ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 8

 

 

115

 

 

ЧАСТЬ V. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 

 

5.1. Воздействие на окружающую среду природопользователей Астраханской области 

 
По  данным  Астраханьстата,  в  2012  году  в  Астраханской  области  зарегистрировано 

379 объектов, имеющих выбросы загрязняющих веществ. Из них юридических лиц - 365, 
индивидуальных  предпринимателей  –  14.  Всего  источников  выбросов  загрязняющих  ве-
ществ  зарегистрировано  15054.  Всего  за  год  выброшено  в  атмосферу  134.379  тыс.  тонн 
загрязняющих веществ, что к уровню предыдущего года составляет 102,1%.  

Данные по выбросам юридических лиц по видам экономической деятельности при-

ведены в табл. 5.1.1. Как следует из таблицы, максимальный объем выбросов приходится 
на  обрабатывающие  производства  -  110,4  тыс.  т,  по  сравнению  с  прошлым  годом  здесь 
наблюдалось  увеличение  выбросов  на  1,2%.  Снижение  выбросов  отмечено  только  при 
производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 0,4%). По всем остальным 
отраслям экономики наблюдалось  увеличение объема выбросов. Максимальное  увеличе-
ние (229,1% к прошлому году) отмечено в сельском хозяйстве. 

Данные  по  выбросам  основных  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  приведены  в 

табл. 5.1.2. 

 
 

5.2. Охрана окружающей среды и энергосбережение на предприятии «Газпром добыча Астра-

хань» 

 

Система экологического менеджмента и экологическая политика 

Природоохранная деятельность в ООО «Газпром добыча Астрахань» (далее – Обще-

ство)  осуществляется  на  основе  системы  экологического  менеджмента  (СЭМ),  сертифи-
цированной  в  2007  году  на  соответствие  международному  стандарту  ISO  14001:2004.  В 
2010 году СЭМ Общества вошла в состав интегрированной системы менеджмента (ИСМ), 
в  которую  также  входят  система  менеджмента  качества  (СМК)  и  система  менеджмента 
безопасности производства и труда (СМБПиТ), сертифицированные на соответствие ISO 
9001:2008  и  OHSAS  18001:2007.  С  2011  года  СЭМ  Общества  функционирует  в  рамках 
сертифицированной СЭМ ОАО «Газпром». 

Изложенные в Политике ООО «Газпром добыча Астрахань» в области охраны окру-

жающей среды, охраны труда, промышленной безопасности, энергосбережения, качества 
продукции  и  услуг  (далее  Политика  Общества)  обязательства  соответствуют  Экологиче-
ской политике ОАО «Газпром», Политике ОАО «Газпром» в области охраны труда и про-
мышленной безопасности и основному принципу деятельности Корпорации  - устойчиво-
му развитию, под которым понимается динамичный экономический рост при максималь-
но рациональном использовании природных ресурсов и сохранении благоприятной окру-
жающей среды для будущих поколений.  

Осведомленность персонала о принципах и обязательствах Общества обеспечивает-

ся посредством публикации в корпоративной газете «Пульс Аксарайска» и размещения на 
внутреннем интернет-сайте Общества.  

116

 

 

Таблица 5.1.1  

 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от источников, имеющихся у юридических лиц, по видам экономической деятельности по Астраханской области 

в 2012 году 

 

 

 

 

 

 

 

 

(тысяч тонн) 

 

 

Количество 

объектов, 

имеющих вы-

бросы загряз-

няющих ве-

ществ 

Количество источников выбросов 

загрязняющих веществ 

Выбросы в атмосферу за-

грязняющих веществ 

Уменьшение /-/, 

увеличение /+/ вы-

бросов загрязняю-

щих веществ в от-

четном году по 

сравнению с пре-

дыдущим годом 

Выброшено в 

атмосферу за-

грязняющих ве-

ществ в % к пре-

дыдущему году 

 

 
 
 

Всего 

Из них организо-

ванных 

За отчетный 

год 

За предыдущий 

год 

 

 

 

Всего по видам экономической деятель-

ности 

365 

14925 

7497 

134.334 

131.519 

2.814 

102.1 

 

Раздел А Сельское хозяйство, охота и 

лесное хозяйство 

15 

241 

75 

0.434 

0.190 

0.245 

229.1 

 

Раздел С Добыча полезных ископаемых 

11 

478 

162 

0.725 

0.487 

0.238 

148.8 

 

Раздел D Обрабатывающие производст-

ва 

91 

3431 

2124 

110.351 

109.020 

1.330 

101.2 

 

Раздел Е Производство и распределение 

электроэнергии, газа и воды 

66 

6621 

3248 

9.284 

9.317 

-0.033 

99.6 

 

Раздел I Транспорт и связь 

51 

1643 

725 

3.934 

3.557 

0.377 

110.6 

 

Раздел K Операции с недвижимым 

имуществом, аренда и предоставление 

услуг 

24 

303 

178 

0.739 

0.657 

0.082 

112.4 

 

Раздел N Здравоохранение и предостав-

ление социальных услуг 

100 

49 

0.056 

0.036 

0.020 

154.8 

 

Раздел O Предоставление прочих ком-

мунальных, социальных и персональных 

услуг 

14 

190 

74 

2.858 

2.409 

0.450 

118.7 

 

Прочие виды экономической деятельно-

сти 

84 

1918 

862 

5.953 

5.846 

0.107 

101.8 

 

 

117

 

 

Таблица 5.1.2  

Выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, имеющимися у респондентов, с учетом индивидуаль-

ных предпринимателей , их очистка и утилизация в 2012 году по Астраханской области 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(тысяч тонн) 

 

