Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы - часть 11

 

 

 

161 

Разработка  и  реализация  6  проектов  из  10  осуществлялась  

по  хозяйственным  договорам  Пермского  управления  лесами  Минлесхоза 
России  с  Естественнонаучным  институтом  Пермского  госуниверситета  (ЕНИ 
ПГУ, рук. Рогозин М.В.). Кроме вышеперечисленных, в Оханском, Чайковском 
и Кунгурском лесхозах реализовывались свои проекты создания ЛСП и ПЛСУ 
под руководством Лесной семеноводческой производственной станции. 

По  итогам  натурных  обследования  можно  говорить  о  том,  

что  за  длительный  период  с 2006  по  2014  год  специализированных  уходов  
за  объектами  лесного  семеноводства  практически  не  проводилось,  
как и аттестации, и списания объектов, утративших свою ценность. За эти годы 
многие  плюсовые  деревья  утратили  свое  значение  как  источник  семян 
и источник  материала  для  прививок.  Основными  причинами  этого  явились 
естественное  старение  деревьев,  поражение  их  корневой  губкой  и  прочими 
заболеваниями, ветровальными явлениями.  

По  состоянию  на  01  января  2018  г.  в  крае  имеется  52,8  га  ЛСП  ели,  

на которых за период действия предыдущего лесного плана заготовлено 95 кг 
улучшенных  семян.  За  последние  10  лет  положительной  динамики  этого 
показателя  не наблюдается.  Это  связано  с  тем,  что  95  %  урожая  шишек  ели  
с  ЛСП  не собирается  из-за  отсутствия  уходов  и  подъемного  устройства. 
Поэтому данные по объемам заготовки улучшенных семян с ЛСП за последнее 
десятилетие  лишь  в  отдаленной  степени  отражают  их  биологический 
потенциал.   

В  сложившейся  ситуации  сбор  семян  с  ЛСП  в  объемах,  указанных  

в  приложении  27  к  настоящему  Лесному  плану  Пермского  края,  возможен 
только после проведения уходов (изреживания) для обеспечения нормативного 
состояния  объекта  и  при  наличии  подъемного  устройства.  Все  лесосеменные 
плантации ели (52,8 га) вступили в стадию плодоношения.  

За три года (2014 – 2016) выполнены агротехнические, лесоводственные 

уходы,  а  также  меры  борьбы  с  желтым  хермесом  в  объектах  лесного 
семеноводства  на  площади  63,1  га,  из них  проведены  мероприятия  по  уходу  
за ЛСП на 11 га за счет средств арендатора.  

В  2018  году  в  Кунгурском  лесничестве  запланировано  проведение 

лесоводственных  уходов  за  ПЛСУ  повышенной  генетической  ценности, 
основной 

целью 

которых 

является 

изреживание 

главной 

породы  

до  нормативного  показателя  с  целью  обеспечения  доступа  техники  для  сбора 
семенного сырья.  

В  объектах  лесного  семеноводства,  имеющихся  на  территории 

лесничеств, рубки ухода планируется проводить по состоянию по результатам 
обследования  постоянно  действующей  комиссии  по  аттестации  (списанию) 
объектов  лесного  семеноводства  в  соответствии  с требованиями  Правил 

 

162 

создания  и  выделения  объектов  лесного  семеноводства  (лесосеменных 
плантаций,  постоянных  лесосеменных  участков  и  подобных  объектов), 
утвержденных  приказом  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии 
Российской  Федерации  от 20 октября 2015  г.  №  438,  Правил  ухода  за  лесами, 
утвержденными  приказом  Министерства  природных  ресурсов  и экологии 
Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 626.  

Лесоводственные  и  агротехнические  уходы  за  лесосеменными 

плантациями должны обеспечивать на протяжении всего срока их эксплуатации 
свободное развитие крон семенных деревьев. 

Резервный фонд семян в крае составляет 1,6 тонны семян хвойных пород 

и  обеспечивает  двухгодичный  запас  семян  для  высева  в  государственных 
лесных  питомниках.  Кроме  того,  0,4 тонны  семян,  в  том  числе  0,09  тонны 
семян «улучшенной», категории имеется в запасе у лиц, использующих леса. 

 

4.11. Планируемые объекты, сроки, объемы и другие лесоустроительные 

мероприятия,

 

включая проектирование лесных участков, отнесение лесов 

по целевому назначению

 

 
Обеспечение  точности  учета  лесных  ресурсов  на  землях  лесного  фонда 

достигается  проведением  процедуры  лесоустройства  (статьи  67  –  70  Лесного 
кодекса Российской Федерации).  

Порядок  проведения  лесоустройства  определяется  Лесоустроительной 

инструкцией,  утвержденной  приказом  Министерства  природных  ресурсов  
и экологии Российский Федерации от 29 марта 2018 г. № 122. 

