ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год) - часть 11

 

 

163 

 

 

 
 

Нормативы,  параметры  и  сроки  проведения  мероприятий  по 

предупреждению,  обнаружению  и  ликвидации  лесных  пожаров  при  разных 
классах  пожарной  опасности  в  зависимости  от  условий  погоды  приведены  в 
Приложении 9. 
 

2.17.1.2. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного 

воздействия 

 
 

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в 

соответствии с статьями 60.12-60.16 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом 
от  10.01.2002  №  7-ФЗ  «Об  охране  окружающей  среды»  и  другими 
федеральными законами. 

При  использовании  лесов,  охране  лесов  от  пожаров,  защите, 

воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны 
соблюдаться  установленные  законодательством  Российской  Федерации 
требования по охране окружающей  среды от  загрязнения и  иного негативного 
воздействия,  выполняться  меры  по  охране  лесов  от  загрязнения  (в  том  числе 
нефтяного,  радиоактивного  и  другого)  и  иного  негативного  воздействия, 
включая  меры  по  сохранению  лесных  насаждений,  лесных  почв,  среды 
обитания  объектов  животного  мира,  других  природных  объектов  в  лесах,  а 
также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и 
лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые 
подверглись загрязнению и иному негативному воздействию. 

Охрана  лесов  от  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия 

осуществляется 

физическими 

и 

юридическими 

лицами, 

органами 

государственной  власти,  органами  местного  самоуправления  в  пределах  их 
полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом и Федеральным 
законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 

Особенности  рекультивации  земель  при  использовании  лесов,  охране 

лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении 
лесосечных  работ,  меры  по  сохранению  лесных  насаждений,  лесных  почв, 
среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах 
утверждаются Правительством Российской Федерации. 

Невыполнение  гражданами,  юридическими  лицами,  осуществляющими 

использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов 
в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является 
основанием  для  досрочного  расторжения  договоров  аренды  лесных  участков, 
договоров  купли-продажи  лесных  насаждений,  а  также  для  принудительного 
прекращения  права  постоянного  (бессрочного)  пользования  лесным  участком 
или права безвозмездного пользования лесным участком. 

В  целях  охраны  лесов  от  радиоактивного  загрязнения  осуществляется 

радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного 
загрязнения. 

Особенности  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

164 

 

 

мероприятий  в  зонах  радиоактивного  загрязнения  лесов  устанавливаются 
приказом  Минприроды  России  от  08.06.2017  №  283  «Об  утверждении 
особенностей  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 
мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов». 

В  целях  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

мероприятий  в  зонах  радиоактивного  загрязнения  лесов  на  основании  данных 
радиационных 

обследований 

леса, 

загрязненные 

радионуклидами, 

подразделяются на зоны радиоактивного загрязнении: 

а)  зона  низкой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  -  от  1  до  5  Ки/км

2

  (от  37  до  185  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) от 0.15 до 1 Ки/км

2

 (от 5,55 

до 37 кБк/м

2

); 

б)  зона  средней  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  от  5  до  15  Ки/км

2

  (от  185  до  555  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) от 1 до 3 Ки/км

2

  (от 37 до 

111 кБк/м

2

); 

в)  зона  высокой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  от  15  до  40  Ки/км2  (от  555  до  1480  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) свыше 3 Ки/км

2

 (свыше 111 

кБк/м

2

); 

г)  зона  крайне  высокой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности 

загрязнения почвы цезием-137 (

137

Cs

) свыше 40 Ки/км

2

 (свыше 1480 кБк/м

2

). 

Целями  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов являются: 

а) предотвращение вторичного загрязнения лесов радионуклидами; 
б) сохранение средообразующих функций лесов; 
в)  возврат  в  хозяйственный  оборот  лесных  участков,  загрязненных 

радионуклидами; 

г) получение нормативно чистой по радиационному фактору древесины и 

других лесных ресурсов, а также продуктов их переработки. 

В целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду 

обитания  объектов  животного  мира  и  другие  природные  объекты  в  лесах,  от 
нефтяного  загрязнения  осуществляются  мероприятия  по  предупреждению  и 
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 

Подвергшиеся  нефтяному  загрязнению  земли,  на  которых  расположены 

леса, подлежат рекультивации. 

Особенности  охраны  лесов  от  нефтяного  загрязнения,  а  также 

осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти 
и  нефтепродуктов  устанавливаются  уполномоченным  федеральным  органом 
исполнительной власти. 

Поступление  в  природную  среду  любых  твердых,  жидких,  газообразных 

веществ,  микроорганизмов  или  видов  энергии  (звукового,  электромагнитного 

165 

 

 

или радиоактивного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава 
и  свойств  компонентов  природы  и  оказывающих  вредное  воздействие  на 
человека,  флору  и  фауну,  считается  загрязнением  окружающей  среды.  По 
происхождению загрязнения разделяются на антропогенные и естественные, по 
воздействию  на  организмы  и  экосистемы  –  на  механические,  физические, 
биологические и химические. 

При  проведении  мероприятий,  назначенных  в  лесохозяйственном 

регламенте,  должны  учитываться  причины  загрязнения  от  проводимых 
мероприятий,  приниматься  всё  возможное  для  сокращения  загрязнения 
окружающей среды. 

