НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ (N 117-ФЗ, 2000 год) - 23

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ (N 117-ФЗ, 2000 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ (N 117-ФЗ, 2000 год) - 23

 

 

Данные

 налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и 

иных

 документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. 

Формирование

  данных  налогового  учета  предполагает  непрерывность  отражения  в  хронологическом 

порядке

 объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых  учитываются в 

нескольких

 отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). 

При

 этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, 

чтобы

 он раскрывал порядок формирования налоговой базы. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Аналитические

  регистры  налогового  учета  предназначены  для  систематизации  и  накопления  информации, 

содержащейся

 в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения 

в

 расчете налоговой базы. 

Регистры

 налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде 

и

 (или) любых машинных носителях. 

При

 этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового 

учета

,  данных  первичных  учетных  документов  разрабатываются  налогоплательщиком  самостоятельно  и 

устанавливаются

 приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. 

Правильность

  отражения  хозяйственных  операций  в  регистрах  налогового  учета  обеспечивают  лица, 

составившие

 и подписавшие их. 

При

  хранении  регистров  налогового  учета  должна  обеспечиваться  их  защита  от  несанкционированных 

исправлений

Исправление

  ошибки  в  регистре  налогового  учета  должно  быть  обосновано  и  подтверждено  подписью 

ответственного

 лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья

 315. Порядок составления расчета налоговой базы 

 

Расчет

 

налоговой

 

базы

 

за

 

отчетный

 

(налоговый) 

период

 

составляется

 

налогоплательщиком

 

самостоятельно

  в  соответствии  с  нормами,  установленными  настоящей  главой,  исходя  из  данных  налогового 

учета

 нарастающим итогом с начала года. 

Расчет

 налоговой базы должен содержать следующие данные: 

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом). 
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: 
1)  выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  собственного  производства,  а  также  выручка  от 

реализации

 имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 - 7 настоящего 

пункта

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; 
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; 

(пп. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

4) выручка от реализации покупных товаров; 
5) утратил силу. - Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; 
6) выручка от реализации основных средств; 
7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. 
3.  Сумма  расходов,  произведенных  в  отчетном  (налоговом)  периоде,  уменьшающих  сумму  доходов  от 

реализации

, в том числе: 

1)  расходы  на  производство  и  реализацию  товаров  (работ,  услуг)  собственного  производства,  а  также 

расходы

,  понесенные  при  реализации  имущества,  имущественных  прав,  за  исключением  расходов,  указанных  в 

подпунктах

 2 - 6 настоящего пункта. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

При

 этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков 

продукции

  на  складе  и  продукции  отгруженной,  но  не  реализованной  на  конец  отчетного  (налогового)  периода, 

определяемых

 в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса; 

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; 
3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; 

(пп. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров; 
4) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ; 
5) расходы, связанные с реализацией основных средств; 
6)  расходы,  понесенные  обслуживающими  производствами  и  хозяйствами  при  реализации  ими  товаров 

(работ, услуг). 

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе: 
1) прибыль  от  реализации товаров (работ,  услуг)  собственного производства, а также прибыль (убыток) от 

реализации

 имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 

5 настоящего пункта; 
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; 
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; 

(пп. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; 
4) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ; 
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств; 
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств. 
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе: 
1)  доходы  по  операциям  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок,  обращающимися  на 

организованном

 рынке; 

2)  доходы  по  операциям  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок,  не  обращающимися  на 

организованном

 рынке. 

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

6. Сумма внереализационных расходов, в частности: 
1)  расходы  по  операциям  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок,  обращающимися  на 

организованном

 рынке; 

2)  расходы  по  операциям  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок,  не  обращающимися  на 

организованном

 рынке. 

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций. 
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. 
9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма 

убытка

, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса. 

 

Статья

 316. Порядок налогового учета доходов от реализации 

 

Доходы

  от  реализации  определяются  по  видам  деятельности  в  случае,  если  для  данного  вида 

деятельности

 предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен 

иной

 отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Сумма

  выручки  от  реализации  определяется  в  соответствии  со  статьей  249  настоящего  Кодекса  с  учетом 

положений

  статьи  251  настоящего  Кодекса  на  дату  признания  доходов  и  расходов  в  соответствии  с  выбранным 

налогоплательщиком

 методом признания доходов и расходов для целей налогообложения. 

