенсивностью и кажутся до жути ясными и громкими. Я вынужден лежать по возможности тихо и не шевелясь, так как даже малейшее шуршание простыни или подушки доставляет мне огромные неудобства. Наручные часики на столике у кровати кажутся церковными часами; шум проезжающих мимо дома автомобилей и поездов, к которому я привык и который в обычное время меня не раздражает, начинает походить на неумолимо надвигающуюся лавину. Я лежу весь в поту, инстинктивно избегая малейшего движения, пока внезапно не ощущаю своего возвращения в нормальное состояние. Все это длится около пяти минут, но кажется совершенно нескончаемым» (Kurt Schneider).


    Возможно также ослабление интенсивности. Окружающее кажется словно покрытым дымкой, все утрачивает вкус или кажется одинаковым (меланхолия). Больной шизофренией пишет:


    «Солнечный свет тускнеет, когда я встаю лицом к лицу с ним и начинаю громко говорить. Тогда я могу спокойно вглядываться в солнце, свет которого лишь слегка раздражает мои глаза. Но когда я здоров, я так же не способен вглядываться в солнце, как и любой человек» (Schreber).


    Отсутствие или ослабление чувствительности к боли (анальгезия или гипальгезия) могут проявляться в локальной или общей форме. Локальная разновидность имеет обычно неврологическое, иногда (при истерии) психогенное происхождение. Общая форма появляется как истерический или гипнотический феномен или как результат сильного аффекта (например, у солдат во время боя). Гипальгезия бывает также признаком особой конституции личности. Столь же разнообразны условия проявления сверхчувствительности к боли — гиперальгезии.


  2. Сдвиги на уровне качественных показателей. При чтении белая бумага внезапно начинает казаться красной, а буквы — зелеными. Лица людей приобретают характерный коричневатый оттенок, окружающие начинают походить на китайцев или индейцев.


    Серко наблюдал за собой на ранних стадиях отравления мескалином и отметил, что все окружающее стало казаться необычайно богато расцвеченным, так что он пережил настоящее «отравление» красками: «Самые неприметные предметы, на которые я никогда не обращал особого внимания, — такие, как выброшенные в пепельницу окурки и полусгоревшие спички, цветные стеклышки в отдаленной мусорной куче, чернильные пятна на письменном столе, ряды похожих друг на друга книг и т. п., — внезапно засияли многоцветным блеском, которого я не могу должным образом описать.

    Своим неописуемым цветовым богатством мое внимание привлекли в особенности некоторые объекты, так сказать, непрямого видения: даже мелкие тени на потолке и стенах и едва заметные тени, отбрасываемые мебелью на пол, обладали редкостными, деликатными оттенками, сообщавшими комнате волшебно-сказочный облик».


  3. Аномальные сопутствующие ощущения. Больной шизофренией пишет:


«Любое слово, сказанное мне или рядом со мной, любой звук вызывают во мне ощущение удара по голове. При этом мне кажется, будто из моей головы каждый раз вырывают по кусочку черепной кости» (Schreber).

В подобных случаях (которые вполне обычны для шизофрении, хотя могут иметь место совершенно независимо от нее) мы сталкиваемся, собственно говоря, с сопутствующими восприятиями, а не с хорошо известным феноменом звуко-цветовой ассоциации («цветной слух», синопсия)17.


(б) Аномальные характеристики восприятий


Восприятие характеризуется рядом признаков: оно может казаться знакомым или чуждым, или обладать тем или иным эмоциональным качеством, или казаться насыщенным определенной атмосферой. Выделяются следующие аномальные характеристики восприятий:


  1. Отчуждение воспринимаемого мира18.


    «Все кажется словно затянутым дымкой; я слышу все словно сквозь стену...» «Голоса людей кажутся доносящимися откуда-то издалека. Вещи выглядят не так, как раньше, они как будто изменились, они кажутся незнакомыми, двумерными. Мой собственный голос звучит незнакомо. Все выглядит удивительно новым, словно я не видел этого уже очень давно...» «Я словно покрыт мехом... Я трогаю себя, чтобы удостовериться в собственном существовании».


    Все это жалобы больных, у которых данное расстройство выражено в сравнительно мягкой форме.

