ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 11

 

 

 

161 

 

Продолжение таблицы 1.4.4.1 

44 

ОАО «Упоровская 
мебельная 
фабрика» 

Упоровское 

Емуртлинское 

1141 

1450 

2560 

4010 

45 

ООО 
«Стройпрогресс» 

Упоровское 

Емуртлинское 

4452,4 

6600 

5940 

12540 

46 

ЗАО «Заводоуковск-
агрострой 

Упоровское 

Буньковское, 
Суерское 

11223,9 

6300 

8630 

14930 

47  ИП Глебченко М.А.  Упоровское 

Емуртлинское 

4333,9 

 

10558 

10558 

 

  

Итого 

39682,2 

36330 

56188 

92518 

48  ООО «РВ» 

Юргинское 

Лесновское 

18440,7 

10800 

15200 

26000 

49  ООО «ПраНО» 

Юргинское 

Лесновское 

29614 

31980 

40600 

72580 

50 

ООО «Тюменский 
фанерный завод» 

Юргинское 

Сосновское 

75444 

17700 

64000 

81700 

 

  

Итого  123498,7 

60480 

119800 

180280 

51  ООО «Арго-Лес» 

Ялуторовское 

Новоатьяловское 

24862 

10511 

23233 

33744 

52 

ЗАО «Заводоуковск-
агрострой» 

Ялуторовское 

Заводопетровское
Ялуторовское 

23334,6 

21222 

23260 

44482 

 

  

Итого 

48196,6 

31733 

46493 

78226 

53  ООО ЛП «Варвара»  Ярковское 

Маранское 

23069 

14220 

39450 

53670 

54  ООО «РВ» 

Ярковское 

Варваринское 

21028 

10100 

12100 

22200 

55 

ООО «Гелиос 
плюс» 

Ярковское 

Юртоборовское 

36323 

22582 

30717 

53299 

56 

ООО «Тюменский 
фанерный завод» 

Ярковское 

Маранское 

50649 

10600 

39300 

49900 

57  ООО «Мария» 

Ярковское 

Петропавловское 

9620 

5833 

6940 

12773 

 

 

Итого 

140689 

63335 

128507 

191842 

 

 

Всего 

1 044 422  514 349  1 314 212 

1 863 662 

  
 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

162 

 

Таблица 1.4.4.2 

Перечень проектов развития ЛПК Тюменской области на период 2009–2018 годов  

 

Наименование объекта 

и его местонахождение 

Инвестор 

Виды продукции 

 

Производст-

венные 

мощности 

Объем 

реализации 

полученной 

продукции 

Срок 

реализа-

ции 

проекта, 

год 

Необходимый 

объем годового 

лесопользования 

для обеспечения 

деятельности 

данного объекта, 

тыс. м

3

 

Ориенти-

ровочный 

объем 

инвести-

ций 

Срок 

окупае-

мости 

проекта 

Тюменская область, 
Заводоуковский район,  
п. Комсомольский,  
ул. Трудовая, 2 
Заводоуковский лесной 
комплекс 

ЗАО «Заводоуковск-

агрострой»  

(ЗАО «Загрос») 

бревно 
оцилиндрованное 

9 тыс. м

3

/год 

250 млн руб. 

в год 

2007–2011  

100 тыс. м

3

 

314 млн 

руб. 

96 мес. 

брус 

4,3 тыс. м

3

/год 

пиломатериалы 

30 тыс. м

3

/год 

погонажные изделия 

1,2 тыс. м

3

/год 

столярные изделия 

5 тыс. м

3

/год 

посадочный материал 

1 млн шт./год 

тепловая энергия 

7 тыс. Гкал/год 

ОАО «Тюменский 
фанерный комбинат» 
г. Тюмень,  
ул. Береговая, 109 
Строительство завода 
большеформатной 
фанеры в г. Тюмень 

ОАО «Тюменский 

фанерный комбинат» 

Кредитные средства 

фанера 
шпон 
фанерный кряж 

90 000–120 000 

м

3

/год 

1 900–2 500 

млн руб. 

2005– 

2013  

392 тыс. м

3

 

860 млн 

руб. 

60 мес. 

Итого 

– 

– 

– 

2 150–2 750 

млн руб. 

– 

492 тыс. м

3

 

1 174 млн 

руб. 

– 

 

163 

 

В  лесопромышленном  комплексе  юга  Тюменской  области  продолжаются 

реализовываться два инвестиционных проекта: 

1.  ООО  «Тюменский  фанерный  завод»  –  инвестиционный  проект  «Строительство 

завода большеформатной фанеры в г. Тюмени». 