Лесоустройство включает в себя следующие виды работ: 
1. проектирование лесничеств и лесопарков; 
2.  проектирование  эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных 

лесов, а также особо защитных участков лесов; 

3.  закрепление  на  местности  местоположения  границ  лесничеств, 

лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо 
защитных участков лесов и лесных участков; 

4. таксация 

лесов 

(выявление, 

учет, 

оценка 

качественных  

и количественных характеристик лесных ресурсов); 

5.  проектирование  мероприятий  по  охране,  защите,  воспроизводству 

лесов. 

Полномочия  на  выполнение  первых  двух  видов  работ  не  переданы 

Российской Федерацией субъектам Российской Федерации. 

Полномочия  на  выполнение  остальных  видов  работ  (с  3  по  5)  были 

переданы субъектам Российской Федерации с 2011 года. 

С  2007  года  и  до  2012  года  лесоустройство  на  территории  лесничеств 

Пермского края не проводилось. 

 

163 

Лесным  кодексом  Российской  Федерации  полномочие  по  проведению 

лесоустройства было передано на уровень регионов с 2011 года. 

В  объеме  федеральных  субвенций  Пермскому  краю  на  реализацию 

переданных  полномочий  в  области  лесного  хозяйства  в  2011  –  2012  годах 
средства на лесоустройства не выделялись.  

Постановлением  Правительства  Пермского  края  от  03  октября  2013  г.  

№  1325-п  утверждена  государственная  программа  Пермского  края 
«Экономическая  политика  и  инновационное  развитие»,  составной  частью 
которой является подпрограмма развития лесного хозяйства Пермского края. 

В соответствии с мероприятиями указанной подпрограммы выполняются 

работы  по лесоустройству  лесничеств  Пермского  края,  финансирование 
которых  осуществляется  за счет  средств  федерального  бюджета  и  бюджета 
Пермского края. 

В  период  с  2013  по  2016  годы  в  Пермском  крае  проведены  работы  

по  лесоустройству  четырех  лесничеств:  Кочевского,  Кудымкарского, 
Закамского  и  Пермского.  Общая  стоимость  указанных  работ  составила  
136,7  млн  рублей,  в  том  числе  доля  краевого  бюджета  –  105,4 млн рублей 
(77 %), доля федерального бюджета – 31,4 млн рублей (23 %). 

В  2017  году  начаты  работы  по  лесоустройству  Березниковского 

лесничества.  В  соответствии  с  государственным  контрактом  работы  сданы 
в сентябре 2019 года. 

В  2018  году  начаты  работы по  лесоустройству  Сивинского  лесничества. 

Срок сдачи работ в 2020 году. 

В 2019 году начаты работы по лесоустройству Чердынского лесничества. 

Срок сдачи работ в 2020 году. 

При  наличии  бюджетного  финансирования  в  последующие  годы 

лесоустройство  лесничеств  будет  проводиться  исходя  из  давности  
их  лесоустройства,  интенсивности  освоения  лесов,  количества  договоров, 
заключаемых  с  населением  для  обеспечения  граждан  древесиной,  площадей, 
переданных  в  аренду,  количества  арендаторов,  обеспечивающих  платежи  
в бюджет за аренду лесных участков.  

В период до 2027 г. планируется проведение лесоустройства Чусовского, 

Октябрьского,  Кизеловского,  Осинского,  Юрлинского  и  Кишертского 
лесничеств Пермского края. 

Очередность 

проведения 

лесоустройства 

лесничеств 

приведена  

в приложении 28. 

Кроме того, арендаторами лесных участков проводится таксация лесов. 

 
 
 
 

 

164 

Таблица 4.11.1 

Год  

проведения таксация 

Количество лесных 

участков 

Общая площадь таксации, 

га 

2012 

38 

279 831,0 

2013 

60 

473 618,2 

2014 

34 

313 239,5 

2015 

31 

914 444,6 

2016 

32 

453 705,0 

2017 

29 

412 726,3 

2018 

11 

84 241,5 

Всего  

235 

2 931 806,0 

 

Министерством  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 

Пермского  края  в 2019  году  проведена  госзакупка  работ  по  таксации  лесов  
на  земельных  участках,  переведенных  в  земли  лесного  фонда  из  заросших 
земель  сельхозназначения,  постановлением  Правительства  Пермского  края  
от 19 июня 2018 г. № 330-п: 

с  кадастровым  номером  59:23:0991001:155  площадью  600000  кв.  м, 

находящегося  по адресу:  Пермский  край,  Куединский  район,  Большеусинское 
сельское поселение; 

с  кадастровым  номером  59:23:0991001:156  площадью  500000  кв.  м, 

находящегося  по адресу:  Пермский  край,  Куединский  район,  Большеусинское 
сельское поселение. 

