БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 5

 

 

объем  доходов  местного  бюджета,  утвержденные  соответственно  законом  о  бюджете  субъекта  Российской 
Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления. 

3.  Размер  дефицита  федерального  бюджета,  утвержденный  федеральным  законом  о  федеральном 

бюджете,  не  может  превышать  суммарный  объем  бюджетных  инвестиций  и  расходов  на  обслуживание 
государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году. 

4.  Размер  дефицита  бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  утвержденный  законом  субъекта 

Российской Федерации о  бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов 
бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. 

В  случае  утверждения  законом  субъекта  Российской  Федерации  о  бюджете  на  соответствующий  год 

размера  поступлений  от  продажи  имущества  предельный  размер  дефицита  бюджета  субъекта  Российской 
Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на 
величину поступлений от продажи имущества. 

5.  Размер  дефицита  местного  бюджета,  утвержденный  нормативным  актом  представительного  органа 

местного  самоуправления  о  бюджете  на  соответствующий  год,  не  может  превышать  10  процентов  объема 
доходов  местного  бюджета  без  учета  финансовой  помощи  из  федерального  бюджета  и  бюджета  субъекта 
Российской Федерации. 

В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете 

на  соответствующий  год  размера  поступлений  от  продажи  имущества  предельный  размер  дефицита  местного 
бюджета  может  превышать  ограничение,  установленное  частью  первой  настоящего  пункта,  но  не  более  чем  на 
величину поступлений от продажи имущества. 

6.  Соблюдение  предельных  значений,  установленных  пунктами  2  -  5  настоящей  статьи,  должно 

обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год. 
 

Статья 93. Источники финансирования дефицита бюджета 

 

1. 

Источники 

финансирования 

дефицита 

бюджета 

утверждаются 

органами 

законодательной 

(представительной)  власти  в  законе  (решении)  о  бюджете  на  очередной  финансовый  год  по  основным  видам 
привлеченных средств. 

2.  Кредиты  Банка  России,  а  также  приобретение  Банком  России  долговых  обязательств  Российской 

Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных  образований  при  их  первичном  размещении  не 
могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. 
 

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 
1) внутренние источники в следующих формах: 
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; 
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; 
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; 
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 
2) внешние источники в следующих формах: 
государственные  займы,  осуществляемые  в  иностранной  валюте  путем  выпуска  ценных  бумаг  от  имени 

Российской Федерации; 

кредиты правительств иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых  организаций, 

предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. 
 

Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Источниками финансирования  дефицита бюджета  субъекта  Российской Федерации могут быть внутренние 

источники в следующих формах: 

государственные  займы,  осуществляемые  путем  выпуска  ценных  бумаг  от  имени  субъекта  Российской 

Федерации; 

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

кредиты, полученные от кредитных организаций; 
поступления  от  продажи  имущества,  находящегося  в  государственной  собственности  субъекта  Российской 

Федерации; 

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации. 

 

Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета 

 

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих 

формах: 

муниципальные  займы,  осуществляемые  путем  выпуска  муниципальных  ценных  бумаг  от  имени 

муниципального образования; 

кредиты, полученные от кредитных организаций; 
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 

(абзац  введен  Федеральным  законом  от  05.08.2000  N  116-ФЗ,  в  ред.  Федерального  закона  от  20.08.2004  N  120-
ФЗ) 

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; 

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. 

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Глава 13.1. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

(введена Федеральным законом от 23.12.2003 N 184-ФЗ) 

 

Статья 96.1. Стабилизационный фонд Российской Федерации 

 

1.  Стабилизационный  фонд  Российской  Федерации  (далее  -  Стабилизационный  фонд)  -  часть  средств 

федерального  бюджета,  образующаяся  за  счет  превышения  цены  на  нефть  над  базовой  ценой  на  нефть, 
подлежащая  обособленному  учету,  управлению  и  использованию  в  целях  обеспечения  сбалансированности 
федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. 

2.  Под  ценой  на  нефть  понимается  цена  на  нефть  сырую  марки  "Юралс",  определяемая  в  порядке, 

предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. 