    Такие больные никогда не устают описывать, какие странные изменения претерпело их восприятие. Их восприятия странны, своеобразны, жутки. Описания всегда метафоричны, так как выразить этот опыт непосредственно невозможно. Больные не думают, что мир на самом деле переменился; они только ощущают, что для них все стало иным. Мы должны всегда помнить, что в действительности они могут видеть, слышать и чувствовать со всей остротой и ясностью. Таким образом, мы сталкиваемся с расстройством самого процесса восприятия, а не его отдельных элементов, равно как и не способности оценивать смысл и выносить суждения. Значит, в любом нормальном восприятии должен быть еще один фактор, который ускользнул бы от нашего внимания, если бы нам не были знакомы специфические жалобы этих больных. В случаях относительно серьезных расстройств описания становятся более примечательными:


    «Все предметы кажутся такими новыми и поразительными, что я произношу про себя их имена и касаюсь их по несколько раз, чтобы удостовериться, что они реальны. Даже топая ногой по полу, я все равно ощущаю нереальность...» Больные чувствуют себя дезориентированными, потерянными и думают, что не смогут найти дорогу, хотя на самом деле это им удается так же успешно, как и прежде. В незнакомой обстановке это ощущение странности и чуждости возрастает. «В страхе я схватил своего друга за руку; я почувствовал, что если он оставит меня хотя бы на мгновение, я потеряюсь». «Все предметы, казалось, отступили в бесконечность (здесь не следует усматривать физическую иллюзию расстояния — К. Я.); собственный голос замирает где-то в бесконечной дали». Больные часто думают, что их уже невозможно услышать; им кажется, что они воспарили куда-то вдаль от действительности, во внешнее пространство, в пугающее одиночество. «Все кажется сном. Пространство безбрежно, времени больше нет; мгновение продолжается вечность, утекают бесконечные массы времени...» «Я погребен, совершенно одинок, рядом со мной нет никого. Я вижу только черное; даже солнечный свет я вижу черным». Но мы удостоверяемся, что такие больные все видят и не выказывают никаких расстройств в плане чувственного восприятия как такового.


    В таких относительно серьезных случаях тщательное исследование поначалу не выявляет расстройства способности к суждению; но ощущения настолько действенны, что их невозможно полностью подавить. Больные касаются предметов руками, чтобы удостовериться в том, что они еще здесь, топают, чтобы удостовериться в наличии твердой почвы под ногами. В конечном счете, однако, психическое расстройство приобретает настолько серьезный характер, что уже становится невозможно говорить о наличии у больного способности к суждению. Охваченные страхом, утратившие покой больные — страдающие обычно и другими серьезными расстройствами — начинают переживать собственные ощущения как истинную реальность и в итоге становятся нечувствительны к доводам разума. Мир ускользает от них. Ничего не остается. Они остаются в страшном одиночестве, подвешенные между бесконечностями. Они будут жить вечно, поскольку времени больше нет. Сами

    они больше не существуют, ибо их тело умерло. Страшная судьба оставляет на их долю только это ложное существование.


  2. Данный в восприятиях мир может переживаться не только как нечто чуждое и мертвое, но и как нечто совершенно новое и потрясающе прекрасное:


    «Все казалось иным; во всем я видел черты божественного величия». «Казалось, я вступил в новый мир, в новую жизнь. Каждый предмет был окружен светлым ореолом; мое внутреннее видение было настолько обострено, что я во всем усматривал вселенскую красоту. Лес звучал небесной музыкой» (James).


  3. Приведенные описания показывают, что чисто чувственному восприятию предметов сопутствует эмоциональная атмосфера. Важным моментом, обусловливающим возможность усматривать в чувственном не просто чувственное, но повод понять психическое, является способность к эмпатии, то есть к тому, чтобы разделять чувства других людей. Патологические феномены состоят либо в отсутствии способности к эмпатии (другие люди кажутся умершими, больным кажется, что только они видят окружающее, они больше не осознают существования чужой психической жизни), либо в мучительно-навязчивой эмпатии (чужая психическая жизнь с жестокой непосредственностью захватывает беззащитную жертву), либо, наконец, в фантастически-обманчивой эмпатии:


Больной с летаргическим энцефалитом сообщает: «В то время я невероятно тонко чувствовал мельчайшие, неуловимые оттенки, колебания настроения и т. д. Например, я непосредственно ощущал малейшие признаки недопонимания между двоими из моих соучеников». Тот же больной сообщает, что он не разделял этих чувств, а только регистрировал их: «Это не было естественным соучастием» (Mayer-Gross und Steiner).


Повышенная способность к чувственному проникновению в высокодифференцированные психические состояния, наряду с другими симптомами, встречается на начальных стадиях развития расстройств. Так, за много лет до начала острого психоза больной пережил значительное обострение восприимчивости, которое он сам рассматривал как нечто аномальное. Произведения искусства казались ему глубокими, содержательными, потрясающими, как волшебная музыка. Люди казались намного более сложными, чем прежде; в своем восприятии женщин он ощущал резко возросшее разнообразие. Впечатления от прочитанных текстов мешали ему спать по ночам.


