ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2013 ГОДУ» - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2013 ГОДУ»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     27      28      29     

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2013 ГОДУ» - часть 29

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды  

451 

рационального  обращения  с  твердыми  бытовыми 
отходами, защиты эко и биосистем. 

Для  школьников  и  студентов  были  организованы 

многочисленные  конкурсы  и  фестивали.  Среди  самых 
масштабных  следует  назвать  Х  Всероссийский  конкурс 
Подрост и Российский национальный юниорский водный 
конкурс.

  

Минприроды  России  совместно  с  Министерством 

образования  и  науки  Российской  Федерации  и  Центром 
международного 

промышленного 

сотрудничества 

ЮНИДО 

в 

Российской 

Федерации 

проведен 

Всероссийский конкурс «Защити озоновый слой и климат 
Земли»  среди  учащихся  школ,  учебных  заведений 
среднего  профессионального  образования  и  высших 
учебных заведений. 

В ноябре 2013 года в Минприроды России состоялась 

научно-практическая 

конференция 

учителей, 

занимающихся экологическим образованием, в рамках III 
Всероссийской 

конференции 

по 

экологическому 

образованию. 

Современные  тенденции  развития  экологического 

образования  показывают,  что  большие  возможности  в 
достижении 

целей 

экологического 

образования 

демонстрирует  система  дополнительного  образования 
детей,  в  рамках  которой  гармонично  сочетаются 
естественнонаучные  подходы  с  гуманитарными  и 
прикладными направлениями деятельности. 

Экологические  конкурсы,  фестивали  и  выставки 

проводились  также  и  для  привлечения  самых  широких 
слоев 

населения, 

специалистов 

различных 

профессиональных  областей.  Так,  в  январе 2013 года 
состоялся  ежегодный  конкурс  для  фотографов  дикой 
природы  «Золотая  черепаха»,  на  котором  было 
представлено  порядка 150 работ.  Значительным 
импульсом  к  популяризации  экологической  тематики 
стало  проведение  в  России  Года  охраны  окружающей 
среды.  Так,  в 2013 году  были  проведены  наиболее 
масштабные  акции,  позволившие  привлечь  внимание 
граждан к проблемам экологии. Всего состоялось более 70 
тысяч  мероприятий  экологической  направленности 
разного  уровня  и  характера,  в  которых  были 
задействованы более 22 миллионов человек. Необходимо 
выделить  следующие  акции – «Ноль  негативного 
воздействия», «Спасти  и  сохранить»,  Всероссийский 
субботник «Зеленая Россия», которые оказались самыми 
массовыми. Пропаганда бережного отношения к природе 
и надлежащего обращения с отходами велась и в рамках 
межведомственного 

сотрудничества 

Минприроды 

России,  Росприроднадзора,  ГУ  МВД  России  и  ОАО 
«РЖД».  Специалисты  данных  учреждений  провели  ряд 
экопросветительских  акций  о  вреде  выбросов  в 
окружающую  среду  с  автомобилистами.  В  рамках 
проведенной  Минприроды  России  акции  «Ноль 
негативного воздействия», было зафиксировано снижение 
количества выбросов в окружающую среду более, чем на 
80 

тонн 

вредных 

веществ. 

Данные 

являются 

значительными,  если  учесть,  что  подобная  Акция 
проводилась  впервые  и  предполагала  приостановку 
производственных циклов всего на 2 часа. 

Дирекциями 

государственных 

природных 

заповедников  и  национальных  парков  проведено 675 
тематических 

мероприятий, 

направленных 

на 

патриотическое  воспитание  граждан:  международная 
акция  «Марш  парков 2013», экологическая  акция 
«Покормите  птиц!»,  создание  эколого-познавательных 
маршрутов,  организация  стационарных  и  передвижных 
фотовыставок 

на 

природоохранную 

тематику, 

тематические  курсы  лекций  и  много  другое.  В 
мероприятиях  приняли  участие  школьники,  студенты, 
преподаватели,  воспитатели,  педагоги  дополнительного 
образования,  сотрудники  государственных  природных 
заповедников  и  национальных  парков,  сотрудники 
ведомственных  организаций  и  администраций,  местное 
население.  

Минприроды  России  в 2013 году  продолжило 

реализацию  программы  признаний  и  поддержки 
экологически ответственных проектов. Проведена премия 
«Лучший  экологический  проект  года»,  международный 
конкурс 

на 

соискание 

Всероссийской 

премии 

«Экологичное развитие – Evolution Awards». Кроме того, 
в  рамках  проведения  Года  охраны  окружающей  среды 
Минприроды  России  организовало  проведение  конкурса 
имени В.М. Пескова «В гармонии с природой», в рамках 
которого  были  отмечены  лучшие  работы  журналистов  и 
фотографов,  освещающих  вопросы  взаимодействия 
человека  и  природы,  ресурсосбережения,  сохранения 
природного разнообразия.  

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ 

ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, 

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И БИЗНЕС-

СООБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ, 

СВЯЗАННЫХ С ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ 

СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ 

БЕЗОПАСНОСТИ 

Участие 

бизнес-сообщества, 

научных 

и 

образовательных 

организаций, 

общественных 

объединений  и  некоммерческих  организаций  в 
разработке,  обсуждении  и  принятии  решений  в 
области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения 
экологической 

безопасности, 

а 

также 

в 

природоохранной деятельности 

В 2013 году  проведено 5 заседаний  Общественного 

совета  при  Минприроды  России.  Среди  обсуждаемых 
вопросов: 

 

предварительные  итоги  реализации  публичной 

декларации  целей  и  задач  Министерства  природных 
ресурсов и экологии Российской Федерации за 2013 год; 

 

проект постановления Правительства Российской 

Федерации  «О  внесении  изменений  в  Федеральную 
целевую программу «Охрана озера Байкал и социально – 
экономическое 

развитие 

Байкальской 

природной 

территории на 2012-2020 годы»; 

 

государственная  программа  «Воспроизводство  и 

использование 

природных 

ресурсов», 

с 

учетом 

проведенных корректировок; 

 

проект 

новой 

редакции 

государственной 

программы Российской Федерации «Охрана окружающей 
среды» на 2012-2020 годы; 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

452  

Государственное управление в области охраны окружающей среды 

 

проект 

федерального 

закона, 

предусматривающий внесение изменений в Федеральный 
закон  от 07.12.2011 №416-ФЗ  «О  водоснабжении  и 
водоотведении»  в  части  сроков  вступления  в  силу 
положений главы 5 закона; 

 

проект распоряжения Правительства Российской 

Федерации об утверждении Государственной программы 
Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 
2013-2020 годы» в новой редакции; 

 

проект распоряжения Правительства Российской 

Федерации  «Об  утверждении  Основ  государственной 
политики  в  области  использования,  охраны,  защиты  и 
воспроизводства  лесов  в  Российской  Федерации  на 
период до 2030 года»; 

 

проект  государственного  доклада  о  состоянии  и 

об  охране  окружающей  среды  Российской  Федерации  в 
2012 году и информация о результатах его общественного 
обсуждения; 

 

проект  федерального  закона  «О  внесении 

изменений  в  Федеральный  закон  «Об  экологической 
экспертизе»; 

 

план  деятельности  Министерства  природных 

ресурсов и экологии Российской Федерации на 2013-2018 
годы; 

 

проект  федерального  закона  «О  внесении 

изменений 

в 

некоторые 

законодательные 

акты 

Российской  Федерации  в  части  регулирования  вопросов 
возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том 
числе 

связанного 

с 

прошлой 

хозяйственной 

деятельностью»; 

 

строительство ЗАО «Северо-Западная фосфорная 

компания» автомобильной дороги в районе планируемого 
национального парка «Хибины»; 

 

проект  федерального  закона  «О  внесении 

изменений  в  статью 23.1 Закона  Российской  Федерации 
«О недрах». 

Участие 

и 

учет 

законных 

интересов 

заинтересованных  сторон  в  процедуре  оценки 
воздействия  хозяйственной  и  иной  деятельности  на 
окружающую среду 

В рамках проведения государственной экологической 

экспертизы  центральным  аппаратом  Росприроднадзора 
выдано 137 положительных заключений государственной 
экологической  экспертизы, 53 - отрицательных; 
территориальными  органами: 730 – положительных 
заключений, 130 - отрицательных. 