Под  базовой  ценой  на  нефть  понимается  цена  на  нефть  сырую  марки  "Юралс",  эквивалентная  197,1 

доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель). 
(в ред. Федерального закона от 12.10.2005 N 127-ФЗ) 
 

Статья 96.2. Порядок формирования Стабилизационного фонда 

 

1. Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: 
дополнительные  доходы  федерального  бюджета,  образуемые  расчетным  путем  за  счет  превышения  цены 

на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 

остатки  средств  федерального  бюджета  на  начало  соответствующего  финансового  года  в  порядке, 

определяемом  в  соответствии  с  пунктом  3  настоящей  статьи,  включая  доходы,  полученные  от  размещения 
средств Стабилизационного фонда. 

2. Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в 

текущем месяце, определяются как сумма: 

фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую 

в  текущем  месяце,  умноженная  на  отношение  разности  действующей  в  текущем  месяце  ставки  вывозной 
таможенной  пошлины  на  нефть  сырую  и  расчетной  ставки  указанной  пошлины  при  базовой  цене  на  нефть  к 
действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; 

фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) 

в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу 
полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в 
текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть). 

Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в 

порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

3.  В  Стабилизационный  фонд  в  срок  до  1  февраля  года,  следующего  за  отчетным,  зачисляются  остатки 

средств  федерального  бюджета  на  начало  финансового  года,  за  исключением  остатков,  по  которым 
федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  или  международным  договором 
Российской  Федерации  установлен  иной  порядок  использования,  а  также  свободных  остатков  средств 
федерального бюджета,  необходимых Министерству финансов  Российской  Федерации для покрытия временных 
кассовых  разрывов,  возникающих  в  течение  года  при  исполнении  федерального  бюджета,  в  объеме,  равном 
одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, 
включая  платежи  по  погашению  государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации,  без  учета  средств, 
направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. 

Правительство  Российской  Федерации  по  итогам  рассмотрения  им  отчета  об  исполнении  федерального 

бюджета  за  предыдущий  финансовый  год  до  1  июня  текущего  года  уточняет  объемы  остатков  средств 
федерального  бюджета,  подлежащих  использованию  в  соответствии  с  федеральным  законом  о  федеральном 
бюджете на соответствующий финансовый год. 
 

Статья 96.3. Использование средств Стабилизационного фонда 

 

Средства  Стабилизационного  фонда  могут  использоваться  для  финансирования  дефицита  федерального 

бюджета  при  снижении  цены  на  нефть  ниже  базовой,  а  также  на  иные  цели  в  случае,  если  накопленный  объем 
средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. 

Объемы  использования  средств  Стабилизационного  фонда  определяются  федеральным  законом  о 

федеральном  бюджете  на  соответствующий  финансовый  год,  проект  которого  вносится  Правительством 
Российской Федерации. 
 

Статья 96.4. Управление средствами Стабилизационного фонда 

 

1.  Управление  средствами  Стабилизационного  фонда  осуществляется  Министерством  финансов 

Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Отдельные  полномочия  по  управлению  средствами  Стабилизационного  фонда  могут  осуществляться 

Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации. 

2.  Средства  Стабилизационного  фонда  могут  размещаться  в  долговые  обязательства  иностранных 

государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. 
 

Статья 96.5. Учет и отчетность по операциям со средствами Стабилизационного фонда 

 

1.  Операции  со  средствами  Стабилизационного  фонда  отражаются  на  отдельных  счетах  Федерального 

казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

2. Учет операций со средствами Стабилизационного фонда осуществляется в порядке, установленном для 

учета операций со средствами федерального бюджета. 

3.  Операции  со  средствами  Стабилизационного  фонда  отражаются  в  отчете  об  исполнении  федерального 

бюджета. 

4.  Правительство  Российской  Федерации  направляет  ежеквартальные  (нарастающим  итогом)  и  годовые 

отчеты  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и  Совет  Федерации 
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  о  поступлении  средств  в  Стабилизационный  фонд,  их 
размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. 

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств 

Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд 
и (или) использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце. 
 

Глава 13.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ 

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

 

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 

 

 

Статья 96.6 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 

N 63-ФЗ). 

 

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 
 
1.  Нефтегазовые  доходы  федерального  бюджета  используются  для  финансового  обеспечения 

нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений. 

2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: 
налога  на  добычу  полезных  ископаемых  в  виде  углеводородного  сырья  (нефть,  газ  горючий  природный  из 

всех  видов  месторождений  углеводородного  сырья,  газовый  конденсат  из  всех  видов  месторождений 
углеводородного сырья); 

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; 
вывозных таможенных пошлин на газ природный; 
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. 
 