27  февраля  2010  года  приказом  Министерства  промышленности  и  торговли 

Российской Федерации № 149 проект ООО «Тюменский фанерный завод» «Строительство 

завода  большеформатной  фанеры  в  г.  Тюмени»  включен  в  перечень  инвестиционных 

проектов в области освоения лесов.  

Целью  проекта  является  организация  выпуска  большеформатной  водостойкой 

фанеры  марки  ФСФ  и  ФК,  используемой  в  строительстве,  мебельной  промышленности, 

общей производственной мощностью 120 тыс. куб. м в год. 

Проект будет реализован в три этапа с периодом реализации с 2005 по 2015 год. 

Первая  очередь  с  2005  по  2009  год  –  ввод  в  эксплуатацию  новых  мощностей 

объемом 30 тыс. куб. м клееной фанеры в год. 

Вторая очередь с 2010 по 2012 годы – ввод мощностей в объеме до 60 тыс. куб. м и 

доведение общего объема выпуска фанеры до 90 тыс. куб. м клееной фанеры в год.  

Третья очередь с 2013 по 2015 годы – ввод мощностей в объеме до 90 тыс. куб. м и 

доведение общего объема выпуска фанеры до 120 тыс. куб. м клееной фанеры в год. 

Объем необходимых инвестиций для реализации проекта ориентировочно составит 

1 456,8  млн  руб.  (без  НДС).  Объем  вложенных  инвестиций  в  настоящее  время  составил 

777,5 млн руб. 

Реализация  проекта  позволит  создать  576  новых  рабочих  мест  на  производстве 

фанеры,  без  учета  рабочих  мест  в  инфраструктуре  обслуживания  инвестиционного 

проекта. 

2.  ЗАО  «Загрос»  –  реализация  внутреннего  инвестиционного  проекта 

«Строительство  современного  лесопильного  производства»  с  годовой  производственной 

мощностью 40 тыс. куб. м пиломатериалов при работе в одну смену. 

 

 

164 

 

ГЛАВА 2.  

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ  

И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ 

 

2.1.  Количественные  и  качественные  целевые  показатели  улучшения 

состояния лесов 

Ведение  непрерывного,  неистощительного,  многоцелевого  пользования  лесом 

всегда считалось основным принципом лесоуправления.  

Устойчивое 

лесоуправление 

подразумевает 

экономически 

эффективное, 

экологически обоснованное и социально адаптированное управление лесами. 

Процесс  перехода  к  устойчивому  управлению  лесами  имеет  свои  объективные 

лесохозяйственные мероприятия, и пользование лесным фондом должно осуществляться 

методами,  не  наносящими  вреда  окружающей  природной  среде.  Ведение  лесного 

хозяйства должно соответствовать стратегическим целям  управления лесами Российской 

Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикаторы устойчивого 

управления  лесами  Российской  Федерации»,  утвержденном  приказом  Федеральной 

службы  лесного  хозяйства  России  от  05.02.1998  №  21.  Они  соответствуют  Концепции 

перехода  Российской  Федерации  к  устойчивому  развитию  и  международным 

обязательствам  России  по  обеспечению  устойчивого  развития  лесов  с  целью 

удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей. 

Концепцией 

развития 

лесного 

хозяйства 

Российской 

Федерации 

на  

2003–2010  годы,  одобренной  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  

18.01.2003  № 69-р,  и  дополнениями,  утвержденными  распоряжением  Правительства 

Российской  Федерации  от  28.09.2007  № 1305-р,  для  достижения  поставленных  целей 

определены следующие задачи: 

 

урегулирование  отношений  собственности  на  лесной  фонд,  леса,  не 

входящие  в  лесной  фонд,  и  древесно-кустарниковую  растительность  на  землях  других 

категорий; 

 

определение  и  четкое  разграничение  полномочий  органов  государственной 

власти  Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской 

Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений; 

 

обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в 

лесопользовании; 

 

повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и 

экономических факторов; 

 

165 

 

 

совершенствование  экономического  механизма  в  лесном  секторе  в  целях 

увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования 

лесохозяйственных мероприятий; 

 

совершенствование  системы  управления  лесным  фондом  и  лесами,  не 

входящими в лесной фонд; 

 

совершенствование 

организации 

использования, 

охраны, 

защиты 

и 

воспроизводства лесов; 

 

совершенствование государственного лесного контроля и надзора. 

Упорядочение  управления  в  области  использования,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства 

лесов, 

а 

также 

развитие 

рыночных 

отношений 

требуют 

совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков. 