Обеспечение 

открытости 

и 

доступности 

информации о состоянии окружающей среды и мерах 
по ее охране, о деятельности органов государственной 
власти и принимаемых ими решениях 

В  течение 2013 года  информация  о  состоянии 

окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности 
органов  государственной  власти  и  принимаемых  ими 
решениях  размещалась  на  официальных  сайтах  в 
информационно-телекоммуникационной сети Интернет:  

Минприроды России – 

www.mnr.gov.ru

Росгидромета – 

www.meteorf.ru

Росводресурсов – 

www.voda.mnr.gov.ru

Рослесхоза - 

www.rosleshoz.gov.ru

Роснедр - 

www.rosnedra.gov.ru

Росприроднадзора – 

www.rpn.gov.ru

охраны озера Байкал - 

www.geol.irk.ru/baikal/baikal.htm

особо 

охраняемых 

природных 

территорий - 

www.zapoved.ru

Обеспечение 

публичности 

информации, 

содержащейся  в  декларациях  и  разрешениях  на 
воздействие  на  окружающую  среду,  за  исключением 
сведений, составляющих охраняемую законом тайну 

Реализация  механизма  возможна  после  принятия 

законопроекта  №584587-5 «О  внесении  изменений  в 
отдельные законодательные акты Российской Федерации 
в  части  совершенствования  нормирования  в  области 
охраны 

окружающей 

среды 

и 

введения 

мер 

экономического 

стимулирования 

хозяйствующих 

субъектов  для  внедрения  наилучших  технологий», 
информация  о  котором  указана  в  подразделе  «Создание 
структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой 
системы  законодательства  Российской  Федерации  в 
области  охраны  окружающей  среды,  обеспечения 
экологической 

безопасности 

и 

рационального 

природопользования» 

раздела 

«Совершенствование 

нормативно-правового обеспечения охраны окружающей 
среды и экологической безопасности». 

Повышение 

информационной 

открытости 

промышленных предприятий в части их негативного 
воздействия 

на 

окружающую 

среду 

и 

предпринимаемых 

мер 

по 

снижению 

такого 

воздействия,  а  также  развитие  добровольных 
механизмов 

экологической 

ответственности 

организаций  с  участием  государства  и  переход 
государственных 

корпораций 

к 

обязательной 

нефинансовой 

отчетности 

в 

области 

охраны 

окружающей  среды  и  обеспечения  экологической 
безопасности  в  соответствии  с  международными 
стандартами. Указанная отчетность подлежит аудиту 
независимыми третьими сторонами и заверяется ими 

Реализация  механизма  возможна  после  принятия 

законопроекта  №584587-5 «О  внесении  изменений  в 
отдельные законодательные акты Российской Федерации 
в  части  совершенствования  нормирования  в  области 
охраны 

окружающей 

среды 

и 

введения 

мер 

экономического 

стимулирования 

хозяйствующих 

субъектов  для  внедрения  наилучших  технологий», 
информация  о  котором  указана  в  подразделе  «Создание 
структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой 
системы  законодательства  Российской  Федерации  в 
области  охраны  окружающей  среды,  обеспечения 
экологической 

безопасности 

и 

рационального 

природопользования» 

раздела 

«Совершенствование 

нормативно-правового обеспечения охраны окружающей 
среды и экологической безопасности». 

 

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО 

СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ 

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

 
Реализация  мер  по  активизации  сотрудничества  с 

иностранными  государствами  и  международными 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды  

453 

организациями 

в 

природоохранной 

сфере, 

направленных  на  более  эффективное  отстаивание  и 
защиту интересов Российской Федерации при участии 
в 

международных 

договорах 

природоохранной 

направленности,  а  также  парирование  угроз, 
связанных с трансграничным загрязнением 

Международное 

сотрудничество 

Российской 

Федерации  в  области  охраны  окружающей  среды  и 
обеспечения  экологической  безопасности  развивается  в 
рамках  многосторонних  конвенций  и  соглашений, 
международных  организаций,  а  также  двусторонних 
договоров  и  соглашений  со  странами  СНГ,  ближнего  и 
дальнего зарубежья. 

Двустороннее  сотрудничество  в  области  охраны 

окружающей среды ведется более чем с 50 зарубежными 
странами. Наиболее активное сотрудничество в указанной 
области ведется с Китаем, Республикой Корея, Японией, 
Казахстаном,  Узбекистаном,  Арменией,  Белоруссией, 
Молдавией,  Абхазией,  Эстонией,  Кубой,  Данией, 
Норвегией,  Германией,  США,  Венгрией,  Финляндией, 
Швецией, Монголией. 

 Двустороннее  сотрудничество  осуществляется  в 

рамках 

реализации 

межправительственных 

и 

межведомственных  соглашений,  а  также  меморандумов. 
Для  их  реализации  созданы  и  на  постоянной  основе 
действуют рабочие органы.  

В 2013 году подписано: 

-межправительственные соглашения: 
-  Соглашение  между  Правительством  Российской 

Федерации  и  Правительством  Китайской  Народной 
Республики  об  охране  перелетных  птиц  и  их 
местообитания; 

-  Соглашение  между  Правительством  Российской 

Федерации  и  Правительством  Республики  Белоруссия  о 
сотрудничестве в Антарктике; 

-  Соглашение  между  Правительством  Российской 

Федерации  и  Правительством  Республики  Казахстан  по 
профилактике и тушению лесных и степных пожаров на 
приграничных территориях; 

Соглашение 

о 

сотрудничестве 

между 

Правительством  Российской  Федерации  и  Программой 
ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Совместно с ЮНЕП 
разработан  Рабочий  план  по  его  реализации,  выделены 
направления для приоритетной реализации. 

-межведомственные соглашения: 
-  Соглашение  между  Министерством  природных 

ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  и 
Государственным  комитетом  Республики  Узбекистан  по 
охране  природы  о  сотрудничестве  в  области  охраны 
окружающей среды; 

-  Соглашение  между  Министерством  природных 

ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  и 
Министерством науки, технологий и окружающей среды 
Республики  Куба  о  сотрудничестве  в  области 
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. 

-меморандумы: 

Меморандум 

о 

взаимопонимании 

между 

Министерством  природных  ресурсов  и  экологии 
Российской  Федерации  и  Министерством  природных 
ресурсов и охраны окружающей среды Социалистической 
Республики Вьетнам о сотрудничестве в области геологии 
и недропользования; 

Меморандум 

о 

взаимопонимании 

между 

Министерством  природных  ресурсов  и  экологии 
Российской  Федерации  и  Центром  по  разведению  и 
сохранению  птиц  Объединенных  Арабских  Эмиратов  о 
сотрудничестве в области сохранения биоразнообразия. 

Минприроды  России  от  имени  Правительства 

Российской 

Федерации 

заключены 

межправительственные  двусторонние  соглашения  о 
рациональном  использовании  и  охране  трансграничных 
водных 

объектов 

со 

странами, 

имеющими 

трансграничные 

воды 

с 

Россией 

(Казахстан, 

Азербайджан,  Абхазия,  Белоруссия,  Монголия,  Китай, 
Финляндия, Украина и Эстония).  

Готовятся 

к 

подписанию: 

с 

Монголией - 

межправительственное  Соглашение  об  охране  лесов  от 
пожаров 

на 

территориях 

примыкающих 

к 

государственной 

границе; 

межправительственное 

Соглашение  о  создании  трансграничного  резервата 
“Истоки  Амура;  с  Норвегией - межведомственный 
Меморандум  о  взаимопонимании  о  сотрудничестве  по 
наблюдению белых медведей в регионе Баренцева моря; с 
США - Меморандум  о  взаимопонимании  между 
Правительством 

Российской 

Федерации 

и 

Правительством  США  о  символическом  объединении 
национальных  парков  в  районе  Берингова  пролива,  с 
Казахстаном- 

проект 

межправительственного 

Соглашения по сохранению экосистемы трансграничной 
реки Урал. 

С  Республикой  Корея  достигнута  договоренность  о 

создании  Подкомитета  по  изучению,  сохранению, 
восстановлению  и  обмену  редкими  видами  животных 
Российско-Корейского  совместного  Комитета  по  охране 
окружающей среды. 

В 2013 году  обеспечено  взаимодействия  по  ряду 

многосторонних конвенций: 

Конвенция 

по 

охране 

и 

использованию 

трансграничных водотоков и международных озер  

В 2013 году  состоялись: 1-е  совещание  Целевой 

группы  по  взаимосвязи  между  водой,  продовольствием, 
энергией  и  экосистемам;  заседание  Рабочей  группы  по 
интегрированному  управлению  водными  ресурсами; 
совещания Бюро Конвенции. 