Статья 96.7. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета 
 

 

Часть  1  статьи  96.7  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

1. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов 

федерального  бюджета  без  учета  нефтегазовых  доходов  федерального  бюджета  и  доходов  от  управления 
средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в 
соответствующем финансовом году. 

 

Часть 2 статьи 96.7 вступает в силу с 1 января 2011 года (часть седьмая статьи 5 Федерального закона от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

2. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в 

соответствующем  финансовом  году  валового  внутреннего  продукта,  указанного  в  федеральном  законе  о 
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

 

Часть  3  статьи  96.7  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

3.  Ненефтегазовый  дефицит  федерального  бюджета  финансируется  за  счет  нефтегазового  трансферта  и 

источников финансирования дефицита федерального бюджета. 

 
Статья 96.8. Нефтегазовый трансферт 
 

 

Часть  1  статьи  96.8  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

1. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для 

финансирования  ненефтегазового  дефицита  федерального  бюджета  за  счет  нефтегазовых  доходов 
федерального бюджета и средств Резервного фонда. 

 

Часть 2 статьи 96.8 вступает в силу с 1 января 2011 года (часть седьмая статьи 5 Федерального закона от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

2.  Величина  нефтегазового  трансферта  на  соответствующий  финансовый  год  утверждается  федеральным 

законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  в  абсолютном  размере, 
исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, 
указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

 
Статья 96.9. Резервный фонд 
 

 

Часть  1  статьи  96.9  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному 

учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых 
доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. 

2.  Федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период 

устанавливается  нормативная  величина  Резервного  фонда  в  абсолютном  размере,  определенном  исходя  из  10 
процентов  прогнозируемого  на  соответствующий  финансовый  год  объема  валового  внутреннего  продукта, 
указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

 

Часть  3  статьи  96.9  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

3. Резервный фонд формируется за счет: 
нефтегазовых 

доходов 

федерального 

бюджета 

в 

объеме, 

превышающем 

утвержденную 

на 

соответствующий  финансовый  год  величину  нефтегазового  трансферта  при  условии,  что  накопленный  объем 
Резервного фонда не превышает его нормативной величины; 

доходов от управления средствами Резервного фонда. 

 

Часть  4  статьи  96.9  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

4.  В  случае  недостаточности  нефтегазовых  доходов  для  формирования  нефтегазового  трансферта  в 

размере, указанном в пункте 2 статьи 96.8 настоящего Кодекса, федеральным законом о федеральном бюджете 
на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  утверждается  предельный  объем  использования  средств 
Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. 

5. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может 

быть  предусмотрено  использование  средств  Резервного  фонда  на  досрочное  погашение  государственного 
внешнего долга Российской Федерации. 

 

Часть  6  статьи  96.9  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

6.  Министерство  финансов  Российской  Федерации  в  ходе  исполнения  федерального  бюджета  вправе  в 

установленном  Правительством  Российской  Федерации  порядке  использовать  без  внесения  изменений  в 
федеральный  закон  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  средства 
Резервного  фонда  на  финансовое  обеспечение  нефтегазового  трансферта  в  случае  недостаточности  для  его 
осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов 
федерального бюджета. 

 
Статья 96.10. Фонд будущих поколений 
 
1.  Фонд  будущих  поколений  представляет  собой  часть  средств  федерального  бюджета,  подлежащих 

обособленному учету и управлению. 

2. Фонд будущих поколений формируется за счет: 
нефтегазовых 

доходов 

федерального 

бюджета 

в 

объеме, 

превышающем 

утвержденный 

на 

соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств 
Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; 

доходов от управления средствами Фонда будущих поколений. 
 
Статья 96.11. Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений 
 

 

Часть 1 статьи 96.11 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

1. Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений осуществляется Министерством 

финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным 

банком  Российской  Федерации,  Фонда  будущих  поколений  -  Центральным  банком  Российской  Федерации  и 
специализированными 

финансовыми 

организациями 

в 

соответствии 

с 

договорами, 

заключаемыми 

Министерством  финансов  Российской  Федерации  в  порядке,  установленном  Правительством  Российской 
Федерации. 

В  случае  привлечения  специализированных  финансовых  организаций  для  осуществления  отдельных 

полномочий по управлению средствами Фонда будущих поколений порядок привлечения указанных организаций, 
а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

 

Часть 2 статьи 96.11 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

2.  Целями  управления  средствами  Резервного  фонда  являются  обеспечение  сохранности  средств 

указанного фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. 