Количество 

загрязняющих 

веществ, от-

ходящих от 

всех стацио-

нарных ис-

точников вы-

деления 

В том числе выбрасывается 

без очистки 

Поступает на 

очистные 

сооружения 

Из них уловлено и обез-

врежено 

Всего выбро-

шено в атмо-

сферу загряз-

няющих ве-

ществ 

Уловлено в % 

к количеству 

загрязняющих 

веществ 

Утилизировано 

загрязняющих 

веществ в % к 

уловленным 

Всего 

в т.ч. от органи-

зованных ис-

точников вы-

бросов 

Всего 

Из них утили-

зировано 

За отчетный 

год 

Всего 

147.131 

133.602 

120.193 

13.529 

12.752 

3.898 

134.379 

8.7 

30.6 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

твердые 

9.042 

1.940 

0.985 

7.102 

6.346 

3.895 

2.696 

70.2 

61.4 

газообразные и жидкие 

138.089 

131.662 

119.207 

6.427 

6.406 

0.002 

131.683 

4.6 

из них : 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диоксид серы 

48.184 

48.184 

48.062 

48.184 

оксид углерода 

58.886 

58.886 

58.073 

58.886 

оксиды азота (в пересчете на 

NO2) 

5.872 

5.872 

5.236 

5.872 

углеводороды (без ЛОС) 

12.519 

12.519 

6.073 

12.519 

летучие органических соедине-

ния (ЛОС)* 

5437.921 

5434.327 

1550.840 

3.594 

2.632 

2.447 

5435.289 

93.0 

прочие газообразные и жидкие 

7.191 

0.767 

0.213 

6.424 

6.403 

0.787 

89.0 

* тонн 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

118

 

 

 
Реализация корпоративных экологических целей 

Цели ООО «Газпром добыча Астрахань» основаны на принципах политики Общест-

ва,  производственных  показателях  и  значимых  экологических  аспектах,  соответствуют 
корпоративным  экологически  целям  и  экологической  политике  ОАО  «Газпром».  Меро-
приятия  по  их  достижению  включены  в  Программу  природоохранных  мероприятий  на 
2010-2013 годы.  

В  2012  году  по  всем  экологическим  целям  Общества  и  корпоративным  экологиче-

ским целям достигнуты положительные результаты: 

- Снижение доли отходов, направляемых на захоронение - от общего количества об-

разованных в Обществе, накопленных на площадках и принятых  от сторонних организа-
ций отходов на полигоне промбытовых отходов ПУОП в 2010 году  захоронено 30,7%, в 
2011 году - 30,2%, в 2012 году – 30,04%. 

- Аварийных выбросов в 2012 году не допущено. Все нормативы регламентных зал-

повых выбросов в 2012 году соблюдены. 

- Экологическое обучение по различным направлениям и программам проведено для 

271 человека.  

 

Внешние и внутренние аудиты 

В отчетном году для оценки соответствия функционирования СЭМ требованиям ISO 

14001:2004  было проведено 15 внутренних аудитов. В целях выявления причин наруше-
ний была продолжена, начатая в 2011 году, практика проведения проверок функциониро-
вания систем менеджмента не только по структурным подразделениям (по вертикали), но 
и оценка результативности отдельных процессов (по горизонтали).  

Результатами проведенного в феврале периодического аудита ИСМ на соответствие 

требованиям ISO 9001:2008, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007 со стороны сертифици-
рующей  компании  Det  Norske  Veritas  подтверждено  результативное  функционирование 
СЭМ. 

 

Природоохранные объекты и мероприятия 

Природоохранные  объекты  находились  в  эксплуатации  и  выполняли  свое  назначе-

ние, обеспечивая установленный уровень воздействия АГК на окружающую среду. 

В 2012 году продолжалось благоустройство территории СЗЗ АГК. Зачищено 30,1 га 

территории месторождения от несанкционированных свалок. 
 
Обучение и профессиональная подготовка 

Экологическая  безопасность  производства  во  многом  определяется  компетентно-

стью и осведомленностью работников всех категорий, поэтому в Обществе большое вни-
мание уделяется процессу систематической подготовки персонала. 

В целях поддержания эффективного функционирования СЭМ в составе ИСМ в Об-

ществе в части обеспечения требуемого уровня подготовки руководителей,  специалистов 
и рабочих в 2012 году обучен 271 человек,  

Обучение осуществляется как на базе УПЦ Общества, так и в сторонних учебных за-

ведениях. 

 

Показатели воздействия на окружающую среду 

Уровень  воздействия  производственно-хозяйственной  деятельности  Общества  на 

окружающую среду в 2012 году соответствовал допустимому. 

Астраханский газовый комплекс (АГК) функционировал в соответствии с законода-

тельными  требованиями,  Политикой  и  внутренними  требованиями  Общества  в  области 
охраны  окружающей  среды  с  соблюдением  установленных  нормативов  предельно-

119

 

 

допустимых  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу,  лимитов  образования  и  раз-
мещения отходов производства и потребления. 

 

Охрана атмосферного воздуха 

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников 

Общества составили 108,7 тыс. т, что на 26,1 тыс. т меньше нормативно разрешенных. По 
сравнению  с  2011  годом  объемы  выбросов  загрязняющих  веществ  незначительно  увели-
чились (на 1%). 

 

Рис. 5.2.1. Динамика объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и объемов 

производства (Астраханская область) 

Структура выбросов ЗВ в атмосферу по сравнению с 2011 годом существенных из-

менений не претерпела. 

Выбросы пяти основных ЗВ (CO, SO

2

, NO

x

, CH

4

, S) и группы летучих органических 

соединений, объединяющих в своем составе 33 вещества, составляют 99% от валовых из 
78 ингредиентов. Выбросы сероводорода составили 506 т (2011 год – 497 т).  

Распределение валовых выбросов ЗВ в атмосферу по структурным  подразделениям 

существенных изменений также не претерпело. На долю ГПЗ приходится 96,3% выбросов, 
Газопромыслового управления - 3,6%,. 0,1%. приходится на выбросы от источников сто-
ронних организаций, расположенных в СЗЗ месторождения.  

 

Водопотребление и водоотведение 

Для  технического  и  хозяйственно-питьевого  водоснабжения  основных  и  вспомога-

тельных производств предприятия используется вода, полученная по договору с Южным 
филиалом ООО «Газпром энерго». 

