Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 2

 

 

Умозаключение – такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и 
анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. eg- доказательство 

геометрических теорем. ВидыИндукция — это способ рассуждения от частных суждений к 
общему суждению. Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному 

суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и 
правил. Онтогенез стадий мышления

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную
Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, 

обозначенным словом. 
Онтогенез видов мышлениия

Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые 
проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце 1 – начале 2 года жизни, еще до 

овладения им активной речью. 
Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. 

у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, 
недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление 

детей этого возраста является понятийно-конкретным. Школьникам в среднем и старшем 
возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. Совершается переход 

от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а 

сохраняются и развиваются. 

Билет 12. Речь, ее функции и виды. Речь и мышление.

Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма 
общения, опосредованная языком. Речь - усилитель всех психических сил человека: 

познавательных процессов, чувств, волевых процессов. Животные не могут общаться при 
помощи речи. У животных эти звуки выполняют сигнальную функцию, этот язык не является 

орудием общения – значит это не речь. Речь тесно связана с мышлением. 
Речь жестов, звуковая речь, устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь - все это 

различные виды речи. Исторически первым видом речи является язык жестов (мимика и 
пантомимика). Развитие человеческого мышления неразрывно связано с развитием 

членораздельной звуковой речи. 
Язык - система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого 

общения мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача
от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через 

речь как звуко-словесное общение. Важно отличать речь от языка. Если язык - объективная, 
исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания 

(лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи 
мысли средствами языка. 

     Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и 
развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его 

психологией, ни с его поведением.
Специфика речи: 

   1. способствует развитию других психических процессов; 
   2. сквозной процесс только у человека для осознанной психики; 

   3. не интерперсональный, а межиндивидуальный характер; 
   4. это не просто процесс, это деятельность. 

Характеристики речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, синтаксическая. 
 Функции речи: 

Функция сообщения

 

  - обмен инф. между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения

 

  - благодаря речи человек может полнее передавать свои 

чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, эмоциональность речи 
значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия

 

  - способность чел. посредством речи побуждать людей к опр. 

действиям или отказ от них.

Функция обозначения

 

  - способность чел. давать предметам и явлениям окружающей 

действ-ти присущие только им названия. Посредством языка инф. об окруж. мире и 

самом чел. становится достоянием последующих поколений.

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с 

тем, что человек, выполняя любую деят-ть, сознательно планирует свои действия.
Свойства речи: 

содержательность

 

  - это кол-во выраж. в ней мыслей, чувств и стремлений, их 

значительность и соотв-е действ-ти; 

понятность

 

  - это синтаксически правильное постр-е предложений, а также 

применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью 

логического ударения; 

выразительность

 

  - это ее эмоц. насыщенность, богатство языковых средств, их 

разнообразие. 

действенность

 

  - влияет на мысли, чувства и волю др. людей, на их убеждения и 

поведение.

Классификация речи (по Выготскому) 

Внутренняя речь. Внутренняя речь - это речь, а лишь обслуживающая процесс мышления чел.
В онтогенезе внутр.  речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Перевод 

внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием 
(сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней 

(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи. Есть 3 типа
внутренней речи: 

а) "речь про себя" - внутреннее проговаривание, 
б) собственно речь - как средство мышления, использующая специфическую структуру (коды 

образов и схем), 
в) внутреннее программирование - формирование и закрепление в специфических единицах 

замысла речевого высказывания. 
Внешняя речь. Вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Устная речь - это вербальное, так называемое словесное общение при помощи языковых 
средств, воспринимаемых на слух (аудиально). Она может быть монологичной и диалогичной.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, 
знаний одним лицом. 

Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые 
обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность 

голосовых средств.
Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего 

удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое 
условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение 

предложений. Выразительность же создается как языковыми средствами, так и неязыковыми 
коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, мимикой и жестикуляцией). 

Диалогическая речь

 

    – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Это речь 

поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может 

помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического 
общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. 

Письменная речь. Речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется 
субъектом. Опирается лишь на достаточно полное использование развернутых 

грамматических средств языка. Графически оформленная речь, организованная на основе 
буквенных изображений. Письменная речь базируется на устной речи.

Мышление и речь, их взаимосвязь. 

Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, 
делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Фундаментальное 

отличие человеческого сознания от сознания животного - способность переходить за пределы 
наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.