Существует специфический способ непонимания психической жизни других людей, встречающийся на начальных стадиях развития расстройств: окружающие кажутся больному настолько удивительными и непонятными, что он считает этих (на самом деле здоровых) людей больными, тогда как себя — здоровым (Вернике называет данный феномен «транзитивизмом»).


(в) Расщепление восприятия


Этот термин относится к феноменам, которые описываются больными, страдающими шизофренией или находящимися под воздействием ядовитых веществ:


«В саду щебечет птичка. Я слышу это и знаю, что она щебечет, но я знаю также, что то, что она птица, и то, что она щебечет, — это вещи, чрезвычайно удаленные друг от друга. Между ними лежит пропасть, и я боюсь, что не смогу совместить их друг с другом. Кажется, что птица и щебет не имеют друг с другом ничего общего».


Случай отравления мескалином: «Открыв глаза, я посмотрел в сторону окна, но не понял, что это окно; я увидел множество красок, зеленых и голубых пятен, и я знал, что это листья на дереве и небо, которое видно сквозь них, но не мог связать это восприятие разнообразных вещей с каким-либо определенным местом в пространстве» (Mayer-Gross und Steiner).


(г) Обманы восприятия

Мы описали все аномальные восприятия, относящиеся к реальным объектам, увиденным по-иному, но не к новым, не существующим в действительности объектам. Теперь мы перейдем к обманам восприятия в собственном смысле, то есть к восприятию объектов, не существующих в действительности19. Со времен Эскироля проводится различие между иллюзиями и галлюцинациями. Иллюзиями называются такие случаи восприятия, которые в действительности являются преобразованиями (или искажениями) нормального восприятия; здесь внешние возбудители чувств составляют с некоторыми воспроизводимыми элементами такое единство, когда в конечном счете не удается отличить первые от вторых. Галлюцинациями называются случаи восприятия, которые возникают как первичные феномены и не являются преобразованиями или искажениями какого бы то ни было первичного восприятия.


(аа) Существует три типа иллюзий — иллюзии, обусловленные недостатком внимания, иллюзии, обусловленные аффектом, и пареидолии (Pareidolien).


  1. Иллюзии, обусловленные недостатком внимания. Как показывают данные экспериментальных исследований, почти любое восприятие вбирает в себя какие-то воспроизводимые элементы; благодаря последним почти всегда компенсируется тот эффект ослабленного воздействия внешних стимулов, который возникает при недостаточно сосредоточенном внимании. Например, слушая лекцию, мы постоянно про себя восполняем ее смысл, но замечаем это только тогда, когда случайно совершаем ошибку. Мы пропускаем опечатки в книге, но, исходя из контекста, незаметно восполняем и корректируем ее смысл. Иллюзии этого типа могут быть исправлены сразу же, как только мы сосредоточим на них наше внимание. Ошибки идентификации и неточные, ошибочные восприятия, возникающие при прогрессивном параличе, делирии и т. п., до известной степени принадлежат к этой же категории. Иллюзии данного рода (неверная идентификация) играют роль в ошибках, совершаемых этими больными при чтении и слушании, а также в способах оформления ими своих визуальных впечатлений.


  2. Иллюзии, обусловленные аффектом. Оказавшись в одиночестве в ночному лесу, мы можем в страхе принять ствол дерева или скалу за человеческую фигуру. Больной-меланхолик, страшащийся быть убитым, может принять висящую на вешалке одежду за труп, а какой-нибудь повседневный шум может оказать на него потрясающее воздействие, будучи принят за звон тюремных цепей. Иллюзии этого типа обычно мимолетны и всегда понятны с точки зрения аффекта, преобладающего в данный момент времени.


  3. Пареидолии. Воображение может создавать иллюзорные формы — облака, старые стены с разводами и т. п., — исходя из неверно идентифицированных чувственных впечатлений. Такие случаи не связаны ни с какими-либо определенными аффектами, ни с какими-либо суждениями о действительности; но то, что сотворено воображением, не обязательно исчезает, когда внимание сосредоточивается на нем:


«В детстве меня часто дразнила эта моя живая способность к воображению. Одну из своих фантазий я помню особенно хорошо. Из окна гостиной я мог видеть дом напротив, старый и обшарпанный, с почерневшей штукатуркой и покрывавшими стены пятнами разнообразной формы, за которыми просвечивала старая штукатурка. Глядя в окно на эту темную, ветхую стену, я воображал, что пятна отставшей штукатурки — это лица. С течением времени они становились все более и более выразительными. Когда я пытался обратить внимание других людей на эти „лица“ на обветшавшей штукатурке, никто со мной не соглашался. Тем не менее я видел их с полной отчетливостью. В последующие годы я помнил их очень ясно, хотя больше не мог мысленно восстановить их, глядя на контуры, которым они были обязаны своим существованием» (Johannes Mueller).