Для  выставления  на  аукцион  на  право  заключения  договоров  аренды 

лесных  участков  в  2017  году  Министерством  природных  ресурсов,  лесного 
хозяйства  и  экологии  Пермского  края  спроектировано  3  лесных  участка  
на  площади  15  413  га.  В 2018 г.  эти  лесные  участки  переданы  в  пользование 
через аукцион на право заключения договоров аренды. 

В 2019 году проектируется 3 лесных участка на площади 60207 га. 
В  последующем  с  целью  выставления  на  торги  на  право  заключения 

договоров  аренды  лесных  участков  ежегодно  планируется  проектирование 
лесных участков площадью 200 тыс. га.  

Отнесение  лесов  на  территории  Пермского  края  к  защитным  лесам, 

эксплуатационным  лесам  и  установление  их  границ  определено  приказом 
Рослесхоза от 01 июня 2018 г. № 461. 

В  процессе  лесоустройства  лесничеств  Пермского  края  проектируется 

соответствующее новое выделение лесов по целевому назначению. 

На  основе  материалов  лесоустройства  Министерством  природных 

ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  готовятся  
и  направляются  в  Рослесхоз  материалы  по отнесению  лесов  к  защитным  
и эксплуатационным лесам. 

 

165 

Отнесение  лесов  по  целевому  назначению  в  Кочевском  лесничестве 

утверждено  приказом  Рослесхоза  от  26  декабря  2016  г.  №  544  
«Об  установлении  границ  Кочевского  лесничества  Пермского  края,  
об  отнесении  лесов  к  защитным  лесам,  эксплуатационным  лесам 
и установлении  их  границ,  о  выделении  особо  защитных  участков  лесов  
и установлении их границ».  

В  Кудымкарском  лесничестве  отнесение  лесов  определено  приказом 

Рослесхоза  от 01 июня  2018  г.  №  461  «Об  отнесении  лесов  на  территории 
Пермского  края  к  защитным  лесам,  эксплуатационным  лесам  и  установлении 
их  границ,  признании  утратившими  силу  некоторых  положений  приказов 
Рослесхоза». 

Материалы  по  отнесению  лесов  по  целевому  назначению  в  Закамском  

и  Пермском  лесничествах  находятся  в  стадии  согласования  с  Департаментом 
лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу. 

В  период  2019 – 2020  годов  проводится  и  будет  проводиться 

лесоустройство  Березниковского,  Сивинского  и  Чердынского  лесничеств,  
по результатам которого также будут подготовлены и направлены в Рослесхоз 
предложения по отнесению лесов по их целевому назначению. 

 

 

 

166 

Глава V. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ 

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕСУРСНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

5.1. Структура органа государственной власти Пермского края в области 

лесных

 

отношений 

 

 

Министерство  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 

Пермского  края  является  исполнительным  органом  государственной  власти 
Пермского  края,  осуществляющим  функции  по  выработке  региональной 
политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  владения  
и  распоряжения  всеми  видами  природных  ресурсов,  отнесенных  к  ведению 
Пермского 

края 

федеральным 

законодательством, 

а также правоприменительные  функции  в  сфере  природопользования; 
региональный  государственный  надзор  за  геологическим  изучением, 
рациональным  использованием  и охраной  недр  в  отношении  участков  недр 
местного  значения;  федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесную 
охрану), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 
Лесного  кодекса  Российской  Федерации;  федеральный  государственный 
пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 
36  
и  37  статьи  81  Лесного  кодекса  Российской  Федерации;  государственный 
надзор  в  области  охраны  и использования  особо  охраняемых  природных 
территорий  регионального  значения;  федеральный  государственный  надзор  
в  области  охраны  и  использования  объектов  животного  мира  и  среды  их 
обитания на территории Пермского края, за исключением объектов животного 
мира  и  среды  их  обитания,  находящихся  на  особо  охраняемых  природных 
территориях федерального значения, расположенных на территории Пермского 
края;  федеральный  государственный  охотничий  надзор  на  территории 
Пермского  края,  за исключением  особо  охраняемых  природных  территорий 
федерального значения. 

Министерство  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 

Пермского 

края 

осуществляет 

свою 

деятельность 

непосредственно 

и через подведомственные 

ему 

учреждения 

согласно 

Положению  

о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского 
края,  утвержденному  постановлением  Правительства  Пермского  края  
от 03 сентября 2012 г. № 756-п. 

Структура  Минпстерства  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  

и  экологии  Пермского  края  отражена  на  рисунке  5.1.1.  и  в  приложении  29  
к настоящему Лесному плану Пермского края. 

 

 

167 

Рис. 5.1.1. Организационная структура управления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 

 

168 

5.2. Информация о материальных ресурсах (техника, оборудование, 

материалы) и кадровом обеспечении ведения лесного хозяйства 

Обеспеченность  материальными  ресурсами  и  кадровое  обеспечение 

лесного хозяйства Пермского края оценивается в целом удовлетворительно. 