Хозяйственно-питьевое  водоснабжение  социальных  объектов  Общества  (ДОЦ  им 

А.С.  Пушкина,  ОЦ  Санаторий  «ЮГ»,  баз  отдыха)  осуществляется  путем  забора  воды  из 
поверхностных и подземных источников в соответствии с договорами водопользования и 
разрешениями. 

Годовое водопотребление по Обществу составило 5,276

 

млн.м

3

.

  

Водоотведение  от  объектов  производственного  комплекса  осуществляется  по  дого-

вору с Южным филиалом ООО «Газпром энерго», неподдающиеся очистке сточные воды 

120

 

 

закачиваются  глубокозалегающие  горизонты  недр,  слабоминерализованные  стоки  пере-
даются ООО ПКФ «Аксоль». 

Общее водоотведение в 2012 году составило 6,144 млн. м

3

 

Обращение с отходами производства и потребления 

Обращение  с  отходами  производства  и  потребления  находится  в  числе  наиболее 

значимых экологических аспектов, сопряженных со значительными рисками причинения 
вреда окружающей среде. В связи с этим Общество стремится к внедрению в производст-
во самых современных практик и технологий минимизации образования и утилизации от-
ходов. 

В отчетном году в Обществе образовано 34,9 тыс. т отходов, что значительно мень-

ше нормативных объемов (60,8 тыс. т). Из них обезврежено 7,7 тыс. т, использовано 2,1 
тыс. т, захоронено на собственном полигоне ТБиПО 12,1 тыс. т, передано на переработку 
и дальнейшее использование на другие предприятия 11,9 тыс. т  

Из  всего  объема  образованных  в  Обществе  отходов,  накопленных  на  площадках  и 

принятых  от  сторонних  организаций,  53,2%  использовано  и  обезврежено,  30,9%  захоро-
нено,  10,2%  находится  на  хранении  (накоплении),  5,7%  подготовлено  к  использованию. 
Доля захороненных отходов на собственном полигоне составила: 2010 г. – 30,7%, 2011 г. – 
30,2%, 2012 г. – 30,04%. 

Планируется укомплектовать площадки по переработке отходов комплексом для пе-

реработки  крупногабаритных  железобетонных  отходов,  бумагорезательной  машиной, 
прессом для получения брикетов из отходов древесины, установкой для гидроабразивной 
резки металла (загрязненного серой). Внедрение новых технологий обеспечит переработ-
ку большей части поступающих отходов и позволит начать работу по переработке уже за-
хороненных отходов, т.е. перейти от заполнения Полигона к освобождению и тем самым 
продлить срок его эксплуатации на неограниченный период. 

 

 

Рис. 5.2.2. Доля отходов, захороненных на собственном полигоне промбытовых от-

ходов  

 
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду 
Расчетные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год по 

Обществу составили 9,2 млн. руб. (2011 г. – 7,7 млн. руб.).  

Задолженности по платежам нет. 
 

 

30,70%

 

30,20%

 

30,04%

 

29%

 

 

30%

 

31%

 

32%

 

33%

 

34%

 

2010 

год

 

2011 

год

 

2012 

год

 

121

 

 

 

Рис. 5.2.3. Структура расчетных платежей за НВОС по видам воздействия, тыс. руб. 
 
Охрана земель 
Использование земель ООО  «Газпром добыча Астрахань» осуществляется способа-

ми,  обеспечивающими  сохранение  и  восстановление  плодородия  и  экологических  функ-
ций почв и земель. 

Охрана почв и земель территории АГК осуществляется путем минимизации масшта-

бов негативного воздействия и рекультивации нарушенных земель. В соответствии с  ут-
вержденными проектами выполняются работы по технической, биологической рекульти-
вации и химической мелиорации земель. 

 

Предупреждение негативного воздействия на окружающую среду 

 
Государственный экологический контроль 
В течение отчетного года Общество и его структурные подразделения проверялись: 
- Донским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной 

и радиационной безопасность Ростехнадзора. В результате проверки нарушений не выяв-
лено; 

- Управлением Росприроднадзора по Астраханской (плановая выездная и внеплано-

вая документарная проверки). Выдано предписание по установлению нормативов образо-
вания отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) и получению документов об их ут-
верждении,  которое  было  выполнено  в  установленные  сроки.  Внеплановой  документар-
ной проверкой установлено, что нарушения устранены полностью.  

-  В  результате  документарной  проверки  Департаментом  Федеральной  службы  по 

гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды  по  Южному  и  Северо-
Кавказскому федеральным округам нарушений не выявлено. 

Северо-Каспийским Управлением ООО  «Газпром газнадзор» проведено 8 проверок 

соблюдения  требований  природоохранного  законодательства  в  7  структурных  подразде-
лениях Общества. Выдано 23 предписания, из которых 22 было исполнено в установлен-
ные сроки, по одному срок исполнения не истек. 

 
Производственный экологический мониторинг и контроль 
В  ООО  «Газпром  добыча  Астрахань»  в  соответствии  с  требованиями  российского 

законодательства  и  внутренними  документами  организован  и  проводится  регулярный 

4305,3

 

4936,1

 

9241,1

 

3677,9

 

4006,3

 

4123,1

 

3601,2

 

7801

 

7607,5

 

0

 

1000

 

2000

 

3000

 

4000

 

5000

 

6000

 

7000

 

8000

 

9000

 

2010 

год

 

2011 

год

 

2012 

год

 

Выбросы

 

Отходы

 

Всего

 

122

 

 

производственный  экологический  контроль  (ПЭК)  и  производственный  экологический 
мониторинг (ПЭМ). 

ПЭК организован на  уровне каждого структурного подразделения Общества.  В по-

рядке ПЭК проведена 21 проверка, выдано 91 предписание, из которых выполнено 89, не 
истек срок по 2. 