Управление  средствами  Резервного  фонда  в  целях  обеспечения  стабильного  уровня  доходов  от  его 

размещения  в  долгосрочной  перспективе  допускает  возможность  получения  отрицательных  финансовых 
результатов в краткосрочном периоде. 

 

Часть 3 статьи 96.11 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

3.  Средства  Резервного  фонда  могут  размещаться  в  иностранную  валюту  и  следующие  виды  финансовых 

активов, номинированных в иностранной валюте: 

долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств; 
долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг; 
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. 
4. Требования к финансовым активам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, перечень операций с ними и 

их  предельные  доли  в  общем  объеме  размещенных  средств  Резервного  фонда  устанавливаются 
Правительством Российской Федерации. 

 

 

Статья  96.12  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

Статья 96.12. Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета 
 
1. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда будущих поколений 

учитываются  на  отдельных  счетах  по  учету  средств  федерального  бюджета,  открытых  Федеральному 
казначейству в Центральном банке Российской Федерации. 

2.  В  Резервный  фонд  и  Фонд  будущих  поколений  в  срок  до  1  февраля  текущего  финансового  года 

зачисляются  остатки  средств  федерального  бюджета  на  начало  текущего  финансового  года,  соответствующие 
объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года: 

в  Резервный  фонд  -  в  объеме,  не  превышающем  разницы  между  нормативной  величиной  Резервного 

фонда в отчетном финансовом году и его накопленным объемом на конец отчетного финансового года; 

в  Фонд  будущих  поколений  -  в  объеме  указанных  остатков,  уменьшенных  на  сумму  перечислений  в 

Резервный фонд. 

3.  Расчеты  и  перечисления  средств  в  связи  с  формированием  и  использованием  в  соответствии  с 

настоящим  Кодексом  нефтегазовых  доходов  федерального  бюджета,  нефтегазового  трансферта,  средств 
Резервного  фонда  и  Фонда  будущих  поколений  осуществляются  Министерством  финансов  Российской 
Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

4.  Учет  операций  с  нефтегазовыми  доходами  федерального  бюджета,  средствами  Резервного  фонда  и 

средствами  Фонда  будущих  поколений  осуществляется  в  порядке,  установленном  для  учета  операций  со 
средствами федерального бюджета. 

5.  Операции  с  нефтегазовыми  доходами  федерального  бюджета,  со  средствами  Резервного  фонда  и 

средствами Фонда будущих поколений отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета. 

Правительство  Российской  Федерации  в  составе  отчетности  об  исполнении  федерального  бюджета 

представляет  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и  Совет  Федерации 
Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании 
нефтегазовых  доходов  федерального  бюджета,  формировании  и  использовании  средств  Резервного  фонда  и 
Фонда  будущих  поколений,  а  также  ежеквартальный  и  годовой  отчет  об  управлении  средствами  указанных 
фондов. 

6.  Министерство  финансов  Российской  Федерации  ежемесячно  публикует  сведения  о  поступлении  и 

использовании  нефтегазовых  доходов  федерального  бюджета,  величине  активов  Резервного  фонда  и  Фонда 
будущих  поколений  на  начало  отчетного  месяца,  зачисления  средств  в  указанные  фонды,  их  размещении  и 
использовании в отчетном месяце. 
 

Глава 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ 

 

Статья 97. Государственный долг Российской Федерации 

 

1.  Государственным  долгом  Российской  Федерации  являются  долговые  обязательства  Российской 

Федерации  перед  физическими  и  юридическими  лицами,  иностранными  государствами,  международными 
организациями  и  иными  субъектами  международного  права,  включая  обязательства  по  государственным 
гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Государственный  долг  Российской  Федерации  полностью  и  без  условий  обеспечивается  всем 

находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. 

3.  Федеральные  органы  государственной  власти  используют  все  полномочия  по  формированию  доходов 

федерального  бюджета  для  погашения  долговых  обязательств  Российской  Федерации  и  обслуживания 
государственного долга Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: 
кредитных  соглашений  и  договоров,  заключенных  от  имени  Российской  Федерации,  как  заемщика,  с 

кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 
договоров  и  соглашений  о  получении  Российской  Федерацией  бюджетных  кредитов  от  бюджетов  других 

уровней бюджетной системы Российской Федерации; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 
соглашений  и  договоров,  в  том  числе  международных,  заключенных  от  имени  Российской  Федерации,  о 

пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 

2.  Долговые  обязательства  Российской  Федерации  могут  быть  краткосрочными  (до  одного  года), 

среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). 