В ходе указанных мероприятий рассмотрены вопросы 

укрепления  партнерства  с  ЮНЕСКО  и  Глобальным 
экологическим  фондом  ООН  (ГЭФ);  деятельности 
Международного  центра  по  оценке  водных  ресурсов; 
Одним из ключевых моментов стало обсуждение вопроса 
о  целесообразности  введения  системы  периодической 
отчетности  в  Конвенции,  которую  активно  продвигают 
представители ряда стран ЕС. В итоге было поддержано 
решение о рассылке сторонам Конвенции вопросника для 
формирования 

коллегиального 

мнения 

о 

целесообразности  подготовки  и  возможном  содержании 
национальных  отчетов  о  выполнении  Конвенции  в 
дополнение к имеющимся форматам.  

Конвенции  по  защите  морской  среды  района 

Балтийского моря (Хельсинкская конвенция)  

В  работе  Министерской  сессии  Комиссии  по  защите 

морской  среды  Балтийского  моря,  состоявшейся  в 2013 
году,  принята  Министерская  декларация  по  оценке  и 
эффективности выполнения Плана действий 2007 года по 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

454  

Государственное управление в области охраны окружающей среды 

Балтийскому морю. При подготовке проекта Декларации 
ХЕЛКОМ - 2013 в  морской  области  важнейшим 
обсуждаемым  вопросом  явился  вопрос  о  сроках 
представления  совместного  документа  стран-участниц 
ХЕЛКОМ  в  Международную  морскую  организацию 
(ИМО) по приданию Балтийскому морю статуса «района 
контроля выбросов окислов азота с судов» (NOx Emission 
Control Area, далее – NECA). 

В  ходе  сессии  была  представлена  детальная 

информации  об  экологической  политики  России  в 
регионе, в том числе о деятельности по реализации Санкт-
Петербургской 

инициативы 

(СПИ) 

в 

качестве 

региональной  сети,  объединяющей  деловое  и  научное 
сообщества,  а  также  неправительственные  организации, 
которая будет действовать как механизм государственно-
частного практического взаимодействия с целью развития 
трансграничного 

сотрудничества, 

экономически 

обоснованных  действий  и  проектов  на  благо  экологии 
региона Балтийского моря. Проекты по реализации СПИ 
вызвали у участников сессии значительный интерес, в том 
числе  инициатива  ОАО  «Газпром»  по  переходу  на 
сжиженный  природный  газ  в  качестве  бункеровочного 
топлива в регионе Балтийского моря, проект ЕБРР и ГЭФ 
«Зеленое  судоходство» (Green Shipping), позволяющий 
путем 

льготного 

кредитования 

заинтересованных 

институтов  содействовать  переоборудованию  портовых 
сооружений и судоходной отрасли. 

Рамочная  конвенция  по  защите  морской  среды 

Каспийского моря (Тегеранская конвенция) 

В 2013 году  продолжалась  разработка  проектов  трех 

приоритетных  протоколов  к  Конвенции:  Протокола  по 
защите  Каспийского  моря  от  загрязнения  из  наземных 
источников  и  в  результате  осуществляемой  на  суше 
деятельности; 

Протокола 

по 

сохранению 

биоразнообразия;  Протокола  по  оценке  воздействия  на 
окружающую  среду  в  трансграничном  контексте. 
Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из 
наземных источников и в результате осуществляемой на 
суше деятельности Тегеранской конвенции, был принят в 
2013году.  Подписание  данного  Протокола  обеспечило 
выполнение  поручения  президентов  прикаспийских 
государств  по  итогам  третьего  Каспийского  саммита 
(ноябрь 2010 г.,  Баку)  о  необходимости  завершения 
согласования этого Протокола к Тегеранской конвенции. 

Конвенции  о  предотвращении  загрязнения  моря 

сбросами отходов и других материалов 

В 2013 году  продолжалась  плановая  работа  по 

обеспечению  выполнения  российский  обязательств  в 
рамках  Конвенции  о  предотвращении  загрязнения  моря 
сбросами  отходов  и  других  материалов  (Лондонская 
конвенция) 1972 и Протокола 1996 года к ней. 

Конвенция о биологическом разнообразии 
Одним  из  стратегических  направлений  работы 

Конвенции  о  биологическом  разнообразии  (КБР) 
определено  сохранение  и  устойчивое  использование 
биологического 

разнообразия 

морей. 

Решениями 

Конференций  Сторон  определена  задача  по  выявлению 
морских 

акваторий 

высокой 

экологической 

и 

биологической  значимости  в  соответствии  с  методикой, 
разработанной  и  принятой  всеми  Сторонами  в  рамках 
КБР.  Для  выполнения  Сторонами  данной  задачи 

организуется  ряд  специальных  экспертных  совещаний  в 
различных  регионах  мира  с  участием  представителей 
государственных  органов,  научных,  экспертных  и 
экологических  организаций  прибрежных  государств. 
Совещания  проходят  в  прибрежных  странах  по 
приглашению  этих  государств.  Подобные  совещания 
прошли  для  Северной  и  Западной  Атлантики,  южной 
части  Тихого  океана,  Индийского  океана,  центральной 
части Тихого океана.  

С 25 февраля  по 1 марта 2013 года  совещание  по 

определению  наиболее  экологически  значимых  морских 
районов  в  Северной  части  Тихого  океана  с  участием 
представителей  России,  Канады,  Республики  Корея, 
КНДР,  США  и  Японии  состоялось  в  Москве  в 
Минприроды  России.  По  итогам  совещания  определены 
20 районов в северной части Тихого океана, отвечающие 
критериям  наиболее  экологически  значимых  морских 
районов.  Указанные  районы  будут  представлены  на 
рассмотрение 12-му совещанию Конференции Сторон (в 
Республике  Корея, 2014 г.)  для  утверждения  в  качестве 
особо охраняемых (морских) природных территорий. 

В рамках проекта ЮНЕП/ГЭФ Российской Стороной в 

2013  году  начата  разработка  Национальной  стратегии  и 
Плана  действий  по  реализации  положений  Конвенции. 
Документы направлены на решение вопросов, связанных 
с сохранением биологического разнообразия Российской 
Федерации. 

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 
Конвенции  ООН  по  борьбе  с  опустыниванием  (КБО) 

принадлежит 

ключевая 

роль 

в 

координации 

международной 

деятельности 

в 

системе 

ООН, 

направленной  на  борьбу  с  явлениями  опустынивания  и 
деградации  почв  в  аридных  климатических  зонах. 
Делегация  Российской  Федерации  приняла  участие  в 
работе 11-й  сессии  Конференции  Сторон  КБО. 
Деятельность  стран,  входящих  в  приложение 5 к  КБО, 
куда  входит  и  Россия,  нацелена  на  укрепление 
национального потенциала в области изучения, анализа и 
выработки мер по борьбе с последствиями засухи, а также 
по предотвращению увеличения площадей опустыненных 
и деградированных земель.  

Конвенция  о  международной  торговле  видами 

дикой  фауны  и  флоры,  находящимися  под  угрозой 
исчезновения (СИТЕС) 

В  марте 2013 года  состоялась 16-я  Конференция 

Сторон  СИТЕС.  В  ходе  мероприятия  было  внесено 
предложение о внесении белого медведя в Приложение I 
СИТЕС.  Предложение  вызвало  большой  интерес  и 
дискуссии, состоялись неформальные встречи с участием 
представителей  стран  ареалов  обитания  белого  медведя, 
Европейского  Союза  и  Еврокомиссии.  Позиции  стран 
ареалов  обитания  белого  медведя  резко  разделились: 
Россия и США выступали с поддержкой необходимости 
переноса указанного вида из Приложения II в Приложение 
I  СИТЕС,  в  связи  с  ростом  коммерческого  спроса  на 
шкуры  и  увеличением  добычи  медведей  даже  из 
сокращающихся  субпопуляций  на  территории  Канады. 
Также  Россия  заявила  о  том,  что  собирается  внести 
предложение  на 17-й  Конференции  Сторон  о  переводе 
сайгака  в I Приложение  СИТЕС.  В  настоящее  время 
готовятся обосновывающие материалы и заявка от России 
по данному вопросу. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды  

455 

При  активном  участии  Российской  делегации 

утвержден  новый  состав  Постоянного  комитета  и 
комитетов  по  растениям  и  животным.  Представитель 
Российской Федерации остается альтернативным членом 
руководящего органа СИТЕС до 17 Конференции Сторон 
СИТЕС. 

Государства – Стороны Конвенции объявили 3 марта 

Международным днем дикой природы.  

