ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 31

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 31

 

 

279 

 

Греческой Республики № 154.212 от 17 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 77501 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Эстония № 48640 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики и 
развития Туркменистана № 11151 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной  собственности  Черногории  №  06391  от  18  марта  2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41077. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17309  от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 41468 от 28 августа 2013 года. 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения 
№ 15685 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства  промышленной 
собственности Республики Сербия № 60300 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20185 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия 
№ Z20091477 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета  по  Стандартизации,  Метрологии  и  патентам  Азербайджанской 
Республики № 2010 1266 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М  20778  от  24 сентября 
2010 года. 

Службы  по  товарным  знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней 
торговли  Арабской  Республики  Египет  №  236203  от  07  февраля  2011 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики и 
развития Туркменистана № 11153 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной Собственности Боснии и Герцеговины № BAZ0914230 
от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной  собственности  Черногории  №  06394  от  18  марта  2013 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  института 
стандартизации 

и 

промышленной 

собственности 

Министерства 

промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2084. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Ведомства по регистрации 

280 

 

компаний  и  промышленной  собственности  Исламской  Республики  Иран 
№ 183267 от 24 сентября 2012 года. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17306  от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  Национального  института  промышленной 
собственности Алжира № 80847 от 12 декабря 2011 года. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства  промышленной 
собственности Республики Сербия № 60165 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства  промышленной 
собственности Румынии    № 104052. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10287 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129783  от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34756 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21116  от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76798 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной  собственности  Черногории  №  06395  от  18  марта  2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41043. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан № TJ 10539. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства  промышленной 
собственности Республики Сербия № 60166 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства  промышленной 
собственности Румынии № 103975. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10286 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129782  от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34755 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21115  от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76799 от 11 мая 2011 года. 

281 

 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной  собственности  Черногории  №  06396  от  18  марта  2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41042. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан №TJ 10547. 

GAZPROM UK TRADING 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Великобритании 
№ UK00002217144. 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия  № 00152  от  10  декабря  2012  года.  Срок  действия  регистрации 
товарного знака продлен до 05 октября 2022 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной  службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174859 от 27 августа  
2013 года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51791. 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия  № 00151  от  10  декабря  2012  года.  Срок  действия  регистрации 
товарного знака продлен до 05 октября 2022 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной  службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  № 174860  от  27 августа  2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51790. 

 

POLYANA 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия  № 00150  от  10  декабря  2012  года.  Срок  действия  регистрации 
товарного знака продлен до 05 октября 2022 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной  службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  №  182794  от  11 марта  2014 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51792. 

 

ПОЛЯНА 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия  № 00149  от  10  декабря  2012  года.  Срок  действия  регистрации 
товарного знака продлен до 05 октября 2022 года. 
Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной  службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  №  182795  от  11 марта  2014 
года. 
Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51793. 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826607, 
15826606,  15826605,  15826604,  15826603,  15826602,  15826601,  15826600, 
15826599, 15826598. 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

282 

 

 

 

Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826645, 
15826644,  15826643,  15826642,  15826641,  15826640,  15826639,  15826638, 
15826637, 15826636. 

 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826635, 
15826634,  15826633,  15826632,  15826631,  15826630,  15826629,  15826628, 
15826627, 15826626. 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826625, 
15826624,  15826623,  15826622,  15826621,  15826620,  15826619,  15826618, 
15826617, 15826616. 

 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Агентства 

интеллектуальной  собственности  Республики  Армения  №  3083.  Срок 
действия регистрации товарного знака продлен до 11 февраля 2028 года. 

 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Правительства 

Специального  Административного  Региона  Гонконг  №  304271607  от 
06 февраля 2018 года. 

 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

К  2025  г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры внешнего рынка объем добычи газа ПАО «Газпром» может составить порядка 520 -
560 млрд куб.  м.  Основным  газодобывающим  районом  страны  на  рассматриваемую  перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на 
о. Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.  