Земли  лесного  фонда  по  своему  назначению  представлены  двумя 

основными группами: 

лесной – предназначенной для выращивания насаждений; 
нелесной  –  представленной  угодьями,  не  используемыми  в  лесном 

хозяйстве землями и землями специального назначения. 

Перечисленные  категории  земель  кардинально  отличаются  по  степени 

антропогенного воздействия. 

Если  в  первой  группе  воздействие  человека  носит  временный  характер  и 

необходимо  обеспечить  сохранность  леса,  то  вторая  группа  утратила  свойство 
лесного биогеоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, 
оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес. 

Соответственно,  оценка  и  величина  антропогенного  воздействия  на  эти 

категории  земель  различны.  Основное  воздействие  на  лесные  земли  при 
выполнении мероприятий лесохозяйственного регламента происходит в процессе 
лесопользования и прежде всего, заготовки древесины и рекреации. 

В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: 
- древесные отходы; 
- отходы от работы техники и транспорта; 
- бытовые отходы. 
По  данным  «Временного  классификатора  токсичных  промышленных 

отходов»,  М,  1987,  при  заготовке  и  вывозке  древесины  при  организации 
заготовки  в спелых и перестойных насаждениях (рубки главного пользования) 
образуются следующие отходы на 1 тыс.м

3

 заготовленной древесины. 

 

Таблица 22 

Характеристика и объем отходов по классам опасности 

Наименование отходов 

Количество отходов, 

тонн на 1 тыс.м

3

 

Отходы IIкласса опасности 

 

Аккумуляторная кислота 

0,00022 

Отходы III класса опасности 

 

Отходы синтетических и минеральных масел 
(отработанное моторное и трансмиссионное масло) 

 

0,0158 

166 

 

 

 

Наименование отходов 

Количество отходов, 

тонн на 1 тыс.м3 

Индустриальное масло 

0,000322 

Нефтешлам при зачистке резервуаров 

0,0015 

Нефтешлам (проливы ГСМ) 

0,0004 

Промасленные фильтры 

0,001 

Ветошь промасленная 

0,0011 

Уловленные нефтепродукты очистных сооружений 
ливневых стоков и мойки автомобилей 

0,003 

Итого 

0,023342 

Отходы IV класса опасности 

 

Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная 
древесина) * 

 

130,0 

Отходы древесные (козырьки, отхода раскряжевки) 

16,0 

Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, 
огарки сварочных электродов 

0,00003 

Лом абразивных изделий 

0,00038 

Отработанные аккумуляторы без электролита 

0,0025 

Осадок (шлам) нейтрализации электролита 

0,00023 

Отработанные шины 

0,006 

Лом цветных металлов 

0,00037 

Зола древесная 

0,0036 

Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 

0,000302 

Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых 
сточных вод 

0,004 

Твердые бытовые отходы (ТБО) 

0,0384 

Отходы потребления подобные ТБО 

0,0012 

Отходы медпункта 

0,000096 

Пищевые отходы пунктов общественного питания 

0,0074 

Итого 

146,0645 

Всего 

146,08784 

 
*Примечание:  лесосечные  древесные  отходы  по  критерию  опасности 

относятся  к  отходам  V  класса  опасности,  но  вследствие  отсутствия 
подтверждения  данного  класса  опасности  экспериментальным  методом 
классифицируются как отходы IV класса опасности. 

Данные  таблицы  22.1  носят  усредненный  характер  и  в  зависимости  от 

способов  рубок,  видов  древесного  лесопользования  могут  существенно 
отличаться  по  количеству  отходов,  но  отнесение  их  к  классам  опасности 
остается неизменным. 

Последнее  свидетельствует  о  преобладании  в  составе  отходов  IV-V 

классов опасности. 

Данное  обстоятельство  учитывается  в  соответствующих  нормативных 

167 

 

 

документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. 

Оценивая  воздействие  заготовки  древесины  на  состояние  биоценоза, 

следует  учитывать  его  сложившийся  антропогенный  характер,  а  также 
позитивную  роль  хозяйственных  мероприятий  в  сохранении  целевых  пород  и 
создании «нормальных» лесных насаждений. 

Наряду  с  заготовкой  древесины  на  лесные  земли  существенное  влияние 

оказывает  рекреационной  лесопользование.  Наиболее  существенными  и 
контролируемыми  показателями  антропогенного  воздействия  при  этом  виде 
лесопользования  является  дигрессия  лесной  среды  и  сохранение  площади 
лесных земель в составе лесного участка. 

Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 

22.2. 

Таблица 22.1 

Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды 

 

Характеристика участка 

Стадии 

рекреационной 

деградации

 

 Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и 
кустарников 

нормальное, 

механические 

их 

повреждения 

отсутствуют; 

подрост 

(разновозрастный) 

и 

подлесок 

жизнеспособные.  Моховой  и  травяной  покров  из  характерных  для 
данного  типа  леса  видов;  подстилка  (пружинящая)  не  нарушена. 
Регулирование рекреации не требуется. 