Азиатский 

и 

Африканский 

банки 

развития, 

Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Всемирный банк 
и Программа развития ООН приняли участие в настоящей 
сессии, подчеркнув тем самым необходимость увеличить 
капиталовложения  в  выполнение  положений  СИТЕС. 
Государства – Стороны СИТЕС приняли решение изучить 
возможность  и  сделать  ГЭФ  финансовым  инструментом 
Конвенции.  

На  Конференции  развернулась  широкая  кампания  за 

включение  редких  видов  акул,  одного  вида  мант  и  двух 
видов  скатов  в  Приложение II СИТЕС.  По  результатам 
голосования все предложения по указанным видам, кроме 
двух видов скатов были приняты. 

На 

Конференции 

были 

актуализированы 

решения/резолюции по ряду видов животных и растений, 
обитающих  и  произрастающих  на  территории  России 
(белый  медведь,  тигр,  осетровые  виды  рыб,  женьшень, 
сайгак и т. д.).  

5 марта 2013 года проведен прием и фотовыставка от 

имени  Российской  Федерации  по  Белому  медведю.  Все 
выступающие  отметили  важность  внесения  Белого 
медведя в Приложение I СИТЕС.  

Параллельно  с  основной  сессией  состоялось  первое 

глобальное совещание сетей правоприменения по охране 
живой  природы  с  целью  улучшения  регионального 
потенциала  и  координации  правоприменения  для 
реагирования на серьезные угрозы для дикой природы со 
стороны  криминальных  структур.  На  мероприятия 
Международного 

консорциума 

по 

борьбе 

с 

преступлениями  в  сфере  дикой  природы (ICCWC) для 
того,  чтобы  обсудить  трансграничные  преступления 
против 

дикой 

природы, 

собрались 

министры, 

представители  сетей  правоприменения  по  охране  живой 
природы,  Азиатского  банка  развития,  председатели 
верховных  судов,  высшие  чиновники  органов  юстиции, 
старшие  офицеры  полиции,  таможни  и  органов 
правоприменения. 

Международная торговля палисандровым и эбеновым 

деревом  из  Азии,  Центральной  Америки  и  Мадагаскара 
отныне регулируется СИТЕС. Быстро растущий спрос на 
эту  ценную  тропическую  древесину  твердых  пород 
вызывал  серьезные  опасения  по  поводу  того,  что 
нерегламентированная  заготовка  леса  приведет  к 
сокращению популяции уже редких видов. 

Страны  ареала,  включая  принимающую  сторону – 

Таиланд, считают, что урегулирование в рамках СИТЕС 
поможет им более устойчиво управлять данным ценным 
природным  ресурсом.  Конференция  также  рассмотрела 
вопрос  о  трансграничном  перемещении  музыкальных 
инструментов.  В  рамках  СИТЕС  были  согласованы 
специальные  процедуры  для  музыкантов  и  организаций, 
путешествующих  с  музыкальными  инструментами  из 
ценных  пород  древесины,  такие  как  бразильское 
палисандровое  дерево  и  других  видов,  перечисленных  в 
Конвенции. 

Конвенция  по  сохранению  мигрирующих  видов 

диких животных (Боннская конвенция) 

В  настоящее  время  Российская  Федерация  является 

Стороной  двух  меморандумов,  действующих  в  рамках 
Боннской  конвенции:  Меморандума  о  взаимопонимании 
относительно  мер  по  сохранению  сибирского  журавля 
(стерха),  а  также  Меморандума  о  взаимопонимании 
относительно сохранения, восстановления и устойчивого 
использования антилопы сайги.  

В 2013 году  в  Минприроды  России  при  поддержке 

Секретариата  Соглашения  по  охране  афро-евразийских 
мигрирующих водно-болотных птиц Боннской конвенции 
(AEWA)  прошел  Международный  семинар  с  участием 
представителей российских природоохранных ведомств и 
экспертного  сообщества  России,  Норвегии,  Швейцарии, 
Франции, Южной Африки по вопросам присоединения к 
AEWA.  Участники  обсудили  опыт  сотрудничества 
европейских  стран  с AEWA в  рамках  Боннской 
конвенции,  а  также  перспективы  присоединения 
Российской Федерации к нему.  

 

Международная китобойная комиссия 
Состоялось 65-е  заседание  Научного  комитета 

Международной китобойной комиссии, его подкомитетов 
и рабочих групп. Россия представила на Научный комитет 
материалы  по  анализу  аборигенного  промысла  серых  и 
гренландских китов на Чукотке за прошедшую пятилетку 
(2008-2012  гг.)  и  результатам  промысла  и  научных 
исследований  в 2012 году.  По  результатам  доклада 
российской  стороны  по  численности,  распространению, 
генетической структуре группировок и квотам на изъятие 
белух в Охотском море Научный комитет дал несколько 
рекомендаций.  Научный  комитет  принял  следующие 
оценки  численности:  средний  общий  запас  белух  в 
Охотском  море  составляет 12226 особей,  в  том  числе  в 
западной  части – 9560, северо-восточной  части – 2666 
особей. Предложено ограничивать живоотлов скоплений 
белух в Сахалинском заливе (включая Амурский лиман), 
в  заливах  Ульбанском,  Тугурском  и  Удской  губе.  Для 
залива Николая устанавливать нулевую квоту изъятия, в 
связи с малочисленностью местного скопления. Квоту для 
белухи  Северо-Охотоморской  и  Западно-Камчатской 
рыбопромысловых подзон не устанавливать до получения 
корректных  данных  по  численности,  распространению, 
структуре популяции и отдельных скоплений, аналогично 
тому,  как  это  было  сделано  для  западно-охотской 
популяции.  По  результатам  рассмотрения  материалов 
России,  Мексики,  Японии,  Республики  Корея  по 
изучению  серых  и  гренландских  китов  заседание 
Научного  комитета  продемонстрировало,  что  запасы 
серых  и  гренландских  китов  в  Северной  Пацифике 
продолжают  расти,  необходимости  пересматривать 
установленные шестилетние блок-квоты нет.  

Базельская 

конвенция 

о 

контроле 

за 

трансграничной  перевозкой  опасных  отходов  и  их 
удалением,  Стокгольмская  конвенция  о  стойких 
органических 

загрязнителях, 

Роттердамская 

конвенция 

о 

процедуре 

предварительного 

обоснованного  согласия  в  отношении  отдельных 
опасных  химических  веществ  и  пестицидов  в 
международной торговле  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

456  

Государственное управление в области охраны окружающей среды 

В 2013 году состоялось 11-е совещание Конференции 

Сторон Базельской конвенции. Стороны приняли основы 
для 

экологически 

обоснованного 

использования 

некоторых  опасных  и  других  отходов  и  согласились  в 
течение  следующих  двух  лет  разработать  технические 
руководящие  принципы  трансграничной  перевозки 
электронных  и  электротехнических  отходов  (э-отходы). 
На  совещании  также  было  принято  решение  о  круге 
ведения  вновь  созданной  экологической  сети  для 
оптимизации борьбы  с  незаконным  оборотом  опасных  и 
других  отходов  за  счет  лучшего  осуществления  и 
обеспечения 

соблюдения 

национального 

законодательства. 

Состоялось 6-е 

совещание 

Конференции  Сторон  Стокгольмской  конвенции  о 
стойких 

органических 

загрязнителях 

(СОЗ), 

по 

результатам  которого  принято  решение  о  включении 
нового вещества – гексабромциклодекана в Приложение 
А к Конвенции для запрета производства, использования 
и  ликвидации  его  существующих  запасов  экологически 
безопасным образом. 

В 2013 году  состоялось  заседание  Комитета  по 

рассмотрению  стойких  органических  загрязнителей 
Стокгольмской  конвенции  о  стойких  органических 
загрязнителях 

(СОЗ), 

по 

результатам 

которого 

предложено  включить  два  дополнительных  химических 
вещества 

под 

юрисдикцию 

Конвенции: 

полихлорированные 

нафталины 

(ПХН) 

и 

гексахлорбутадиен  (ГХБД),  с  целью  их  окончательной 
ликвидации.  

Состоялось 6-е  совещание  Конференции  Сторон 

Роттердамской конвенции о процедуре предварительного 
обоснованного согласия в отношении отдельных опасных 
химических  веществ  и  пестицидов  в  международной 
торговле,  в  ходе  которого  впервые  с  момента  принятия 
Конвенции  в 1998 году  принято  решение  о  включении 
четырех  веществ  (азинфосметил,  пентаБДЭ,  октаБДЭ  и 
ПФОС) в Приложение III к Конвенции. 