Сходные иллюзии могут наблюдаться и у психически больных. Постороннему человеку они кажутся чем-то чуждым; только сами больные видят, как эти иллюзии постоянно исчезают и возникают — тогда как иллюзии двух других типов исчезают либо тогда, когда внимание сосредоточивается на них, либо тогда, когда породивший их аффект сменяется другим.

Одна из пациенток гейдельбергской клиники, находясь в спокойном, сосредоточенном состоянии, видела головы людей и животных «словно вышитыми» на одеяле, а также на стене. Кроме того, она видела гримасничающие лица в пятнах солнечного света на стенах. Она знала, что это обман, и говорила: «Мой взгляд извлекает лица из неровностей стены». Другая пациентка удивленно сообщала:

«Вещи сами обретают форму; круглые дыры в оконных рамах [то есть отверстия для задвижек] превращаются в головы, и мне кажется, что они собираются укусить меня».


Один больной так описывал свои иллюзии во время охоты: «На всех деревьях и кустарниках я видел вместо обычных сорок смутные очертания каких-то глядевших на меня карикатурных фигур, пузатых человечков с тонкими кривыми ножками и длинными толстыми носами, а иногда и слоников с длинными шевелящимися хоботами. Земля, казалось, кишела ящерицами, лягушками и жабами, иногда весьма внушительных размеров. Меня окружала самая разнообразная живность, самые разнообразные порождения ада. Деревья и кусты приобретали зловещий, пугающий вид. Бывало, на каждом кустарнике, на деревьях и стеблях камыша сидело по девичьей фигурке. Девичьи лица обольстительно улыбались мне с облаков, а когда ветер шевелил ветви, они манили меня к себе. Шум ветра был их шепотом» (Staudenmaier).


Иллюзии, будучи порождением чувственного восприятия, ни в коем случае не должны смешиваться с ложными толкованиями, или, иначе говоря, ложными выводами рассудка. Если блестящий металл принимается за золото, а врач — за прокурора, это не связано с искажением чувственного восприятия. Сам воспринимаемый объект остается тем же, но он получает ложное истолкование. Иллюзии надо отличать также от так называемых функциональных галлюцинаций: к примеру, когда течет вода, больной слышит голоса, но последние исчезают, как только кран закрывается. Звук, производимый текущей водой, и голоса он слышит одновременно. Как иллюзии, так и функциональные галлюцинации содержат элемент настоящего восприятия действительности, но в первом случае этот элемент становится поводом для возникновения иллюзорного ощущения, которое продолжает существовать само по себе, тогда как во втором случае он исчезает вместе с самим восприятием.


(бб) Истинные галлюцинации — это действительно ложные восприятия, которые не являются искажениями истинных восприятий, а возникают сами по себе как нечто совершенно новое и существуют одновременно с истинными восприятиями и параллельно им. Последнее свойство делает их феноменом, отличающимся от галлюцинаций-сновидений. Существует ряд нормальных феноменов, сопоставимых с истинными галлюцинациями, — например, последовательные образы на сетчатке или более редкое явление воспоминания чувственного образа (когда уже слышанные слова совершенно отчетливо слышатся снова, как будто их произносят на самом деле, или когда в конце дня, заполненного кропотливой работой у микроскопа, перед глазами встают микроскопические объекты; подобное характерно для состояния усталости). Наконец, существуют фантастические визуальные явления, классическое описание которых дал Иоханнес Мюллер, и феномены, хорошо известные ныне под названием субъективных визуальных образов.


Образец воспоминания чувственного образа был мне любезно сообщен г-ном тайным советником Тучеком (Tuczek) из Марбурга: «В течение большей части дня, без перерыва, я собирал яблоки. Стоя на стремянке, я внимательно вглядывался в гущу ветвей и длинной палкой сбивал яблоки вниз. Вечером, когда я возвращался по темным улицам к вокзалу, мне очень мешало болезненное ощущение, будто перед моими глазами все еще маячат ветви с висящими на них яблоками. Этот образ был настолько впечатляюще реальным, что я то и дело на ходу размахивал перед собой палкой. Ощущение не оставляло меня в течение нескольких часов, пока, наконец, я не лег в постель и не уснул».