 Незначительное  изменение  лесной  среды  и  ухудшение  роста  и 
развития  деревьев  и  кустарников,  единичные  их  механические 
повреждения; 

подрост 

(разновозрастный) 

и 

подлесок 

жизнеспособные,  средней  густоты,  имеют  до  20%  поврежденных  и 
усохших  экземпляров.  Проективное  покрытые  мхов  до  20%, 
травяного покрова – до 50% (из них 1/10 – луговая растительность); 
нарушение  подстилки  незначительное,  почва  и  подстилка  слегка 
уплотнены;  отдельные  корни  деревьев  обнажены,  вытоптано  до 
минеральной части почвы до 5% площади. Требуется регулирование 
рекреационной деятельности. 

 Значительное  изменение  лесной  среды,  рост  и  развитие  деревьев 
ослаблены,  до  10%  стволов  с  механическими  повреждениями; 
подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или 
редкие,  21-50%  поврежденных  и  угнетенных  экземпляров.  Мхи  у 
стволов  деревьев,  их  проективное  покрытие  70-60%  (из  них  2/10 
луговой  растительности,  появляются  сорняки).  Подстилка  и  почва 
значительно  уплотнены,  довольно  много  обнаженных  корней 
деревьев,  вытоптано  до  минеральной  части  почвы  6-40%  площади. 
Требуется активное регулирование рекреационной деятельности. 

168 

 

 

продолжение таблицы 22.1 

Характеристика участка 

Стадии 

рекреационной 

деградации 

 Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-
лугового  типа,  деревья  значительно  угнетены,  11-20%  стволов  с 
механическими 

повреждениями; 

подрост 

и 

подлесок 

нежизнеспособные  (преимущественно  в  куртинах),  редкие  или 
отсутствуют,  поврежденных  или  усохших  экземпляров  более  50%. 
Мхи  отсутствуют,  проективное  покрытие  травяного  покрова  59-40% 
(в  том  числе  до  1/2  занимают  луговая  растительность  и  сорняки). 
Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах 
отсутствует,  вытоптано  до  минеральной  части  почвы  41-60% 
площади. 

Необходимо 

строгое 

ограничение 

рекреационной 

деятельности 

 Лесная  среда  деградирована;  древостой  разрежен,  куртинно-
лугового типа, деревья сильно ослаблены или  усыхают, более 20% с 
механическими  повреждениями;  подрост,  подлесок,  мхи,  подстилка 
отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том 
числе  до  3/4  занимают  луговая  растительность  и  сорняки),  корни 
большинства  деревьев  обнажены  и  повреждены.  Вытоптано  до 
минеральной  части  почвы  более  60%  площади.  Рекреация  не 
допускается. 

Таблица 22.2 

Показатели предельно допустимых нагрузок на рекреационные леса 

(зеленые и лесопарковые зоны) 

Условия, 

регламентирующие 

допустимые 

рекреационные 

нагрузки 

Площадь 

рекреационн

ых лесов, 

га 

Предельно допустимое число посетителей 

леса (рекреационная нагрузка), чел. 

на 1 га 

площади 

на общую площадь (по 

среднему показателю нагрузки) 

Типы лесорастительных условий: 

- А

2

, А

4

, А

5

 

2 – 4 

- А

3

, В

5

, С

5

, Д

5

 

94 

3 – 5 

375 

- В

2

, В

4

, С

4

, Д

4

 

340 

4 – 8 

2040 

- В

3

, С

2

, С

3

, Д

2

, Д

3

 

4116 

6 – 10 

32928 

Итого: 

4550 

 

35343 

 

Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков 

является важнейшей задачей органов управления и контроля. 

Выполнение  этой  задачи  зависит  от  фиксации  состояния  земель  на  дату 

передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со 
ст.  69  Лесного  кодекса  РФ  (проектирование  лесных  участков),  при  наличии 
целевого  финансирования,  или  в  процессе  производства  натурных  работ  при 
составлении «Проекта освоения лесов». 

169 

 

 

Фиксация  состояния  площадей  позволит  осуществить  контроль  условия 

ст. 41 Лесного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении 
их благоустройства на нелесных и не покрытых лесом землях. 

Антропогенное  воздействие  на  леса,  связанное  с  эксплуатацией  этих 

объектов,  определяется  их  целевым  назначением  и  уменьшением  их 
отрицательного  воздействия  связано  с  рекультивацией  нарушенных  при 
строительстве  земель,  противопожарным  обустройством  прилегающих 
территорий. 

Целевые  показатели  антропогенных  нагрузок  на  леса  определяются  по 

трем направлениям: 

- строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; 
- осуществление всех видов лесопользования; 
- организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 
Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических 

объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002   № 7-ФЗ 
«Об  охране  окружающей  среды»,  по  требованию  которого  в  проектах 
строительства  производится  оценка  вредного  воздействия  проектных 
мероприятий на окружающую среду (ОВОС). 

Правильность  решений,  заложенных  в  проектах  строительства  и 

эксплуатации,  контролируется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 
19.07.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». 

Задачей  органов  управления  и  контроля  в  области  лесного  хозяйства  в 

отношении  таких  объектов  является  проверка  соблюдения  требований  по 
прохождению экологической экспертизы и контроля за исполнением проектных 
решений. 