 На областном уровне необходимо: 

 

реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;  

 

организация  рационального,  многоцелевого,  непрерывного  и  неистощительного 

использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;  

 

организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и 

среды их обитания на землях лесного фонда;  

 

обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их 

породного состава и повышению продуктивности;  

 

сохранение 

и 

усиление 

средообразующих, 

защитных, 

водоохранных, 

оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;  

 

сохранение  биологического  разнообразия  и  объектов  историко-культурного  и 

природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных 

категорий;  

 

обеспечение  соблюдения  всеми  физическими  и  юридическими  лицами  порядка 

использования  лесных  участков,  а  также  выполнения  иных  требований,  установленных 

лесным законодательством. 

С целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и 

конкурентоспособной 

лесобумажной 

продукции 

отечественного 

производства, 

обеспечения  экологической  безопасности,  стабильного  удовлетворения  общественных 

потребностей  в  ресурсах  и  услугах  леса  приказом  Министерства  промышленности  и 

торговли  Российской  Федерации  и  Минсельхоза  Российской  Федерации  от  31.10.2008 

№ 248/482  утверждена  Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на 

период до 2020 года. 

Стратегия: 

 

166 

 

–  определяет  приоритетные  направления  развития  лесного  комплекса  в  части 

заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации; 

–  служит  концептуальной  основой  для  развития  государственно-частного 

партнерства в лесном комплексе; 

–  обеспечивает  согласованность  действий  органов  исполнительной  и 

законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса 

в долгосрочной перспективе; 

– служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне 

приоритетных  инвестиционных  проектов  в  области  освоения  лесов  и  развития 

лесопереработки в регионах Российской Федерации. 

Стратегия  подготовлена  с  учетом  задач,  определенных  Президентом  Российской 

Федерации,  и  приоритетных  направлений  деятельности  Правительства  Российской 

Федерации,  позволяющих  обеспечить  высокие  и  устойчивые  темпы  экономического 

роста, включая: 

– устранение структурных ограничений экономического роста; 

–  содействие  повышению  конкурентоспособности  российских  компаний, 

укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках; 

– социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. 

Стратегия  определяет  приоритетные  направления  развития  лесного  комплекса  в 

части заготовки и переработки древесного сырья.  

Основными  задачами  являются  развитие  мощностей  по  глубокой  механической, 

химической  и  энергетической  переработке  древесины;  организация  рационального, 

многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов. Предусмотрены 

мероприятия 

по 

развитию 

целлюлозно-бумажного, 

лесозаготовительного 

и 

лесохимического  производства,  а  также  производства  лесоматериалов  для  деревянного 

домостроения.  Особое  внимание  уделяется  совершенствованию  госуправления  лесами, 

интенсификации их использования и воспроизводства, охране и защите. 

В  соответствии  с  Концепцией  долгосрочного социально-экономического  развития 

Тюменской  области  до  2020  года  и  на  перспективу  до  2030  года,  Стратегией  развития 

лесной  промышленности  Тюменской  области  лесопромышленный  комплекс  Тюменской 

области  является  важным  сектором  экономики  области  и  относится  к  отраслям 

перспективной региональной специализации промышленного производства. 

Полномочия Тюменской области в данной сфере определены областными законами 

«О  регулировании  лесных  отношений  в  Тюменской  области»,  «О  мерах  по  развитию 

лесопромышленного  комплекса  в  Тюменской  области»,  «О  поддержке  отдельных  видов 

 

167 

 

промышленной  деятельности  в  Тюменской  области»,  «О  развитии  малого  и  среднего 

предпринимательства  в  Тюменской  области»,  «О  мерах  по  развитию  целлюлозно-

бумажной промышленности в Тюменской области» и федеральным законодательством. 

Основными задачами развития лесопромышленного комплекса Тюменской области 

на  долгосрочную  перспективу  являются:  достижение  роста  объемов  производства 

продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках, на 

базе  приоритетного  развития  технологий  глубокой  переработки  древесины,  повышения 

эффективности  конкурентоспособности  производства,  а  также  устойчивого  управления 

лесами. 

Федеральные  органы  исполнительной  власти  и  органы  исполнительной  власти 

субъектов 

Российской 

Федерации, 

осуществляющие 

полномочия 

в 

области 

использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов,  а  также  ведение  лесного 

хозяйства  в  лесах,  расположенных  на  землях  лесного  фонда  и  землях  иных  категорий, 

проводят скоординированную политику в области лесных отношений.  

Предполагается  увеличение  объема  использования  лесов  путем  повышения 

интенсивности  использования  лесов  в  освоенных  лесах  за  счет  более  полного 

использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов. 