Речь располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность 
сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными 

образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют 
человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным 

вербально- логическим путем. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт 
возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого 

уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному 
и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом 

общественно-исторического развития.
Мышление взрослого, нормального  человека  неразрывно  связано  с  речью. Мысль не может 

ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне  языка,  вне речи. Мы мыслим словами, 
которые  произносим  вслух  или  проговариваем  про себя, т. е. мышление происходит в  

речевой  форме.  
Люди,  одинаково  хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко  осознают,  на 

каком  языке  они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется,  
но и формируется, развивается.   Только глухонемые от рождения люди, не  владеющие  даже  

кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль 

трудно выразить словами. Но это означает, что  мысль  еще  неясна себе самому, что это не 
мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль  всегда  связана с четкой словесной 

формулировкой.
Неправильно и мнение о том, что мышление  —  это  речь,  лишенная  звучания ,  а   речь — 

«озвученное мышление». Одну и ту же мысль  можно выразить на разных языках сотнями  
разных  звукосочетаний.  Известно  также,  что существуют  слова-омонимы  (слова  с  

одинаковым  звучанием,  но  разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. 
одно  и  то  же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

Отношение между речью и мышлением в филогенезе: 
   1. Генетические корни мышления и речи различны; 

   2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга; 
   3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной 

величиной на всем протяжении филогенетического развития. 
   Отношение мысли к слову есть процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и 

обратно от слова к мысли, внешняя речь - это процесс превращения мысли в слова, внутренняя
речь - мышление чистыми значениями, но неустойчивыми, текучими. Мысль не состоит из 

отдельных слов, так как речь. Прямой переход от мысли к слову невозможен, это всегда 
опосредованный путь.

В основе процесса мышления  лежит  сложная  аналитико-синтетическая  деятельность коры 
больших полушарий головного мозга в  целом,  но  не  каких-то отдельных ее участков. В 

основе мышления лежит  образование  второсигнальных временных   нервных   связей,   
опирающихся   на   первосигнальные    связи.

Второсигнальные  нервные  связи,  образующиеся  в  коре  головного  мозга  с помощью слов, 
отражают существенные отношения  между  предметами.  Отражение связей и  отношении)  

между  предметами  становится  возможным  потому,  что слова,  как  указывал  И.  П.  Павлов,  
представляют  собой  отвлечение   от действительности  и  допускают  обобщение,  что,  по   

мнению   ученого,   и составляет  сущность  человеческого  мышления.   Другими   словами,   
вторая сигнальная   система   и   открывает   возможность   обобщенного   отражения 

окружающего мира.
Когда мы говорим  друг  с  другом,  то,  с  одной  стороны,  воспринимаем слышимые 

(звуковые) и видимые  (письменные)  речевые  сигналы,  с  другой  — произносим  звуки  
языка   при   помощи   мышечного   голосового   аппарата. Соответственно в коре левого 

полушария  головного  мозга  имеются три  центра  речи:  слуховой,   двигательный   и 
зрительный.

Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание  воспринимаемых 
слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя 

ощущение звуков у него остается, вследствие  чего утрачивается способность и к осмысленной
речи. 

Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого 
центра человек    не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые  

слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. 
Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При 

поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется. 

Билет 13. Воображение: характеристика, виды, особенности. Роль воображения в 
жизни и деятельности человека.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов 
(представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в 

предшествующем опыте.
Кто: Выготский – развитие В. в детском возрасте, Дьяченко, Карандашев – в дошкольном 

возрасте, Никифорова – психология художественного творчества.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, 

характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. 
Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло 

внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его 
стимулировать в настоящие дни.

В настоящее время ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-
физиологической основе: где локализовано воображение, с работой каких известных нам 

нервных органических структур оно связано.
Воображение влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря 

воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. 
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает 

ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в 
разное время.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку 
ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства 

практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические 
действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют 
реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию 

такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит 
название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют 

мечтой.
Виды воображения:

1. Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека 
(сновидения, грезы).

2. Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному 
желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного 

воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно 

конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при 
этом в образе она все же творчески преобразуется.

4. Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова
она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше 

напоминает восприятие или память.

5. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с 
окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или 

работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.
6. Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, 

представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько 
идеализируемым.

7. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени 
связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека 

занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей 
мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные 

видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Функции воображения:

1. Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, 
решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него 

включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек 

способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими 
напряженность.

3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в 
частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

4. Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя
образами.

5. Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их 
правильности, процесса реализации.

Работа человеческого воображения проявляется в литературе, искусстве, а также в научном, 
техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность 

воображения играет положительную роль.

Билет 14. Сущность эмоций и чувств. Функции эмоций.

(из «Послушано»)

Функции и виды эмоций. 
Эмоции – субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних 

раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для человека и 
проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. 