Кроме  того,  прошло  второе  совместное  совещание 

Конференций  Сторон  Базельской,  Стокгольмской  и 
Роттердамской  конвенций.  В  ходе  совещания  было 
решено расширять сотрудничество не только между тремя 
химическими конвенциями, но и улучшать координацию 
с таким важным соглашением как Стратегический подход 
к  международному  регулированию  химических  веществ 
(СПМРХВ). Доклад о результатах такого сотрудничества 
и  выполнения  цели 2020 года  по  рациональному 
управлению  химическими  веществами  на  протяжении 
всего  жизненного  цикла,  включая  опасные  отходы, 
планируется  представить  на  следующей  совместной 
Конференции Сторон в 2015 году.  

Венская  конвенция  об  охране  озонового  слоя 

(1985  г.)  и  её  Монреальский  протокол  по  веществам, 
разрушающим озоновый слой (1987 г.) 

На 25-й  сессии  Совещания  Сторон  Монреальского 

протокола (21–25 октября 2013 г.) российской делегацией 
успешно решена задача о выделении России квот на 2014 
год на использование хладона ХФУ-113 для применения в 
ракетно-космической  промышленности (85 метрических 
тонн)  и  хладонов  ХФУ-11  и  ХФУ-12 (212 метрических 
тонн)  для  производства  медицинских  дозированных 
ингаляторов. 

Получение согласия Сторон Монреальского протокола 

по указанным заявкам было обусловлено тем, что Россия 
должна будет: 

-  прекратить  использование  озоноразрушающих 

веществ ХФУ-11 и ХФУ-12 с 2015 года, поскольку к этому 
времени 

запланировано 

завершение 

проекта 

ГЭФ/ЮНИДО  по  переходу  на  озонобезопасные 
технологии  при  производстве  в  России  медицинских 
дозированных ингаляторов;  

- перейти на альтернативные вещества и отказаться от 

использования  растворителя  ХФУ-113  в  производстве 
ракетной  техники  к 2016 году,  на  чем  настаивают 
Евросоюз и ряд других Сторон Монреальского протокола. 

В  целях  выполнения  Венской  конвенции  и 

Монреальского протокола данные наблюдений за общим 
содержанием озона (ОСО), проводимых на 28 российских 
озонометрических  станциях,  регулярно  направлялись  в 
Мировой  центр  данных  по  озону  и  ультрафиолетовой 
(УФ) радиации (WMO World Ozone and UV Data Centre – 
WOUDC)  при  Службе  окружающей  среды  в  Канаде 
(Environment Service of Canada). Не  прерывались 
измерения  ОСО  и  на  трех  станциях  в  Антарктиде 
(Мирный, Новолазаревская, Восток). Данные российских 
станций  ежедневно  отражаются  на  карте  WOUDC            
(http://exp-studies.tor.ec.gc.ca/e/ozone/Curr_allmap.htm). 
Выполняется  построение  карт  распределения  ОСО  над 
территорий 

России 

и 

прилегающих 

государств, 

выявляются  аномалии  и  анализируются  причины  их 
возникновения.  

Рамочная  конвенция  ООН  об  изменении  климата 

(РКИК ООН) и её Киотский протокол 

Основным  результатом 19-ой  сессии  Конференции 

Сторон  РКИК  ООН  и 9-й  сессии  Конференции  Сторон 
РКИК ООН, действующей в качестве Совещания Сторон 
Киотского  протокола  (Варшава,  Польша, 11-22 ноября 
2013 г.), стало принятие «дорожной карты» по выработке 
и  согласованию  к  декабрю 2015 года  нового 
всеобъемлющего соглашения по климату. Переговорный 
процесс  в  Варшаве  показал,  что  противоречия  между 
развивающимися  и  развитыми  странами,  имеющими 
разные  позиции  и  подходы  к  решению  проблемы 
изменения  климата,  ещё  более  обострились.  С  большим 
трудом  был  принят  компромиссный  вариант  бюджета 
Секретариата  РКИК  ООН  на  фоне  все  возрастающих 
финансовых  требований  со  стороны  развивающихся 
стран.  Финансирование  Зеленого  климатического  фонда 
(ЗКФ),  штаб-квартира  которого  располагается  в  Южной 
Корее, пока не подкреплено никакими решениями Сторон. 
Актуализированы  и  утверждены  материалы  по  формату 
отчетности Сторон в рамках второго периода обязательств 
по  Киотскому  протоколу  (с 2013 г.  по 2020 г.), 
обеспечивающие приемлемую для Российской Федерации 
методологическую  базу  участия  в  работе  по  Киотскому 
протоколу,  когда  Россия  не  несет  количественных 
обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. 
Большинство  НПО  и  общественных  экологических 
организаций  объявили  провальной  конференцию  в 
Варшаве  и  покинули  её  в  знак  протеста  за  три  дня  до 
окончания сессии. 

В  рамках  работы  Межправительственной  группы 

экспертов  по  изменению  климата  (МГЭИК)  эксперты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды  

457 

Росгидромета  принимали  участие  в  подготовке  Пятого 
оценочного доклада МГЭИК. 

Конвенция Европейской экономической комиссии 

ООН 

о 

доступе 

к 

информации, 

участии 

общественности  в  процессе  принятия  решений  и 
доступе  к  правосудию  по  вопросам,  касающимся 
окружающей среды (Орхусская конвенция)  

Подготовлен 

законопроект 

по 

присоединению 

Российской  Федерации  к  Конвенции.  Минприроды 
России совместно с МИД России в марте 2013 года внесли 
этот  законопроект  в  Правительство  Российской 
Федерации. Минприроды России подготовлен план работ, 
согласованный  с  заинтересованными  федеральными 
органами исполнительной и судебной власти, призванный 
привести  российское  законодательство  в  соответствие 
требованиям  Орхусской  конвенции  для  безусловного 
выполнения  обязательств  Российской  Федерации  после 
принятия решения о присоединении к этой Конвенции. 

Конвенция об оценке воздействия на окружающую 

среду в трансграничном контексте и ее Протокола по 
стратегической экологической оценке 

Минприроды  России  подготовлены  проекты  планов 

работ  по  подготовке  нормативных  правовых  актов, 
обеспечивающих  реализацию  положений  Конвенции  об 
оценке 

воздействия 

на 

окружающую 

среду 

в 

трансграничном  контексте  (Эспо)  и  Протокола  по 
стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо 
(Протокол  по  СЭО)  на  национальном  уровне.  Эти 
документы  предусматривают  внесение  изменений  в 
законодательство  Российской  Федерации  об  охране 
окружающей  среды,  об  экологической  экспертизе,  о 
континентальном  шельфе  Российской  Федерации,  об 
исключительной 

экономической 

зоне 

Российской 

Федерации, 

о 

внутренних 

морских 

водах, 

территориальном  море  и  прилежащей  зоне  Российской 
Федерации, а также ряда других нормативных правовых 
актов.  Вопрос  о  сроках  ратификации  Конвенции  Эспо  и 
присоединения 

к 

Протоколу 

по 

СЭО 

будет 

рассматриваться  в  увязке  с  завершением  реализации 
указанных планов.  

По  результатам  состоявшихся  по  инициативе 

Секретариата  Конвенции  Эспо 1 февраля 2013 года  в 
Копенгагене  (Дания),  в  соответствии  с  обращением 
компании  «Норд  Стрим  АГ»  консультаций  с  участием 
представителей  Российской  Федерации,  Германии, 
Дании,  Финляндии,  Швеции  и  компании  «Норд  Стрим 
АГ»  разработчиками  проекта  было  подготовлено 
описание  планируемого  строительства 3-й  и 4-й  ниток 
газопровода  «Северный  поток».  Указанный  документ 
направлен  «Норд  Стрим  АГ»  всем  заинтересованным 
сторонам Конвенции Эспо с тем, чтобы ускорить процесс 
подготовки  и  согласования  международной  ОВОС  по 
проекту.  Кроме  того,  принимая  во  внимание  обращение 
компании  «Норд  Стрим  АГ»,  выражавшей  готовность 
разработать  ОВОС  по  проекту  в  соответствии  с 
требованиями 

Конвенции 

Эспо, 

достигнута 

договоренность  с  представителями  природоохранных 
ведомств Германии, Дании, Финляндии, Швеции о начале 
процесса  подготовки  международной  ОВОС  нового 
проекта  газопровода  «Северный  поток»  после  обмена 
соответствующими уведомлениями 

Финляндская  сторона  в 2013 года  в  соответствии  со 

статьей 3 Конвенции  Эспо  уведомило  Минприроды 
России 

о 

планируемом 

к 

реализации 

проекте 

строительства АЭС в Пюхяйоки и проекте строительства 
сооружений  очистки  сточных  вод  в  Лапеенранте. 
Принимая  во  внимание,  что  данные  проекты  могут 
оказать негативное трансграничное влияние, финляндская 
сторона  проинформирована  о  том,  что  не  исключена 
возможность участия российских экспертов  в  процедуре 
трансграничной  ОВОС  по  вышеуказанным  проектам  в 
порядке, установленном статьями 4 и 5 Конвенции Эспо.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

458  

Выводы и предложения 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

 
 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

И МЕР ПО ЕЕ ОХРАНЕ В 2013 ГОДУ 

 

ГЛАВА 

ДОКЛАДА 

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

 АТ

МОСФЕР

-

НОГО

 ВОЗДУХА

 И

 РАЗРУШЕ

-

НИЕ

 ОЗОНОВОГО

 СЛОЯ

 

Объем выбросов вредных (загрязняющих) ве-
ществ в атмосферный воздух от стационарных 
источников в целом по Российской Федерации 
полностью рассогласован (имеет абсолютный де-
каплинг) с ростом ВВП. 
 