При использовании лесов должны быть обеспечены: 

 

выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;  

 

разработка  и  внедрение  экономических  механизмов  стимулирования  развития 

глубокой  переработки  древесины  путем  совершенствования  политики  ценообразования, 

политики  в  области  внешней  торговли  лесопродукцией  и  оборудованием  для  лесного 

комплекса,  а  также  путем  содействия  развитию  интегрированных  структур  в 

лесопромышленном комплексе;  

 

вовлечение  в  эксплуатацию  перспективных  лесосырьевых  территорий  за  счет 

строительства сети лесных дорог круглогодичного действия. 

Для 

решения 

задач, 

стоящих 

перед 

лесным 

хозяйством, 

требуется 

совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по 

получению  достоверной  и  разносторонней  информации  о  лесах,  необходимой  для 

среднесрочного 

и 

текущего 

планирования 

лесохозяйственной 

деятельности, 

нормирования  использования  лесов,  проектирования  лесных  участков,  а  также  для 

осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. 

Повышение  эффективности  охраны  лесов  должно  осуществляться  по  следующим 

направлениям: 

 

организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;  

 

168 

 

 

организация противопожарного обустройства лесов; 

 

улучшение санитарного состояния лесов. 

Охрана  лесов  от  пожаров  должна  стать  важным  направлением  государственной 

политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного 

потенциала  лесов.  Система  охраны  лесов  должна  функционировать  в  существенно 

меняющихся природных условиях. 

Главными  целями  авиационных  работ  по  охране  и  защите  лесов  являются 

обнаружение  и  ликвидация  очагов  огня  в  начальной  стадии  развития,  а  также  очагов 

вредных  организмов.  Для  достижения  этих  целей  следует  обеспечить  необходимую 

периодичность авиапатрулирования. 

Для  защиты  лесов  от  вредных  организмов  и  принятия  экологически  и 

экономически 

обоснованных 

решений 

предусматривается 

осуществление 

лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, 

а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и 

санитарной обстановки в лесах. 

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться 

путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов. 

Важнейшими  направлениями  в  области  защиты  лесов  должны  стать  повышение 

роли  профилактических  мероприятий  по  предупреждению  вспышек  распространения 

вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к 

воздействию  негативных  факторов,  и  соблюдение  требований  правил  санитарной 

безопасности в лесах. 

В  современных  условиях  воспроизводство  лесов  на  вырубках,  гарях  и  других  не 

покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет: 

 

своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом 

и  обеспечению  условий  для  естественного  возобновления  хозяйственно-ценных 

древесных пород;  

 

оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления 

лесов,  сохранения  их  генетического  потенциала,  совершенствования  системы  лесного 

селекционного  семеноводства,  развития  и  эффективного  использования  постоянных 

лесосеменных участков. 

 

внедрение  модели  интенсивного  воспроизводства  лесов,  обеспечивающей 

повышение  их  качества  и  продуктивности,  улучшение  экологических  условий,  в  том 

числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях; 

 

рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ. 

 

169 

 

 

планирование  и  проведение  работ  по  лесовосстановлению  и  лесоразведению  в 

увязке  с  мероприятиями  по  уходу  за  лесом.  Проведение  интенсивных  рубок  ухода  за 

лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, 

достаточных  для  предотвращения  гибели  или  существенного  ухудшения  состояния 

созданных  лесных  культур  в  результате  заглушения  их  нежелательной  древесной 

растительностью. 

Важной  задачей  является  обучение  арендаторов  методам  оптимального  сочетания 

способов  заготовки  древесины  со  способами  лесовосстановления  и  ухода  за  лесами  в 

конкретных экономических и лесорастительных условиях. 

Развитие  лесного  хозяйства  базируется  на  фундаментальных  и  прикладных 

исследованиях, приоритетными направлениями научных исследований в области лесного 

хозяйства на рассматриваемый период являются: 

 

разработка  научных  основ  управления  лесами  и  устойчивого  развития  лесных 

отношений в условиях рыночной экономики;  

 

изучение  природы  леса  и  на  этой  основе  разработка  экологически  безопасных 

систем  ведения  лесного  хозяйства,  технологий  и  технических  средств,  обеспечивающих 

повышение  устойчивости  и  продуктивности  лесов  (разработка  и  создание 

высокоэффективных  методов  и  технологий  получения  достоверной  и  оперативной 

информации  о  лесах;  создание  и  разработка  прогрессивных  технологий  и  средств 

механизации  различных  видов  рубок  леса;  совершенствование  методологических  и 

нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия; разработка методов 

восстановления функциональных качеств лесных территорий);  

 

разработка  мероприятий  по  сохранению  биоразнообразия,  воспроизводству, 

повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе.  