В

  случае,  если  цена  реализуемого  товара  (работ,  услуг),  имущественных  прав  выражена  в  валюте 

иностранного

 государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

В

  случае,  если  цена  реализуемого  товара  (работ,  услуг),  имущественных  прав  выражена  в  условных 

единицах

,  то  сумма  выручки  от  реализации  пересчитывается  в  рубли  по  курсу,  установленному  Центральным 

банком

 Российской Федерации на дату реализации. При этом возникшие суммовые разницы включаются в состав 

внереализационных

 доходов (расходов) в зависимости от возникшей разницы. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

В

  случае  если  реализация  производится  через  комиссионера,  то  налогоплательщик-комитент  определяет 

сумму

  выручки  от  реализации  на  дату  реализации  на  основании  извещения  комиссионера  о  реализации 

принадлежащего

 комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней 

с

  момента  окончания  отчетного  периода,  в  котором  произошла  такая  реализация,  известить  комитента  о  дате 

реализации

 принадлежавшего ему имущества. 

Если

  при  реализации  расчеты  производятся  на  условиях  предоставления  товарного  кредита,  то  сумма 

выручки

 определяется также на дату реализации и включает в себя сумму процентов, начисленных за период от 

момента

 отгрузки до момента перехода права собственности на товары. 

Проценты

,  начисленные  за  пользование  товарным  кредитом  с  момента  перехода  права  собственности  на 

товары

 до момента полного расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных доходов. 

По

  производствам  с  длительным  (более  одного  налогового  периода)  технологическим  циклом  в  случае, 

если

  условиями  заключенных  договоров  не  предусмотрена  поэтапная  сдача  работ  (услуг),  доход  от  реализации 

указанных

 работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности 

признания

  дохода  на  основании  данных  учета.  При  этом  принципы  и  методы,  в  соответствии  с  которыми 

распределяется

  доход  от  реализации,  должны  быть  утверждены  налогоплательщиком  в  учетной  политике  для 

целей

 налогообложения. 

(часть восьмая введена Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ) 
 

Статья

 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов 

 

При

  определении  внереализационных  доходов  в  виде  штрафов,  пеней  или  иных  санкций  за  нарушение 

договорных

  обязательств,  а  также  сумм  возмещения  убытков  или  ущерба  налогоплательщики,  определяющие 

доходы

 по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае, 

если

  условиями  договора  не  установлен  размер  штрафных  санкций  или  возмещения  убытков,  у 

налогоплательщика

-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому 

виду

  доходов.  При  взыскании  долга  в  судебном  порядке  обязанность  по  начислению  этого  внереализационного 

дохода

 у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья

 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию 

 

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство 

и

 реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи. 

Для

 целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного 

(налогового) периода, подразделяются на: 

1) прямые; 
2) косвенные. 
К

 прямым расходам могут быть отнесены, в частности: 

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

материальные

 затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего 

Кодекса

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

расходы

  на  оплату  труда  персонала,  участвующего  в  процессе  производства  товаров,  выполнения  работ, 

оказания

 услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, 

идущие

  на  финансирование  страховой  и  накопительной  части  трудовой  пенсии,  начисленные  на  указанные 

суммы

 расходов на оплату труда; 

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

суммы

 начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, 

услуг

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

К

 косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, 

определяемых

  в  соответствии  со  статьей  265  настоящего  Кодекса,  осуществляемых  налогоплательщиком  в 

течение

 отчетного (налогового) периода. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Налогоплательщик

  самостоятельно  определяет  в  учетной  политике  для  целей  налогообложения  перечень 

прямых

 расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). 

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

2.  При  этом  сумма  косвенных  расходов  на  производство  и  реализацию,  осуществленных  в  отчетном 

(налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с  учетом 
требований

,  предусмотренных  настоящим  Кодексом.  В  аналогичном  порядке  включаются  в  расходы  текущего 

периода

 внереализационные расходы. 

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

Прямые

  расходы  относятся  к  расходам  текущего  отчетного  (налогового)  периода  по  мере  реализации 

продукции

, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса. 

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

Налогоплательщики

,  оказывающие  услуги,  вправе  относить  сумму  прямых  расходов,  осуществленных  в 

отчетном

 (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного 

отчетного

 (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. 

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

3.  В  случае,  если  в  отношении  отдельных  видов  расходов  в  соответствии  с  настоящей  главой 

предусмотрены

  ограничения  по  размеру  расходов,  принимаемых  для  целей  налогообложения,  то  база  для 

исчисления

 предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. 