Практически не уменьшается валовый объем вы-
бросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо-
сферный воздух от передвижных источников. 

Установленный целевой показатель по сниже-
нию количества городов с высоким и очень вы-
соким уровнем загрязнения атмосферного воз-
духа достигнут. 

Установленный целевой показатель по сниже-
нию численности населения, проживающего в 
городах с высоким и очень высоким уровнем за-
грязнения атмосферного воздуха не достигнут. 

Выполнение обязательств в рамках Монреаль-
ского протокола по веществам, разрушающим 
озоновый слой, к Венской конвенции об охране 
озонового слоя обеспечивается. 

Установленные целевые показатели по сниже-
нию выбросов загрязняющих веществ в топ-
ливно-энергетическом комплексе и металлургии 
не достигнуты. 

ИЗМЕНЕ

НИЕ

 КЛИ

-

МАТА

 

Выполнение обязательств в рамках Киотского 
протокола к Рамочной конвенции ООН об изме-
нении климата обеспечивается. Объем выбросов 
парниковых газов (ПГ) (т. СО2-экв) на душу 
населения меняется незначительно при росте 
промышленного производства. 

В 2013 году отмечалось очень большое количе-
ство метеорологических опасных явлений – 545. 
Среди наиболее частых метеорологических 
опасных явлений отмечены сильные осадки, 
комплексные метеорологические явления, ветер.

 

В целом за год и во все сезоны, кроме зимы, на 
территории РФ продолжается потепление. Ско-
рость роста среднегодовой температуры (линей-
ный тренд) составила 0.41оС/10 лет. 
 

СОСТОЯНИЕ

 ВОДНЫХ

 РЕСУРСОВ

 

Общий объем забора воды (включая морскую) из 
природных водных объектов, в том числе забора 
воды для использования, постепенно снижается. 

Потери воды при транспортировке практически 
не меняются и составляют около 10% забранной 
для использования воды. 

Использование свежей воды, в том числе на хо-
зяйственно-питьевые и производственные 
нужды, имеет тенденцию к сокращению. 

Несмотря на наметившуюся положительную 
тенденцию уменьшения антропогенной нагрузки 
на отдельные водные объекты, адекватного 
улучшения качества поверхностных вод не про-
исходит. Качество пресной и прибрежных мор-
ских вод остается в целом стабильно низким. 

Расходы воды в системах оборотного и по-
вторно-последовательного водоснабжения уве-
личиваются, что является важным водосберегаю-
щим и водоохранным индикатором. 

Качество воды, используемой на питьевые и хо-
зяйственно-бытовые нужды, в основном, отве-
чает современным требованиям. 

 

Общий объем сточных вод снижается, в основ-
ном, за счет снижения сбросов предприятиями 
агропромышленного комплекса (сельского и 
рыбного хозяйств) обрабатывающих произ-
водств, предприятий по производству и распре-
делению электроэнергии, газа и воды. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Выводы и предложения  

459 

ГЛАВА 

ДОКЛАДА 

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ЗЕМЕЛЬ

-

НЫЕ

 РЕ

-

СУРСЫ

 

 

Водной эрозии подвержено 17,8% площади сель-
скохозяйственных угодий, ветровой – 8,4%, пе-
реувлажненные и заболоченные земли занимают 
12,3%, засоленные и солонцеватые – 20,1% сель-
скохозяйственных угодий. 

БИОРАЗНООБРАЗИЕ

 

Доля площади Российской Федерации, занятая 
особо охраняемыми природными территориями 
федерального, регионального и местного значе-
ния, доля субъектов Российской Федерации, 
имеющих красные книги субъектов Российской 
Федерации, изданные в установленном порядке, 
в общем количестве субъектов Российской Феде-
рации соответствует установленным целевым 
показателям. 

Не снижается количество нарушений на терри-
ториях ООПТ. Только на территориях заповед-
ников и национальных парков было зафиксиро-
вано более 10 тыс. нарушений природоохран-
ного законодательства.  

Численность большинства основных видов охот-
ничьих животных является стабильной. 

Площадь покрытых лесом земель лесного фонда 
(лесопокрытых земель) по отношению к 2010 
году сокращается. 

 

Сохраняется стабильно высокая численность 
волка 

 

Невозможность обеспечить эффективную 
охрану охотничьих угодий в связи с недостаточ-
ным финансированием 

ТРАНСПОРТ

 

Грузооборот железнодорожного и трубопровод-
ного транспорта составляет более 90% всего гру-
зооборота страны, что способствует в целом сни-
жению негативного воздействия грузоперевозок 
на окружающую среду. 

Доля автомобильных транспортных средств воз-
растом более 10 лет и экологическим классом 
Евро0 не уменьшается и составляет более 50% 
всех транспортных средств. 

 

Доля грузо- и пассажирооборота водным транс-
портом падает, замещаясь грузо- и пассажиро-
оборотом автомобильного транспорта. 

С

 

Объем вносимых в целом по Российской Феде-
рации в сельском хозяйстве удобрений и пести-
цидов практически неизменен год от года и поз-
воляет оценить их воздействие на окружающую 
среду как минимальное. 

 

ОТХОДЫ

 

В официальной статистике начато ведение учета 
объемов образования, использования и обезвре-
живания, захоронения и хранения твердых ком-
мунальных отходов. 

Объем образования отходов всех классов опас-
ности из года в год практически в два раза пре-
вышает объем использования и обезвреживания 
отходов, что продолжает увеличивать нагрузку 
на окружающую среду. 

Установленный целевой показатель снижения 
объема образования отходов всех классов опас-
ности на единицу ВВП достигнут. 

 
 

Установленный целевой показатель по доле ис-
пользованных и обезвреженных отходов от об-
щего количества образующихся отходов I-IV 
классов опасности достигнут. 

 

ЭНЕРГЕТИКА

 

Энергоемкость (конечное энергопотребле-
ние/ВВП в текущих ценах) в целом по всем ви-
дам экономической деятельности стабильно 
уменьшается год от года. 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

460  

Выводы и предложения 

ГЛАВА 

ДОКЛАДА 

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

СОСТОЯНИЕ

 И

 ОХ

РАНА

 

ОКРУЖАЮЩЕЙ

 СРЕДЫ

 В

 

СУБЪЕКТ

А

Х

 РОССИЙСКОЙ

 

ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Анализ всего массива результатов мониторинга 
загрязнения окружающей среды на территории 
субъектов Российской Федерации показывает, 
что на протяжении многих лет, в местах прожи-
вания большей части населения страны сохраня-
ется неблагоприятное качество окружающей 
среды, прежде всего атмосферного воздуха и по-
верхностных вод. 

 

На одного инспектора регионального государ-
ственного экологического надзора приходится 
около 1500 поднадзорных объектов. 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 УПРАВЛЕНИЕ

  

В

 ОБЛАСТИ

 ОХРАНЫ

 ОКРУ

ЖАЮЩЕЙ

 СРЕДЫ

 

Реализуются государственные программы Рос-
сийской Федерации «Охрана окружающей 
среды» на 2012 - 2020 годы, «Развитие лесного 
хозяйства» на 2013-2020 годы, федеральные це-
левые программы «Развитие водохозяйственного 
комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 
годах», «Охрана озера Байкал и развитие Бай-
кальской природной территории на 2012 – 2020 
годы». 