Антропогенное  влияние  на  лес  в  процессе  всех  видов  лесопользования 

регулируется  системой  мероприятий,  разрабатываемых  в  «Проектах  освоения 
лесов».  В  условиях  области, при наличии  предпринимательской деятельности, 
наибольшее  антропогенное  воздействие  оказывают  рекреация,  заготовка 
древесины,  ведение  охотничьего  хозяйства,  выполнение  работ  по  разработке 
месторождений полезных ископаемых. 

К  целевым  показателям  по  уменьшению  антропогенного  воздействия  в 

отношении  рекреационных  объектов  следует  отнести  следующие  условия,  в 
обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов». 

1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на 

нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 
50-60% общей площади лесного участка. 

2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии 

среды,  при  этом  на  участках  с  третьей  и  более  степенью  дигрессии  такие 
мероприятия обязательны. 

3.  При  преобладании  в  составе  лесного  участка  нелесных  или  не 

покрытых лесом земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых 
лесом земель. 

Дополнительно  к  определенному  комплексу  мер  в  условиях  области 

устанавливается  требование  по  запрещению  переруба  и  равномерному 

170 

 

 

освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). 

Использование  расчетной  лесосеки,  ввиду  применения  экономических  и 

технических  условий,  устанавливается  как  среднее  за  5-летний  период.  При 
использовании  лесов  в  сфере  охотничьего  хозяйства  целевым  показателем  по 
уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной 
численности животных и, прежде всего, копытных. 

Обязательства  пользователей  животного  мира  по  предотвращению 

ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». 

Юридические  лица  и  граждане,  причинившие  вред  объектам  животного 

мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по 
решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками 
исчисления  ущерба  животному  миру,  а  при  их  отсутствии  –  по  фактическим 
затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе 
упущенной выгоды. 

В  случае  невозможности  предотвратить  ущерб,  нанесенный  в результате 

жизнедеятельности  объектов  животного  мира  сельскому,  водному  и  лесному 
хозяйству,  убытки  возмещаются  из  фондов  экологического  страхования,  если 
пользователь животным миром является членом такого фонда. 

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они 

не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению 
ущерба  на  закрепленных  за  ними  территориях,  акваториях.  В  случаях,  если 
специально  уполномоченные  государственные  органы  по  охране,  контролю  и 
регулированию  использования  объектов  животного  мира  и  среды  их  обитания 
необоснованно  ограничивают  пользователей  животным  миров  в  изъятии 
объектов  животного  мира,  наносящих  ущерб  сельскому,  водному  и  лесному 
хозяйствам,  ответственность  за  нанесенный  ущерб  несут  должностные  лица 
соответствующего  специально  уполномоченного  государственного  органа  по 
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и 
среды их обитания. 

Применение  указанной  статьи  зависит,  прежде  всего,  от  выполнения 

значений оптимальной численности и, следовательно, от величины отстрела. 

Существенный  вред  лесным  экосистемам  наносит  разработка 

месторождений  полезных  ископаемых.  Основной  мерой,  обеспечивающей 
восстановление  лесной  среды  после  разработки  месторождений,  является 
рекультивация  земель.  Технология  рекультивации,  график  ее  проведения 
детально  рассматриваются  в  «Проектах  освоения  лесов»,  и  задача  органов 
управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. 

Третья  группа  факторов,  оказывающих  влияние  на  лес,  представлена 

мероприятиями  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов.  Эти  мероприятия 
призваны  улучшать  состояние  лесов,  обеспечивают  его  охрану  и  защиту,  их 
проведение  регламентируется  комплексом  нормативных  документов.  При 
практическом  применении  возможных  технических  решений  предпочтение 
следует  отдавать  мероприятиям  с  меньшим  объемом  искусственного 
воздействия на леса. 
 

171 

 

 

2.17.2. Требования к защите лесов (нормативы и параметры санитарно-

оздоровительных мероприятий, профилактических мероприятий по 

защите лесов, мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, а 

также других определенных уполномоченным федеральным органом 

исполнительной власти мероприятий)  

 

Защита  лесов  от  вредных  организмов  регламентируется  статьями  60.1-

60.11  Лесного  кодекса  Российской  Федерации,  Правилами  санитарной 
безопасности  в  лесах,  утвержденными  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  20.05.2017    №  607  «Об  утверждении  Правил 
санитарной безопасности в лесах».  

Леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений 

любых  видов,  сортов  или  биологических  типов,  животных  либо 
болезнетворных  организмов  любых  видов,  биологических  типов,  которые 
способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). 

Защита  лесов  направлена  на  выявление  в  лесах  вредных  организмов  и 

предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных 
организмов - на их ликвидацию. 

Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных 

объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 
№ 206-ФЗ "О карантине растений". 

Защита  лесов  осуществляется  органами  государственной  власти, 

органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в 
соответствии  со  статьями  81  -  84  Лесного  кодекса  РФ,  если  иное  не 
предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 

Невыполнение  гражданами,  юридическими  лицами,  осуществляющими 

использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов 
в  части  защиты  лесов  является  основанием  для  досрочного  расторжения 
договоров  аренды  лесных  участков,  договоров  купли-продажи  лесных 
насаждений,  а  также  для  принудительного  прекращения  права  постоянного 
(бессрочного)  пользования  лесными  участками  или  права  безвозмездного 
пользования лесными участками. 