Повышение  эффективности  ведения  лесного  хозяйства  требует  обеспечения 

отрасли  высококвалифицированными  кадрами.  В  настоящее  время  система  подготовки 

специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в 

лесной  отрасли.  Уровень  и  качество  образования  в  этой  области  не  в  полной  мере 

соответствуют современным требованиям. 

В  предстоящий  период  предполагается  активизировать  работу,  направленную  на 

повышение  квалификации  работников  лесного  хозяйства  в  части  государственного 

управления  лесами,  развития  рыночной  экономики  в  лесном  секторе  и  использования 

ГИС-технологий. 

Лесная  сертификация  –  один  из  важнейших  экономических  инструментов 

формирования  устойчивого  управления  лесами  в  условиях  рыночной  экономики. 

 

170 

 

Сертификация  лесоуправления  является  орудием  перехода  к  интенсивному  ведению 

лесного  хозяйства  и  лесопользования  с  развитием  переработки  древесины  на  месте, 

учитывает социальные и экологические требования.  

Процесс  добровольной  лесной  сертификации,  как  правило,  поддерживается 

заинтересованными  сторонами,  включая  администрацию  и  лесопромышленников,  на 

региональном уровне. Добровольная сертификация – это процедура, которая нужна самим 

лесопромышленникам  и  органам  лесного  хозяйства,  позволяющая  им  оценить  уровень 

собственной работы и сообщить об этом потребителям через товарный знак. 

Предприятия,  изъявившие  желание  сертифицироваться,  принимают  на  себя 

обязательства  следовать  этим  принципам.  Оценка  деятельности  дается  аудитором, 

который  направляется  компанией-аудитором  по  договору  с  предприятием.  В  странах, 

экспортирующих  древесину,  создаются  рабочие  группы  по  разработке  национальных  и 

региональных стандартов с участием неправительственных организаций. 

В  целях  развития  устойчивого  управления  лесами  в  Европе  разработаны 

Панъевропейские 

оперативные 

руководящие 

критерии. 

Они 

переводят 

продекларированные  международные  обязательства  на  уровень  планирования  и 

практического управления лесами. 

В  соответствии  с  Улучшенными  общеевропейскими  индикаторами  устойчивого 

управления  лесами  сохраняя  критерии,  предлагается  использовать  не  только 

количественные характеристики лесного фонда, но и качественные, предназначенные для 

планирования лесоуправления и его оценки. 

Включение  в  планирование  международно  принятых  критериев  и  индикаторов 

позволит  унифицировать  подходы  к  лесоуправлению  и  повысить  его  эффективность,  а 

также: 

–  интегрировать  их  для  России  в  целом,  обеспечив  подготовку  отчетности  по 

международным процессам; 

–  дифференцировать  их  на  уровень  единиц  лесоуправления  (лесопарков, 

лесничеств) и лесопользования (арендаторов), обеспечив реализацию планов. 

Комплект  документов  направлен  на  обеспечение  функционирования  единой 

системы  планирование-реализация  и  контроль-оценка  в  рамках  современного 

законодательства: 

–  отчетность  и  контроль  органов  лесоуправления  (государственная  обязательная 

система в рамках Лесного кодекса) – с одной стороны; 

–  подтверждение  соответствия  декларируемого  устойчивого  лесоуправления  и 

лесопользования  (арендаторы)  международно  признанным  нормам  путем  лесной 

 

171 

 

сертификации (негосударственная добровольная система в рамках закона «О техническом 

регулировании») – с другой. 

В  России  утвержден  стандарт  ГCR-ST-2006  Стандарт  системы  лесоуправления  и 

лесопользования.  В  соответствии  с  этим  стандартом  система  лесоуправления  и 

лесопользования  должна  соответствовать  принципам  устойчивости  в  экономической, 

экологической и социальной сферах и должна обеспечивать: 

–  соблюдение  законодательства  и  международных  обязательств  Российской 

Федерации; 

– рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования; 

–  сохранение  биоразнообразия  жизнедеятельности  лесных  экосистем  и  функций 

леса; 

–  выявление,  сохранение  и  поддержание  лесов  высокой  природоохраняемой 

ценности; 

– соблюдение прав работников, местного населения, коренных народов; 

–  планирование  мероприятий  и  мониторинг  ведения  лесного  хозяйства  и 

лесопользования. 

Приказом  Рослесхоза  от  16.04.2012  № 141  утверждены  целевые  прогнозные 

показатели  по  осуществлению  отдельных  полномочий  Российской  Федерации  в  области 

лесных  отношений,  реализация  которых  передана  органам  государственной  власти 

субъектов Российской Федерации для оценки эффективности ведения лесного хозяйства. 