По  отрасли  «Обработка  древесины  и  производство  изделий  из  дерева» 

основные  фонды  оцениваются  на  конец  2017  г.  в  1  746  286  тыс.  руб.  
(по  остаточной  балансовой  стоимости  с учетом  переоценки,  осуществленной  
на  конец  отчетного  года,  и  обесценения  активов).  Из них  1  017  908  тыс.  руб. 
приходится на машины и оборудование. 

Основные фонды по отрасли «Лесоводство и лесозаготовка» оцениваются 

в 40 909 тыс. руб. Из них 2927 тыс. руб. – машины и оборудования. 

Преимущественно  заготовка  в  крае  осуществляется  современной 

лесозаготовительной техникой, которая позволяет осуществлять систему рубок 
с сохранение водоохранных, почвозащитных и других экологических функций 
леса и лесорастительных условий. 

Использование  среднегодовой  мощности  основных  фондов  в  среднем  

по отрасли составляет 68 %. 

Среднегодовая  численность  занятых  в  лесопромышленном  комплексе 

составила более 32 тыс. чел.  

Целлюлозно-бумажная  отрасль  насчитывает  более  13  тыс.  чел.,  средняя 

заработная  плата  сотрудников  целлюлозно-бумажной  отрасли  выше  средней  
по краю и составляет более 31 тыс. руб.  

На  производстве  по  обработке  древесины  и  производстве  изделий  

из  дерева  трудится  18  877  чел.  с  начисляемой  среднемесячной  заработной 
платой более 15 тыс. руб. 

Средний возраст занятых в лесном хозяйстве Пермского края составляет 

40 – 45 лет. 

Высшее образование имеют 17 % занятых в отрасли, среднее специальное 

образование имеют 42 %, среднее общее образование – 35 %. 

Выполнение  работ  по  охране,  защите,  воспроизводству  лесов  

на территории Пермского края в 2008 – 2015 годах проводилось на основании 
государственных  контрактов  на  выполнение  работ  в  разрезе  лесничеств, 
заключенных  с  предприятиями  и  организациями  по  итогам  проведенных 
аукционов. 

В  2015  году  в  связи  с  внесенными  изменениями  в  Лесной  кодекс 

Российской  Федерации  на  основании  распоряжения  Правительства  Пермского 
края от 17 августа 2015 г. № 265-рп произошло создание пяти государственных 
бюджетных учреждений (лесхозов) Пермского края.  

 

169 

В  2017  году  на  основании  распоряжения  Правительства  Пермского края 

от 05 декабря  2017  г.  №  310-рп  дополнительно  создано  еще  два 
государственных бюджетных учреждения (лесхоза) Пермского края. 

Воссоздание 

системы 

специализированных 

лесохозяйственных 

учреждений  позволило  осуществлять  весь  комплекс  работ  по  охране,  защите, 
воспроизводству на новом, более качественном уровне. 

Техническая  оснащенность  государственных  бюджетных  учреждений 

(лесхозов)  и  СГБУ  «Пермский  лесопожарный  центр»  состоит  из  технических 
средств  пожарно-химических  станций,  авиаотделений  и  технических  средств, 
используемых на работах по лесовосстановлению, уходу за лесом. 

На  вооружении  пожарно-химических  станций  имеется  112  единиц 

техники, в том числе автоцистерны – 19; землеройная (тракторы, бульдозеры) – 
32;  транспортная  (трал,  тягач,  вездеход)  –  18,  легковая  –  18,  прицепная 
(прицепы, емкости, полевые кухни) – 24, автомастерская – 1. 

На вооружении авиаотделений имеется 4 единицы транспортной техники.  
В  настоящий  момент  базовое  наличие  оборудования  и  техники  

для  воспроизводства  лесов  в  Пермском  крае  составляет  16%  с  учетом 
использования  техники  двойного  назначения  для  проведения  комплекса 
мероприятий по охране лесов от пожаров и воспроизводства лесов. 

Часть техники для воспроизводства лесов приобретена государственными 

бюджетными  учреждениями  (лесхозами)  и  СГБУ  «Пермский  лесопожарный 
центр»  за  счет  средств,  полученных  от  предпринимательской  и  иной 
приносящей  доход  деятельности,  всего  42  единицы,  в  том  числе:  тракторы 
гусеничные  трелевочные  –  3 шт.,  тракторы  колесные  –  3  шт.,  плуги  лесные  –  
3 шт., кусторезы бензиновые – 31 шт., культиваторы – 2 шт. 

В  рамках  национального  проекта  «Экология»  федерального  проекта 

«Сохранение лесов» в 2019 году закуплено: тракторы гусеничные трелевочные –  
2 шт., тракторы колесные – 8 шт., плуги лесные – 5 шт., кусторезы бензиновые–  
35 шт., лопаты лесопосадочные – 26 шт., шишкосушилка – 1 шт. 