 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

2017 

Добыча газа в России (млрд м

3

654,4 

668,2 

642,1 

635,5 

640,4 

691,2 

Добыча 

газа 

Группой 

Газпром 

(млрд м

3

487,0 

487,4 

443,9 

418,5 

419,1 

471,0 

Отношение добычи газа Группой  
Газпром к добыче газа по России (%) 

 

74,4 

 

72,9 

 

69,1 

 

65,9 

 

65,4 

 

68,1 

283 

 

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  на  территориях  субъектов  РФ,  газоснабжения  которых  осуществляется  посредством 
Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию  подлежат  только  цены 
на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и  поставляемый  российским 
потребителям.  Цены  на  нефть,  уголь  и  газ,  продаваемый  независимыми  производителями, 
формируются на договорной основе. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

ПАО  «Газпром»  постоянно  проводит  работу,  направленную  на  переход  от  регулируемых  к 
договорным  ценам  при  продаже  добытого  им  и  его  аффилированными  лицами  газа  российским 
потребителям. 

В  целях  развития  постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  28 мая 2007г.  №  333 
«О совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ»,  ПАО «Газпром»  разрешена 
продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в  регулируемом  диапазоне 
предельных максимального и минимального уровней для следующих групп конечных потребителей 
(кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За 2017 год реализовано указанным выше группам потребителей 29,751 млрд куб. м газа. При этом 
превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими  регулируемыми 
оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 3%. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 323 «О реализации 
природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 
Федерации по вопросам государственного  регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом  изменений,  внесенных 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  19  июня  2014  г.  № 566),  в  целях 
развития  рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам 
разрешено  реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах 
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ»  (с 01.07.2016  АО  «СПбМТСБ»)  и  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 
необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая  торговля  газом  является  важным 
инструментом  в  области  формирования  рыночных  принципов  и  повышения  прозрачности 
ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных  индикаторов  для  системы 
ценообразования. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  во  II  квартале  2018  года  сложился  выше 
регулируемой оптовой цены на балансовом пункте «КС Надым» - на 5,3%, а на балансовом пункте 
«Локосово» - на 9,1% ниже регулируемой оптовой цены.  

284 

 

Кроме  того,  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  27.12.2017г.  № 1663 
ПАО «Газпром»  и  его  аффилированным  лицам  разрешено  с  1  января  2018  года  реализовывать 
добытый  ими  природный  газ  по  нерегулируемым  оптовым  ценам  организациям  для  производства 
газа  природного  в  сжиженном  состоянии  из  газа  природного  в  газообразном  состоянии  для 
последующего экспорта. 

В  настоящее  время  проводится  совместная  работа  с  ФАС  России  по  внесению  изменений  в 
постановление  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросу  отмены  государственного 
регулирования цен на природный газ, на любом этапе поставки которого применяются технологии 
по  сжижению  газа.  В  настоящее  время  проект  постановления  Правительства  Российской 
Федерации  согласован  ФАС  России,  Минэнерго  России,  Минэкономразвития  России,  а  также 
ПАО «Газпром» и внесен в Правительство РФ для рассмотрения и утверждения. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов. 
В соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине  2015  года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре  2015  года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы  2015/2016  гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано  1,2 млрд  куб.  м  газа  16-ти  компаниям,  среди  которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам,  превышающим  уровень  цен  на  газ  на  торговых  площадках.  После  чего,  в  2016  году  были 
проведены еще 2 газовых аукциона, на которых было реализовано порядка 2,4 млрд. куб м газа. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

Помимо  использования  аукционной  торговли,  Общество  также  развивает  другое  направление 
реализации  газа  –  через  прямую  торговлю  на  европейских  торговых  площадках  (трейдинг). 
Соответствующее  подразделение,  ответственное  за  развитие  упомянутого  направления 
деятельности, было создано в ООО «Газпром экспорт».  

На  газовых  рынках  в  настоящее  время  действуют  два  основных  механизма  рыночного 
ценообразования:  базирующийся  на  конкуренции  «газ-газ»  (торговые  площадки)  и  на  конкуренции 
газ-субститут  (нефтяная  индексация).  Кроме  того,  в  последние  годы  получил  распространение  и 
такой  способ  ценообразования,  при  котором  сохраняется  нефтяная  формула,  но  ее  динамика 

285 

 

определяется  коридором,  ограничивающим  отрыв  цен,  рассчитанных  по  нефтяной  формуле,  от 
котировок газовых хабов.  