Образец фантастического визуального явления, описанный Иоханнесом Мюллером на основе наблюдений над самим собой: «Чтобы скоротать бессонные ночи, я пускаюсь в своего рода странствия среди творений собственного зрительного воображения. Если я хочу проследить за этими светлыми образами, я расслабляю мышцы глаз, закрываю глаза и всматриваюсь во тьму поля зрения. Чувствуя, что мышцы глаз полностью расслаблены, я погружаюсь в осязаемый покой своих глаз или во тьму поля зрения. Я отбрасываю от себя любые мысли или суждения... Поначалу на темном фоне там и сям появляются световые пятна, туманные облачка, изменчивые, подвижные цвета; вскоре они сменяются легко узнаваемыми изображениями самых разнообразных предметов, поначалу смутными, затем все

более и более отчетливыми. Нет сомнения, что они испускают настоящее свечение; иногда они бывают окрашены в разные цвета. Они наделены подвижностью и изменчивостью. Иногда они появляются у краев поля зрения и при этом выглядят необычайно четко и живо, что не характерно для этих областей. С малейшим движением глазного яблока они обычно исчезают. Рефлексия также заставляет их исчезнуть. Они редко представляют собой нечто знакомое; обычно это удивительные люди и животные, которых я никогда не видел, или освещенные помещения, в которых я никогда не бывал... Я умею вызывать эти видения не только по ночам, но и в любое время дня. Ночами я подолгу не сплю, наблюдая за ними с закрытыми глазами. Мне достаточно бывает сесть, закрыть глаза, отвлечься от всего на свете, чтобы эти образы, которые я знаю и люблю с детства, пришли ко мне сами собой...

Светлые образы часто появляются в темном поле зрения, но столь же часто темное поле светлеет и превращается в мягкий внутренний дневной свет, после чего сразу же появляется собственно образ. Постепенное просветление поля зрения кажется мне чем-то не менее примечательным, нежели возникновение самих светящихся образов. Удивительное ощущение: сидеть, как зритель, среди бела дня, с закрытыми глазами, и видеть „дневной свет“, постепенно нарастающий изнутри, а в этом дневном свете собственных очей наблюдать светящиеся и движущиеся фигуры, порожденные, конечно же, той жизнью чувств, которая протекает в глубинах твоей личности, — и все это в состоянии бодрствования, спокойного размышления, без всякого суеверия, без всякой сентиментальности. Я могу исключительно точно определить момент, когда образы начинают светиться. Я долго сижу с закрытыми глазами. Если я пытаюсь вообразить что-либо по собственному произволу, это остается лишь абстрактной идеей, которая не светится и не движется по полю зрения; но внезапно возникает согласованность между фантазией и световым нервом, внезапно возникают светящиеся формы, совершенно не связанные с развитием идей. Это мгновенно возникающие видения, а не формы, поначалу рожденные воображением и лишь затем начинающие светиться. Я не вижу того, что мог бы захотеть увидеть мой разум; я просто воспринимаю то, что светит мне без всякого усилия с моей стороны. Поверхностное возражение, будто это то же, что светящиеся образы, которые мы видим во сне, или простая „игра фантазии“, должно быть отброшено. Я могу плести одну фантазию за другой в течение долгих часов, но то, что я при этом представляю себе, никогда не оживает в таких формах. Для того чтобы возникали такие светящиеся явления, нужна соответствующая предрасположенность.

Внезапно появляется нечто светлое, чего ты прежде себе не представлял, что не подчиняется твоей воле и не ассоциируется с чем бы то ни было тебе уже известным. То, что я вижу в состоянии бодрствования, сияет так же ярко, как искры, которые мы можем вызывать в нашем поле зрения, надавливая на глазные яблоки».


Субъективные визуальные образы — это относящиеся к области чувственного восприятия феномены, обнаруживаемые у 50% подростков и у многих взрослых (так называемых эйдетиков). Если изображения цветов, плодов или других предметов кладутся на серую бумагу, а затем убираются, эйдетики снова видят эти предметы на бумаге во всех деталях, причем иногда впереди или позади плоскости бумаги. Такие образы отличаются от последовательных образов, ибо они не обладают свойством комплементарности (дополнительности). Они могут также перемещаться и изменяться; они не являются точными копиями, а могут модифицироваться благодаря деятельности мысли. Они могут быть вызваны в памяти даже по прошествии долгого времени. Как сообщает Йенш (Jaensch), перед экзаменом один эйдетик смог прочесть обширные тексты, имея в своем распоряжении только такие визуальные образы20.