2.1.1.  Увеличение  площади  покрытых  лесной  растительностью  земель  и 

повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород  

В  лесах,  расположенных  на  землях  лесного  фонда  Тюменской  области,  лесные 

земли  занимают  7 076,4  тыс.  га,  из  них  покрытые  лесной  растительностью  –  

6 893,2 тыс. га (97,5%). 

Резервом  для  увеличения  площади  покрытых  лесной  растительностью  земель 

являются: 

 –  перевод  несомкнувшихся  культур  в  покрытые  лесной  растительностью  земли. 

Увеличение лесопокрытых земель в составе лесных земель при этом составит 0,13%; 

–  фонд  лесовосстановления,  на  котором  проводятся  лесовосстановительные 

мероприятия,  является  перспективной  площадью  увеличения  площади  покрытых  лесной 

растительностью земель на 0,7%. 

 

 

172 

 

 

Таблица 2.1.1.1 

Соотношение площадей покрытых лесной растительностью земель и лесных земель в лесах, расположенных на землях  

лесного фонда Тюменской области, и наличие фонда лесовосстановления в разрезе распределения лесов  

по целевому назначению и категориям защитных лесов 

Целевое назначение лесов и категории 

 защитных лесов 

Площадь,  тыс. га 

Фонд лесовосстановления 

лесных 

земель 

покрытых 

лесной 

раститель-

ностью 

процент 

покрытых 

лесной 

раститель-

ностью 

земель 

гари 

погиб-

шие 

наса-

ждения 

выруб-

ки 

прога-

лины 

всего 

процент 

от 

лесных 

земель 

10 

                                Леса, расположенные на землях лесного фонда 

Защитные леса, всего 

1034,1 

992,5 

96,0 

7,0 

18,7 

6,2 

5,3 

37,2 

3,6 

В том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  1. Леса, расположенные в водоохранных зонах 

71,0 

69,2 

97,5 

0,3 

0,2 

0,2 

0,7 

1,4 

2,0 

1. Леса, выполняющие функции защиты  
природных и иных объектов, всего 

419,2 

400,7 

95,6 

4,5 

3,9 

4,0 

3,8 

16,2 

3,9 

1.1. Леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны 
источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 

8,2 

7,8 

95,1 

0,3 

 

 

 

0,3 

3,7 

1.2.  Защитные  полосы  лесов,  расположенные  вдоль  железнодорожных 
магистралей  общего  пользования,  федеральных  автомобильных  дорог 
общего  пользования,  автомобильных  дорог  общего  пользования, 
находящихся в собственности субъектов Российской Федерации 

110,3 

105,3 

95,5 

0,7 

1,7 

0,9 

1,0 

4,3 

3,9 

1.3. Зеленые зоны, лесопарки 

300,7 

287,6 

95,6 

3,5 

2,2 

3,1 

2,8 

11,6 

3,9 

2. Ценные леса, всего 

543,9 

522,6 

96,1 

2,2 

14,6 

2,0 

0,8 

19,6 

3,6 

2.1.  Леса,  расположенные  в  пустынных,  полупустынных,  лесотундровых 
зонах, степях, горах 

218,6 

199,8 

191,4 

1,5 

14,4 

1,2 

0,3 

17,4 

8,0 

 2.2. Леса, имеющие научное или историческое значение 

1,2 

1,2 

100,0 

 

 

 

 

 

 

2.3. Орехово-промысловые зоны 

7,0 

7,0 

100,0 

 

 

 

 

 

 

2.4. Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов 

276,7 

274,9 

99,3 

0,6 

0,1 

0,6 

0,3 

1,6 

0,6 

2.5. Нерестоохранные полосы лесов 

40,4 

39,7 

98,3 

0,1 

0,1 

0,2 

0,2 

0,6 

1,5 

Эксплуатационные леса 

6034,0 

5900,7 

97,8 

26,4 

32,4 

36,1 

23,3 

118,2 

2,0 

Всего 

7068,1 

6893,2 

97,5 

33,4 

51,1 

42,3 

28,6 

155,4 

2,2 

 

173 

 

Увеличение  площади  ценных  лесных  насаждений  в  составе  покрытых  лесной 

растительностью земель лесного фонда произойдет за счет ввода молодняков в категорию 

ценных  древесных  насаждений,  в  том  числе  за  счет  лесных  культур,  возобновления  на 

площадях  с  проведенными  мерами  содействия  естественному  возобновлению  леса, 

комбинированного  лесовосстановления  и  мягколиственных  молодняков,  переведенных 

рубками ухода в хвойное хозяйство. 

Таблица 2.1.2.1 

Планируемые мероприятия по вводу молодняков в лесопокрытую площадь 

Наименование 

мероприятия 

Ед. 

изм. 