Эмоции сопровождают все проявления жизни и выполняют важные функции в регуляции 
поведения и д-сти:

1) сигнальная – сигнализирует о возможном развитии событий, их исходе;
2) оценочная – помогает оценить степень полезности или вредности событий;

3) регулирующая – помогает реализовать способы поведения и действий;
4) мобилизующая – повышает тонус организма, положительно влияя на результаты 

деятельности.
Виды:

1) по модальности:  - страх; - гнев; -радость.
2) по характеру переживания:  - положительные; - отрицательные.

3) по воздействию и влиянию: - стенические, повышают жизнедеятельность и активность; - 
астенические, 
понижают.

Формы:

чувственный тон, многие ощущения имеют определенную эмоциональную окраску;
ситуативная эмоция, кратковременная, мало выраженная эмоциональная реакция;

- аффект, ярко выраженная кратковременная поведенческая реакциякот. полностью 
захватывает человека, тормозя другие процессы. Почти все пережитые аффекты 

запоминаются.

- страсть, стойкая и длительная эмоция, где активность направлена на достижение цели или 
предмета страсти;

- чувства, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека. 
Есть: высшие, моральные, интеллектуальные;

настроение, целостное жизнеощущение, окрашивающее поведение человека; 
- стресс, смена обычных эмоций беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом 

психологическом плане.

Три основных взгляда на понятие «эмоции и чувства»
Эмоции  - это простейшие переживания с удовлетворением или неудовлетворением 

органических потребностей.
Чувства связаны с потребностями, которые возникли в ходе исторического развития 

человечества.
Чувства – своеобразное внутреннее отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоция – это форма переживания чувства в конкретной ситуации. Эмоция – душевное 
волнение.

Например: самомнение – чувство
Чувство превосходства – эмоция

Эмоция – это кратковременный психологический процесс, кот непосредственно отражает и 

выражает человек. Эмоции возникают в связи с какими-то событиями, фактами, с тем, что 
побуждает человека действоватьЭмоции выступают в качестве первичных регуляторов 

действия человека.
Если удовлетворяет потребность с т. з. мотива, то возникают положительные эмоции. Каждая 

эмоция имеет две стороны:
- духовную – это собственно переживания и эмоциональные  впечатления, которые 

происходят.
- телесную – эмоции, сопровождающиеся соматическими изменениями, телесными, внутри 

организма (поза, мимика, выразительные движения).
Доминирующие эмоции чувства оставляют следы на нашем лице.

_____________________________________________________________________________________________________
(ДОПОЛНИТЕЛЬНО)

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. 
Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам 

окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, 
восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и 
явлениям действительности.
 Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек

лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный 
голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу 

и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и 
чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, 
которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые 
отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, 

любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются 
сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью 

от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери 
к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, 

наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно 
стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они 
складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы 

кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное 
чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, 

дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами 
чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды 
выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, 

эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а 

также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые 
регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов 
деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в 

связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам 
относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, 

удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических
чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной 
деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными 

эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они 
проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия 

истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни 

и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через 
приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь 

законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и
другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения 
значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у 

разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних 

раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и 
проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-
нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне 

стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания 
нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, 

восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.
Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали 
связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, 

коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в 

мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда 
эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их 
внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии

человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за 
изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что 

происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, 
способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого 

лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, 
удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в 

прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. 
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи 

которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для 
удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные 

движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком 
состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая 
реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую 
ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма 

эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — 

положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека 
эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют 

деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к 
поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, 

иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, 
тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и 

индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, 
горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как 

сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид 

по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три 
базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая 

эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, 
беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, 

раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее 
развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью 
достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого 

момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного 

знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление 
тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и 

может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной 

достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения 
важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более 

или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в

форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на 
пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами 
(предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое 

взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с 
идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками 

субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных 
отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом,

а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в 

межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных 
позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и 

поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не 
соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении 
субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной 

или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым 
блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, 

располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует 
на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия 
собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но 

и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон 

различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции 
любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда 

человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев 
проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх 

— от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких 
секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой 

человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может 

вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название 
амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за 

работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться 

различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы 
проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, 

настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою 
эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а 

воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, 
воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных 

качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения 
мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других 
эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, 

кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Билет 15. Понятие воля, ее функции. Волевое действие. Развитие воли.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих 

преодоления внутренних и внешних трудностей на пути к намеченной цели.
Воля не является изолированным свойством психики человека. Она присутствует во многих 

актах человеческого поведения как сознательная регуляция, сознательное приложение 
физических и умственных сил для воплощения сознательно поставленной цели. 