(вв) Существует целый класс феноменов, которые в течение долгого времени ошибочно отождествлялись с галлюцинациями. При ближайшем рассмотрении они оказываются не восприятиями в собственном смысле, а особого рода представлениями. Кандинский исчерпывающе описал их под названием псевдогаллюцинаций (ложных галлюцинаций, Pseudohalluzinationen). Приведем пример:


«Вечером 18 августа 1882 года Долинин принял 25 капель tincturae opii simplicis, сел за письменный стол и приступил к работе. Спустя час он заметил, что его воображение стало работать значительно активнее. Он перестал заниматься своим делом и, будучи в полном сознании и не испытывая желания спать, просидел с закрытыми глазами час, в течение которого перед его взором прошли многие из тех, кого он видел днем, лица старых друзей, с которыми он давно не встречался, лица незнакомых людей. Время от времени появлялись листы белой бумаги с различными текстами; затем несколько раз появилась желтая роза, а под конец — изображения неподвижных людей в самых разнообразных

одеждах и позах. Эти изображения возникли на короткое мгновение, затем исчезли, после чего сразу же появился еще один ряд, логически не связанный с предыдущим. Картины были явно спроецированы вовне; казалось, что они находятся прямо перед его глазами. Но они никак не были связаны с темным полем зрения его закрытых глаз. Чтобы их увидеть, ему необходимо было отвести свой взгляд от этого темного поля. Стоило ему сосредоточить взгляд на поле зрения, как визуальные феномены прекращались. Несмотря на многочисленные попытки, ему так и не удалось сделать субъективные картины частью темного фона. Несмотря на четкие очертания картин, их живые и яркие цвета, а также то обстоятельство, что они казались находящимися буквально лицом к лицу с субъектом, им не было присуще свойство объективности. Долинин чувствовал, что, хотя он видел все эти вещи своими глазами, это были не его внешние, телесные глаза (которые видели только темное поле зрения с туманными, тусклыми световыми пятнами), а „внутренние глаза“, локализованные где-то позади

„внешних“. Картины располагались на расстоянии от сорока сантиметров до шести метров от этих

„внутренних глаз“. Это обычное расстояние наилучшего видения, которое в его случае было очень малым из-за близорукости... Размеры человеческих фигур варьировали от натуральной величины до размеров фотографии. Наилучшие условия для появления фигур определялись следующим образом: нужно попытаться по возможности полностью освободить себя от каких бы то ни было мыслей и лениво направить свое внимание к тому чувству, которое должно быть вовлечено в действие [в случае Долинина имеется в виду чувство зрения]. Активная апперцепция спонтанно возникающих псевдогаллюцинаций позволяет сохранить их в фокусе сознания на сравнительно длительное время — во всяком случае дольше, нежели это было бы возможно без подобного активного усилия.

Переключение внимания со зрения на другое чувство (например, на слух) частично или полностью прерывает уже начавшуюся псевдогаллюцинацию. Галлюцинация прерывается также и в тех случаях, когда внимание сосредоточивается на черном поле зрения закрытых глаз или на действительных объектах окружающего мира, если глаза открыты; то же происходит с началом любых спонтанных или произвольных проявлений абстрактного мышления» (Kandinsky).


При ознакомлении с этим описанием сразу же обращает на себя внимание тот факт, что описываемые явления видятся «внутренним взором»: они находятся вне черного поля зрения закрытых глаз (в отличие от фантастических зрительных явлений, о которых речь шла выше) и не оставляют ощущения чего-то реального, телесного (по Кандинскому — лишены свойства объективности). Чтобы лучше ориентироваться среди этого разнообразия порождений нашего воображения, — в ряду которых находится и явление, описанное Долининым, — мы должны прежде всего дать обзор признаков, феноменологически различая нормальные восприятия и нормальные представления:




Восприятия (Wahrnehmungen)


Представления (Vorstellungen)


1. Восприятия телесны (имеют объективный характер)


1. Представления образны и имеют субъективный характер


2. Восприятия возникают во внешнем объективном пространстве


2. Представления возникают во внутреннем субъективном пространстве представлений


3. Восприятия ясно очерчены и предстают перед нами во всех подробностях


3. Представления лишены ясных очертаний и являются нам неполными, лишь в отдельных деталях


4. Чувственные элементы в восприятиях отличаются полнотой и свежестью; например, цвета — яркие


4. Иногда чувственные элементы адекватны тем, которые даны в восприятиях, но в большинстве случаев степень их выраженности неадекватна. Зрительные представления большинства людей никак не окрашены



5. Восприятия постоянны и легко могут удерживаться без изменений


5. Представления рассеиваются, и их каждый раз нужно воссоздавать заново


6. Восприятия независимы от нашей воли. Они не могут быть произвольно вызваны или изменены и воспринимаются с чувством пассивности


6. Представления зависят от нашей воли. Они могут быть вызваны или произвольно изменены. Они порождаются с чувством активности


В связи с пунктом 2 следует добавить, что субъективное пространство представлений может казаться идентичным объективному — например, когда я формирую визуальный образ чего-то позади меня. Я могу также вообразить нечто, находящееся между определенными объектами передо мной, но не видеть этого (в противном случае речь шла бы о галлюцинации). Как в том, так и в другом случае объективное и субъективное пространства лишь кажутся совпадающими друг с другом; на самом деле между ними существует пропасть, для преодоления которой необходимо каждый раз делать скачок.


