ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 3

 

 

  50

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 629 649 458

  в том числе: 
  кредиты 

327 871 309

  займы, за исключением облигационных 

1 271 778 149

  облигационные займы 30 

000 

000

Краткосрочные заемные средства 870 

746 

989

  в том числе: 
  кредиты 

70 234 410

  займы, за исключением облигационных 798 

779 

779

  облигационные займы 

1 732 800

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

-

  в том числе:  
  по кредитам 

-

  по займам, за исключением облигационных 

-

  по облигационным займам 

-

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 520 

167 

922

    из нее просроченная 124 

522 

799

  в том числе 
  перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 34 

039 

144

    из нее просроченная 

-

  перед поставщиками и подрядчиками 391 

293 

648

    из нее просроченная 121 

087 

473

  перед персоналом организации 

1 019 512

    из нее просроченная 

-

  прочая 

93 815 618

    из нее просроченная 

3 435 326

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам: 
Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» по состоянию на 31 марта 2016 года 
составляет 124 522 799 тыс. рублей.  Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» 
по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 
обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 
которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 
договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее 10 процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 
средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 

  51

Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 595 411 067 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Сокращенное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Место нахождения: Concertgebouwplein 13, 1071 LL Amsterdam, The Netherlands 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 326 058 359 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Да 
Доля эмитента в уставном капитале коммерческой организации: 97.011% 
Доля участия лица в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и текущего года кредитным договорам и (или) договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из 3, 6, 9 или 12 месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 31.12.2015 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

Наименование показателя 

На 31.12.2015 г. 

Общий  размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения 
(размер  (сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении 
которых  эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в 
соответствии  с  условиями  предоставленного  обеспечения 
исполнение  соответствующих  обязательств  обеспечивается  в 
полном объеме) 

393 714 494

   в том числе по обязательствам третьих лиц 393 

714 

494

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме залога 

16 967 763

   в том числе по обязательствам третьих лиц 16 

967 

763

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме поручительства 

376 746 731

  52

   в том числе по обязательствам третьих лиц 376 

746 

731

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 
составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 
 
 

На 31.03.2016 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

Наименование показателя 

На 31.03.2016 г. 

Общий  размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения 
(размер  (сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении 
которых  эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в 
соответствии  с  условиями  предоставленного  обеспечения 
исполнение  соответствующих  обязательств  обеспечивается  в 
полном объеме) 

347 602 090

   в том числе по обязательствам третьих лиц 347 

602 

090

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме залога 

16 967 763

   в том числе по обязательствам третьих лиц 16 

967 

763

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме поручительства 

330 634 327

   в том числе по обязательствам третьих лиц 330 

634 

327

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 
составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

  

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут 
существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности,  источниках 
финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется. 

 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

 
Политика эмитента в области управления рисками: 
Признавая, что осуществление  деятельности  подвержено воздействию  неопределенностей  в  виде 
рисков,  Компания  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения  достаточных 

  53

гарантий  достижения  целей  и  решения  задач,  поставленных  перед  ПАО «Газпром».  Система 
управления рисками включает все уровни управления и направления деятельности ПАО «Газпром», 
его  дочерних  обществ  и  организаций,  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления.
 
 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков,  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает  собственной 
добычей 62% всех  объемов  поставок  газа  по  ГТС  внутренним  потребителям,  занимает  ведущее 
положение  в  экономике  России.  Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  транспортировке  газа  по 
трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным  законом  Российской  Федерации  «О  естественных 
монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше 50% акций  Компании  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 
Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1 и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  
 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
состоит  в  отношении  ценообразования  из  двух  секторов:  регулируемого  и  нерегулируемого. 
Доминирующим поставщиком газа по регулируемым ценам является ПАО «Газпром».  

В регулируемом режиме, вне зоны действия ЕСГ также функционирует ряд региональных газовых 
компаний.  

Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 
населения  и  промышленности),  так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки 
газа от региона добычи до потребителя. До настоящего времени регулируемые оптовые цены на газ 
не достигли экономически обоснованного уровня, в полной мере учитывающего его потребительские 
свойства, технологические и экологические преимущества газа, а также обеспечивающего условия 
для формирования собственных финансовых, в том числе инвестиционных, ресурсов Общества на 
основе деятельности по газоснабжению потребителей внутреннего рынка. 

Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

 

2011 2012 2013 

 

2014 

 

2015 

Рост цены

15,3 7,9 14,6 7,8  2,8 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

  54

Прогноз 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанный 

Минэкономразвития  России  в  октябре 2015 г.,  предусматривает  следующие  средневзвешенные 
параметры изменения цен на газ в 2016-2018 гг.:  

в среднем за год к предыдущему году, % 

Наименование показателя 2016 

2017 

2018 

Регулируемые оптовые цены, в среднем для 
всех категорий потребителей 

4,9 2,5 3,0 

 

В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам совершенствования ценообразования на газ, в том числе, по формированию обоснованных 
принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые  экономические  условия 
поставок газа на внутренний рынок.  
 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется                        
ПАО  «Газпром»  и  его  предшественниками  более 40 лет  преимущественно  в  рамках  долгосрочных 
контрактов  по  ценам,  в  основном  индексируемым  в  соответствии  с  изменением  мировых  цен  на 
конкурирующие нефтепродукты.  

Эти цены могут претерпевать значительные колебания под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

жидкого топлива на перспективу; 

- способность ОПЕК, а также нефтедобывающих стран, не входящих в эту организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическая ситуация в мире, включая угрозу террористических актов; 
- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 
- цены на альтернативные энергоносители; 
- развитие новой техники и технологии; 
- погодные условия; 
- пересмотр планов по строительству АЭС; 
- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт» - дочернем  обществе  ПАО  «Газпром» - реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется оценка рыночных рисков продаж газа в дальнее зарубежье (методом EaR, включая 
оценку  рисков  цены,  связанных  с  колебаниями  цен  на  сырье - альтернативные  энергоносители, 
газовые  индексы  и  т.д.,  рисков  объема,  связанных  с  тем,  что  покупатели  имеют  гибкость  по 
отбору газа, валютных рисков) и кредитных рисков продаж газа в дальнее зарубежье (определение 
кредитного рейтинга контрагентов, количественная оценка ожидаемых и непредвиденных потерь 
методом CreditVar). 
 
 
Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  
 
На  европейском  рынке  природного  газа  происходят  значительные  структурные  изменения, 
направленные на развитие конкуренции. В 1998 году была одобрена Директива Европейского Союза 
по газу 98/30/EC, которая с 1 июля 2004 г. заменена Второй директивой по газу 2003/55/ЕС (принята 
в  июне 2003 г.).  Как  Первая,  так  и  Вторая  Директивы  были  нацелены  на  либерализацию  газового 
рынка  Евросоюза  путем  расширения  доступа  третьих  сторон  к  газотранспортной  и 
газораспределительной  инфраструктуре  и  установления  публикуемых  тарифов  на  использование 
третьими  сторонами  газотранспортных  сетей  (регулируемый  доступ),  а  также  большей 
прозрачности затрат путем разделения бухгалтерской отчетности по добыче, транспортировке, 
реализации  (маркетингу)  и  хранению  газа. 13 июля 2009 г.  в  ЕС  был  принят  пакет  новых 
законодательных мер по энергетике, предполагающих дальнейшую либерализацию энергетического 

  55

рынка  Евросоюза («Третий  энергетический  пакет»),  в  том  числе  Директива 2009/73/ЕС, 
заменяющая Вторую директиву (Третья Директива). Впоследствии на основе положений Третьего 
энергопакета  ЕС  началась  разработка  сетевых  кодексов  ЕС,  а  также  началась  имплементация 
положений Третьего энергопакета ЕС в национальное законодательство государств-членов ЕС. 

В  качестве  основных  требований  Третий  энергетический  пакет  предусматривает  отделение 
производящих  мощностей  (добывающие - в  случае  природного  газа  и  генерирующие – для 
электроэнергии)  от  транспортных  сетей - газопроводов  или  высоковольтных  линий 
электропередачи  (в  соответствии  с  предусмотренными  Третьей  Директивой  вариантами 
разделения),  правила  о  доступе  третьих  лиц  к  газотранспортной  инфраструктуре,  а  также 
тарифное регулирование транспортировки газа по ней. Данные требования распространяются не 
только на европейские компании, но и на иностранные энергетические концерны, действующие на 
рынке Евросоюза, в том числе ПАО «Газпром». 

Третий энергопакет ЕС вступил в действие в марте 2011 г. (но имел двухлетний адаптационный 
период). 

Следует  отметить,  что 30 апреля 2014 г.  Российская  Федерация  обратилась  во  Всемирную 
Торговую  Организацию  (ВТО)  с  запросом  о  начале  консультаций  с  Европейским  Союзом  и 
государствами-членами  ЕС  в  связи  с  тем,  что,  по  мнению  Российской  Федерации,  отдельные 
положения Третьего энергопакета ЕС, а также меры, принятые в ходе имплементации положений 
Третьего  энергопакета  ЕС  некоторыми  государствами-членами  ЕС,  нарушают  нормы  ВТО  и 
обязательства государств-членов ЕС, принятые ими при вступлении в ВТО. 