Производственный  экологический  мониторинг  (ПЭМ)  является  неотъемлемой  ча-

стью  производственного  экологического  контроля  и  осуществляется  по  ежегодно  утвер-
ждаемым программам ПЭМ. 

Система ПЭМ Общества позволяет вести контроль за выбросами ЗВ в атмосферный 

воздух от  организованных источников; качеством атмосферного воздуха на границе СЗЗ 
АГК  и  в  прилегающих  населенных  пунктах;  шумовым  воздействием;  качеством  поверх-
ностных и сточных вод; состоянием геологической среды, снегового и почвенного покро-
ва; растительности. 

В отчетном году выполнено 60000 (план 60000) анализов качества компонентов ок-

ружающей среды. 

По  результатам  мониторинговых  исследований  качество  атмосферного  воздуха  на-

селенных  мест  в  районе  АГК  соответствовало  санитарно-гигиеническим  нормативам. 
Случаев превышений ПДК загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов в районе 
АГК и на границе его санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не отмечено. 

  

 

Рис. 5.2.4. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  населенных пунк-

тов в районе АГК, мг/м

 

 

Комплексный  индекс  загрязнения  атмосферы  по  данным  Федерального  государст-

венного бюджетного учреждения  «Астраханский областной центр по гидрометеорологии 
и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ АЦГМС) в 2012 году в воздухе близлежащих 
к АГК населенных пунктов составил 1,7 (2011 г. – 2,3), г. Астрахани 9,8 (2011 г. – 9,0), г. 
Нариманов 1,7 (2011 г. – 2,3). 

Имели место обращения от жителей населенных пунктов на 4 случая кратковремен-

ного появления несвойственного атмосферному воздуху запаха, из них 2 в г. Нариманове, 
по одному в п. Молодежный и с. Сеитовка. В 2011 году таких случаев было 2, все в г. На-
риманове. Нарушений условий выбросов загрязняющих веществ со  стороны Общества в 
периоды обращений не отмечено. Превышений ПДК загрязняющих веществ в атмосфер-
ном  воздухе  не  зарегистрировано.  Количество  дней  с  НМУ  в  2012  году  составило  228 
дней, или 62,3% от календарного года. 

123

 

 
Мониторинговые наблюдения 2012 года показывают, что качество вод поверхност-

ных водотоков в районе АГК, как и в предыдущие годы, соответствовало  качеству тран-
зитного стока и зависело от него с незначительными изменениями сезонного характера.  

Гидрогеологическая обстановка на территории комплекса оставалась стабильной. 
 
Информационная открытость 
В  Обществе  придается  большое  значение  распространению  информации  по  вопро-

сам обеспечения экологической безопасности и формированию адекватного общественно-
го мнения у жителей города и всей Астраханской области.  

Итоги  деятельности  Общества  в  области  ООС  обсуждаются  на  расширенных  сове-

щаниях с участием представителей надзорных органов, СМИ и общественных экологиче-
ских организаций.  

 
Участие в региональных экологических проектах и программах 
В  июле-августе  2012  года  по  инициативе  Общества  был  реализован  экологический 

проект  «Операция  «Дельта»:  отбей  нашествие  пластика»,  сочетающий  в  себе  туристиче-
ский  поход  с  очисткой  берегов  Волги  и  других  местных  рек  от  пластикового  и  другого 
мусора.  

Участниками  стали  добровольцы  из  числа  работников  и  членов  их  семей,  а  также 

студенты астраханских учебных заведений, для которых сотрудники корпоративного му-
зея  подготовили  культурно-познавательную  программу:  посещение  населенных  пунктов 
области с презентацией материалов по вопросам охраны окружающей среды, истории аст-
раханского  края,  уникальности  природно-ландшафтного  комплекса.  Специально  распро-
страненные для жителей сел листовки-обращения дали возможность получить необходи-
мую информацию о вреде полимерного и пластикового мусора для природы.  

Природоохранная  деятельность  Общества  строится  на  основе  соблюдения  требова-

ний законодательства в области охраны окружающей среды,  международных экологиче-
ских стандартов и корпоративных экологических целей. 

Реализуя  экологические  программы  и  планы природоохранных  мероприятий, пред-

приятие  выполняет  системные  действия  по  снижению негативного  воздействия  на  окру-
жающую среду. 

Результаты  ПЭК  и  системы  ПЭМ  свидетельствуют  о  допустимом  уровне  воздейст-

вия  объектов  Общества  на  окружающую  среду  и  соблюдении  нормативов  качества  ком-
понентов природной среды в зоне влияния производства. 

Превышений ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в 

районе АГК и на границе его СЗЗ не отмечено. 

Результаты  надзорного  аудита  со  стороны  сертификационного  органа  Det  Norske 

Veritas свидетельствуют о функционировании СЭМ в соответствии с требованиями  меж-
дународного стандарта ISO 14001:2004. 

 

5.3. Воздействие отходов производства и потребления 

 
Обстановка в сфере обращения с отходами производства и потребления, сложившаяся в Ас-

траханской области остается сложной и является  одной  из  самых  серьёзных  экологических 
проблем в Астраханской области, впрочем, как и во всей России. 

Сведения об объемах отходов по классам опасности и по видам экономической дея-

тельности приведены в табл. 5.3.1-5.3.2. 

Одним из основных предприятий по сбору и обработке отходов в Астрахани являет-

ся ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» 

В 2012 году ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» начало реализацию программы по обнов-

лению парка техники мусоровозами европейского образца, стандарта ЕВРО 5. На обслу-
живание территории города вышли 2 новых мусоровоза на шасси Scania с оборудованием 

124

 

 

Zoeller.  Новые  мусоровозы  значительно  улучшат  экологическую  ситуацию  города.  Они 
эстетичны, экологичны, технологичны, а по мощности способны заменить до пяти отече-
ственных мусороуборочных машин. 