При

  этом  по  расходам  налогоплательщика,  связанным  с  добровольным  страхованием  (пенсионным 

обеспечением

)  своих  работников,  для  определения  предельной  суммы  расходов  учитывается  срок  действия 

договора

 в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу. 

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья

  319.  Порядок  оценки  остатков  незавершенного  производства,  остатков  готовой  продукции,  товаров 

отгруженных

 

 

1.  Под  незавершенным  производством  (далее  -  НЗП)  в  целях  настоящей  главы  понимается  продукция 

(работы,  услуги)  частичной  готовности,  то  есть  не  прошедшая  всех  операций  обработки  (изготовления), 
предусмотренных

  технологическим  процессом.  В  НЗП  включаются  законченные,  но  не  принятые  заказчиком 

работы

 и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов 

собственного

  производства.  Материалы  и  полуфабрикаты,  находящиеся  в  производстве,  относятся  к  НЗП  при 

условии

, что они уже подверглись обработке. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Оценка

  остатков  НЗП  на  конец  текущего  месяца  производится  налогоплательщиком  на  основании  данных 

первичных

  учетных  документов  о  движении  и  об  остатках  (в  количественном  выражении)  сырья  и  материалов, 

готовой

 продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и 

данных

 налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Налогоплательщик

  самостоятельно  определяет  порядок  распределения  прямых  расходов  на  НЗП  и  на 

изготовленную

  в  текущем  месяце  продукцию  (выполненные  работы,  оказанные  услуги)  с  учетом  соответствия 

осуществленных

 расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). 

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

Указанный

  порядок  распределения  прямых  расходов  (формирования  стоимости  НЗП)  устанавливается 

налогоплательщиком

  в  учетной  политике  для  целей  налогообложения  и  подлежит  применению  в  течение  не 

менее

 двух налоговых периодов. 

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

В

  случае,  если  отнести  прямые  расходы  к  конкретному  производственному  процессу  по  изготовлению 

данного

  вида  продукции  (работ,  услуг)  невозможно,  налогоплательщик  в  своей  учетной  политике  для  целей 

налогообложения

  самостоятельно  определяет  механизм  распределения  указанных  расходов  с  применением 

экономически

 обоснованных показателей. 

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

Сумма

  остатков  незавершенного  производства  на  конец  текущего  месяца  включается  в  состав  прямых 

расходов

 следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства 

на

 конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и 

на

 условиях, предусмотренных настоящей статьей. 

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

2.  Оценка  остатков  готовой  продукции  на  складе  на  конец  текущего  месяца  производится 

налогоплательщиком

  на  основании  данных  первичных  учетных  документов  о  движении  и  об  остатках  готовой 

продукции

  на  складе  (в  количественном  выражении)  и  суммы  прямых  расходов,  осуществленных  в  текущем 

месяце

,  уменьшенных  на  сумму  прямых  расходов,  относящуюся  к  остаткам  НЗП.  Оценка  остатков  готовой 

продукции

  на  складе  определяется  налогоплательщиком  как  разница  между  суммой  прямых  затрат, 

приходящейся

 на остатки готовой продукции на начало текущего  месяца,  увеличенной на сумму прямых затрат, 

приходящейся

  на  выпуск  продукции  в  текущем  месяце  (за  минусом  суммы  прямых  затрат,  приходящейся  на 

остаток

 НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию. 

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

3.  Оценка  остатков  отгруженной,  но  не  реализованной  на  конец  текущего  месяца  продукции  производится 

налогоплательщиком

 на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, 

осуществленных

  в  текущем  месяце,  уменьшенных  на  сумму  прямых  расходов,  относящуюся  к  остаткам  НЗП  и 

остаткам

  готовой  продукции  на  складе.  Оценка  остатков  отгруженной,  но  не  реализованной  на  конец  текущего 

месяца

 продукции определяется налогоплательщиком как разница между  суммой прямых затрат, приходящейся 

на

  остатки  отгруженной,  но  не  реализованной  готовой  продукции  на  начало  текущего  месяца,  увеличенной  на 

сумму

  прямых  затрат,  приходящуюся  на  отгруженную  продукцию  в  текущем  месяце  (за  минусом  суммы  прямых 

затрат

,  приходящейся  на  остатки  готовой  продукции  на  складе),  и  суммой  прямых  затрат,  приходящейся  на 

реализованную

 в текущем месяце продукцию. 