Имплементация  положений  Третьего  энергопакета  ЕС  может  затрагивать  интересы  ПАО 
«Газпром».  Защита  инвестиций  ПАО  «Газпром»  в  газотранспортную  сеть  обеспечивается  в 
рамках  международного  публичного  права,  в  частности,  продолжающим  действовать 
Соглашением  о  Партнерстве  и  Сотрудничестве  между  Россией  и  ЕС,  а  также  двусторонними 
соглашениями  о  поощрении  и  взаимной  защите  капиталовложений,  подписанными  Россией 
практически со всеми странами-членами ЕС. 

Еще одним немаловажным аспектом либерализации газового рынка Европы является обеспечение 
энергетической  безопасности  стран-импортеров  газа,  заключающееся  в  стимулировании 
эффективного использования энергии, применении альтернативных источников энергии, а также 
снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника.  

Европейская  Комиссия  опубликовала 25 февраля 2015г. «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого  Энергетического  Союза  с  перспективной  политикой  в  сфере  изменения  климата». 
Основными измерениями Энергетического Союза были провозглашены: 

- Энергетическая безопасность, солидарность и доверие; 

- Полностью интегрированный европейский энергетический рынок; 

- Энергоэффективность; 

- Декарбонизация экономики; 

- Исследования, инновации и конкурентность. 

Существенная  роль  отводится  диверсификации  поставок  природного  газа,  обеспечению 
безопасности поставок и транспарентности поставок газа. Межправительственные соглашения в 
области поставок энергоносителей, по мнению Европейской Комиссии, должны соответствовать 
праву ЕС. Особое значение получает развитие инфраструктуры. 

В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако  пока  неясно,  каким  образом  и  в  какие  сроки  идея 
создания  Энергетического  Союза  будет  реализована,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди 
государств-членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  ЭС  (создание  единого  механизма 
закупок газа, установление единой цены и т.д.). 

Общество признает существование данного риска, однако в настоящее время он оценивается как 
незначительный из-за существенного снижения прогнозных уровней собственной добычи в странах 
Западной Европы на фоне стабилизации спроса на природный газ. 

Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

Вертикально 

интегрированная 

структура 

ПАО 

«Газпром» 

позволяет 

обеспечивать 

гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт 
в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными  долгосрочными 
контрактами.  Нарушение  целостности  ПАО  «Газпром»  и  создание  на  его  базе  независимых 

  56

добывающих,  транспортных  и  других  компаний  приведет  к  разрушению  единой  технологической 
цепочки,  росту  цен  на  газ  для  потребителя  и  увеличению  затрат  производителей,  ослабит 
управляемость газовой отраслью, создаст неопределенность в распределении ответственности за 
поставки газа социально чувствительным секторам газопотребления. Разделение ПАО «Газпром» 
сопряжено с возникновением большого количества рисков, прежде всего для Российской Федерации 
в  целом,  основными  из  которых  являются:  риск  потери  государством  контроля  над 
стратегической отраслью, внешнеполитические риски, риск роста техногенных катастроф и, как 
следствие,  возникновение  угрозы  для  энергетической  безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае 
разделения  компании  существует  вероятность  расторжения  действующих  долгосрочных 
контрактов на поставку газа, которые изначально заключены с вертикально интегрированной, а не 
добывающей компанией. 

Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ПАО  «Газпром»  стремится  в 
долгосрочной  перспективе  сохранить  Группу  Газпром  в  качестве  вертикально  интегрированной 
компании,  обеспечивающей  надежное  функционирование  Единой  системы  газоснабжения, 
включающей добычу, транспортировку, хранение и поставку газа. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

Перспективы  деятельности  ПАО  «Газпром»  связаны  с  реализацией  проектов  в  регионах  со 
сложными и специфическими природно-климатическими и горно-геологическими условиями, в связи 
с  чем  будет  возрастать  и  потребность  в  уникальной  технике,  создаваемой  специально  для  этих 
проектов. 

В  целях  обеспечения  Компании  новой  техникой  требуемого  качества  и  в  необходимых  объемах, 
ПАО «Газпром» на постоянной основе осуществляет деятельность в области НИОКР по созданию 
высокоэффективных  газовых  технологий,  новой  техники  и  материалов.  В  Обществе  действует 
управленческий  и  финансовый  механизм  реализации  полного  инновационного  цикла  и  доведения 
научно-технических разработок ПАО «Газпром» до стадии серийного производства.
  