Объемы по годам 

2010 

(факт) 

2011 

(факт) 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

Общие 

объемы на 

планируемый 

период 

Ввод молодняков 
ценных пород 
путем 
естественного, 
искусственного и 
комбинированного 
восстановления 
лесов 

га 

4453 

5074 

6474 

7301 

4490 

8540 

5755 

6194 

5991 

54272 

 

Целевые породы обоснованы целью ведения лесного хозяйства и лесопользования. В 

лесах, где установлен заповедный режим, целевые породы не устанавливаются. 

Одновременно  с  образованием  хозяйственных  секций  выбираются  древесные 

породы,  которые  должны  выращиваться  в  хозяйстве.  При  решении  этого  вопроса 

необходимо  исходить  прежде  всего  из  действительного  наличия  древесных  пород, 

составляющих насаждения в лесничествах. Различают преобладающие породы и главные. 

Преобладающей  древесной  породой  считается  та,  которая  имеет  в  составе 

насаждения больший запас и число деревьев, а также, которая наиболее желательна при 

данных  экономических  и  лесорастительных  условиях.  Главную  породу  следует  считать 

основным элементом леса, когда при двух породах ее доля по запасу в составе основного 

яруса в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях составляет не менее 50%.  

Руководящим  принципом  лесного  хозяйства  является  стремление  к  лучшему  и 

наиболее  правильному  использованию  условий  местопроизрастания  с  извлечением 

наибольшей пользы из произрастающих насаждений. 

В  защитных  лесах  главные  породы  выбираются  в  зависимости  от  назначения 

различных  категорий  лесов.  Так,  для  защитных  лесов  главные  породы  назначаются  из 

долговечных,  с  хорошими  защитными  и  почвоукрепляющими  свойствами,  к  таким 

породам относятся сосна, лиственница, ель, кедр, береза и другие. Выбор сочетания пород 

 

174 

 

производится  с  учетом  почвенно-климатических  (природно-географических)  условий  и 

накопленного  опыта.  Для  водорегулирующих  и  водоохранных  лесов  в  качестве  главных 

пород могут быть рекомендованы сосна, ель, пихта, лиственница и другие. 

Таблица 2.1.2.2 

Целевые древесные породы по группам типов леса 

Древесная порода 

Группы типов леса 

свежие и 
влажные 

березняки 

земли с 

участием 

лесопри-

годных 

солонцов 

лишайни-

ковая 

мшистая  черничная 

долгомош-

ная 

травяная  сложная 

I. Таежная зона 

Западно-Сибирский южно-таежный равнинный район 

Береза 
бородавчатая 

Сосна 
обыкновенная 

Сосна кедровая 
сибирская 
(кедр) 

Лиственница 

Пихта 

Ель  

II. Лесостепная зона 

Западно-Сибирский подтаежно-лесостепной район 

Береза 
бородавчатая 

Сосна 
обыкновенная 

Сосна кедровая 
сибирская (кедр) 

Лиственница 

Пихта 

Ель  

 

В  эксплуатационных  лесах  главные  породы  устанавливаются  в  соответствии  с 

потребностью  в  тех  или  иных  сортиментах.  Назначение  ведущих  сортиментов 

производится  с  учетом  экономических  условий  потребления  древесины.  При  ведении 

лесного хозяйства на выращивание насаждений с определенной товарной и сортиментной 

структурой  целевая  порода  устанавливается  в  зависимости  от  поставленной  цели.  Это 

касается  выращивания  в  продуктивных  кисличных  и  черничных  типах  леса  лиственных 

насаждений для получения фанерного кряжа и пиловочника.  

Выбор 

целевых 

древесных 

пород 

(таблица 

2.1.2.1), 

рекомендуемых 

лесоустройством,  зависит  от  условий  местопроизрастания  и  целевого  назначения  лесов, 

произрастающих  в  выделенных  категориях  защитных  лесов.  Породная  структура 

практически  во  всех  группах  и  категориях  лесов  области  является  исторически 

сложившейся  и  в  основном  соответствует  условиям  местопроизрастания  и 

 

175 

 

функциональному  назначению  лесов.  Исключение  составляют  гари  и  лесосеки  хвойных 

пород,  возобновившиеся  мягколиственными  породами  и  представляющие  собой 

производные типы леса. Они, естественно, должны являться первоочередными объектами 

для проведения мероприятий по восстановлению лесов из целевых пород.  

Особого внимания требуют колочные леса лесостепной части Тюменской области, 

где хозяйственно-ценными древесными породами следует считать все хвойные породы и 

березу  в  березовых  насаждениях  I–II  классов  бонитета.  Значение  колочных  березняков 

обусловлено в первую  очередь высокой интенсивностью их защитных функций, т.е. они 

выполняют поле-почво-защитные функции так же, как и лесные полосы. 