Таблица 5.2.1 

Информация о наличии количества техники и оборудования  

для воспроизводства лесов в государственных бюджетных учреждениях 

Пермского края по состоянию на 01 января 2019 г. 

Наименование техники  

и оборудования 

Наименование государственного бюджетного учреждения 

(лесхоза) 

ГБУ 

«К

из

е-

ловс

ки

й 

ле

схоз

» 

ГБУ 

 

«К

ише

р-

тс

ки

й 

ле

схоз

» 

ГБУ 

«К

удым

-

ка

рс

ки

й 

ле

схоз

» 

 ГБУ 

«Ча

й-

ковс

ки

й 

ле

схоз

» 

 

ГБУ 

«С

иви

нс

ки

й 

ле

схоз

» 

С

ГБУ 

«Пе

рм

ск

ий

 

ле

со

-

пожа

рн

ый

 

це

нт

р»

 

ГБУ 

« 

Чус

овс

кой

 

ле

схоз

» 

ГБУ 

«Окт

я-

брь

ск

ий

 

ле

схоз

» 

Итого:

 

 

 

170 

5  

10 

Кусторез «Штиль» FS 450K, 
«Штиль» FS 70СЕ 

  

  

  

14 

  

31 

Каток-осветлитель КОК-2, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Мечи Колесова, лопата 
лесопосадочная ЛПЛ-5/5 

  

  

17 

20 

  

  

  

  

37 

Погрузчик фронтальный ПКУ-
0,8 

  

  

  

  

  

  

  

Прицеп самосвальный 2-ПТС-
4,5 

  

  

  

  

  

  

  

Разбрасыватель минеральных 
удобрений РМУ 

  

  

  

  

  

  

  

Опрыскиватель ОГН-600 

  

  

  

  

  

  

  

Машина ротационная 
бесприводная МРБ-1,6 

  

  

  

  

  

  

  

Мотокультиватор champion, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Сеялка лесная навесная СЛУ-5-
20, СЛН-5/9, шт. 

  

  

  

  

  

  

Борона БДТ-3, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Трактор МТЗ-82, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Трактор МТС-Е, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Трактор ТДТ-55, шт 

  

  

  

  

  

  

  

Трактор Т-25, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Трактор Т-16, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Плуг ПКЛ-70, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Плуг ПЛМЛ-100, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Плуг ПЛН-3-35 П, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Культиватор КПП-1,5, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Культиватор КПС-4, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

Бревнозахват ПКУ-08-19, шт. 

  

  

  

  

  

  

  

В  структуру  Министерства  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  

и  экологии  Пермского  края  входят  26  государственных  казенных  учреждений 
(лесничеств) с общей штатной численностью 1 115 человек, 7 государственных 
бюджетных  учреждений  (лесхозов)  и  1  специализированное  бюджетной 
учреждение с штатной численностью 374,5 человека. 

Возрастная  и  образовательная  характеристика  работников  лесного 

хозяйства:  

средний возраст – 43 года, в том числе в лесничествах – 47 лет, лесхозах 

(+ СГБУ «Пермский лесопожарный центр») – 37 лет; 

имеют  высшее  образование  –  52,51  %,  среднее  специальное  –  39,91  %, 

среднее (прочее) – 7,58 %; 

стаж  работы  в  отрасли  более  15  лет  имеют  33,56  %  работников,  в  том 

числе  в лесничествах  –  28,54  %,  лесхозах  –  3,01  %,  в  СГБУ  «Пермский 
лесопожарный центр» – 0,34 %. 

В  соответствии  с  государственной  программой  Пермского  края 

«Экономическая  политика  и  инновационное  развитие»,  утвержденной 

 

171 

постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. № 1325-п, 
за счет средств бюджета Пермского края проводится материально техническое 
оснащение  подведомственных  учреждений.  Для обеспечения  деятельности 
учреждений  в  2018  году  осуществлялись  централизованные  закупки 
специализированной  лесопожарной  техники,  оборудования,  снаряжения, 
а также лесопатрульной техники. 

Для  обеспечения  деятельности  государственных  казенных  учреждений 

(лесничеств) требуется 190 легковых автомобилей повышенной проходимости. 
По  состоянию  на  31  декабря  2018 г.  имеется  186  автомобилей.  Из них  
126  подлежат  списанию  по  сроку  эксплуатации  (старше  7  лет).  Потребность 
в обеспечении  транспортными  средствами  и  план  приобретения  автомобилей 
указан в таблице 5.5.2. 

Размер  финансирования  составляет  в  разрезе  по  годам:  2018  г.  –  

101,2 млн руб., в 2019 г. – 57,0 млн руб., в 2020 г. – 67,7 млн руб., в 2021 г. – 
75,2 млн. руб. 