Долговые  обязательства  Российской  Федерации  погашаются  в  сроки,  которые  определяются  конкретными 

условиями займа и не могут превышать 30 лет. 

Изменение  условий  выпущенного  в  обращение  государственного  займа,  в  том  числе  сроков  выплаты  и 

размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. 

3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: 
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; 
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; 
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других 

уровней; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 
4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: 
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; 
объем  основного  долга  по  полученным  Российской  Федерацией  кредитам  правительств  иностранных 

государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. 
 

Статья 99. Государственный долг субъекта Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Государственный  долг  субъекта  Российской  Федерации  -  совокупность  долговых  обязательств  субъекта 

Российской Федерации. 

2.  Государственный  долг  субъекта  Российской  Федерации  полностью  и  без  условий  обеспечивается  всем 

находящимся  в  собственности  субъекта  Российской  Федерации  имуществом,  составляющим  казну  субъекта 
Российской Федерации. 

3. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме: 
кредитных соглашений и договоров; 
государственных  займов  субъекта  Российской  Федерации,  осуществляемых  путем  выпуска  ценных  бумаг 

субъекта Российской Федерации; 

договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов 

других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации; 
соглашений  и  договоров,  в  том  числе  международных,  заключенных  от  имени  субъекта  Российской 

Федерации,  о  пролонгации  и  реструктуризации  долговых  обязательств  субъектов  Российской  Федерации 
прошлых лет. 

Долговые  обязательства  субъекта  Российской  Федерации  не  могут  существовать  в  иных  формах,  за 

исключением предусмотренных настоящим пунктом. 

4. В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются: 

основная  номинальная  сумма  долга  по  государственным  ценным  бумагам  субъектов  Российской 

Федерации; 

объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; 
объем  основного  долга  по  бюджетным  кредитам,  полученным  субъектом  Российской  Федерации  от 

бюджетов других уровней; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации. 
5.  Долговые  обязательства  субъекта  Российской  Федерации  погашаются  в  сроки,  которые  определяются 

условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. 

6. Формы и виды государственных ценных бумаг,  выпускаемых  от  имени субъекта Российской Федерации, 

условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов 
Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии 
и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 

7. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и органы исполнительной 

власти  субъекта  Российской  Федерации  используют  все  полномочия  по  формированию  доходов  бюджета 
субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. 
 

Статья 100. Муниципальный долг 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. 
2.  Муниципальный  долг  полностью  и  без  условий  обеспечивается  всем  муниципальным  имуществом, 

составляющим муниципальную казну. 

3. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: 
кредитных соглашений и договоров; 
займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 
договоров  и  соглашений  о  получении  муниципальным  образованием  бюджетных  кредитов  от  бюджетов 

других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

договоров о предоставлении муниципальных гарантий. 
Долговые  обязательства  муниципального  образования  не  могут  существовать  в  иных  формах,  за 

исключением предусмотренных настоящим пунктом. 

4. В объем муниципального долга включаются: 
основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; 
объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; 
объем  основного  долга  по  бюджетным  кредитам,  полученным  муниципальным  образованием  от  бюджетов 

других уровней; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием. 
5.  Органы  местного  самоуправления  используют  все  полномочия  по  формированию  доходов  местного 

бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. 

6.  Долговые  обязательства  муниципального  образования  погашаются  в  сроки,  которые  определяются 

условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. 
 

Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом 

 

1.  Управление  государственным  долгом  Российской  Федерации  осуществляется  Правительством 

Российской Федерации. 

2.  Управление  государственным  долгом  субъекта  Российской  Федерации  осуществляется  органом 

исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

3. 

Управление 

муниципальным 

долгом 

осуществляется 

уполномоченным 

органом 

местного 

самоуправления. 
 

Статья  102.  Ответственность  по  долговым  обязательствам  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации, муниципальных образований 
 

1.  Российская  Федерация  не  несет  ответственности  по  долговым  обязательствам  субъектов  Российской 

Федерации  и  муниципальных  образований,  если  указанные  обязательства  не  были  гарантированы  Российской 
Федерацией. 