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

4. Исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. 

 

Статья

 320. Порядок определения расходов по торговым операциям 

 
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 
 
Налогоплательщики

, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы 

на

 реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей. 

В

  течение  текущего  месяца  издержки  обращения  формируются  в  соответствии  с  настоящей  главой.  При 

этом

  в  сумму  издержек  обращения  включаются  также  расходы  налогоплательщика  -  покупателя  товаров  на 

доставку

  этих  товаров,  складские  расходы  и  иные  расходы  текущего  месяца,  связанные  с  приобретением,  если 

они

  не  учтены  в  стоимости  приобретения  товаров,  и  реализацией  этих  товаров.  К  издержкам  обращения  не 

относится

  стоимость  приобретения  товаров  по  цене,  установленной  условиями  договора.  При  этом 

налогоплательщик

 имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с 

приобретением

  этих  товаров.  Указанная  стоимость  товаров  учитывается  при  их  реализации  в  соответствии  с 

подпунктом

  3  пункта  1  статьи  268  настоящего  Кодекса.  Стоимость  приобретения  товаров,  отгруженных,  но  не 

реализованных

  на  конец  месяца,  не  включается  налогоплательщиком  в  состав  расходов,  связанных  с 

производством

  и  реализацией,  до  момента  их  реализации.  Порядок  формирования  стоимости  приобретения 

товаров

  определяется  налогоплательщиком  в  учетной  политике  для  целей  налогообложения  и  применяется  в 

течение

 не менее двух налоговых периодов. 

Расходы

  текущего  месяца  разделяются  на  прямые  и  косвенные.  К  прямым  расходам  относятся  стоимость 

приобретения

  товаров,  реализованных  в  данном  отчетном  (налоговом)  периоде,  и  суммы  расходов  на  доставку 

(транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти 
расходы

  не  включены  в  цену  приобретения  указанных  товаров.  Все  остальные  расходы,  за  исключением 

внереализационных

  расходов,  определяемых  в  соответствии  со  статьей  265  настоящего  Кодекса, 

осуществленные

  в  текущем  месяце,  признаются  косвенными  расходами  и  уменьшают  доходы  от  реализации 

текущего

  месяца.  Сумма  прямых  расходов  в  части  транспортных  расходов,  относящаяся  к  остаткам 

нереализованных

  товаров,  определяется  по  среднему  проценту  за  текущий  месяц  с  учетом  переходящего 

остатка

 на начало месяца в следующем порядке: 

1)  определяется  сумма  прямых  расходов,  приходящихся  на  остаток  нереализованных  товаров  на  начало 

месяца

 и осуществленных в текущем месяце; 

2)  определяется  стоимость  приобретения  товаров,  реализованных  в  текущем  месяце,  и  стоимость 

приобретения

 остатка нереализованных товаров на конец месяца; 

3)  рассчитывается  средний  процент  как  отношение  суммы  прямых  расходов  (пункт  1  настоящей  части)  к 

стоимости

 товаров (пункт 2 настоящей части); 

4)  определяется  сумма  прямых  расходов,  относящаяся  к  остатку  нереализованных  товаров,  как 

произведение

 среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. 

 

Статья

  321.  Особенности  ведения  налогового  учета  организациями,  созданными  в  соответствии  с 

федеральными

 законами, регулирующими деятельность данных организаций 

 

Организации

,  созданные  в  соответствии  с  федеральными  законами  (Центральный  банк  Российской 

Федерации

,  Агентство  по  страхованию  вкладов),  регулирующими  деятельность  данных  организаций,  ведут 

раздельный

  учет  доходов  и  расходов,  полученных  (понесенных)  при  осуществлении  деятельности,  связанной  с 

исполнением

  ими  функций,  предусмотренных  законодательством,  и  доходов  и  расходов,  полученных 

(понесенных) при осуществлении иной коммерческой деятельности. 
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 28.07.2004 N 84-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

При

  осуществлении  налогового  учета  коммерческой  деятельности  такие  организации  применяют  общие 

нормы

  настоящей  главы,  регламентирующие  порядок  определения  доходов  и  расходов,  а  также  специальные 

нормы

  (особенности),  предусмотренные  для  отдельных  категорий  налогоплательщиков,  либо  нормы, 

предусмотренные

  для  особых  обстоятельств.  Данные  нормы  некоммерческая  организация  применяет,  если  эта 

организация

 осуществляет такие виды деятельности в соответствии с федеральными законами. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Если

 такая некоммерческая организация несет обязательные некомпенсируемые расходы в соответствии с 

требованиями

  законодательства  Российской  Федерации,  то  такие  расходы  признаются  расходами  такой 

организации

, уменьшающими доходы от коммерческой деятельности. 