Максимальное использование защитных свойств леса может быть достигнуто при 

выполнении, по крайне мере, двух условий: 

– достижение наибольшей средней высоты насаждений; 

–  обеспечение  равномерности  распределения  лесопокрытой  площади  по  классам 

возраста. 

Ориентирование  на  замену  порослевых  колочных  березняков  на  семенные 

приведет  к  значительному  улучшению  их  защитных  функций  без  смены  породной 

структуры  лесного  фонда,  т.к.  выращивание  хвойных  лесных  массивов  здесь 

бесперспективно. 

Переход  на  ведение  высокоствольного  хозяйства  должен  производиться 

постепенно, по мере вырубки  порослевых березняков. Обязательным  условием при этом 

должно  быть  активное  подавление  порослевой  способности  вырубаемых  деревьев 

(применение  соответствующих  гербицидов)  и  посев  семян  в  предварительно 

минерализованную почву, пригодную для произрастания древесных пород. К пассивным 

способам  подавления  порослевой  способности  березы  следует  отнести  ее  рубку  в 

возрасте, когда эта способность утрачена естественным путем. 

Фактический  показатель  доли  площади  ценных  лесных  насаждений  по  области 

составил  в  2011  году  36,6%.  Исходя  из  этого,  на  всей  территории  области  во  всех 

лесорастительных  зонах,  где  происходит  нежелательная  смена  ценных  насаждений, 

произрастающих  в  наиболее  благоприятных  условиях  местопроизрастания,  на 

мягколиственные  с  преобладанием  березы  и  осины  порослевого  происхождения, 

необходимо применять следующие способы восстановления целевых пород: 

–  производство  целевых  лесных  культур  на  не  покрытых  лесом  землях,  где 

естественное возобновление затруднено или идет в нежелательном направлении; 

– широкое применение постепенных рубок; 

 

176 

 

–  сохранение  подроста  ценных  пород  при  проведении  сплошных  рубок  спелых  и 

перестойных насаждений; 

–  создание  благоприятных  условий  при  проведении  рубок  ухода  в  лиственных 

насаждениях для предварительного возобновления ценных пород; 

–  проведение  интенсивных  рубок  ухода  в  молодняках  лиственных  пород  с 

участием хвойных в составе; 

– реконструкция насаждений малоценных мягколиственных пород.  

Перечисленные  методы  улучшения  породного  состава  лесов  освоены  лесным 

хозяйством,  в  дальнейшем  требуется  только  неукоснительное  выполнение  технологии,  а 

также внедрение интенсивных форм ведения лесного хозяйства. 

2.1.2. 

Сокращение  площади  лесов,  погибших  от  лесных  пожаров, 

поврежденных  вредными  организмами  и  от  воздействия  иных  негативных 

факторов, и иные целевые показатели улучшения состояния лесов 

Сокращение площади лесов, погибших от лесных пожаров и иных факторов в лесах 

Тюменской  области,  включает  мероприятия  по  их  вырубке  и  расчистке,  а  также 

противопожарные мероприятия, которые представлены в разделе 2.5.1.  

Площадь  насаждений,  погибших  в  2012  году  по  причине  лесных  пожаров, 

составила  2 791,7  га.  Удельная  площадь  земель  лесного  фонда,  покрытых  лесной 

растительностью,  погибших  от  пожаров,  составила  0,404,  что  значительно  (в  2,38  раза) 

ниже показателя 2011 года. Снижение показателя удельной гибели составило 58,0%. 

Площадь насаждений, погибших в 2012 году по причине повреждения вредителями 

и болезнями, составила 2,7 га. Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной 

растительностью,  погибшей  от  вредителей  и  болезней  леса,  составила  0,0004,  что  в 

десятки раз ниже показателя 2011 года. 

В  связи  с  тем  что  значительная  часть  площадей  гарей  и  погибших  насаждений 

находится  в  труднодоступных  для  хозяйственного  воздействия  кварталах  (81%),  эти 

территории  проектируются  под  естественное  лесовосстановление  с  последующим 

проведением рубок уходов формированием хозяйственно ценных насаждений. 

На  территории  Тюменской  области  основными  факторами,  вызывающими 

ослабление  и  гибель  насаждений,  являются  воздействия  лесных  пожаров, 

неблагоприятных погодных условий (ураганные ветры) и поражения болезнями леса. 

В целях сокращения площади лесов, погибших от лесных пожаров, на территории 

области  намечается  осуществление  противопожарного  обустройства  лесов,  создание 

системы,  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  мониторинга  пожарной 

безопасности в лесах, разработки планов тушения лесных пожаров (раздел 2.5.1).  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..