 

В соответствии с решением Правительства Рос-
сийской Федерации о предварительной подго-
товке нормативных правовых актов, обеспечива-
ющих процедуры Конвенции Европейской эко-
номической комиссии ООН о доступе к инфор-
мации, участии общественности в процессе при-
нятия решений и доступе к правосудию по во-
просам, касающимся окружающей среды, и Кон-
венции об оценке воздействия на окружающую 
среду в трансграничном контексте на националь-
ном уровне, разработаны планы работ по подго-
товке нормативных правовых актов, обеспечива-
ющих реализацию положений указанных кон-
венций. 

Не приняты федеральные законы «О присоеди-
нении к Конвенции Европейской экономической 
комиссии ООН о доступе к информации, уча-
стии общественности в процессе принятия реше-
ний и доступе к правосудию по вопросам, каса-
ющимся окружающей среды», «О ратификации 
Конвенции об оценке воздействия на окружаю-
щую среду в трансграничном контексте» и «О 
присоединении к Протоколу по стратегической 
экологической оценке к Конвенции об оценке 
воздействия на окружающую среду в трансгра-
ничном контексте». 

Российская Федерация активно развивает между-
народное сотрудничество в области охраны 
окружающей среды и обеспечения экологиче-
ской безопасности. 

 

Подписан Указ Президента Российской Федера-
ции от 30.09.2013 №752, в котором установлена 
национальная цель по достижению уровня вы-
бросов парниковых газов; приняты федеральные 
законы о внесении изменений в Федеральные за-
коны «Об охране окружающей среды» «О внут-
ренних морских водах, территориальном море и 
прилежащей зоне Российской Федерации»,  
«Водный кодекс Российской Федерации», «Лес-
ной кодекс Российской Федерации, «Об особо 
охраняемых природных территориях» направ-
ленные на совершенствование нормативно-пра-
вовой базы в природоохранной сфере. 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Выводы и предложения  

461 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО 

УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ, ОГРАНИЧЕНИЮ И МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВОЗ-

ДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 

(

ПО СОСТОЯНИЮ НА 15.11.2014

Для обеспечения достижения стратегической цели гос-

ударственной политики в области экологического разви-
тия по решению социально-экономических задач, обеспе-
чивающих  экологически  ориентированный  рост  эконо-
мики,  сохранение  благоприятной  окружающей  среды, 
биологического разнообразия и природных ресурсов для 
удовлетворения потребностей нынешнего и будущих по-
колений,  реализации  права  каждого  человека  на  благо-
приятную окружающую среду, укрепления правопорядка 
в области охраны окружающей среды и обеспечения эко-
логической безопасности и решения основных задач гос-
ударственной политики, предусмотренных Основами гос-
ударственной политики в области экологического разви-
тия Российской Федерации на период до 2030 года, утвер-
жденными 

Президентом 

Российской 

Федерации 

30.04.2012, органам государственной власти, Правитель-
ству  Российской  Федерации,  Федеральному  Собранию 
Российской Федерации предлагаются следующие направ-
ления совершенствования мер государственного управле-
ния  по  предотвращению,  ограничению  и  минимизации 
негативного воздействия на окружающую среду. 

1) В целях перехода на принципы наилучших доступ-

ных  технологий,  внедрения  современных  технологий  и 
отказа  от  использования  устаревших  и  неэффективных 
технологий  приступить  к  реализации  Федерального  за-
кона  от 21.07.2014 № 219-ФЗ  «О  внесении  изменений  в 
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации». 

2) Для обеспечения  повышения  эффективности  госу-

дарственного экологического надзора: 

обеспечить  реализацию  нового  порядка  осуществле-

ния  федерального  государственного  экологического 
надзора,  утвержденного  постановлением  Правительства 
Российской Федерации от 08.05.2014 № 426; 

оптимизировать структуру объектов, подлежащих фе-

деральному и региональному экологическому надзору; 

обеспечить  выполнение  требования  об  оснащении 

крупных  стационарных  источников  загрязняющих  ве-
ществ приборами непрерывного инструментального кон-
троля; 

принять  меры,  направленные  на  совершенствование 

государственного экологического надзора при строитель-
стве, усиление ответственности за нарушение установлен-
ных экологических требований. 

3)  Учитывая  необходимость  обеспечения  совершен-

ствования процедуры и методологии оценки воздействия 
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окру-
жающую среду (ОВОС) и ее учет при принятии решений 
на  всех  уровнях,  в  том  числе  гармонизация  процедуры 
проведения  такой  оценки в  соответствии  с  международ-
ными договорами Российской Федерации и создание нор-
мативно-правовой  базы  для  стратегической  экологиче-
ской оценки (СЭО), обеспечить реализацию планов работ 

по нормативно-правовому регулированию, обеспечиваю-
щих имплементацию в российское законодательство по-
ложений Конвенции об оценке воздействия на окружаю-
щую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) 
и  Протокола  по  стратегической  экологической  оценке  к 
Конвенции Эспо (Протокол по СЭО), в том числе: 

осуществить  приведение  объектов  государственной 

экологической экспертизы в соответствие с Добавлением 
I (Перечень видов деятельности) к Конвенции Эспо; 

установить  требования  по  проведению  ОВОС,  вклю-

чая оценку трансграничного воздействия на окружающую 
среду; 

закрепить  необходимость  включения  в  состав  доку-

ментации, представляемой на государственную экологи-
ческую  экспертизу,  материалов  ОВОС,  включая  оценку 
трансграничного  воздействия  на  окружающую  среду,  и 
материалов  консультаций,  проводимых  на  основе  доку-
ментации об ОВОС; 

определить  механизмы  обеспечения  участия  обще-

ственности в процедурах ОВОС; 

установить основания проведения СЭО, основные тре-

бований  к  ее  проведению  и  содержанию;  уточнить  объ-
екты государственной экологической экспертизы в связи 
с введением СЭО; 

закрепить  положения  о  необходимости  проведения 

СЭО  в  отношении  планов  и  программ,  связанных  с  ис-
пользованием  континентального  шельфа,  исключитель-
ной экономической зоны, внутренних морских вод, терри-
ториального моря и прилежащей зоны Российской Феде-
рации,  документации  по  территориальному  планирова-
нию; 

наделить  органы  государственной  власти  субъектов 

Российской  Федерации  и  муниципальных  образований 
полномочиями по проведению СЭО. 

4) В целях снижения негативного воздействия на атмо-

сферный воздух автотранспорта в связи с растущей соци-
ально-экономической востребованностью его использова-
ния и значительного вклада в выбросы загрязняющих ве-
ществ в атмосферный воздух (около 50% в целом по Рос-
сийской  Федерации),  обеспечить  реализацию  Комплекс-
ного  плана  мероприятий  поддержки  производства  и  ис-
пользования  экологически  чистого  транспорта,  утвер-
жденного  Заместителем  Председателя  Правительства 
Российской Федерации А.А. Дворковичем 22.10.2014. 

5) В целях совершенствования системы нормирования 

в  области  обращения  с  отходами  принять  проект  феде-
рального  закона  № 584399-5 «О  внесении  изменений  в 
Федеральный закон «Об отходах производства и потреб-
ления» и другие законодательные акты Российской Феде-
рации  в  части  экономического  стимулирования  деятель-
ности  в области  обращения  с  отходами» и  проект  феде-
рального закона о внесении изменений в Кодекс Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях 
в  части  дифференциации  составов  административных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

462  

Приложение 

правонарушений за несоблюдение экологических и сани-
тарно-эпидемиологических требований при обращении с 
отходами производства и потребления (в зависимости от 
класса опасности отходов), а также приступить к их реа-
лизации. 

6) Для совершенствования учета в области обращения 

с отходами (систематизация информации о видах отходов, 
их происхождении, химическом и (или) компонентном со-
ставе, агрегатном состоянии и физической форме, классе 
опасности, условиях и конкретных объектах размещения 
отходов,  технологиях  использования  и  обезвреживания 
отходов различных видов) обеспечить ведение федераль-
ного  классификационного  каталога  отходов  в  порядке, 
утвержденном приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 
№ 445, установить четкий порядок и критерии отнесения 
отходов к I-V классам опасности, обеспечить ведение гос-
ударственного кадастра отходов. 