По  оценке  Международного  Газового  Союза,  в  период  с  2005  по  2017  г.  наблюдался  постепенный 
рост доли индексации по ценам торговых площадок в мировом импорте трубопроводного газа: так, 
в  2017  г.  она  составила  61,0%,  что  на  38,0  п.п.  больше,  чем  в  2005  г.  В  то  же  время  в  мировом 
импорте  СПГ  нефтяная  и  квазинефтяная  индексация  сохраняется  в  качестве  основного  способа 
ценообразования (с долей на уровне 72,0% в 2017 г.). 

В  импорте  газа  на  европейский  рынок,  в  котором  доминируют  трубопроводные  поставки,  доля 
индексации  по  котировкам  торговых  площадок  к  настоящему  времени  сравнялась  с  такими 
традиционными видами ценообразования, как нефтяная и квазинефтяная индексация.  

Развитие  европейских  торговых  площадок  за  счет  законодательного  и  регуляторного 
стимулирования внутренней конкуренции привело к тому, что цены на них начали формироваться 
под воздействием спекулятивного (бумажного) спроса и предложения на газ. Однако при этом, по 
мнению  ПАО  «Газпром»,  они  так  и  не  стали  отражением  общего  рыночного  равновесия  на 
европейском  газовом  рынке,  то  есть  не  взяли  на  себя  ту  функцию,  которая  им  зачастую 
приписывается партнерами ПАО «Газпром».  

Это происходило по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, превышения 
предложения 

«бумажного 

газа» 

над 

спросом. 

Данная 

ситуация 

возникла 

из-за 

переконтрактованности  газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что 
совокупные  твердые обязательства поставщиков в рамках долгосрочных контрактов превышают 
реальные объемы потребления газа.  

На  уровень  законтрактованности  в  Европе  оказывают  влияние  факторы  среднесрочного 
характера.  До  2008  г.  предложение  газа  на  европейском  рынке  не  поспевало  за  быстрорастущим 
спросом.  Долгосрочные  контракты,  которые  заключались  до  начала  кризиса  2008  г.  были 
сориентированы  по  объемам  на  период  длительного  и  непрерывного  роста  потребности  в 
дополнительном  газе,  в  том  числе,  в  электроэнергетике.  Излишне  оптимистические  прогнозы 
затем  по  факту  корректировались,  но  объемы  долгосрочных  контрактных  обязательств, 
ориентированные на эти прогнозы, оставались в основном неизменными.  

К  настоящему  времени  ошибка  переоценки  уровня  спроса  на  газ  в  Европе,  носящая  системный 
характер,  исправляется.  Рост  спроса  на  газ  в  2016  и  2017  гг.,  опережавший  наращивание 
обязательств  по  его  поставке  привел  к  возникновению  ситуации  недоконтрактованности  –  по 
оценкам  ПАО «Газпром»,  на  текущий  момент  обеспечено  контрактами  лишь  около  95% 
европейского спроса на газ. Наибольшее превышение динамики спроса над динамикой контрактных 
обязательств наблюдалось в таких странах, как Германия, Бельгия, Великобритания.  

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования Компания считает, что 
нефтяная индексация все же сохраняет свою актуальность.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от скважины до конечного потребителя.  
 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

В  2016  –  2017  гг.  продолжилась  тенденция  к  восстановлению  спроса  на  газ  в  странах  Европы, 
наметившаяся  в  2015  г.  и  обусловленная  активизацией  спроса  на  газ  в  секторе  производства 
электроэнергии и промышленности ряда европейских стран. Согласно актуализированным данным 
(МЭА),  потребление  газа  странами  Европы  по  итогам  2017  г.    выросло  на  4,9%  относительно 
уровня  прошлого  года  и  достигло  568,3  млрд  куб.  м.    Это  произошло  благодаря  восстановлению 
экономики, 

благоприятным 

погодным 

условиям, 

а 

также 

вследствие 

повышения 

286 

 

конкурентоспособности газа по сравнению с углем в электроэнергетике. 