В июне 2012 ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» за счет собственных средств обустроило 

6 экспериментальных контейнерных площадок для селективного сбора ТБО в г. Астраха-
ни  и  приступило  к  реализации  пилотного  проекта  по  раздельному  сбору  отходов.  В  пи-
лотном  проекте  участвуют:  ТСЖ  «Позитив»  (ул.  Бакинская,  122),  ГКУ  АО  «Управление 
по техническому обеспечению деятельности министерства социального труда и развития» 
(ул. Бакинская, 147), ГБУЗ АО «Городская клиническая больница №2» ул. (Кубанская, 1), 
ГСКУ  АО  Областной  специальный  социальный  реабилитационный  центр  для  несовер-
шеннолетних девочек «Улитка» -(ул. Красная Набережная, 171 б), ЗАО  «Газпром межре-
гионгаз  Астрахань»  (пл.  Шаумяна,  2),  ООО  «Бизнес  Кар  Каспий»  (ул.  Аэропортовское 
шоссе, 48). 

ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+» является правопреемником предприятия 

ЗАО «Юг-Танкер», созданного 10 июня 1993 года с целью снижения техногенного воздей-
ствия предприятий региона на окружающую среду, предотвращения экологического ущер-
ба при зачистке флота судоходных компаний. В 1998 году ЗАО «ПК «ЭКО+» получил статус 
природоохранного объекта. 

В настоящее время ЗАО  «Природоохранный комплекс  «ЭКО+» - стабильно работаю-

щее и быстро развивающееся предприятие со штатной численностью 320 человек, с матери-
ально-технической базой и автономной инфраструктурой. 

ЗАО «ПК «ЭКО+» специализируется на зачистке всех типов судов и береговых храни-

лищ от нефтяных остатков, приеме и обезвреживании отходов бурения скважин, жидких и 
твердых нефтесодержащих отходов, соляных растворов,  ликвидации аварийных разливов 
нефтепродуктов, предполагает осуществлять перевалку нефтепродуктов. 

ЗАО «ПК  «ЭКО+» успешно внедряет передовые технологии утилизации различных 

отходов, что позволяет постоянно повышать эффективность  производства и качества про-
цессов переработки отходов. Строгий контроль на всех стадиях производства, высокий уро-
вень  производительности  труда,  высококвалифицированный  кадровый  состав  предприятия 
обеспечивают все условия для его успешной деятельности на рынке. 

Предприятие имеет все необходимые лицензии и свидетельства.  
Основные направления деятельности: 
1.  Зачистка всех типов судов от остатков нефтепродуктов и остатков отходов бурения; 
2.  Сбор,  использование,  обезвреживание,  транспортировка,  размещение  отходов  I-

IV  класса  опасности  (кроме  радиоактивных)  согласно  лицензии  №ОП-38-000711  (30)  от 
26.03.2010г., передача для захоронения на полигоне отходов V класса опасности; 

-  твердых нефтесодержащих отходов, в том числе: 
•  фунты, загрязненные нефтепродуктом; 
•  нефтяные шламы; 
•  шлам моечных растворов; 
•  опилки, загрязненные нефтепродуктами; 
•  ветошь промасленная; 
•  фильтры промасленные. 
-  жидких нефтесодержащих отходов, в том числе: 
•  вода нефтесодержащая; 
•  масло отработанное; 
•  смесь нефтепродуктов отработанная. 
-  отходов бурения порядка, в том числе: 
•  буровые шламы и растворы; 
•  буровые сточные воды; 
•  буровые жидкости; продукты испытания скважин. 
3.  Зачистка  береговых  резервуаров,  зачистка корпусов  судов  и  емкостей для  дефек-

125

 

 

тации, подготовка их под покраску; 

4.  Производство ремонта судов у причала предприятия штатными аттестованными 

специалистами предприятия, а так же выполнение ремонтных работ на рейде, либо выезд 
ремонтной бригады по месту нахождения судна; 

5.  Разработка технической документации на ремонт, модернизацию, переоборудо-

вание судов с классом Речного Регистра. Представление Морского регистра судоходства; 

6.  Услуги  аккредитованной  Химической  Лаборатории  и  аттестованной  Лаборато-

рии  Неразрушающего  Контроля  (ультразвуковая  дефектоскопия,  ультразвуковая  толщино-
метрия); 

7.  Услуги аварийно-спасательного формирования штатным подразделением, аттесто-

ванным Центральной Аттестационной Комиссией транспортного комплекса РФ; 

8. 

Услуги буксиров (буксирный теплоход «Смерч» 300 л. с, буксир-толкач «Шлюзо-

вой-146 600 л. с); 

9.  Реализация:  Битум ЭКО 90/10, 70/30, К 90/40, К 90/30, Брикеты топочные  ЭКО, 

ТТ, ТТД. 

 
Новые виды деятельности:  
В 2012 году:  
1.  Начато  оказание  по  комплексному  обслуживанию  флота  в  порту  Астрахань,  а 

также за его пределами судном-сборщиком, а именно: 

 

Осуществляется сбор судовых загрязнителей (Отходы эмульсий и смесей нефте-

продуктов  (вода,  загрязненная  нефтепродуктами,  подсланевые  воды),  хозяйственно-
бытовые  стоки  (с  судов),  мусор  от  бытовых  помещений  организаций  несортированный, 
исключая крупногабаритный, (сформированный на судах), обтирочный материал, загрязнен-
ный маслами (содержание масел 15% и более), отходы твердых производственных материа-
лов,  загрязненные  нефтяными  и  минеральными  жировыми  продуктами  (фильтры  масляные 
отработанные). 

 

Производится  поставка  воды  бункеровочной  (вода  для  хозяйственно  питьевого 

обеспечения судов ГОСТ 29183-91). 

2.  Создан  мобильный  участок  для  производства  выездных  работ  по  зачистке  всех 

типов  судов  и  береговых  резервуаров  от  остатков  нефтепродуктов  и  отходов 
бурения 

с 

привлечением 

современного 

специализированного 

оборудования, 

технологических 

процессов 

и 

высокопрофессиональных 

работников, 

как 

на 

территории Астраханской области, так и других регионов РФ. 