7) В целях развития правовых, экономических, органи-

зационных  и  методических  механизмов  возмещения 
вреда, причиненного окружающей среде, реализации ме-
ханизма стимулирования предприятий, осуществляющих 
программы экологической модернизации производства и 
экологической  реабилитации  соответствующих  террито-
рий, а также для обеспечения широкого применения госу-
дарственно-частного  партнерства  при  государственном 
финансировании  (софинансировании)  мероприятий  по 
оздоровлению  экологически  неблагополучных  террито-
рий,  ликвидации  экологического  ущерба,  связанного  с 
прошлой экономической и иной деятельностью, принять 
проект  федерального  закона  о  регулировании  вопросов 
возмещения вреда окружающей среде и ликвидации про-
шлого экологического ущерба, утвердить и приступить к 
реализации  комплекса  первоочередных  мероприятий, 
направленных на ликвидацию негативных воздействий на 
окружающую среду в результате прошлой экономической 
и иной деятельности, разработать в рамках государствен-
ной  программы  «Охрана  окружающей  среды»  на 2012–
2020 годы подпрограмму «Ликвидация накопленного эко-
логического ущерба».  

8) Обеспечить реализацию Указа Президента Россий-

ской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении вы-
бросов парниковых газов», в котором установлена нацио-
нальная цель по предельному уровню выбросов парнико-
вых газов, требует форсированного проведения работ по 
созданию  институциональной  и  инфраструктурной  ос-
новы для обеспечения учета выбросов (адсорбции) парни-
ковых газов от хозяйствующих субъектов на федеральном 
уровне. Создавая такие основы, важно учесть (заложить в 
создаваемые основы соответствующие предпосылки) по-
ложительный опыт в части эколого-экономического регу-
лирования количеств парниковых газов, накопленный при 
реализации  Киотского  протокола,  регулирующего  вы-
бросы парниковых газов. 

9) В целях повышения эффективности деятельности по 

охране отдельных редких и находящихся под угрозой ис-
чезновения  видов  животных,  занесенных  в  Красную 
книгу Российской Федерации необходимо: 

разработать и утвердить план действий по реализации 

первоочередных  мер  по  сохранению  дальневосточного 

леопарда,  определенных  Стратегией  сохранения  дальне-
восточного  леопарда  в  Российской  Федерации  (пункт 8 
Перечня  поручений  Президента  Российской  Федерации 
по сохранению амурских тигров и дальневосточных лео-
пардов от 07 ноября 2013 г. № Пр-2624). 

10) В целях реализации Стратегии сохранения редких 

и  находящихся  под  угрозой  исчезновения  видов  живот-
ных,  растений  и  грибов  в  Российской  Федерации  на  пе-
риод до 2030 года необходимо: 

разработать и утвердить План мероприятий по реали-

зации указанной стратегии; 

обеспечить  совершенствование  системы  государ-

ственного управления и государственного надзора в обла-
сти охраны и использования объектов животного мира и 
среды  их  обитания  для  эффективного  обеспечения  си-
стемы охраны компонентов живой природы; 

обеспечить взаимодействие между уполномоченными 

органами государственной власти по осуществлению кон-
троля и надзора по противодействию незаконного добы-
вания,  оборота  и  перемещения  через  границу  редких  и 
находящихся под угрозой исчезновения видов животных 
и растений, их частей или дериватов; 

обеспечить мероприятия по сохранению и восстанов-

лению редких и находящихся под угрозой исчезновения 
видов  животных  в  рамках  видовых  стратегий,  созданию 
условий для деятельности юридических лиц по осуществ-
лению  воспроизводства редких и находящихся под угро-
зой  исчезновения  видов  животных,  растений  и  грибов, 
осуществлению регулярного учета и мониторинга объек-
тов животного мира и их местообитаний, реализации про-
грамм научных исследований отдельных редких и находя-
щихся под угрозой исчезновения видов животных. 

11) В целях обеспечения предотвращения и снижения 

текущего негативного воздействия на окружающую среду 
продолжить работу по достижению целевых прогнозных 
показателей  по  осуществлению  отдельных  полномочий 
Российской Федерации в области водных отношений, ре-
ализация которых передана органам государственной вла-
сти субъектов Российской Федерации. 

12) В целях обеспечения развития экономического ре-

гулирования и рыночных инструментов охраны окружаю-
щей  среды  и  обеспечения  экологической  безопасности 
развивать использование механизма стимулирования ре-
конструкции  и  модернизации  комплексов  очистных  со-
оружений и систем водоснабжения путем субсидирования 
процентных ставок по кредитам, привлекаемым организа-
циями для осуществления инвестиций в проекты по стро-
ительству  и  модернизации  комплексов  очистных  соору-
жений. 

13) В целях обеспечения формирования эффективной 

системы  управления  в  области  охраны  окружающей 
среды и обеспечения экологической безопасности, преду-
сматривающей  взаимодействие  и  координацию  деятель-
ности  органов  государственной  власти  разработать  нор-
мативные акты по наделению Минприроды России полно-
мочиями в области установления правил проектирования 
разработки полезных ископаемых по видам полезных ис-
копаемых и правил разработки месторождений полезных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ»

 

Приложение  

463 

ископаемых  по  видам  полезных  ископаемых,  что  позво-
лит  значительно  усилить  требования  в  области  охраны 
окружающей среды при недропользовании. 

14) В целях реализации  механизма поэтапного внед-

рения  системы  декларирования  соблюдения  экологиче-
ских требований и проведения экологического аудита, ме-
ханизма формирования рынка экологи-ческой продукции, 
технологий  и  оборудования,  а  также  природоохранных 
услуг  обеспечить  скорейшее  согласование  и  внесение  в 
Правительство Российской Федерации проекта федераль-
ного  закона  «Об  экологическом  аудите,  экологической 
аудиторской  деятельности  и  внесении  изменений  в  от-
дельные законодательные акты Российской Федерации в 
Правительство Российской Федерации». 

15) В целях реализации механизма использования ре-

зультатов  экологического  мониторинга  при  осуществле-
нии  мероприятий  по  охране  окружающей  среды,  приня-
тии решений о реализации намечаемой экономической и 
иной деятельности, осуществлении государственного эко-
логического надзора, а также при составлении прогнозов 
обеспечить выполнение работ по созданию государствен-
ного фонда данных государственного экологического мо-
ниторинга. 

16) В целях реализации механизма создания и разви-

тия  единой  автоматизированной  государственной  си-
стемы  экологического  мониторинга,  оснащенной  совре-
менной измерительной, аналитической техникой и инфор-
мационными  средствами,  продолжить  работы  развитию 
единой  государственной  автоматизированной  системы 
мониторинга  радиационной  обстановки  на  территории 
Российской Федерации. 

17) В целях реализации механизма обеспечения разви-

тия сети наблюдений и программ обработки данных, поз-
воляющих  своевременно  получать  достоверную  инфор-
мацию о состоянии окружающей среды: 

при реализации Федеральной космической программы 

Российской Федерации на 2006 - 2015 гг. обеспечить без-
условное  выполнение  мероприятий  по  формированию  и 
поддержанию отечественной группировки гидрометеоро-
логических спутников и спутников мониторинга природ-
ной среды, а также государственной территориально-рас-
пределенной системы космического мониторинга Росгид-
ромета;  при  формировании  Федеральной  космической 
программы  Российской  Федерации  на 2016 - 2025 гг. 
предусмотреть создание в 2017 – 2018 годах космической 
системы передачи данных и прогнозов для Росгидромета; 

обеспечить  формирование  и  развитие  территориаль-

ных  систем  наблюдения  за  состоянием  окружающей 
среды на территории субъектов Российской Федерации и 
использование  их  результатов  при  осуществлении  госу-
дарственного  экологического  мониторинге  (государ-
ственного мониторинга окружающей среды). 

18) Проработать вопрос по формированию институци-

ональной  среды,  обеспечивающей  рациональное  недро-
пользование и эффективное развитие минерально-сырье-
вой базы на территории Дальневосточного федерального 
округа. 

19)  Принципы  устойчивого  развития  и  переход  Рос-

сийской Федерации к «зеленой экономике» должны стать 
приоритетными  в  государственной  политике  в  сфере 
охраны  окружающей  среды  в  долгосрочном  контексте, 
исходя  из  необходимости  экосбалансированного  разви-
тия. 

20) В целях рационального использования природных 

ресурсов, прогнозирования и планирования их использо-
вания, определения экономической эффективности инве-
стиций в природоресурсный комплекс и т.д., необходимо 
определить стоимость природных ресурсов. 

21) В целях повышения доходности лесного хозяйства, 

с  учетом  интересов  всех  субъектов  лесных  отношений 
предлагается проработать вопрос совершенствования си-
стемы платы за использование лесов в Российской Феде-
рации. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     27      28      29     

 

 

 

 

 

источник - http://www.mnr.gov.ru/