Увеличение  потребления  газа  в  Европе  при  продолжении  снижения  объемов  внутрирегиональной 
добычи способствовало росту потребности европейских стран в импорте газа в 2017 г. В 2017 году 
поставки  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО «Газпром экспорт»  в  страны  дальнего 
зарубежья составили 192,2 млрд куб. м природного газа, что на 7,8% превысило показатель 2016 г.  В 
2017 г. дополнительным фактором, способствующим росту отборов российского газа, становится 
низкий  абсолютный  уровень  запасов  газа  в  ПХГ,  снизившийся  к  концу  I  квартала  2017  г.  до 
минимальных  за  последние  пять  лет  уровней,  и  необходимость  их  восполнить  к  новому 
отопительному периоду. 

В  I  квартале  2018  г.  потребление  газа  в  Европе  составило  194,3  млрд  куб.  м,  превысив  показатель 
аналогичного  периода  2017  г.  на  2,7%.  Стоит  отметить  снижение  спроса  на  газ  в  секторе 
электроэнергетики,  где  по  сравнению  с  прошлым  годом  значительно  выросло  использование 
возобновляемых  источников  энергии  (ВИЭ).  При  этом  поставки  газа  ПАО  «Газпром»  по 
контрактам  ООО «Газпром экспорт»  увеличились  на  8,0%,  достигнув  54,049  млрд  куб.  м.  Рост 
спроса  на  российский  газ  в  I  квартале  2018  г.  объясняется  продолжающимся  снижением 
собственной добычи природного газа в странах Европы, а также значительным снижением запасов 
газа  в  ПХГ  вследствие  аномальных  холодов  в  феврале  –  марте  2018  г.  Низкие  запасы  газа  в  ПХГ, 
достигшие  своего  минимального  значения  за  последние  шесть  лет,  становятся  определяющим 
фактором отборов газа в II-III квартале 2018 г.  

Дальнейшие  перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов (углеродных единиц). 

Изменение конъюнктуры на газовом рынке в результате техногенной катастрофы в Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта СПГ Японией в последующие годы. 

Невысокие темпы экономического роста в совокупности с принимаемыми Правительством страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском  в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,9% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии

4

. Указанная тенденция, хотя 

и  c  более  низкими  темпами  наблюдалась  в  2016  г.,  когда  объемы  поставок  СПГ  в  Японию 
сократились  на  1,6%  по  сравнению  с  2015  г.  В  2017  г.  импорт  СПГ  сохранился  на  уровне  2016  г., 
увеличившись всего на 1% (или 0,6 млн т). 

В  настоящее  время  в  Японии  функционируют  8  ядерных  реакторов  совокупной  мощностью 
7,9 ГВт: Сэндай-1, Сэндай-2, Такахама-3, Такахама-4, Охи-3, Охи-4, Генкай-3 и Генкай-4. 

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива, используемым в электрогенерации, и общих тенденций энергопотребления в Японии. 

По 

данным 

аналитиков, 

источники 

импорта 

СПГ 

Японией 

будут 

продолжать 

диверсифицироваться в свете новых поставок из Австралии и Северной Америки. Так, почти 20% 
объемов СПГ по договорам японских компаний до 2025 года будут поставлены из США. При этом 
часть указанных поставок планируется перенаправлять на рынки других стран. 

Консолидация.  

На  фоне  роста  предложения  газа  в  мире  в  среде  импортеров  усиливаются  интеграционные 
процессы  с  целью  отстаивания  более  выгодных  условий  контрактов  купли-продажи  газа. 
Примерами  подобных  процессов  являются  создание  газового  рынка  ЕС,  а  также  стремление 
компаний Японии, Южной Кореи и Индии к объединению для совместных закупок СПГ.  

                                                           

4

 

Данные об импорте СПГ в Японию приведены по данным таможенной статистики

публикуемым Министерством финансов 

Японии, а также по данным IHS Markit.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..