3.  Ведется дальнейшая работа по расширению перечня оказываемых предприятием 

услуг, а именно: 

 

Прорабатывается возможность применения инертизированных буровых отходов в 

дорожном строительстве. 

 

Ведется разработка технологии подбор и оборудования для изготовления керам-

зита с использованием в качестве сырья нефтешламов. 

 

На стадии завершения и ввода в работу технология обезвреживания нефтешлама 

известью. 

Деловыми партнерами ЗАО  «ПК «ЭКО+» являются более 350 предприятий РФ, в том 

числе такие компании, как: 

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»; 
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть»; 
ОАО «Газпром добыча Астрахань»; 
ООО «Волготранс»; 
ООО «РемСтройКомплекс»; 
ООО «Подземремонт Оренбург»; 
ООО «Газпромбурение»; 
ЗАО «СК «БашВолготанкер». 

126

 

 
Предприятие готово и открыто к сотрудничеству с другими предприятиями и Админи-

страцией Астраханской области в практической деятельности по охране окружающей среды 
Астраханской области. 

Во  исполнение  поручения  Министра  природных  ресурсов  и  экологии  Российской 

Федерации  от  14.07.2011  №  01-15/50-пр  «О  разработке  комплекса  мер  с  целью 
недопущения  накопления  экологического  ущерба  на  территориях  субъектов  российской 
Федерации»  и  приказа  Росприроднадзора  от  16.08.2011  №  610  «Об  утверждении  плана 
комплексных 

мероприятий 

по 

предотвращению, 

выявлению 

и 

ликвидации 

несанкционированных  свалок  твердых  бытовых  отходов  на  территориях  субъектов 
Российской  Федерации»  Управлением  Росприроднадзора  по  Астраханской  области 
организовано  и  проведено  очередное  совещание  с  представителями  Управлений 
Россельхознадзора 

и 

Роспотребнадзора 

по 

Астраханской 

области, 

службы 

природопользования  и  охраны  окружающей  среды  Астраханской  области  по  вопросу 
разработки  плана  совместных  рейдовых  мероприятий  на  территории  Астраханской 
области в 2012 году. 

С августа 2012 года в результате совместных рейдовых мероприятий на территории 

Астраханской области выявлено 154 несанкционированные свалки ТБО, общей площадью 
225,53га. 

Общее  количество  ликвидированных  свалок  за  указанный  период  составляет  143, 

площадью 132,74 га. 

В  сентябре  2012  года  на  территории  Астраханской  области  прошли  акции  «Блогер 

против мусора», «Сделаем», «Сделаем вместе». В рамках поддержки проведения мировых 
акций по уборке мусора Управление в оперативном порядке обратилось к главам муници-
пальных образований всех районов области с просьбой поддержать акцию с предоставле-
нием сведений о результатах проведённых мероприятий. 

Более 11 тысяч жителей 68 сел и городов вышли на субботники. Было очищено от 

мусора около 303 га. земель, в основном это земли поселений. Убрано 56 несанкциониро-
ванных мест размещения отходов, вывезено 807 тонн мусора. При проведении акций ме-
стными администрациями было задействовано 183 единицы техники. Жители сел привели 
в порядок берега рек, протекающих вдоль поселений. Были очищены около 10 километров 
береговых линий 12 водных объектов, в том числе и пляж в с.Икряном. С берегов вывезе-
но более 2-х тонн мусора. 

Информация  по  выявленным  и  ликвидированным  несанкционированным  местам 

размещения ТБО еженедельно размещается на сайте Управления. 

Пресс-служба ЗАО «АПЭК» провела очередной мониторинг анкет, размещенных на 

официальном  сайте  компании,  и  проанализировала  ответы  респондентов,  определяющие 
уровень информированности населения в области обращения с отходами. Напомним, что 
анкета была разработана совместно со службой природопользования и охраны окружаю-
щей среды Астраханской области.  

По мнению астраханцев существующие экологические проблемы окружающей сре-

ды в нашем регионе остаются прежними. Их можно привести в цитатах: 

- «Загрязненность воздуха, большое количество бытовых отходов». 
- «Выбросы в воздух от автомобилей, сбросы в водоемы, отсутствие рекреационных 

зон в городе (мало парков и растительности в целом по городу)». 

-  «Волнующие  меня  экологические  проблемы  нашего  региона  -  загрязнение  атмо-

сферы выбросами АГПЗ и выхлопными газами автотранспорта, мини-землетрясения из-за 
утилизации  снарядов  на  военном  полигоне  Ашулук,  большая  загрязнённость  бытовыми 
отходами». 

- «Да волнуют, эту тему мы развиваем уже 10 лет. Обращались за поддержкой, начи-

ная с местной Администрации, и последний раз написали письмо в январе 2012 г. в Моск-
ву Путину В.В. Могу Вам выслать копию письма. В итоге получили ответы: от Министра 
ЖКХ Астраханской области, от Губернатора, Главы МО п. Лиман, МО с. Караванноe». 

127

 

 
- «
Да. Во-первых, это чистота окружающей среды (город, область). Во-вторых, ком-

плексное использование продуктов переработки отходов, а не складирование их. Это для 
начала». 

-  «Да, очень. Нашему населению, как маленьким детям необходимо постоянно при-

вивать целый комплекс о том, как не мусорить, особенно там, где живешь. Надо  больше 
пропагандировать,  слишком  слабо  дается  информация  об  экологических  катастрофах  и 
последствиях». 

-  «Очень  волнуют.  Хотелось  бы  оставить  нашим  детям  и  внукам,  потомкам  неза-

грязненную планету. Переработка отходов, загрязнение водоемов, воздуха, использование 
альтернативных источников энергии, а также экология души». 