 

Статья

 321.1. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями 

 

(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ) 

 

1. Налогоплательщики -  бюджетные  учреждения, финансируемые за счет  средств бюджетов всех  уровней, 

государственных

 внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или 

получающие

  средства  в  виде  оплаты  медицинских  услуг,  оказанных  гражданам  в  рамках  территориальной 

программы

 обязательного медицинского страхования,  а также получающие доходы от иных  источников, в целях 

налогообложения

  обязаны  вести  раздельный  учет  доходов  (расходов),  полученных  (произведенных)  в  рамках 

целевого

 финансирования и за счет иных источников. 

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ) 

В

  целях  настоящей  главы  иными  источниками  -  доходами  от  коммерческой  деятельности  признаются 

доходы

  бюджетных  учреждений,  получаемые  от  юридических  и  физических  лиц  по  операциям  реализации 

товаров

, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. 

Налоговая

  база  бюджетных  учреждений  определяется  как  разница  между  полученной  суммой  дохода  от 

реализации

  товаров,  выполненных  работ,  оказанных  услуг,  суммой  внереализационных  доходов  (без  учета 

налога

  на  добавленную  стоимость,  акцизов  по  подакцизным  товарам)  и  суммой  фактически  осуществленных 

расходов

, связанных с ведением коммерческой деятельности. 

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ) 

В

  налоговом  учете  учет  операций  по  исчислению  доходов  от  коммерческой  деятельности  и  расходов, 

связанных

 с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном настоящей главой. 

Сумма

 превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может 

быть

  направлена  на  покрытие  расходов,  предусмотренных  за  счет  средств  целевого  финансирования, 

выделенных

 по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. 

2.  В  составе  доходов  и  расходов  бюджетных  учреждений,  включаемых  в  налоговую  базу,  не  учитываются 

доходы

,  полученные  в  виде  средств  целевого  финансирования  и  целевых  поступлений  на  содержание 

бюджетных

  учреждений  и  ведение  уставной  деятельности,  финансируемой  за  счет  указанных  источников,  и 

расходы

, производимые за счет этих средств. 

Аналитический

  учет  доходов  и  расходов  по  средствам  целевого  финансирования  и  целевых  поступлений 

ведется

 по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы. 

3. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по 

оплате

  коммунальных  услуг,  услуг  связи,  транспортных  расходов  по  обслуживанию  административно-

управленческого

  персонала,  расходов  по  всем  видам  ремонта  основных  средств  за  счет  двух  источников,  то  в 

целях

 налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской 

деятельности

 и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных 

от

  предпринимательской  деятельности,  в  общей  сумме  доходов  (включая  средства  целевого  финансирования). 

Если

  в  сметах  доходов  и  расходов  бюджетного  учреждения  не  предусмотрено  финансирование  расходов  по 

оплате

  коммунальных  услуг,  услуг  связи  (за  исключением  мобильной  связи)  и  на  ремонт  основных  средств, 

приобретенных

  (созданных)  за  счет  бюджетных  средств,  указанные  расходы  учитываются  при  определении 

налоговой

  базы  по  предпринимательской  деятельности  при  условии,  что  эксплуатация  указанных  основных 

средств

  связана  с  ведением  такой  предпринимательской  деятельности.  При  этом  в  общей  сумме  доходов  для 

указанных

 целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов 

по

  средствам,  находящимся  на  расчетном,  депозитном  счетах,  полученные  от  сдачи  имущества  в  аренду, 

курсовые

 разницы и другие доходы). 