Защита лесов от вредных организмов проводится в соответствии со 60.1-

60.11  Лесного  кодекса  РФ,  Правилами  санитарной  безопасности  в  лесах, 
утвержденными  Постановлением  Правительства  РФ  от  20.05.2017    №  607 
(далее-Правила санитарной безопасности).  

Правила  санитарной  безопасности  устанавливают  порядок  и  условия 

организации  осуществления  мер  санитарной  безопасности  в  лесах  и 
требования,  направленные  на  обеспечение  санитарной  безопасности  в  лесах 
при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. 

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: 
1) лесозащитное районирование; 
2) государственный лесопатологический мониторинг; 
3) проведение лесопатологических обследований; 
4) предупреждение распространения вредных организмов; 

172 

 

 

5) иные меры санитарной безопасности в лесах. 
Меры  санитарной  безопасности  в  лесах,  за  исключением  лесозащитного 

районирования  и  государственного  лесопатологического  мониторинга, 
осуществляются  в  соответствии  с  лесным  планом  субъекта  Российской 
Федерации,  лесохозяйственным  регламентом  лесничества,  лесопарка  и 
проектом освоения лесов. 
Лесозащитное районирование. 

При лесозащитном районировании определяются зоны слабой, средней и 

сильной  лесопатологической  угрозы,  а  также  зоны  использования  наземных  и 
(или) 

дистанционных 

методов 

осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга, 

проведения 

лесопатологических 

обследований. 

Порядок 

лесозащитного 

районирования 

установлен 

приказом 

Минприроды  России  от  09.01.2017  №  1  «Об  утверждении  порядка 
лесозащитного районирования». 

Государственный  лесопатологический  мониторинг  представляет  собой 

систему  наблюдений  (с  использованием  наземных  и  (или)  дистанционных 
методов)  за  санитарным  и  лесопатологическим  состоянием  лесов  и  за 
происходящими  в  них  процессами  и  явлениями,  а  также  анализа,  оценки  и 
прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

Государственный  лесопатологический  мониторинг  является  частью 

государственного  экологического  мониторинга  (государственного  мониторинга 
окружающей среды). 

Порядок 

осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга  установлен  приказом  Минприроды  России  от  05.04.2017  №  156 
«Об 

утверждении 

порядка 

осуществления 

государственного 

лесопатологического мониторинга». 

Лесопатологические  обследования  проводятся  в  лесах  с  учетом  данных 

государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации 
о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. 

Порядок  проведения  лесопатологических  обследований  установлен 

приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка 
проведения 

лесопатологических 

обследований 

и 

формы 

акта 

лесопатологического обследования». 

Лесопатологические  обследования  (далее  -  ЛПО)  проводятся  с 

использованием  наземных  и  (или)  дистанционных  методов,  визуальными  и 
инструментальными  способами,  обеспечивающими  необходимую  точность 
оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

ЛПО  проводятся  в  лесах  с  учетом  данных  государственного 

лесопатологического  мониторинга,  а  также  иной  информации  о  санитарном  и 
лесопатологическом состоянии лесов. 

Проведение  ЛПО  обеспечивается  органами  государственной  власти  или 

органами  местного  самоуправления  в  пределах  их  полномочий,  (далее  - 
уполномоченные органы), определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, 
либо  гражданами,  в  том  числе  индивидуальными  предпринимателями,  и 

173 

 

 

юридическими лицами, осуществляющими использование лесов. 

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах,  граждане 

и  юридические  лица,  осуществляющие  использование,  охрану,  защиту  и 
воспроизводство  лесов  (далее  -  граждане,  в  том  числе  индивидуальные 
предприниматели,  юридические  лица),  в  случае  обнаружения  признаков 
появления  вредителей,  болезней,  неблагополучного  состояния,  значительного 
или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты 
обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы. 

Информация  направляется  в  письменном  или  электронном  виде  с 

указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием 
признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади 
повреждения  и  контактных  данных  заявителя:  фамилия,  имя,  отчество  (при 
наличии) и телефон). 

Проверка  информации  проводится  уполномоченными  органами  в  30-

дневный срок с момента ее получения. 

ЛПО  проводятся  с  использованием  наземных  и  (или)  дистанционных 

методов, 

визуальными 

и 

(или) 

инструментальными 

способами, 

обеспечивающими 

необходимую 

точность 

оценки 

санитарного 

и 

лесопатологического состояния лесов. 

ЛПО  проводятся  в  целях  получения информации о  текущем  санитарном 

(характеристика,  которая  определяется  по  количеству  деревьев  разных 
категорий  состояния)  и  лесопатологическом  (характеристика,  которая 
определяется  по  количеству  вредных  организмов  и  степени  повреждения  ими 
деревьев)  состоянии  лесных  участков,  а  также  для  обоснования  и  назначения 
мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. 

ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода 

с  момента  распускания  листвы  (хвои)  и  до  момента  начала  сезонной 
дехромации  (изменения  цвета  хвои  или  листьев  в  результате  воздействия 
неблагоприятных природных и антропогенных факторов). 

В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях, а также лесных 

насаждениях,  поврежденных  ветрами  (ветровал,  бурелом)  и  верховыми 
пожарами, ЛПО проводятся в течение года. 

Объемы  ЛПО  в  лесном  плане  субъекта  Российской  Федерации  и 

лесохозяйственном  регламенте  лесничеств  (лесопарков)  не  указываются  и 
определяются  ежегодно,  в  том  числе  с  учетом  данных  государственного 
лесопатологического  мониторинга  и  иной  информации  о  санитарном  и 
лесопатологическом состоянии лесов. 

ЛПО  визуальным  способом  планируются  на  основе  информации  о 

санитарном  и  лесопатологическом  состоянии  лесов,  полученной  в  результате 
осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга, 

государственного  мониторинга  воспроизводства  лесов,  мониторинга пожарной 
опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров,  а  также  информации,  полученной  от 
уполномоченных  органов,  граждан,  в  том  числе  индивидуальных 
предпринимателей и юридических лиц. 

ЛПО  инструментальным  способом  планируются  на  лесных  участках,  на 

174 

 

 

которых  по  результатам  ЛПО  визуальным  способом  или  по  информации, 
полученной  из  других  источников,  необходимо  проведение  санитарно-
оздоровительных мероприятий (далее - СОМ). 

ЛПО  визуальным  способом  проводятся  с  использованием  наземных  и 

(или) дистанционных методов. 

ЛПО  инструментальным  способом  проводятся  только  с  использованием 

наземного метода. 

В процессе ЛПО производятся: 
определение  причин  повреждений  (или  гибели)  лесных  насаждений,  а 

также выявление аварийных деревьев; 

определение местоположения и границ поврежденных лесных участков; 
определение  текущего  санитарного  и  лесопатологического  состояния 

лесных участков; 

назначение  мероприятий  по  предупреждению  распространения  вредных 

организмов,  в  том  числе  профилактических  мероприятий  по  защите  лесов,  а 
также  агитационных  мероприятий  (далее  -  мероприятия)  в  первую  очередь  на 
лесных  участках,  предоставленных  для  осуществления  рекреационной 
деятельности, в ценных лесах. 

Площади однородных по своему состоянию выделов определяются путем 

сложения  площадей  соответствующих  выделов,  указанных  в  таксационном 
описании, а при отсутствии таксационных описаний вычисляются на основании 
координат границ описываемых участков леса. 

При  неоднородности  санитарного  и  лесопатологического  состояния 

выдела  описывается  его  часть,  обладающая  однородными  характеристиками 
для  назначенных  мероприятий  (лесопатологический  выдел).  Минимальная 
площадь  лесопатологического  выдела  в  зоне  сильной  лесопатологической 
угрозы  -  0,1  га;  в  зоне  средней  лесопатологической  угрозы  -  0,5  га;  в  зоне 
слабой лесопатологической угрозы - 1 га. 

По 

результатам 

осуществления 

ЛПО 

составляется 

акт 

лесопатологического  обследования  по  форме,  приведенной  в  приложении  2  к 
приказу  Минприроды  России  от  16.09.2016    №  480  «Об  утверждении  порядка 
проведения 

лесопатологических 

обследований 

и 

формы 

акта 

лесопатологического обследования». 

При  ЛПО  определяются  таксационная  характеристика  по  обследуемому 

лесотаксационному  выделу,  при  необходимости  по  лесопатологическому 
выделу,  причины  ослабления  и  гибели  насаждений,  характер  усыхания, 
распределение деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля 
деревьев  на  поврежденном  лесном  участке  с  визуальными  признаками 
повреждения,  выраженная  в  процентах,  или  уровень  повреждения  отдельных 
частей  дерева)  в  %  от  запаса  насаждения,  а  также  признаков  повреждений 
деревьев и доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков. 

При  изменении  характеристик  санитарного  и  лесопатологического 

состояния  лесных  участков,  повлекших  ухудшение  санитарного  и  (или) 
лесопатологического состояния лесных участков ЛПО проводятся повторно. 

По 

результатам 

ЛПО 

составляется 

Акт 

лесопатологического 

175 

 

 

обследования, в котором указываются процент выборки деревьев по категориям 
состояния,  назначения  мероприятий,  степень  поражения  лесного  насаждения, 
причины  повреждения  и  гибели  лесных  насаждений.  Форма  акта  утверждена 
приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка 
проведения 

лесопатологических 

обследований 

и 

формы 

акта 

лесопатологического обследования». 

В зависимости от способа ЛПО заполняются соответствующие разделы и 

приложения к акту лесопатологического обследования. 

Каждый  заполненный  раздел  акта  и  приложения  к  нему  подписываются 

исполнителями работ по проведению ЛПО. 

В  течение  2-х  рабочих  дней  после  подписания  акт  направляется  в 

уполномоченные органы для утверждения и опубликования. 

В течение 10-ти рабочих дней со дня поступления акта с приложениями 

уполномоченные  органы  рассматривают  акт  и  при  отсутствии  замечаний 
утверждают его. 