Следовательно, воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную (активизирующую) – это 

сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и 
достижение целей; и тормозную– это сдерживание нежелательного проявления активности 

(отказ от чего-либо).

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на 
преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

   Волевые 

 

 

действия

 

    

могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, 

например, обучаемые в школе и вузе совершают многие волевые действия по необходимости 
(заданию). Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным 

желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить. Различают простые 
и сложные волевые действия. Простые состоят из двух компонентов: постановки цели и 

исполнения. К числу важнейших компонентов сложных волевых действий следует отнести: 
возникновение предварительной постановки цели, которая ставится самим человеком или 

другими людьми; продумывание способов и приемов достижения 
цели,

   планирование

 

    

действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; 

выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на совершение 
волевых действий в будущем

 Развитие воли выражается следующими дифференцирующими признаками:

изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);

индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности 
(формируется сила воли);

индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает 
выносливость воли);

нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление 
самообладания, выдержки);

индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на 
их достижение;

цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние 

препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как 
личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся:
Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении 

человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и 
способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как 

необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное 
отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность 

принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, 
содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность

 — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и 

продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко 

решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. 
Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой 

борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.
Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость

проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не 
испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость 

требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого 
человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает 

свои возможности и достаточно продумывает действия.

Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, 
но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество 

проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для 
жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. 

Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков 
человека.

Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить 
до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия 

на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли 
- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и 

стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть 
ошибочными.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении но 

собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически 
выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить 

его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности
качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он 

не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые 
чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое 

проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие 
достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность 

действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном 
подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина 

проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять 
правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за 

выполнение их другими.
А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами 

как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, 
решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, 

осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею 
противоположность — состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, 

податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

Билет 16 Структура волевого акта. Волевое усилие как механизм волевой 
регуляции.

  Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), 
определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор 

способа реализации, запуск реализации, контроль реализации. Важнейшие звенья волевого 
акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное 

состояние, которое описывается как волевое усилие.
Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:

1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных 

приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого 
усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;

3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия 
противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более 

весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и 
значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное 

качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание 
внутреннего конфликта;

4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего 
рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство 

облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят 
о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в 

правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем 

поведении (деятельности).
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим 

внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.
Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого 

акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных 
мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это 

означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают 
социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть 

обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим 
действием (социальный мотив — отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев 

называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к 
«идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-

предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву

 Волевое усилие понимается иногда как переживание процесса борьбы с трудностями, как 
переживание процесса работы мобилизующего механизма (В. К. Калин, В. И. Селиванов), но в 

подавляющем числе работ, оно рассматривается как особый механизм или способ, с помощью 
которого преодолеваются трудности в целенаправленном действии, или как импульс, толчок к

началу действия. Характерной чертой волевого усилия является его осознанный, 
преднамеренный характер.

Наиболее интересный подход в понимании природы волевого усилия развивается в настоящее
время В. К. Калиным, который выделяет особую внутреннюю активность человека, 

проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных 
условиях— как развернутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации 

психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком.
2. Интенсивность волевых усилий оказалась связанной со степенью трудности препятствий 

и значимостью действий (Н.Ф. Добрынин), с отношением к действию (Е. И. Игнатьев, 
В.Н.Мясищев), с побудительной силой мотивов (В. К. Калин,. М.Н. Ильин, П. А. Рудик, В. И. 

Селиванов, О. А. Черникова и Эффективность волевых усилий оказалась более высокой фоне 
повышенного уровня активности, высокого тонуса человека, в то время как утомление, стресс, 

страх, ужас снижают интенсивность волевых усилий (Ю. А. Аргентов). Зависит интенсивность 
волевых усилий и от инструкции в эксперименте; если; действие задается как обязательное 

для исполнения, то волевые усилия оказываются более интенсивными, чем при инструкции 
«делать сколько можешь». Так же действует на волевое усилие и внушение (А. Б. Воронин, В. Н. 

Куликов, П. А. Рудик).
Большое влияние на волевое усилие оказывает включение человека в коллективную 

деятельность, причем принадлежность к более сплоченному коллективу дает большие 
волевые усилия при соревновании разных коллективов (Л. И. Акатов, М.Н. Ильина, А. П. 