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

4.  В  целях  настоящей  главы  при  определении  налоговой  базы  к  расходам,  связанным  с  осуществлением 

коммерческой

  деятельности,  помимо  расходов,  произведенных  в  целях  осуществления  предпринимательской 

деятельности

, относятся: 

1)  суммы  амортизации,  начисленные  по  имуществу,  приобретенному  за  счет  полученных  от  этой 

деятельности

  средств  и  используемому  для  осуществления  этой  деятельности.  При  этом  по  основным 

средствам

,  приобретенным  до  1  января  2002  года,  остаточная  стоимость  определяется  как  разница  между 

первоначальной

  стоимостью  объекта  основных  средств  и  суммой  амортизации,  начисленной  по  правилам 

бухгалтерского

 учета за период эксплуатации такого объекта; 

2) расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) 

коммерческой

 деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование 

данных

 расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется 

за

 счет бюджетных средств. 

(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) 

5.  В  бюджетных  учреждениях  (независимо  от  наличия  у  таких  учреждений  расчетных  или  иных  счетов), 

занимающихся

  коммерческой  деятельностью,  бухгалтерский  учет  ведется  централизованными  бухгалтериями  в 

соответствии

 с положениями настоящей главы. 

Декларации

  по  налогу  представляются  централизованными  бухгалтериями  в  налоговые  органы  по  месту 

нахождения

 каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. 

 

Статья

 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества 

 

1. Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. 
1.  По  основным  средствам,  введенным  в  эксплуатацию  до  вступления  в  силу  настоящей  главы,  полезный 

срок

  их  использования  устанавливается  налогоплательщиком  самостоятельно  по  состоянию  на  1  января  2002 

года

 с учетом классификации основных средств, определяемых Правительством Российской Федерации, и сроков 

полезного

 использования по амортизационным группам, установленным статьей 258 настоящего Кодекса. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Вне

  зависимости  от  выбранного  налогоплательщиком  метода  начисления  амортизации  по  имуществу, 

введенному

  в  эксплуатацию  до  вступления  в  силу  настоящей  главы,  начисление  амортизации  производится 

исходя

 из остаточной стоимости указанного имущества. 

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Сумма

 начисленной за один месяц амортизации по указанному имуществу определяется как: 

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

1)  произведение  остаточной  стоимости  и  нормы  амортизации  (исчисленной  исходя  из  оставшегося  срока 

полезного

  использования),  установленной  налогоплательщиком  для  указанного  имущества  в  соответствии  с 

пунктом

 5 статьи 259 настоящего Кодекса, - при применении нелинейного метода начисления амортизации; 

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

2)  произведение  остаточной  стоимости,  определенной  по  состоянию  на  1  января  2002  года,  и  нормы 

амортизации

  (исчисленной  исходя  из  оставшегося  срока  полезного  использования),  установленной 

налогоплательщиком

 для указанного имущества в соответствии с пунктом 4 статьи 259 настоящего Кодекса, - при 

применении

 линейного метода начисления амортизации. 

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Амортизируемые

  основные  средства,  фактический  срок  использования  которых  (срок  фактической 

амортизации

)  больше,  чем  срок  полезного  использования  указанных  амортизируемых  основных  средств, 

установленный

  в  соответствии  с  требованиями  статьи  258  настоящего  Кодекса,  на  1  января  2002  года 

выделяются

 налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по 

остаточной

 стоимости,  которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно  в 

течение

  срока,  определенного  налогоплательщиком  самостоятельно,  но  не  менее  семи  лет  с  даты  вступления 

настоящей

 главы в силу. 

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

2.  По  основным  средствам,  передаваемым  налогоплательщиком  в  безвозмездное  пользование,  начиная  с 

1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации 
не

 производится. 

Аналогичный

  порядок  применяется  по  основным  средствам,  переведенным  по  решению  руководства 

организации

  на  консервацию  продолжительностью  свыше  трех  месяцев,  а  также  по  основным  средствам, 

находящимся

 по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев. 

При

  окончании  договора  безвозмездного  пользования  и  возврате  основных  средств  налогоплательщику  (а 

также

  при  расконсервации  или  окончании  реконструкции)  амортизация  начисляется  в  порядке,  определенном 

настоящей

 главой Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат 

основных

 средств налогоплательщику, окончание реконструкции или расконсервация основного средства. 

3.  Первоначальной  стоимостью  нематериальных  активов,  которые  не  числились  в  бухгалтерском  учете  по 

состоянию

  на  1  января  2002  года  в  составе  нематериальных  активов,  но  в  соответствии  с  настоящей  главой 

относятся

  к  нематериальным  активам,  признается  сумма  расходов,  определенная  как  разница  между  суммой 

расходов

 на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, 

и

  суммой  расходов,  ранее  уменьшавших  налоговую  базу  налогоплательщика  в  порядке,  действовавшем  до 

вступления

 в силу настоящей главы. 