В  срок  не  позднее  3-х  рабочих  дней  со  дня  утверждения  акт  без 

приложений  в  форме  электронного  документа,  подписанного  усиленной 
квалифицированной  электронной  подписью,  размещается  на  официальном 
сайте  органа  государственной  власти  или  органа  местного  самоуправления  в 
информационно-телекоммуникационной 

сети 

«Интернет» 

(далее 

официальный сайт). 

      Одновременно  с  размещением  на  официальном  сайте  акт  с 

приложениями  к  нему  направляется  в  форме  электронного  документа, 
подписанного  усиленной  квалифицированной  электронной  подписью,  с 
использованием 

единой 

системы 

межведомственного 

электронного 

взаимодействия  или  информационно-телекоммуникационных  сетей  общего 
пользования, в том числе сети «Интернет», в уполномоченный Правительством 
Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. 

Актами 

ЛПО 

назначаются 

мероприятия 

по 

предупреждению 

распространения вредных организмов. 

Предупреждение  распространения  вредных  организмов  включает  в  себя 

проведение: 

1) профилактических мероприятий по защите лесов; 
2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших 

(утративших  жизнеспособность  в  результате  воздействия  неблагоприятных 
факторов)  и  поврежденных  (имеющих  видимые  признаки  повреждения 
неблагоприятными  факторами)  лесных  насаждений,  уборки  неликвидной 
древесины  (древесины,  утратившей  потребительские  свойства  из-за 
повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и 
других неблагоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев; 

3)  агитационных  мероприятий.  В  лесах,  расположенных  на  особо 

охраняемых 

природных 

территориях, 

проведение 

мероприятий 

по 

предупреждению  распространения  вредных  организмов  осуществляется  с 
учетом особенностей режима особой охраны территорий. 

Не  допускается  осуществление  мероприятий  по  предупреждению 

176 

 

 

распространения вредных организмов: 

-  в  случае,  если  такие  мероприятия  не  предусмотрены  соответствующим 

актом лесопатологического обследования; 

- в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной 

власти  направлено  предписание  об  отмене  соответствующего  акта 
лесопатологического обследования или о внесении в него изменений; 

-  в  течение  двадцати  дней  после  размещения  в  соответствии  с  частью  3 

статьи  60.6  Лесного  кодекса  акта  лесопатологического  обследования  на 
официальном 

сайте 

уполномоченных 

органов 

в 

информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет". 

Профилактические мероприятия по защите лесов 

Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости 

лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса. 

Основанием для планирования профилактических мероприятий являются 

результаты  лесопатологических  обследований  (далее  -  ЛПО).  Результаты 
планирования 

профилактических 

мероприятий 

отражаются 

в 

лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов. 

Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные и 

биотехнические. 

К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся: 
использование  удобрений  и  минеральных  добавок  для  повышения 

устойчивости  лесных  насаждений  в  неблагоприятные  периоды  (засуха, 
повреждение насекомыми); 

лечение деревьев; 
применение  пестицидов  для  предотвращения  появления  очагов  вредных 

организмов. 

Лечение деревьев осуществляется в первую очередь на лесных участках, 

предоставленных  для  осуществления  рекреационной  деятельности.  Лечение 
деревьев заключается в обрезке отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, 
удалении  плодовых  тел  дереворазрушающих  грибов,  лечении  ран,  санации 
дупел. 

Применение  пестицидов  и  биологических  средств  для  предотвращения 

появления  очагов  вредных  организмов  в  первую  очередь  производится  на 
участках ценных лесов или в питомниках на основании прогнозных данных на 
начальной  фазе  развития  очага.  При  этом  не  допускается  использование 
пестицидов,  которые  не  внесены  в  Государственный  каталог  пестицидов  и 
агрохимикатов,  разрешенных  к  применению  на  территории  Российской 
Федерации,  предусмотренный  статьей  3  Федерального  закона  от  19.07.1997  N 
109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". 

Профилактическими биотехническими мероприятиями являются: 
улучшение  условий  обитания  и  размножения  насекомоядных  птиц  и 

других насекомоядных животных; 

охрана  местообитаний,  выпуск,  расселение  и  интродукция  насекомых-

энтомофагов; 

посев травянистых нектароносных растений. 

177 

 

 

Улучшение  условий  обитания  и  размножения  насекомоядных  птиц  и 

насекомоядных  животных  заключается  в  их  охране,  посадке  деревьев  и 
кустарников  для  гнездования,  развешивании  скворечников  и  дуплянок, 
подкормке, посадке ремиз (полос или куртин из древесных или кустарниковых 
растений, служащих местами укрытия и кормления полезных птиц), сохранении 
и создании в лесу источников воды. 

Посев 

травянистых 

нектароносных 

растений 

производится 

в 

непосредственной  близости  от  лесных  участков,  на  которых  возникают  очаги 
вредных насекомых, или по опушкам этих лесных участков. 
 