Состояние санитарно-экологической обстановки на территории проживания, по сло-

вам  респондентов,  в  лучшую  строну  почти  не  поменялось.  Хорошей  или  удовлетвори-
тельной её считают 40 % анкетируемых, плохой и очень плохой – 60 %. Люди отмечают 
высокий уровень загрязненности в местах размещения контейнерных площадок для сбора 
отходов, на территориях, прилегающих к гаражным обществам и в камышовых зарослях. 

Большинство  опрашиваемых  считают,  что  причиной  низкой  санитарно-

экологической ситуации в окрестностях своего дома и районах проживания в целом явля-
ется несознательность населения, низкий уровень экологического воспитания, а также от-
сутствие  административного  контроля.  Остаётся  актуальным  недостаточное  количество 
мусорных  баков  и  контейнерных  площадок,  отсутствие  желания  чиновников  оказывать 
поддержку в создании малых предприятий по переработке ТБО. 

Проанализировав ответы на вопрос «Куда выкидываете мусор?», можно сделать вы-

вод,  что  просветительская  работа  экологически  ориентированных  компаний  и  организа-
ций не пропали даром – 90 % респондентов пользуются  урнами и мусорными контейне-
рами и лишь 10 % бросают его на землю. Здесь соответственно напрашивается провока-
ционный вопрос, а откуда же тогда такая захламленность территорий?! 

Почти все заполнившие анкету уже знают, что такое селективный (раздельный) сбор 

отходов,  и  при  наличии  специальных  контейнеров  готовы  к  нему  приступить,  и  только 
единицы находятся в полном неведении. Анкетируемые отмечают, что за сортировкой от-
ходов  и их  вторичной переработкой  стоит  светлое  будущее  экологической  обстановки  в 
нашем регионе. 

Однако  мнения  по  поводу  необходимости  доплаты  специализированным  предпри-

ятиям за переработку и утилизацию отдельных видов ТБО разделились. Многие считают, 
что  ответственность  за  отходы  должны  нести  предприятия,  которые  выпускают  продук-
цию с упаковкой и сами отходообразователи, а некоторые уверены в том, что мусор это и 
так  доходный  продукт.  Однако  большинство согласно  с  тем,  что  мусороперерабатываю-
щим компаниям необходимы государственные дотации.  

Респонденты считают, что для улучшения системы управления бытовыми отходами 

необходима государственная программа. Необходимо создавать качественные и повсеме-
стные  условия для  формирования нового экологического сознания населения, совершен-
ствовать законы, увеличивать административные штрафы, применять экономические сти-
мулы для населения и ресурсосберегающего бизнеса (снижение налогов, дешевые креди-
ты и др.). 

 
 

5.4. Техногенные аварии и их последствия 

 
На  территории  Астраханской  области  в  2012  году  чрезвычайных  ситуаций  с  нега-

тивными экологическими последствиями не зарегистрировано. 

 

128

 

 

Таблица 5.3.1 

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 

2-ТП (отходы),систематизированные по видам отходов и классам опасности отходов для окружающей среды 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Код по ОКЕИ: тонна – 168 

№ 

стро

ки 

Наименова-

ние видов 

отходов, 

сгруппиро-

ванных по 

классам 

опасности 

для окру-

жающей 

среды 

Код 

отхода 

соглас-

но Фе-

дераль-

ному 
клас-

сифи-

каци-

онному 
катало-

гу от-
ходов 

(ФККО

Нали-

чие 

отходов 

на на-

чало 

отчет-

ного 

года 

Обра-

зование 

отходов 

за от-

четный 

год 

Поступление 

отходов из дру-

гих организаций 

Ис-

пользо-

вание 

отходов 

Обезвре-

живание 

отходов 

Передача отходов другим организациям 

Размещение отходов на собст-

венных объектах за отчетный 

год 

Нали-

чие в 

органи-

зации 

на ко-

нец 

отчет-

ного 

года 

всего 

в т.ч. 

по 

им-

порту 

всего 

из них: 

всего 

из них: 

для 

ис-

поль-

зо-

вания 

для 

обез-

вре-

жива-

ния 

для 

хра-

нения 

для 

захо-

роне-

ния 

хране-

ние 

захоро-

нение 

А 

Б 

В 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

ВСЕГО 

 

9173,5 

251515,3 

95852,4 

1,597 

28838,3 

58286,8 

203213,8 

60505,5 

66338,1 

3203,7 

73137,3 

62023,3 

24118,1 

37877,1 

28325,1 

I класс 

 

7,8 

89,404 

17,014 

0,000 

0,000 

7,504 

104,3 

0,097 

103,2 

0,219 

0,792 

0,624 

0,624 

0,000 

2,424 

II класс 

 

9,591 

7 431,1 

32,361 

0,072 

49,9 

7 310,2 

103,335 

62,781 

38,686 

0,623 

0,209 

0,565 

0,565 

0,000 

9,534 

III класс 

 

2080,6 

14011,9 

10831,5 

0,041 

1106,2 

3353,5 

21963,7 

5340,8 

13768,0 

2821,9 

32,239 

107,4 

107,4 

0,000 

500,640 

IV класс 

 

921,9 

109612,8 

44525,9 

1,283 

16066,8 

47094,0 

57222,2 

8622,1 

15326,9 

91,7 

33167,6 

33868,9 

34,3 

33832,0 

845,6 

V класс 

 

6153,6 

120370,1 

40445,6 

0,201 

11 615,3 

521,5 

123820,3 

46479,7 

37101,3 

289,3 

39936,5 

28045,8 

23 975,3 

4 045,1 

26966,9 

 

 

 

 

 

 

129

 

 

Таблица 5.3.2 

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-

ТП (отходы), систематизированные по видам экономической деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код по ОКЕИ: тонна - 168 

№ 

строки 

Виды экономической 

деятельности 

Наличие 

отходов 

на нача-

ло от-

четного 

года 

Обра-

зова-

ние 

отхо-

дов за 
отчет-

ный 

год 

Поступление 

отходов из дру-

гих организаций 

Исполь-

зование 

отходов 

Обез-

врежи-

вание 

отходов 

Передача отходов другим организациям 

Размещение отходов на соб-
ственных объектах за отчет-

ный год 

Нали-

чие в 
орга-
низа-

ции на 

конец 

отчет-

ного 
года 

Коли-

чество 

отчитав

шихся 

органи-

заций 

всего 

в т.ч. 