2.  Субъекты  Российской  Федерации  и  муниципальные  образования  не  отвечают  по  долговым 

обязательствам  друг  друга,  если  указанные  обязательства  не  были  гарантированы  ими,  а  также  по  долговым 
обязательствам Российской Федерации. 
 

Статья 103. Право государственных внешних заимствований Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита 

федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. 

2.  Право  осуществления  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации  и  заключения 

договоров  о  предоставлении  государственных  гарантий  для  привлечения  внешних  кредитов  (займов) 
принадлежит  Российской  Федерации.  От  имени  Российской  Федерации  осуществлять  внешние  заимствования 
может  Правительство  Российской  Федерации  либо  уполномоченный  Правительством  Российской  Федерации 
ответственный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом. 
 

Статья 104. Право государственных и муниципальных внутренних заимствований 

 

1.  Государственные  и  муниципальные  внутренние  заимствования  используются  для  покрытия  дефицитов 

соответствующих  бюджетов,  а  также  для  финансирования  расходов  соответствующих  бюджетов  в  пределах 
расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

2.  От  имени  Российской  Федерации  право  осуществления  государственных  внутренних  заимствований  и 

выдачи  государственных  гарантий  другим  заемщикам  для  привлечения  кредитов  (займов)  принадлежит 
Правительству  Российской  Федерации  либо  уполномоченному  Правительством  Российской  Федерации 
ответственному федеральному органу исполнительной власти. 

3.  От  имени  субъекта  Российской  Федерации  право  осуществления  государственных  внутренних 

заимствований  и  выдачи  государственных  гарантий  другим  заемщикам  для  привлечения  кредитов  (займов) 
принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

4. От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований 

и  выдачи  муниципальных  гарантий  другим  заемщикам  для  привлечения  кредитов  (займов)  принадлежит 
уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. 
 

Статья 105. Реструктуризация долга 

 

1.  Под  реструктуризацией  долга  в  целях  настоящего  Кодекса  понимается  основанное  на  соглашении 

прекращение  долговых  обязательств,  составляющих  государственный  или  муниципальный  долг,  с  заменой 
указанных  долговых  обязательств  иными  долговыми  обязательствами,  предусматривающими  другие  условия 
обслуживания и погашения обязательств. 
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Реструктуризация  долга  может  быть  осуществлена  с  частичным  списанием  (сокращением)  суммы 

основного долга. 

3.  Сумма  расходов  на  обслуживание  реструктурируемого  долга  не  включается  в  объем  расходов  на 

обслуживание  долгового  обязательства  в  текущем  году,  если  указанная  сумма  включается  в  общий  объем 
реструктурируемых обязательств. 
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Статья  106.  Предельный  объем  государственного  долга  Российской  Федерации  и  предельные  объемы 

государственных заимствований Российской Федерации 
 

1.  Предельные  объемы  государственного  внутреннего  долга  и  государственного  внешнего  долга,  пределы 

внешних  заимствований  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год  утверждаются  федеральным 
законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  с  разбивкой  долга  по  формам  обеспечения 
обязательств. 

2.  Предельный  объем  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации  не  должен 

превышать  годовой  объем  платежей  по  обслуживанию  и  погашению  государственного  внешнего  долга 
Российской Федерации. 

 

Абзац  второй  пункта  2  статьи  106  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от 

09.07.1999 N 159-ФЗ). 

 

Правительство  Российской  Федерации  вправе  осуществлять  внешние  заимствования  в  объеме  свыше 

установленного  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  предельного 
объема  государственных  внешних  заимствований,  если  при  этом  оно  осуществляет  такую  реструктуризацию 
государственного  внешнего  долга,  которая  приводит  к  снижению  расходов  на  его  обслуживание,  в  рамках 
установленного предельного объема государственного внешнего долга. 

 

Пункт  3  статьи  106  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от  09.07.1999  N  159-

ФЗ). 

 

3. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с 

превышением  установленного  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год 
предельного  объема  государственного  внутреннего  (внешнего)  долга  вместо  внешних  заимствований,  если  это 
снижает  расходы  на  обслуживание  государственного  долга  в  рамках  установленного  федеральным  законом  о 
федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  объема  государственного  долга  (суммы  внутреннего  и 
внешнего  долга)  и  иной  порядок  реструктуризации  не  предусмотрен  федеральным  законом  о  федеральном 
бюджете на очередной финансовый год. 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..