5.3. Информация об организации использования, охраны, защиты  

и воспроизводства лесов, предоставленных для разных видов  

и спользования, а также о мероприятиях по повышению ее эффективности 

В  соответствии  со  статьей  83  Лесного  кодекса  Российской  Федерации 

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер 
пожарной  безопасности  и  тушения  лесных  пожаров,  за  исключением 
выполнения  взрывных  работ  в  целях  локализации  и  ликвидации  лесных 
пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков 
в  целях  тушения  лесных  пожаров),  защиты  (за  исключением  лесозащитного 
районирования  и  государственного  лесопатологического  мониторинга), 
воспроизводства 

(за исключением 

лесосеменного 

районирования, 

формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного 
мониторинга  воспроизводства  лесов)  на  землях  лесного  фонда  и  обеспечение 
охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация 
лесных  дорог,  предназначенных  для  использования,  охраны,  защиты 
и воспроизводства  лесов)  на  указанных  землях  осуществляет  Министерство 
природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. 

В  целях  повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств 

по  созданию  правовых,  экономических  и  институциональных  условий, 
способствующих  экономическому  развитию  Пермского  края,  повышения 
эффективности охраны лесов от пожаров, создания условий для рационального, 
неистощительного  и  непрерывного  лесопользования,  сокращения  площади 
непокрытых  лесом  земель  разработана  государственная  программа  Пермского 
края «Экономическая политика и инновационное развитие». 

 

172 

В  рамках  государственной  программы  Пермского  края  «Экономическая 

политика  и инновационное  развитие»  разработана  подпрограмма  «Развитие 
лесного хозяйства», реализация которой позволит:  

обеспечить  функционирование  конкурентной  среды,  стимулирующей 

предпринимательскую  активность  и  привлечение  капитала  в  экономику 
Пермского края;  

повысить  инвестиционную  активность  организаций,  в  том  числе 

устойчивое развитие предпринимательства во всех отраслях реального сектора 
экономики;  

повысить  конкурентоспособность  ведущих  отраслей  экономики  путем 

использования  механизмов  государственно-частного  партнерства;  повысить 
качество  жизни  населения  Пермского  края  путем  повышения  качества 
реализуемых товаров и оказываемых услуг;  

обеспечить  повышение  эффективности  использования  природных 

ресурсов,  повышение  уровня  экологической  безопасности,  сохранение 
природных систем. 

В  рамках  подпрограммы  «Развитие  лесного  хозяйства»  обеспечивается 

организация  использования  лесов  для  разных  видов:  в  наибольшей  степени  – 
для  заготовки  древесины,  но также  для  выполнения  работ  по  геологическому 
изучению 

недр, 

разработке 

месторождений 

полезных 

ископаемых,  

для  строительства,  реконструкции,  эксплуатации  линейных  объектов, 
осуществления  видов  деятельности  в  сфере  охотничьего  хозяйства,  а  также  
для осуществления рекреационной деятельности. 

Иные  виды  использования  лесов  занимают  небольшой  объем  как  

в  натуральных  показателях  (используемая  площадь,  объемы  добываемых 
лесных  ресурсов),  так  и  в  доле  планируемых  поступлений  в  бюджеты  всех 
уровней. 

Соответственно, 

организация 

использования, 

охраны, 

защиты  

и  воспроизводства  осуществляется  Министерством  природных  ресурсов, 
лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  с  учетом  особенностей 
конкретных видов использования лесов. 

В  части  заготовки древесины  основная  цель  –  сохранение  равномерного 

распределения  лесного  ресурса  и  удовлетворения  потребности  в  них 
хозяйствующих  субъектов  всех  уровней,  предприятий  различного  масштаба  
и жителей региона. 

Так,  будет  продолжена  работа  по  предоставлению  древесины  

для  собственных  нужд  граждан  (по  объемам  отпуска  древесины  населению 
Пермский  край  занимает  3  место  в  России;  ежегодно  заключается  более  
46 тысяч договоров). 

 

173 

Для  реализации  5  крупных  инвестпроектов  передано  1,8  млн  м

древесины. 

При этом решается задача комплексного освоения лесных ресурсов. 
Приоритет  –  в  развитии  существующих  и  создании  новых  производств, 

основанных  на глубокой  переработке  лиственного  сырья,  использовании 
низкотоварной  древесины  и древесных  отходов,  в  том  числе  в  коммунальной  
и промышленной энергетике, фанерно-плитном производстве.  

Стратегическая  задача  –  вовлечение  в  оборот  дополнительных  лесных 

ресурсов, в первую очередь в северных территориях края.  

В  целях  обеспечения  лесными  ресурсами  субъектов  малого  и  среднего 

предпринимательства  в  краткосрочное  пользование  передается  древесина  
по результатам аукционов. 