по 

им-

пор-

ту 

всего 

из них: 

всего 

из них: 

для ис-

пользо-

вания 

для 

обезвре-
живания 

для хра-

нения 

для захоро-

нения 

хранение 

захо-

роне-

ние 

А 

Б 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

ВСЕГО 

9173,5 

251515

,3 

95852,4 

1,6 

28838,3 

58286,8 

203213,

60505,5 

66338,1 

3203,7 

73137,3 

62023,3 

24118,1 

37877,

28325,

3 936 

РАЗДЕЛ A СЕЛЬСКОЕ 

ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА 

И ЛЕСНОЕ 

ХОЗЯЙСТВО 

370,9 

12663,

0,0 

0,0 

10759,8 

3,0 

2235,7 

786,5 

23,0 

8,6 

1 417,6 

25,3 

0,6 

24,6 

10,9 

170 

РАЗДЕЛ B 

РЫБОЛОВСТВО, 

РЫБОВОДСТВО 

12,1 

3102,0 

0,0 

0,0 

1767,9 

0,0 

1311,5 

274,6 

298,7 

57,9 

680,3 

0,1 

0,01 

0,05 

34,6 

46 

РАЗДЕЛ C ДОБЫЧА 

ПОЛЕЗНЫХ 

ИСКОПАЕМЫХ 

3983,7 

83347,

5264,3 

0,0 

2376,0 

54677,5 

17078,9 

6310,2 

6462,9 

2756,8 

1 549,0 

17424,8 

3070,4 

14354,

4108,7 

24 

РАЗДЕЛ D 

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ 

ПРОИЗВОДСТВА 

1202,4 

22123,

3103,3 

0,0 

5888,6 

0,004 

19072,7 

9064,0 

3682,5 

0,15 

6324,9 

233,8 

231,2 

2,6 

1465,7 

364 

РАЗДЕЛ E 

ПРОИЗВОДСТВО И 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, 

ГАЗА И ВОДЫ 

437,9 

29570,

11870,0 

0,2 

2080,3 

2372,8 

4495,9 

341,1 

602,2 

0,0 

3552,6 

32412,4 

20297,1 

12115,

20814,

46 

РАЗДЕЛ F 

СТРОИТЕЛЬСТВО 

157,7 

15512,

2,116 

1,4 

2072,0 

0,0 

13366,0 

5905,2 

4637,7 

4,6 

2818,3 

45,4 

0,2 

45,2 

188,7 

286 

РАЗДЕЛ G ОПТОВАЯ 

И РОЗНИЧНАЯ 

ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ 

АВТОТРАНСПОРТНЫ

Х СРЕДСТВ, 

МОТОЦИКЛОВ, 

БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ 

2583,1 

27225,

17035,2 

0,03 

507,6 

0,3 

45433,4 

21481,1 

4860,1 

227,1 

18857,8 

474,9 

447,8 

10,3 

892,1 

1540 

130

 

 

И ПРЕДМЕТОВ 

ЛИЧНОГО 

ПОЛЬЗОВАНИЯ 

РАЗДЕЛ I 

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ 

256,2 

29528,

28802,4 

0,0 

2537,0 

0,0 

55989,5 

9820,2 

40019,7 

140,7 

5990,6 

14,4 

0,8 

13,4 

47,0 

436 

10 

РАЗДЕЛ J 

ФИНАНСОВАЯ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

0,034 

709,9 

0,09 

0,0 

0,69 

0,04 

703,9 

5,0 

28,6 

0,0 

670,3 

5,1 

0,0 

5,1 

0,2 

43 

11 

РАЗДЕЛ K 

ОПЕРАЦИИ С 

НЕДВИЖИМЫМ 

ИМУЩЕСТВОМ, 

АРЕНДА И 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ 

УСЛУГ 

85,6 

10388,

5629,6 

0,0 

19,4 

458,0 

15513,2 

6122,6 

2951,7 

0,2 

6438,1 

98,3 

68,3 

25,1 

87,8 

533 

12 

РАЗДЕЛ L 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ И 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ВОЕННОЙ 

БЕЗОПАСНОСТИ. 

СОЦИАЛЬНОЕ 

СТРАХОВАНИЕ 

39,99 

4234,7 

0,0 

0,0 

1,4 

0,0 

4000,6 

4,8 

150,8 

0,2 

3844,8 

6,2 

0,2 

0,0 

272,7 

81 

13 

РАЗДЕЛ M 

ОБРАЗОВАНИЕ 

12,8 

3228,8 

0,0 

0,0 

44,6 

0,0 

3175,1 

23,2 

207,8 

1,3 

2 942,0 

0,0 

0,0 

0,0 

22,0 

69 

14 

РАЗДЕЛ N 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ 

СОЦИАЛЬНЫХ 

УСЛУГ 

19,5 

7536,2 

0,0 

0,0 

54,7 

15,8 

6135,8 

108,6 

1220,7 

4,9 

4801,6 

1282,8 

0,46 

1282,3 

67,2 

131 

15 

РАЗДЕЛ O 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ 

ПРОЧИХ 

КОММУНАЛЬНЫХ, 

СОЦИАЛЬНЫХ И 

ПЕРСОНАЛЬНЫХ 

УСЛУГ 

11,3 

2316,8 

24145,2 

0,0 

728,3 

759,3 

14673,8 

258,2 

1191,5 

1,3 

13221,9 

9999,7 

0,9 

9998,7 

313,1 

167 

16 

РАЗДЕЛ P 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ДОМАШНИХ 

ХОЗЯЙСТВ 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

17 

РАЗДЕЛ Q 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬН

ЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

0,0 

27,6 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

27,6 

0,0 

0,2 

0,0 

27,4 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..