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья

 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Налогоплательщик

 определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества 

на

 основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Учет

 доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно. 

Аналитический

 учет должен содержать информацию: 

о

  первоначальной  стоимости  амортизируемого  имущества,  реализованного  (выбывшего)  в  отчетном 

(налоговом) периоде; 
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

об

  изменениях  первоначальной  стоимости  таких  основных  средств  при  достройке,  дооборудовании, 

реконструкции

, частичной ликвидации; 

о

 принятых организацией сроках полезного использования основных средств; 

о

  способах  начисления  и  сумме  начисленной  амортизации  по  амортизируемым  основным  средствам  за 

период

  с  даты  начала  начисления  амортизации  до  конца  месяца,  в  котором  такое  имущество  реализовано 

(выбыло); 
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

о

 цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи; 

о

 дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества; 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

о

 дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества по 

основаниям

,  предусмотренным  пунктом  3  статьи  256  настоящего  Кодекса,  о  дате  расконсервации  имущества,  о 

дате

  окончания  договора  безвозмездного  пользования,  о  дате  завершения  работ  по  реконструкции,  о  дате 

модернизации

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

о

  понесенных  налогоплательщиком  расходах,  связанных  с  реализацией  (выбытием)  амортизируемого 

имущества

,  в  частности  расходах,  предусмотренных  подпунктом  8  пункта  1  статьи  265  настоящего  Кодекса,  а 

также

 расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

На

  дату  совершения  операции  налогоплательщик  определяет  в  соответствии  с  пунктом  3  статьи  268 

настоящего

 Кодекса прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

В

  аналитическом  учете  на  дату  реализации  амортизируемого  имущества  фиксируется  сумма  прибыли 

(убытка)  по  указанной  операции,  которая  в  целях  определения  налоговой  базы  учитывается  в  следующем 
порядке

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Прибыль

, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном 

периоде

, в котором была осуществлена реализация имущества. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Убыток

,  полученный  налогоплательщиком,  отражается  в  аналитическом  учете  как  прочие  расходы 

налогоплательщика

 в соответствии с порядком, установленным статьей 268 настоящего Кодекса. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Аналитический

  учет  должен  содержать  информацию  о  наименовании  объектов,  в  отношении  которых 

имеются

  суммы  таких  расходов,  количестве  месяцев,  в  течение  которых  такие  расходы  могут  быть  включены  в 

состав

 прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и сумме расходов, приходящейся на каждый 

месяц

. Срок определяется в месяцах и исчисляется в виде разницы между количеством месяцев срока полезного 

использования

  этого  имущества  и  количеством  месяцев  эксплуатации  имущества  до  момента  его  реализации, 

включая

 месяц, в котором имущество было реализовано. 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья

 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств 

 

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

 

1.  В  аналитическом  учете  налогоплательщик  формирует  сумму  расходов  на  ремонт  основных  средств  с 

учетом

  группировки  всех  осуществленных  расходов,  включая  стоимость  запасных  частей  и  расходных 

материалов

,  используемых  для  ремонта,  расходов  на  оплату  труда  работников,  осуществляющих  ремонт,  и 

прочих

  расходов,  связанных  с  ведением  указанного  ремонта  собственными  силами,  а  также  с  учетом  затрат  на 

оплату

 работ, выполненных сторонними силами. 

2.  Налогоплательщик,  образующий  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт,  рассчитывает  отчисления  в 

такой

  резерв,  исходя  из  совокупной  стоимости  основных  средств,  рассчитанной  в  соответствии  с  порядком, 

установленным

 

настоящим

 

пунктом

и

 

нормативов

 

отчислений

утверждаемых

 

налогоплательщиком

 

самостоятельно

 в учетной политике для целей налогообложения. 

Совокупная

  стоимость  основных  средств  определяется  как  сумма  первоначальной  стоимости  всех 

амортизируемых

  основных  средств,  введенных  в  эксплуатацию  по  состоянию  на  начало  налогового  периода,  в 

котором

  образуется  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных  средств.  Для  расчета  совокупной 

стоимости

  амортизируемых  основных  средств,  введенных  в  эксплуатацию  до  вступления  в  силу  настоящей 

главы

,  принимается  восстановительная  стоимость,  определенная  в  соответствии  с  пунктом  1  статьи  257 

настоящего

 Кодекса. 