Это  реальная  поддержка  малого  бизнеса,  особенно  в  северных 

территориях  края,  где лесозаготовка  –  исторически  основной,  а  иногда  
и единственный вид деятельности и занятости населения. 

В  целях  дальнейшего  повышения  инвестиционной  привлекательности 

региона  в Министерстве  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 
Пермского  края  формируется  система  открытых  данных  о  лесных  ресурсах, 
которая  позволит  потенциальным  лесопользователям  получить  информацию  
о  возрастном  и  породном  составе  лесов,  категориях  лесов,  местоположении 
лесных  участков,  в  том  числе  по  участкам,  планируемым  для выставления  
на аукцион.  

Также  в  открытом доступе  на  сайте  Министерства  природных  ресурсов, 

лесного хозяйства и экологии Пермского края представлена карта-схема лотов 
лесных  насаждений,  выставленных  на  аукционы  как  на  право  аренды,  так  
и для субъектов малого и среднего предпринимательства.  Это тоже одна из мер 
информационной поддержки субъектов малого бизнеса. 

Важным инструментом развития лесного сектора, в том числе повышения 

эффективности  использования  лесов,  является  биржевая  торговля,  которая 
начала свою работу в Пермском крае в 2017 году. 

Биржевая торговля – это: 
формирование цивилизованного рынка и рыночных цен на ресурс;  
прозрачная налогооблагаемая база; 
создание равных конкурентных условий для бизнеса; 
борьба  с  незаконным  (теневым)  оборотом  древесины,  оказывающим 

негативное воздействие на рынок. 

Планируется: 
обеспечить  реализацию  на  бирже  100 %  древесины  государственными 

лесохозяйственными учреждениями; 

 

174 

долю  бизнеса  в  биржевой  торговле  лесом  и  лесоматериалами  довести  

до уровня не менее 10 %. 

Вместе  с  развитием  рынка  реализации  заготовленной  древесины  одним  

из  приоритетов  является  сокращение  теневого  и  незаконного  оборота 
древесины. 

Поэтому  вместе  с  расширением  возможностей  получения  ресурса  также 

будет продолжаться развитие и системы контроля за лесопользованием. 

Одна из главных задач – вывод из теневого сектора малых лесопильных 

комплексов.  Как правило,  именно  они  являются  основными  потребителями 
незаконно  заготовленной  древесины,  вовлеченной  в  теневой  оборот. 
Значительное  их  количество  действовало,  и некоторые  из  них  продолжают 
работать и сейчас, вне правового поля.  

Сокращение  незаконных  рубок  обеспечивает  внедрение  практики 

«перекрестных» и «сквозных» проверок.  

Новым  направлением  борьбы  с  незаконным  оборотом  древесины  станет 

внедрение  системы  контроля  посредством  видеофиксации  перевозок 
древесины:  предполагается  установка  пунктов  весогабаритного  контроля, 
оборудованных  камерами  видеофиксации,  в местах  наиболее  существенного 
трафика круглого леса. 

Помимо заготовки древесины предусмотрена организация использования 

лесов по следующим направлениям, регламентируемым статьями 36, 41, 43, 45 
Лесного кодекса Российской Федерации. 

В  части  использования  лесов  для  осуществление  видов  деятельности  

в  сфере  охотничьего  хозяйства  получила  развитие  аренда  лесных  участков 
небольшой  площади,  в границах  которых  размещаются  объекты  охотничьей 
инфраструктуры. 

Осуществление  рекреационной  деятельности  планируется  развивать  

в основном в 14 лесничествах, в которых обозначились точки роста этого вида 
использования лесов. 

Ежегодно  на  территории  края  предоставляется  порядка  220  лесных 

участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке 
месторождений  полезных  ископаемых,  строительству,  реконструкции  
и эксплуатации линейных объектов. 

Объемы  работ  по  геологическому  изучению  недр,  разработке 

месторождений  полезных  ископаемых  определяются  общими  тенденциями 
развития  региона.  Рост  объемов  использования  лесов  данного  вида  связан  
с  увеличением  объемов  по  разработке  месторождений  углеводородного  сырья  
и калийно-магниевых солей. 

Объемы работ по строительству, реконструкции, эксплуатаций линейных 

объектов  обусловлены  развитием  дорог  федерального  и  регионального 

 

175 

значения,  а  также  оформлением  прав  на  лесные  участки  для  проведения 
капитальных  ремонтов  объектов  газотранспортной  системы,  строительства  
и эксплуатации линий электропередачи. 

В  соответствии  со  статьями  12,  88,  89  Лесного  кодекса  Российской 

Федерации в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, 
неистощительного  использования  лесов  организация  использования  лесов 
проведение  мероприятий  по  охране,  защите,  воспроизводству  лесов 
осуществляются пользователями лесов на основании проектов освоения лесов, 
получивших положительное заключение государственной экспертизы. 