Поварницын), как и большие усилия, чем в соревновании «за себя».
Обнаружена зависимость способности к волевому усилию от возраста. Так, при 

исследовании эффективности волевых усилий при мышечном утомлении кривая утомления у 
детей и взрослых имеет плавный характер, хотя у взрослых она идет выше, т. е. усилия 

снижаются с меньшей скоростью. У подростков такая кривая имеет ступенчатый характер, с 
временными подъемами, что свидетельствует об эпизодических попытках подростков 

компенсировать мышечное утомление волевыми усилиями. Иначе говоря, если младшие дети 
еще не способны длительно поддерживать волевые усилия, а взрослые владеют этим 

достаточно хорошо, то подростки пока не способны к длительному поддержанию волевые 
усилия, но могут осуществлять их кратковременно по ходу действия. Эти результаты могут 

свидетельствовать и о различиях в мотивации разных групп испытуемых. Высказывается 
мнение, что старший подростковый возраст наиболее сензитивен для развития волевых 

усилий, а сознательная саморегуляция основных видов поведения начинается в юношеском 
возрасте.

Билет 17.Возрастные и индивидуальные особенности психических 
познавательных процессов.

Познавательные психические процессы

Ощущения

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на 
наши органы чувств

Восприятия

Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы 
чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих пред-метов

Память

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-
либо

Воображение

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Мышление

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность 
предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития

В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Раньше всех моторная, или 
двигательная память, которая крайне необходима для нормального развития ребенка. 

Аффективная память, или память на эмоции, появляется уже у полугодовалого младенца. К 
двум годам формируется образная память, достигающая наивысшего развития к юношескому 

возрасту. До трех лет запоминание у ребенка непроизвольное. В процессе игры у него 
формируется произвольное запоминание, основанное на механической памяти. Позже других 

складывается и начинает действовать словесно-логическая память. Она имеется у ребенка уже
в три-четыре года в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня 

лишь в подростковом и юношеском возрастах. Ее совершенствование происходит на основе 
обучения человека основам наук. Л. С. Выготский считал, что совершенствование памяти в 

онтогенезе связано с изменением связей мнемической функции с другими психическими 
процессами и состояниями человека. А. Н. Леонтьев показал, как один мнемический процесс — 

непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, 
опосредованным.

Память у людей проявляется по-разному, она отличается содержанием и объемом 
запечатленной и хранимой информации. Различия касаются силы памяти, скорости 

запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным
свойством памяти человека является ее способность быстро и к месту припомнить нужную 

информацию. Индивидуальные различия памяти проявляются и в специфике вида 
представлений при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, 

что услышать, третьи то, что выполняли практически. В соответствии с этим различают 
зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Чаще всего встречается смешанный тип 

памяти. Память зависит от индивидуальных особенностей личности, а именно от:
• от интересов и склонностей личности (информация, связанная с интересами, запоминается 

лучше, чем из других областей);
• отношения личности к той или иной деятельности;

• эмоционального настроя (память оптимистична по природе: приятные переживания 
удерживаются в памяти дольше, чем неприятные);

• волевых усилий и многих других факторов. Индивидуальные особенности хорошей памяти 
связаны со скоростью и объемом запоминания, длительностью сохранения, легкостью и 

точностью воспроизведения.

Билет 18. Способности: характеристика, виды. Уровни развития способностей.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит 
успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, 

навыков и умений не сводятся. Виды способностей различают по их направленности, или 
специализации: - общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие 

относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении 
различных видов деятельности; - специальные способности — свойства личности, помогающие

достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Структура способностей, состоит из совокупности психических качеств, необходимых для 

успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.
Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях 

являются:- получение математической информании (формализованное восприятия, 
охватывание формальной структуры задачи);

- переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое 
обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления);

- хранение математической информации (математическая память);
- математическая направленность ума.

Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные 
возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные 

способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во 
взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. 

Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны.
Выполнять тот или иной вид деятельности приходится не только тем, кто имеет к ней 

способности, но и тем, у кого их нет. Если человек вынужден заниматься этой деятельностью, 
он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на 

сильные стороны своей личности. По данным Е. П. Ильина, компенсация может 
осуществляться через приобретаемые знания или умения либо через другую, более развитую 

способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных
способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; 

недостаточные организаторские способности высоким уровнем самоорганизации и т.п.
Выделяют следующие уровни способностей:

- репродуктивный уровень, обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать 
деятельностью; - творческий уровень, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает в себя 
элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой 

она невозможна.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», 

«мыслительному» или «промежуточному» (по терминологии Ивана Павлова) — определяет в 
значительной мере особенности их способностей. Относительное преобладание первой 

сигнальной системы и психической деятельности человека характеризует художественный 
тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, 