 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников 

 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне продолжившегося во II полугодии 2015 г. снижения цен на нефть, а также в связи с 
неудовлетворительными результатами проведенных геологоразведочных работ в ряде стран мира, 
внимание к данной тематике в 2015 г. приобрело более сдержанный характер.  
Широкомасштабная  промышленная  добыча  сланцевого  газа  на  данный  момент  осуществляется 
только  в  Северной  Америке,  преимущественно  в  США.  Увеличение  добычи  сланцевого  газа  в  этой 
стране  привело  к  значительному  снижению  цен  на  газ  на  американском  рынке  и  послужило 
толчком к проработке проектов по экспорту газа из США в виде СПГ, пробные поставки которого 
начались  в  феврале 2016 г. (первые  два  танкера  были  направлены  в  Бразилию  и  Индию).  Однако 
значительное  сокращение  абсолютной  разницы  в  ценах  на  природный  газ  на  мировых  рынках 
(прежде  всего,  между  азиатским  и  американским  рынками)  в  среднесрочной  перспективе 
существенно  снизило  экономическую  привлекательность  приобретения  СПГ  с  привязкой  к 
внутренним ценам США.  

В  Европе геологоразведочные работы на  сланцевый  газ  столкнулись  с  сильным  противодействием 
экологов и населения из-за применения технологии гидравлического разрыва пласта (ГРП). Первой 
полный  мораторий  на  применение  этой  технологии  на  своей  территории  в 2011 году  ввела 
Франция, и к настоящему моменту запреты или ограничения на развитие добычи сланцевого газа с 
использованием ГРП действуют в большинстве стран Западной Европы. 

В  Польше  к  середине 2015 г.  все  международные  компании  по  результатам  проведённых 
геологоразведочных  работ  объявили  о  выходе  из  проектов  по  разведке  сланцевого  газа,  и 
большинство  экспертов  признают,  что  опыт  организации  добычи  газа  из  сланцевых  залежей  в 
этой  стране  к настоящему  моменту  следует  признать  неудачным.  В  Украине  проекты 
международных  компаний  по  разведке  и  добыче  сланцевого  газа  в  рамках 50-летних  соглашений  о 
разделе  продукции  не  принесли  положительных  результатов  и  завершились  по  истечении  всего 

  57

нескольких  лет.  В  Великобритании,  несмотря  на  поддержку  государства,  геологоразведочные 
работы на сланцевый газ до настоящего времени проводились крайне низкими темпами и также не 
принесли  положительных  результатов,  что  во  многом  связано  с  активным  сопротивлением  со 
стороны местных жителей. 

С  учётом  текущего  состояния  работ  начало  промышленной  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в 
среднесрочной  перспективе  является  маловероятным.  При  этом  даже  в  случае  возможной 
организации  его  добычи  после 2020 г.  объемы  газа  из  сланцев  не  позволят  кардинально  изменить 
ситуацию на европейском газовом рынке в связи с падением добычи традиционного газа в регионе. 

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определённый  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
ресурсов сланцевого газа в этой стране идёт более низкими темпами, чем планировалось. При этом 
вне  зависимости  от  успешности  достижения  целей  по  наращиванию  добычи  сланцевого  газа 
большинство  экспертов  сходятся  во  мнении,  что  в  среднесрочной  перспективе  КНР  не  удастся 
снизить  свою  зависимость  от  импортных  поставок  газа  так  динамично,  как  это  произошло  в 
США. 

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  значительного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 
 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) 

Многие  страны  в  целях  диверсификации  топливно-энергетических  балансов  проводят  активную 
политику по стимулированию развития электрогенерации на базе ВИЭ (энергия ветра, солнечная 
энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика,  геотермальная  энергия,  низкопотенциальное 
тепло), в том числе путем государственного субсидирования. 

Следствием  подобных  мер  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента  электрогенерации  и 
снижение потребности в газе в основных странах-потребителях. 

В то же время, с развитием технологий в области производства и использования ВИЭ, а также в 
силу  кризисных  финансово-экономических  условий  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция 
снижения  и  значительного  ограничения  предоставления  государственной  поддержки.  Данная 
ситуация благоприятна для возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

ПАО  «Газпром»  ведет  активную  разъяснительную  кампанию  относительно  экономических, 
технологических  и  экологических  преимуществ  использования  газа,  в  том  числе  в 
электрогенерации. Для обеспечения надежности поставок электроэнергии на базе возобновляемых 
необходимо  создание  электрогенерирующих  резервов  на  базе  других  видов  топлива  с  высокими 
требованиями  к  маневренности  оборудования.  С  этой  точки  зрения  именно  природный  газ 
является  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поддержку 
производства электроэнергии из возобновляемых источников. 
 
 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..