В  соответствии  со  статьями  24,  51,  60.1,  60.12,  61  Лесного  кодекса 

Российской  Федерации  невыполнение  гражданами,  юридическими  лицами, 
осуществляющими  использование  лесов,  проекта  освоения  лесов  в  части 
использования лесов, охраны лесов от пожаров, в части защиты лесов, в части 
охраны  лесов  от  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия,  в  части 
воспроизводства  лесов  является  основанием  для  досрочного  расторжения 
договоров  аренды  лесного  участка  или  договоров  купли-продажи  лесных 
насаждений,  а  также  принудительного  прекращения  права  постоянного 
(бессрочного)  пользования  лесным  участком  или  безвозмездного  пользования 
лесным участком, прекращения публичного сервитута. 

В  соответствии  со  статьями  49,  60,  60.11,  61.16,  66  Лесного  кодекса 

Российской  Федерации  отчет  об  использовании  лесов,  об  охране  лесов  
от  пожаров,  о  защите  лесов,  об охране  лесов  от  загрязнения  и  иного 
негативного  воздействия,  о  воспроизводстве  лесов  и  лесоразведении 
представляется  гражданами,  юридическими  лицами,  осуществляющими 
использование  лесов,  в  органы  государственной  власти,  органы  местного 
самоуправления  в  пределах  их  полномочий,  определенных  в  соответствии  
со  статьями 81  – 84  Лесного кодекса  Российской  Федерации непосредственно 
либо  через  многофункциональные  центры  предоставления  государственных  
и муниципальных услуг. 

Информация  об  органах  государственной  власти,  их  территориальных 

подразделениях,  осуществляющих  организацию  тушения  лесных  пожаров,  
а  также  о  государственных  учреждениях  и  других  организациях, 
осуществляющих  работы  по  тушению  лесных  пожаров  и  осуществлению  мер 
пожарной безопасности, приведена в Сводном плане тушения лесных пожаров 
на территории Пермского края. Выполнение мониторинга пожарной опасности 
и тушение  лесных  пожаров  на  землях  лесного  фонда  осуществляет 
Специализированное государственного бюджетное учреждение Пермского края 
«Пермский лесопожарный центр». 

С  целью  обеспечения  своевременного  выявления  неблагополучного 

состояния  насаждений,  оценки  и  прогноза  развития  лесопатологической 

 

176 

ситуации, 

заблаговременного 

принятия 

решений 

по 

планированию  

и  осуществлению  эффективных  лесозащитных  мероприятий  на  территории 
Пермского  края  филиалом  ФБУ  «Рослесозащита»  –  «Центр  защиты  леса 
Пермского 

края» 

проводится 

государственный 

лесопатологический 

мониторинг. 

5.4. Информация о деятельности государственных (муниципальных) 

бюджетных и автономных учреждений по охране, защите  

и воспроизводству лесов. Мероприятия по повышению эффективности 

деятельности государственных (муниципальных) бюджетных  

и автономных учреждений 

В  Пермском  крае  действуют  26  государственных  казенных  учреждений 

(лесничеств),  7  государственных  бюджетных  учреждений  (лесхозов)  
и  специализированное  бюджетное  учреждение  «Пермский  лесопожарный 
центр». 

Государственные  казенные  учреждения  Пермского  края  (лесничества) 

(далее  –  ГКУ (лесничества)  созданы  путем  изменения  типа  государственных 
краевых  учреждений  (лесничеств)  в  соответствии  с  распоряжением 
Правительства  Пермского  края  от 03 июня 2011 г.  № 104-рп  «О  создании 
государственных  казенных  учреждений  (лесничеств)  Пермского  края  путем 
изменения  типа  существующих  государственных  краевых  учреждений 
(лесничеств)»  и в  целях  реализации  положений  Лесного  кодекса  Российской 
Федерации, реализации полномочий в области лесных отношений, переданных 
субъектам Российской Федерации. 

ГКУ  (лесничества)  являются  юридическими  лицами,  имеющими 

обособленное  имущество,  закрепленное  за  ними  на  праве  оперативного 
управления,  от  своего  имени  приобретают  и  осуществляют  имущественные  
и  неимущественные  права, несут  обязанности,  выступая  истцом  и  ответчиком 
 в суде. 

Целями деятельности ГКУ (лесничеств) являются: 
обеспечение 

многоцелевого, 

рационального, 

непрерывного, 

неистощительного  использования  лесов  для  удовлетворения  потребностей 
общества  в  лесах  и  лесных  ресурсах,  рационального  использования  земель 
лесного фонда на территориях лесничеств Пермского края; 

сохранение  средообразующих,  водоохранных,  защитных,  санитарно-

гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах 
обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 

обеспечение  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов,  улучшение  

их качества, а также повышение продуктивности лесов; 

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение биологического 

разнообразия лесов, повышение их потенциала; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..