примерно равное их представительство — промежуточный тип. Эти различия в современной 
науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) — 

полушарий головного мозга. Для художественного типа свойственна яркость образов, для 
мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое 
составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности 

нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в 
качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных 

анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в 
качестве основы для развития музыкальных способностей. Л задатки интеллектуальных 

способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его 
большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования

временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными 

особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся: 
1)сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно 

выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто 
повторяющиеся нагрузки

2) сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать 
длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;

3) уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, 
которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные

и тормозные влияния; 
4) лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения 

нервного процесса возбуждения или торможения.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что 

на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная 
способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в 

зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Способности в 
значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности 

человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития 
способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном
виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих 

социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые 
необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. 

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера 
социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер 

социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, 
обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью 
называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку 

возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.В этом определении 
необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение 

деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.
Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или 

неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны 
своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через 

приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического 
стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Такой подход к оценке 

способностей основывается на применении количественных методов. Характеризуя 
способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. 

совершенство в конкретном виде деятельности. Следующий уровень развития способностей 
человека — талант. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в 

деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, 
оригинальностью подхода. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, 

общественно обусловлено. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. 
О
 гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в 

жизни общества, в развитии культуры.

Билет 19. Темперамент  и характер. Понятие, структура, свойства.

Темперамент и характер, факторы и условия формирования хар-ра.
Т— это врожденные особ-сти чела, кот обусловливают динамические харак-тики 

интенсивности и скорости реагирования, степени эмоц возбудимости и уравновешенности, 
особ-сти приспособления к окруж среде. Св-ва Т – индивидуальные св-ва психики, кот опред и 

регулируют динамику псих деят-ти чела. Устойчивы на протяжении всей жизни. 4 типа:
1) Холерик – быстрый, порывистый, импульсивный, способен отдаваться делу полностью, 

неуравновешен, склонен к бурным эмоц вспышкам, экстраверт. 
2) Флегматик – медлительный, невозмутимый, с устойчив стремлениями, внешне слабо 

отражает внутр состояние, интроверт. 
3)Меланхолик – легко ранимый, склонен глубоко переживать незначит события, видит их в 

черном свете, вяло реагирует на окр мир. Интроверт
4) Сангвиник – живой, подвижный, стремиться к частой смене впечатл, быстро отзывается на 

окр события, легко переживает неприятности. Экстраверт. 
Интровертированный(шизоидный)—малая общительность, замкнут, в стороне от всех. 

Экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость. Х — это 
каркас личности, в кот. входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные св-ва Л,

отчетливо проявляющиеся в различных видах деят-ти. Все черты Х—это черты Л, но не все 
черты Л—черты Х.  

Х — индивид сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей Л, проявляющихся 
в поведении. в Х отражаются волевые кач-ва: готовность преодолевать препятствия. 

Связь Т с Х? Х чела—это сплав врожденных св-в высшей нервной деят-ти с приобретенными в 
течение жизни индивид чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, лживыми, злыми, 

грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определ. Т одни черты 
приобретаются легче, другие труднее. Eg. организованность, дисциплинированность легче 

выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. 
В структ Х выделяют 2 группы черт. Под чертой Х понимают те особенности Л чела, кот. 

систематически проявляются в различных видах его деят-ти, и по кот. можно судить о его 
возможных поступках в опр условиях. 

1) черты, выражающие направленность Л (установки, интересы, склонности, идеалы, цели), 
систему отношений к окруж действит-ти и способы осуществления этих отношений. 

2) интеллектуальные, волевые и эмоц черты Х. 
    Акцентуация Х—преувеличенное развитие отдельных св-в Х в ущерб другим, из-за чего 

ухудшается взаимодействие с окруж людьми. Психопатия — болезненное уродство Х (при 
сохранении интеллекта чел-ка), резко нарушаются взаимоотнош с окруж людьми. Х 

складывается под влиянием дейст-ти. 
_____________________________________________________________________________

Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт 
личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение

к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая 
индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все 
стороны жизнедеятельности человека.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В 
современной зарубежной психологии можно выделить три основных направления 

характерологии: - констинституционно-биологическое - Э. Кречмер. Характер, по существу, 
сводится к совокупности внешнего вида, конституции и проявления темперамента. Различают

астенический, атлетический, пикнические характера; - психоаналитическое - 3игмундт Фрейд, 
Карл Юнг, Альфред Адлер и др. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений 

человека; - идеологическое - психоэтическая теория Робека. Характер заключается в 
торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То. какие 

инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств 
личности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..