На основе представленной таблицы мы можем вывести специфические признаки псевдогаллюцинаций. Единственные безоговорочные отличия от нормальных восприятий касаются пунктов 1 и 2: псевдогаллюцинации образны, то есть не относятся к области конкретной действительности, и появляются во внутреннем субъективном пространстве, а не во внешнем объективном пространстве. В этих парах признаков содержится четкое противопоставление чувственного восприятия и образного представления, между которыми нет переходов. Что касается признаков, показанных в пунктах 3 и 4, то в их случае различие не выглядит столь же отчетливым. Образные представления, всегда остающиеся конфигурациями нашего внутреннего пространства, могут постепенно обретать те или иные свойства, приписываемые чувственным восприятиям. Так, между нормальными образными представлениями и полностью развитыми псевдогаллюцинациями мы обнаруживаем бесконечное разнообразие феноменов. Теперь мы можем охарактеризовать псевдогаллюцинации следующим образом: они лишены конкретной реальности (телесности) и появляются во внутреннем субъективном пространстве представлений, но «внутреннему взору» они кажутся имеющими четкие очертания и данными во всех подробностях (пункт 3), а те их элементы, которые воспринимаются чувственно, характеризуются той же полноценностью, которая присуща нормальным восприятиям (пункт 4). Мы можем внезапно столкнуться с ними, будучи в полном сознании; при этом они предстанут перед нами с полной отчетливостью, во всем богатстве самых живых деталей. Они не рассеиваются сразу, а могут удерживаться как нечто постоянное до своего внезапного исчезновения (пункт 5). Наконец, их невозможно по произволу менять или вызывать. По отношению к ним субъект находится в состоянии пассивного восприятия (пункт 6).


Но феномены, достигшие столь полного развития, скорее необычны. Чаще всего явления менее отчетливы и характеризуются одним или двумя из перечисленных выше признаков. Могут возникать как бледные, неопределенные, непроизвольные образы, так и детализированные, постоянные, произвольно вызываемые явления. Так, один пациент, выздоравливавший после острого психоза, в течение некоторого времени сохранял способность вызывать перед своим внутренним образом живейшие образы — например, для игры в шахматы вслепую он внутренне воссоздавал шахматную доску со всеми фигурами. Вскоре он, однако, утратил эту способность. До настоящего времени были обнаружены только зрительные и слуховые псевдогаллюцинации в форме внутренних образов и голосов.


Описывая чувственный опыт, относящийся к ложным восприятиям, мы провели различие между иллюзиями и галлюцинациями, а также между чувственным восприятием и образными представлениями (то есть между собственно галлюцинациями и псевдогаллюцинациями). Это не мешает нам рассчитывать на обнаружение «переходных» форм, в которых псевдогаллюцинации превращаются в истинные галлюцинации, и, соответственно, на разработку богатой области патологии чувственного восприятия, в которой все феномены сочетаются друг с другом. Но для того, чтобы наш

анализ имел необходимую устойчивую основу, мы должны прежде всего провести четкую дифференциацию.


Иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации отличаются исключительным разнообразием: от таких элементарных явлений, как искры, языки пламени, шумы, хлопки, до ощущения полноценно оформленных объектов, слышания голосов и видения человеческих фигур и пейзажей. Рассматривая проявления, относящиеся к области действия разных чувств, мы можем получить определенную обобщающую картину:


Зрение21. Реальные объекты кажутся увеличенными, уменьшенными, искаженными, движущимися.

Картины скачут по стенам, мебель оживает. Зрительные галлюцинации при алкогольном делирии выглядят как массы изменчивых объектов, галлюцинации при эпилепсии характеризуются яркими цветами (красный, синий) и подавляющей грандиозностью. Галлюцинации, наблюдаемые при острых психозах, часто выглядят как целые «панорамные» сцены. Приведем несколько примеров.


(аа) Во внутреннем субъективном пространстве. Больная шизофренией, проснувшись, увидела призрачные фигуры; она не знала, откуда они взялись. Это были внутренние картины; она знала, что в действительности их нет. Но эти картины навязывались ей и давили на нее. Она видела кладбище с разрытыми могилами, проходящие мимо обезглавленные тела. Картины причиняли ей страшные мучения. Переключив внимание на объекты внешнего мира, она смогла их отогнать.