При

  определении  нормативов  отчислений  в  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных  средств 

налогоплательщик

 обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт 

основных

 средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены 

элементов

  основных  средств  (в  частности,  узлов,  деталей,  конструкций)  и  сметной  стоимости  указанного 

ремонта

. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать 

среднюю

  величину  фактических  расходов  на  ремонт,  сложившуюся  за  последние  три  года.  Если 

налогоплательщик

  осуществляет  накопление  средств  для  проведения  особо  сложных  и  дорогих  видов 

капитального

  ремонта  основных  средств  в  течение  более  одного  налогового  периода,  то  предельный  размер 

отчислений

  в  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных  средств  может  быть  увеличен  на  сумму 

отчислений

  на  финансирование  указанного  ремонта,  приходящегося  на  соответствующий  налоговый  период  в 

соответствии

  с  графиком  проведения  указанных  видов  ремонта  при  условии,  что  в  предыдущих  налоговых 

периодах

 указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись. 

Отчисления

  в  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных  средств  в  течение  налогового  периода 

списываются

  на  расходы  равными  долями  на  последнее  число  соответствующего  отчетного  (налогового) 

периода

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 

В

  случае,  если  налогоплательщик  создает  резерв  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных  средств, 

сумма

  фактически  осуществленных  затрат  на  проведение  ремонта  списывается  за  счет  средств  указанного 

резерва

В

  случае,  если  сумма  фактически  осуществленных  затрат  на  ремонт  основных  средств  в  отчетном 

(налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, 
остаток

 затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового 

периода

Если

  на  конец  налогового  периода  остаток  средств  резерва  предстоящих  расходов  на  ремонт  основных 

средств

 превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных 

средств

,  то  сумма  такого  превышения  на  последнюю  дату  текущего  налогового  периода  для  целей 

налогообложения

 включается в состав доходов налогоплательщика. 

Если

 в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения 

капитального

  ремонта  основных  средств  налогоплательщик  осуществляет  накопление  средств  для 

финансирования

  указанного  ремонта  в  течение  более  одного  налогового  периода,  то  на  конец  текущего 

налогового

  периода  остаток  таких  средств  не  подлежит  включению  в  состав  доходов  для  целей 

налогообложения

3.  Если  налогоплательщик  осуществляет  виды  деятельности,  в  отношении  которых  в  соответствии  со 

статьей

  274  настоящего  Кодекса  отдельно  исчисляется  налоговая  база  по  налогу,  то  аналитический  учет 

расходов

  на  ремонт  основных  средств  для  целей  налогообложения  ведется  по  видам  производства,  по  видам 

деятельности

 

Статья

  324.1.  Порядок  учета  расходов  на  формирование  резерва  предстоящих  расходов  на  оплату 

отпусков

, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет 

 

(введена Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

 

1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих 

расходов

  на  оплату  отпусков  работников,  обязан  отразить  в  учетной  политике  для  целей  налогообложения 

принятый

  им  способ  резервирования,  определить  предельную  сумму  отчислений  и  ежемесячный  процент 

отчислений

 в указанный резерв. 

Для

  этих  целей  налогоплательщик  обязан  составить  специальный  расчет  (смету),  в  котором  отражается 

расчет

  размера  ежемесячных  отчислений  в  указанный  резерв,  исходя  из  сведений  о  предполагаемой  годовой 

сумме

  расходов  на  оплату  отпусков,  включая  сумму  единого  социального  налога  с  этих  расходов.  При  этом 

процент

 отчислений  в  указанный резерв  определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов 

на

 оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. 

2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета 

расходов

 на оплату труда соответствующих категорий работников. 

3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. 
Недоиспользованные

  на  последнее  число  текущего  налогового  периода  суммы  указанного  резерва 

подлежат

 обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. 

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 

При

  недостаточности  средств  фактически  начисленного  резерва,  подтвержденного  инвентаризацией  на 

последний

  день  налогового  периода,  налогоплательщик  обязан  по  состоянию  на  31  декабря  года,  в  котором 

резерв

  был  начислен,  включить  в  расходы  сумму  фактических  расходов  на  оплату  отпусков  и  соответственно 

сумму

 единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв. 

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 

4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества 

дней

  неиспользованного  отпуска,  среднедневной  суммы  расходов  на  оплату  труда  работников  (с  учетом 

установленной

 методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..