Санитарно-оздоровительные мероприятия 

Санитарно-оздоровительные  мероприятия  (далее  -  СОМ)  проводятся  с 

целью  улучшения  санитарного  состояния  лесных  насаждений,  уменьшения 
угрозы  распространения  вредных  организмов,  обеспечения  лесными 
насаждениями  своих  целевых  функций,  а  также  снижения  ущерба  от 
воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, 
погодные  условия, почвенно-климатические  факторы  и другие,  биотические и 
абиотические  факторы,  наносящие  ущерб  устойчивости  или  целевой  функции 
лесов). 

К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, 

уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев. 

Сведения  о  видах и  объемах  СОМ, планируемых  к проведению  лицами, 

использующими  леса  на  основании  договора  аренды,  права  постоянного 
(бессрочного) пользования лесным участком, отражаются в лесной декларации. 

Планирование  объемов  СОМ  на  лесных  участках,  не  переданных  в 

пользование,  отражается  в  лесохозяйственном  регламенте  лесничества 
(лесопарка)  на  основании  данных  государственного  лесопатологического 
мониторинга и ЛПО. 

При  распределении  объемов  СОМ  по  кварталам  года  учитываются 

степень и время повреждения лесных насаждений, биология древесной породы, 
вредных 

насекомых 

и 

возбудителей 

заболеваний. 

Во 

избежание 

распространения инфекции сплошные и выборочные санитарные рубки следует 
проводить преимущественно в зимний период. 

СОМ  не  планируются  в  лесных  насаждениях  4  и  5  бонитетов,  за 

исключением случаев угрозы возникновения в этих лесных насаждениях очагов 
вредных  организмов,  а  также  в  лесничествах,  где  лесные  насаждения  данных 
бонитетов являются преобладающими. 

СОМ планируются в лесах любого целевого назначения и всех категорий 

защитных лесов, кроме заповедных участков. 

Отвод лесосек для проведения СОМ в лесных насаждениях (лиственных и 

лиственничных)  (30%  и  более  в  составе  насаждений)  проводится  в 
вегетационный  период  (кроме  лесных  участков,  поврежденных  ветрами 
(ветровал,  бурелом  -  деревьев  5  "а",  "б"  и  6  "а",  "б"  категорий  состояния)  и 
верховыми пожарами). 

Размер лесосек для проведения СОМ не лимитируется. 

178 

 

 

Рубка  погибших  и  поврежденных  лесных  насаждений  проводится  в 

форме  сплошной  (для  погибших  и  поврежденных  насаждений)  и  выборочной 
(для поврежденных насаждений) санитарной рубки. 

В  молодняках  до  созревания  в  них  деловой  древесины  при  наличии 

погибших  семенников  проводятся  выборочные  санитарные  рубки  и  (или) 
уборка неликвидной древесины. 

Отвод  лесосек  под  санитарные  сплошные  и  выборочные  рубки 

производится по результатам ЛПО, проводимого инструментальным способом 
в  соответствии  с  Правилами  заготовки  древесины,  утвержденными  приказом 
Минприроды России от 13.09.2016 № 474. 

Уменьшение  периметра  лесосеки  (уменьшение  количества  столбов  на 

углах  лесосеки)  при  отводе  в  сплошную  и  выборочную  санитарную  рубку 
допускается  в  пределах,  не  превышающих  10%  от  площади  погибшего  или 
поврежденного участка леса. 

На визирах лесосек, отводимых в выборочную санитарную рубку, деревья 

не срубаются, и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также 
рубки кустарника. 

При  назначении  в  сплошную  и  выборочную  санитарную  рубку  в 

обязательном  порядке  отбираются  деревья  5  -  6-й  категорий  состояния. 
Ветровал, бурелом и снеголом относят к 5 - 6-й категориям состояния. 

Допускается  назначение  в  сплошную  и  выборочную  санитарную  рубку 

деревьев категорий состояния в следующих случаях: 

- деревья хвойных пород 4-й категории состояния; 
- деревья 3 - 4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхающие) 

назначаются  в  рубку  при  повреждении  корневой  губкой  (в  сосняках),  деревья 
осины  -  при  повреждении  осиновым  трутовиком  и  деревья  различных  видов 
вяза - при повреждении голландской болезнью; 

-  в  лесных  насаждениях,  пройденных  лесным  пожаром:  деревья  с 

наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом 
обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее 
чем  у  100  деревьев)  или  высушивание  луба  не  менее  3/4  окружности  ствола 
(наличие пробной площади также обязательно); 

деревья  хвойных  пород,  имеющие  повреждения  коры  лосем  и  другими 

животными  более  трети  окружности  ствола,  или  поселения  стволовых 
вредителей, занимающие более половины окружности ствола. 

Отбор  деревьев  в  выборочную  и  сплошную  санитарную  рубку  при 

повреждении  хвое-  и  листогрызущими  насекомыми  производится  после 
завершения периода восстановления хвои (листвы). 

При выборочной санитарной рубке жизнеспособные деревья с дуплами в 

количестве  5  -  10  шт./га  оставляются  в  целях  обеспечения  естественными 
укрытиями представителей животного мира. 

Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу 

Российской  Федерации  и  (или)  в  Красные  книги  субъектов  Российской 
Федерации,  а  также  включенных  в  перечень  видов  (пород)  деревьев  и 
кустарников,  заготовка  древесины  которых  не  допускается,  в  соответствии 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..