(бб) С открытыми глазами. Фигуры появляются по всему полю зрения, но они не интегрированы в объективное пространство: «Фигуры скопились вокруг меня на расстоянии трех — шести метров. Это были гротескные фигуры людей; от них исходили какие-то звуки, похожие на беспорядочный гул голосов. Фигуры находились в пространстве, но казалось, что у них есть особое пространство, свойственное только им. Чем больше мои чувства отвлекались от своих обычных объектов, тем более отчетливым становилось это новое пространство вместе со своими обитателями. Я мог определить точное расстояние, но фигуры никак не зависели от предметов, находившихся в комнате, и не заслонялись ими; их невозможно было воспринимать одновременно со стеной, с окном и т. п.


Я не мог согласиться с замечанием, будто все это лишь плоды моего воображения; я не мог обнаружить ничего общего между этими ощущениями и моим собственным воображением и не могу сделать этого до сего дня. Фигуры, рождаемые моим воображением, я никогда не ощущаю пребывающими в пространстве; они остаются смутными картинами в моем мозгу или где-то позади моего зрения. Что касается этих явлений, то я воспринимал их как принадлежащие особому миру, не имеющему ничего общего с миром чувств. Все было „реально“, формы были полны жизни. В дальнейшем обычный мир продолжал содержать в себе этот другой мир с его особым, отдельным пространством, и мое сознание произвольно переходило от одного из этих миров к другому. Оба мира и связанные с ними ощущения были в высшей степени несхожи друг с другом» (Schwab).


Серко следующим образом описывал ложные зрительные ощущения во время отравления мескалином:


«Они появляются внутри неизменного, круглого, микроскопического поля зрения и чрезвычайно уменьшены в размерах; они не интегрированы в окружающую действительность, а образуют собственный миниатюрный мирок, свой „театр“; они не затрагивают непосредственного содержания сознания и всегда субъективны... Они отделаны до мельчайших деталей и ярко расцвечены. Они обладают четкими очертаниями и постоянно меняются... Когда мой взгляд движется, они не меняют своего положения в пространстве». Содержание этих ложных ощущений находится «в постоянном движении... Узоры на обоях превращаются в букеты цветов, завитушки, купола, готические порталы... и т. п.; все беспрерывно приходит и уходит, и это постоянное движение туда и обратно кажется основным отличительным признаком этих явлений».


(вв) С закрытыми глазами. Явление, описанное И. Мюллером (J. Mueller, см. выше), имеет следующее соответствие из области шизофрении:

«Закрывая глаза, я ощущал рассеянное, молочно-белое свечение, из которого выплывали объемные и часто очень яркие экзотические формы растений и животных. Бледное свечение могло оставлять впечатление чего-то локализованного в самом глазу, но формы выглядели как душевное переживание и казались явившимися из другого мира. Восприятие света не всегда бывало одинаковым. Когда мое душевное состояние улучшалось, свет был более ярким, но после малейших отрицательных переживаний (таких, как досада, раздражение и т. д.) или физического дискомфорта (например, связанного с перееданием) он становился темнее, вплоть до полной черноты. Свечение появлялось через одну-две минуты после того, как я закрывал глаза. Как-то раз, проезжая на поезде через туннель, я закрыл глаза и увидел свет; мне показалось, что поезд вышел из туннеля, но когда я внезапно открыл глаза, я увидел только кромешную ночь. Свечение исчезло не только потому, что я открыл глаза, но и потому, что я пытался смотреть и видеть. Как только я прекращал сосредоточивать свой взгляд на чем- то определенном, я мог с открытыми глазами видеть свечение даже среди бела дня, но тогда оно бывало менее ярким, и формы появлялись не всегда. Растения были невообразимы, они восхищали меня своей прелестью и очарованием; в них было нечто настолько великолепное, что обычные, известные нам всем растения казались их вырожденным потомством. Доисторические животные были милыми и добрыми существами. Иногда та или иная часть разрасталась и приобретала исключительное значение, но, к моему удивлению, остальные части формы самым гармоничным образом адаптировались к этой особенности, в результате чего возникали особые типы. Формы были неподвижны, казались трехмерными и по истечении нескольких минут исчезали» (Schwab).


(гг) Интеграция во внешнее объективное пространство. Кандинский следующим образом описывает собственный психотический опыт: «Некоторые из моих галлюцинаций были относительно бледными и трудноразличимыми. Другие светились всеми цветами радуги, подобно реальным объектам. Они затмевали реальные объекты. В течение целой недели на одной и той же стене, оклеенной гладкими, одноцветными обоями, я видел целый ряд прекрасных фресок и картин в роскошных золоченых

рамах — пейзажи, морские виды, иногда портреты».


В работе Унтгоффа22 приводится следующее описание:

 

 

 

 

////////////////////////////